2.6 колесо в сборе: Узел, состоящий из обода и шины.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .
Смотреть что такое «колесо в сборе» в других словарях:
запасное колесо в сборе — 2.8 запасное колесо в сборе: Колесо в сборе, предназначенное для замены стандартного колеса в сборе в случае его выхода из строя. Запасным колесом в сборе может быть: Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
запасное колесо в сборе для временного пользования — 2.8.2 запасное колесо в сборе для временного пользования: Узел, отличающийся по основным характеристикам (например по обозначению размеров, эксплуатационным параметрам, условиям использования, конструкции) от стандартного колеса в сборе,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
запасное стандартное колесо в сборе — 2.8.1 запасное стандартное колесо в сборе: Узел, имеющий те же характеристики, что и стандартное колесо в сборе, устанавливаемое на данный тип транспортного средства; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
стандартное колесо в сборе — 2.7 стандартное колесо в сборе: Узел, состоящий из колеса и шины, предназначенный для установки на транспортное средство, используемое в нормальных условиях эксплуатации. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
колесо — 2.1 колесо: Вращающийся и передающий нагрузку узел (элемент), расположенный между шиной и ступицей. Колесо обычно состоит из двух основных частей: обода; центрального диска. Источник: ГОСТ Р 52390 2005: Транспортные средства. Колеса дисковые.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Колесо (автотранспорт) — Основная статья: Колесо В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи … Википедия
Запасное колесо — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия
ГОСТ Р 41.64-99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, оборудованных запасными колесами/шинами для временного пользования — Терминология ГОСТ Р 41.64 99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, оборудованных запасными колесами/шинами для временного пользования оригинал документа: 2.5 запасная шина для временного пользования … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
стандартное — 3.34 стандартное значение: Значение влияющего на прибор параметра (или параметра самого прибора), выбранное в качестве стандарта, когда значение влияющего на прибор параметра (или параметра самого прибора), при котором корректирующий коэффициент… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
71-608 — (КТМ 8) Трамвайный вагон 71 608КМ в Череповце … Википедия
Видео:Что лучше: два комплекта резины на дисках или каждый раз бортировать?Скачать
Один раз заплатить, и не думать: почему менять шины лучше вместе с дисками
Объясняем, почему иметь два комплекта смонтированных колес на лето и зиму, гораздо правильнее, чем обходиться одним, меняя шины каждый сезон
Сезонные очереди на шиномонтаж – картина привычная. Вполне понятно, почему многие автовладельцы обзаводятся двумя комплектами смонтированных колес – летним и зимним. Процесс переобувания заметно сокращается, а при должной сноровке можно и самому справиться. Да и балансировка при каждом переобувании отменяется за ненадобностью, если удается ездить без проколов. Но, все-таки, что лучше: обзавестись двумя комплектами смонтированных колес или перекидывать резину на одни диски каждый сезон? Разберем подробно плюсы и минусы первого варианта.
Минус у двух комплектов колес зима/лето по сути только один – это цена. Хорошие диски ударят по карману, но, поскольку трата эта единовременная, за несколько сезонов эти деньги (хотя бы частично) отобьются на шиномонтажах. Ну и еще транспортировать шины на дисках до места их сезонного хранения не так сподручно, так как весят они немало. Особенно если вы держите шины на балконе пятиэтажки без лифта. Но это тоже не частая манипуляция, да и сервисы по сезонному хранению шин, где вам не нужно ничего делать самому, только доехать до склада, сейчас предлагают свои услуги повсеместно.
Ну а дальше пойдут плюсы. Первый и самый главный из них — это ежегодная экономия на шиномонтаже. А так как шины за год меняют как минимум два раза, с учетом обязательной балансировки, которую вынужден делать каждый, кто перебортирует колеса, набегает приличная сумма. Не лучше ли потратить эти деньги с большей пользой? Вдобавок заменить шины на дисках можно самому, избежав тем самым сезонного ажиотажа в мастерских, когда записываться приходится чуть ли не за несколько дней.
Далее, немаловажный факт — это то, что частые сдергивания шины с диска не идут резинотехническому изделию на пользу. Одно дело, если вы много ездите и наматываете по несколько десятков тысяч километров за год. При серьезных километражах шин хватает примерно на пару сезонов: их долговечность от нескольких перебортировок не пострадает. А вот при скромных пробегах шину ожидает примерно десяток посещений монтажного станка: бортовые кольца при этом могут пострадать.
Так что наш вердикт — иметь два смонтированных комплекта колес выгоднее с любой точки зрения. И даже, вы не планируете ездить на одной и той же машине много лет, все равно берите комплект. Если эти колеса по типоразмеру или посадочным отверстиям в диске не подойдут к вашему следующему автомобилю, их вы всегда сможете продать на «Авито» или дать в качестве бонуса покупателю вашей машины.
Читайте также: Высота нового протектора летних шин
Ну и напоследок, нелишне будет отметить, что долговечность колеса в сборе в основном определяет шина, а не диск. Согласно ГОСТ 4754-97 эксплуатационный срок службы шин легковых автомобилей составляет 5 лет с момента изготовления. Впрочем, фирмы уровня Continental полагают, что шины автомобиля должны быть заменены после 10 лет с даты производства. Но излишества тут все-таки неуместны: характеристики бэушных шин существенно уступают новым. Поэтому водителю, ездящему на стареньких шинах, нужно проявляться дополнительную осторожность – держать, по возможности, дистанцию с запасом, избегать резких переставок на дороге и т.п.
Видео:Колёса и шиныСкачать
Шины в сборе это как
Прежде всего договоримся о терминологии. В автомобильной жизни мирно уживаются два языка: официальный и разговорный. Сравните: в каталогах запчастей пишут «ветровое стекло», а произносят «лобовое». В инструкциях имеется «датчик-распределитель», а на профессиональном жаргоне это «трамблер» – примерам несть числа.
Но статья в профессиональном журнале обязывает пользоваться строгими техническими терминами. Не будем отступать от этого правила.
Итак, терминология. Изделие, в обиходе именуемое колесным диском или просто диском, в конструкторской документации называют колесом. Оно состоит из дисковой части с центральным и крепежными отверстиями и обода, на который монтируется шина (см. рисунок). Колесо, «обутое» в резину, именуется колесом в сборе. А теперь вернемся к сезонным заботам владельцев автомобилей.
Одни поступают так: по весне приезжают в шиномонтажную мастерскую, просят демонтировать зимнюю резину и установить на те же колеса летние шины. Осенью история повторяется – летние шины демонтируются, а зимние устанавливаются. Понятно, что подобные сезонные упражнения не прибавляют жизни ни резине, ни колесам. И в один прекрасный момент эти люди понимают: наибольшей ходимостью обладают колеса в сборе, которые никогда не перебортировали! И экономия, которой они так радовались, – мнимая.
Есть и другие – то ли отчаянные, то ли недостаточно информированные. Они пытаются круглый год ездить на «всесезонке». О возможных последствиях такой беспечности говорилось не раз, поэтому ограничимся одной фразой: это очень опасно, особенно в гололед.
Словом, самое разумное – это обзавестись зимним и летним комплектами колес в сборе: сезонный стоит на машине, а его «коллега» ожидает своей очереди в гараже. А владельцам магазинов впору вывесить лозунг: «Каждой покрышке – свое колесо». И еще один: «Новой резине – новые колеса». Не корысти ради, а для просвещения населения.
Выбрать нужные колеса поможет квалифицированный продавец-консультант. Но чтобы общение с ним было плодотворным, желательно хотя бы немного «войти в тему».
Начнем с факта, всем известного: колеса для легковых автомобилей изготавливают из стали или из легких сплавов. Давайте кратко ознакомимся с теми и другими.
«Сверкая блеском стали…»
Стальными колесами комплектуют многие бюджетные автомобили. Причина проста: они дешевле легкосплавных, а строгое соблюдение технологической дисциплины гарантирует очень хорошие эксплуатационные свойства этих изделий. Но всем ли удается соблюсти эту самую дисциплину? К сожалению, нет.
Если коротко, технология изготовления стальных колес такова:
• штамповка центральной (дисковой) части;
• раскатка фигурной полосы для обода;
• гибка фигурной полосы в кольцо;
• сварка торцов полученного кольца;
• сварка готового обода с диском.
Как видим, называть стальные колеса штампованными неверно – штампуется здесь только диск.
Итак, технология. Казалось бы, ничего особенного… Но обработка металлов давлением – процесс очень сложный. И если производитель неправильно подберет оборудование, установит изношенные штампы и упразднит промежуточный контроль, то и качество получит соответствующее: радиальные и торцевые биения, «восьмерки», разную толщину обода – отбалансировать такие колеса будет невозможно.
К сожалению, подобными дефектами грешат дешевые изделия. А стальные колеса ведущих мировых производителей настолько точны в изготовлении, что не требуют балансировки. Если же такая необходимость возникает, то из-за шин.
Изготовление колеса завершается нанесением трехслойного покрытия: грунтовки, порошковой эмали и лака, обеспечивающих надежную защиту как от коррозии, так и от ударов мелких камешков. Цвет покрытия – черный (такие колеса обычно эксплуатируются с декоративным колпаком) либо серебристый. Так что «блеск стали» в названии данного раздела не более чем метафора.
Легкие колеса
Подобно многим автокомпонентам, легкосплавные колеса пришли к нам из спорта – там их достоинства были выигрышными в прямом смысле слова.
Что же за достоинства такие? Прежде всего, назовем снижение массы неподрессоренных частей – а чем меньше ее доля в общей массе автомобиля, тем выше плавность хода.
Кроме того, легкие колеса требуют меньшей мощности для раскрутки. Следовательно, уменьшается нагрузка на двигатель, трансмиссию, подшипники ступиц, улучшается разгон, снижается расход топлива. Все перечисленное подтверждается не только ощущениями водителя – в конце концов, это дело субъективное, но и контрольными приборами. В результате подвеска служит дольше, вероятность ее пробоя уменьшается, а углы установки колес нарушаются реже.
Современные машины динамичные, для лучшей устойчивости и управляемости конструкторы «обувают» их в низкопрофильные шины. Увеличиваются и посадочные диаметры колес. Понятно, что масса и, следовательно, момент инерции стальных колес при этом возрастают. А вот легкосплавные позволяют достичь нужной размерности без особого увеличения веса. Добавим к сказанному, что геометрическая точность легкосплавных колес выше, чем у ширпотребовских стальных.
Читайте также: Как правильно ставить шины тойо
И еще: легкосплавные колеса обеспечивают хороший отвод тепла от тормозных механизмов. Причин здесь как минимум две: высокая (почти в 7 раз больше, чем у стали) теплопроводность сплавов и улучшенное охлаждение узла воздухом через окна в колесе – как правило, они больше, чем у стальных. Для усиления этого эффекта спицам колеса иногда придают форму вентиляторных лопаток.
«Льем, куем, штампуем…»
По способу изготовления легкосплавные колеса подразделяются на литые, кованые и сборные. Что такое «литые колеса», надеемся, понятно всем, а вот термин «кованые» требует уточнения.
Классическая свободная ковка на паровоздушном молоте тут ни при чем – эти колеса изготавливают на мощных прессах методом горячей объемной штамповки. Поэтому признаем: термин несколько условен, – но изделия от этого хуже не становятся.
Кованые колеса отличаются от литых меньшей массой и увеличенным запасом прочности. Объясняется это следующим: при пластическом деформировании зерна металла вытягиваются в нужном направлении, происходит текстурирование материала. Поэтому штампованная деталь всегда прочнее литой. А улучшенные механические характеристики позволяют уменьшить толщину стенок и облегчить колесо на 15–25%.
Выше говорилось, что обработка металлов давлением – процесс сложный. Теперь придется уточнить: пластическое деформирование легких сплавов – это вершина, апогей, искусство. Подобные технологии относятся к разряду высоких.
Алюминий или магний?
А теперь поговорим о материалах для изготовления легких колес. Наибольшее распространение получили сплавы на основе алюминия с изрядной порцией кремния – он повышает литейные свойства сплава. В рецептуре присутствуют также небольшие добавки никеля, цинка и некоторых редкоземельных металлов.
На стадии подготовки сырья делается все возможное, чтобы уменьшить содержание посторонних примесей – например, железа. Если его доля в сплаве достигнет 0,3%, изделие получится хрупким. Поэтому в производстве колес категорически запрещается использовать вторичное сырье. Применяется лишь так называемый первичный алюминий, полученный из бокситов.
Легкие колеса отливают также из магниевых сплавов. Что ж, прекрасный материал: малая плотность, высокая демпфирующая способность, отменная прочность. Однако, как показала практика, без соответствующей защиты магниевые сплавы довольно быстро начинают корродировать. Причины очевидны: контакты с солью на дорогах, кислотосодержащие осадки и образование гальванических пар. Так, пара «железо – магний» возникает при контакте с крепежной скобой балансировочного грузика. А поскольку в ряду электрохимических напряжений металлов магний стоит довольно далеко от железа, парочка получается весьма агрессивной.
Поэтому магниевые колеса защищают специальными полимерными лаками. Это покрытие долго сохраняет свои свойства – но лишь на хороших дорогах. А балансировочные грузики на магниевых колесах рекомендуется не крепить скобами, а приклеивать.
«Что в имени тебе моем?»
На каждом колесе, если только оно не «левое», имеется маркировка. Давайте посмотрим: что в ней «зашифровано»? Лучше всего сделать это на конкретном примере.
Допустим, перед нами следующий набор символов: 51/Jx13Н2-S. Первые две цифры подсказывают, что ширина обода данного колеса равна 5,1 дюйма. Что такое «13», знают все – это монтажный диаметр 13 дюймов.
Буква «J» означает, что высота закраины обода равна 17,3 мм. Могут встречаться и другие значки: «В» – 14,0 мм, «С» – 15,9 мм, «JК» – 18,0 мм и «К» – 19,6 мм.
Значок «х» указывает на глубокий обод с монтажным ручьем если же вместо него стоит значок «-», то перед нами разборное колесо с плоским ободом.
Буква «Н» говорит о наличии круглого выступа – хампа (от англ. hump – горб, холм). Напомним, что хампы нужны для бескамерной резины: если из шины выходит воздух, кольцевые хампы удерживают ее борта на полках обода. Здесь могут встречаться варианты: «FH» (flat hump) – плоский хамп, «CH» (combi hump) – комбинированный хамп, а идущая следом цифра говорит об их количестве.
Выпускаются также колеса без хампов, имеющие дополнительную маркировку «SL» (special ledge). Если глубокий обод с монтажным ручьем сделан симметричным, проставляют дополнительное обозначение «S». Ну вот, надпись мы расшифровали.
Однако на колесе могут маркироваться и другие данные: вылет (расстояние между плоскостью симметрии обода и привалочной плоскостью колеса); предельная нагрузка на колесо в фунтах или килограммах; клеймо рентгеноскопии; фирменный знак производителя; клеймо, подтверждающее соблюдение стандартов (TUV, SAE и других); дата изготовления.
Несколько слов о вылете. Немецкие производители обозначают его ЕТ, французские – DEPORT, остальные OFFSET. Цифры, идущие за буквами, означают его величину. Например, «29» – положительный вылет 29 мм, «-17» – отрицательный вылет 17 мм.
Кроме того, на колесе могут присутствовать количество и диаметр расположения отверстий для крепления. Обычно это аббревиатура PSD (pitch circle diameter) с цифрами, разделенными косой чертой. Например, PSD4/98 означает «четыре отверстия на диаметре 98 мм».
Бывает, что указывают предельное давление, на которое рассчитано колесо. Так, надпись MAX PSI 55 COLD означает, что давление, измеренное на холодной шине, не должно превышать 55 фунтов на квадратный дюйм, что примерно соответствует 3,8 атмосферы. Проставляют и способ изготовления: если колесо кованое, то FORGED.
Маркировку наносят так, чтобы ее можно было прочитать даже на колесе в сборе.
И в заключение раздела об одной распространенной ошибке. Иногда приходится видеть в продаже колеса с этикеткой, на которой, к примеру, написано R16. Напомним, что буква R означает «радиальная шина» и к колесам, будь они стальные или легкосплавные, не имеет никакого отношения! А 16 – это посадочный диаметр, а вовсе не радиус.
Читайте также: Bios для разгона skylake по шине
Рядом на дорогах
Приведенные рассуждения могут навести на мысль, что легкосплавные колеса в скором времени вытеснят традиционные стальные. Однако специалисты полагают, что такого не случится – причем не по техническим, а по экономическим причинам.
Дело в том, что цены на первичный алюминий из природного сырья растут как на дрожжах, а производить колеса хорошего качества из вторичного сырья пока не представляется возможным. Но в любом случае изделия из стали останутся более дешевыми.
Так что стальные и легкосплавные колеса еще долго будут катиться рядом – в том числе и по российским дорогам. Но тем не менее дальнейший рассказ мы посвятим легкосплавным колесам.
Осень – самое время поговорить о зимних напастях. Наши автомобилисты ездят на легкосплавных колесах круглый год, не опасаясь ни соли, ни слякоти, ни прочих зимних угроз. Денег, что ли, не считают или секрет знают, как сохранить колеса до весны в первозданной свежести?
А может, нет никакой разницы между летним и зимним сезонами, и нечего носиться с легкосплавными колесами как с писаной торбой? Может, все страхи продавцы выдумали, чтобы автомобилисты покупали по два комплекта колес в сборе с шинами – один на лето, другой на зиму?
В общем, принимая решение в пользу зимней эксплуатации легкосплавных колес, надо крепко подумать, стоит ли игра свеч. С одной стороны, легкосплавные колеса дороже стальных. Но в то же время при установке менее увесистых колес автомобиль приобретает ряд эксплуатационных преимуществ. Например, уменьшается расход горючего.
Однако риск попасть в выбоину на полном ходу зависит не от технологии изготовления колес, а от того, насколько хорошо видны на дороге мелкие и крупные неровности. Зимой это событие более вероятно, чем летом. Во-первых, чаще приходится ездить в темное время, во?вторых, заснеженная дорога даже днем выглядит более ровной, чем на самом деле. Следовательно, деформации колес зимой возникают чаще, чем летом.
Можно ли править поврежденные легкосплавные колеса? И вообще, целесообразно ли эксплуатировать их зимой? С этими вопросами мы обратились к руководителю сертификационной испытательной лаборатории колес автомобилей (ИЛКА) канд. техн. наук, доценту Александру Вахромееву. Вот его комментарий.
–?На хороших легкосплавных колесах можно и нужно ездить круглый год. Только делать это надо цивилизованно. Помните, как рвался Левша к государю императору после поездки в Англию? Он увидел, что англичане «ружья кирпичом не чистят», и хотел предупредить своих соотечественников: «чтобы и у нас не чистили». Примерно то же самое можно сказать о предмете нашего разговора.
Почистить колесо щеткой – это полбеды. Гораздо опаснее, когда берутся выправлять вмятины на ободе. Ямы, колдобины, а то и открытые колодцы на наших дорогах далеко не редкость. И любителей «прохватить с ветерком» тоже предостаточно. Влетит такой скоростник в яму, а потом из экономии отправляется в мастерскую.
Ни в коем случае нельзя править литые колеса, структура сплава которых уже нарушена в деформированных участках. Повторная деформация только усугубляет ослабление структуры, вплоть до образования микротрещин. Это граната, из которой выдернуто кольцо. Рано или поздно она взорвется. Вполне вероятно механическое разрушение колеса, и никто не знает, когда это случится.
Новое легкосплавное колесо из алюминиевого сплава, которое соответствует нормам российского стандарта и Правилам ЕЭК ООН, не должно разрушаться с образованием хрупких изломов. Оно имеет право только пластически деформироваться – за этим в нашей стране следят строго. Прежде чем колесо сертифицируют, оно проходит усталостные, ударные и статические испытания. Нигде в мире не применяют таких суровых тестов. Наши специалисты подошли к делу творчески. Они обобщили международный опыт и выбрали наиболее строгие и адекватные испытания.
Эффект конструктивных изменений налицо: колесо справа прошло испытание на косой удар в отличие от «коллеги» слева
Между прочим, в свое время оценка несущей способности колес по нашему ГОСТу побудила немцев включить в свои стандарты (TUV) испытания на удар. Но немцы это немцы. А в России надо иметь в виду: гарантией, что колесо прошло необходимые испытания, является сертификат со ссылкой на наш Испытательный центр.
В заключение дадим совет автолюбителям. Переходя на легкосплавные колеса, обзаведитесь динамометрическим ключом и затягивайте колесные болты с предписанным усилием. Обычно это 130 Н•м. В килограммометрах цифра будет на порядок меньше (если точно, то 130 надо разделить на 9,8).
Вы спросите: а что, стальным колесам динамометрический ключ не нужен? Строго говоря, нужен. Но есть одна особенность. В отверстии под болт или гайку стальной диск имеет изгиб, работающий как пружинная шайба. Благодаря этому крепеж имеет мало шансов открутиться в пути. У легкосплавного колеса такого «гровера» нет, и болт удерживается лишь благодаря силе трения.
- Юрий Буцкий, канд. техн. наук
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎥 Видео
Асимметричные шины с ненаправленным рисунком. Как правильно установить автошиныСкачать
Как правильно хранить шиныСкачать
На что влияет размер колес?What affects wheel size?Скачать
Хранение шин. 3 основных правила.Скачать
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких ОбозначенийСкачать
Зимняя резина на дисках или нет? МЕНЯТЬ ИЛИ ПЕРЕБОРТОВЫВАТЬ?Скачать
Не ставь БОЛЬШИЕ шины пока не узнаешь ЭТО !Скачать
Какой размер шин подходит автомобилю: 5 способов узнатьСкачать
Проверка геометрии и дисбаланса колеса в сборе после ремонта бокового пореза материалами TECH.Скачать
Как хранить шины на дисках и без дисков| Как хранить колеса на дисках и без дисков в гаражеСкачать
НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТСкачать
Как хранить шины - правильно? Мифы и легенды о хранении шин.Скачать
Отправка летних колес в сборе в Махачкалу! Шины Triangle 205/40/17, Диски TechLine 739 4x100 17”Скачать
Как покупать бу колеса на авито?Скачать
Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать
Как ставить асимметричные #шины? #автоСкачать
Выбор шин, все, что нужно знать о резинеСкачать