Рабочее место водителя в современных грузовиках, по сравне-нию с прежними, становится более удобным и комфортным. Достигается это внедрением в конструкцию новых хитроумных и порой довольно сложных устройств. Таких, например, как пневмоподвеска сидений
Одна из ключевых ролей в совершенствовании интерьера кабины отводится сиденьям, которые за последнее время значительно расширили свою функциональность, снизили утомляемость водителей и улучшили эргономику рабочего места. Новые подходы к уменьшению вибраций появились с внедрением в подвеску сидений пневматических упругих элементов. Важную роль в этом процессе сыграли крупнейшие разработчики и производители пневморессор — компании Contitech и Phoenix. Об этих же фирмах вспоминают и в разговорах о пневматических подвесках коммерческого транспорта. Совпадение не случайно. Помимо наличия опыта разработки и производства «больших» пневморессор имеются и другие технологические, конструкторские и даже финансовые причины. Грузы, в основной своей массе, не столь требовательны к условиям перевозки, как человеческий организм. Обеспечить комфорт легкового автомобиля в грузовике, используя только подвеску шасси, можно, но сделать это будет сложно и дорого. Куда проще «раздать сестрам по серьгам», по отдельности подрессорив и сам автомобиль, и рабочее место водителя, и всю кабину как «место обитания человека». Кстати, в последнем направлении названные компании также преуспели.
Современная концепция эргономики и дизайна водительских сидений для коммерческой техники включает целый ряд важных требований. Среди них не только возможность индивидуального регулирования, использование подушки и спинки особой формы, но и способность эффективного поглощения различных колебаний. При этом наиболее значимые отличия конструктивного исполнения современных сидений заключаются в устройстве подрессоривания. По данному признаку водительские сиденья принято делить на три группы: статические, с механическим подрессориванием и с пневматической подвеской.
Среди сидений с механическим подрессориванием до сих пор классикой жанра считаются устройства, в которых роль упругого элемента выполняет пластинчатый торсион, соединяющий подвижную и неподвижную части механизма. Работает он в паре с обычным гидравлическим амортизатором. Направляющим узлом в такой подвеске служит пантограф — система рычагов, напоминающая схему ножничного подъемника. Пантограф обеспечивает строго вертикальное перемещение сиденья при регулировке. В числе обязательных настроек предусмотрена возможность изменения упругости торсиона в зависимости от веса водителя. Основными преимуществами механической подвески являются простота конструкции и низкая стоимость, однако по эффективности гашения вибраций торсионы и пружины уступают пневматическому подрессориванию. Это стало понятно еще в 80-х годах, когда на рынке появились первые образцы модернизированных водительских сидений для грузовиков. Пневмобаллон сиденья в сочетании с газонаполненным амортизатором позволяют приблизить частоту собственных колебаний подрессоренной массы к 1,0 Гц. Такая частота соответствует спокойной ходьбе и считается наиболее привычной для человека.
В современных сиденьях используются диафрагментарные пневморессоры, состоящие из резиновой мембраны с тканевым каркасом, фланцевой пластины и пластикового поршня. Поскольку упругому элементу сиденья требуется еще и компактность, такие пневморессоры обычно не объединяются заодно с амортизатором, а устанавливаются в виде отдельных компонентов. Так же, как и другие виды пневматических упругих элементов, применяемых в автомобильной технике, пневморессоры сидений являются сложными и наукоемкими компонентами. Их разработкой и производством занимается узкий круг известных компаний. Contitech и Phoenix среди них в числе лидеров. Компания Contitech считается первопроходцем в части производства и внедрения пневматики в автомобильную подвеску. На данный момент линейка рукавных пневмобаллонов Contitech для сидений включает более 30 наименований различного исполнения: диаметром от 80 до 200 мм, грузоподъемностью от 1 до 20 кН, ходом рессоры до 180 мм. Потребителями продукции Contitech являются такие крупные компании, как Isringhausen, Be-Ge, Grammer.
В современных конструкциях за характеристику упругости пневмобаллона отвечает регулирующий клапан. Он представляет собой миниатюрный телескопический цилиндр, посредством тяг и рычагов связанный с верхней частью сиденья. Алгоритм управления клапаном позволяет не только выставить сиденье на определенную высоту, но и подобрать жесткость в соответствии с весом водителя. При этом давление в упругом элементе может изменяться от 3 до 7 бар. С клавишей регулировки обычно соседствует кнопка стравливания воздуха, позволяющая быстро опустить сиденье в нижнее положение. Это особенно актуально в транспортных средствах, имеющих ограниченное рабочее пространство водителя и, соответственно, затрудненную посадку на рабочее место. Если раньше непременным условием внедрения пневматических упругих элементов в подвеску сиденья было наличие штатного компрессора в автомобиле, то теперь отсутствие сжатого воздуха на борту уже не проблема. Предлагаются автономные решения. Скажем, некоторые сиденья европейского производства в базовом варианте комплектуются собственным электрическим компрессором, запитанным от бортовой сети напряжением 12 или 24 В. В частности, такие модели встречаются в тюнинговых версиях микроавтобусов.
Сиденья с пневмоподвеской сегодня широко используются не только на автомобильном транспорте. Ими все чаще комплектуются строительные и сельскохозяйственные машины. В общем, к заказчикам техники приходит понимание того, что установка высококачественного сиденья — это не только улучшение безопасности, комфорта и эргономики рабочего места, но и получение машины с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
Читайте также: Bmw f20 амортизаторы багажника
- Пневмоподвеска сиденья: удобство и комфорт
- Как отремонтировать сиденье на пневмоподвеске?
- Ремонт кресел на пневмоподвеске своими руками
- На что обратить внимание при поломке кресла?
- Пошаговая разборка сиденья на пневмоподвеске
- Поиск неисправности
- А может это амортизатор?
- Если кресло не удается подкачать воздухом
- Когда испорчены пневмоподушки
- Неисправности в шарнирном механизме
- Неприятный скрип в подвеске сиденья
- Если подвела подушка сиденья
- 📸 Видео
Видео:сидение в газель на амортизатореСкачать
Пневмоподвеска сиденья: удобство и комфорт
Удобство и комфорт рабочего места существенно влияют на утомляемость человека и его работоспособность. Для некоторых категорий работников состояние их рабочего места напрямую влияет на безопасность и здоровье. Рабочим местом водителя грузовика является кабина автомобиля. Чтобы сделать это рабочее место более комфортным и удобным, производители автомобилей применяют все новые технические решения. Одной из таких новинок является пневмоподвеска сидений.
В интерьере кабины немаловажное место отводится сиденью водителя. Желая снизить утомляемость водителя, улучшить эргономику его рабочего места, разработчики и производители грузовиков стараются приблизить комфортность сиденья грузового автомобиля до показателей сидений легкового. Они давно поняли, что требования к подвеске кузова грузового многотонного автомобиля не позволят только за ее счет обеспечить комфорт водителю. Поэтому создали отдельную дополнительную подвеску для кабины автомобиля и дополнительную амортизацию для сидений водителя и пассажира. Решить этот вопрос помогли пневматические упругие элементы или пневморессоры.
Крупнейшими разработчиками и производителями пневморессор являются компании Phoenix и Contitech. Они специализируются на пневматических подвесках для различного коммерческого транспорта. Благодаря их разработкам пневморессора стала частью подвески не только всего шасси грузовика, а и, отдельно, «места обитания» водителя.
Кроме достижений легкового автотранспорта – возможности индивидуальной регулировки, наличия удобной спинки и дополнительных подушек, водительские сиденья коммерческого транспорта нуждаются в дополнительных способностях эффективного поглощения колебаний автомобиля. Достигается это с помощью устройств подрессоривания, которых нет у легковых автомобилей. По наличию систем подрессоривания, водительские сиденья делятся на три группы:
• без подрессоривания, статические;
• имеющие механическое подрессоривание;
• с пневматической подвеской.
Классическим сиденьем с механическим подрессориванием считаются устройства с пластинчатым торсионом, который соединяет подвижную и неподвижную части механизма. В паре с ним работает обычный масляный амортизатор. Направляющий механизм, обеспечивающий строго вертикальное перемещение, выполнен в виде пантографа. Пантограф представляет собой схему рычагов, подобную ножничному подъемнику. Одной из обязательных регулировок торсиона является подстройка под вес водителя. Механическая подвеска проста по конструкции и недорога в изготовлении, но по основному функциональному параметру, эффективности борьбы с вибрацией, механическая подвеска уступает пневматическому подрессориванию. То, что пневморессора справляется эффективнее с гашением вибрации, стало известно еще в 80-х годах. Тогда появились первые сиденья для грузовиков с пневмобаллоном и газовым амортизатором. Они позволяли добиться приближения частоты собственных колебаний водителя во время езды к одному герцу, что совпадает с частотой собственных колебаний человеческого тела при спокойной ходьбе.
Современные сидения комплектуются диафрагментарными пневморессорами.
Они представляют собой резиновую мембрану в тканевой оболочке, фланцевую пластину и пластиковый поршень. Пневморессора и газовый амортизатор вместе составляют систему пневмоподвески сиденья водителя. Они изготавливаются в виде отдельных компактных узлов. Газонаполненные амортизаторы уже давно известны на рынке, и их выпуском занимается достаточно много известных производителей. А вот такой наукоемкий и современный продукт как пневморессора, разрабатывается и выпускается только узким кругом производителей, среди которых компании Contitech и Phoenix. Вообще-то, компания Contitech признана первопроходцем в вопросах использования пневматики в автомобильных подвесках. Помимо пневмоподвески для шасси, компания выпускает целую линейку рукавных пневмобаллонов для сидений коммерческих автомобилей.
Сейчас эта линейка насчитывает более 30 моделей, которые отличаются диаметром (80–200 мм), ходом рессоры (до 180 мм) и грузоподъемностью (1-20 кН). Среди потребителей продукции Contitech есть такие известные компании, как Grammer, Be-Ge, Isringhausen.
Современная пневмоподвеска характеризуется упругостью пневмобаллона. Упругость, в свою очередь, зависит от давления внутри баллона. Для регулирования величины этого давления используется регулирующий клапан. Управляет клапаном система из тяг и рычагов, связанных с верхней частью сиденья. Эта система позволяет регулировать высоту сиденья и его жесткость, в зависимости от характеристик водителя. Выполняется регулировка за счет изменения давления в баллоне от 3-х до 7-ми бар. Сначала выставляется высота сиденья под рост водителя, а затем регулируется и жесткость пневмоподвески, в зависимости от веса водителя. Если габариты кабины затрудняют посадку/высадку водителя, для экстренного стравливания давления в баллоне существует специальная кнопка.
Так как пневмоподвеска работает на сжатом воздухе, то ее установка на автомобиль раньше ограничивалась наличием на нем штатного компрессора тормозной системы с пневматическими тормозами или пневматического подъемника кузова. Теперь уже установку пневморессоры не связывают с бортовой сетью сжатого воздуха автомобиля. Для сиденья водителя устанавливают специальный миниатюрный электрический компрессор, запитанный от аккумулятора. Теперь даже в стояночном состоянии водитель может регулировать свое сиденье для отдыха. Первые образцы таких устройств нашли применение в тюнинговых версиях некоторых микроавтобусов.
Пневмоподвеска сидений водителя все чаще используется не только в кабинах автомобилей, но и в кабинах сельскохозяйственных машин и строительной техники. Конструкторы современной техники понимают, что комфортные условия работы повышают производительность труда водителей, снижают их утомляемость, уменьшают аварийность и ошибки в работе. Кроме этого, хорошая защита кабины от вибраций продлевает срок службы узлов и агрегатов в кабине.
Читайте также: Замена стойки амортизатора форд фокус 3 своими руками
Видео:Тест амортизаторов grammerСкачать
Как отремонтировать сиденье на пневмоподвеске?
В отличие от старых добрых сидений с механической рычажной подвеской, кресла на пневмоподвеске более комфортны и практичны в использовании. Большинство из них можно подобрать с учетом роста и комплекции водителя машины, из-за чего сегодня они присутствуют практически в каждом тракторе или комбайне. А потому с ними не понаслышке знакомы многие операторы сельхозтехники и прочих подобных машин.
Однако помимо плюсов этих замечательных изделий, те же механизаторы, которые каждый день в них сидят, могут подтвердить тот факт, что в случае их поломки не так-то просто выявить и устранить истинную причину выхода кресла из строя, а тем более сделать это самостоятельно. Чего не скажешь о механических сиденьях, которые ремонтируются с помощью любых подручных средств и плоскогубцев. Поэтому ниже мы более детально поговорим о том, как можно самостоятельно справиться с наиболее распространенными неисправностями в таких сиденьях.
Ремонт кресел на пневмоподвеске своими руками
Сегодня наиболее используемыми креслами на пневмоподвеске являются изделия немецкой фирмы Grammer. Они оборудованы электрическим компрессором, несколькими стальными пружинами и резиновыми пневмоподушками, отлично поглощающими все ударные нагрузки, которые передаются на сиденье во время движения машины по неровной поверхности. Такие кресла отличаются отменным качеством, а также известны своей пользой для здоровья, поскольку заметно снижают нагрузку на спину и тем самым уменьшают риск наступления множества характерных заболеваний, с которыми зачастую сталкиваются водители подобной техники. Но, тем не менее, даже они подвержены износу и поломкам, которые время от времени доставляют массу неудобств своим постоянным пользователям.
На что обратить внимание при поломке кресла?
Зачастую первой мыслью, которая возникает у большинства мастеров, является предположение, что неисправность пневмоподвески в первую очередь вызвана поломкой пневмобаллонов либо компрессора. Но практика показывает, что это далеко не всегда так. По уверениям разработчиков кресел Grammer, именно эти детали реже всего выходят из строя. А потому, чтобы найти истинную причину неисправности следует шаг за шагом проверить все элементы кресла, и уж затем приступать к ремонту той или иной его части.
Пошаговая разборка сиденья на пневмоподвеске
1. Проверяем сиденье на наличие люфта.
Кресло в исправном состоянии должно передвигаться в заданном диапазоне, не отклоняясь от него ни в одну, ни в другую сторону. Если это не так, значит оно либо неправильно установлено, либо произошел износ одной из его деталей. Чтобы это проверить самым лучшим будет демонтировать кресло и установить его на верстаке (но если по каким-то причинам сделать это не удается, можно проводить проверку непосредственно в самой кабине машины). Встав лицом к креслу и взявшись за него обеими руками, надо попробовать подвигать его из стороны в сторону. Если люфт все-таки есть, надо приступать к поиску его причины.
2. Снимаем резиновые кожухи. Первый шаг на пути к ремонту кресла – это тщательный осмотр пружинного механизма. Но чтобы до него добраться, нужно сначала аккуратно снять резиновый кожух, установленный под сиденьем кресла. Он нужен здесь для того, чтобы защитить внутренний механизм от попадания грязи, а также предупредить повреждение рук и ног водителя машины во время работы. Для его демонтажа нужно использовать плоскогубцы с тонкими губками. Они идеально подойдут для того, чтобы вытащить все установленные здесь пластиковые фиксаторы.
3. Откручиваем подушку кресла. Теперь настал черед мягкой подушки. Ее удерживают четыре маленьких винта, расположенных в углах кресла. Соответственно, чтобы ее снять, надо попросту их открутить. Под ней зачастую можно обнаружить остатки полиэтиленовой пленки, которой покрывают все новые кресла марки Grammer. Некоторые водители так и оставляют их на месте, думая, что тем самым предотвращают излишнее загрязнение внутреннего механизма кресла. Но в действительности они заблуждаются. Все это приводит лишь к тому, что пленка способствует излишнему накоплению грязи в ткани кресла, делая ее практически воздухонепроницаемой. Из-за чего водитель начинает страдать от излишней потливости во время работы. Поэтому от нее все-таки лучше избавляться сразу.
Далее, после того, как все фиксаторы будут удалены, надо снять расположенный под подушкой сиденья металлический поддон и отключить электрические разъемы проводов, направленные к спинке сиденья. Теперь должен быть полностью виден пружинный механизм разобранного кресла. Последующая очередность действий полностью зависит от того, какая проблема заставила заняться его ремонтом.
При утечке воздуха из сиденья причиной считают неисправность воздушных подушек. Но обычно это не так.
Поиск неисправности
А может это амортизатор?
Логично предположить, что наиболее подверженными износу являются те детали, которые постоянно находятся в движении. И это действительно так. Одними из таковых являются амортизаторы сиденья, поглощающие горизонтальные и вертикальные ударные нагрузки во время передвижения транспортного средства. Чтобы проверить это следует обратить внимание на наличие люфта во втулках. Также на них не должно быть видно следов износа. Если они все же присутствуют в местах крепления, амортизатор придется заменить на новый.
Кроме того амортизатор должен быть достаточно упругим на ощупь и оказывать ощутимое сопротивление при сдавливании. Убедиться в этом можно только аккуратно сняв его с сиденья и сжав руками. Устанавливая его назад также очень важно убедиться в том, что он будет расположен правильно. Об этом свидетельствует английская надпись Top («Верх»), расположенная сверху.
Читайте также: Задние амортизаторы лачетти седан драйв2
Если кресло не удается подкачать воздухом
Первая мысль в данном случае – сломался компрессор. Но не стоит делать поспешных выводов. В действительности виноватой во всем может быть электросистема кресла. Поэтому первым делом надо начать с ее проверки. Сделать это достаточно просто, подключив к креслу аккумуляторную батарею и проверив работоспособность компрессора. Если проблема все-таки в электрике, тогда надо проверить исправность предохранителя и электропроводки. Провода могут быть просто-напросто перетертыми либо иметь разрывы в нескольких местах. Для проверки наличия сопротивления надо сначала отсоединить все провода от жгута электропитания кресла и самого сиденья. При необходимости также нужно проверить работоспособность проводов, питающих сиденье. Если они не поддаются ремонту, каждую неисправную деталь необходимо заменить на новую.
Используем аккумуляторную батарею, чтобы исключить проблему подводки электропитания.
В случае же поломки самого компрессора, выявить проблему достаточно просто, обратив внимание на цвет медного корпуса. При наличии неисправности он будет измененным. Такое случается из-за плохой работы системы отключения, по причине чего компрессор зачастую перегревается и, в конце концов, выходит из строя.
Когда испорчены пневмоподушки
Порой главной проблемой становится малозаметная утечка воздуха, происходящая по причине неисправности пневмоподушек. Такое тоже случается, но не столь часто. Все кресла компании Grammer оборудуются прочными резиновыми баллонами, заполненными воздухом под давлением и являются практически полностью герметичными.
В прошлом компания уже стыкалась с подобной проблемой. В ходе тщательных проверок, ее сотрудникам удалось выяснить, что в большинстве случаев пневмоподушки повреждались из-за попадания на их поверхность кусочков битого стекла. Они разрывали резину и тем самым нарушали их герметичность. Поэтому обнаружив у себя подобную проблему, стоит обратить внимание на пластиковые пневмолинии и места их соединений. Если они повреждены, их можно с легкостью заменить на новые.
Неисправности в шарнирном механизме
Каждое кресло бренда Grammer во время передвижения машины двигается вверх и вниз, что иногда приводит к выходу из строя шарнирного механизма. Он расположен в основании сиденья и имеет в своем составе специальные ролики, перемещающиеся по основным направляющим в горизонтальном направлении. Ранее в более старых моделях таких кресел можно было увидеть стальные подшипники, а также белые или желтые пластиковые ролики. Сегодня преимущественно используются только желтые ролики.
Если в кресле все-таки стоят игольчатые подшипники, следует помнить о том, что для нормальной работы они требуют постоянного смазывания. При этом наносить смазку нужно только на внутреннюю сторону роликов, но никак не на внешнюю.
Более современными считаются желтые ролики, покрытые тонким слоем тефлона. Последний постепенно отслаивается от них во время перекатывания по направляющим и тем самым обеспечивает автоматическое смазывание. Хотя это не значит, что они не нуждаются в смазке. Ее дополнительное нанесение продлевает строк их эксплуатации. Ролики желтого цвета сегодня можно увидеть практически в каждом кресле на пневмоподвеске, а если их там еще нет, то в случае ремонта последнего ими можно заменить старые вышедшие из строя детали. В каталогах компании Grammer представлены все типоразмеры роликов, поэтому их можно без особых проблем подобрать для любой модели кресла.
Эти же ролики обеспечивают передвижение сиденья в поперечном направлении. Если между ними возник люфт, его можно запросто устранить, установив между ними дополнительные стальные шайбы. Подобрать их можно в фирменном каталоге запчастей.
Неприятный скрип в подвеске сиденья
В таком случае корень проблемы стоит искать в горизонтальных элементах подвески, расположенных в передней части механизма. Для того чтобы проверить их на наличие неисправностей, нужно сначала высверлить удерживающие заклепки, а затем снять белые пластиковые наконечники. Если при этом обнаружится, что пластик сильно изношен, деталь придется заменить на новую. А при наличии люфта, избавиться от скрипа можно путем добавления консистентной смазки в промежуток между пластиковой опорой и металлической осью. Концевые пластины менять не нужно. Под конец ремонта их надо закрепить обратно.
Если подвела подушка сиденья
И, наконец, одной из проблем, с которой могут сталкиваться пользователи таких кресел – это устаревание и загрязнение подушки сиденья. В первом случае она будет куда менее упругой и мягкой по сравнению с подушкой на новом кресле. Это достаточно легко увидеть при визуальном сравнении новой и старой модели. А виноват тут во всем поролон, который со временем стареет и теряет свои первоначальные качества.
Во втором случае длительность службы подушки можно продлить путем элементарной чистки от грязи. Для этого достаточно снять ее с сиденья и постирать с любым моющим средством или стиральным порошком. Единственное, что не рекомендуется использовать – это мойку под давлением, что может привести к повреждению подушки.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📸 Видео
Гидравлическое кресло на Газель и не только.Скачать
Водительское сиденье на Газель ( гидравлика).Скачать
Самодельная подвеска сиденья трактора.Скачать
Самодельная станина под сиденье.Скачать
и снова сиденье, выбор амортизатораСкачать
подпружиненное сиденьеСкачать
Сидение МТЗ (пневмо)Скачать
Видеообзор пневматического сиденья ISRI co сканииСкачать
Амортизатор сиденья МТЗ ATP-6001, ATP-1504, ATP-CC02Скачать
#6СМТ🚜 Турецкое сиденье на пружине для мини трактора универсальное от компании STAR покупал на OZONСкачать
Меняю амортизатор на сиденьи (отзыв о переделаном сидении)Скачать
Ремонт воздушного сиденья Маз !Скачать
пневмоподушка на сиденье мтзСкачать
Сиденье на Камаз водительское заводСкачать
Небольшой люфт на пневмосидении GRAMMERСкачать
Все виды сидений на ТРАКТОР.0684881076 мтз ок.Скачать
22 июля 2021 г. Ремонт пневмо сиденьяСкачать
ремонт пневмо подвески сидения ISRI. мерседес атего.Скачать