Источник фото: Официальный Twitter-аккаунт F1
Многие читатели и фанаты Формулы-1 задаются вопросом — почему пилоты и команды получают штраф за замену компонентов двигателя или коробки передач. Какой в этом смысл? И как в итоге в Формуле-1 приняли подобное решение? Ведь когда-то гонщикам и вовсе разрешали садиться в запасную машину, к тому же, если отказал какой-то компонент, фактически коллектив уже наказан. Мы решили разобраться в этом вопросе.
Чтобы не быть голословными, в своем анализе будем опираться на историю изменения регламента Формулы-1 и комментарии действующего президента FIA — Жана Тодта.
Начнем с того, что Формула-1 слишком дорогая. Это — главная причина принятия всех решений, каким-либо образом связанных с ограничениями, лимитами и наказаниями за их нарушение. В целях сокращения расходов и было принято решение сократить количество двигателей на сезон, снизить стоимость поставки деталей частным коллективам.
Подобные ограничения и лимиты — отголоски регламента 2010, который был принят в скандальных условиях, когда после сезона 2009 команда Ferrari едва не ушла из Формулы-1, когда президент FIA Макс Мосли попал в известный секс-скандал (ожидайте в ближайшие дни подробный рассказ об этом), когда будущее F1 было очень туманным, так как противоречия между командами, руководством Формулы-1 и FIA достигли своего пика. Именно с 2010 года ввели ограничения в восемь двигателей за сезон — своеобразный «прощальный» подарок Макса Мосли на посту главы FIA, он являлся автором этой идеи. Собственно, с тех пор FIA последовательно уменьшали количество двигателей каждый сезон.
Ситуация, между тем, получается немного абсурдная. Цель FIA предельно ясна — мотивировать команды создавать более надежные и долгосрочные двигатели, чтобы они служили дольше, и не приходилось вкладывать чрезмерные суммы денег в разработку новых агрегатов, экономить средства на разработке. Однако до 2020 года FIA дважды принимала решения наперекор своей же политике, что вызывает определенное недоумение как среди фанатов автоспорта, так и среди непосредственно работников Формулы-1.
Первое такое решение — гибридные двигатели 2014 года. Очень дорогостоящая технология, которая никак не вяжется с ограничением расходов. К тому же это решение вынудило многие команды инвестировать огромные средства в дополнительные единицы и разработки (и это при том, что еще в 2017 году обсуждался вариант с переходом на атмосферные двигатели, то есть уймы средств, потраченных на гибрид, могли уйти впустую).
Второе решение — ужесточение штрафов на фоне многострадальной Honda и крайне не надежных Renault в первые сезоны турбоэры. Экономическая ситуация ясно давала понять, что к определенному времени лимит на четыре или пять двигателей — вполне достаточная мера для ограничения расходов. Но FIA на этом не остановились.
Особенно показателен пример McLaren Honda с 2015 по 2017 год. Из-за неисправностей, команда была вынуждена тратить чуть ли не вдвое больше денег, чем планировалось в бюджете, потому что штрафы откидывали команду назад, инвестиции не окупались, да и результат оставлял желать лучшего. Ведь на самом деле, в некоторых гонках McLaren неплохо ехали и могли бы стартовать в пределах первой десятки, но из-за штрафов в 150 миллионов мест все равно откатывались назад. В итог получался порочный круг, когда команда тратила больше средств, чтобы выбраться из моря штрафов, но в итоге приходилось тратить еще больше, чтобы компенсировать убытки, вызванные…штрафами.
При этом довольно странно, что никто не прислушивался к командам, которые были готовы тратить больше средств на двигатели. FIA упорно заявляли, что защищают маленькие команды и пытаются уравнять расходы. Смысл идеи: и последние станут первыми, чтобы лидеры из-за ненадежности откатывались назад, однако на деле оказалось, что команды, которые не могут строить надежные двигатели, без больших бюджетов, отдали еще больше денег, чем до введения ограничений. В итоге последние стали еще более последними, чем раньше.
