Скользко — это не только гололед, причины появления которого известны всем (и который, вполне возможно, ожидает нас в ближайшее время). Подскользнуться автомобиль может и на свежем снегу, и на излюбленной нашими властями снежной каше вперемешку с реагентами, и на тонком слое жидкой грязи, покрывающей асфальт в межсезонье. В общем, одна из главных проблем для водителя — неуправляемый занос — может возникнуть совершенно неожиданно. Uralweb.Ru напоминает екатеринбургским пилотам самые простые способы справиться с этой нештатной ситуацией.
Скользкое покрытие — лишь фон для развития неожиданного заноса. Как правило, причиной его становится сам водитель, самонадеянно не снизивший скорость перед входом в поворот, склонный к опасным и агрессивным перестроениям либо любящий резкие торможения (особенно в повороте) или не менее резкие старты. Конечно, выбросить машину из полосы может и подвернувшаяся под колеса обледенелая колея, что изредка встречается даже на основных магистралях Екатеринбурга, но и в этом случае главный союзник водителя — осторожность и трезвая оценка ситуации.
Еще одна часто встречающаяся причина зимней потери управляемости — это неправильный выбор резины. Как говорят специалисты, использование изношенных покрышек со стершимся протектором, не той размерности или просто не соответствующих сезону, может серьезно повысить риск неожиданно попасть в занос. И уж в этом случае обвинить кого-то постороннего в собственных неприятностях точно не получится. Зима в целом — достаточно стрессовое время для водителя, поэтому появление на дорогах снега и льда следует воспринимать как намек на необходимость быть особенно внимательным.
Видео:Шиномонтаж Магнитогорск. Ремонт бокового пробоя.Скачать
Передний привод
Но что делать, если нештатная ситуация все же возникла, автомобиль несет куда-то по его собственной воле, а отбойник или кювет неотвратимо приближаются? Сергей Жарков, руководитель школы контраварийного вождения X-Auto считает, что главное в этом случае — не паниковать. Универсальный совет для автомобиля с любым типом привода состоит в оперативном повороте руля в сторону заноса и минимальных манипуляциях с педалями. Основное, чего специалисты не рекомендуют делать во время развития заноса — это резко тормозить: манипуляции с педалями могут лишь усугубить ситуацию и увеличить вероятность разворота автомобиля поперек дороги. Впрочем, если речь идет о переднеприводном автомобиле, то манипуляции с педалью газа могут и помочь.
Сергей Жарков, руководитель школы контраварийного вождения X-Auto:
Это очень сложно, противоестественно для человека — когда машина несется боком, человеку страшно и очень хочется затормозить. Но тормозить в такой ситуации нельзя, потому что это приведет к развороту. Наоборот, надо заставить себя нажать газ, что ускорит стабилизацию автомобиля. Иногда даже можно не выворачивать руль, достаточно просто как следует «поддать газу», чтобы спровоцировать пробуксовку ведущих колес, и автомобиль выпрямится. Заставить себя сложно, и этот маневр без практики с первого раза выполнить не получится. Лучше заранее где-то в безопасном месте потренироваться.
Специфика переднеприводного автомобиля — расположение ведущих колес, благодаря которому такой автомобиль способен вытягивать из заноса сам себя, словно Мюнгхаузен из болота. Но водителю, попавшему в подобную ситуацию, придется сделать над собой значительное усилие, так как от него потребуется проявить не только характер, чтобы не утопить педаль тормоза, но и скорость реакции, чтобы исключить риск циклического заноса. За несколько мгновений до стабилизации автомобиля придется оперативно повернуть руль в такое положение, при котором управляемые колеса встанут прямо — в этом случае повторного заноса в обратную сторону можно избежать.
Специалисты говорят, что новичку, не бывавшему в таких передрягах, с первого раза среагировать правильно бывает очень сложно. Идеальный вариант — предварительные тренировки в безопасных местах до того уровня, чтобы нужные навыки превратились в рефлексы. Обучение подобным маневрам сродни изучению боевых искусств: и там, и там верные движения доводятся до автоматизма, когда их запоминает уже не мозг, а непосредственно мышечная система и вестибулярный аппарат.
Видео:Ремонт бокового пореза шины - это бомба замедленного действия, но монтажники будут советоватьСкачать
Задний привод
Все вышесказанное в известной степени справедливо и для полноприводного автомобиля, большинство из которых, к слову, сейчас в тепличных условиях имеют привод на переднюю ось. А вот у заднеприводных машин, которых на наших дорогах тоже немало, есть своя специфика — ведь их колеса не «тянут» автомобиль за собой, а «толкают» его. Соответственно, в этом случае неаккуратная работа с газом может спровоцировать занос буквально на ровном месте — при чересчур активном старте со светофора, например.
Читайте также: Какую шину выбрать для снега
Соответственно, если общие и универсальные правила борьбы с заносом для заднеприводного автомобиля будут аналогичными — руль в сторону заноса и никаких торможений — то манипуляции с педалью газа только усилят стремление машины развернуться поперек дороги.
Сергей Жарков, руководитель школы контраварийного вождения X-Auto:
На заднем приводе бороться с заносом сложнее всего, так как в этом случае противодействовать можно только рулем — общеизвестный поворот руля в сторону заноса и ожидание момента, пока не прекратится скольжение. При этом очень важно в нужный момент быстро и вовремя поставить управляемые колеса прямо. Если этого не сделать, на высокой скорости один занос может перейти в другой, и мы получим так называемый «ритмический» занос с увеличивающейся амплитудой. Погасить его гораздо сложнее.
Интересно, что в состоянии заноса на скользком покрытии автомобиль воспримет, как команду «вильнуть хвостом» любое торможение — будь то педалью или двигателем. Резкий сброс газа в повороте, когда двигатель работает на высоких оборотах, будет понят автомобилем точно так же, как и удар по педали тормоза. Поэтому еще один универсальный совет по управлению автомобилем на скользком покрытии — максимально плавные действия. Стоит избегать любых резких движений. Конечно, может быть, что к собственной безопасности водитель относится спустя рукава, но в этом случае ему все же стоит подумать о тех, кто движется по дороге рядом с ним.
Видео:Ремонт боковых порезов шин.Скачать
Центробежная сила против покрышек. Испытываем, на какой скорости войдут в крутой поворот шины
Представьте типичный «клеверный» съезд с МКАД. На какой максимальной скорости вы рискнете его проехать, причем так, чтобы не уйти в занос? 40, 50, 60 км/ч? А если проезжая часть мокрая? Загоняя автомобиль в крутой поворот, обычно проверяют поперечную устойчивость транспортного средства. Но мы решили таким образом оценить свойства шин: на какой скорости они позволят удержать заданную траекторию? Получилось динамично и местами весело!
Видео:Отличие китайской шины от российскойСкачать
Условия испытания: мокро и круто
Подобные тесты проводятся для оценки устойчивости и управляемости автомобиля в критичном режиме движения. Понятно, что многое зависит от подвески и ее настройки, загруженности машины и прочих параметров. Но шины тоже играют не последнюю роль. Нам показалось, что испытание на поворот будет показательным.
Итак, исследуем способность покрышек сохранять сцепные свойства в поперечном направлении при вхождении в поворот. На какой максимальной скорости они позволят пройти специальную траекторию?
Тесты проводятся на Республиканском полигоне для испытания мобильных машин (более известен как «Липки»). В нашем распоряжении — пять комплектов «зимы» и один — «лета».
Перед стартом шины проходили небольшую обкатку (до 100 км), устанавливалось и проверялось давление в них (2,2 бара). Система ESP не отключалась (с отметки в 40 км/ч и выше она включается автоматически).
В течение трех дней сохранялась стабильная погода, и все комплекты тестировались в схожих условиях. Температура воздуха составляла +5—6 градусов по Цельсию (дорожного покрытия — +7—8), дул слабый ветер.
