Одним из «хронических» дефектов старых моделей «Вихрей» является частая поломка крыльчатки водяной помпы. Почти всегда причиной неисправности являлся разрушение бронзовой втулки, завулканизированной в ступицу крыльчатки. На внутренней поверхности втулка имеет шпоночную канавку, почти перерезающую ее довольно тонкую стенку. Поскольку на вертикальном валу редуктора, на который насажена крыльчатка, имеется лыска, а шпонка выполнена в форме цилиндра, то разрыв стенки происходит в самом слабом месте (по сечению 1—1) (рис. 129) .
Зазоры в соединении и поворот крыльчатки относительно вала на угол ф приводят к образованию клиновидной щели между поверхностью лыски и выфрезерованной канавки.
Совместное действие вращающего момента и момента трения крыльчатки о корпус помпы приводит к появлению радиальной силы Р, приложенной к ослабленному сечению втулки. Многократное и продолжительное действие этой силы, достигающей максимального значения при попадании в помпу песка, в конечном счете, приводит к разрушению втулки, а следующее за этим разобщение крыльчатки с валом — к прекращению подачи воды в систему.
Эту неисправность сразу обнаружить удается далеко не всегда, так как если снять корпус помпы и провернуть вал рукой, то крыльчатка будет вращаться плавно и при внешнем осмотре покажется неповрежденной. Разрыв можно выявить, вводя в шпоночную канавку отвертку и пытаясь развести ее края.
Одним из первых признаков перегрева двигателя является постепенное уменьшение числа оборотов, вызываемое, по-видимому, падением плотности горючей смеси из-за ее нагрева от головок и стенок цилиндров. У моторов, остановленных на этой стадии, не обнаруживается ни задиров в цилиндрах, ни заклинивания поршней.
Если перегретый мотор своевременно не остановить, то вслед за падением числа оборотов происходит заклинивание поршней в цилиндрах, и мотор останавливается сам. Кстати, сходную реакцию перегрев вызывает не только у «Вихрей», но и у других марок моторов. В подавляющем большинстве случаев происходит лишь легкое прихватывание, и ремонт сводится к замене крыльчатки, заглаживанию задранных участков надфилем и тщательной промывке поршней бензином. Следы алюминия на стенках цилиндров также осторожно выводятся с помощью шкурки.
При прекращении подачи воды в систему верхний цилиндр, имеющий более высокую начальную температуру, перегревается быстрее и оказывается более поврежденным.
Остановив мотор, ни в коем случае не следует пытаться охладить его, поливая цилиндры водой — это может привести к появлению трещин в литье и деформации цилиндров. Следует отсоединить топливный шланг и убрать бензобак, чтобы нагрев отдельных деталей не послужил причиной пожара. Провода высокого напряжения не должны касаться цилиндров и головки, иначе их изоляция будет повреждена. Равномерными рывками за пусковой шнур нужно попытаться провернуть вал.
Когда температура цилиндров понизится, нужно вывернуть свечи, залить в отверстия немного чистого масла и еще несколько раз провернуть вал. После остывания двигателя необходимо разобрать его и тщательно осмотреть детали.
3.1. Продление срока службы помпы.
Видео:Не едет лодочный мотор? Проворачивается винт? Замена шпонкиСкачать
В водяной помпе «Вихря» сильному износу подвергается стальная пластина, подкладываемая под крыльчатку, а кольцевой паз в пластине ускоряет износ самой крыльчатки.
При затягивании корпуса помпы бронзовая втулка давит на тонкую пластину и последняя прогибается, поскольку под ней нет упора. Здесь при выходе лодки на глиссирование образуется воздушная прослойка, которая препятствует подаче воды.
Изношенную пластину можно перевернуть и установить гладкой стороной к крыльчатке. Для этого необходимо сделать надрезы или прорубить зубилом на всю толщину пластины две насечки со стороны, противоположной имеющемуся стопорному язычку. Новый язычок следует отогнуть в противоположную сторону, а старый отрихтовать заподлицо с плоскостью пластины.
Если возникла необходимость изготовить новую пластину, ее можно сделать из нержавеющей стали, например, Х18Н10Т или 2X13 по размерам, приведенным на рис. 130 (обработка по пятому классу чистоты).
Как правило, выработка крыльчатки происходит по высоте и по диаметру. Максимальная выработка по высоте происходит в месте расположения бронзовой втулки.
Читайте также: Синтетику в мотор нивы
Чтобы пластина не прогибалась, можно поступить согласно рекомендации А. Серегина и подложить под нее шайбу толщиной 6мм (рис. 131) .
Заштрихованная часть шайбы удаляется на наждаке, чтобы обеспечить подток воды от водозаборного отверстия до отверстия в виде полумесяца в пластине. Шайбу можно сделать из любой нержавеющей стали. Доработанная таким образом помпа исправно функционирует с самой изношенной крыльчаткой.
Для того чтобы устранить щель между донышком стакана из нержавеющей стали и алюминиевым корпусом помпы можно использовать довольно простой метод, предложенный В. Комаровым.
Следует выдавить деформированное коррозией донышко и изготовить новое (рис. 132) .
Видео:Вихрь 30.Замена шпонки махавикаСкачать
Корпус помпы в том месте, где ставится сальник, срезается и растачивается отверстие до диаметра 17,5 мм. Зазор, образовавшийся между кольцом из нержавеющей стали, запрессованным в корпус, и корпусом заполняется эпоксидным компаундом и вставляется новое донышко. Выступающий край втулки в центре донышка развальцовывается на корпусе и припрессовывается.
3.2. Модернизированная шпонка крыльчатки.
Как известно, на старых «Вихрях» круглая шпонка устанавливалась перпендикулярно оси вала-шестерни. Такая конструкция приводила к быстрому разрушению узла и проворачиванию крыльчатки.
Для усиления фиксации крыльчатки Ю. Лазаревым была разработана Т-образная шпонка, которую вытачивают на токарном станке из стали 45 (рис. 133) .
Лыски с двух сторон запиливаются напильником. Шпонка закаливается нагревом до вишневого цвета и охлаждением в масле. Такая шпонка позволяет вновь использовать крыльчатки с выработанным вкладышем.
Подобную шпонку целесообразно применить не только на «Вихрях», но и на «Нептунах» первых выпусков, где круглая шпонка также устанавливалась перпендикулярно рессоре.
3.3. Продление срока службы крыльчатки.
Старую «задубевшую» крыльчатку можно сделать эластичной без потери качества резины, если ее прокипятить в течение 1,5-2 часов в 10%-м растворе питьевой соды.
- Владельцам Вихрей
- #451 с 494
- #452 stakantin
- #453 михаил из саратова
- #454 михаил из саратова
- #455 михаил из саратова
- #456 михаил из саратова
- #457 ksa
- Прикрепленные изображения
- #458 ksa
- #459 stakantin
- #460 ksa
- #461 stakantin
- #462 ksa
- Прикрепленные изображения
- #463 stakantin
- #464 stakantin
- #465 ЮраИл
- #466 грызун
- #467 stakantin
- #468 stakantin
- #469 ЮраИл
- #470 ЮраИл
- 📽️ Видео
Владельцам Вихрей
#451 с 494
- Из: Саратов
- Судно: катер
- Название: Прогресс 2 +2Вихрь30
привет всем! являюсь владельцем 20 вихря, недавно разжился новыми гильзами от 25 вихря, можно ли поставить 25 поршневую на картер 20ки? хочется побольше скорости, 40кмч на моей казанке с двумя челами мне маловата. лодка используется чисто для души, погонять от гимса, семью покатать.
#452 stakantin
- Из: Черкассы
- Судно: Прогресс-2
- Название: Маркитана
#453 михаил из саратова
Видео:Лучшая помпа для мотора Вихрь.Скачать
- Из: саратов
- Судно: Прогресс 4
[quote name=’ariez’ date=’5 Nov 2009, 09:24′ post=’585054′]
2-х тактник или 4-х это без разницы, хон повышает ресурс двигателя и снижает трение, есть мысли сделать хонинговку сомостоятельно, взять цилиндрическую баклашку к неё приклеить войлок обмазать его абразивом(песком или натереть какой-нибудь подходящий абразивный брусок), в центре баклажки сверлим отверстие туда вставляем подходящий стержень, всё это в низкооборотистую дрель и поступательными движениями, туды-сыда юлозим по цилиндру, цель получить немного царапанный цилиндр в котором будет удерживаться масло.
Так не пойдёт! Хонингование, а правильнее сказать плосковершинное хонингование, кое в данном случае должно быть , должно идти ОБЯЗАТЕЛЬНО после расточки, в этом случае вершины углов, образующиеся после обработки резцом сглаживаются, а впадины остаются, и именно они, эти впадины и удерживают масло для смазки пары. Нанесение на уже имеюшееся зеркало хаотичных царапин не имеет никакого смысла из-за недостаточной их глубины. То, что Вы предлагаете сделать называется притирка. Как вариант она возможна для увеличения диаметра без расточки под соответствующий размер, да и то не слишком хороший вариант, т.к. очень большие трудозатраты при малой эффективности Мне, например, приходилось 0,2 снимать весь день. Однако у данного метода есть свой плюс- идеальная геометрия, но в нашем случае эти плюс и минус несопоставимы.
#454 михаил из саратова
Читайте также: Ниссан джук замена мотора отопителя
- Из: саратов
- Судно: Прогресс 4
Всем доброго времени суток! Принимайте в свои дружные ряды, форум читаю давно, вот впервые пишу. На днях купил Вихрь 30 б/у, 2 сезона, (литров 240-260 бензина спалил), практически новый! Хозяин его купил иномарку, а его продал мне за 7 тыр, т.к. знакомый хороший. Вихрь у меня не первый, были 25тый и 30тка когда-то. Вопрос: кто-нибудь менял карбюратор на Вихре на какой-нибудь другой (К-65, например), смысл добится ровных и устойчивых холостых, ведь работают же Нептуны!
#455 михаил из саратова
- Из: саратов
- Судно: Прогресс 4
Да у меня сейчас «Сузука». Посему всё, что осталось от «Вихря», благополучно украденного на 2-м причале, мне уже ни к чему.
А есть даже целый редуктор, отревизированный, 100% герметичный, с полированным винтом (не надо?).
Книжка Страшкевича у меня есть и старая. Там в-основном по 20-ке.
Размер шпонок выяснить не трудно. Замеряем диаметр отв. на гребном валу, и длину паза в гребном винте.
Мне помнится 6 х 20, но я не уверен. Обязательно латунь.
#456 михаил из саратова
- Из: саратов
- Судно: Прогресс 4
По просьбе читателей открываю новую тему, готов поделиться опытом
эксплуатации и РЕМОНТА Вихрей
ниже привожу фото части доработок[я это делал 7 лет назад]
по редуктору-удлинён гребной вал на 22мм
убран газовыхлопной патрубок
весь редуктор опилен и был когда -то полирован
изготовлен новый стакан ,в котором вместо бронзовой втулки установлены
2 подшипника302 и 2 сальника
разьёмная тяга реверса
вихревой насос охлаждения
переделано уплотнение тяги реверса
на валы в районе сальников напрессованы втулки из нержавейки
если-что спрашивайте
Александр
#457 ksa
- Из: Самара
- Судно: Корыто
- Название: Челнок
Всем доброго времени суток! Принимайте в свои дружные ряды, форум читаю давно, вот впервые пишу. На днях купил Вихрь 30 б/у, 2 сезона, (литров 240-260 бензина спалил), практически новый! Хозяин его купил иномарку, а его продал мне за 7 тыр, т.к. знакомый хороший. Вихрь у меня не первый, были 25тый и 30тка когда-то. Вопрос: кто-нибудь менял карбюратор на Вихре на какой-нибудь другой (К-65, например), смысл добится ровных и устойчивых холостых, ведь работают же Нептуны!
Свой карб начал тюнинговать с дроссельной заслонки. Удалил заслонку с оси и саму ось из корпуса карба. В отверстиях корпуса под ось сделал фаски приблизительно 3мм на 45градусов, подобрал резиновые уплотнители в виде колечек. Таким способом устранил люфт оси. Стабильность оборотов стала заметно более устойчивой.
В место рычага на оси 30-го карба установил поводок и рычаг от 25-го. Возросло качество регулировки малого газа.
Добавил распылитель малого газа http://vl.motolodka. ersonal/sergey/ Обороты малые стабильные. Приведу пример, при не работающем нижним цилиндре двигатель спокойно заводится на верхнем. При включении скорости двигло не глохнет. ИМХО Этой доработке отдаю процентов 80 стабильной работы.
Каждый сезон меняю крышку поплавковой камеры на новую.
Использую контактную систему зажигания. При подозрении плохо работы площадки, обычно после зимы такая неисправность появляется (хранение мотора на улице). Пропаиваю выводы проводов из катушек зажигания! Очень важно удалить припой с провода и хорошо его зачистить и облудить! Обычная пропайка, желаемого результата не принесёт, важно удалить окисл с медных проводов.
Установлено мягкое соединение площадки с картером,
улучшен электроконтакт площадки с двигателем, уменьшено злотворное влияние блуждающих токов. Уменьшается выработка посадочного места площадки на картере и возможность привара маховика к коленвалу. Регулировка контактов прерывателей достаточно описана в литературе.
Прикрепленные изображения
#458 ksa
- Из: Самара
- Судно: Корыто
- Название: Челнок
Насчёт шпонок на Вихрь! Не забивайте себе голову идеями, что срезная шпонка при условии, что винт алюминиевый, вам что-то предохранит- Бред Страшкевича. И на Нептунах и на Вихрях всю жизнь ставил калёные стальные, идеально для этого толкатели бензонасоса двигателей ВАЗ. Если наедешь на песок, то ничего страшного ни винту, ни редуктору, ни рессоре не будет, а от поломки от наезда на камни и латунная шпонка не спасёт. С другой стороны, стальная калёная шпонка не срежется в неподходящий момент, позволяет свободно пользоваться в неограниченном количестве реверсом, как для отхода от берега, так и для сбрасывания мусора с винта. Меняется один раз в год по причине того, что становится ржавой.
Стальной штифт не повредит один, другой раз! На третий может накрыться редуктор, свернуться торсионный вал (ударные нагрузки на коленвал пропускаю). Ещё разбивается отверстие в демпфере винта.
Со штатными мягкими штифтами этого не произойдет. Если штифты режутся при включении скорости, надо регулировать малый газ.
помпа, за ненадобностью, выбрасывается вовсе (вернее оставляешь от неё только ступицу для герметизации щели между валом и корпусом помпы), хватает того, что подаёт винт
Сообщение отредактировал ksa: 22 февраля 2010 — 18:39
Читайте также: Моторы для мотоблоков с электростартером
#459 stakantin
Видео:Не качает помпа Вихрь 30. Шпонка гавно... Часть 2Скачать
- Из: Черкассы
- Судно: Прогресс-2
- Название: Маркитана
Установлено мягкое соединение площадки с картером,
улучшен электроконтакт площадки с двигателем, уменьшено злотворное влияние блуждающих токов. Уменьшается выработка посадочного места площадки на картере и возможность привара маховика к коленвалу.
#460 ksa
- Из: Самара
- Судно: Корыто
- Название: Челнок
#461 stakantin
- Из: Черкассы
- Судно: Прогресс-2
- Название: Маркитана
#462 ksa
- Из: Самара
- Судно: Корыто
- Название: Челнок
Прикрепленные изображения
#463 stakantin
- Из: Черкассы
- Судно: Прогресс-2
- Название: Маркитана
#464 stakantin
- Из: Черкассы
- Судно: Прогресс-2
- Название: Маркитана
#465 ЮраИл
Сижу спокойно на берегу реки. Жду.
- Из: Черкассы
- Судно: минитонник Opty-71
- Название: Maverick
Господа, а никто не думал заменить водяную помпу на электрическую? Стоит ли овчинка выделки?
#466 грызун
- Из: комсомольск
- Судно: прогулочная
- Название: южанка
Господа, а никто не думал заменить водяную помпу на электрическую? Стоит ли овчинка выделки?
Стандартная заводская крыльчатка легко отхаживает сезон даже в самых жесточацших условиях (+ с августа по ноябырь в плавнях на охоте по муляке жабуринню)
Один большой минус вихрёвской помпы- безжалосно ворует мощность двигателя, а помпа с второпластовой крыльчаткой (центробежная) муляку кочать не хочет, да и с песком не дружит.
#467 stakantin
- Из: Черкассы
- Судно: Прогресс-2
- Название: Маркитана
Один большой минус вихрёвской помпы- безжалосно ворует мощность двигателя
#468 stakantin
Видео:Шпонка крыльчатки помпы ВихрьСкачать
- Из: Черкассы
- Судно: Прогресс-2
- Название: Маркитана
Основная причина износа и отказов помпы — попадающий в неё песок (при движении по мелякам и подходе к берегу). Цепляй к ней хоть термоядерный привод, а этот фактор не устранишь.
#469 ЮраИл
Сижу спокойно на берегу реки. Жду.
- Из: Черкассы
- Судно: минитонник Opty-71
- Название: Maverick
Вот вот.
Я именно это и имел ввиду. Снять нагрузку с вала.
Неужто никто до сих пор не проделывал таких экспериментов?
Попутный вопрос — хватит ли электричества?
Сообщение отредактировал ЮраИл: 23 марта 2010 — 06:40
#470 ЮраИл
Сижу спокойно на берегу реки. Жду.
- Из: Черкассы
- Судно: минитонник Opty-71
- Название: Maverick
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Механика © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер📽️ Видео
Лодочный мотор Вихрь 20//Запуск после 11-ти лет простоя!!!Скачать
Вихрь 25 сняли маховик мощным сьемникомСкачать
вихрь 25 сорвало шпонкуСкачать
При замене крыльчатки, ВАЖНО!...Скачать
⚙️🔩🔧Делаем из Вихря Ямаху. Переделки, доработки, модернизация.Скачать
Не качает помпа Вихрь 30. Шпонка гавно... Часть 3. Финал.Скачать
Лодочный мотор Вихрь 20/25/30/45/60Скачать
⚙️🔩🔧Старые лодочные моторы [часть 5]. Вихрь 20Скачать
Правильная сборка помпы лодочного мотора вихрьСкачать
Мега ТЮНинх.. Вихрь!Скачать
Делаем шпонку для лодочного мотораСкачать
Шпонка для SeaPro 9.9 и 9.8Скачать
Ветерок шпонка крыльчатки тонкостиСкачать
Как восстановить разбитый шпоночный паз.Скачать
Как переделать винт ПЛМ под шпонкуСкачать