Мы обычно не задумываемся о том, что движение автомобиля по дороге в огромной степени определяется небольшим пятном контакта. Пятно контакта – то, что находится в месте соприкосновения шины с дорогой. Если его — этого соприкосновения — не будет, то машина станет абсолютно неуправляемой. Если в пятне контакта будет плохое сцепление, плохой водоотвод, плохая самоочистка неизбежно плохое поведение машины на дороге. Обратное тоже верно.
Все законы физики относящиеся к автомобилю на дороге действуют и на трактор. Да, у трактора ниже скорость, да, он не такой маневренный, но с другой стороны трактор выполняет гораздо больший спектр работ чем автомобиль. Причем трактора работают не только на дорогах, но и на полях, на стройках, на заводах и т.д. Для разных применений используются шины с разным рисунком протектора.
В России используются две основных системы классификации рисунка тракторного протектора: TRA и народная. TRA – Tire and Rim Association – американская система создающая стандарты для дисков и шин. Народная – метко подмеченные отличительные черты протектора понятные каждому владеющему русским языком.
Самый популярный рисунок тракторной шины – R-1 (по TRA) он же «елка» (народное название). Более полувека назад изобретенный и с тех пор непрерывно модернизируемый, он сочетает в себе три самых важных вещи для работы вне дорог: высокую тягу, способность к самоочистке и не слишком высокое уплотнение почвы. Однако, при использовании не на ведущих колесах (где не нужна тяга) или на дороге (где не нужны самоочистка и забота о почве) проявляются минусы рисунка: не слишком высокая износостойкость, так как в пятне контакта много «пустот», не слишком хорошая управляемость, сопротивление качению увеличивающее расход топлива и вибрация изнашивающая детали трактора. В самом буквенном коде R зашифрована «специализация» этой шины – Rear – задняя (ведущая) ось трактора.
Для передних, управляющих, колес тракторов 2 WD хорошо подходит шина с рисунком F-1 (по TRA) она же «продольное ребро» (по народной классификации). «Специализация» этого рисунка – управляющие колеса. Хорошая управляемость за счет непрерывного центрального ребра, низкое сопротивление качению, низкая вибрация. Однако, на поле в грязи проявляются его минусы: практически полное отсутствие самоочистки и достаточно высокое удельное давление на грунт. Как и в прошлом рисунке, в названии этого тоже зашифровано применение – Front – передняя шина.
На несущих колесах небольших тракторов иногда используют шины I-1 (по TRA) или, по народной , «продольные ребра», именно ребра, а не ребро . Это прицепные, а не тракторные шины, в названии их тоже посыл к применению I – implement – сельхозприцеп. Отличие от шины F-1 как в количестве (их больше), так и в глубине ребер (она меньше). Из-за этого снижается удельное давление на почву и увеличивается износостойкость шины.
Есть «подвид» рисунка I-1 который называют «продольные волны». Это тоже прицепные, а не тракторные шины, и их тоже изредка ставят на малые тракторы. Отличаются немного большей устойчивостью к боковому сносу при поворотах.
Как индустриальные, так и сельскохозяйственные трактора в последнее время все чаще и чаще работают на шинах с рисунком «клюшка». «Клюшка» — это логичное развитие «елки» сохраняющее ее достоинства и убирающее недостатки. Шина на дороге работает центральной частью протектора, а вне дороги боковыми. Соответственно, в центральной части существенно добавилось резины, что снизило вибрации при движении по дороге, уменьшилось истирание протектора. При этом боковые части как работали вне дорог, так и работают.
Читайте также: Шины для тойота рав 4 2002
Для работы на дорогах создан рисунок «шашка» отличающийся максимальным количеством резины в пятне контакта. По сути это сплошной протектор с канавками для водоотвода. Основное преимущество – долгий срок службы.
Остальные рисунки тракторных протекторов еще не обрели своих народных названий и, может, если вам понадобиться такая шины, вы и станете автором названия.
Видео:Чем тракторная резина лучше экстремальной? Зачем нарезают? Как выбрать?Скачать
Характеристики и виды сельхоз шин
Введение различного вида маркировки сельхоз шин затруднило их выбор специалистам, ведущим ремонт сельхозтехники, по каталогам, размещенным в интернете.
Видео:Топ 3 варианта колёс на самоделкуСкачать
Классификация сельхоз шин
Покрышки для сельскохозяйственной техники можно классифицировать на:
Ведущие колеса должны иметь рисунок протектора повышенной проходимости. Устанавливаются на заднюю ось тракторов, а также управляемые колеса комбайнов. Возможна установка на переднюю ось тракторов повышенной проходимости. Нормативные документы разрешают также устанавливать такие шины на несущие колеса сельскохозяйственных машин и орудий.
Направляющие колеса устанавливаются на переднюю ось тракторов и заднюю комбайнов.
Несущие колеса предназначены для установки на прицепы и сельскохозяйственные орудия (машины).
Видео:Самый дешёвый регрувер для нарезки протектора шин.Скачать
Протектор сельхоз шин
Качественную эксплуатацию сельскохотехники нельзя обеспечить без правильно выбранного протектора. Производители покрышек предлагают большое разнообразие рисунков.
«Елочка»
Сельхоз шины «Елочка» в каталоге имеют индекс R-1. Рисунок протектора представляет собой 2 ряда ребер, расположенных под углом. Первоначально производители покрышек применили ребра, расположенные поперек колеса, что значительно улучшило тяговые усилия тракторов.
Однако владельцы техники, в процессе эксплуатации, столкнулись с сильной вибрацией и резким увеличением расхода топлива, так как шина не катилась, а преодолевала препятствия в виде ребер. Вибрация же приводила к частым поломкам узлов и деталей тракторов и комбайнов.
Конструкторы Бриджстоун предложили решение проблемы путем расположения ребер под углом 20-30 градусов по отношению к колесу, что позволило иметь:
- высокую тягу;
- низкий коэффициент уплотнения почвы работающей техникой;
- хорошую проходимость на полях из-за способности колеса самоочищаться.
Минусы рисунка проявляются только при езде по дорогам с твердым покрытием (гравийные дороги, асфальт):
- быстрый износ протектора;
- плохая управляемость из-за малой площади контакта колеса с дорогой;
- увеличенный расход топлива из-за возрастания сопротивления качению;
- вибрация, ведущая к частым поломкам.
Продольное ребро
Шины с продольным ребром маркируются F-1. Ставятся на управляющие колеса. Имеют:
- хорошую управляемость;
- низкий уровень сопротивления качению;
- плавный ход (вибрация отсутствует).
К недостаткам относятся:
- «замыливание» (отсутствует очистка колес от грязи), что сказывается на тракторах с ведущим передком;
- высокое давление на грунт (остается колея на почве).
Продольные ребра
Сельхоз шины с продольными ребрами имеют, в отличие от покрышки F-1, два продольных ребра, с меньшей глубиной рисунка. Им присвоен индекс I-1. Предназначена шина для установки на прицепах. Хорошо держит дорогу, имеет низкое удельное давление на почву. Устойчива к истиранию на дорогах.
Для справки: расшифровка индексов шин:
- R – для заднего колеса;
- F – переднего;
- I – прицепов сельскохозяйственной техники.
Читайте также: Какие шины с металлокордом
У покрышек I-1 есть подвид, который условно можно назвать «продольные волны». Их ставят не только на прицепы, но и на микротракторы.
«Клюшка»
Протектор «Елочка» нашел свое развитие в рисунке, когда ребра напоминают клюшку. Отсюда и название – «Клюшка».
Изменение конфигурации ребра сохранила достоинства материнского рисунка, и убрало недостатки. На дороге колесо работает центральной частью протектора, на почве с помощью боковых грунтозацепов.
Специально для сельхозтехники, работающей на дорогах, стали использовать рисунок, напоминающий шашечки. Пятно контакта у такой покрышки оптимальное, что сохраняет топливо, и увеличивает жизнь колеса.
Видео:тракторные шины самостоятельная нарезка протектораСкачать
Маркировка сельхоз шин
Каталоги указывают размеры сельхоз шин в старой (дюймах) и новой, метрической индексации.
Соотношение размеров следующее:
- шина R 10 – 254 мм;
- сельхоз шины R13 – 330 мм;
- покрышка 15 дюймов – 381 мм;
- сельхоз шины R16 – 406 мм.
Шины для сельхозтехники с/х 16.5/70-18 Ведущие колеса и шины для прицепов имеют различную маркировку. Расшифровка надписи на боковине ведущего колеса 7.50/75 — 18 SL 6PR 97 А8 означает:
- 50 – ширину покрышки в дюймах;
- 75 – высоту профиля;
- «-» – диагональный тип шины. Если на этом месте стоит R – шина радиальная;
- 18 – посадочный размер в дюймах (размер диска);
- SL – шины только для сельскохозяйственной техники;
- 6PR – количество слоев корда;
- А8 – индекс скорости.
Буква L на втором месте означает низкопрофильную шину.
На боковине шин для сельскохозяйственных орудий и машин можно встретить надпись: 12.5 L – 15 FI C.
Расшифровка следующая:
- 5 – ширина шины в дюймах;
- L – низкопрофильная резина;
- «-» – диагональный тип;
- 15 – посадочный размер в дюймах;
- FI – допускается транспортировка по дорогам общего назначения;
- С – покрышки повышенной грузоподъемности.
В метрической системе индексации размеры сельхоз шин можно рассмотреть на примере надписи 600/65 R 28 142 А8.
Цифры и буквы обозначают:
- 600 – ширина шины в миллиметрах;
- 65 – высота профиля в мм;
- R – радиальный тип шины, D – диагональный, В – диагональный с брекерными слоями;
- 28 – посадочный диаметр в дюймах;
- 142 – индекс нагрузки (максимально допустимый вес на одно колесо);
- А8 – индекс скорости.
Иногда в каталоге можно увидеть позицию: сельхоз шины Ф 122. Обозначение Ф 122 присвоено модели повышенной проходимости 5.50-16. Устанавливается на малогабаритную технику и свеклоуборочные комбайны КСК-6.
Ориентируясь в типах и маркировке сельхоз шин можно выбирать их в удаленном доступе, через интернет, когда рядом нет менеджера компании-продавца покрышек.
Видео:Шина размер 9. 5-16 для мини тракторов, сделано в Корее.Скачать
Виды протектора шин для спецтехники
Подбор резины для трактора или погрузчика — это ответственная задача. Ключевую роль играет решение, какой протектор шин для спецтехники будет выбран. Именно от типа протектора зависит удобство, безопасность и эффективность работы техники. Если открыть любой каталог специализированных шин, то можно увидеть большое разнообразие резины для тракторов и погрузчиков. Продукция отличается размерами и техническими характеристиками. Каждая модель шины оснащена индивидуальным рисунком протектора, который ориентирован на определённые условия эксплуатации.
Видео:Тракторная резина на мотоблок под жигулевские дискиСкачать
Протектор шины – что это и какие функции выполняет
Протектор шины – это элемент конструкции колеса, выполняющий функцию грунтозацепа в пятне контакта с автодорогой. Кроме этого, протектор выполняет роль защиты от внешних повреждений (проколы, порезы, разрывы). Для спецтехники используется рисунок с крупными блоками протектора, что повышает прочность колеса и проходимость.
Технология производства шин довольно сложная, несмотря на кажущуюся простоту изделия. Чтобы добиться определённых эксплуатационных характеристик, инженеры проводят длительные и скрупулёзные исследования. Ежегодно, на рынок продаж выходят новые модели шин для спецтехники, которые обладают улучшенными качествами по сравнению с параметрами предыдущих моделей. При разработке, основное внимание инженеров концентрируется на таких факторах, как:
- повышенная устойчивость к истиранию;
- продолжительность срока эксплуатации;
- улучшенная проходимость.
Последний пункт особенно важен для разных сельскохозяйственных отраслей. Усиленный и глубокий протектор на колёсах, позволяет эксплуатировать спецтехнику в сложных условиях и на различном ландшафте. Поэтому, проходимость играет ключевую роль при выборе колёс владельцами спецтехники для работы. Кроме этого, шины подлежат испытаниям, имитирующие различные климатические условия и тесты на грузоподъёмность. Таким образом, это позволяет спецмашинам соответствовать техническим параметрам и справляться с поставленной задачей.
Видео:Нарезать протектор на резине-самый простой способ!!!Скачать
Виды протекторов шин для спецтехники
Эксплуатационные требования, позволяют изготовителям колёс разрабатывать оптимальные характеристики грунтозацепов. Как следствие, появились виды протектора шин для спецтехники, которые наиболее подходят для тех или иных условий работы.
Каждый протектор наделён индивидуальным наименованием:
- «Клюшка» — Один из распространённых протекторов среди дорожно-строительной техники во всём мире. Блок имеет форму, напоминающую букву «Г». Они размещены на покрышке в зеркальной последовательности. Главное преимущество такого рисунка – тяговые характеристики. Шины с таким протектором оснащают такие виды техники, как: трактора, погрузчики, ковшовая техника.
- «Шашка» — протектор приспособлен для частого использования на асфальтированных дорогах. Такой рисунок часто встречается на погрузчиках, работающих в цехах. Колёса с «шашкой» менее проходимы, чем с «клюшкой». Однако, блоки протектора мощные, что позволяет обеспечить повышенную устойчивость к проколам и порезам. Кроме этого, шины с «шашкой» обладают продолжительным сроком эксплуатации.
- «Волна» — специально разработанный протектор для подземных и фронтальных погрузчиков, грейдеров и карьерных самосвалов. Благодаря волнистой форме блоков, спецтехника обладает повышенной тягой. Покрышки достаточно жизнестойкие и максимально защищены от внешних повреждений.
- «Ёлка» — протектор наиболее знаком многим, так как именно он встречается на преобладающем большинстве тракторов. Его разработали для сельскохозяйственной техники, которая работает в поле на мягком грунте. Широкие грунтозацепы свободно самоочищаются при движении и оснащают технику мягкостью хода. Кроме тракторов, «ёлка» часто встречается на комбайнах и аграрных погрузчиках.
- «Прерванная волна» — протектор разработан для эксплуатации в заболоченной и труднопроходимой местности. Это рисунок совместил в себе характеристики «волны» и «клюшки». Шины с таким протектором устанавливают на лесозаготовительную технику: харвестеры и форвардеры.
- «Черепаха» — протектор предназначен для эксплуатации в карьерах на каменистой местности и агрессивных покрытиях. Благодаря широким грунтозацепам, колесо обладает повышенной защитой от внешних повреждений. Срок эксплуатации, таких шин, довольно продолжительный.
Мы разобрались какой бывает протектор. Учитывая условия работы и ландшафт местности, владелец спецтехники свободно определится с предпочтением. Какой выбрать тип шин, также можно подсмотреть в инструкции по эксплуатации своего трактора или погрузчика.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎬 Видео
Зубастая резина своими рукамиСкачать
Как восстанавливают старые шины, для повторного использованияСкачать
Как сделать резину ёлочка из хлама своими руками.Скачать
Какая шина лучше Российская или Белорусская? Проверка временемСкачать
Почему опытные трактористы не ставят резину ёлочка?Скачать
ШИНЫ НЕ БУДУТ ТРЕСКАТЬСЯ ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ТАКСкачать
Шины для тракторов, от компании Котамото.Скачать
Поставь правильные шины на свой минитрактор!!!Скачать
Протектор "ЁЛОЧКА" своими руками. High-terrain wheels for off-road driving.Скачать
Я-324 нарезка для УАЗаСкачать
Самодельный прибор, с помощью которого можно делать из обычных шин, вездеходные!Скачать
ШИНЫ ДЛЯ МИНИТРАКТОРОВ РАЗМЕР 8-16 СЕЛЬХОЗШИНЫ СРАВНЕНИЕ ЗАДНИЕ И ПЕРЕДНИЕ (КОТАМОТО).Скачать
Резина на ниву NORTEC TS-01Скачать