Шлицевая поверхность вала это

Шлицевые соединения — вид соединений валов со втулками по сопрягаемым поверхностям сложного профиля с выступами (шлицами) и впадинами. Они предназначены для передачи крутящего момента, обеспечивают хорошее центрирование втулки на валу, легкое относительное перемещение деталей вдоль оси. Технологически эти соединения сложнее шпоночных, но благодаря большому числу шлиц позволяют передавать значительные вращающие моменты и обеспечивают меньшую концентрацию напряжений.

В зависимости от формы профиля зубьев (шлиц) различают прямобочные, эвольвентные и треугольные шлицевые соединения. Треугольные шлицевые соединения с мелкими шлицами обычно применяют для неподвижных соединений. На межгосударственном уровне стандартизованы элементы и соединения с прямобочной формой профиля зубьев (ГОСТ 1139-80 «Соединения шлицевые прямобочные. Размеры и допуски») и эвольвентной (ГОСТ 6033-80 «Соединения шлицевые эвольвентные с углом профиля 30°. Размеры, допуски и измеряемые величины»).

Наиболее широко распространены прямобочные шлицевые соединения с четным числом шлиц, которые применяют для подвижных, а также и для неподвижных соединений. Размеры и число зубьев Шлицевая поверхность вала этошлицевых соединений с прямобочным профилем по ГОСТ 1139-80 зависят от серии (легкая няя, тяжелая). При одном и том же внутреннем диаметры тяжелые серии отличаются увеличением высоты диаметра Шлицевая поверхность вала это. Тяжелая серия имеет большее число шлиц по сравнению со средней.

В прямобочных и эвольвеитных шлицевых соединениях сопряжения (посадки) могут осуществляться по трем поверхностям (по наружной цилиндрической поверхности Шлицевая поверхность вала это, внутренней цилиндрической поверхности Шлицевая поверхность вала этои по боковым поверхностям впадин втулки и шлиц вала Шлицевая поверхность вала это). Сложности сопряжения по трем поверхностям одновременно (неоправданно высокие требования к точности всех элементов по размерам, форме и расположению) привели к определенным особенностям решения задач:

  • для любого шлицевого соединения введены понятия центрирующей поверхности и нецентрирующих поверхностей;
  • в шлицевом соединении осуществляются как минимум два сопряжения — по центрирующей поверхности и по одной из нецентрирующих поверхностей;
  • по нецентрирующим поверхностям сопряжения назначают посадки с большими гарантированными зазорами и грубыми полями допусков, либо даже предусматривают зазор по номинальным размерам (без образования посадки).

Шлицевая поверхность вала это

Сопряжения по боковым поверхностям шлиц (по размерам ) осуществляются в любом шлицевом соединении (прямобочном, эвольвентном, треугольном) вне зависимости от выбора центрирующего элемента.

Принципиально возможны три метода центрирования в любом шлицевом соединении втулки и вала (по наружной цилиндрической поверхности Шлицевая поверхность вала это, внутренней цилиндрической поверхности Шлицевая поверхность вала этои по боковым поверхностям шлиц Шлицевая поверхность вала это). Схематическое изображение методов центрирования в шлицевом соединении представлено на рис. 3.112.

На схемах центрирования по наружному диаметру Шлицевая поверхность вала это(рис. 3.112, а), по внутреннему диаметру Шлицевая поверхность вала это(рис. 3.112, б), по боковым сторонам зубьев Шлицевая поверхность вала это(рис. 3.110, в) условно показаны зазоры по нецентрирующим диаметрам.

Читайте также: Статическая балансировка вала это

Видео:Шлицевые соединения. Что это такое?Скачать

Шлицевые соединения. Что это такое?

Выбор метода центрирования определяется эксплуатационными требованиями и технологией получения шлицевых поверхностей. Для получения шлиц на валу заготовку в виде гладкого вала обычно обрабатывают специальным инструментом (фасонная фреза, шлифовальный круг). Инструмент имеет профиль, соответствующий форме впадины, причем полный профиль получают за один или несколько проходов.

Шлицевая поверхность вала это

Шлицевое отверстие в серийном и массовом производстве получают протягиванием (обработка протяжкой — специальным многолезвийным режущим инструментом, образующим полный профиль шлицевого отверстия за один проход инструмента). Протягивание может быть окончательной операцией или после него осуществляют дополнительную обработку детали. Если после протягивания деталь закаливают, дополнительная обработка центрирующего элемента становится необходимой, поскольку термообработка сложной детали приводит к короблению поверхности и искажению геометрических параметров (деталь «ведет»).