Обычно такие испытания проводятся на сухом покрытии. Мы же усложнили задачу и попросили полить асфальт.
Теперь о спецучастке. Представьте себе треть окружности. От условного центра до внешней границы, вблизи которой пройдут левые колеса автомобиля, — 35 метров. Задача водителя — выписать дугу в 120 градусов и не выйти за пределы коридора.
При этом нужно определить максимальную скорость, на которой возможно проехать по данному радиусу. Мастерство водителя-испытателя должно быть на высоте.
— Алгоритм простой: выставляю ограничитель скорости, а срывы компенсирую рулем, — объясняет Юрий Краснов, который выступает в наших шинных тестах водителем-испытателем. — Если удалось пройти, то повышаю отметку ограничителя на 1—2 км/ч. В случае неудачи повторяем попытку.
Специального оборудования для фиксации результатов не требовалось. Если автомобиль не выходил за рамки коридора, то скорость считали зачетной. В случае когда попытка проваливалась, заезды повторяли несколько раз. Таким образом устанавливалась наибольшая скорость прохождения поворота.
Читайте также: Шины yokohama iceguard g075 235 60 r18 107q
Видео:Какая резина лучше:Шипы или Липучка?Скачать
Premiorri ViaMaggiore Z Plus
Украинские шины Premiorri ViaMaggiore Z Plus попали в тест как самые дешевые покрышки, подходящие для Renault Arkana. По результатам торможения на мокром асфальте и базальте (покрытие имитирует гололедицу) они оказались в конце нашего списка. Зато в акустических испытаниях проявили себя как не самые шумные.
Что насчет сцепных свойств? Как отмечает производитель — компания «Росава» (ранее Белоцерковский шинный завод), — особенностью этой модели является повышенная жесткость боковых блоков, увеличивающая устойчивость в поворотах и при перестроениях. Как раз эту характеристику мы и намерены проверить.
— Первая попытка на 60 км/ч, — объявляет Юрий Краснов и легко проходит радиус. Хотя если бы испытания проводились не на закрытой территории, а в реальных дорожных условиях, эта скорость не казалась бы такой уж безопасной.
Теперь ограничитель установлен на 62 км/ч. Но, увы, автомобиль выходит за границы коридора, сбивая фишку. Пока незачет.
Раздухарившись, еще один водитель (в испытаниях нам помогал профессиональный испытатель) решает попробовать бóльшую скорость. Стрелка спидометра замирает на отметке 65 км/ч. Однако в самой критичной точке вновь происходит срыв.
Понижаем ставку до 63 км/ч, но и это не помогает: две фишки повержены. Еще одна попытка для этой же скорости тоже оборачивается неудачей.
А вот следующий заезд — на 62 км/ч — успешный. «На грани, но прошел, — радуется водитель. — Больше никак не сможем».
Этот результат (62 км/ч) считаем проходным.
Видео:Ошибки при покупке резиныСкачать
HIFLY Win-Turi 212
«Переобуваем» кроссовер в шины китайского бренда HIFLY (модель Win-Turi 212). Несмотря на некоторую предвзятость автомобилистов к продукции из КНР, эти покрышки неплохо проявили себя при торможении. При этом в акустическом тесте они вели себя шумновато (по сравнению с остальными участниками испытаний).
Изготовитель кратко описывает характеристики шины, упоминая сцепные свойства при повороте. Детали нам предстоит выяснить.
При 62 км/ч автомобиль проходит спецучасток как по маслу. Ни одна фишка даже не шелохнулась.
Повышаем отметку на 2 км/ч. Машина вновь легко выписывает заданную траекторию.
Ориентируем спидометр на 66 км/ч, однако попытка идет в незачет: автомобиль вылетает за пределы коридора, обозначенного фишками.
А вот следующий заезд (также на 66 км/ч) — зачетный. Браво водителю!
Юрий Краснов не останавливается, заявляя 67 км/ч. Опять успешно.
Несколько попыток предприняты, чтобы взять высоту в 68 км/ч. Но с каждым разом становится все более очевидно, что это нереально. Шины скрипят, машина уходит в сторону.
Получается, что в этих условиях 67 км/ч для Win-Turi 212 — это предел.
Видео:Как ставить асимметричные #шины? #автоСкачать
Viatti Bosco S/T V-526
Следующие на старте — российские покрышки Viatti Bosco S/T V-526. Крепкий середнячок показал не лучшие результаты при торможении (но и не худшие). В то же время шины из РФ оказались самыми тихими во время звукового испытания.
«Шины сохраняют возможность уверенного вождения и даже скоростных поворотов в самых неблагоприятных с точки зрения состояния дороги условиях. Это возможно благодаря технологии VRF (variable rigidity of the framework — переменная жёсткость боковины) — шина адаптируется к покрытию», — сказано на сайте дистрибьютора продукции.
Юрий Краснов начинает со скорости в 62 км/ч и выигрывает. Рискнул бы он так заходить, например, на кольцевую дорогу?
Вторая попытка. Спидометр показывает 64 км/ч. Кажется, автомобиль вот-вот сорвется с оси. Но водителю удается удержать машину в красном коридоре.
А вот отметка в 66 км/ч не поддается. Раз за разом автомобиль задевает фишки.
Понижаем ставку до 65 км/ч. Снова бело-оранжевые конусы летят в стороны. Незачет. И опять, и опять.
— Срывает машину. — чуть не всхлипывает водитель. Что ж, в таблицу результатов для Viatti Bosco S/T V-526 записываем 64 км/ч.
Видео:топ бюджетных зимних шин на 2022/2023 зимний сезонСкачать
Tigar SUV Winter
Продукция из Сербии Tigar SUV Winter показывала класс во время предыдущих испытаний, особенно при торможении на базальте. Постепенно эта модель стала одним из лидеров нашего шинного теста.
Читайте также: Зимние шины для нивы в рязани
На русскоязычном сайте изготовителя покрышек указано, что модель надежна на мокрых дорогах и эффективно предотвращает аквапланирование.
Водитель задорно объявляет успешные попытки и скорость: «60 км/ч, 64 км/ч, 66 км/ч».
А вот при 68 км/ч происходит незачет: две фишки улетают в сторону.
Щупаем ту самую проходную скорость. Выходит, что это 67 км/ч. «Видно, что машина на грани срыва», — рапортует Юрий Краснов.
Видео:Ремонт грыжи #шиномонтаж #шипы #шины #шиныдискиСкачать
Nokian Hakkapeliitta R3 SUV
Наступает черед премиум-сегмента. На дисках — Nokian Hakkapeliitta R3 SUV, которым пока не предоставился шанс проявить себя. Для «скандинавов» переходный период с его плюсовыми температурами не самое выдающееся время.
Как заверяет изготовитель шин, дополнительные кромки обеспечивают отличное продольное и поперечное сцепление. А центральное ребро шины, которое прорезано ламелями с чередованием глубины нарезки, позволяет одновременно обеспечить надежное сцепление за счет наличия необходимого количества ламелей и улучшить управляемость автомобиля на высоких скоростях за счет устойчивости жесткого ребра к нагрузкам.
Первый заезд удачный: фиксируем 64 км/ч. Вторая попытка — на 66 км/ч — тоже. Хотя резина предательски скрипит на мокром асфальте, готовая вот-вот сорваться.
Юрий Краснов повышает скорость до 68 км/ч и сбивает фишки. А на 67 км/ч автомобиль вообще уходит за пределы трассы.
Сколько ни бился наш водитель, более 66 км/ч не вышло.
Видео:Вулканизация. Ремонт бокового пореза. МагнитогорскСкачать
Bridgestone Dueler H/P Sport
Штатные Bridgestone Dueler H/P Sport относятся к летним шинам и были включены в тесты для сопоставления результатов. Самое удивительное, что при торможении на мокром асфальте они продемонстрировали лучший результат. Для нас это было не меньшим сюрпризом, чем для читателей. И тем не менее.
