Сегодня мы поговорим о выборе размера шин для вазовских «восьмерок». В принципе, некоторая свобода действий предоставлена инструкцией по эксплуатации машины, хотя она и ограничена лишь тремя типоразмерами шин — 155/70 R13, 165/70 R13 и 175/70 R13. На двух последних сейчас ездит подавляющее большинство тольяттинских автомобилей. Нередко встречаются шины пошире, например, 185/70 R13 (о более широких «лаптях», надетых на такие же широкие легкосплавные диски, мы сейчас не говорим), а вот узенькие 155/70 R13 — совсем редкость.
Что находит и что теряет автолюбитель, останавливая свой выбор на том или ином размере шин?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы подобрали четыре комплекта шин одной фшзмы и одинаковых моделей (Gislaved Speed 316Т), но разных размерностей — 155/70 R13, 165/70 R13, 175/70 R13 и 185/70 R13, смонтировали их на «родных» стальных дисках ВАЗ-2108 и отправились на полигон, чтобы во всем разобраться самим.
Прежде чем рассказывать о дорожных испытаниях, попробуем разобраться в «исходных данных». Размерность шин для автомобиля выбирается по многим условиям. Перечислим главные. Соображения компоновки. Колесо с покрышкой при любых ходах подвески и рулевого привода не должно задевать за кузов или другие детали машины. Второе важное условие: шина должна «держать» нагрузку. О том, на какую нагрузку рассчитана шина, можно узнать по индексу грузоподъемности, входящему в число обязательных маркировочных символов. В принципе, чем шире шина, тем больше ее грузоподъемность при прочих равных условиях. В нашей четверке этот параметр лежал в пределах от 387 кг у шины 155/70 R13 до 530 кг у 185/70 R13. Разброс велик, но даже «слабенькая» 155-я шина вполне устроит ВАЗ-2108, полная масса которого 1325 кг.
Третье условие связано с предельной эксплуатационной скоростью. Паспортная «максималка» автомобиля не должна быть больше «зашитой» в индексе скорости цифры. У нас все шины, независимо от ширины, на боковине имели букву «Т», что означает «не более 190 км/ч». Для «восьмерки» — это с запасом, даже если ехать под горку.
Итак, все эти обязательные условия в нашем случае соблюдены.
Прежде чем перейти к ездовым впечатлениям, скажем пару слов о внешнем виде ВАЗ-2108, обутом в разновеликие шины.
Видео:Ширина шины: какая лучше? Простой способ выбратьСкачать
Если ширина покрышки 165 или 175 мм, то это привычная «восьмерка», причем только наметанный глаз может с первого раза определить разницу между этими колесами.
Если установлены шины 155/70 R13, то появляется явная дисгармония — «избушка на курьих ножках». Некрасиво.
Другое дело — 185/70 R13. Мощные «лапти» заполняют больше пространства в колесных нишах, автомобиль стоит выше, увереннее и имеет более агрессивный вид.
Так что в нашем случае широкие шины явно предпочтительнее.
Ряд параметров, характеризующих динамику «восьмерки» на разных шинах, приведен в таблице. Что мы видим? Более широкие шины тяжелее и создают большее сопротивление качению, а потому снижают предельные возможности автомобиля. Все логично. Хотя количественно разницу нельзя назвать впечатляющей.
Но почему тогда при разгоне с места вдруг проиграли самые легкие и узкие шины 155/70 R13? Этому есть объяснение. При старте, когда испытатель отпускает педаль сцепления при оборотах двигателя, соответствующих максимальной мощности, узкие шины легко срываются в пробуксовку и не реализуют тяговые возможности двигателя, отсюда и проигрыш в долях секунды более широкой 165-й резине.
Зато с эластичностью все понятно и закономерно. Здесь шины выстроились строго «по росту», и разница между ними уже весьма ощутима. Что означают все эти цифры в реальной эксплуатации? На узких шинах автомобиль легче катится, и темп набора оборотов двигателем выше. Особенно хорошо это чувствуется на высших передачах. Если на шинах 155/70 R13 можно совершить обгон на четвертой передаче, то в тех же условиях шины 175/70 R13 или 185/70 R13 потребуют перехода на третью.
Но при езде в активном режиме, с выкручиванием мотора до 5500—6000 об/мин на всех передачах, разница не будет столь заметна. Если, конечно, не смотреть на спидометр. Оказывается, если верить спидометру, «максималка» на шинах 155/70 R13 составляет 165 км/ч! А на самых широких 185/70 R13 — всего 150 км/ч. Неужели такая разница? Конечно, нет. Просто на шинах меньшего диаметра спидометр гораздо сильнее завышает скорость. О точности его показаний с разными шинами говорит специальная таблица. Но, если хотите прихвастнуть перед соседями по гаражу впечатляющей «максималкой», то один из способов — установить маленькие шины.
Видео:Широкие шины | Преимущества и недостаткиСкачать
Читайте также: Максимальный размер шин для нивы без резки арок
Широкие шины обеспечивают меньший тормозной путь. Существенно отличаются и усилия на педали тормоза, необходимые для максимального замедления автомобиля. С шинами 185/70 R13 нужно давить на педаль в два раза сильнее, чем с шинами 155/70 R13. Так что, с этой точки зрения, водителю проще тормозить на узких шинах — сил расходуешь меньше, да и дозировать усилие на педали тормоза проще.
С более мощными покрышками 175/70 R13 и 185/70 R13 управлять замедлением менее приятно — педаль тормоза уже прилично «продавлена», а требуемое замедление все еще не наступает. Правда, в конце концов наградой за физические нагрузки станет меньший тормозной путь.
Обобщая эти наблюдения, мы не можем признать шины 185/70 R13 лучшими по тормозным свойствам; скорее, все четыре размерности находятся в примерно одинаковых условиях.
Начнем со штатных режимов. Первое, что чувствует водитель при замене шин на более узкие или широкие, — это изменившееся усилие на руле.
Если покрышки 155/70 R13 позволяют легко парковаться и совершать крутые повороты. то с увеличением ширины шин делать это становится все труднее и труднее. Повернуть руль ВАЗ-2108 на шинах 185/70 R13 почти так же тяжело, как на ВАЗ-2Ю5.
Движение по прямой несколько проще на более широких шинах, так как с ними зона отсутствия реактивного действия на руле меньше. В поворотах широкие шины так же позволяют ехать увереннее за счет лучших сцепных свойств.
В остальном отличия минимальны. Но чтобы точнее во всем разобраться, нам пришлось помучить нашу «восьмерку» на специальных трассах в предельных режимах.
Для полноты картины поведение ВАЗ-2108 было оценено как с частичной нагрузкой, так и с полной.
Видео:Колёса на ВАЗ подбор размера ШИН!!!Скачать
Загруженный автомобиль на шинах 155/70 R13 обладает низкой чувствительностью и большими запаздываниями реакций на действия рулем, который приходится крутить на большие углы и с опережением. Иначе удержать машину на заданной траектории не удастся. С другой стороны, «легкий» руль не требует от водителя особого физического напряжения. Сцепные свойства шин при этой ширине не позволяют ехать с большими боковыми ускорениями, зато управлять траекторией с помощью тяги просто!
Результаты дорожных испытаний ВАЗ-2108 на шинах Gislaved Speed 316Т
Нужны ли «восьмёрке» широкие шины ?
Вазовские переднеприводные автомобили все чаще можно увидеть на более широких шинах. Как правило, устанавливают их водители помоложе и поагрессивнее, будучи убежденными, что широкие шины, во-первых, производят лучшее эстетическое впечатление, а главное — улучшают ездовые свойства машины. Что до эстетики, то тут, скорей всего, они правы, к тому же замена стандартных шин на широкие обычно сопровождается и заменой обычных стальных дисков на элегантные легкосплавные. А вот с ездовыми свойствами дела обстоят гораздо сложнее, и здесь утверждение «чем шире — тем лучше» требует очень серьезной проверки.
И мы решили рассмотреть «предельный» случай, разыскав для ВАЗ-2108 самые широкие из выпускаемых нашей промышленностью легкосплавные колеса. Оказалось, что таковые предлагаются фирмой ФАСТ ВИЛС, и размерность у них — аж 7Jx13, то есть они на два дюйма (около 5 см) шире стандартных дисков 5Jx13! Теперь осталось подобрать достойные таких дисков шины, и мы остановились на продукции все более популярной у нас шведской фирмы Gislaved, выбрав модель Speed размерности 205/60 R13. Когда все это хозяйство было смонтировано, колеса отбалансированы, то мы полюбовались на результаты своего труда: «лапти» получились на славу, могучие и нарядные.
Предоставленные фирмой ФАСТ ВИЛС на испытания колеса с красивым названием Звезда Артек являются одной из последних разработок. Что в них особенного кроме внушительной ширины обода? А вот что. В качестве материала здесь использован магний, а точнее — его сплав. Эти диски не литые, а кованые, что на сегодняшний день для этого материала является редкостью. Магниевый сплав и при литье обеспечивает очень высокую прочность, но ковкой удается достичь еще лучших прочностных свойств. Правда, себестоимость кованых колес больше, чем литых, — и именно поэтому на Западе они практически не выпускаются. У нас же предприятия ВПК готовы заниматься производством этой продукции за относительно небольшую цену (все же лучше, чем кастрюли делать). К тому же выбор марки металла в данном случае обусловлен не столько экономическими соображениями, сколько наличием этого сплава на заводе-изготовителе.
Читайте также: Количество проводников шины данных по которым одновременно может передаваться информация
Выглядят диски отлично — пять округлых спиц без каких-либо острых кромок, серебристое лакированное покрытие, защищающее металл от внешних воздействий.
В комплекте к колесам прилагаются специальные болты большей длины (стандартные не подходят, они коротки), а еще алюминиевые проставки. Последние могут быть разной толщины (у нас — 6 мм) и предназначены как для обеспечения зазора между колесом и элементами подвески и кузова, так и для «размыкания» электролитической пары магнийжелезо, возникающей при непосредственном креплении диска к ступице.
Видео:Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать
Надо ли говорить, что геометрические параметры подвески — это очень важный фактор, закладываемый при проектировании автомобиля и влияющий как на поведение автомобиля, так и на долговечность элементов подвески. Самый простой и всем знакомый пример — это углы установки управляемых колес — развала и схождения. Если эти углы не отрегулированы, то неизбежен повышенный износ шин, увеличение расходов топлива, а также присутствие сил, стремящихся повернуть машину влево или вправо, ухудшающих поведение машины в разных условиях. Но кроме углов развала и схождения существует еще целый ряд параметров, определяющих поведение автомобиля.
Спору нет — с такими роскошными дисками и шинами размерности 205/60 R13 «восьмерка» выглядит элегантнее. Кстати, на этих фотографиях вы видите шины Viking, хотя все измерения и экспертные оценки проводились с шинами Gislaved той же размерности. Но на визуальное впечатление это, конечно же, не повлияло. Досадно, что установка таких колес требует «хирургического вмеша тельс тва».
Попробуем разобраться, что мы меняем, устанавливая более широкие колеса? Прежде всего, так называемый вылет колеса — расстояние между плоскостью крепления диска к ступице и продольной плоскостью симметрии колеса, причем последняя, как правило, находится ближе к автомобилю. Диски Звезда Артек имеют вылет 22 мм (с учетом проставил) против 40 мм у стандартных пятидюймовых. Что это значит? Это значит, что колея как передних, так и задних колес увеличилась на 36 мм. С одной стороны, это должно привести к лучшей устойчивости автомобиля, а с другой — колесу становится «тесно» в отведенной нише кузова. Еще одним отрицательным моментом является большая («изгибающая») нагрузка на ступичные подшипники. Другим очень важным геометрическим параметром, изменяющимся при установке широких колес, является плечо обкатки. Это — расстояние между точкой пересечения оси поворота колеса с дорогой и его плоскостью симметрии. При отрицательном плече обкатки ось поворота колеса пересекает плоскость дороги вне колеи автомобиля. Именно так обстоит дело на ВАЗ-2108 (плечо обкатки —16 мм). Это обеспечивает, например, то, что при торможении на «миксте» (когда под правыми и левыми колесами разные покрытия с разным коэффициентом Сцепления) автомобиль меньше разворачивает. Ясно, что величина плеча обкатки напрямую зависит и от вылета колеса. Так что, уменьшив вылет на 18 мм, мы поменяли плечо обкатки с отрицательного на положительное — до +2 мм. Как это скажется на поведении автомобиля? Еще один важный вопрос, на который нам предстоит получить ответ.
Чтобы иметь точку отсчета, мы провели все замеры и ходовые испытания на ВАЗ-2108 сначала на привычных шинах БЛ-85 размерности 165/70 R13 на стандартных стальных дисках 5Jxl3, а после этого с широкими «лаптями».
Как оказалось, установка модных дисков предполагает «легкое хирургическое вмешательство». Оно описано в прилагаемой к колесам инструкции и заключается в следующем: необходимо загнуть горизонтальную отбортовку задних крыльев внутрь до вертикального положения. Таким образом «жизненное пространство» для задних шин расширяется на 10—12 мм. Если этого не сделать, то острая кромка отбортовки в поворотах будет нарезать из боковин шин резиновую «лапшу», это мы проверили. Но операция по борьбе с отбортовкой не такая уж простая: в месте сгиба отбортовка состоит из двух листов металла и, чтобы оставить минимум следов снаружи, нужно изрядно попотеть.
Второй дополнительной операцией является установка проставок между пружиной и кузовом на задних амортизаторных стойках. Проставки выполнены из твердой резины и имеют высоту 30 мм.
Читайте также: Шины максис at 771 в новосибирске
И только после этого широкие колеса устанаваиваются на автомобиль. В глубокие и узкие гнезда под болты не всякий «баллонник» влезает — наш, например, не прошел, и пришлось воспользоваться набором торцевых головок.
Ну вот, теперь преобразившаяся Самара готова к испытаниям.
Видео:Лада ГРАНТА подходит 185/70 R14Скачать
Вид у машины очень внушительный. Широкие колеса привнесли в облик автомобиля еще больше агрессивности. И теперь, глядя на машину, нам захотелось скорее прохватить по дорожке с обилием поворотов, трамплинов.
Понятно, что установка более широких шин при прочих равных условиях снижает «резвость» автомобиля. Это связано как с увеличением массы колеса, так и с увеличением сопротивления качению. И если первый фактор в нашем случае не оказал большого влияния — более массивная шина была одета на легкосплавный диск (его масса — всего 5 кг), поэтому по весу новое колесо в сборе оказалось равнозначно стандартному — это 13 кг. А вот сопротивление качению широких шин должно быть явно выше. Должно, но. в процессе испытаний мы этого не почувствовали. Машина практически не изменила характера разгона. Да и замеры с аппаратурой подтвердили наши первые впечатления: интенсивность разгона во всем диапазоне скоростей оказалась практически такой, как и на «стандарте». Уменьшение же «максималки» на 2 км/ч можно смело считать отличным показателем для шины шириной 205 мм. Честно говоря, мы ожидали более серьезных ухудшений динамических характеристик. Что здесь повлияло больше — прекрасное качество скандинавских шин Gislaved или недоработки наших шинников — сказать трудно. Одно ясно — установив на свою Самару колеса Звезда Артек в сборе с этими шинами, вы не почувствуете ухудшения тягово-динамических параметров. И это — первый приятный сюрприз.
Здесь отличия оказались более заметны, чем в разгонной динамике. Но касаются они, в основном, удобства управления торможением. А эффективность тормозов на широких колесах оказалась одинаковой со стандартом, что тоже несколько неожиданно, поскольку мы ожидали уменьшения тормозного пути.
А на основе субъективных экспертных оценок скажем, что на сухом асфальте торможение на широких шинах более удобно — лучше дозируется усилие на педали, лучше прогнозируется начало блокировки колес, причем этот процесс происходит более мягко, чем с шинами БЛ-85.
Теперь о торможении на миксте, то бишь на несимметричном по сцепным свойствам покрытии. Вспомним, что установка колес 7Jxl3 повлекла за собой изменение важных геометрических параметров.
Под левыми колесами травянистая обочина, под правыми — сухой асфальт. Теперь отпускаем руль и ударяем по педали тормоза. Мгновенно рулевое колесо повернулось до упора. Вот и обнаружились противопоказания, связанные с последствиями изменения плеча обкатки. На стандартных колесах в тех же условиях такого явления отмечено не было — руль если и поворачивался при торможении, то незначительно. Так что при езде по скользкой дороге с неоднородным покрытием на автомобиле, оснащенном широкими колесами, придется более внимательно следить за управлением и тормозить аккуратно.
Изменения характера поведения Самары при движении в штатных режимах после установки колес Звезда Артек оказались минимальны, и это убедительно подтверждает хорошую проработку конструкции подвески и рулевого управления. Если «прислушиваться» к нюансам, то можно отметить некоторое падение усилия на руле и более ровное реактивное действие (это хорошо), но при этом увеличение чувствительности, чего Самарам и без того хватает.
В целом, все это хоть и не меняет всерьез характера управляемости автомобиля, но все же способствует повышению удобства управления.
Езда в нештатных режимах (включая выполнение маневра «переставка») уже более убедительно выявила преимущества широких колес. Это и меньшие крены кузова, и более ровная и информативная реакция на управляющие действия водителя — стало легче двигаться по намеченной траектории. Если на шинах БЛ-85 машина более резко уходит в занос и после этого возможны колебания, то развитие заноса на широкой «обуви» происходит явно плавнее и лучше контролируется, а о колебаниях не может быть и речи. Оказалось, что управлять боковым скольжением автомобиля, несмотря на ширину шины 205 мм, не только можно, но и очень удобно.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📸 Видео
НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТСкачать
АвтоОрск / АвтоГаджеты / Почему нельзя ставить колеса больше заводских?Скачать
Узкая или широкая шина | Выбираем зимнюю резину по размеруСкачать
ШИРИНА ШИНЫ, КАК ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ПО ШИРИНЕ ДИСКА?Скачать
Широкие и узкие шины | Преимущества и недостатки | Отвечаем на вопросы подписчиковСкачать
Главные ошибки при выборе летних шин | Как правильно выбрать летние шиныСкачать
Лада веста не покупай шины 205 55 16Скачать
НИВА Какие ШИНЫ лучше. Как определить Клиренс по Шинам LADA 4x4 Chevrolet Niva ВАЗ 2121 Niva BrontoСкачать
ПОДОБРАТЬ ДИСК К ШИНЕ И НАОБОРОТ! РАЗМЕР КОЛЁС 2018-2020..Скачать
R13 или R14? Какую резину лучше поставить на ВАЗ. На что влияет размер колес. Какие колеса выбрать?Скачать
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Можно ли поставить шину шире диска?! Что будет если поставить шину шире диска?Скачать
Не ставь БОЛЬШИЕ шины пока не узнаешь ЭТО !Скачать
Какие шины выбрать узкие или широкие?!Откуда вообще этот вопрос ?!Скачать
Максимальный размер шин на ниву. Личный опытСкачать