И в конце интересный факт. Весной 2009 года, незадолго до ухода, Макс Мосли и вовсе озвучил идею ввести единый двигатель для всех команд, который соответствовал бы стандартам обычного дорожного автомобиля. Макс считал, что это позволило бы свести к нулю издержки при проектировании новых двигателей. При этом разница в мощности достигалась бы установкой дополнительных нагнетателей или рестрикторов — в зависимости от специфики чемпионата. Так что скажите спасибо, что у нас сейчас V6 с лимитами, а не дорожные машины пытаются разогнаться на прямой в Монце.
- Макс Ферстаппен: «Нужно разрешить менять двигатель, если ты не виноват в аварии»
- Где Red Bull получит штраф за новый мотор? Хорнер ответил
- Глава команды объяснил, что принять окончательное решение невозможно до тех пор, пока не утвержден календарь
- Читайте также:
- «Гонщики, меняйте ваши моторы!» Когда закончится безобразие со штрафами в Формуле-1?
- Фарс на стартовой прямой
- Благими намерениями
- Есть ли альтернатива?
- Что думает руководство Формулы-1 и FIA?
- 📽️ Видео
Видео:За что пилот Формулы 1 может получить штраф? Все штрафы Ф1 и их применение. Система штрафов в Ф1.Скачать
Макс Ферстаппен: «Нужно разрешить менять двигатель, если ты не виноват в аварии»
Пилот «Ред Булл» Макс Ферстаппен считает, что «Формуле-1» стоит разрешить участникам дополнительные замены двигателей, если элементы силовой установки получают повреждения в результате аварий.
Ранее в «Хонде» заявили, что двигатель с болида Ферстаппена, перенесший аварию на этапе в Сильверстоуне, не подлежит восстановлению. На Гран-при Бельгии на болид Ферстаппена установили уже третий по счету мотор – в случае каждой следующий замены гонщика будет ждать штраф в виде потери нескольких мест на стартовой решетке.
«Сейчас получается, что если в тебя кто-то врезается и твоя машина получает повреждения, то по регламенту тебе приходится брать дополнительный двигатель (и получать штраф). Мне кажется, что так быть не должно.
Читайте также: Formula 1 мотор 2020
Я думаю, что здесь должно быть немного больше свободы действий. Тебе должны разрешать заменять детали, если в тебя кто-то врезался и ты был в этом никак не виноват.
Пострадали от этого не только мы – проблемы в Венгрии возникли еще и у «Феррари». Они тоже потеряли двигатель. Мне кажется, что нам стоит изучить этот вопрос, особенно в условиях таких ограничений по количеству двигателей, других деталей и действия потолка бюджетов».
Ферстаппен также поддержал идею, недавно озвученную Маттиа Бинотто – босс «Феррари» предложил сделать так, чтобы виновные в аварии пилоты и команды оплачивали ущерб пострадавшей стороне.
«Думаю, что после этого люди бы совершать глупости – поскольку знали бы, что это мгновенно может повлиять и на них самих, и на их команды. Думаю, что «Формуле-1» нужно изучить такую возможность. И в «Феррари» уже говорили об этом. Так что посмотрим», – рассказал Ферстаппен.
?Все о «Формуле-1» в ваших соцсетях:
Facebook | ВК | Twitter | Telegram | Instagram
Видео:Двигатель за 11млн$!!! на чем едет формула 1?Скачать
Где Red Bull получит штраф за новый мотор? Хорнер ответил
Видео:СЕКРЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ F1! ТЕХНОЛОГИИ ВОЛГИ, 1330+л.с на тонну! Устройство двигателя!Скачать
Глава команды объяснил, что принять окончательное решение невозможно до тех пор, пока не утвержден календарь
Накануне Гран При Бельгии компания Honda подтвердила, что оба пилота Red Bull потеряли по одному мотору из тех трех, что можно использовать по ходу чемпионата без штрафов.
Из-за этого Серхио Пересу и Максу Ферстаппену предстоит провести 12 оставшихся этапов, имея всего одну силовую установку. Учитывая ресурс современных моторов Ф1, такое представляется маловероятным. Потому команде придется решать, на каком именно из оставшихся Гран При ее пилотам предстоит стартовать из глубины пелотона.
Учитывая, сколь напряженно складывается спор Ферстаппена с Льюисом Хэмилтоном за чемпионской звание, тут очень важно минимизировать негативный эффект.
Однако, как объяснил глава Red Bull Кристиан Хорнер, сложно принять решение, когда календарь на вторую половину сезона еще далек от финальной версии. Сразу несколько этапов могут изменить дату или вовсе не состояться.
Видео:У кого самый мощный двигатель в Ф-1 в 2022?Скачать
Читайте также:
«К сожалению, мы не сможем избежать штрафов до конца чемпионата, – объяснил Хорнер в интервью Sky Sports F1. – это стратегический вопрос. Нам придется подождать, так как календарь постоянно меняется.
Нужно выбрать верный момент – или раньше, или позже. Возможно, будет какая-то неудачная [квалификационная] сессия, и это будет самое удачное время для замены».
В этот раз Валттери Боттас и Лэнс Стролл потеряют стартовые позиции из-за аварий в первом повороте венгерской гонки. Оба согласились, что в Спа это не самое страшное наказание, так как трасса позволяет обгонять.
Хорнер отметил, что важно учитывать и погоду – уик-энд проходит в переменчивых условиях, когда периодически начинается дождь.
«Здесь действительно можно обгонять, – пояснил босс Red Bull. – Но в то же время захочешь ли ты после хорошей квалификации оказаться в водяном тумане?
Сырая гонка несет в себе опасность, мы могли видеть это на прошлом этапе [в Венгрии]. Так что мы постоянно отслеживаем изменение ситуации. Думаю, если действовать гибко, мы сможем найти подходящую возможность».
Видео:Почему ты не станешь пилотом F1 🙄Скачать
«Гонщики, меняйте ваши моторы!» Когда закончится безобразие со штрафами в Формуле-1?
Тема штрафов за замену двигателя оказалась одной из самых обсуждаемых в мире Формулы-1 в перерыве между этапами в Италии и Сингапуре. Что стало не так с системой пенализации, существующей уже 13 лет, и почему ее необходимо менять?
Видео:Как завести болид Формулы 1? И почему на это нужно несколько часов?Скачать
Фарс на стартовой прямой
Финальный этап европейской части сезона-2017, состоявшийся в Монце, обнажил всю нелепую сущность действующей системы наказаний за замену двигателя и коробки передач. Вроде бы за последние годы пора уже было привыкнуть, что результаты квалификации не всегда формируют окончательный вид стартовой решетки, но в этот раз ситуация с расстановкой пилотов превзошла наихудшие ожидания.
Гран При Италии начался с подтверждения штрафа для многострадального Фернандо Алонсо: 35 позиций за замену элементов силовой установки. По ходу первой части пятничных свободных заездов стало известно о штрафах для обоих гонщиков Red Bull Racing: Даниэль Риккьярдо и Макс Ферстаппен получили по двадцать мест за новый двигатель внутреннего сгорания, турбину и мотор-генератор MGU-H. Также выписали пенализацию в десять позиций пилоту коллектива Toro Rosso Карлосу Сайнсу — за новенький блок MGU-H. Логика «сестринских» команд была понятна: лучше потерять стартовые позиции на скоростной Монце, чем через две недели на городской трассе в Сингапуре, где обгонять невозможно. Но штрафная серия продолжилась: в субботу замену элементов силовой установки на обеих машинах провели в Renault (минус десять мест для Нико Хюлькенберга и пятнадцать — для Джолиона Палмера), а уже в воскресенье по пять позиций за новую коробку передач получили Серхио Перес и Ромен Грожан. Но и это еще не все: новый двигатель вкупе с замененными генераторами MGU-K и MGU-H и турбонагнетателем отбросил Стоффеля Вандорна с восьмой на 18-ю позицию при штрафе 25 мест.
Читайте также: Инжекторные моторы ваз классика
Как результат — девять «штрафников» и всего четыре пилота, позиции которых после квалификации не изменились: это обладатель поула Льюис Хэмилтон, разбивший машину и ставший последним Грожан, а также Сайнс и Палмер, которые после всех перетасовок в пелотоне, как ни странно, остались на своих местах!
Кевин Магнуссен в квалификации не прошел даже во второй сегмент, но стартовал в итоге с восьмого места, а напарники по Зауберу Маркус Эрикссон и Паскаль Верляйн переместились на 11-ю и 12-ю строчки, хотя и были самыми медленными в субботу. Квалифицировавшийся одиннадцатым Серхио Перес должен был стартовать восьмым, но после наказания, равного пяти позициям, оказался на решетке десятым. По идее, подняться выше в стартовом листе должны были Верляйн и Эрикссон, но тут такой нюанс: не будь других штрафников, Перес стартовал бы 16-м, то есть впереди их обоих. Это был самый запутанный пример, окончательно сбивший с толку даже команды!
Мало того, о штрафах для Переса и Вандорна стало известно только за полтора—два часа до старта. Неудивительно, что при выезде на стартовое поле оба ошиблись с позициями, да и механики коллективов Force India и McLaren не сразу разобрались, где должны располагаться их машины. «Даже находясь на стартовом поле, мы до последнего пытались понять, с 12-й или 13-й позиции стартует Ферстаппен, — посетовал руководитель Red Bull Кристиан Хорнер. — Было неясно, получил Перес штраф последним или нет. Все было чересчур запутанно».
В общей сумме стюарды Гран При Италии выписали гонщикам 150 штрафных позиций! Такой хаотичной расстановки на стартовой решетке не было никогда за 13 лет действия нынешней системы пенализации. Хотя по общему количеству мест гонка в Монце вовсе не стала рекордом…
Видео:Почему болиды Ф1 стали такими длинными? Главная инженерная ошибка современной Формулы 1.Скачать
Благими намерениями
Благими намерениями вымощена дорога в ад, гласит известная мудрость, которая вполне применима к действиям FIA и команд по сокращению расходов, начатым в далеком 2004 году. Идея была проста и понятна: сначала ограничиваем число используемых двигателей до одного на уик-энд, с 2005-го — до одного на два Гран При, а с 2009-го — до восьми единиц на весь сезон. Такие меры должны были позволить сократить издержки мотористов на производство, не отдавать безумные деньги частникам за новый двигатель для каждой гонки и уравнять баланс сил, ведь лидеры зачастую привозили на этап специальные квалификационные версии своих силовых агрегатов.
Плюс система штрафов добавляла в соревнования элемент шоу, что в эпоху доминирования Ferrari и Михаэля Шумахера было жизненно необходимо. Правда, страдали от этого скорее соперники Скудерии, нежели она сама. Вспомнить хотя бы ситуацию в Хоккенхайме-2004, когда из-за штрафа десять позиций Дженсон Баттон был вынужден прорываться с 13-го места и финишировал третьим, хотя по чистой скорости британец мог бы составить конкуренцию Шумахеру. Тем не менее система в целом работала неплохо, особенно после перехода в 2009-м на использование восьми двигателей в течение сезона. За следующие пять лет команды лишь несколько раз превышали установленный лимит, а 90 процентов наказаний было связано с заменой коробки передач, которая с сезона-2007 должна была выдерживать дистанцию четырех Гран При, а с сезона-2011 — пять. Но что такое 20 штрафных позиций за весь 2011 год, 45 за 2013-й или пусть даже 125 за 2012-й? Одним словом, система прижилась в Формуле-1.
А сломался этот механизм при переходе на гибридные силовые установки. Это привело к двум проблемам: увеличению расходов (средняя стоимость агрегатов, по словам президента FIA Жана Тодта, выросла до 30 миллионов долларов на сезон по сравнению с 17 миллионами в эпоху атмосферных V8) и снижению надежности. Казалось бы, компромисс был найден: в 2014-м количество силовых установок было сокращено до пяти, причем их разделили на шесть частей: двигатель внутреннего сгорания, генераторы тепловой и кинетической энергии, аккумулятор системы рекуперации, турбина и электронный блок управления. За шестую замену любой из них следовал штраф десять позиций, за седьмую — пять (и так далее), ну а полная смена блока означала старт с пит-лейна.
В первом сезоне, несмотря на все проблемы с надежностью, «перерасходы» начались только на 13-м этапе в Монце, когда шестой двигатель установили на машину Даниила Квята. Общая сумма штрафных позиций в пелотоне к концу года достигла 154. Учитывая, что даже после перехода с моторов V10 на двигатели V8 в 2006 году FIA выписала 240 штрафных мест за сезон, все казалось не столь катастрофичным, как того можно было ожидать.
Но когда в 2015-м было решено пойти дальше и ограничить количество силовых установок со всеми элементами до четырех единиц на сезон, система затрещала по швам. Уже на седьмом этапе в Канаде этот лимит превысили в Toro Rosso на машине Макса Ферстаппена, а на следующем Гран При Австрии Дженсон Баттон, Фернандо Алонсо, Даниил Квят и Даниэль Риккьярдо суммарно получили 65 штрафных позиций на решетке. К концу сезона эта цифра выросла в десять раз — до 655 позиций, из которых 160 пришлись на Монцу! Так что нынешний Гран При Италии вовсе не стал рекордным.
Читайте также: Nissan micra k12 моторы
В 2016-м комиссарами было выписано 330 штрафных позиций, а после первых 13 этапов нынешнего сезона их уже 440. Итого — 1425 мест за два с половиной года! И пусть 705 из них пришлись на долю обреченного на вечные технические проблемы тандема McLaren — Honda , но даже 720 для всех остальных команд — это перебор. Ведь даже за всю эпоху моторов V 8 (а это 2006—2013 годы) штрафов было меньше — 670!
Видео:ПРОБЛЕМА МОТОРОВ В ФОРМУЛЕ-1Скачать
Есть ли альтернатива?
Главный вопрос в свете происходящего: почему за проблемы мотористов отдуваются гонщики? Скажем, Honda не может построить надежный мотор, но почему-то от этого страдают Фернандо Алонсо и Стоффель Вандорн, которым и так приходится несладко, учитывая, что машинам конкурентов с двигателями Mercedes и Ferrari их болиды уступают порядка 45 лошадиных сил.
Особенно несправедливо было первые полтора года после перехода на гибридные турбомоторы, когда пилот оказывался последним на решетке и отбывал только часть штрафа, а его «остаток» в гонке превращался в проезд по пит-лейну. В конечном итоге в FIA отказались от столь глупого правила, но система от этого не стала лучше, ведь теперь можно было накрутить штраф хоть до 105 позиций и за раз провести неограниченное количество замен, чтобы запастись двигателями, мотор-генераторами, турбинами и всем остальным до конца сезона! Ведь все равно гонщик никуда не денется дальше последнего места на решетке, как, например, Фернандо Алонсо в Спа-2015…
Аналогичный трюк ровно год спустя провернули в Мерседесе с Льюисом Хэмилтоном: он потерял 65 мест после целой череды преднамеренных замен по ходу уик-энда. Выходит, если раньше гонщики просто оказывались жертвами, то теперь они стали пешками! Так может быть, надо отбирать не стартовые позиции у гонщиков, а очки у команд в Кубке конструкторов? И делать это в процентном соотношении, поскольку десять очков для Мерседеса и, скажем, для Toro Rosso далеко не одно и то же. Но коллективам подобное вряд ли понравится: если гонщик при старте из конца пелотона способен как-то минимизировать последствия штрафа, то «списанные» очки уже никто не вернет.
Или, раз команды нашли способ обходить лимит и строят тактические схемы, где и когда лучше произвести замену со штрафом, есть смысл выбивать клин клином: штрафовать деньгами за перерасход, в том числе и мотористов.
Если команде не хватает ресурса мотора, можно принуждать ее гонщиков оставаться в боксах на 15—30 минут по ходу свободных заездов — как в американском НАСКАРе после проваленных технических проверок. Да, пилоты снова окажутся в невыгодной ситуации, но хотя бы будут на равных с командой, а не станут отдуваться в одиночестве на трассе в воскресенье.
Ну а самый надежный способ — вернуться на уровень пяти—шести разрешенных силовых установок на сезон. Однако это будет противоречить идее сокращения расходов, что вызовет бурю недовольства среди частных команд, таких как Force India, Williams, Sauber. В дополнение к этому в техническом регламенте на 2018 год уже заложено сокращение числа силовых установок до трех единиц на сезон, а ведь в следующем сезоне состоится 21 Гран При!
«Целью ограничения было сокращение расходов, но теперь эта система не работает, — говорит босс Red Bull Кристиан Хорнер. — Двигатели в любом случае будут использованы, просто для этого придется отбыть штраф. Не так давно я пытался призвать к изменениям, но не нашел должной поддержки у коллег. Надеюсь, что после всех этих штрафов в Монце, а также учитывая угрозу дальнейших пенализаций до конца сезона, их мнение изменится».
Видео:ОМВД о процедуре замена двигателяСкачать
Что думает руководство Формулы-1 и FIA?
Еще до Гран При Италии спортивный директор Ф1 Росс Браун дал понять, что систему штрафов надо менять. «У нас есть идеи, которые мы собираемся обсудить с FIA», — сказал британский управленец.
Президент Международной автомобильной федерации Жан Тодт был в Монце и видел, какое безобразие творилось на стартовой решетке. «Я не волшебник, чтобы поменять систему штрафов в следующем году. Это требует проведения определенной процедуры. Данное правило появилось, чтобы сократить расходы. Если мы сможем улучшить ситуацию, то обязательно это сделаем, — заявил глава FIA. — В ближайшее время мы обсудим ситуацию с командами. Будь то денежные штрафы или лишение очков в Кубке конструкторов, мы готовы рассмотреть любые предложения».
Ну а буквально на днях свою точку зрения выразил исполнительный директор Ф1 Чейз Кэри. «Система штрафов работает не так, как надо. Технологии — важная составляющая Формулы-1, но мы хотим, чтобы она была соревнованием гонщиков, а не инженеров».
Дело, как видим, сдвинулось с мертвой точки. Однако оперативного решения, судя по комментариям высокопоставленных лиц, ожидать не стоит. Поэтому нужно набраться терпения и приготовиться к очередным неразберихам на стартовом поле в оставшейся части сезона-2017.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📽️ Видео
На передовой. Тайная жизнь формулы 1Скачать
Как заменить мотор и не получить проблем с последующей регистрацией ТССкачать
Смена колес на пит-стопе Формулы 1Скачать
Как проходит пит-стоп Формулы 1? Замена шин всего за 1.82 секунды.Скачать
Тиньков поясняет за Формулу 1Скачать
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ПОСТАВИТЬ МОТОР ФОРМУЛЫ-1 В СЕРИЙНЫЙ АВТОМОБИЛЬ?!Скачать
Как тестируют двигатели формулы 1Скачать
3 НАГЛЫХ БОЛИДА-ЧИТЕРА, ВЫШЕДШИХ ЗА РАМКИ ПРАВИЛ F-1!Скачать
ПОЧЕМУ БОЛИД F1 стоит 1,5 миллиарда? ЦЕНА ДЕТАЛЕЙ БОЛИДА ФОРМУЛЫ 1!Скачать
Порше и Ауди приходят в Формулу 1. С какими командами решили работать Фольксваген? Регламент 2026 г.Скачать
Машины Формулы 1Скачать