Заезды на 62, 63, 64 км/ч — удачные.
Тогда водитель повышает скорость до 68 км/ч. И проходит траекторию!
— Неплохие шины! — не удерживается от комплимента испытатель.
На спидометре 70 км/ч, шины выдают характерное «гым-гым-гым», кузов автомобиля предательски кренится, но зачет! Это лучший показатель за время испытаний на поворот.
Однако высота в 72 км/ч не поддается: фишка сбита.
— Сейчас пощупаем 71 км/ч, — предлагает водитель, но опять-таки выходит за границы трассы. Так повторяется еще несколько раз.
Оставляем 70 км/ч как зачетный вариант.
Таблица результатов
Premiorri ViaMaggiore Z Plus (зимние) | HIFLY Win-Turi 212 (зимние) | Viatti Bosco S/T V-526 (зимние) | Tigar SUV Winter (зимние) | Nokian Hakkapeliitta R3 SUV (зимние) | Bridgestone Dueler H/P Sport (летние) | |
Максимальная скорость прохождения испытания на поворот | 62 км/ч | 67 км/ч | 64 км/ч | 67 км/ч | 66 км/ч | 70 км/ч |
Уровень шума при постоянной скорости 50 км/ч | 59,2 дБ | 60,4 дБ | 59,2 дБ | 59,4 дБ | 59,1 дБ | 60,8 дБ |
Уровень шума при постоянной скорости 60 км/ч | 59,4 дБ | 60,7 дБ | 59,2 дБ | 60 дБ | 59,8 дБ | 61,2 дБ |
Уровень шума при постоянной скорости 90 км/ч | 64 дБ | 64,2 дБ | 63,8 дБ | 64 дБ | 64,6 дБ | 63,9 дБ |
Уровень шума при постоянной скорости 120 км/ч | 67,9 дБ | 68,4 дБ | 66,4 дБ | 67,8 дБ | 68,8 дБ | 67,4 дБ |
Средний тормозной путь с 40 до 0 км/ч на мокром базальтовом покрытии | 34 м | 27,7 м | 28,2 м | 25,8 м | 30,2 м | 28,3 м |
Средний тормозной путь с 80 до 0 км/ч на мокром асфальте | 38,7 м | 30,3 м | 36,3 м | 31 м | 34,6 м | 28,3 м |
Уже второй раз лидерами испытаний становятся летние Bridgestone. Этот результат можно расценивать как угодно, но очевидно, что при плюсовой температуре на мокром асфальте они проявили себя лучше всех: что при торможении, что при вхождении в поворот.
Напоминаем, что с 1 декабря по 1 марта автомобили общей массой до 3,5 тонны включительно могут передвигаться только с зимними шинами (п. 207 1 ПДД). Госавтоинспекция в свою очередь напоминает об ответственности: предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины.
Ну а наш шинный цикл продолжается: две следующие публикации будут посвящены топливной экономичности и разгону на базальте.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎥 Видео
Быстрый ремонт шин 😎😎😎#shortsСкачать
БОКОВОЙ ПОРЕЗ ШИНЫ. Стоит ли делать РЕМОНТ ШИНЫ при БОКОВОМ ПОРЕЗЕ? Срочно на шиномонтаж?Скачать
Ремонт бокового пореза. Обучающее видеоСкачать
КАК УБРАТЬ ЛЮБУЮ ЦАРАПИНУ НА ПЛАСТИКЕ ЗА 5 МИНУТ?Скачать
какие шины делает бывший завод НокианСкачать
ТОП—10. 🚍Лучшая зимняя резина для автомобиля. Рейтинг 2023 года!Скачать
Правильно ремонтируем боковой порез легковой шины BRIDGESTONE 195/65 R15 c гарантией для клиента.Скачать
Ремонт ШИНЫ (КОЛЕСА)Скачать
Ремонт Бокового Пореза Покрышки, Даем гарантии на все наши работы !Скачать
Ремонт боковых порезов шин.Скачать