Для повышения надежности шлицевого соединения необходимо уменьшение давлений на шлицы, хорошее центрирование их, не нарушающееся в процессе эксплуатации, а также обеспечение достаточной смазки и надежного уплотнения шлицев.
Уменьшение давлений возможно путем увеличения диаметра и числа шлицев. Для сохранения центрирования шлицев в эксплуатации его следует осуществлять по поверхностям, не участвующим в передаче крутящего момента. С этой целью в карданной передаче автомобиля ЗИЛ-130 применено герметичное соединение со шлицами эвольвентного профиля с центрированием по наружной поверхности шлицев и дополнительным центрированием внутренней поверхности шлицев втулки 20
(см. рис. 18) по гладкой цилиндрической шейке скользящей вилки 15. Таким образом, общая длина центрирующих поверхностей увеличивается. Принятая конструкция шлицевого соединения позволяет сохранять центрирование в процессе эксплуатации, так как оно осуществляется по поверхностям, не передающим крутящий момент и менее подверженным износу.
Герметичность шлицевого соединения достигается установкой в передней части шлицевой втулки завальцовываемой заглушки 21, а в задней части втулки резинового 16 и войлочного 5
сальников. Для более надежной защиты шлицевого соединения устанавливается защитная муфта 6.
Для смазки шлицев во внутреннюю полость шлицевой втулки при сборке закладывается 200 г смазки УС-1, ГОСТ 1033—51. При изменении длины карданного вала изменяются рабочие объемы полостей, расположенных по обеим сторонам шлицевого соединения. В результате изменения этих объемов смазка проникает к трущимся поверхностям.
Однако в процессе эксплуатации автомобиля ЭИЛ-130 имелись случаи износа и задира шлицевого соединения карданной передачи. В связи с этим появилась необходимость проведения специальных работ по определению влияния термообработки и различных поверхностных покрытий шлицев скользящей вилки на долговечность. Для этой цели был построен испытательный стенд, кинематическая схема которого приведена на рис. 21. На этом стенде шлицевое соединение при помощи рычажного устройства нагружается статическим крутящим моментом. Затем шлицевому соединению сообщается возвратно-поступательное движение от эксцентрикового привода.
Стенд оборудован динамометром для измерения нагрузки, тензодатчиками для определения осевых сил в шлицевом
соединении и электроимпульсным счетчиком для фиксации суммарного числа двойных ходов. Ниже приведена техническая характеристика стенда:
Мощность электропривода в л. с. 10
Частота вращения вала электропривода
Передаточное число понижающего редуктора 7,44
Число двойных ходов в минуту. 125
Максимальный ход шлицев в соединении в мм 160 Максимальная нагрузка в кгс-м. 200
При испытании шлицевых соединений с различными скользящими вилками определяли продолжительность работы соединения до появления задира шлицев. Результаты испытаний следующие:
— долговечность незакаленной скользящей вилки, имеющей твердость НВ 255—285, составляет 7—9 ч;
— закалка шлицев скользящей вилки т. в. ч. до твердости HRC 42 (не менее) увеличивает ее долговечность до 50—52 ч;
— покрытие закаленных шлицев фосфатной пленкой повышает долговечность шлицевого соединения до 100—110 ч;
— применение комплекса мероприятий (закалка шлицев скользящей вилки т. в. ч. до твердости HRC 42—56, фосфатирование шлицев и покрытие фосфатного слоя твердой смазкой — дисульфидом молибдена) увеличивает долговечность шлицевого соединения до 550—570 ч.
Результаты стендовых испытаний были подтверждены дорожными испытаниями карданных передач на автомобилях. По результатам испытаний была внедрена закалка скользящей вилки с нагревом т. в. ч., антифрикционное фосфатирование шлицев скользящей вилки с последующей пропиткой фосфатного слоя твердой смазкой.
Рис. 21. Кинематическая схема стенда для испытания шлицевых соединений:
1 — электропривод; 2 — клиноременная передача; 3 — понижающий редуктор;
4 — опора эксцентрика; 5 — эксцентрик; 6 — опора качения; 7 — тарированная пластина с тензодатчиками: 8 — испытуемое шлицевое соединение: 9 — неподвижная опора с динамометрическим звеном; 10 — рычаг опоры; 11 — динамометр
Видео:Как ремонтировать шлицевую карданного вала | Кардан Ремонт Юра ©Скачать
Карданная передача ЗИЛ-130
Карданная передача автомобиля ЗИЛ-130 состоит из двух карданных валов, промежуточной опоры и трех шарниров.
В карданной передаче автомобиля применено герметичное шлицевое соединение. Смазка во внутренней полости втулки 26 удерживается от вытекания заглушкой 27, а также резиновым и войлочным 7 сальниками. Оба сальника в сочетании с защитной муфтой 8 шлицев предотвращают загрязнение шлицевого соединения.
Рис. Карданная передача ЗИЛ-130: 1 — фланец-вилка; 2 — вилка промежуточного карданного вала; 3 — промежуточный карданный вал; 4 — подушка опоры; 5 — стопорная скоба подушки; 6 — гайка крепления подшипника промежуточной опоры; 7 и 19 — войлочные сальники; 8 — защитная муфта; 9 — карданный вал заднего моста; 10 — приварная вилка карданного вала заднего моста; 11 — торцовое уплотнение: 12 — сальник игольчатого подшипника; 13 — замочная пластина; 14 — игольчатый подшипник крестовины; 15 — крестовина; 16 — опорная пластина; 17 — болт; 18 — скользящая вилка; 20 — масленка для смазки подшипника опоры; 21 — лента хомута; 22 — шплинт; 23 пряжка хомута; 24 — кронштейн опоры; 25 — шарикоподшипник; 26 — шлицевая втулка; 27 — заглушка шлицевой втулки. Примечание — с марта 1973 г. радиальные отверстия в шипах крестовин не делают.
Устройство всех шарниров карданной передачи одинаково. Каждый шарнир состоит из приваренной и скользящей вилки или фланца-вилки 1 и крестовины 15, установленной в ушках вилок на подшипниках 14.
Читайте также: Ремонт неразборного карданного вала
Установлены новые шарниры, не требующие пополнения смазки в процессе эксплуатации. На заводе шарниры смазывают консистентной смазкой 158.
Для удержания смазки и предохранения от загрязнения подшипников они снабжены новым комбинированным уплотнением, которое состоит из однокромочкого сальника 12, вмонтированного в обойму подшипника, и торцового уплотнения 11, напрессованного на шипы крестовины (с посадочным пояском).
У ранее выпущенных заводом карданных валов, имеющих в крестовине масленку, рекомендуется смазывать карданные шарниры консистентной смазкой: 158, УС-1, пресс-солидолом С.
При применении консистентной смазки для шарниров карданной передачи существенно возрастает надежность уплотнения узла, легче заполняются смазкой игольчатые подшипники и каналы и уменьшается ее расход в процессе эксплуатации. Смазку надо добавлять при втором техническом обслуживании.
Подшипник промежуточный опоры смазывают через масленку 20, ввернутую в крышку подшипника. Сальники подшипника опоры имеют отражатели, защищающие их от грязи. Задний отражатель служит одновременно стопорной шайбой гайки подшипника опоры.
Видео:Лечим Шлицевое Соединение Кардана Зил-130Скачать
Уход за карданной передачей
Следует проверять крепление фланцев карданных валов и кронштейна промежуточной опоры.
Все болты крепления должны быть затянуты до отказа. Необходимо периодически проверять посадку крестовин в подшипниках и подшипников в вилках. При ослаблении болтов, крепящих крышки подшипников, надо подтянуть их. Момент затяжки должен быть равен 1—1,5 кгс*м. При значительном радиальном и торцовом зазоре в подшипниках крестовин нужно заменить карданный вал в сборе.
Необходимо строго соблюдать периодичность выполнения смазочных операций и соответствие применяемого масла для карданной передачи (подшипника опоры, шлицевого соединения) требованиям карты смазки. Для смазки шлицевые соединения необходимо разобрать, промыть шлицы скользящей вилки и внутреннюю полость шлицевой втулки и заложить в эту полость свежую смазку.
При снятии карданного вала с автомобиля или при установке его на автомобиль нельзя пользоваться монтажной лопаткой или другими предметами, вставленными в шарнир для прокручивания карданного вала. Это влечет за собой повреждение уплотнений, что приводит к преждевременному выходу из строя карданных шарниров.
Разбирать шарнир рекомендуется только в случае выхода из строя его деталей. Для разборки шарнира следует пользоваться специальным съемником. Использовать молоток для разборки шарнира нельзя, так как это приводит к нарушению соосности отверстий в вилках шарниров под подшипники, после чего резко снижается долговечность шарнира. При разборке шарнира необходимо спрессовать торцовые уплотнения с двух смежных шипов. Во время разборки надо следить за тем, чтобы не повредить торцовых уплотнений. Повторная установка поврежденных торцовых уплотнений в шарнир недопустима, так как при этом нельзя обеспечить требуемого натяга торцового уплотнения на посадочном пояске шипа. Сборка шарнира с комбинированным (радиальным и торцовым) резиновым уплотнением подшипников может производиться одним из двух следующих методов:
- Торцовое уплотнение предварительно напрессовывают на два смежных шипа крестовины, после этого крестовину устанавливают в вилку (фланец). Остальные торцовые уплотнения устанавливают на шипы через отверстия под подшипники в вилках (фланцах) и напрессовывают на посадочные пояски шипа.
- Крестовину без торцовых уплотнений устанавливают в вилку (фланец), после этого на шипы крестовины через отверстия под подшипники в вилках (фланцах) напрессовывают торцовые уплотнения.
Для напрессовки торцового уплотнения на посадочный поясок шипа необходимо пользоваться специальным приспособлением — оправкой. В случае отсутствия в комплекте запасных частей торцовых уплотнений допускается установка подшипников 804805К1 без торцового уплотнения, но долговечность уплотнения при этом понижается.
При сборке шарниров в каждый подшипник крестовины закладывается 4—4,2 г смазки, а в каждое глухое отверстие шипа 1,1 —1,3 г смазки 158.
Видео:вибрация карданного вала зилСкачать
Шлицевая часть карданного вала зил 130
ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Карданные валы автомобиля ЗИЛ-130
Разборка карданной передачи ЗИЛ-130 на узлы
Карданную передачу разбирают на стенде, который имеет станину и подставку. Карданную передачу в сборе устанавливают трубой промежуточного карданного вала на призму, а трубой карданного вала заднего моста ЗИЛ-130 в направляющие ролики подставки.
Нажатием на педаль приводят в действие кран управления и пневматический цилиндр, который, перемещая шток вниз, поворачивает прихват пневматического зажима и закрепляет трубу промежуточного карданного вала.
Читайте также: Ротор с двумя валами
После фиксации карданной передачи на стенде снимают хомут 26 (см. рис. 32) в сборе и
сдвигают защитную муфту 25 шлицев с гайки 20 распорной втулки.
Затем, отогнув ус заднего отражателя 14 сальника, отвертывают гайку 20 распорной втулки и разъединяют карданный вал заднего моста от промежуточного карданного вала, передвигая карданный вал заднего моста по роликам подставки стенда и выводя шлицевой конец скользящей вилки 23 (см. рис. 32) из шлицевой втулки промежуточного карданного вала.
Разборка компонентов карданной передачи ЗИЛ-130
Промежуточный карданный вал ЗИЛ-130
Промежуточный кардан ЗИЛ-130 разбирают на том же стенде. Со шлицевой втулки 11 (см. рис. 32) трубы вала снимают задний отражатель 14 сальника, вынимают четыре скобы 25 крышек опоры и снимают подушку 29 опоры.
Затем при помощи съемника спрессовывают с опорной шейки шлицевой втулки трубы карданного вала передний отражатель 12 сальника, переднюю 31 и заднюю 35 крышки в сборе с подшипником и распорные втулки 30 подшипника.
Отогнув усы пластины-замка 3 последовательно с граней болтов крепления опорных пластин 4 подшипников, отвертывают болты, снимают пластины-замки и опорные пластины подшипников.
Постукивая легкими ударами медного молотка по фланцу-вилке 1, подают его вниз, снимают с шипа крестовины 6 подшипник 5 кардана с сальником в сборе.
Затем повторяют операцию для других подшипников кардана и снимают фланец-вилку 1 и крестовину 6 кардана с вилки 9 трубы промежуточного карданного вала.
Карданный вал заднего моста ЗИЛ-130
Кардан заднего моста ЗИЛ-130 разбирают на стенде. Для разборки его также устанавливают на призму 10 и закрепляют пневматическим зажимом.
Со скользящей вилки 23 (см. рис. 32) снимают разрезную шайбу 15 сальника, сальник 16, разрезные шайбы 17 и 19 кольца сальника, войлочное кольцо 18 сальника и гайку 20 распорной втулки.
Затем снимают пружинное кольцо 24 и защитную муфту 25 шлицев карданного вала. Карданные сочленения скользящей вилки 23 и фланца-вилки 21 карданного вала разбирают вышеописанным способом.
Сборка узлов карданной передачи ЗИЛ-130
Рис.32. Компоненты карданной передачи ЗИЛ-130
1,21 — фланцы-вилки, 2 — болт, 3 — пластина-замок, 4 — опорная пластина, 5 — подшипник в сборе с сальником, 6 — крестовина кардана, 7 — предохранительный клапан, 8 — масленка, 9 — вилка вала, 10 — карданный промежуточный вал с вилкой и шлицевой втулкой в сборе, 11 — шлицевая втулка, 12 — передний отражатель сальника, 13 — опора промежуточного вала, 14 — задний отражатель сальника, 15 — шайба, 16 — сальник, 17,19 — шайба кольца сальника, 18 — кольцо сальника, 20
— гайка распорной втулки, 22 — карданный вал заднего моста с вилками в сборе, 23 — скользящая вилка, 24 — пружинное кольцо, 25 — защитная муфта, 26 — хомут, 27 — пробка, 28- скоба, 29 — подушка опоры, 30 — распорная втулка, 31 — передняя крышка опоры, 32 — уплотнительное кольцо, 33 — обойма, 34 — подшипник опоры, 35 — задняя крышка опоры, 36 — масленка
Карданную передачу собирают в два этапа: сначала выполняют сборку узлов, а затем общую сборку передачи. Фланец-вилку собирают с крестовиной в такой последовательности.
Ввернув масленку 8 (см. рис. 32), предохранительный клапан 7 в крестовину 6, ее устанавливают двумя шипами в отверстия фланца-вилки 1, следя за тем, чтобы предохранительный клапан 7 был обращен в сторону фланца-вилки.
На шипы крестовины 6 устанавливают подшипники 5 кардана ЗИЛ-130 с сальником в сборе и запрессовывают в отверстия фланца-вилки 1, располагая пазы на торце подшипников параллельно продольной оси фланца-вилки.
Затем устанавливают опорные пластины 4 подшипников, пластины-замки 3, ввертывают болты крепления и стопорят их, загибая на грани концы пластин-замков. Сборка фланца-вилки 21 аналогична сборке фланца-вилки 1.
При сборке передней и задней крышек с сальником и обоймой сальника в гнездо крышки 31 устанавливают уплотнительное кольцо 32 сальника и обойму 33 сальника. Затем обойму сальника запрессовывают и кернят в трех точках по окружности.
Сборку подшипника с передней и задней крышками выполняют в таком порядке. В заднюю крышку 35 устанавливают и запрессовывают подшипник 34. В подсобранный узел вставляют переднюю крышку 31 в сборе с кольцом 32 сальника и обойму 33 и завальцовывают по окружности, обеспечивая герметичность соединения.
При сборке промежуточной опоры карданного вала ЗИЛ-130 в заднюю крышку 35 ввертывают масленку.
В подушку 29 опоры устанавливают подшипник 34 в сборе с крышками, фиксируя его положение и предохраняя от проворачивания скобами 28 крышек, входящими в пазы подушки опоры. В подсобранный узел закладывают смазку в количестве 150 г и вставляют распорные втулки 30.
Читайте также: Компрессор поршневой patriot vx 50 402 масляный
Сборка карданного вала заднего моста ЗИЛ-130
Общую сборку кардана заднего моста ЗИЛ-130 выполняют на стенде. В отверстия вилки 9 (см. рис. 32) карданного вала устанавливают свободные шипы крестовины 6 в сборе с фланцем-вилкой 21.
На шипы крестовины устанавливают подшипники 5 кардана с сальником в сборе и запрессовывают в отверстия вилки карданного вала, располагая пазы на
торце подшипников параллельно продольной оси вилки трубы карданного вала.
Затем устанавливают опорные пластины 4 подшипников, пластины-замки 3, ввертывают болты крепления и стопорят их, загибая на грани концы пластин-замков.
Собирают вилку 9 другого конца карданного вала ЗИЛ-130 со скользящей вилкой 23 в сборе с крестовиной. Технологический процесс сборки этого сопряжения аналогичен описанному выше,
После сборки осуществляют динамическую балансировку собранного узла на станке. При динамической балансировке карданный вал в сборе со скользящей вилкой устанавливают и закрепляют на станке.
Один конец карданного вала соединяют фланцем-вилкой с фланцем передней ведущей бабки, а другой конец опорной шейкой скользящей вилки—со шлицевой втулкой задней бабки.
Затем проверяют легкость вращения карданного вала и при помощи фиксатора закрепляют один конец маятниковой рамы станка.
Величина дисбаланса должна быть не более 70 Гсм. После динамической балансировки карданный вал ЗИЛ-130 снимают с балансировочного станка и устанавливают на сборочный стенд.
На шейку скользящей вилки 23 устанавливают защитную муфту 25 шлицев карданного вала, гайку 20 распорной втулки, разрезные шайбы 17 и 19, кольцо 18 сальника, резиновый сальник 16 и разрезную шайбу 15. Кольцо сальника и разрезные шайбы вводят в гнездо распорной гайки втулки.
Муфту шлицев закрепляют на шейке скользящей вилки шплинт-проволокой в два оборота, скручивая концы в три-четыре витка и обжимая их по поверхности.
Затем, освобождая пневматический зажим стенда, снимают карданный вал заднего моста в сборе и устанавливают на направляющие ролики подставки к стенду.
Сборка промежуточного карданного вала ЗИЛ-130
Сборку промежуточного кардана ЗИЛ-130 выполняют на стенде. В отверстия вилки 9 (см. рис. 32) карданного вала устанавливают свободные шипы крестовины 6 в сборе с фланцем-вилкой 1.
На шипы крестовины устанавливают подшипники 5 кардана с сальником в сборе и запрессовывают в отверстия вилки карданного вала, располагая пазы на торце подшипников параллельно продольной оси вилки трубы карданного вала. Устанавливают опорные пластины 4 подшипников, пластины-замки 3, ввертывают болты крепления и стопорят их, загибая на грани концы пластин-замков.
Промежуточный карданный вал ЗИЛ-130 в сборе снимают со стенда, устанавливают на станок и проводят динамическую балансировку. Карданный вал вращается посадочной шейкой распорных втулок подшипника опоры в опорных подшипниках люнета.
При динамической балансировке открывают люнет, карданный вал отверстием шлицевой втулки устанавливают на втулку оправки. Передний конец карданного вала соединяют фланцем-вилкой с фланцем передней ведущей бабки стенда. Закрепляют откидной прижим люнета.
Удерживая оправку от проворачивания и вращая разжимную гайку, вводят пластины конусной втулкой в пазы шлицевой втулки карданного вала. Затем поочередно выполняют динамическую балансировку переднего и заднего концов промежуточного карданного вала.
Дисбаланс промежуточного карданного вала в сборе с карданом и шлицевой втулкой не должен превышать 50 Гсм. Допустимый дисбаланс должен быть не более 70 Гсм.
После динамической балансировки промежуточный кардан ЗИЛ-130 устанавливают на подставку стола гидравлического пресса, на шейку шлицевой втулки 11 (см. рис. 32) устанавливают передний отражатель 12 сальника, опору 13 промежуточного вала в сборе и напрессовывают до упора в буртик.
Затем устанавливают задний отражатель 14 сальника. Подсобранный промежуточный карданный вал устанавливают на стенд и закрепляют. Заполняют солидолом шлицевую втулку 11 (не менее 250 г).
Затем подбирают скользящую вилку 23 по шлицевой втулке 11, обеспечивая свободное движение и совпадение осей болтов стопорных пластин вилок промежуточного карданного вала и скользящей вилки.
Введя в выточку шлицевой втулки разрезную шайбу 15 и резиновое кольцо, навертывают до отказа на ее резьбовой конец гайку 20 распорной втулки и стопорят, отгибая ус заднего отражателя сальника в паз гайки.
Защитную муфту 25 шлицев передним концом надевают на гайку распорной втулки и закрепляют шплинт-проволокой в два оборота, скручивая концы в три-четыре витка и обжимая их по поверхности.
При закреплении защитной муфты 25 допускается вместо хомута 26 и пружинного кольца 24 применять шплинт-проволоку.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📹 Видео
Ремонт шлицевого соединения карданного валаСкачать
Вопрос про шлицы на кардане грузовикаСкачать
Восстановление шлицевого соединения карданного вала от УАЗаСкачать
Устранение люфта с помощью штифта! Новая жизнь старого кардана!Скачать
Ремонт шлицов кардана полиуретаном.Скачать
КАК?? ОТРЕСТАВРИРОВАТЬ КАРДАН.Скачать
Центровка кардана и балансировка | Кардан Ремонт Юра ©Скачать
разбитое шлицевое на кардане-не приговор!Скачать
Сделай это и ты забудешь про кардан! "Лайффаки" от IZHSWAP.Скачать
карданСкачать
Ремонт шлицевой переднего кардана .Скачать
Ремонт шлицевой карданного вала мерседесСкачать
Обслуживание кардана . Восстановление шлицевого соединения нанесением МС 2000 .Скачать
балансировка карданного вала домаСкачать
Вибрация карданного вала которая связанна с подвесным.Скачать
КАРДАННЫЙ ВАЛ.ЧТОБ НЕ БЫЛО ВИБРАЦИИ!!!Скачать
Кардан 18+Скачать