Центрирование по наружному и внутреннему диаметрам соответствующих цилиндрических поверхностей ( Шлицевая поверхность вала этои Шлицевая поверхность вала это) применяют для обеспечения сравнительно высоких требований к соосности втулки и вала. Центрирование по боковым поверхностям зубьев Шлицевая поверхность вала этоприменяют при менее высоких требованиях к соосности и необходимости снизить динамические нагрузки на шлицы. Динамические ударные нагрузки в шлицевых соединениях возникают из-за зазоров между боковыми сторонами шлиц и шлицевых впадин при работе изделия в реверсивном и старт-стопном режимах.

Точность центрирования втулки и вала по наружному и внутреннему диаметрам ( Шлицевая поверхность вала этои Шлицевая поверхность вала это) практически одинакова, и выбор центрирующего элемента в таких случаях определяете требованиями к конструкции и возможностями технологического оборудования.

Центрирование по Шлицевая поверхность вала этоприменяют в соединениях, передающих небольшой крутящий момент, когда допускается сравнительно невысокая твердость втулки — (40…45) Шлицевая поверхность вала это. Такой метод центрирования применяют для неподвижных соединений или соединений со сравнительно редкими взаимными осевыми перемещениями деталей, в которых практически отсутствует износ поверхностей. Втулку (обычно после нормализации) окончательно обрабатывают чистовой протяжкой.

Центрирование по Шлицевая поверхность вала этоприменяется для подвижных шлицевых соединений передающих большие крутящие моменты. В таких соединениях втулка должна быть достаточно твердой, а поскольку закаленную поверхность нельзя обработать чистовой протяжкой, окончательной технологической операцией обработки шлицевого отверстия является шлифование по внутреннему диаметру. Поля допусков диаметров Шлицевая поверхность вала этои Шлицевая поверхность вала этои размера Шлицевая поверхность вала этошлицевых вала и втулки, а также рекомендуемые посадки для прямобочных шлицевых соединений при различных способах центрирования регламентируются ГОСТ 1139-80 и приведены в табл. 3.31-3.33.

Шлицевая поверхность вала этоШлицевая поверхность вала это

Условные обозначения на чертежах

Условное обозначение шлицевого соединения содержит:

  • букву, означающую поверхность центрирования;
  • число шлиц и номинальные размеры Шлицевая поверхность вала это, Шлицевая поверхность вала этои Шлицевая поверхность вала этосоединения;
  • обозначения посадок, помещенные после соответствующих размеров.

Видео:Обслуживание кардана . Восстановление шлицевого соединения нанесением МС 2000 .Скачать

Обслуживание кардана . Восстановление шлицевого соединения нанесением МС 2000 .

Поля допусков нецентрирующих диаметров допускается в обозначении не указывать.

Примеры условных обозначений разных сопряжений для шлицевого прямобочного соединения с числом зубьев Шлицевая поверхность вала это, внутренним диаметром Шлицевая поверхность вала это, наружным диаметром Шлицевая поверхность вала это, шириной зуба Шлицевая поверхность вала этопредставлены ниже.

Читайте также: Гул подшипника промежуточного вала ssangyong actyon new

Обозначение сопряжения при центрировании по внутреннему диаметру Шлицевая поверхность вала это, с посадкой по центрирующему диаметру Шлицевая поверхность вала этои по ширине зуба Шлицевая поверхность вала это:

Шлицевая поверхность вала это

Обозначение при центрировании по наружному диаметру Шлицевая поверхность вала это, с посадкой по центрирующему диаметру Шлицевая поверхность вала этои по ширине зуба Шлицевая поверхность вала это:

Шлицевая поверхность вала это

Шлицевая поверхность вала это

Обозначение при центрировании по боковым сторонам зубьев:

Шлицевая поверхность вала это

Условные обозначения отдельных шлицевых поверхностей (внутренней и наружной) отличаются тем, что вместо посадок записывают обозначения полей допусков соответствующих размеров. Пример условного обозначения втулки при центрировании по внутреннему диаметру:

Видео:фрезеровка конусной шлицевой поверхности валаСкачать

фрезеровка конусной шлицевой поверхности вала

Шлицевая поверхность вала это

Пример условного обозначения вала при центрировании по внутреннему диаметру:

Шлицевая поверхность вала это

Параметры эвольвентных шлицевых соединений, включая число шлиц (зубьев), значения модулей, поля допусков и посадки определены ГОСТ 6033-80. Преимуществами эвольвент-яого профиля шлиц перед прямобочным являются возможность обеспечить несколько лучшее центрирование по боковым поверхностям зубьев, а также меньшие габариты при передаче одинаковых моментов. Эвольвентный шлиц имеет повышенную прочность на изгиб, поскольку утолщается к основанию.

В эвольвентных шлицевых соединениях центрирование по боковым поверхностям зубьев применяют чаще, чем по наружному диаметру. Допускается и центрирование по внутреннему диаметру (при этом профиль следует выполнять с плоской или закругленной формой дна впадины), но такое центрирование практически не применяется.

Поскольку эвольвентные шлицы и впадины имеют переменную ширину, для них в отличие от прямобочных шлицевых поверхностей разработаны специальные допуски (с разными степенями точности) и оригинальные обозначения (сначала степень точности, затем — основное отклонение).

На толщину шлиц вала и ширину впадин втулки установлены два вида допусков — допуск на размер ( Шлицевая поверхность вала это— на толщину шлиц вала и Шлицевая поверхность вала это— на ширину впадин втулки) и Шлицевая поверхность вала это— суммарный допуск, включающий допуски на собственно размер элемента и допуски на отклонения формы и расположения элементов v профиля шлиц и впадин.

Для ширины впадин втулки нормировано одно основное отклонение Шлицевая поверхность вала этои степени точности 7, 9 и 11. На толщину шлиц вала установлены десять основных отклонений Шлицевая поверхность вала этоШлицевая поверхность вала этои степени точности от 7 до 11.

Обозначения эвольвентных шлицевых соединений включают значения номинального диаметра Шлицевая поверхность вала это, модуля Шлицевая поверхность вала это, обозначение посадки, помещаемое после обозначений размеров или модуля, и номер стандарта.

Пример обозначения эвольвентного шлицевого соединения с центрированием по боковым поверхностям зубьев:

Шлицевая поверхность вала это

Видео:Шлицевые соединения для карданных валов.Скачать

Шлицевые соединения для карданных валов.

(Шлицевая поверхность вала это, модуль Шлицевая поверхность вала это, посадка по боковым сторонам шлиц Шлицевая поверхность вала это).

Пример обозначения эвольвентного шлицевого соединения с диаметром Шлицевая поверхность вала это, Шлицевая поверхность вала это, с центрированием по Шлицевая поверхность вала этои посадкой по центрирующему диаметру Шлицевая поверхность вала это:

Шлицевая поверхность вала это

Пример обозначения эвольвентного шлицевого соединения с диаметром Шлицевая поверхность вала это, при центрировании по внутреннему диаметру Шлицевая поверхность вала этос посадкой по центрирующему диаметру Шлицевая поверхность вала это:

Читайте также: Подшипник для компрессора кондиционера форд с макс

Шлицевая поверхность вала это

Кроме норм точности размеров к шлицевым поверхностям деталей предъявляют дополнительные требования по точности формы и расположения поверхностей, а также определенные требования к их микрогеометрии.

При назначении допусков формы и расположения элементов шлицевых соединений можно руководствоваться следующими рекомендациями (рис. 3.113).

Для прямобочных шлицевых соединений:

  • допуски параллельности плоскости симметрии шлицев вала (или пазов шлицевой втулки) относительно оси центрирующей поверхности на длине 100 мм не должны превышать 0,03 мм — в соединениях повышенной точности (с допусками размеров Шлицевая поверхность вала этоот Шлицевая поверхность вала этодо Шлицевая поверхность вала это) и 0,05 мм — в соединениях нормальной точности (с допусками размеров Шлицевая поверхность вала этоот Шлицевая поверхность вала этодо Шлицевая поверхность вала это). При центрировании по боковым сторонам шлиц выбирают дополнительную базу — ось одной из нецентрирующих поверхностей шлицевого вала (обычно с более жестким допуском);
  • допуски радиального биения центрирующих поверхностей шлицевого вала (база — общая ось посадочных поверхностей подшипниковых шеек вала) следует назначать по седьмой степени точности ГОСТ 24643 при допусках центрирующих поверхностей 6…В квалитетов и по восьмой степени точности при допусках центрирующих поверхностей 9…10 квалитетов.

Шлицевая поверхность вала это

Видео:Ремонт шлицов кардана полиуретаном.Скачать

Ремонт шлицов кардана полиуретаном.

Для эвольвентных шлицевых соединений предельные значения радиального биения Шлицевая поверхность вала этои допуска направления зуба Шлицевая поверхность вала этоследует принимать по ГОСТ 6033.

Шлицевая поверхность вала это

Параметры шероховатости поверхностей элементов прямо-бочных и эвольвентных шлицевых соединений должны быть согласованы с самыми жесткими допусками макрогеометрии. Значения параметра не должны превышать 1,25 мкм для центрирующих поверхностей, 2,5 мкм для нецентрирующих боковых поверхностей шлиц подвижных соединений, а для неподвижных соединений — 4,0 мкм для нецентрирующих боковых поверхностей шлиц и 10 мкм для нецентрирующих цилиндрических поверхностей шлиц.

Контроль элементов шлицевых соединений

Для контроля шлицевых деталей применяют калибры. В соответствии с принципом Тейлора применяют комплексные проходные калибры, которые представляют собой прототип сопрягаемой детали (шлицевой вал или втулку с длиной, соответствующей длине шлицевого сопряжения) и комплект непроходных калибров для поэлементного контроля (рис. 3.114).

Проходные калибры осуществляют комплексный контроль всех размеров, формы и расположения поверхностей шлицевого вала или втулки. Комплексный калибр должен проходить под действием собственного веса на всей длине контролируемой поверхности.

Каждый из непроходных калибров проверяет только собственно размер соответствующего элемента. Непроходными калибрами каждый из элементов детали проверяют в ряде сечений, причем прохождение в любом из контролируемых сечений дает основание признать деталь бракованной.

Шлицевая поверхность вала это

Допуски калибров для контроля шлицевых деталей регламентированы ГОСТ 7951-80 (для прямобочных) и ГОСТ 24969-81 (для эвольвентных шлицевых деталей).

Эта лекция взята со страницы лекций по нормированию точности:

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала

    Видео:Шлицевой вал гидровращателяСкачать

    Шлицевой вал гидровращателя


    📸 Видео

    Шлиц карданного вала до нанесения покрытияСкачать

    Шлиц карданного вала до нанесения покрытия

    Восстановление шлицевого соединения карданного вала от УАЗаСкачать

    Восстановление шлицевого соединения карданного вала от УАЗа

    Как ремонтировать шлицевую карданного вала | Кардан Ремонт Юра ©Скачать

    Как ремонтировать шлицевую карданного вала | Кардан Ремонт Юра ©

    Ремонт шлицевой карданного вала мерседесСкачать

    Ремонт шлицевой карданного вала мерседес

    Ремонт шлицевого соединения карданного валаСкачать

    Ремонт шлицевого соединения карданного вала

    Восстановление шлицов методом наплавкиСкачать

    Восстановление шлицов методом наплавки

    Как проверить шлицевую карадана | Кардан Ремонт Юра ©Скачать

    Как проверить шлицевую карадана | Кардан Ремонт Юра ©

    Шлицевые и шпоночные соединения в машиностроенииСкачать

    Шлицевые и шпоночные соединения в машиностроении

    Полуоси и «палки»-валы приводов. Обрывы шлицевых соединений.Скачать

    Полуоси и «палки»-валы приводов. Обрывы шлицевых соединений.

    Шлицевой валСкачать

    Шлицевой вал

    5.1 Шпоночные и шлицевые соединенияСкачать

    5.1 Шпоночные и шлицевые соединения

    Эпоксидный компаунд DEVCON для ремонта шлицевых соединенийСкачать

    Эпоксидный компаунд DEVCON для ремонта шлицевых соединений

    Восстановление шлицов или как спасти любое шлицевое соединение.Скачать

    Восстановление шлицов или как спасти любое шлицевое соединение.

    Устранение люфта с помощью штифта! Новая жизнь старого кардана!Скачать

    Устранение люфта с помощью штифта! Новая жизнь старого кардана!
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток