Шины слики в формуле 1

Первый чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1» состоялся в 1950 году – целых 69 лет назад. Если посмотреть на автомобиль Alfa Romeo 158 победителя Чемпионата, итальянца Джузеппе Фарина, то можно обратить внимание, что диагональные шины Pirelli размерности 5,50×17″ спереди и 7,00×18″ сзади на том автомобиле напоминали обычные дорожные, а пилот даже не был пристегнут ремнем безопасности.

Шины слики в формуле 1

Alfa Romeo 158. Изображение: Wikipedia

Вместе с тем, оснащенный полуторалитровым 350-сильным V8 с приводным компрессором, тот автомобиль был способен разгоняться до 290 километров в час! Неудивительно, что гибель гонщиков во время состязаний тогда не была чем-то из ряда вон выходящим. С годами автомобили «Формулы-1» постоянно прогрессировали, разумеется, шин это тоже касалось.

Шины различной ширины

Инженеры постоянно работали над аэродинамикой автомобилей, их мощность росла. Вот почему уже к началу шестидесятых годов задние шины автомобилей «Формулы-1» были сильно шире передних. Более компактные передние шины снижали коэффициент лобового сопротивления, а широкие задние помогали максимальной передаче крутящего момента на трассу.

Увеличение ширины шин увеличивало пятно контакта, и, следовательно, коэффициент сцепления с поверхностью, позволяя сделать автомобиль быстрее как при разгоне, так и в повороте. К тому же, в 1966 году регламент разрешил применение массивных и мощных объемных трехлитровых двигателей. «Формулы» росли в размерах, как и их шины – в ширине.

Появление сликов

Пожалуй самым важным моментом в истории эволюции шин «Формулы-1» стало появление сликов. Первой компанией, предложившей радикальное улучшение зацепа за счет отказа от рисунка протектора, стала американская марка Goodyear, представившая слики в сезоне 1971 года. Неудивительно, что новинка пришла именно из США – за морем к тому моменту слики использовали уже два десятилетия в гонках драгстеров.

Шины слики в формуле 1

Слики GoodYear на Гран-При Дании, 1977. Изображение: Wikipedia

Вскоре на слики перешли и другие производители. Единственным их недостатком была очевидная необходимость замены шин на стандартные в условиях сильного дождя. В условиях отсутствия протектора, слики не могли обеспечить достаточно эффективный отвод влаги из пятна контакта, и возникало аквапланирование – автомобиль просто всплывал, теряя сцепление с трассой.

Радиальные шины

В 1977 году в мир «Формулы-1» стремительно ворвалась французская компания Michelin, сходу предложившая революционную новинку – радиальные шины, вместо использовавшихся на тот момент диагональных. На тот момент преимущества радиальных шин Michelin оценил только новичок чемпионата, Renault.

Шины слики в формуле 1

Первая машина F1 от Renault – RS01, на радиальных сликах Michelin. Изображение: Wikipedia

Первые же тесты показали, что радиальные шины жестче, меньше деформируются при разгоне и в поворотах, обеспечивают лучшее сцепление и меньший вес. Уже в 1978 году на таких шинах Карлос Рейтеманн из Ferrari выиграл первый Гран-При. В течение трех лет все прочие шинные производители сдались перед натиском Michelin – все команды перешли на французские шины. Но отступление было тактическим – уже на следующий год Goodyear, Pirelli и Avon вернулись в гонки со своими радиальными шинами, чтобы дать бой французам. Началась великая шинная битва.

Термочехлы

Следующим революционным изобретением в истории «Формулы-1» стали термочехлы для шин, которые придумал английский бизнесмен Майк Друр. До этого момента в холодную погоду механики укутывали шины одеялами, а прогревали их до рабочей температуры сами гонщики, теряя драгоценные секунды. Впервые термочехлы были протестированы командой Williams на Гран-При Испании в 1986 году, и результат был ошеломляюще хорош.

Шины слики в формуле 1

Шина F1 в термочехле. Фотография: Артем Ачкасов

С тех самых пор электрические термочехлы, позволяющие прогревать шины до заданной температуры, плотно вошли в обиход всех команд «Формулы-1».

Производители шин и их соперничество

Конкуренция между шинными производителями превратилась в настоящую гонку. Постоянная разработка новейших составов компаунда вылетала в копеечку, в итоге, устав от дорогостоящей конкуренции, шинные компании одна за другой покидали «Формулу-1». Сначала гонки покинула марка Advan, потом Michelin. После сезона 1991 года, ушла компания Pirelli, и на долгие 5 лет монопольным поставщиком стала компания Goodyear. В 1998 году она покинула Королеву Автоспорта, выиграв 368 Гран При – больше, чем кто-либо в истории. В итоге монополистом стала японская компания Bridgestone. Через 3 года на трассы вернулась компания Michelin, и шинная война развернулась снова.

Читайте также: Сколько служат шипованные шины времени

Шины слики в формуле 1

Стенд с шинами команды Renault Sport Formula One Team. Фотография: Артем Ачкасов

Сегодня в «Формуле-1» снова монопольный поставщик шин – итальянская компания Pirelli.

Разные компаунды и рисунки

В сезоне 2019 года команды имеют возможность использовать слики пяти уровней мягкости, обозначаемых от C1 (наиболее жесткий) до С5 (самый мягкий).

Шины слики в формуле 1

Изображение: Pirelli

То, какие шины можно использовать на конкретном Гран-При, определяет сам производитель – Pirelli.

Шины слики в формуле 1

Шины Pirelli сезона 2019. Изображение: Pirelli

Например, в Гран-При Австралии гонщики будут использовать компаунды C2, C3, и C4, а на следующем этапе в Бахрейне – С1, C2, C3. В зависимости от типа компаунда, у шин различается температурный диапазон:
○ C1 110-140°C
○ C2 110-135°C
○ C3 105-135°C
○ C4 90-120°C
○ C5 85-115°C

Для простоты понимания поклонниками, эти шины будут иметь три относительных обозначения – Hard, Medium и Soft, независимо от конкретного номера компаунда. Жесткие шины будут иметь белую маркировку на боковинах, средние – желтую, и мягкие – красную.

Шины слики в формуле 1

Дождевые шины. Фотография: Артем Ачкасов

Для плохих погодных условий применяются так называемые дождевые шины, с минимальным протектором. Наиболее универсальными являются «зеленые» шины Intermediate, хорошо работающие как на сухой, так и на мокрой трассе, позволяя отводить из пятна контакта на скорости 300 км/ч до 30 литров воды. «Синие» дождевые шины предназначены для гонок в условиях сильного дождя, позволяя выбрасывать до 85 литров воды в секунду.

Видео:ШИНЫ В ФОРМУЛЕ-1. Разрушение мифовСкачать

ШИНЫ В ФОРМУЛЕ-1. Разрушение мифов

Что такое слики Формулы 1

Слики Формулы 1 (от англ. slick) – это гладкие шины без рисунка протектора, которые используются в автогонках. Их основное преимущество заключается в том, что при сухой погоде они обеспечивают лучшее сцепление с трассой благодаря увеличению площади пятна контакта.

Шины слики в формуле 1

Видео:Смена колес на пит-стопе Формулы 1Скачать

Смена колес на пит-стопе Формулы 1

Главные особенности сликов Формулы 1

Сразу же хочется сказать, что гладкие шины используются только в автогонках, для обычных автомобилей они не подходят. Причина заключается в том, что прекрасное сцепление с трассой у сликов наблюдается только в сухую погоду, а вот на мокрой трассе их сцепление очень сильно ухудшается – и это смертельно опасно как для самих водителей, так и для остальных участников дорожного движения.

Обычные автомобили должны быть готовы к езде в разных погодных условиях, поэтому использование гладкой резины на них запрещено. А вот в гонках слики можно без проблем ставить на болид, потому что даже в случае изменения погоды во время заезда, их можно заменить на пит лейне на более подходящие шины.

Секрет лучшего сцепления с трассой во время сухой погоды кроется в отсутствии рисунка на покрышках – благодаря этому увеличивается площадь контакта, а резина становится мягче. А вот в дождь ситуация наоборот меняется: капли воды между покрышкой и асфальтом приводят к эффекту аквапланирования и кардинальному ухудшению сцепления. Износостойкость сликов Формулы 1 невысокая, и их необходимо регулярно менять. Ситуации, когда комплекта шин не хватает на гоночный день, в порядке вещей.

Видео:Как проходит пит-стоп Формулы 1? Замена шин всего за 1.82 секунды.Скачать

Как проходит пит-стоп Формулы 1? Замена шин всего за 1.82 секунды.

История сликов в Формуле 1

Гладкие шины впервые появились в королевских гонках в 1971 году на Гран-при Испании и успешно использовались гонщиками вплоть до 1997 года. Это была первая по-настоящему гоночная резина, которая изменила всю историю Ф1. Любопытно, что до этого гладкие шины успешно использовались в дрэг-рейсинге больше 10 лет, но до Формулы 1 они добрались относительно поздно.

Начиная с сезона 1998, слики были под запретом, который длился до 2008 года. Точная причина такого запрета до сих пор неизвестна, но главным аргументом называется увеличение безопасности гонщиков. Впрочем, подобное решение вызвало недовольство многих, включая самих пилотов, которые не раз отмечали, что на новых «псевдосликах» с канавками им стало даже сложнее управлять болидом в экстремальных ситуациях.

Читайте также: Lin шина k line

В итоге, уже в 2009 году вернулись слики, и причин такого решения называют две: увеличить количество обгонов и вернуть эстетику болидам. С тех пор и по сей день в королевских гонках успешно используется гладкая резина, которая делится на 4 категории:

Сложно сказать, поменяется ли что-нибудь в будущем с учетом развития новых технологий, но пока что ситуация выглядит так, что удачнее сликов для автогонок ничего не появится еще долгие годы.

Видео:Старт драгстера в замедленной сьёмкеСкачать

Старт драгстера в замедленной сьёмке

Гладкие шины: краткая история

Видео:Почему колеса Формулы-1 2022 года медленнее, но всё равно лучше? Регламент 2022 года, диски и шины.Скачать

Почему колеса Формулы-1 2022 года медленнее, но всё равно лучше? Регламент 2022 года, диски и шины.

Компания Bridgestone в Формуле-1

Шины слики в формуле 1

Гладкие шины: краткая история

Гладкие шины («слики») — вид шин без рисунка протектора, используются в основном в автомобильных гонках. Без канавок в протекторе такие шины обеспечивают максимальную площадь пятна контакта и сцепление при любом данном размере шин. Такие шины используются в шоссейных или трековых гонках — там, где работа рулевого управления и тормозов требуют максимального сцепления от каждого колеса.
Гладкие шины непригодны для обычных автомобилей, которые должны ездить при любых погодных условиях. Они используются в автомобильных гонках, где участники соревнований могут выбирать различные типы шин исходя из погодных условий и могут менять шины во время гонки. Гладкие шины обеспечивают гораздо большее сцепление с сухой дорогой, чем шины с канавками, благодаря большей площади контакта и более мягкой резине, но на мокрой дороге их сцепление намного уступает шинам с канавкой. Мокрая дорога резко снижает сцепление из-за эффекта аквапланирования из-за попадания воды между пятном контактна шины и поверхностью дороги. Шины с протектором сконструированы так, чтобы вода удалялась из пятна контакта через канавки, поддерживая таким образом сцепление даже на мокрой дороге.
Из-за отсутствия рисунка протектора гладкие шины не подвергаются сильной деформации под нагрузкой. Сниженная деформация позволяет конструировать шины из более мягкой резины без чрезмерного нагрева или вулканизации. Более мягкая резина лучше сцепляется с поверхностью дороги, но и обладает уменьшенной износостойкостью протектора; т.е. она изнашивается гораздо быстрее чем шины из более жесткой резины, используемые для повседневной езды. В некоторых видах автоспорта нет ничего необычного в том, чтобы износить несколько комплектов шин за один гоночный день.
В Формуле 1 слики не использовались с 1998 по 2008 год. Шины для сухой погоды с обязательными кольцевыми канавками снижают общее сцепление и скорость на поворотах и предлагаются под видом сликов, так как канавки не предназначены для удаления воды и эти шины нельзя эффективно использовать в мокрую погоду. В сезоне 2009 гладкие шины вновь вернулись на трассы.
Получив новую резину из-за различных требований по сравнению со старыми шинами с канавками, гладкие шины по-прежнему делятся на четыре категории: жесткие, средние, мягкие и супер-мягкие. Поэтому шины для мокрой и экстремальной погоды не изменились, за исключением названий: ‘intermediate’ (для мокрой погоды) и ‘wet’ (для экстремальной погоды).

Гран-при Австралии откроет кампанию 2009 года с «супер-мягкими» и «средними» шинами, похожий выбор шин ожидается на третьем и четвертом этапе в Китае и Бахрейне. На Гран-при Малайзии и Испании будет использоваться мягкая и жесткая резина.

Кроме того, компания Bridgestone продолжит делать шины различных типов визуально различимыми, чтобы помочь СМИ и зрителям, но с возвращением сликов вынуждена отказаться от «белой полосы». Вместо этого Bridgestone поддержит кампанию ФИА ‘Make Cars Green’ и нанесет зеленые полосы на боковую поверхность более мягких шин, чтобы можно было отличить мягкие от жестких. Шины для мокрой погоды будут снабжены зеленой маркировкой по центральной канавке.

Справочная информация

• Комплект шин включает в себя две передних и две задних шины, все шины должны иметь одну спецификацию. Поставщик шин должен предоставлять не более двух спецификаций шин для сухой погоды на каждую гонку, все типы должны состоять из однородной резины и визуально отличаться друг от друга на трассе.
• Более жесткие шины также более долговечны, но имеют меньшее первоначальное сцепление из-за более высокого диапазона рабочих температур. Более мягкие шины имеют большее первоначальное сцепление из-за более низкого диапазона рабочих температур, но менее долговечны. Каждый гонщик должен использовать оба типа резины за время гонки. Bridgestone делает шины различных типов визуально различимыми, чтобы помочь СМИ и зрителям определить тип используемых гонщиком шин.
• В мягком варианте резина 2009 года имеет зеленую полосу на боковой поверхности — это направлено на поддержку кампании ФИА ‘Make Cars Green’. Шины для мокрой погоды будут снабжены зеленой маркировкой по центральной канавке.
• Каждый пилот должен за время гонки использовать все спецификации шин, если только не используются шины разновидности wet или intermediate (в этом случае правило не применяется).
• Каждому водителю выдается четыре комплекта шин для сухой погоды, по два каждой спецификации, для практики 1 и 2. В этих заездах можно использовать только шины для сухой погоды, шины должны быть возвращены в компанию Bridgestone до начала практики 3.
• Каждому пилоту выдается еще десять комплектов шин для сухой погоды, по пять каждой спецификации, для участия в оставшихся заездах недели. Тем не менее, по одному комплекту каждой спецификации необходимо вернуть поставщику до начала квалификационного заезда, этот комплект нельзя использовать в оставшихся заездах недели.
• За время гонки каждый пилот обязан использовать как минимум один комплект шин каждой спецификации для сухой погоды, если только не используются шины артикулов ‘intermediate’ или ‘wet’.

Читайте также: Какое давление в шинах низкого профиля

Компания Bridgestone в Формуле-1

• В 2007 году с уходом Michelin компания Bridgestone стала единственным поставщиком Формулы-1 и ввела четыре состава резины, два из которых доступны для каждой гонки.
• В 2008 Bridgestone стала официальным поставщиком шин для Чемпионата мира по Формуле-1 ФИА, подписав контракт, действующий до конца сезона-2010.
• Компания Bridgestone участвует в Формуле-1 с 1997 года; на сегодняшний день шины Bridgestone выиграли 9 чемпионатов пилотов и 9 кубков конструкторов.
• Несмотря на сравнительно короткую историю участия в Формуле-1, Bridgestone является вторым среди самых успешных производителей шин в истории этого вида спорта, одержав 139 побед за двенадцать сезонов.
• Шины Bridgestone для Формулы-1 производятся в Кодайра Сити Токио (Япония) и передаются в Лэнгли (Великобритания) для гонок в Европе и тестирования. Для гонок на других континентах (например, в Австралии, Малайзии, Бразилии и т.д.) шины направляются с завода прямо на трассу.

Bridgestone в Формуле-1 в датах:

Достижение на 2-м Гран-при в первом же сезоне участия:
 1-е место: Гран-при Бразилии 1997, Оливье Пани, Прост Муген, третий на трассе в Интерлагос

Достижения 2-го сезона после вступления в 1997:
 Поул-позишн 1: Гран-при Австралии 1998, Мика Хаккинен, West McLaren Mercedes
 1-е место: Гран-при Австралии 1998, Мика Хаккинен, West McLaren Mercedes
 1-е место в чемпионате пилотов: 1998, Мика Хаккинен, West McLaren Mercedes
 1-е место в кубке конструкторов: 1998 West McLaren Mercedes

Более поздние достижения:
 50-й выигрыш поул-позишн: Гран-при Сан-Марино 2001, Дэвид Култхард, West McLaren Mercedes
 50-я победа в гонке: Гран-при Франции 2001, Михаэль Шумахер, Scuderia Ferrari Marlboro
 100-я гонка: Гран-при Японии 2002 — в этой гонке Михаэль Шумахер одержал 70-ю победу на шинах Bridgestone.
 100-я победа в гонке: Гран-при Германии 2006
 200-я гонка: Гран-при Европы (Валенсия) 2008

Информация о компании Bridgestone:

 Корпорация Bridgestone имеет штаб-квартиру в Токио и является крупнейшим мировым производителем шин и других изделий из резины.
 Шины составляют 80% из продаж продукции Bridgestone Group по всему миру.
 Компания также производит промышленный каучук и химические товары, товары для спорта и другие разнообразные изделия.
 Шины и прочие товары компании продаются в 150 странах мира.
 Bridgestone продолжает использовать в обычных шинах знания, полученные при разработке гоночных шин, в тесном сотрудничестве с лучшими производителями автомобильной продукции, участвующими в автоспорте.

Информация предоставлена OgilvyPR

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    💡 Видео

    Шины Formula 1. История Формула 1. Гонки на машинах. Ф1Скачать

    Шины Formula 1. История Формула 1. Гонки на машинах. Ф1

    Эволюция шин Формулы-1. От первых велосипедных шин до сликов и шин с рисунком протектора. 1950 2022Скачать

    Эволюция шин Формулы-1. От первых велосипедных шин до сликов и шин с рисунком протектора. 1950 2022

    Почему колёса Формулы 1 так странно установлены? Как работает Анти-Аккерман и угол увода?Скачать

    Почему колёса Формулы 1 так странно установлены? Как работает Анти-Аккерман и угол увода?

    ЧТО ТАКОЕ ПОЛУСЛИКИ?Скачать

    ЧТО ТАКОЕ ПОЛУСЛИКИ?

    How F1 Tyres Are PreparedСкачать

    How F1 Tyres Are Prepared

    F1 - Радиатор из диска | Из чего состоит Шина | Вес колеса, Давление | Зачем КОЛПАКИСкачать

    F1 - Радиатор из диска | Из чего состоит Шина | Вес колеса, Давление | Зачем КОЛПАКИ

    Шины формула 1Скачать

    Шины формула 1

    ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать

    ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВ

    Райкконен вырывает титул с разницей в 1 очко! Бразилия - 2007Скачать

    Райкконен вырывает титул с разницей в 1 очко! Бразилия - 2007

    Почему в Формуле1 нет гениевСкачать

    Почему в Формуле1 нет гениев

    Вот вам и китайская резинаСкачать

    Вот вам и китайская резина

    Formula 1 tyres explain 😎🏎️ #f1 #formula1 #tyres #f1tyres #cars #speed #shotsСкачать

    Formula 1 tyres explain 😎🏎️ #f1 #formula1 #tyres #f1tyres #cars #speed #shots

    Формула 1 Самые слики ответы на вопросы 11Скачать

    Формула 1 Самые слики   ответы на вопросы 11

    Grip Of Formula 1 Tyres #shortsСкачать

    Grip Of Formula 1 Tyres  #shorts

    F1 tire cleaning 🏎 Formula 1 racing #shortsСкачать

    F1 tire cleaning 🏎 Formula 1 racing #shorts
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток