Допустим, Вы много лет используете подвесной мотор. Вы бороздите гладь озер и рек, ловите рыбу и катаете знакомых. Но в один прекрасный момент Вы хотите что-то изменить, и в отпуск едете на море. И берете с собой Ваш любимый мотор – чтобы испытать его на большой волне.
Или Вы хотите купить лодочный мотор, и планируете использовать его как в пресных водоемах, так и в соленой воде. И в том, и в другом случае Вам нужно задуматься о некоторых особенностях морской воды, которые могут очень сильно повлиять на Ваше имущество.
Когда Вы только задумываетесь о выборе подвесного мотора для морской воды, начинайте изучать технические характеристики. Причем обращать внимание нужно на… построение фразы.
Если в паспорте мотора написано, что он может предназначен для использования как в пресной, так и морской воде, то всё просто и понятно – покупать, скорее всего, можно. А если Вы прочитаете что-то вроде того, что «мотор может эксплуатироваться также в морской воде», то лучше подумать, нужно ли Вам это.
В данном случае слово «также» слишком расплывчато. Ведь и «Запорожец» также может участвовать в гонке Париж-Дакар. Ему, как бы, ничего не мешает. Вот и мотор – также будет работать и в морской воде. Но не обязательно долго и качественно.
С точки зрения мотора морская вода является очень грязной. Да-да, не удивляйтесь. Ведь для мотора чем ближе вода к дистиллированной, тем лучше. А морская вода насыщена солью, которая оседает на каналах охлаждения, забивает их и способствует перегреву мотора.
Поэтому подвесной мотор, который используется в морской воде, требует периодической промывки. Или же периодического использования в пресной, относительно чистой воде – чтобы вымыть лишнюю соль.
Понятно, что море есть море. Если в озере или реке Вы практически всегда можете или доплыть до берега на веслах, или докричаться, то в море это затруднительно. Поэтому мотор Ваш должен быть надежным. Это действительно важно.
Обычно на море используют моторы, которые значительно мощнее пресноводных. Почему? Во-первых, расстояния, которые приходится преодолевать. Во-вторых, сопротивление.
Большие волны, сильный ветер – с этими явлениями бороться трудно, соответственно, мотор должен быть достаточно мощным. Считается, что на море нужно выходить с мотором не слабее 20 л.с. Верхний предел не ограничен.
Интересно, кстати, что в морской воде лучше зарекомендовали себя двухтактные моторы. Правда, из-за экологических норм далеко не в каждой стране можно их использовать.
Мы советуем присмотреться к лодочным моторам Zongshen — Selva.
Видео:Мощность лодочного мотора. Какой выбрать лодочный мотор? Лодочные моторыСкачать
Как выбрать мотор на катер
Чаще всего на катерах можно встретить двигатели двух типов: подвесные моторы и поворотно-откидные колонки. При этом катера, спроектированные под подвесной мотор, как правило, поставляются без двигателя. Владелец лодки должен приобрести мотор отдельно, и затраты на него могут составлять половину и даже более половины конечной стоимости лодки.
Верфи указывают максимальную и минимальную мощность мотора, который можно установить на борту. Они также могут дать клиенту рекомендации по поводу конкретных подходящих моделей. Однако окончательное решение принимает только будущий владелец лодки.
В этой статье мы расскажем об особенностях, преимуществах и недостатках каждого типа двигателя, который можно встретить на катерах
Видео:После этого видео не будет вопросов, как едет пятерка? Тест 5 л.с. на лодке 380 см.Скачать
Выбираем двигатель для катера по типу топлива
Бензин и дизель
В то время как поворотно-откидные колонки бывают и бензиновые, и дизельные, абсолютное большинство подвесных двигателей работает только на бензине.
Хотя из этого правила есть исключения. В 2016 году шведская компания Cimco Marine разработала первый в мире дизельный подвесной двигатель. С тех пор технологию успели перенять и лидеры рынка, вроде Mercury Marine и Yanmar.
Читайте также: Стиральная машинка тазик с мотором
Бензиновые моторы более компактные, лёгкие, тихие, по сравнению с дизелями той же мощности. Это особенно важно, когда речь идёт о двигателе для небольшой лодки. К тому же бензиновый мотор меньше вибрирует. Но расход топлива у бензинового двигателя выше, а стоит топливо дороже.
Дизельные двигатели более экономичны, менее пожароопасны и при регулярных ТО служат в разы дольше, чем бензиновые. К тому же их выхлоп содержит меньше угарного газа, Но, увы, всем этим преимуществам противопоставлены внушительные габариты и вес.
О том, как выбрать между бензином и дизелем мы уже рассказывали ранее в отдельной статье.
Добавим к этому, что выбирать бензин с самым высоким доступным октановым числом — решение не лучше, чем заливать самое дешевое горючее.
Если у двигателя высокое отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания («степень сжатия»), топливо со слишком низким октановым числом может самопроизвольно воспламениться раньше времени («сдетонировать»). Это снижает мощность двигателя и сильно его изнашивает.
Но покупать топливо с октановым числом выше рекомендуемого производителем мотора тоже не стоит. Выше детонационная стойкость — выше цена бензина, ведь для улучшения характеристик в него добавляют разнообразные присадки. Просто бессмысленно переплачивать за способность топлива выдерживать без детонации давление больше, чем будет оказано на него в двигателе до планового воспламенения. Мощность от этого не вырастет, зато сумма в чеке на бензоколонке — да.
Высокооктановый бензин требуется только высокопроизводительным двигателям.
Большинство же подвесных двигателей рассчитаны на 89 бензин.
Электричество
Электродвигатели позволяют наслаждаться яхтингом без вредных выбросов в воду и атмосферу, в абсолютной тишине. По сравнению с двигателями внутреннего сгорания, они отличаются небольшой мощностью.
Однако для лодок до 10 метров этого оказывается вполне достаточно. Например, шведский 7,7-метровый катер с электродвигателем Candela Seven способен разгоняться до 30 узлов. А российский 8,9-метровый электрокатер «Молния» — до 36 узлов.
Конечно, обе модели оснащены подводными крыльями, но всё же для электродвигателя это отличный результат.
Надо, однако, понимать, что на максимальной скорости электрокатер далеко не уедет: так, Candela пройдет всего 50 миль, а «Молния» — 25.
Маломощные подвесные электрические троллинговые моторы устанавливаются на лодки для рыбалки, особенно на так называемые bass boats — катера для ловли мелкой рыбы на пресной воде. Троллинговые моторы монтируются не только на транец, но и на нос лодки.
Лидер в сегменте электромоторов компания Torqeedo выпускает (помимо маленьких движков для троллинга и среднемощных на 5-20 л. с. ) подвесные электромоторы, по мощности эквивалентные 40-80 л. с.
Такие моторы устанавливаются, в частности, на дизайнерские катера Frauscher. Они предназначены для крупных катеров весом свыше 10 тонн. Это первые в мире подобные двигатели, которые выпускаются серийно.
Датская Bellmarine выпускает электрический вариант колонки Mercury Alpha One.
Пропан
Для подвесных двигателей c 2014 года существует еще один вариант топлива — сжиженный газ (пропан). Первопроходцем стала британская компания Lehr (сегодня в её ассортименте 4 модели мощностью от 2,5 до 15 л.с.). Позже японская Tohatsu выпустила модель Tohatsu MFS 5 LPG, мощностью 5 л.с. А затем подобные двигатели появились и у американской Mercury Marine.
Пропановые двигатели не настолько «экологичные» в отношении состава выхлопных газов, как электрические. Но всё же они значительно (как минимум на 30%) более «зёленые», чем их бензиновые собратья. Пропановые двигатели также более тихие.
Пропановые двигатели отличаются повышенным КПД. А поскольку газ хранится более сжатым, газовые подвесники ещё и проще заводятся.
В отличие от бензина, пропан не нужно смешивать с маслом, а благодаря отсутствию в составе этанола пропан не портится при длительном хранении. Система хранения сжиженного газа отличается особой герметичностью и владелец мотора может не переживать о попадании в неё воды.
Читайте также: Смазка для узлов лодочного мотора
Газовый двигатель стоит дороже бензинового аналога той же мощности. А в случае возникновения проблем найти механика для обслуживания пропанового двигателя будет сложнее — слишком уж экзотической пока остаётся такая технология. Впрочем, ежедневный уход за таким двигателем отличается простотой.
Видео:ЛУЧШИЕ китайские лодочные МОТОРЫ 2023. Parsun, Hidea, SeaPro, Seanovo, Gladiator.Скачать
Подвесной мотор или поворотно-откидная колонка?
Начнем с того, что перед покупателями маленьких катеров мощностью до 100 л. с. такой выбор не стоит. Для них предлагаются только бензиновые подвесные двигатели. Зато придется выбирать между различными типами и брендами подвесных моторов. Какая у мотора должна быть мощность? Брать двухтактный или четырехтактный? Карбюраторный или инжекторный? Какую выбрать длину ноги?
Есть базовое правило: для того, чтобы вывести катер на глиссирование, необходимо, чтобы на 1 л.с. двигателя приходилось не более 11 кг (25 фунтов) веса загруженной лодки.
В соответствии с этим, например, японская компания Yamaha удобно разделила свои подвесные двигатели на группы следующим образом:
- До 25 л.с. Портативные. Предназначены для охотничьих и рыболовных лодок, а также небольших тендеров.
- 30–40 л.с. Компактные. Универсальные.
- 50–70 л.с. Для самоходных понтонов и других плоскодонок. Для рыбалки и отдыха.
- 75–115 л.с. Для отдыха в кругу семьи и водных видов спорта.
- 150–200 л.с. Лёгкие универсальные экономичные двигатели.
- 200–250 л.с. Для рыболовных катеров, больших плоскодонок и многофункциональных катеров.
- 225–300 л.с. Лёгкие скоростные двигатели. Для путешествий вдали от берега.
- 350 л.с. Для путешествий вдали от берега на больших мореходных катерах.
- 425 л.с. Для катеров длиннее 15 метров (50 футов).
Двухтактные двигатели можно встретить среди моделей мощностью от 2 до 250 л.с. А вот четырёхтактные бывают любыми по мощности, вплоть до максимальных 450 л.с. Тем не менее, на практике двухтактным двигателям чаще всего отдают предпочтение владельцы небольших рыбацких лодок, надувных лодок из ПВХ и RIB, которым может быть достаточно мотора мощностью 2,5 — 5 л.с.
Двухтактные моторы более лёгкие и простые по конструкции. Их проще обслуживать. Более современные четырехтактные двигатели устроены сложнее. Они тяжелее и дороже, зато экономичнее расходуют топливо и работают тише.
Карбюраторные подвесные моторы дешевле, проще в обслуживании и менее требовательны к качеству топлива. Если качество топлива и сервиса оставляет желать лучшего, то следует подумать именно о карбюраторных двигателях. Более современные инжекторные двигатели не получится «перебрать на коленке», хотя они и более стабильны на любых оборотах, экономичны и экологичны.
В целом, чем больше и мореходнее катер, тем более современным и дорогим должен быть всего двигатель. Однако следует учесть особенности акватории на которой вы ходите и как часто и насколько сильно вы загружаете двигатель.
От длины ноги двигателя зависит осадка катера с подвесным мотором. У одного и того же двигателя может быть несколько разных вариантов длины ноги. Их обозначают специальными буквенными выражениями в названии двигателя. Так, буква S в названии двигателя означает «короткую» ногу, буква L — «длинную», LL, Х или Y — «сверхдлинную», а UL, X или XX — «ультрадлинную». Разные производители используют «Х» для разных категорий, так что чтобы узнать точную длину, придётся изучить технические характеристики конкретной модели.
Длину ноги необходимо подбирать в зависимости от высоты транца. Расстояние между днищем лодки и «козырьком» ноги над винтом (антикавитационной плитой) должно быть 5–25 мм, иначе винт будет работать неэффективно.
Подробнее про выбор подвесного мотора мы поговорим в отдельной статье.
Если вес лодки больше 160 кг, то мощность двигателя должна быть не меньше 100 л. с.
Начиная с этой мощности, у подвесных двигателей появляются конкуренты в виде стационарных водомётов. А когда мощность вырастает до 135 л.с., разнообразие вариантов двигателей на катерах вырастает за счёт поворотно-откидных колонок.
Читайте также: Мотор это в физике
Поворотно-откидные колонки — это в некотором смысле подвесные двигатели, «эволюционировавшие» в стационарные. Об устройстве, плюсах и минусах такого типа привода мы уже говорили в статье, посвящённой стационарным моторам.
По сравнению с подвесными двигателями, у колонок можно выделить следующие преимущества:
- Более мощные. Спортивная колонка Mercury Racing совместима с мотором мощностью 1650 л.с. Это более чем в 3,5 раза больше, чем у самого мощного подвесного двигателя.
- Экономичный расход топлива. Дизельные колонки — более распространённое явление, чем дизельные подвесные двигатели.
- Сдвоенный винт, как у колонок Volvo Penta Aquamatic, улучшает управляемость катера.
- Низкий центр тяжести — залог более комфортных поездок во время глиссирования.
- Внутри корпуса мотор не подвержен влиянию окружающей среды. Это при прочих равных позволяет двигателю прожить дольше.
- Стационарный мотор никогда не снимут с лодки на стоянке, когда владелец отлучится. Для того, чтобы снять колонку, нужно приложить немало усилий. Воры не смогут сделать это быстро и незаметно.
- Свободная купальная платформа на корме. С подвесными двигателями гостей, скорее всего, ждут только скромные выступы палубы вдоль бортов. Иногда, правда, роль купальной платформы в этом случае играет откидной борт (так, например, проблему решили дизайнеры 11,9-метрового Jeanneau Cap Camarat 12.5 WA).
Но есть и параметры, по которым подвесные двигатели выигрывают у колонок:
- Даже при равной мощности устанавливать подвесной мотор дешевле. Например, Nimbus Weekender 9 с колонкой Volvo Penta V8-DPS мощностью 300 л.с. на $8000 дороже, чем та же модель с подвесным Mercury Verado F300 V8. А если купить катер без подвесного мотора (чтобы потом установить что-то на свой выбор), то можно сэкономить $12600 по сравнению с ценой этого катера с предустановленной колонкой.
- Приводи мотор объединены в одну конструкцию, поэтому двигатель не нужно покупать «по частям».
- Впрочем, и менять двигатель, если что, тоже придётся целиком. В то время как в случае с колонкой можно купить новый привод или новый мотор к нему отдельно.
- Подвижность. При подъёме колонка Volvo Penta V8-DPS отклоняется на 52°. Mercury Verado F300 V8 — на 67°. При необходимости «поджать» мотор к транцу во время глиссирования, чтобы опустить нос лодки, указанная колонка работает в диапазоне 3° от «нейтрального» положения, а подвесной мотор — 6°.
- Мобильность. Снять для ремонта (или просто на зиму) подвесной двигатель элементарно. А вот с колонкой возникнет много хлопот.
- Не занимают место под палубой. Освободившееся пространство можно использовать, например, для хранения под кокпитом водных игрушек.
Видео:Выбор лодочного мотора 5 или 9,8 мой совет!Скачать
Подведём итог
Для небольших рыбацких лодок подойдут маленькие подвесные карбюраторные двухтактные двигатели или троллинговые электромоторы.
Наиболее универсальный тип двигателя для катеров — четырёхтактный инжекторный подвесной мотор мощностью 100–200 л.с.
Такие устанавливают на лодки от 5 до 9 метров, созданные для коротких прогулок и рыбалки в несложных акваториях. Например, на катера серии Barracuda и Antares у Beneteau или Merry Fisher у Jeanneau.
Для рыбалки в сложных акваториях со скалистым дном или плавающим мусором стоит отдать предпочтение не винту, а водомёту.
Повортно-откидные колонки — выбор для тех, кто собирается часто эксплуатировать яхту, а также для морских акваторий.
Их часто устанавливают на больших каютных катерах и на моделях, у которых важно наличие купальной платформы. Это также хороший переходный вариант для тех, кто намерен пересесть на яхту побольше в будущем.
Для занятий водными видами спорта производители адаптировали двигатели всех трёх типов: и подвесные, и колонки, и водомёты.
И всё же о многом говорит тот факт, что лидеры на рынке спортивных буксировщиков, вроде американских компаний Nautique Boat, Bayliner, Crowline, Chaparral и Four Winns в основном используют на своих катерах именно стационарные двигатели.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
📺 Видео
⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникамСкачать
Для ТЕХ,кто ВЫБИРАЕТ лодочный МОТОР. Гладиатор 9.9 и 9.9ПРО или Yamaha15 и Tohatsu18. В чем разница?Скачать
ЛОДКИ ПВХ под мотор от 280 до 420. ЧТО ВЫБИРАЮТ ПОКУПАТЕЛИ? Какой размер лодки ПВХ нужен ВАМ?Скачать
Теперь НУЖНО регистрировать ВСЕ лодки в ГИМС иначе ШТРАФ 15 000 рублей! НОВЫЕ ПРАВИЛА рыболовства?Скачать
Какой лодочный мотор лучше? Сравнение китайских лодочных моторов. Личное мнение от X-MOTORSСкачать
Что делать если всё-таки купил лодочный мотор HANGKAI?Скачать
Как подобрать мотор к лодке? Подбор лобочного мотора. Выбирайте лодочный мотор правильно!Скачать
REEF 390 НДНД+ Hidea 9.9 Про мощность мотора для моря часть 1. Ссылка в описании.Скачать
Гимс Проверяет двигло 9.9Скачать
Лодочные моторы от 2 до 15 для лодки ПВХ. Выбираем ПЛМ для лодки пвх под моторСкачать
Почему я выбрал лодочный мотор 5 л.с. Моё мнение о комплекте Sharmax 5 и лодка пвх Флинк 290Скачать
Cамый мощный лодочный мотор в мире Seven Marine 557 и 627 л.c. 6,2 V8Скачать
Аж СТРАШНО было! ТЕСТ лодок ПВХ с разными МОТОРАМИ 9.8, 9.9, 15 л.с.Скачать
Перевернулся на лодке , The boat oversetСкачать
Выбор лодочного мотора, какой купить, Китайский или Японский???Скачать
Солько пойдет мотор sea pro 5 +лодка 320 Адмирал НДНД #seapro#мотор #лодкаСкачать