Если у компании на балансе есть автомобили, то регулярно встает вопрос учета зимней резины, а иногда и колесных дисков к ней. Об учете и налогообложении при покупке, вводе в эксплуатацию и использовании зимней и летней резины, а также дисков мы расскажем в нашей статье.
Если фирма купила автомобиль, то комплект шин и дисков, которые установлены на нем, входят в первоначальную стоимость ОС. В этом случае стоимость авторезины и дисков учитывают на счете 01 в составе автомобиля и списывают через амортизацию. В процессе эксплуатации авто и износа дисков и шин компания вправе приобретать комплекты как всесезонных шин, которые подлежат замене, когда станут непригодными, так и комплекты летней и зимней резины, при смене которых возникают вопросы учета и налогообложения.
Основное средство?
Автомобильные шины и диски, приобретенные отдельно, бухгалтер включает в состав МПЗ и учитывает как запасные части вне зависимости от их стоимости и срока службы. Почему автошины и диски нельзя отнести к основным средствам? ОС 1 признается имущество, используемое в течение длительного времени как средство производства. Пунктом 46 Положения по ведению бухгалтерского учета 2 определена характеристика ОС — использование объекта в качестве средства труда. Шины и диски не могут эксплуатироваться в качестве самостоятельных единиц, так как они являются составной частью автомобиля. Эту позицию подтверждает Классификатор основных средств 3 — в его списке отсутствуют шины и диски. А инструкция к Плану счетов предписывает учитывать шины на счете 10 «Материалы» в составе запасных частей на субсчете 10-5 4 .
Установку шин и дисков нельзя признать модернизацией. Они не увеличивают стоимость ОС. Это связано с тем, что шины и колесные диски используются не на конкретном автомобиле и могут быть установлены на другое авто.
Если компания является автотранспортной или же использует автомобили в деятельности, которая связана с производством и торговлей, то стоимость шин и дисков учитывают в налоговом учете в составе материальных расходов как косвенные затраты. Их признают в момент передачи запасных частей в производство 5 и списывают единовременно в полном объеме 6 . Фирма, которая не является автотранспортной, вправе отразить затраты на приобретение резины в составе прочих расходов 7 .
Сотрудники налоговой инспекции расходы на приобретение и установку шин и дисков признают обоснованными, так как они связаны с поддержанием эксплуатационных свойств авто. Бухгалтер может уменьшать налоговую базу по прибыли на стоимость резины и дисков, а также на затраты по шиномонтажу специализированными фирмами или сотрудниками компании. Во избежание претензий в учетной политике следует закрепить порядок списания шин и дисков. Прописать, к прямым или косвенным затратам компания будет относить услуги сторонних организаций по шиномонтажу.
Что касается списания автошин и дисков в бухгалтерском учете, то это будет зависеть от выбранного компанией и утвержденного в учетной политике метода. Так как списание и учет колесных дисков в российском законодательстве на сегодняшний день не нашли документального отражения в специальных документах, значит, бухгалтеру следует применять единовременное списание стоимости дисков. В отношении автошин бухгалтер должен руководствоваться общими нормами, в соответствии с которыми МПЗ списывают в момент их первичной установки. Обычно летне-зимняя резина по окончании сезона возвращается на склад. В этом случае пункт 112 Методических указаний 8 рекомендует при возврате на склад материалов, ранее списанных в производство, уменьшать затраты на стоимость таких МПЗ с учетом фактического сезонного износа. Бухгалтер должен оприходовать шины на субсчет счета 10 в корреспонденции с теми счетами, на которые они были списаны ранее.
Определяем износ шин
До 1 января 2008 года действовали Правила эксплуатации автомобильных шин на территории России 9 . Регламент закреплял ведение карточек учета шин, в которых следовало отражать дату ввода в эксплуатацию, ежемесячный пробег, износ и повреждения. На основании карточек изношенные шины при достижении нормы эксплуатационного пробега менялись на новые. Заполнение карточек учета — документальное обоснование списания пришедших в негодность автошин. Их следует заводить на каждую новую шину, отпущенную в эксплуатацию.
До 1 января 2007 года действовали Временные нормы, которые определяли эксплуатационный пробег шин 10 по формуле:
Hi (норма эксплуатации шины) = H x K1 x K2,
где H — среднестатистический пробег шины (тыс. км); K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автомобиля; K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автомобиля. Норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 процентов от среднестатистического пробега.
На сегодняшний день и Правила, и Временные нормы утратили силу. Взамен этих документов новые регламенты не утверждены. Однако в своем письме Минтранс России 11 сообщает, что Временные нормы продолжают действовать до момента вступления в силу новых регламентов. С одной стороны, бухгалтер не обязан вести карточки учета автомобильных шин. С другой — отмена Правил и Временных норм не говорит о том, что компания не должна организовать учет по списанию шин. Руководство вправе утвердить приказом собственную форму учета пробега автомобильных шин и порядок ее заполнения.
При смене летней резины на зимнюю возникает вопрос, как учесть эту операцию. Назвать ремонтом такие действия нельзя, так как шины могли не до конца выработать свой срок. Замена шин при смене сезонов является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля. Фирма выбирает наиболее предпочтительный порядок учета автошин и колесных дисков и закрепляет его в учетной политике.
Существует несколько способов учета шин и дисков. Вариант первый. Списание стоимости шин и колесных дисков на расходы единовременно в момент их установки на автомобиль. При этом не учитываются эксплуатационный срок и достижение износа автомобильных шин и дисков. Российским законодательством не предусмотрен регламент по учету колесных дисков. Бухгалтер вправе списать их стоимость единовременно, не учитывая сезонный характер эксплуатации дисков, если порядок установлен внутрифирменными приказами.
Пример
Компания приобрела и установила на служебный автомобиль комплект зимних шин и колесных дисков (колесо в сборе) стоимостью 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.).
ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51
– 19 360 руб. — поставщику оплачен аванс за колесо в сборе;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 76 субсчет «НДС с предоплаты»
– 2953 руб. — принят к вычету НДС с аванса по счету-фактуре;
ДЕБЕТ 10 субсчет «Зимние автомобильные шины» КРЕДИТ 60
– 16 407 руб. (19 360 – 2953) — оприходовано колесо в сборе;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 2953 руб. — учтен НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные»
– 19 360 руб. — зачет аванса;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 2953 руб. — принят к вычету НДС по колесу в сборе;
ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС с предоплаты» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 2953 руб. — восстановлен НДС, ранее принятый к вычету по авансу;
ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет «Зимние автомобильные шины»
– 16 407 руб. — списана стоимость колеса в сборе в связи с введением в эксплуатацию.
Если фирма приобретает шины и диски отдельно, то их учет следует отразить проводками по каждому МПЗ.
Стоимость колесных дисков для установки их на комплекте зимней резины составила 15 600 руб. (в т. ч. НДС — 2380 руб.). Списание дисков бухгалтер отразит следующим образом:
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 2380 руб. — отражен НДС, предъявленный поставщиком за диски по счету-фактуре;
ДЕБЕТ 10 субсчет «Колесные диски» КРЕДИТ 60
– 13 220 руб. (15 600 – 2380) — отражен расход по приобретению дисков;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 2380 руб. — принят к зачету НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 15 600 руб. — поставщику оплачены колесные диски;
ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет «Колесные диски»
– 13 220 руб. — списаны колесные диски в производство.
Вариант второй. Бухгалтер может использовать данные о фактическом и нормативном пробегах для возврата на склад летне-зимних шин с учетом того, что они подлежат эксплуатации в следующем сезоне. Стоимость автошин подлежит восстановлению на открытых субсчетах к счету 10 «Материалы» с учетом их частичного износа, который уменьшает стоимость МПЗ пропорционально пройденному пробегу. Записи отражают по дебету счета 10 и кредиту счета 20 до того момента, пока не наступит установленный пробег и шины не будут сняты с эксплуатации в связи с непригодностью. При этом целесообразно составить бухгалтерскую справку.
Пример
Цена комплекта зимних шин — 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, — 30 000 км; фактический пробег за зимний сезон — 7000 км).
Цена комплекта летней резины — 12 300 руб. (в т. ч. НДС — 1876 руб.) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, — 40 000 км; фактический пробег за летний сезон — 15 000 км).
Возврат летней резины на склад следует отразить с учетом износа за летний сезон, который составит отношение фактического пробега летней резины к нормативному, т. е. 3909 руб. (15 000 км : : 40 000 км x 10 424 руб.).
Бухгалтер отразит это проводкой:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Возврат летних сезонных шин на склад» КРЕДИТ 20
– 6515 руб. (10 424 – 3909) — возврат летнего комплекта шин на склад с учетом износа.
Возврат зимней резины на склад отражается с учетом фактического пробега за зимний период к установленному пробегу, т. е. 3828 руб. (7000 км : 30 000 км x x 16 407 руб.). Операции подлежат отражению следующей проводкой:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Возврат зимних сезонных шин на склад» КРЕДИТ 20
– 12 579 руб. (16 407 – 3828) — возврат зимнего комплекта шин на склад с учетом износа.
Читайте также: Можно ли ставить шины меньшего диаметра
Вариант третий. В соответствии с Планом счетов бухгалтер может вести учет движения сезонных автомобильных шин на открытых аналитических субсчетах к счету 10 «Материалы». На счета затрат стоимость комплекта резины списывают только после того, как она достигнет своего эксплуатационного пробега.
Пример
Цена комплекта зимних шин — 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.).
Цена комплекта летней резины — 12 300 руб. (в т. ч. НДС — 1876 руб.).
Учет движения шин бухгалтер может отразить на открытых аналитических счетах. При этом стоимость колесных дисков будет списана в расходы компании единовременно в момент их установки на комплект резины. Проводки будут выглядеть следующим образом:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Автомобильные шины на складе» КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте»
– 10 424 руб. — возврат летних шин на склад по окончании сезона;
ДЕБЕТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте» КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины на складе»
– 16 407 руб. — установка зимних шин на автомобиль;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте»
– 10 424 руб. — списана стоимость летней резины в связи с окончанием срока эксплуатации;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте»
– 16 407 руб. — списана стоимость зимней резины в связи с окончанием срока эксплуатации.
Я.И. Кулибаба,
генеральный директор компании «Реал-аудит»
Приобретенные диски должны быть классифицированы в бухгалтерском учете как запасные части и учитываться в составе МПЗ независимо от стоимости единицы на субсчете 10.5. Они не могут быть признаны основными средствами, так как не соответствуют определению инвентарного объекта по пункту 6 ПБУ 6/01.
В налоговом учете диски также не могут быть признаны основными средствами, поскольку не являются средствами труда и, следовательно, не соответствуют определению пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса.
Расходы на приобретение дисков и в бухгалтерском, и в налоговом учете должны признаваться по дате их передачи в эксплуатацию единовременно как материальные расходы (п. 16 ПБУ 5/01, п. 2.1 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ). Будут эти расходы в налоговом учете отнесены к прямым или косвенным, зависит от состава прямых расходов, который организация утвердит самостоятельно в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Автор статьи:
И.С. Гривцова,
эксперт журнала
Экспертиза статьи:
Е.В. Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
1 подп. 4 п. 1 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
2 утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н
3 утв. пост. Правительства России от 01.01.2002 № 1
4 приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н
5 п. 2 ст. 272 НК РФ
6 п. 2 ст. 318 НК РФ
7 подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ
8 утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н
9 утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9р
10 утв. Минтрансом России от 04.04.2002 РД 3112199-1085-02
11 письмо Минтранса России от 11.05.2010 № 03-03/08-269пс
Видео:ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ШИНЫ! КОНСТРУКЦИЯ РАДИАЛЬНОЙ ШИНЫ!Скачать
КонсультантПлюс:Форумы
Страницы: 1
Видео:Радиальная конструкция автомобильных шин.Скачать
#1 11.12.2009 15:47:00
Автомобильные шины
Подскажите пож-та как определить стоимость автомобильной шины для дальнейшего списания, если мы купили их вместе с автомобилем.
Видео:Срок службы шинСкачать
#2 11.12.2009 17:05:25
Re: Автомобильные шины
«Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», 2009, N 9
ОБ УЧЕТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Одним из основных элементов ходовой части автомобиля являются пневматические шины, которые обеспечивают смягчение возникающих при движении автомобиля толчков, ударов, вибрации, передачу тяговых и тормозных сил, сцепление колес автомобиля с дорогой, устойчивость, управляемость и безопасность движения, динамичность и плавность хода, проходимость в различных условиях дорог, а также влияют на расход топлива автомобилем и шумообразование.
Автомобильные шины различаются по назначению, способу герметизации, конструкции и форме профиля. На основании руководства по эксплуатации для каждой конкретной марки и модели автомобиля, автобуса, троллейбуса, прицепа или полуприцепа выбирается свой тип пневматических автомобильных шин: по размерам, моделям, несущей способности, скорости, типу рисунка протектора.
Комплект пневматических шин для камерных шин легковых автомобилей состоит из покрышки и камеры с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком, а для камерных шин грузовых автомобилей — из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты.
Для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей в комплект шин входит лишь покрышка.
В отличие от других запасных частей, шины имеют свою специфику: их замена производится не только в связи с износом, но и в связи с изменениями природно-климатических условий, поскольку с наступлением зимнего сезона в целях безопасности дорожного движения даже новые летние шины могут быть заменены на зимние. Весной летние шины возвращаются на автомобиль, а летние — на склад.
Некоторые организации предпочитают экономить на резине и приобретают так называемые всесезонные шины, которые пригодны для эксплуатации и зимой, и летом.
Бухгалтерский учет автомобильных шин
Транспортные средства являются основными средствами, которые принимаются к учету как отдельные инвентарные объекты со всеми устройствами, принадлежностями и комплектующими, необходимыми для их эксплуатации (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (с изм. и доп. от 27.11.2006)). При покупке автомобиля шины включаются в его комплектацию, т.е. являются той частью транспортного средства, которая необходима для его нормальной работы. Отдельно от автомобиля шины не могут выполнять свои функции.
Несмотря на то что срок полезного использования шин существенно отличается от срока полезного использования транспортного средства, учитывать шины как самостоятельный инвентарный объект основных средств нельзя.
По своей сути автомобильные шины являются комплектующими изделиями, а не средством труда. Данные комплектующие изделия не относятся к основным средствам и упомянуты в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (с изм. и доп. от 14.04.1998). Именно поэтому автомобильные шины, которые поступили вместе с автомобилем (на колесах и в качестве «запаски»), учитываются вместе с автомобилем как один инвентарный объект. В первоначальную стоимость транспортного средства включаются стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплекта инструментов (п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (с изм. и доп. от 27.11.2006)).
Аналогичное положение представлено и в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. В Инструкции к счету 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части», сказано, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.
Приобретение автомобильных шин
Автомобильные шины, приобретенные отдельно от транспортного средства, включаются в состав материально-производственных запасов и учитываются на субсчете 10-5 «Запасные части» (Инструкция по применению Плана счетов).
Так как автомобильные шины могут находиться не только на складе, но и передаваться сторонней организации для ремонта и восстановления, к субсчету 10-5 открываются регистры аналитического учета:
«Автомобильные шины на складе»;
«Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении».
В процессе эксплуатации транспортного средства организация может:
ежесезонно менять зимнюю резину на летнюю и наоборот;
производить замену полностью изношенных автомобильных шин на аналогичную новую резину.
Именно поэтому на субсчете «Автомобильные шины на складе» раздельно учитываются:
новые шины, находящиеся на складе;
автошины, снятые со списанных автомобилей и прицепов, но годные к дальнейшему использованию без ремонта;
отремонтированная и подлежащая восстановлению автомобильная резина.
Учет автомобильных шин осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
Напомним, что с 1 января 2008 г. вступил в силу Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н, который внес в ПБУ 5/01 существенные изменения. В частности, был исключен п. 4, в котором говорилось о том, что ПБУ 5/01 не применяется к активам, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев. В результате исчезло последнее противоречие в нормативных актах по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок учета автомобильных шин, которые используются организацией свыше одного года.
Автомобильные шины, приобретенные у поставщика, отражаются в бухгалтерском учете по фактической стоимости (п. 5 ПБУ 5/01), которая складывается из продажной стоимости, расходов по доставке и других затрат, связанных с их покупкой.
Сезонная замена автомобильных шин
Нельзя рассматривать замену летней резины на зимнюю (и наоборот) как частичную ликвидацию основного средства с последующим дооборудованием основного средства.
Заметим, что в нормативных документах по бухгалтерскому учету не представлено четкого определения понятий «частичная ликвидация» и «дооборудование». Именно поэтому мы будем опираться на те положения, которые представлены в ПБУ 6/01 в отношении частичной ликвидации.
При частичной ликвидации происходит частичное выбытие основного средства без замены выбывшей части на аналогичную (п. 29 ПБУ 6/01). Иными словами, при частичной ликвидации демонтируется часть объекта без дальнейшего восстановления. Первоначальная стоимость основного средства при частичной ликвидации изменяется (п. 14 ПБУ 6/01). Так как часть объекта выбывает, первоначальная стоимость основного средства должна быть уменьшена на стоимость выбывшей части.
Определение «дооборудование» представлено в налоговом законодательстве, в котором сказано, что к дооборудованию объекта основных средств относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Как известно, при сезонной замене шин автомобиль не приобретает новых качеств, его технологическое или служебное назначение не меняется. Следовательно, установку сезонной резины нельзя рассматривать как дооборудование автомобиля.
Таким образом, сезонную замену шин нельзя рассматривать как совокупность двух процессов — частичной ликвидации и дооборудования.
Передача в эксплуатацию сезонного комплекта шин не может рассматриваться как ремонт автомобиля. Как известно, под ремонтом понимается комплекс работ, проводимых с целью восстановления работоспособности основного средства, потерянной в результате отказа, повреждения, износа или выработки ресурса. При замене зимней резины на летнюю целью производимых работ является не замена изношенных комплектующих частей на новые, а адаптация транспортного средства к местным климатическим условиям.
В зимний сезон замена летних шин на зимние является необходимым условием поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, поскольку зимние шины позволяют автомобилю свободно двигаться на обледенелых и заснеженных дорогах. Использование зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку они по сравнению с летними снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля. Именно поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания эксплуатационных свойств этого объекта (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Читайте также: Шины зимние шипованные rotation
Поскольку шины в бухгалтерском учете отражаются на счете 10, их передача в эксплуатацию близка по экономическому смыслу к передаче материалов в производство.
При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (с изм. и доп. от 26.03.2007)).
При этом все условия для признания расхода, установленные п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (с изм. и доп. от 27.11.2006), выполнены:
расход произведен в соответствии с обычаями делового оборота;
сумма расхода может быть достоверно определена;
в результате установки шин на транспортное средство произошло уменьшение экономических выгод организации.
При передаче в использование автомобильные шины оцениваются, как правило, по себестоимости каждой единицы (п. 16 ПБУ 5/01) — пример 1.
Пример 1. ООО «Свежий ветер» зимой 2008 — 2009 гг. приобрело легковой автомобиль с зимним комплектом шин. Автомобиль используется в управленческих целях.
В октябре этого же года был приобретен комплект летней резины (4 шт.) за 7080 руб., в том числе НДС — 1080 руб., и установлен на автомобиль.
В бухгалтерском учете ООО «Свежий ветер» были сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет 10-5 Кредит 60
6000 руб. — на склад оприходован комплект летней резины;
Дебет 19 Кредит 60
1080 руб. — отражена сумма «входного» НДС;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19
1080 руб. — сумма «входного» НДС предъявлена к налоговому вычету;
Дебет 26 Кредит 10-5
6000 руб. — шины установлены на легковом автомобиле.
Заметим, что на счете 10 «Материалы» не могут числиться активы, которые находятся в эксплуатации. Исключением в данном случае являются специальный инструмент и специальные приспособления, специальное оборудование, специальная одежда. В соответствии с п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, передача специальной оснастки и специальной одежды в производство (эксплуатацию) отражается в бухгалтерском учете:
по дебету счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»,
и по кредиту счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».
Однако автомобильные шины не относятся ни к специальным приспособлениям, ни к специальному оборудованию, поэтому учитывать их подобным образом не следует.
Учет сезонных шин, снятых с автомобиля
Сезонные шины, которые были сняты с автомобиля в связи со сменой сезона, необходимо оприходовать на склад.
Порядок отражения подобных операций не предусмотрен нормативными актами по бухгалтерскому учету. Сезонные шины, которые были сняты с транспортного средства и оприходованы на склад, не относятся ни к неиспользованным материалам, ни к возвратным отходам. С одной стороны, они уже находились в эксплуатации (были использованы), а с другой — не утратили своих потребительских свойств.
Тем не менее оприходование сезонных шин следует отражать по дебету субсчета 10-5 «Запасные части» в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат (20, 23, 26, 29, 44. ).
Снятые с автомобилей шины, которые еще можно использовать без ремонта, учитываются по стоимости, рассчитанной с учетом износа, который определяется исходя из пробега.
Таким образом, производится уменьшение затрат на производство (или расходов на продажу) текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.
Определить стоимость снятых с колес автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02). Указанные Нормы действовали до 1 января 2004 г. Распоряжением Минтранса России от 05.01.2004 N АК-1-р действие Временных норм было продлено до 1 января 2007 г. Тем не менее методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа сезонных шин, снятых с транспортного средства.
Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин. Минтранс России предлагает использовать поправочные коэффициенты к среднестатистическим нормам пробега шины в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега (п. 3.3 Временных норм).
Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 000 — 45 000 км. Для шин зарубежного производства средний пробег составляет 50 000 — 55 000 км. Пробег шин грузовых автомобилей существенно выше:
для отечественных шин он может достигать 100 000 км;
для шин зарубежного производства — до 180 000 км.
Для того чтобы рассчитать стоимость шин, возвращенных на склад, бухгалтеру необходимо на основании путевых листов определить пробег автомобильных шин за время их фактической эксплуатации, а затем рассчитать необходимый показатель по следующей формуле:
Стоимость возвращенных на склад шин = (Норма пробега шины — Фактический пробег) : Норма пробега шины x Цена приобретения шины (пример 2).
Пример 2. Используем условия примера 1.
Зимние шины, снятые с автомобиля, еще можно использовать. Первоначальная стоимость каждой шины составляет 1500 руб. Норма пробега данных шин, установленная организацией, составляет 50 000 км. За период эксплуатации фактический пробег составил 20 000 км. Следовательно, стоимость каждой шины, возвращенной на склад, равна 900 руб. ((50 000 км — 20 000 км) : 50 000 км x 1500 руб.).
В бухгалтерском учете ООО «Свежий ветер» будет сделана следующая запись:
Дебет 10-5 Кредит 26
3600 руб. (900 руб. x 4 шт.) — на склад оприходован комплект зимней резины, снятой с легкового автомобиля.
Налоговый учет автомобильных шин
Транспортное средство, которое организация приобретает, учитывается как единый инвентарный объект не только в бухгалтерском учете, но и в целях налогообложения.
Автомобильные шины, которые приобретаются организацией отдельно от автомобиля, в состав амортизируемого имущества не включаются, а учитываются в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Если происходит замена изношенных шин, то расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль на основании п. 1 ст. 260 НК РФ.
Расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, т.е. на дату установки шин на автомобиль (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете стоимость этих активов не отражается. Дело в том, что сумма материальных расходов уменьшается на стоимость:
остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ);
возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ).
Остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.
Шины, снятые с транспортного средства, не могут быть квалифицированы как товарно-материальные ценности, не использованные в производстве на конец месяца, поскольку автомобильные шины были установлены на автомобиле, а значит, использовались, изнашивались и утратили свое первоначальное состояние.
В то же время использованные шины нельзя рассматривать в качестве возвратных отходов. При этом под возвратными отходами понимаются остатки сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению. Сезонные шины под данное определение не подпадают.
Следовательно, в целях налогообложения сезонные шины не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы. Таким образом, сумма материальных расходов не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства.
В результате при оприходовании снятых шин на склад в бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница: сумма расходов по данным бухгалтерского учета меньше, чем сумма расходов по данным налогового учета (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (с изм. и доп. от 11.02.2008)). На основании данной разницы формируется отложенное налоговое обязательство (пример 3).
Пример 3. Используем условия предыдущих примеров.
В налоговом учете стоимость автомобильных шин, оприходованных на склад, не учитывается. В результате возникает налогооблагаемая временная разница в размере 3600 руб., на основании которой сформировано отложенное налоговое обязательство:
Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», Кредит 77
864 руб. (3600 руб. x 24%) — сформировано отложенное налоговое обязательство.
Читайте также: Давление в шинах хонда cb400
Учет расходов на ремонт и восстановление шин
В процессе эксплуатации шины изнашиваются. Если рисунок протектора шины достиг предельно допустимой отметки, то автомобильные шины снимаются с эксплуатации.
Предельным износом рисунка протектора считается такой износ, когда остаточная высота выступов рисунка протектора имеет минимально допустимую величину. Минимально допустимая остаточная высота рисунка протектора, при которой шина должна сниматься с эксплуатации, установлена в размере:
для шин легковых автомобилей — 1,6 мм;
для шин грузовых автомобилей — 1,0 мм;
для шин автобусов и троллейбусов — 2,0 мм;
для шин мотоциклов и мопедов — 0,8 мм;
для шин на прицепах и полуприцепах — такая же, как и для шин автомобилей, с которыми они работают.
На шинах с индикаторами износа предельно допустимая высота рисунка протектора определяется по появлению индикаторов (выступы по дну канавок беговой дорожки, высота которых равна минимально допустимой высоте рисунка протектора).
Если рисунок протектора износился, то его можно восстановить. Восстановлению наложением нового протектора подлежат шины, имеющие предельный износ рисунка протектора и повреждения, не превышающие определенных размеров. Углублению рисунка протектора нарезкой подлежат грузовые, автобусные и троллейбусные шины, имеющие предельный износ рисунка протектора и надпись на боковине «Regroovable».
Шины, подлежащие восстановлению и дополнительной нарезке рисунка протектора, отражаются в бухгалтерском учете по цене их возможного использования, которая рассчитывается пропорционально пробегу шины.
Ремонт и восстановление автошин могут производиться как самим предприятием, так и на специализированных автосервисах. В случае самостоятельного ремонта предприятие несет расходы на закупку запчастей к автомашинам (камер, покрышек, ободов колес, балансировочных грузов и пр.) и оплату труда рабочим, которые производят ремонт.
Если отремонтировать автошины без специального оборудования невозможно, то предприятие может воспользоваться услугами специализированных предприятий. В этом случае запчасти к автомашинам могут быть закуплены самостоятельно. В такой ситуации предприятие оплачивает автосервису только услуги по замене и установке запчастей или же стоимость запчастей будет учтена в стоимости ремонтных работ автосервиса.
При передаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы их стоимость переносится в бухгалтерском учете на субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».
Расходы на ремонт автошин отражаются в бухгалтерском учете на счетах учета затрат — 20, 23, 25, 26, 29, 44. Для целей налогообложения расходы на ремонт шин можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Если шины имеют разрушения, которые не подлежат местному ремонту или восстановлению путем наложения нового протектора, то они списываются в утиль. На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы. В учете такие шины зачисляются на счет 10-6 «Прочие материалы». Снять шины с эксплуатации можно только по решению специальной комиссии, созданной на предприятии (пример 4).
Пример 4. ЗАО «Энергетик» использует в своей деятельности легковой автомобиль. В апреле 2008 г. для автомобиля были приобретены пять шин по цене 2000 руб. (без НДС) за 1 штуку и четыре из них были установлены на автомашину. Спустя год рисунок протектора шин легкового автомобиля достиг предельно допустимой отметки, поэтому по решению комиссии шины были сняты с эксплуатации и заменены на новые. Одна шина была направлена в ремонт, другая — на восстановление, третья — на дополнительную нарезку протектора, а четвертая — списана в утиль.
На склад были оприходованы четыре шины по цене возможного использования (750 руб., 450 руб., 400 руб., 100 руб. соответственно).
ООО «ХИМБЭК» оказало услуги по ремонту и восстановлению шин. Ремонт шины обошелся в 600 руб., восстановление шины — 800 руб., нарезка рисунка протектора — 700 руб. без учета НДС. После ремонта и восстановления шины вновь были установлены на легковой автомобиль. Вместе с ними была установлена одна новая шина.
В бухгалтерском учете ЗАО «Энергетик» были сделаны следующие записи.
В апреле 2008 г.:
Дебет 10-5, субсчет «Автомобильные шины на складе», Кредит 60
10 000 руб. (2000 руб. x 5 шт.) — новые шины оприходованы на склад;
Дебет 26 Кредит 10-5, субсчет «Автомобильные шины на складе»
8000 руб. (2000 руб. x 4 шт.) — шины переданы в эксплуатацию и установлены на легковой автомобиль.
В марте 2009 г.:
Дебет 10-6, Кредит 26
100 руб. — на склад передана шина, непригодная к восстановлению, и учтена по цене возможной реализации;
Дебет 10-5 субсчет «Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении», Кредит 26
1600 руб. (750 руб. + 450 руб. + 400 руб.) — на склад переданы шины, подлежащие восстановлению;
Дебет 10-7 Кредит 10-5, субсчет «Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении»
1600 руб. — автомобильные шины переданы в ремонт и на восстановление специализированной организации;
Дебет 26 Кредит 60
2100 руб. (600 руб. + 800 руб. + 700 руб.) — отражены расходы на ремонт и восстановление шин;
Дебет 19 Кредит 60
378 руб. (2100 руб. x 18%) — отражена сумма «входного» НДС по расходам на ремонт и восстановление шин;
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19
378 руб. — «входной» НДС предъявлен к налоговому вычету;
Дебет 10-5, субсчет «Автомобильные шины на складе», Кредит 10-7
1600 руб. — на склад оприходованы отремонтированные и восстановленные шины;
Дебет 26 Кредит 10-5, субсчет «Автомобильные шины на складе»,
3600 руб. (1600 руб. + 2000 руб.) — шины, в том числе одна новая, вновь переданы в эксплуатацию.
В налоговом учете движение шин не отражается.
Отметим, что в настоящее время нормативные документы, устанавливающие нормы затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, отсутствуют. Именно поэтому данные затраты являются расходами на проведение текущего ремонта, которые включаются в себестоимость продукции, работ, услуг как затраты по поддержанию основных средств в рабочем состоянии. При этом нормирование указанных расходов не предусмотрено.
На каждую шину заводится карточка учета работы шины, причем заводить карточку следует и на ту шину, которая поступила вместе с автомобилем, и на ту, которая установлена на автотранспортном средстве позднее. Карточка ведется до выхода шины из строя.
В карточке необходимо указать порядковый номер, дату изготовления и фирму — изготовителя шины. Кроме того, в ней отмечается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений), ежемесячно вносятся фактический пробег и остаточная высота рисунка протектора.
Когда шина снимается с эксплуатации, в карточке учета работы шины необходимо указать:
дату демонтажа;
полный пробег;
причину снятия, установленную комиссией;
остаточную высоту рисунка протектора;
куда направлена шина.
Снятые с эксплуатации шины могут направляться в ремонт, на восстановление, дополнительную нарезку рисунка протектора или сдаваться в утиль. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке, на восстановленную шину или шину с углубленным рисунком протектора заводится новая карточка.
Если шина направляется на восстановление, на углубление рисунка протектора или в утиль, то карточка учета работы шины закрывается и является актом на списание шины. На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы. Пробег шины с углубленным рисунком протектора нарезкой начинается с нуля в ранее заведенной карточке учета работы шины, а при обезличенной нарезке заводится новая карточка учета.
Порядок отражения в учете операций по продаже шин
Если старые автошины пригодны для дальнейшей реализации на сторону, то они приходуются на склад по цене, рассчитанной пропорционально пробегу.
Доходы от продажи шин отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 91, субсчет «Прочие доходы». Одновременно в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы» списывается их балансовая стоимость.
Для целей налогообложения выручка от реализации не полностью изношенных шин является доходом от реализации прочего имущества (п. 1 ст. 248 НК РФ). Поскольку их стоимость была полностью учтена в составе материальных расходов при передаче в эксплуатацию и не подлежит восстановлению, расходы по данной сделке в налоговом учете в виде первоначальной стоимости шин отсутствуют (пример 5).
Пример 5. Торговая организация ЗАО «Мегалайн» в связи со сменой зимних шин на летние оприходовала на склад четыре зимние шины по стоимости, пропорциональной пробегу, — по 510 руб. за 1 шт.
Руководителем организации было решено продать зимний комплект шин за 2950 руб., в том числе НДС — 450 руб.
В бухгалтерском учете ЗАО «Мегалайн» были сделаны следующие записи:
Дебет 10-5 Кредит 44
2040 руб. (510 руб. x 4 шт.) — оприходован зимний комплект шин по цене возможного использования;
Дебет 62 Кредит 91-1
2950 руб. — отражена задолженность покупателя за приобретенные шины;
Дебет 91-2 Кредит 10-5
2040 руб. — списана балансовая стоимость зимнего комплекта шин;
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
450 руб. — отражена сумма НДС;
Дебет 91-9 Кредит 99
460 руб. (2950 руб. — 2040 руб. — 450 руб.) — отражена прибыль от реализации автошин;
Дебет 51 Кредит 62
2950 руб. — погашена задолженность покупателя за приобретенные шины.
В налоговом учете доход от реализации автошин составит 2500 руб. (2950 руб. — 450 руб.).
Если бывшие в эксплуатации шины не проданы, а списаны по иной причине, то бухгалтеру необходимо обратить внимание на соотношение фактического и нормативно установленного пробега шины. Если фактический пробег изношенной шины существенно меньше нормативно установленного, то бухгалтер должен выяснить причины преждевременного износа рисунка протектора и определить виновных лиц.
О.А.Курбангалеева
Аудитор
Подписано в печать
15.04.2009
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💡 Видео
Колёса и шиныСкачать
Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Хранение шин. 3 основных правила.Скачать
Секрет шин о котором знают только опытные водители.Скачать
Азот ВАМ в ШИНЫ! А НАДО ЛИ? 5 основных МИФОВСкачать
КОЛЕСА И ШИНЫ. УСТРОЙСТВО, НАЗНАЧЕНИЕ И МАРКИРОВКАСкачать
Почему одни шины ходят 100 000 км, а другие 20 000 кмСкачать
Конструкция пневматических шин TECH Int.Скачать
ТИХИЕ ШИНЫ - ПОСМОТРИ ПЕРЕД ПОКУПКОЙСкачать
Просто о сложном. Автомобильные шины. Рассказ для "чайников и их жён.Скачать
Маркировка шин. Как выбрать шины. Расшифровка основных показателей.Скачать
Защитные средства общие положенияСкачать
Чернитель резины (шин). Своими руками - ВСЕГО ЗА 11 РУБЛЕЙ!!!Скачать
Топливо из автомобильных шин - это реально? 😱 #переработка #пиролиз #экологияСкачать
Выводим ржавчину с тачки #shorts #настятуманСкачать
Как выбрать б/у шины. Основные моментыСкачать
КАК УЗНАТЬ ДАТУ ВЫПУСКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИНСкачать