Сила удара лодочного мотора

Форум водкомоторников и водномоторников — катера, лодки, лодочные моторы, путешествия и рыбалка

Катера, лодки, лодочные моторы, мотоциклы, путешествия, мототуризм, фото видео съемка видеомонтаж

  • Home
    • Гостевая книга
    • Путешествия по воде
    • Путешествия по земле
    • Фоторепортажи
    • Разбор полетов
    • » Водный транспорт
      • + добавить плавсредство
      • + добавить компанию
      • Новые фотографии
      • » 3D Панорамы
      • + Добавить видео
      • Катера и моторы
      • Материалы по фото
      • Материалы по видео
      • Мотоциклы, велосипеды и автомобили
      • Экзамены онлайн вода
      • » Сервис-мануалы
        • Mercury
        • Suzuki
        • Honda
        • Tohatsu
        • Yamaha
        • Остальные моторы
        • Категория — Вода
        • Категория — Суша
        • Куплю, приму, ищу
        • Дать объявление
        Содержание
        1. Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?
        2. Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?
        3. Re: Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?
        4. Re: Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?
        5. Re: Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?
        6. Re: Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?
        7. Re: Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?
        8. Re: Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?
        9. Форум любителей лодок «БРАТАН\РОТАН»
        10. Меню навигации
        11. Пользовательские ссылки
        12. Информация о пользователе
        13. Прохватывает мотор
        14. Сообщений 1 страница 40 из 40
        15. Поделиться12016-06-20 08:43:56
        16. Поделиться22016-06-29 13:36:35
        17. Поделиться32016-06-30 08:42:28
        18. Поделиться42016-06-30 08:56:54
        19. Поделиться52016-06-30 13:41:39
        20. Поделиться62016-07-01 11:08:26
        21. Поделиться72016-07-01 11:52:13
        22. Поделиться82016-07-04 12:55:19
        23. Поделиться92016-07-04 16:27:53
        24. Поделиться102016-07-04 17:54:58
        25. Поделиться112016-07-08 16:22:15
        26. Поделиться122016-07-08 16:24:36
        27. Поделиться132016-07-08 16:27:28
        28. Поделиться142016-07-08 16:51:04
        29. Поделиться152016-07-08 18:28:57
        30. Поделиться162016-07-10 12:09:52
        31. Поделиться172016-07-11 15:39:01
        32. Поделиться182016-07-11 15:56:27
        33. Поделиться192016-07-13 13:47:44
        34. Поделиться202016-08-08 09:18:17
        35. Поделиться212016-08-08 11:38:56
        36. Поделиться222016-08-08 12:34:00
        37. Поделиться232016-08-08 13:23:45
        38. Поделиться242016-08-09 00:06:12
        39. Поделиться252016-08-09 23:08:47
        40. Поделиться262016-08-10 09:14:04
        41. Поделиться272016-09-27 13:38:08
        42. Поделиться282016-10-03 08:59:43
        43. Поделиться292016-10-03 10:34:37
        44. Поделиться302016-10-03 10:35:10
        45. Поделиться312017-06-16 13:29:37
        46. Поделиться322017-06-16 13:56:17
        47. Поделиться332017-06-16 16:19:47
        48. Поделиться342017-06-16 16:56:03
        49. Поделиться352017-06-16 20:40:04
        50. Поделиться362017-06-19 10:02:56
        51. Поделиться372017-06-19 11:14:25
        52. Поделиться382017-06-19 11:17:02
        53. Поделиться392017-06-19 11:20:35
        54. Поделиться402017-06-20 10:53:43
        55. 🎬 Видео

        Видео:Защита винта и редуктора лодочного мотора от поврежденийСкачать

        Защита винта и редуктора лодочного мотора от повреждений

        Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?

        Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?

        Сообщение triton » 26.06.2013 07:39

        Сила удара лодочного мотораСила удара лодочного мотора

        Re: Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?

        Сообщение VN800 » 26.06.2013 07:46

        Сила удара лодочного мотораСила удара лодочного мотораСила удара лодочного мотораСила удара лодочного мотораСила удара лодочного мотора

        Re: Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?

        Сообщение Valery » 26.06.2013 08:54

        Одно дело на мель наехать, что равносильно экстренному торможению, а другое — на препятствие.
        Я хоть сопроматы не изучал, но ты нарисуй схематично приложение сил на катер идущий под мотором и в случае, если его тянуть на буксире: во втором случае мотор откинется, насколько он это сможет, а вот в первом — откинется редуктор.
        Хотя за счет бОльшей массы катера откинется и мотор — может и с транцем. Причем это будет работа, точнее кинетическая энергия — чем больше масса катера, тем больше его инерция и соответственно нагрузка на остановившийся мотор о препятствие.

        Т.е. откинется — вместе с транцем, скорость только повыше сделай.

        Re: Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?

        Сообщение Дымов » 27.06.2013 05:09

        Сила удара лодочного мотораСила удара лодочного мотора

        Re: Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?

        Сообщение VN800 » 27.06.2013 06:52

        Re: Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?

        Сообщение Savage » 27.06.2013 09:01

        Сила удара лодочного мотораСила удара лодочного мотораСила удара лодочного мотораСила удара лодочного мотораСила удара лодочного мотора

        Re: Аварийная откидка подвесника при ударе — существует?

        Сообщение Valery » 27.06.2013 10:12

        Конечно откинется — это же выступающая деталь!
        Катер массой тянет вперед, а мотор зацепился — он должен либо оторваться, либо подняться.
        Тут дело не столько в этом, а в распределении сил, которые возникают в этот момент.
        Если перед столкновением убрать газ, т.е. снять силу, толкающую редуктор вперед — это облегчит силу приложения редуктора к усилию.

        Аналогично высунь голову на ходу из поезда и задай вопрос: при встрече с бетонним столбом она откинется или же остановится поезд?

        Винт давит на вал, вал — на редуктор — согласны?
        Вспоминаем Вихрь-30 — мотор без гидравлики упирается при ходе вперед, и вылетает при ходе назад, если не стоит стопор.
        Так же мотор приподнимается при буксировке катера, если он опущен.

        Если мотор толкает катер, именно толкает, а не тянет, то все усилие перекладывается на торец вала на на редуктор, направление усилия — вперед. Т.е. при встрече с препятствием вся работа произойдет на этом месте.
        Если взять 2 аналогичных катера с опущенными моторами, один буксировать, а второй будет идти своим ходом при встрече с припятствием один зацепится мотором, а второй ударит как молотом, за счет того, что к редуктору сзади будет приложена сила, равная мощности мотора. Т.е. при столкновении с мелью или топляком редуктор принимает удар на корпус.

        Есть такая система IPS Volvo — отличительной особенностью два соосных тянущих, а не толкающих, как у традиционного типа движителей.

        Видео:Защита редуктора и винта лодочного мотора. Нужна ли???Скачать

        Защита редуктора и винта лодочного мотора. Нужна ли???

        Форум любителей лодок «БРАТАН\РОТАН»

        Видео:⚙️🔩🔧Удар винтом. Возможные последствия для редуктора лодочного мотора.Скачать

        ⚙️🔩🔧Удар винтом. Возможные последствия для редуктора лодочного мотора.

        Меню навигации

        Видео:podvodnie ispitaniya zashitiСкачать

        podvodnie ispitaniya zashiti

        Пользовательские ссылки

        Видео:Защита винта лодочного мотора с демпфером удара. Краш тест.Скачать

        Защита винта лодочного мотора с демпфером удара. Краш тест.

        Информация о пользователе

        Видео:Перекрут убивает лодочный моторСкачать

        Перекрут убивает лодочный мотор

        Прохватывает мотор

        Видео:Ремонт подвески и замена ручки фиксатора на YAMAHA F20BСкачать

        Ремонт подвески и замена ручки фиксатора на YAMAHA F20B

        Сообщений 1 страница 40 из 40

        Поделиться12016-06-20 08:43:56

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Доброго всем дня!
        Суть моего вопроса такая:
        осенью купил лодку Братан 380К. Лодка новая, на гарантии. Мотор от старой лодки у меня остался Тохатсу 5 л. с. 4-х тактный. Поскольку другого мотора пока что не приобрёл, решил попробовать с этим моторчиком.
        Сразу оговорюсь: я конечно понимаю, что мотор для данной лодки слабоват и ничего сверх естественного я от него не ждал. Но тем не менее в прошлом году я ставил (в качестве эксперимента) этот мотор на лодку друга Ротан 420К и с загрузкой в 2 чел. она спокойно шла 18-20 км. ч. В общем поставил я этот мотор на свою 380К и выявилась такая проблема: мотор прохватывает воздух (если я правильно называю данную проблему). Иными словами пока идёшь в пол газа и по спокойной воде- вроде всё нормально. Как только газ прибавляешь и/или попадаешь на волну- получает этот самый прохват. Мотор как бы не достаёт до воды и прокручивается в воздухе. Лодка соответственно тормозит. Углом наклона мотора поигрался немножко- не помогло.
        Замерив рулеткой транцы на лодке моего товарища (Ротан 420К) и на своей — я обнаружил разницу примерно в 5 см. (у меня выше). Может ли быть такое, что у меня транец под высокую ногу? У кого-то есть возможность померять- какая высота и форма транца должна быть на Братан 380К ? Форма транца у нас тоже разная: на 420К транец с вырезом (по краям выше, в середине вырез 2-3 см.), у меня же линия транца прямая.

        Заранее спасибо за советы и размеры!

        Поделиться22016-06-29 13:36:35

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Неужели ни кто не сталкивался с такой проблемой?
        Дополнительно хочу сказать, что мотор у меня Тохатсу 5 л. с. 4-х тактный. Нога S
        Может быть это как-то прояснить мой вопрос.

        Поделиться32016-06-30 08:42:28

        • Автор: Al78
        • Участник
        • Откуда: г. Мытищи
        • Зарегистрирован : 2013-03-21
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 373
        • Уважение: [+21/-1]
        • Позитив: [+35/-1]
        • Пол: Мужской
        • Возраст: 43 [1978-03-24]
        • Провел на форуме:
          12 дней 13 часов
        • Последний визит:
          2021-08-26 10:30:42

        Обрати внимание на антикавитационную плиту мотора относительно днища, она должна быть примено вровень с днищем (это в классическом варианте). У вас с другом может быть разный угол вклейки транца, чем больше угол, тем выше должен быть транец (личные наблюдения, имхо). У меня например, увеличенный угол вклейки на 4°, итого 12°, мотор пришлось поднимать аж на 65мм, и антикавитационная плита сейчас, выше днища на 35мм.
        Установлен ли интерцептор? Не корректно установленный интерцептор может создавать прохваты.
        К стати, обычно оптимальной дыркой является первая (имеется в виду угол наклона мотора).
        Все индивидуально для каждого комплекта, я тоже свой до ума еще не довел, хотя скорости под 50.
        Попробуй повесить мотор друга и посмотреть на результаты.

        Отредактировано Al78 (2016-06-30 08:45:53)

        Поделиться42016-06-30 08:56:54

        • Автор: Томат
        • Участник
        • Откуда: г.Москва
        • Зарегистрирован : 2015-11-25
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 49
        • Уважение: [+0/-1]
        • Позитив: [+4/-0]
        • Провел на форуме:
          1 день 23 часа
        • Последний визит:
          2017-11-27 16:22:11

        SergSpb
        Из своего опыта могу сказать о том, что был у меня Тоха 5л.с. 2т для, Солара 310 (у Б 380к транцец думаю еще чуть выше) данный комплект предназначен для лесных озер.
        Когда повесил его на лодку были прохваты, пришлось пилить немного транец, при обсуждение с многими выяснилось, что маломощные ПЛМ расстояние до струбцины чуть меньше чем у взрослых, так что если будешь менять мотор на больший, то лучше транец не трогать.
        или поставь регулируемый выносной.

        Поделиться52016-06-30 13:41:39

        • Автор: Ямщик
        • Активный участник
        • Откуда: п.Советский,ЛО
        • Зарегистрирован : 2015-09-08
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 834
        • Уважение: [+147/-0]
        • Позитив: [+253/-3]
        • Пол: Мужской
        • Возраст: 42 [1978-09-26]
        • Провел на форуме:
          1 месяц 1 день
        • Последний визит:
          Сегодня 00:05:01

        Подтверждаю,посадочная струбцина на Хонде 5 только только. и по ширине(пришлось отвинчивать подкладку изнутри ),и по высоте..мотор даже на чуть не поднять.

        Поделиться62016-07-01 11:08:26

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Да, я когда в прошлом году свой мотор 5 л. с. вешал на Ротан 420К — тоже пришлось откручивать внутреннею накладку на транце. Иначе струбцина не налезала на транец.
        Но это ладно, это не проблема. Меня больше беспокоит высота.
        Если например мотор 10- 15 л. с. и мотор 5 л. с. оба с ногой S — но при этом имеют разную длину ноги (у более мощного длиннее нога)- тогда получается надо резать транец под мотор 5 л. с.
        Но это всё теория. Как только снова будет возможность проверить на воде, сделаю все замеры и фото, и отпишусь.

        Читайте также: Советские моторы для мотоциклов

        Ямщик: поделитесь впечатлениями от комплекта 420 Ротан + 5 л. с. мотор.

        Поделиться72016-07-01 11:52:13

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Обрати внимание на антикавитационную плиту мотора относительно днища, она должна быть примено вровень с днищем (это в классическом варианте).

        У меня катамаран (380К). На катамаране днище находится выше уровня воды. Если антикавитационная плита будет на уровне днища- то лодка не поплывёт.
        Или ты имел ввиду нижняя поверхность скег?

        У вас с другом может быть разный угол вклейки транца, чем больше угол, тем выше должен быть транец (личные наблюдения, имхо). У меня например, увеличенный угол вклейки на 4°, итого 12°, мотор пришлось поднимать аж на 65мм, и антикавитационная плита сейчас, выше днища на 35мм.

        Нет, у него и у меня стандартные лодки, угол вклейки транца должен быть штатный.

        Установлен ли интерцептор? Не корректно установленный интерцептор может создавать прохваты.

        На сколько я понимаю, на катамаране его быть не должно. У меня нету.

        Поделиться82016-07-04 12:55:19

        • Автор: Al78
        • Участник
        • Откуда: г. Мытищи
        • Зарегистрирован : 2013-03-21
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 373
        • Уважение: [+21/-1]
        • Позитив: [+35/-1]
        • Пол: Мужской
        • Возраст: 43 [1978-03-24]
        • Провел на форуме:
          12 дней 13 часов
        • Последний визит:
          2021-08-26 10:30:42

        Al78
        У меня катамаран (380К). На катамаране днище находится выше уровня воды. Если антикавитационная плита будет на уровне днища- то лодка не поплывёт.
        Или ты имел ввиду нижняя поверхность скег?

        Сила удара лодочного мотора

        Поплывет. АКП должна быть вровень с нижней плоскостью днища, +- 15мм. Это общий стандарт для катамаранов. У меня даже выше.

        На сколько я понимаю, на катамаране его быть не должно. У меня нету.

        Интерцептор в базе не ставится, его ставят специально, для лучшего выхода на глисс.

        Поделиться92016-07-04 16:27:53

        • Автор: Serggrey
        • Активный участник
        • Откуда: Мурманская обл., г.Мончегорск
        • Зарегистрирован : 2013-01-30
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 827
        • Уважение: [+183/-0]
        • Позитив: [+109/-1]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          13 дней 23 часа
        • Последний визит:
          Сегодня 00:02:16

        Поплывет. АКП должна быть вровень с нижней плоскостью днища, +- 15мм. Это общий стандарт для катамаранов. У меня даже выше.

        Да? Считал всегда, что АКП должна быть ниже днища на 2-3 см.

        Поделиться102016-07-04 17:54:58

        • Автор: Al78
        • Участник
        • Откуда: г. Мытищи
        • Зарегистрирован : 2013-03-21
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 373
        • Уважение: [+21/-1]
        • Позитив: [+35/-1]
        • Пол: Мужской
        • Возраст: 43 [1978-03-24]
        • Провел на форуме:
          12 дней 13 часов
        • Последний визит:
          2021-08-26 10:30:42

        Да? Считал всегда, что АКП должна быть ниже днища на 2-3 см.

        Ну, я написал +-, у меня например +. Все эксперементальным путем подбирается.

        Отредактировано Al78 (2016-07-04 17:55:52)

        Поделиться112016-07-08 16:22:15

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Спасибо за ответы, я в выходные сделал фото и замеры. Вот как у меня:Сила удара лодочного мотора
        Сила удара лодочного мотора
        Сила удара лодочного мотора
        Сила удара лодочного мотора

        Поделиться122016-07-08 16:24:36

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Я отправил эти фотки на производство Братан, там сказали что скорее всего надо резать транец на 30-40 мм.

        Поделиться132016-07-08 16:27:28

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Сила удара лодочного мотора

        Вот на этой фотки лучше видно. У меня получается АКП чуть выше днища:

        Поделиться142016-07-08 16:51:04

        • Автор: Al78
        • Участник
        • Откуда: г. Мытищи
        • Зарегистрирован : 2013-03-21
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 373
        • Уважение: [+21/-1]
        • Позитив: [+35/-1]
        • Пол: Мужской
        • Возраст: 43 [1978-03-24]
        • Провел на форуме:
          12 дней 13 часов
        • Последний визит:
          2021-08-26 10:30:42

        Да вроде в пределах нормы. Я бы пока не пилил, а с начала с нормальным мотором попробовал бы. Не будешь же ты долго на пятерке кататься, а то придется потом обратно наращивать. Если соберешься пилить, то по сантиметрику, отпилил, попробовал.

        Поделиться152016-07-08 18:28:57

        • Автор: Томат
        • Участник
        • Откуда: г.Москва
        • Зарегистрирован : 2015-11-25
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 49
        • Уважение: [+0/-1]
        • Позитив: [+4/-0]
        • Провел на форуме:
          1 день 23 часа
        • Последний визит:
          2017-11-27 16:22:11

        SergSpb если мотор будешь ставить другой то лучше не пилить, да и интерцептор днища бы вклеить.

        Поделиться162016-07-10 12:09:52

        • Автор: Perevozchik
        • Старовер
        • Откуда: Санкт-Петербург
        • Зарегистрирован : 2010-02-21
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 3005
        • Уважение: [+196/-2]
        • Позитив: [+49/-2]
        • Пол: Мужской
        • Возраст: 48 [1972-12-02]
        • Провел на форуме:
          1 месяц 9 дней
        • Последний визит:
          2021-06-08 20:24:34

        Самая маленькая длина ноги у мелкомоторов 4-6 лс. Угодить всей линейке моторов одним транцем невозможно. При этом видно, что моторчик висит в пределах нормы, производителю респект, подумал о начинающих пользователях . Определяют навеску не по акп, а по положению винта к ОП. Короче, тут все ок.
        Разница в 5 см не в пользу 420го, и видимо сделана производителем уже с учётом накопленного опыта, т.к. Многим приходилось поднимать мотор. Есть два варианта: хирургический и не правильный , а второй — менять винт. Запилишь транец — потом на любом другом моторе будешь поднимать, и на том 420м тоже. Чтобы долго не писать — не трогайте транец и обратитесь к Алексею Алмаю. Вам винт нужен большего диаметра с нормальным упором (если обороты позволят, тахометр есть?). В продаже такого нет. А сейчас стандартный винтик теряет упор и работает кофемолкой.

        Поделиться172016-07-11 15:39:01

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Спасибо большое за подробный ответ. Я тоже не сторонник обрезания ))
        Тахометра к сожалению у меня нет. А кто такой Алексей Алмай ? И что за винт, где приобрести можно, сколько стоит?

        Поделиться182016-07-11 15:56:27

        • Автор: Ямщик
        • Активный участник
        • Откуда: п.Советский,ЛО
        • Зарегистрирован : 2015-09-08
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 834
        • Уважение: [+147/-0]
        • Позитив: [+253/-3]
        • Пол: Мужской
        • Возраст: 42 [1978-09-26]
        • Провел на форуме:
          1 месяц 1 день
        • Последний визит:
          Сегодня 00:05:01

        Это наш «главный по тарелочкам»)),в смысле -по винтам,гуру в доводке и переделке этой немаловажной части любого мотора.
        Ссылка на его профиль:http://rotan.spybb.ru/profile.php?id=4
        Напиши ему в личку,поможет добрым советом,а при наличии времени поколдует над винтиком.

        Поделиться192016-07-13 13:47:44

        • Автор: 0075
        • Модератор
        • Откуда: Выборг
        • Зарегистрирован : 2010-08-12
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 7238
        • Уважение: [+294/-3]
        • Позитив: [+778/-4]
        • Пол: Мужской
        • Возраст: 63 [1957-11-13]
        • Провел на форуме:
          5 месяцев 6 дней
        • Последний визит:
          2021-08-24 15:29:41

        Спасибо большое за подробный ответ. Я тоже не сторонник обрезания ))

        Простой вариант-выносной транец.

        Поделиться202016-08-08 09:18:17

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        0075:
        Про выносной транец я не совсем понял: как это выглядит и что это даст? Скиньте фото или опишите поподробнее.
        ________________________________________________________________________________________________________

        Вчера были проведены испытательные заплывы на Неве (380К + Тохатсу 5 л. с. 4 тактный), в ходе которых было выявлено:
        1) Данная лодка с этим мотором очень чувствительна к дифференту:
        -Пустая лодка, я один (70 кг) на корме (на пуфике)- всё нормально, винт и АКП под водой.
        -Смещаюсь на нос — плита и винт оказываются над водой!
        2) Замеры скорости и оборотов:
        -Я один (70 кг), пустая лодка, мотор на первой «дырке»: лодка выходит на глиссер, прохваты случались, но редко, обороты в пределах 5500- 5700
        Скорость против течения (р.Нева) — около 21 км/ч, по течению- около 27 км/ч
        -Я один (70 кг), пустая лодка, мотор на второй «дырке»: лодка практический не выходит на глиссер, прохваты почти постоянно, мотор часто перекручивает, лодка подлипает (почти останавливается), но мотор при этом почти на макс. оборотах (винт теряет точку опоры, сопротивление).
        -Вдвоём (70 + ну наверное 85 кг), пассажир сидел на полу, по центру лодки, чуть ближе к носу. Мотор на первой «дырке». Лодка на глиссер не выходит. Прохваты случались, но редко (почти не было), обороты в пределах 4800-5200. Скорость против течения (р.Нева) — около 12 км/ч, по течению- около 17 км/ч.
        На второй «дырке» вдвоём даже не стали пробовать.

        Читайте также: Якорный мотор для лодки

        Испытания проводились без ветра и без волны (по спокойной воде).

        Поделиться212016-08-08 11:38:56

        • Автор: 0075
        • Модератор
        • Откуда: Выборг
        • Зарегистрирован : 2010-08-12
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 7238
        • Уважение: [+294/-3]
        • Позитив: [+778/-4]
        • Пол: Мужской
        • Возраст: 63 [1957-11-13]
        • Провел на форуме:
          5 месяцев 6 дней
        • Последний визит:
          2021-08-24 15:29:41

        Почему-то не встречал такой штуки на братанах и ротанах,обычно народ подпиливает или наращивает транец под свой конкретный мотор.Но сам было дело использовал эту идею на другой надувнушке,понравилось очень.Конструкция примерно такая:
        http://moreman.spb.ru/?c=6007-tranets-v … g-10245152

        Помимо простоты регулировки высоты дает ещё и место в кокпите,из недостатков:-надо,чтобы основной транец был крепок и надежно вклеен.Второе-придется снимать перед закруткой лодки,а это займет время.

        Поделиться222016-08-08 12:34:00

        • Автор: Perevozchik
        • Старовер
        • Откуда: Санкт-Петербург
        • Зарегистрирован : 2010-02-21
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 3005
        • Уважение: [+196/-2]
        • Позитив: [+49/-2]
        • Пол: Мужской
        • Возраст: 48 [1972-12-02]
        • Провел на форуме:
          1 месяц 9 дней
        • Последний визит:
          2021-06-08 20:24:34

        -Смещаюсь на нос — плита и винт оказываются над водой!

        это нормально. У меня на 520м с Мерком 60 все также было. На малом ходу если перейти в нос, то винт начинает чавкать и срываться

        -Я один (70 кг), пустая лодка, мотор на первой «дырке»: лодка выходит на глиссер, прохваты случались, но редко, обороты в пределах 5500- 5700

        ну вот и ответ — винт однозначно! «Легкая» лодка, дифферент «на первой дырке» — максимальный для упора и разгона лодки. Но винтик г..о, т.е. стандартный, и начинает срываться в проворот, не хватает ему временами зацепиться за воду. Этому также способствует волна, ветер в спину и проч. А дальше вы поднимаете ногу из воды, винтик вообще теряется и начинает скользить.

        Надо определиться, что нужно в первую очередь — гонять в одного или вдвоем со шмотками кататься. Надо выбирать, ибо это 5 л/с., а не 150 )) Стандартный винт у небольших моторов не зря подобран именно таким. Он усреднен и под загрузочку, и для какой никакой скорости. В вашем случае для одного в трусах можно увеличить диаметр (точные цифры до скольки скажет Алексей при условии, что стандартный винт (Д х Ш) 7,7 x 8), рабочий диапазон у Тохи 5 — 5000-5500 , а здесь есть небольшой перекрут. Но как только в лодку бросишь рюкзак или второго человека — все станет очень грустно.

        Я бы лично откатал бы Тоху5 по неспешным рыбалкам, и с концом сезона перешел к вопросу о 18-20 силах.

        Поделиться232016-08-08 13:23:45

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Про выносной транец- понял, спасибо. Для меня такой вариант сложноват и дороговат. Нет необходимости так часто регулировать мотор по высоте. Если только для эксперимента на один раз, попробовать как оно будет если мотор будет ниже. Но ради одного раза сверлить транец не хочется.

        По поводу винта:
        от части я согласен с вами, но всё же думаю менять винт в моём случае надо в совокупности с обрезкой транца, дабы минимизировать шансы винта выпрыгивать из воды на волне, будь он грузовой или скоростной.
        К тому же у меня есть отзыв владельца такой же лодки (380К) с мотором 10 л. с. (раздушен до 15 л. с.). У него тоже была проблема прохвата винта (завоздушивание), ну вероятно в меньшей степени чем у меня.
        Он недавно подрезал транец на 50 мм. и результатом доволен. Проблема у него решилась.

        Поделиться242016-08-09 00:06:12

        • Автор: Perevozchik
        • Старовер
        • Откуда: Санкт-Петербург
        • Зарегистрирован : 2010-02-21
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 3005
        • Уважение: [+196/-2]
        • Позитив: [+49/-2]
        • Пол: Мужской
        • Возраст: 48 [1972-12-02]
        • Провел на форуме:
          1 месяц 9 дней
        • Последний визит:
          2021-06-08 20:24:34

        Как только речь заходит про ножовку, я умываю руки.

        Поделиться252016-08-09 23:08:47

        • Автор: amafour
        • Участник
        • Откуда: Владимир
        • Зарегистрирован : 2015-08-04
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 12
        • Уважение: [+0/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Возраст: 46 [1974-12-17]
        • Провел на форуме:
          18 часов 1 минуту
        • Последний визит:
          2017-09-27 13:37:54

        Люди под хонду х20 запиливают транец ,на ротане 380к.

        Поделиться262016-08-10 09:14:04

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Ого! А у них такая же проблема? И как после запиливания, проблема решается?

        Поделиться272016-09-27 13:38:08

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Только что вернулся с рыбалки и заодно протестировал лодку ещё раз, так сказать в боевых условиях.
        Что было сделано перед поездкой для уменьшения «прохватов»:
        1) Вырезан (занижен) транец примерно на 45 мм.
        2) Приклеен интерцептор
        3) Сделано полное ТО мотора
        Итак, всё тот же мотор Тохатсу 5 л. с. 4-х тактный:
        По моим субъективным ощущениям лодка стала легче выходить на глиссер. Один без загрузки- около 27 км/ч без волны и встречного ветра.
        По волне прохваты были, но реже чем до «обрезания». При встречном ветре в одно лицо- немного задирало нос, надо загружать нос чутка.
        Вдвоём- конечно тоскливо, но по спокойной воде выходили на глиссер, около 20 км/ч.
        Нога была максимально приближена к транцу, т. е. все заплывы были на первой дырке.

        Так же на рыбалке была возможность попробовать моторы 10 и 20 л. с. .

        Тохатсу 9,8 двухтактный (с грузовым винтом):
        В одно лицо- довольно бодро идёт, легко выходит на глиссер, прохватов не наблюдалось, скорость 32-33 км/ч. Но чем больше загружал нос (один, а потом и два пассажира на переднюю банку)- тем больше было прохватов. Нос загружаешь- корма поднимается и снова прохваты. Мотор лёгкий, надо либо распределять загрузку ближе к корме, либо загружать зад лодки.

        Ямаха 20 четырёхтактный:
        Один на первой дырке- всё хорошо, cкорость 42 км/ч (неполный газ даже).
        Вдвоём на первой дырке — всё ok 35 км/ч неполный газ
        на второй дырке- чуть хуже, на третьей- пошли прохваты, невозможно плыть.

        Тест проходил довольно сумбурно, возможно что-то упустил, не проверил, не описал. Но тем не менее есть над чем подумать, есть что обсудить. Фото обрезанного транца выложу позже.

        Поделиться282016-10-03 08:59:43

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Вот так выглядит транец после обрезки:

        Поделиться292016-10-03 10:34:37

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Поделиться302016-10-03 10:35:10

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Поделиться312017-06-16 13:29:37

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Читайте также: Фиксатор наклона лодочного мотора тохатсу

        Поменял мотор, взял б/у, 4-х тактный Тохатсу 9,8 (больше не стал из-за веса и регистрации и цены).
        По волне пока не было возможности проверить. По спокойной воде прохватов практический нет (напомню транец вырезан на 45 мм).
        Скорость в одно лицо (70 кг) около 33 км/ч
        Вдвоём (70+ 80 кг)- 26-27 км/ч
        Сразу вопрос: это нормальные скорости для моей лодки и моторчика или мало?

        Но когда в лодке пассажир- появилось такое ощущение, что нос лодки немного «зарывается» после выхода на глиссер, тем самым создаёт дополнительное сопротивление.
        Есть мнения:
        1) попробовать поменять винт (я пока не определил какой у меня стоит, мотор старый, винт потёртый, не видно).
        2) побольше загружать корму
        3) попробовать чуть-чуть сместить мотор назад (тем самым сместить центр тяжести назад) с помощью фанерки (проставки) 10-15 мм.
        Или более глобально- с помощью выносного транца.
        4) поиграть с давлением в скегах, возможно чуть не докачены были.

        Чуть позже попробую сделать фото или даже видео, на котором видно (визуально, возможно я ошибаюсь), что лодка «роет» носом немножко.

        Поделиться322017-06-16 13:56:17

        • Автор: Serggrey
        • Активный участник
        • Откуда: Мурманская обл., г.Мончегорск
        • Зарегистрирован : 2013-01-30
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 827
        • Уважение: [+183/-0]
        • Позитив: [+109/-1]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          13 дней 23 часа
        • Последний визит:
          Сегодня 00:02:16

        Интерцептор наклеил? Если нет, то очень зря.
        Пассажир у меня всегда рядом со мной на встроенной банке.
        Впереди шмурдячок, всегда позволяющий подобрать оптимальную загрузку.

        Поделиться332017-06-16 16:19:47

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Интерцептор я наклеил сразу, мне в этой теме посоветовали.
        У меня банка для пассажира на ликтросах (можно двигать вперёд- назад). Я специально такую сделал, чтобы можно было распределять нагрузку.
        Но совсем вплотную к пуфику не поставить- пассажиру не удобно будет сидеть (сидит лицом ко мне, чтобы брызги и волна в лицо не летели).
        Надо будет попробовать в следующий раз максимально сдвинуть её к пуфику и посадить на неё пассажира.

        Поделиться342017-06-16 16:56:03

        • Автор: Nomad
        • Участник
        • Откуда: Мурманск
        • Зарегистрирован : 2016-02-09
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 192
        • Уважение: [+45/-0]
        • Позитив: [+8/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          2 дня 0 часов
        • Последний визит:
          2019-04-09 15:44:04

        У меня было и есть 4 плоскодонки с надувным дном высокого давления. Есть и 430 КLM. На всех плоскодонках с НДВД при скорости около 30 км в час происходит прогиб дна валом воды.
        Вал воды, прогибая НДВД (НДНД), «бежит» от носа к корме и . выстреливает вниз за транец. оголяя на мгновение винт. Думаю, мое ИМХО понятно. Почему нет прохватов на 430 KLM со спаренными
        скегами, а в море постоянно слышу прохваты других Ротанов и Фрегатов — ИМХО потому, что у 430 KLM два дополнительных скега объемом 200 литров поднимают матрац лодки от воды выше чем на обычных катах
        (как будто — бы минус 193 кг груза) и матрац намного меньше прогибается накатом струи. Может быть, линейная жесткость спаренных скег также выше — не знаю (логически так и есть).
        Кардинально прохваты на каботах я устранил только подложив под НДВД лист пластика, при этом скорость возросла с 27 до 36 км в час. Никакие накачки вплоть до 0.8 атмосфер кардинально картину не меняли.
        Кроме того, осадка 5-и сильной «Ямахи» 26-27 см, у «Ямахи — 15» стала 37 см, это тоже играет роль, думаю. Оголить мелкий винт намного проще чем здоровый, а разница в реальной высоте ноги у пятнашки и пятерки
        огромна, несмотря на единый стандарт в 380 мм, что тоже вполне естественно с учетом диаметров винтов и размеров остальных деталей.

        Что делать Вам — не специалист. Я бы купил Sea Pro — 30 или Сузуки — 9.9 New (т.е., от 18 л.с.) чтобы взлететь над водой на одинарных скегах. Да и себе купил-бы то-же самое 100%.
        Глубокое ИМХО за пару сезонов: 9.8, 9.9, 15 л.с. — не для катов. Меньше 18-20 л.с. я бы не смотрел после двух сезонов. И больше 20 кг на л.с. тоже., несмотря на то,
        что 430 KLM везет и 35 кг на л.с. при 26 км в час. Вы, как и я, на спортивный грузовик купили пол — мотора, простите за честность.

        Поделиться352017-06-16 20:40:04

        • Автор: Serggrey
        • Активный участник
        • Откуда: Мурманская обл., г.Мончегорск
        • Зарегистрирован : 2013-01-30
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 827
        • Уважение: [+183/-0]
        • Позитив: [+109/-1]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          13 дней 23 часа
        • Последний визит:
          Сегодня 00:02:16

        Надо будет попробовать в следующий раз максимально сдвинуть её к пуфику и посадить на неё пассажира.

        Нет.
        Пробуйте посадить пассажира рядом с собой.
        Я про это писал

        Пассажир у меня всегда рядом со мной на встроенной банке.

        Поделиться362017-06-19 10:02:56

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Nomad:
        Мотор уже есть тот который есть (Тохатсу 9,8), поменять на более мощный пока не смогу по ряду причин.
        По поводу листа пластика не совсем понял- как вы его закрепили там? Он съёмный или каждый раз закрепляете снова? Каких он размеров?

        Serggrey:
        У вас что, вместо штатного пуфика сделана банка? Потому что на пуфике то вдвоём сидеть не удобно, тем более у меня на него ещё сидушка приделана поворотная.

        Сила удара лодочного мотора

        Вот кстати фото, как я занизил транец (раньше почему то не получалось фото вставить). Это ещё с пред идущим моторчиком 5 л. с.:

        Это кстати частично помогло уменьшить прохваты.

        Поделиться372017-06-19 11:14:25

        • Автор: Nomad
        • Участник
        • Откуда: Мурманск
        • Зарегистрирован : 2016-02-09
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 192
        • Уважение: [+45/-0]
        • Позитив: [+8/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          2 дня 0 часов
        • Последний визит:
          2019-04-09 15:44:04

        У меня на каботах съемный вкладыш НДВД. Под него можно положить лист прочного пластика, что полностью удаляет прогиб НДВД, прохваты и увеличивает стабильную
        скорость хода до 36 км в час (под винтом, под водометом до 30 км в час и еще куча переделок).

        Сила удара лодочного мотора

        Сила удара лодочного мотора

        Сила удара лодочного мотора

        Сила удара лодочного мотора

        Сила удара лодочного мотора

        Поделиться382017-06-19 11:17:02

        • Автор: Nomad
        • Участник
        • Откуда: Мурманск
        • Зарегистрирован : 2016-02-09
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 192
        • Уважение: [+45/-0]
        • Позитив: [+8/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          2 дня 0 часов
        • Последний визит:
          2019-04-09 15:44:04

        Не думаю что я стану цеплять лист пластика под свой 430 KLM, если только в качестве опыта для подтверждения теории о прогибе НДНД
        валом воды под слабыми моторами как на всех других плоскодонках, на которых ездил (включая Ротан — 380Э).

        Поделиться392017-06-19 11:20:35

        • Автор: Nomad
        • Участник
        • Откуда: Мурманск
        • Зарегистрирован : 2016-02-09
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 192
        • Уважение: [+45/-0]
        • Позитив: [+8/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          2 дня 0 часов
        • Последний визит:
          2019-04-09 15:44:04

        Точнее, на обычных плоскодонках дно гнут как раз мощные моторы, а на кате мощный мотор поднимает НДНД от воды и его перестает гнуть.
        У меня под 15-ю силами дно 430 KLM всегда чертит воду, разогнать кат выше 32 км в час не получилось даже полностью пустым.
        У Вас совершенно другая модель ката, под 15-ю силами скорее всего будут другие результаты.

        Поделиться402017-06-20 10:53:43

        • Автор: SergSpb
        • Участник
        • Откуда: Питер
        • Зарегистрирован : 2015-10-06
        • Приглашений: 0
        • Сообщений: 33
        • Уважение: [+1/-0]
        • Позитив: [+0/-0]
        • Пол: Мужской
        • Провел на форуме:
          11 часов 43 минуты
        • Последний визит:
          2017-07-25 10:32:23

        Да, у меня другая лодка и другие проблемы. У меня даже с мотором 9,8 лодку поднимает на скеги и достигаю скорости до 33 км/ч.
        Но это всё без пассажиров и без груза. Видимо более короткая лодка (380К по сравнению с 420 и 430) гораздо более чувствительна к загрузки носа.
        Отсюда и моя проблема с «зарыванием» носа при посадки в лодку пассажира.

        • Свежие записи
          • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
          • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
          • Какие моторы бывают у стиральных машин
          • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
          • Как снять стопорную шайбу с вала
          • Правообладателям
          • Политика конфиденциальности


          🎬 Видео

          Винт 9-го шага убьет ваш мотор! Что такое перекрут?Скачать

          Винт 9-го шага убьет ваш мотор! Что такое перекрут?

          Испытание защиты редуктора лодочного мотораСкачать

          Испытание  защиты редуктора лодочного мотора

          ⚙️🔩🔧Настройка карбюратора. Некоторые моменты и особенности.Скачать

          ⚙️🔩🔧Настройка карбюратора. Некоторые моменты и особенности.

          ⚙️🔩🔧Лодочный мотор не едет после удара. Mercury 5 (Tohatsu 5)Скачать

          ⚙️🔩🔧Лодочный мотор не едет после удара. Mercury 5 (Tohatsu 5)

          ⚙️🔩🔧Ревёт и не едет на полном газу?Скачать

          ⚙️🔩🔧Ревёт и не едет на полном газу?

          ⚙️🔩🔧Глупая неисправность лодочного мотораСкачать

          ⚙️🔩🔧Глупая неисправность лодочного мотора

          Лодочный мотор Вихрь 20//Последствия сильного удара о топляк!!!Скачать

          Лодочный мотор Вихрь 20//Последствия сильного удара о топляк!!!

          Ремонт YAMAHA 30 после удараСкачать

          Ремонт YAMAHA 30 после удара

          Как раздушить 4т YAMAHA 9.9 до 15 сил, а 15 в 20 сил. И какие моторы раздушить нельзяСкачать

          Как раздушить 4т YAMAHA 9.9 до 15 сил, а 15 в 20 сил. И какие моторы раздушить нельзя

          Как правильно глушить лодочный мотор. Советы новичкамСкачать

          Как правильно глушить лодочный мотор. Советы новичкам

          Как шумит мотор или крик души лодочного двигателяСкачать

          Как шумит мотор или крик души лодочного двигателя

          Тест скорости лодки с защитой винта и безСкачать

          Тест скорости лодки с защитой винта и без

          Защита винта лодочного мотора Проп Протект 2021 - обзор измененийСкачать

          Защита винта лодочного мотора  Проп Протект 2021 -   обзор изменений
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток