Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Видео:Быстрый ремонт шин 😎😎😎#shortsСкачать

Быстрый ремонт шин 😎😎😎#shorts

Глава 1. Компьютер. Программное и аппаратное обеспечение

Магистраль: шина данных шина адреса и шина управления. Шины периферийных устройств

Вспомним, на прошлом уроке рассматривалось устройство материнской платы. Рассмотрим более подробно, какие же логические устройства можно установить на системную плату, т.к. системная плата наравне с процессором является основным устройством любого современного компьютера. Так же необходимость более подробного знакомства с системной платой обусловлено тем, что на системных платах реализуются шины различных типов. В гнёзда расширения системной платы устанавливаются платы таких периферийных устройств, как модем, сетевая плата, видеоплата и т.п.

Быстродействие различных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти и контроллеров периферийных устройств) может существенно различаться. Для согласования быстродействия на системной плате, как было сказано на прошлом уроке, устанавливаются специальные микросхемы (чипсеты), вклю­чающие в себя контроллер оперативной памяти (так называемый северный мост) и контроллер периферийных устройств (южный мост). (см. рис. 1)

Северный мост обеспечивает обмен информацией между процессором и оперативной памятью по системной шине. В процессоре используется внутреннее умножение частоты, поэтому частота процессора в несколько раз больше, чем частота системной шины. В современных компьютерах частота процессора может превышать частоту системной шины в 10 раз (например, частота процессора 1 ГГц, а частота шины — 100 МГц).

К северному мосту подключается шина PCI ( Peripherial Component Interconnect bus — шина взаимодействия периферийных устройств), которая обеспечивает обмен информацией с контроллерами периферийных устройств. Частота контроллеров меньше частоты системной шины, например, если частота системной шины составляет 100 МГц, то частота шины PCI обычно в три раза меньше — 33 МГц. Контроллеры периферийных устройств (звуковая плата, сетевая плата, SCSI -контроллер, внутренний модем) устанавливаются в слоты расширения системной платы.

По мере увеличения разрешающей способности монитора и глубины цвета требования к быстродействию шины, связывающей видеоплату с процессором и оперативной памятью, возрастают. В настоящее время для подключения видеоплаты обычно используется специальная шина AGP ( Accelerated Graphic Port — ускоренный графический порт), соединенная с северным мостом и имеющая частоту, в несколько раз большую, чем шина PCI .

Южный мост обеспечивает обмен информацией между се­верным мостом и портами для подключения периферийного оборудования.

Устройства хранения информации (жесткие диски, CD — ROM , DVD — ROM ) подключаются к южному мосту по шине UDMA ( Ultra Direct Memory Access — прямое подключение к памяти).

Мышь и внешний модем подключаются к южному мосту с помощью последовательных портов, которые передают элек­трические импульсы, несущие информацию в машинном коде, последовательно один за другим. Обозначаются после­довательные порты как СОМ1 и COM2, а аппаратно реализуются с помощью 25-контактного и 9-контактного разъемов, которые выведены на заднюю панель системного блока.

Принтер подключается к параллельному порту, который обеспечивает более высокую скорость передачи информации, чем последовательные порты, так как передает одновременно 8 электрических импульсов, несущих информацию в машинном коде. Обозначается параллельный порт как LPT , а аппаратно реализуется в виде 25-контактного разъема на задней панели системного блока.

Для подключения сканеров и цифровых камер обычно используется порт USB ( Universal Serial Bus — универсальная последовательная шина), который обеспечивает высокоскоростное подключение к компьютеру сразу нескольких периферийных устройств.

Клавиатура подключается обычно с помощью порта PS/2 или USB .

Все устройства (модули) компьютера подключаются к магистрали. Однако, непосредственно к магистрали можно подключить лишь процессор и оперативную память, остальные устройства подключаются с помощью специальных согласующих устройств — контроллеров (контроллер клавиатуры, контроллер дисководов, видеоадаптер и т.д.)

Рассмотрим структуру магистрали (системной шины), т.к. модульная организация системы опирается на магистральный (шинный) принцип обмена информации.

Магистраль

Магистраль или системная шина — это набор электронных линий, связывающих воедино по адресации памяти, передачи данных и служебных сигналов процессор, память и периферийные устройства.

Системная магистраль осуществляет обмен данными между процессором или ОЗУ с одной стороны и контроллерами внешних устройств компьютера с другой стороны.

Обмен информацией между отдельными устройствами ЭВМ производится по трем многоразрядным шинам, соединяющим все модули, —

Шины представляют собой многопроводные линии. Тип системных шин, применяемых в компьютерах с невысокой производительностью — ISA. Это дешевая но «малоинтеллектуальная» шина. Она может обеспечивать обмен с клавиатурой, дисплеем (алфавитно-цифровым), дисководами для гибких дискет, принтерами и модемами. Однако ее возможностей не достаточно для работы с дисководами для жестких дисков, видеоконтроллерами, адаптерами локальных сетей и т.п.

Шина MCA — более производительная, но не совместима с ISA, поэтому не нашла широкого применения.

Шина EISA — совместима с ISA , значительно дороже, чем ISA и не всегда обеспечивая нужную скорость обмена.

Шина VESA (VL) — более дешевая шина, используется в сочетании с ISA или с EISA.

Шина PCI — конкурент шины VESA , используется в PENTIUM в сочетании с ISA или EISA.

Рис 2. Магистрально-модульный принцип

Как уже было сказано, подключение отдельных модулей компьютера к магистрали на физическом уровне осуществляется с помощью контроллеров, а на программном обеспечивается драйверами. Контроллер принимает сигнал от процессора и дешифрует его, чтобы соответствующее устройство смогло принять этот сигнал и отреагировать на него. За реакцию устройства процессор не отвечает — это функция контроллера. Поэтому внешние устройства ЭВМ заменяемы, и набор таких модулей произволен.

Шина данных

По этой шине данные передаются между различными устройствами. Например, считанные из оперативной памяти данные могут быть переданы процессору для обработки, а затем полученные данные могут быть отправлены обратно в оперативную память для хранения. Таким образом, данные по шине данных могут передаваться от устройства к устройству в любом направлении, т. е. шина данных является двунаправленной.

Разрядность шины данных определяется разрядностью процессора, т.е. количеством двоичных разрядов, которые процессор обрабатывает за один такт. Разрядность процессоров постоянно увеличивалась по мере развития компьютерной техники.

За 25 лет, со времени создания первого персонального компьютера (1975г.), разрядность шины данных увеличилась с 8 до 64 бит.

К основным режимам работы процессора с использованием шины передачи данных можно отнести следующие: запись/чтение данных из оперативной памяти и из внешних запоминающих устройств, чтение данных с устройств ввода, пересылка данных на устройства вывода.

Шина адреса

Шина адреса предназначена для передачи по ней адреса того устройства (или той ячейки памяти), к которому обращается процессор. Адрес на нее выдает всегда только процессор. По шине данных передается вся информация. При операции записи информацию на нее выставляет процессор, а считывает то устройство (например, память или принтер), адрес которого выставлен на шине адреса. При операции чтения информацию выставляет устройство, адрес которого выставлен на шине адреса, а считывает процессор.

Таким образом, каждое устройство или ячейка оперативной памяти имеет свой адрес. Адрес передается по адресной шине, причем сигналы по ней передаются в одном направлении от процессора к оперативной памяти и устройствам (однонаправленная шина).

Разрядность шины адреса определяет адресное пространство процессора, т.е. количество ячеек оперативной памяти, которые могут иметь уникальные адреса. Количество адресуемых ячеек памяти можно рассчитать по формуле:

N =2 I , где I — разрядность шины адреса.

Каждой шине соответствует свое адресное пространство, т. е. максимальный объем адресуемой памяти:

Разрядность шины адреса постоянно увеличивалась и в современных персональных компьютерах составляет 32 бит. Таким образом, максимально возможное количество адресуемых ячеек памяти равно:

N == 2 32 = 4 294 967 296 = 4 Гб

В персональных компьютерах величина адресного пространства процессора и величина фактически установленной оперативной памяти практически всегда различаются. Несмотря на то, что общий объем адресуемой памяти достигает 4 Гбайт, величина фактически установленной оперативной памяти может быть значительно меньше — 32 Мбайта.

Аппаратно на системных платах реализуются шины различных типов. В компьютерах РС/286 использовалась шина ISA (Industry Standard Architecture), имевшая 16-разрядную шину данных и 24-разрядную шину адреса. В компьютерах РС/386 и РС/486 используется шина EISA (Extended Industry Standard Architecture), имеющая 32-разрядные шины данных и адреса. В компьютерах PC/ Pentium используется шина PCI (Peripheral Component Interconnect), имеющая 64-разрядную шину данных и 32-разрядную шину адреса.

Шина управления

По шине управления передаются сиг­налы такие, например, как сигналы чтения, записи, готовности, определяющие характер обмена информацией по ма­гистрали. Сигналы управления определяют, какую операцию считывание или запись информации из памяти нужно производить, синхронизируют обмен информацией между устройствами. Кроме того, каждое внешнее устройство, которому нужно обратиться к процессору, имеет на этой шине собственную линию. Когда периферийное устройство «хочет обратиться» к процессору, оно устанавливает на этой линии специальный сигнал (сигнал прерывания), заметив который, процессор прерывает выполняемые в этот момент действия и обращается (командой чтения или записи) к устройству.

Рассмотрим в качестве примера, как процессор читает содержимое ячейки памяти (см. таблицу). Убедившись, что шина в данный момент свободна, процессор помещает на шину адреса требуемый адрес и устанавливает необходимую служебную информацию (операция – чтение, устройство – ОЗУ и т.п.) на шину управления. Теперь ему остается только ожидать ответа от ОЗУ. Последний, “увидев” на шине обращенный к нему запрос на чтение информации, извлекает содержимое необходимой ячейки и помещает его на шину данных. Разумеется, реальный процесс значительно подробнее.

Особо отметим, что обмен по шине при определенных условиях и при наличии определенного вспомогательного оборудования может происходить и без непосредственного участия процессора, например, между устройством ввода и внутренней памятью.

Читайте также: Журнал учета шин для автохозяйства

Подчеркнем также, что описанная нами функциональная схема на практике может быть значительно сложнее. Современный компьютер может содержать несколько согласованно работающих процессоров, прямые информационные каналы между отдельными устройствами, несколько взаимодействующих магистралей и т.д. Тем не менее, если понимать наиболее общую схему, то разобраться в конкретной компьютерной системе будет уже легче.

Магистральная структура позволяет легко подсоединять к компьютеру именно те внешние устройства, которые нужны для данного пользователя. Благодаря ей удается скомпоновать из стандартных блоков любую индивидуальную конфигурацию компьютера.

Таким образом, Все устройства (модули) компьютера подключаются к магистрали. Однако, непосредственно к магистрали можно подключить лишь процессор и оперативную память, остальные устройства подключаются с помощью специальных согласующих устройств — контроллеров (контроллер клавиатуры, контроллер дисководов, видеоадаптер и т.д.)

Необходимость использования контроллеров вызвана тем, что функциональные и технические параметры компонентов компьютера могут существенно различаться, например, их быстродействие. Так, процессор может проводить сотни миллионов операций в секунду, тогда как пользователь может вводить с клавиатуры, в лучшем случае 2-3 знака в секунду. Контроллер клавиатуры как раз и обеспечивает согласование скорости ввода информации со скоростью ее обработки.

Контроллер жестких дисков обычно находится на системной плате. Существуют различные типы контроллеров жестких дисков, которые различаются по количеству подключаемых дисков, скорости обмена информацией, максимальной емкости диска и др.

Видео:ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙСкачать

ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ

Шины микропроцессорной системы и циклы обмена: шины микропроцессорной системы

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

6.1. Шины микропроцессорной системы и циклы обмена: шины микропроцессорной системы

В системную магистраль (шину) микропроцессорной системы входит три основные информационные шины: адреса, данных и управления.

Шина данных — это основная шина, ради которой и создается вся система. Количество ее разрядов (линий связи) определяет скорость и эффективность информационного обмена, а также максимально возможное количество команд.

Шина данных всегда двунаправленная, так как предполагает передачу информации в обоих направлениях. Наиболее часто встречающийся тип выходного каскада для линий этой шины — выход с тремя состояниями.

Обычно шина данных имеет 8, 16, 32 или 64 разряда. Разрядность шины данных определяет и разрядность всей магистрали.

Шина адреса — вторая по важности шина, которая определяет максимально возможную сложность микропроцессорной системы, то есть допустимый объем памяти и, следовательно, максимально возможный размер программы и максимально возможный объем запоминаемых данных. Количество адресов, обеспечиваемых шиной адреса, определяется как 2N, где N — количество разрядов. Например, 16-разрядная шина адреса обеспечиваетадресов. Шина адреса может быть однонаправленной (когда магистралью всегда управляет только процессор) или двунаправленной (когда процессор может временно передавать управление магистралью другому устройству, например контроллеру ПДП). Наиболее часто используются типы выходных каскадов с тремя состояниями или обычные ТТЛ (с двумя состояниями).

Как в шине данных, так и в шине адреса может использоваться положительная логика или отрицательная логика. В большинстве случаев уровни сигналов на шинах — ТТЛ.

Для снижения общего количества линий связи магистрали часто применяется мультиплексирование шин адреса и данных. То есть одни и те же линии связи используются в разные моменты времени для передачи как адреса, так и данных (в начале цикла — адрес, в конце цикла — данные). Для фиксации этих моментов (стробирования) служат специальные сигналы на шине управления. Понятно, что мультиплексированная шина адреса/данных обеспечивает меньшую скорость обмена, требует более длительного цикла обмена (рис. 2.1). По типу шины адреса и шины данных все магистрали также делятся на мультиплексированные и немультиплексированные.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.1. Мультиплексирование шин адреса и данных.

В некоторых мультиплексированных магистралях после одного кода адреса передается несколько кодов данных (массив данных). Это позволяет существенно повысить быстродействие магистрали. Иногда в магистралях применяется частичное мультиплексирование, то есть часть разрядов данных передается по немультиплексированным линиям, а другая часть — по мультиплексированным с адресом линиям.

Шина управления — это вспомогательная шина, управляющие сигналы на которой определяют тип текущего цикла и фиксируют моменты времени, соответствующие разным частям или стадиям цикла. Кроме того, управляющие сигналы обеспечивают согласование работы процессора (или другого хозяина магистрали, задатчика, master) с работой памяти или устройства ввода/вывода (устройства-исполнителя, slave). Управляющие сигналы также обслуживают запрос и предоставление прерываний, запрос и предоставление прямого доступа.

Сигналы шины управления могут передаваться как в положительной логике (реже), так и в отрицательной логике (чаще). Линии шины управления могут быть как однонаправленными, так и двунаправленными. Типы выходных каскадов могут быть самыми разными: с двумя состояниями (для однонаправленных линий), с тремя состояниями (для двунаправленных линий), с открытым коллектором (для двунаправленных и мультиплексированных линий).

Самые главные управляющие сигналы — это стробы обмена, то есть сигналы, формируемые процессором и определяющие моменты времени, в которые производится пересылка данных по шине данных, обмен данными. Чаще всего в магистрали используются два различных строба обмена:

    Строб записи (вывода), который определяет момент времени, когда устройство-исполнитель может принимать данные, выставленные процессором на шину данных; Строб чтения (ввода), который определяет момент времени, когда устройство-исполнитель должно выдать на шину данных код данных, который будет прочитан процессором.

При этом большое значение имеет то, как процессор заканчивает обмен в пределах цикла, в какой момент он снимает свой строб обмена. Возможны два пути решения (рис. 2.2):

    При синхронном обмене процессор заканчивает обмен данными самостоятельно, через раз и навсегда установленный временной интервал выдержки (tвыд), то есть без учета интересов устройства-исполнителя; При асинхронном обмене процессор заканчивает обмен только тогда, когда устройство-исполнитель подтверждает выполнение операции специальным сигналом (так называемый режим handshake — рукопожатие).

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.2. Синхронный обмен и асинхронный обмен.

Достоинства синхронного обмена — более простой протокол обмена, меньшее количество управляющих сигналов. Недостатки — отсутствие гарантии, что исполнитель выполнил требуемую операцию, а также высокие требования к быстродействию исполнителя.

Достоинства асинхронного обмена — более надежная пересылка данных, возможность работы с самыми разными по быстродействию исполнителями. Недостаток — необходимость формирования сигнала подтверждения всеми исполнителями, то есть дополнительные аппаратурные затраты.

По используемому типу обмена магистрали микропроцессорных систем также делятся на синхронные и асинхронные.

Данные передаются, начиная со значимого бита. Если приёмник не может принять еще один целый байт, пока он не выполнит какую-либо другую функцию (например, обслужит внутреннее прерывание), он может удерживать линию SCL = 0, переводя передатчик в состояние ожидания. Пересылка данных продолжается, когда приёмник будет готов к следующему байту и отпустит линию SCL.

Пересылка данных по шине I2C

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Сигнал СТАРТ Старший разряд байта Сигнал подтверждения от приёмника Прием байта завершен. Прерывание внутри приемника Синхролиния удерживается в низком состоянии, пока обслуживается прерывание Сигнал подтверждения от приемника Сигнал СТОП

Видео:Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать

Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.

Подтверждение

Передача 8 бит данных от передатчика к приемнику завершаются дополнительным циклом (формированием 9-го тактового импульса линии SCL), при котором приемник выставляет низкий уровень сигнала на линии SDA, как признак успешного приема байта.

Подтверждение при передаче данных обязательно. Соответствующий импульс синхронизации генерируется ведущим. Передатчик устанавливает линию SDA = 1 на время синхроимпульса подтверждения. Приёмник должен удерживать линию SDA = 0 пока SCL = 1.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Данные, переданные передатчиком Данные, переданные приёмником SCL от ведущего Сигнал СТАРТ Синхроимпульс подтверждения

В том случае, когда ведомый-приёмник не может подтвердить свой адрес (например, когда он выполняет в данный момент какие-либо функции реального времени), линия данных должна быть оставлена в высоком состоянии. После этого ведущий может выдать сигнал СТОП для прерывания пересылки данных.

Если в пересылке участвует ведущий-приёмник, то он должен сообщить об окончании передачи ведомому-передатчику путем не подтверждения последнего байта. Ведомый-передатчик должен освободить линию данных для того, чтобы позволить ведущему выдать сигнал СТОП или повторить сигнал СТАРТ.

7.1. Шины микропроцессорной системы и циклы обмена: циклы программного обмена

Средний уровень сигналов на шине AD обозначает, что состояния сигналов на шине в данные временные интервалы не важны. Для стробирования адреса используется отрицательный синхросигнал — SYNC, выставляемый также процессором. Его передний (отрицательный) фронт соответствует действительности кода адреса на шине AD. Фаза адреса одинакова в обоих циклах записи и чтения.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.3. Цикл чтения на магистрали Q-bus.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.4. Цикл записи на магистрали Q-bus.

Для сигнала — RPLY используется тип выходного каскада ОК, чтобы не было конфликтов между устройствами-исполнителями.

На данной магистрали адрес передается синхронно (без подтверждения его получения исполнителем), а данные передаются асинхронно, с обязательным подтверждением их выдачи или приема исполнителем. Отсутствие сигнала подтверждения — RPLY в течение заданного времени воспринимается процессором как аварийная ситуация. В принципе возможна и асинхронная передача адреса, что увеличивает надежность обмена, хотя может снижать его скорость.

Помимо циклов чтения и записи на магистрали Q-bus используются также и циклы типа «ввод-пауза-вывод» («чтение-модификация-запись»). Упрощенная временная диаграмма этого цикла представлена на рис. 2.5.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.5. Цикл «ввод-пауза-вывод» на магистрали Q-bus.

В этом цикле адресная фаза производится точно так же, как и в циклах чтения (ввода) и записи (вывода). Но в фазе данных процессор производит сначала чтение из заданного в адресной фазе адреса, а потом запись в тот же самый адрес. Для чтения используется строб чтения — DIN, а для записи – строб записи — DOUT. В ответ на сигнал — DIN устройство-исполнитель выдает свои данные на шину AD, а по сигналу — DOUT – принимает данные с шины AD. Как и в циклах чтения и записи, устройство-исполнитель подтверждает выполнение каждой операции сигналом подтверждения — RPLY. Понятно, что цикл «ввод-пауза-вывод» требует больше времени, чем каждый из циклов чтения или записи, но меньше времени, чем два последовательно произведенных цикла чтения и записи (так как для него нужна только одна адресная фаза). Сигнал — SYNC вырабатывается процессором в начале цикла «ввод-пауза-вывод» и держится до окончания всего цикла.

Читайте также: Шины для погрузчиков в красноярске

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.6. Цикл чтения из УВВ на магистрали ISA.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.7. Цикл записи в УВВ на магистрали ISA.

На магистрали ISA также предусмотрена возможность и асинхронного обмена. Для этого применяется сигнал готовности канала (магистрали) I/O CH RDY, который исполняющим устройством устанавливается в уровень логического нуля, запрещая тем самым дальнейшее выполнение операции и продляя строб обмена. Тип выходного каскада для данного сигнала — ОК, для предотвращения конфликтов между устройствами-исполнителями. При синхронном обмене сигнал I/O CH RDY всегда положительный.

Арбитраж выполняется на линии SDA при высоком уровне линии SCL. Устройство, которое формирует на линии SDA высокий уровень когда другое передает низкий, теряет право брать «Master» и должно перейти в режим «Slave». «Master», потерявший инициативу на шине, может формировать тактовые импульсы до конца байта, в котором потерял свойства ведущего.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Вследствие того, что арбитраж зависит только от адреса и данных, передаваемых соревнующимися ведущими, не существует центрального ведущего, а также приоритетного доступа к шине.

8.1 Шины микропроцессорной системы и циклы обмена: циклы обмена по прерываниям

Циклы обмена в режиме прерываний строятся по тем же принципам, что и циклы программного обмена, но имеют ряд специфических особенностей.

Прерывания в микропроцессорных системах бывают двух основных типов:

    векторные прерывания, которые требуют проведения цикла чтения по магистрали; радиальные прерывания, которые не требуют никакого цикла обмена по магистрали.

Дело в том, что прерываний в микропроцессорной системе обычно бывает много. Поэтому процессору необходима информация о номере (или, как еще говорят, об адресе вектора) конкретного прерывания. Эта информация может быть передана процессору двумя путями.

При векторном прерывании код номера прерывания передается процессору тем устройством ввода/вывода, которое данное прерывание запросило. Для этого процессор проводит цикл чтения по магистрали, и по шине данных получает код номера прерывания. Шина адреса в данном цикле обычно не используется, так как устройство, запросившее прерывание, и так знает, что процессор будет обращаться именно к нему. В этом случае в магистрали достаточно всего одной линии запроса прерывания для всех устройств ввода/вывода. Так организованы прерывания, например, в магистрали Q-bus.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.8. Сигналы запроса и предоставления прерывания в магистрали Q-bus.

Схема распространения сигналов, участвующих в прерываниях на магистрали Q-bus, показана на рис. 2.8. Упрощенная временная диаграмма цикла запроса и предоставления магистрали представлена на рис. 2.9.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.9. Цикл запроса/предоставления векторного прерывания на магистрали Q-bus.

Запрос прерывания осуществляется отрицательным сигналом — VIRQ, который может формироваться каждым из устройств, запрашивающих прерывание. Тип выходного каскада для этого сигнала — ОК, чтобы избежать конфликтов между запрашивающими прерывания устройствами. Получив сигнал — VIRQ, процессор предоставляет прерывание (закончив предварительно выполнение текущей команды). Для этого он выставляет сигнал чтения данных — DIN и сигнал предоставления прерывания IAKO. Этот сигнал IAKO последовательно проходит через все устройства, которые могут запрашивать прерывания. Если устройство запросило прерывание, то оно не пропускает через себя этот сигнал. В результате получается, что если прерывания одновременно запросили два или более устройств, то сигнал предоставления прерывания получит только одно устройство, а именно то, которое ближе к процессору. Такой механизм разрешения конфликтов называется иногда географическим приоритетом (или цепочечным приоритетом, Daisy Chain). Получив сигнал IAKO, устройство, запросившее прерывание, должно снять свой сигнал — VIRQ.

Затем процессор проводит цикл безадресного чтения номера прерывания. В ответ на полученные сигналы — DIN и IAKO устройство, которому предоставлено прерывание, должно выдать на шину адреса/данных AD код номера прерывания (адреса вектора прерывания) и выставить сигнал подтверждения — RPLY. Процессор читает код номера прерывания и заканчивает цикл безадресного чтения снятием сигналов — DIN и IAKO.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.10. Структура связей для организации радиальных прерываний на магистрали ISA.

При радиальном прерывании в магистрали имеется столько линий запроса прерывания, сколько всего может быть разных прерываний. То есть каждое устройство ввода/вывода, желающее использовать прерывание, подает сигнал запроса прерывания по своей отдельной линии. Процессор узнает о номере прерывания по номеру линии, по которой пришел сигнал запроса прерывания. Никаких циклов обмена по магистрали при этом не требуется. В случае радиальных прерываний в систему обычно включается дополнительная микросхема контроллера прерываний, обрабатывающая сигналы запросов прерываний. Именно так организованы прерывания, например, в магистрали ISA.

Упрощенная структура связей между устройствами, участвующими в обмене по прерываниям, на магистрали ISA показана на рис. 2.10. Процессор общается с контроллером прерываний как по магистрали (чтобы задать ему режимы работы), так и вне магистрали (при обработке запросов на прерывание). Сигналы запросов прерываний IRQ распределяются между всеми устройствами магистрали. На каждую линию IRQ приходится одно устройство. Тип выходного каскада для этих линий — 2С, так как конфликты здесь не предусмотрены. Запросом прерывания является передний, положительный фронт сигнала IRQ. При одновременном поступлении сигналов IRQ от нескольких устройств порядок их обслуживания определяется контроллером прерываний.

Какой тип прерываний лучше — векторный или радиальный?

Векторные прерывания обеспечивают системе большую гибкость, в системе их может быть очень много. Но зато они требуют дополнительных аппаратурных узлов во всех устройствах, запрашивающих прерывания, для обслуживания циклов безадресного чтения.

Радиальных прерываний в системе обычно не очень много (от 1 до 16). При этом типе прерываний, как правило, требуется введение в систему специального контроллера прерываний. Каждое радиальное прерывание требует введения дополнительной линии в шину управления системной магистрали. Но работать с радиальными прерываниями проще, так как все сводится только к выработке единственного сигнала IRQ, и никаких циклов обмена по магистрали не требуется.

Посылки данных происходят в формате, показанном на рис. 11. После сигнала СТАРТ посылается адрес ведомого. После 7 бит адреса следует бит направления данных (R/W^), “ноль” означает передачу (запись), а “единица” — прием (чтение). Пересылка данных всегда заканчивается сигналом СТОП, генерируемым ведущим. Однако, если ведущий желает оставаться на шине дальше, он должен выдать повторный сигнал СТАРТ и затем адрес следующего устройства. При таком формате посылки возможны различные комбинации чтения/записи.

    Ведущий-передатчик передает ведомому-приёмнику. Направление пересылки данных не изменяется Ведущий читает ведомого немедленно после пересылки первого байта (рис. 13). В момент первого подтверждения ведущий-передатчик становится ведущим-приёмником и ведомый-приёмник становится ведомым-передатчиком. Подтверждение тем не менее генерируется ведомым. Сигнал СТОП генерируется ведущим Комбинированный формат (рис. 14). При изменении направления пересылки данных повторяется сигнал СТАРТ и адрес ведомого, но бит направления данных инвертируется. Если ведущий-приёмник посылает повторный сигнал СТАРТ, он обязан предварительно послать сигнал неподтверждения.

Рисунок 12. Ведущий-передатчик адресует ведомого-приемника 7-битным адресом. Направление пересылки не изменяется

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

От ведущего к ведомому От ведомого к ведущему Адрес ведомого Бит направления Данные Пересылаемые данные (n байт + подтверждение) А — Подтверждение Неподтверждение Сигнал СТАРТ Сигнал СТОП

Рисунок 13. Ведущий читает из ведомого непосредственно после первого байта

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рисунок 14. Комбинированный формат

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Адрес ведомого Чтение или запись n байтов + подтверждения Сигнал повторного СТАРТА Направление пересылки может измениться в этой точке Направление пересылки данных и битов подтверждения зависит от битов направления

Процедура адресации на шине I2C заключается в том, что первый байт после сигнала СТАРТ определяет, какой ведомый выбирается ведущим для работы. Исключение составляет адрес “Общего вызова”, который адресует все устройства на шине. Когда используется этот адрес, все устройства в теории должны послать сигнал подтверждения. Однако, устройства могут быть сделаны игнорирующими этот адрес. Второй байт посылки общего вызова определяет действие, которое должны произвести устройства. Более подробно процедура описана в разделе Назначение битов первого байта.

9.1. Шины микропроцессорной системы и циклы обмена: циклы обмена в режиме ПДП

Циклы обмена в режиме прямого доступа к памяти выполняются по тем же правилам, что и циклы программного обмена, и циклы предоставления прерываний.

Прежде чем начать обмен в режиме ПДП, устройство, которому необходим ПДП, должно запросить ПДП и получить его. Процедура запроса и предоставления ПДП очень похожа на процедуру запроса и предоставления прерывания. В обоих случаях устройство, требующее обслуживания, посылает сигнал запроса процессору. Однако в случае ПДП процессор обязательно должен предоставить ПДП запросившему устройству с помощью специальных сигналов, так как на время ПДП процессор отключается от магистрали. А при радиальных прерываниях предоставления прерывания от процессора не требуется.

На магистрали Q-bus запрос и предоставление ПДП организуются подобно запросу и предоставлению прерывания. Упрощенная структура связей устройств, участвующих в ПДП, показана на рис. 2.11. Временная диаграмма запроса/предоставления ПДП очень близка к временной диаграмме запроса/предоставления прерывания (см. рис. 2.9).

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.11. Структура связей запроса/предоставления ПДП на магистрали Q-bus.

Сигнал запроса ПДП, называемый — DMR, передается всеми устройствами, нуждающимися в ПДП, по одной линии магистрали. Тип выходного каскада на этой линии — ОК. Процессор, получив сигнал — DMR, выдает сигнал предоставления ПДП DMGO, аналогичный сигналу IAKO. Этот сигнал также проходит через все устройства последовательно, в результате чего ПДП получает только то устройство, которое находится ближе к процессору (географический приоритет). А затем устройство, получившее ПДП, проводит циклы обмена по магистрали, аналогично циклам программного обмена. В циклах ПДП информация читается из памяти и записывается в устройство ввода/вывода, или наоборот — читается из устройства ввода/вывода и передается в память.

Читайте также: Nissan note e11 размер шин

На магистрали ISA запрос/предоставление ПДП очень напоминает организацию радиальных прерываний (рис. 2.12). Точно так же в системе существует контроллер ПДП, к которому сходятся сигналы запроса ПДП, называемые DRQ, и от которого расходятся сигналы предоставления ПДП, называемые — DACK. К каждому каналу ПДП (пара сигналов DRQ и — DACK) подключается только одно устройство, запрашивающее ПДП. Тип выходных каскадов для этих сигналов —2С. Устройство, нуждающееся в ПДП, посылает сигнал запроса DRQ и получает в ответ сигнал предоставления — DACK. После этого контроллер ПДП проводит циклы обмена по магистрали между устройством ввода/вывода и памятью.

Упрощенная временная диаграмма циклов ПДП на магистрали ISA показана на рис. 2.13.

На магистрали ISA используются раздельные стробы записи в память (-MEMW) и записи в устройства ввода/вывода (-IOW), а также раздельные стробы чтения из памяти (-MEMR) и чтения из устройств ввода/вывода (-IOR). Это позволяет за один цикл обмена ПДП читать информацию из памяти и записывать ее в устройство ввода/вывода или же читать информацию из устройства ввода/вывода и записывать ее в память. При этом на шине адреса выставляется адрес памяти, а адрес устройства ввода/вывода заменяется одним-единственным сигналом AEN. Естественно, в цикле обмена в режиме ПДП участвует только то устройство ввода/вывода, которое предварительно запросило ПДП и которому ПДП было предоставлено. Поэтому никаких конфликтов между устройствами ввода/вывода из-за такой упрощенной адресации не возникает.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.12. Структура связей запроса/предоставления ПДП на магистрали ISA.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 2.13. Цикл ПДП на магистрали ISA.

10-битная адресация не меняет формат шины. Для этого используется зарезервированная адресная комбинация 1111ХХХ первых семи бит первого байта. 10-битная адресация не влияет на существующую 7-битную адресацию. Устройства с 7-битной и 10-битной адресацией могут быть подключены к одной шине.

Хотя имеются восемь возможных комбинаций последовательности 1111ХХХ, из них используются только четыре — 11110ХХ. Комбинации типа 11111ХХ зарезервированы для дальнейших улучшений шины.

10-битный адрес формируется из первых двух байтов. Первые семь бит первого байта являются комбинацией вида 11110ХХ, где два младших бита (ХХ) являются двумя старшими (9 и 8) битами 10-битного адреса; восьмой бит первого байта — бит направления. “Ноль” в этом бите означает, что ведущий собирается записывать информацию в ведомого, а “единица” — что ведущий будет считывать информацию из ведомого.

Если бит направления равен “нулю”, то второй байт содержит оставшиеся 8 бит 10-битного адреса. Если бит направления равен “единице”, то следующий байт содержит данные, переданные с ведомого ведущему.

Возможны различные комбинации форматов 10-битных посылок:

    Ведущий-передатчик передает информацию ведомому-приемнику (рис 29). Направление пересылки не меняется. Когда за сигалом СТАРТ появляется начало 10-битного адреса, каждый ведомый на шине сравнивает первые семь бит первого байта со своим собственным адресом и удостоверяется, что бит направления равен “нулю”. Допустимо, чтобы более одного устройства обнаружили совпадение и сгенерировали сигнал подтверждения (А1). Все ведомые с совпавшими адресами продолжают сравнивать последующие 8 бит адреса, и только одно устройство обнаруживает совпадение и генерирует подтверждение (А2). Это устройство остается выбранным, пока ведущий не пошлет сигнал СТОП или сигнал повторного СТАРТА с другим адресом. Ведущий-приемник принимает данные от ведомого-передатчика. Направление передачи меняется после второго бита направления (рис. 30). Процедура идентична вышеописанной вплоть до момента второго подтверждения (А2). Далее передается сигнал повторного СТАРТА. Выбранный ведомый помнит, что был адресован ранее. Этот ведомый сравнивает первые семь бит адреса со своим адресом, а также удостоверяется, что бит направления равен “единице”. При совпадении ведомый полагает, что он адресован как передатчик и генерирует подтверждение (А3). Ведомый-передатчик остается адресованным до прихода сигнала СТОП или сигнала повторного СТАРТА с другим адресом. После сигнала повторного СТАРТА все другие устройства также сравнивают первые семь бит со своим адресом и проверяют бит направления. Однако, ни одно из них не адресуется, так как бит направления равен “единице” (для 10-битных устройств), или такого адреса не существует (для 7-битных устройств). Комбинированный формат. Ведущий передает данные ведомому, а потом читает данные с этого же ведомого (рис 31). Один ведущий занимает шину на все время пересылки. Направление пересылки меняется после второго бита направления Комбинированный формат. Ведущий передает данные одному ведомому, а потом передает данные другому ведомому (рис. 32). Один ведущий занимает шину на все время пересылки

Рисунок 29. Ведущий-передатчик адресует ведомого-приемника 10-битным адресом

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рисунок 30. Ведущий-приемник адресует ведомого-передатчика 10-битным адресом

Рисунок 31. Комбинированный формат. Ведущий адресует ведомого 10-битным адресом, потом передает ему данные и принимает из него данные.

Рисунок 32. Комбинированный формат. Ведущий передает данные двум ведомым, оба 10-битные

Комбинированные форматы могут быть использованы, например, для управления последовательной памятью. Во время первого байта данных можно передавать адрес в памяти, который записывается во внутреннюю защелку. После повторения сигнала СТАРТа и адреса ведомого выдаются данные из памяти. Все решения об авто-инкременте или декременте адреса, к которому произошел предыдущий доступ, принимаются конструктором устройства Каждый байт завершается битом подтверждения, обозначенным А или А^ на рисунках I2C-совместимые устройства должны сбрасывать логику шины при получении сигнала СТАРТ или повторный СТАРТ и подготавливаться к приему адреса.

10.1 Адресация операндов Адресация байтов и слов

Методы адресации

Количество методов адресации в различных процессорах может быть от 4 до 16. Рассмотрим несколько типичных методов адресации операндов, используемых сейчас в большинстве микропроцессоров.

Непосредственная адресация (рис. 3.1) предполагает, что операнд (входной) находится в памяти непосредственно за кодом команды. Операнд обычно представляет собой константу, которую надо куда-то переслать, к чему-то прибавить и т. д. Например, команда может состоять в том, чтобы прибавить число 6 к содержимому какого-то внутреннего регистра процессора. Это число 6 будет располагаться в памяти, внутри программы в адресе, следующем за кодом данной команды сложения.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 3.1. Непосредственная адресация.

Прямая (она же абсолютная) адресация (рис. 3.2) предполагает, что операнд (входной или выходной) находится в памяти по адресу, код которого находится внутри программы сразу же за кодом команды. Например, команда может состоять в том, чтобы очистить (сделать нулевым) содержимое ячейки памяти с адресом 1000000. Код этого адреса 1000000 будет располагаться в памяти, внутри программы в следующем адресе за кодом данной команды очистки.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 3.2. Прямая адресация.

Регистровая адресация (рис. 3.3) предполагает, что операнд (входной или выходной) находится во внутреннем регистре процессора. Например, команда может состоять в том, чтобы переслать число из нулевого регистра в первый. Номера обоих регистров (0 и 1) будут определяться кодом команды пересылки.

Косвенно-регистровая (она же косвенная) адресация предполагает, что во внутреннем регистре процессора находится не сам операнд, а его адрес в памяти (рис. 3.4). Например, команда может состоять в том, чтобы очистить ячейку памяти с адресом, находящимся в нулевом регистре. Номер этого регистра (0) будет определяться кодом команды очистки.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 3.3. Регистровая адресация.

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 3.4. Косвенная адресация.

Реже встречаются еще два метода адресации.

Автоинкрементная адресация очень близка к косвенной адресации, но отличается от нее тем, что после выполнения команды содержимое используемого регистра увеличивается на единицу или на два. Этот метод адресации очень удобен, например, при последовательной обработке кодов из массива данных, находящегося в памяти. После обработки какого-то кода адрес в регистре будет указывать уже на следующий код из массива. При использовании косвенной адресации в данном случае пришлось бы увеличивать содержимое этого регистра отдельной командой.

Автодекрементная адресация работает похоже на автоинкрементную, но только содержимое выбранного регистра уменьшается на единицу или на два перед выполнением команды. Эта адресация также удобна при обработке массивов данных. Совместное использование автоинкрементной и автодекрементной адресаций позволяет организовать память стекового типа.

Адресация байтов и слов

Многие процессоры, имеющие разрядность 16 или 32, способны адресовать не только целое слово в памяти (16-разрядное или 32-разрядное), но и отдельные байты. Каждому байту в каждом слове при этом отводится свой адрес.

Так, в случае 16-разрядных процессоров все слова в памяти (16-разрядные) имеют четные адреса. А байты, входящие в эти слова, могут иметь как четные адреса, так и нечетные.

Например, пусть 16-разрядная ячейка памяти имеет адрес 23420, и в ней хранится код 2А5Е (рис. 3.9).

Сигналы передающиеся по шинам магистрали

Рис. 3.9. Адресация слов и байтов.

При обращении к целому слову (с содержимым 2А5Е) процессор выставляет адрес 23420. При обращении к младшему байту этой ячейки (с содержимым 5Е) процессор выставляет тот же самый адрес 23420, но использует команду, адресующую байт, а не слово. При обращении к старшему байту этой же ячейки (с содержимым 2А) процессор выставляет адрес 23421 и использует команду, адресующую байт. Следующая по порядку 16-разрядная ячейка памяти с содержимым 487F будет иметь адрес 23422, то есть опять же четный. Ее байты будут иметь адреса 23422 и 23423.

Для различия байтовых и словных циклов обмена на магистрали в шине управления предусматривается специальный сигнал байтового обмена. Для работы с байтами в систему команд процессора вводятся специальные команды или предусматриваются методы байтовой адресации.

10.2 Эквивалентная электрическая схема RS-232

V0- напряжение генератора при разомкнутой схеме; R0- общее сопротивление генератора; C0- общая ёмкость генератора; V1- напряжение между сигнальной линией и общим проводом в месте стыка; CL — общая ёмкость приёмника ; RL — общее сопротивление приёмника; EL — ЭДС приёмника при разомкнутой схеме

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    💡 Видео

    Цветные метки на шинах, зачем они???Скачать

    Цветные метки на шинах, зачем они???

    Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать

    Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резине

    Давление в Шинах от R13 до R18Скачать

    Давление в Шинах от R13 до R18

    Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать

    Как понять, когда протектор износился и шины пора менять

    ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать

    ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВ

    Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких ОбозначенийСкачать

    Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких Обозначений

    Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначенийСкачать

    Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначений

    Ремонт бокового пореза шины. Шиномонтаж. Подольск, Домодедовское шоссе 25 #шиномонтаж #подольскСкачать

    Ремонт бокового пореза шины. Шиномонтаж. Подольск, Домодедовское шоссе 25 #шиномонтаж #подольск

    Маркировка внедорожных шин: U/T, H/T, A/T, M/T – что это значитСкачать

    Маркировка внедорожных шин: U/T, H/T, A/T, M/T – что это значит

    Полосы на шинах. Значение линий, цветных полос и цветных точек на шинах.Скачать

    Полосы на шинах. Значение линий, цветных полос и цветных точек на шинах.

    Виды износа протектора. ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ?Скачать

    Виды износа протектора. ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ?

    Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать

    Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?

    Ремонт ШИНЫ (КОЛЕСА)Скачать

    Ремонт ШИНЫ (КОЛЕСА)

    Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать

    Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.

    Лучший чернитель шин своими руками | Лайфхаки от Нечетова | nechetoff | ПОДПИШИСЬ ⬇️🔔 #shortsСкачать

    Лучший чернитель шин своими руками | Лайфхаки от Нечетова | nechetoff | ПОДПИШИСЬ ⬇️🔔 #shorts

    Как проверить качество шин при покупке? Проверка качества резины.Скачать

    Как проверить качество шин при покупке? Проверка качества резины.

    Как правильно хранить зимнюю и летнюю резинуСкачать

    Как правильно хранить зимнюю и летнюю резину
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток