Бывает ситуация когда двигаясь на совершенно исправном моторе вы замечаете отсутствие струи воды из контрольного отверстия системы охлаждения.
Наступает паника, поиск неисправности. Новички как правило думают что виновата помпа системы охлаждения, а точнее крыльчатка.
Но все не совсем так просто как может показаться на первый взгляд.
И так, имеем новый двигатель, прошли обкатку и уже катаемся как говорится «на все деньги», и тут у нас на ходу пропадает струя из контрольного отверстия, причем пропадает довольно странным образом: при работе на холостых оборотах вода из контрольного отверстия есть, но стоит начать движение и выйти на глиссер как она тут же пропадает и мотор начинает кипеть..
Ну что же попробуем разобраться в чем же дело.
Разобрав помпу лодочного мотора убеждаемся что с крыльчаткой все хорошо, она такая же резиновая и не порвана., отверстия не забиты и все болты закручены и вроде все как обычно.
Теперь вспоминаем как устроен наш двигатель и понимаем что причиной может быть не помпа а пробитая прокладка цилиндров! в результате чего пороховые газы проникают в систему охлаждения, создают там повышенное давление и вытесняют охлаждающую жидкость создавая избыточное давление, в результате чего и прекращается подача воды в двигатель от помпы.
И все это отлично сочетается с тем что на холостых оборотах у нас двигатель не показывает неисправность и щедро показывает нам струю из контрольного отверстия. Все это из за того что на холостых оборотах проникновение пороховых газов еще не достаточное и не продавливает воду обратно., но стоит поддать газу — и вот все как по сценарию.
Вот наша виновница:
Именно по этому после обкатки лодочных моторов рекомендуется проводить протяжку болтов крепления головки блока цилиндров, причем делать это надо строго по инструкции протягивая болты по определенной схеме — крест на крест.
Но в данной ситуации может быть виновата и сама помпа.
Не смотря на то что разобрав помпу вы видите целую крыльчатку — неисправность может быть не в ней а совсем рядом: это сам корпус помпы который может расплавиться и частично закрыть выходное отверстие уменьшив его сечение.
Но как это может произойти!?
Все просто. Многие не привыкли читать инструкцию а в ней четко и ясно написано что запрещается заводить мотор без погружения дейдвуда в воду.
Дело в том что крыльчатка установленная в металлический стакан помпы, вращаясь без воды создает колосальное трение которое вызывает сильный нагрев стакана помпы и частичного оплавления корпуса в котором он установлен., в результате чего может быть закрыт канал выходного отверстия помпы с резким падением производительности.
Ни когда не запускайте лодочный мотор без воды даже не несколько секунд!
Этим вы рискуете повредить помпу охлаждения лодочного мотора.
Видео:SEA-PRO T9.9S облегчённый. Обзор и ремонт лодочного мотора. Перегрев, потерял мощностьСкачать
Система охлаждения подвесного лодочного мотора
Правильно работающая система охлаждения – важнейшее условие длительной и бесперебойной работы подвесного двигателя. Если Вам показалось,что возникла проблема с охлаждением двигателя (например отсутствует контрольная струя воды) — необходимо немедленно остановить мотор для выяснения причины.
Часто проблема возникает либо в связи с износом или повреждением крыльчатки водяной помпы, или засорением каналов охлаждения.
Читайте также: Кто быстрее поменяет мотор
Продавцы крыльчаток охлаждения утверждают, что замену крыльчатки следует производить каждый раз, когда снимается редуктор. Никогда не допускайте повторного использования изношенной крыльчатки!
Продавцы редукторов утверждают, что редуктор меняется каждый раз, когда.
В свободной стране каждый решает для себя самостоятельно как часто менять крыльчатку системы охлаждения и редуктор, руководствуясь нижеизложенным описанием и понимая принцип работы системы охлаждения на лодочном моторе.
При отсутствии воды в контрольке не спешите паниковать и снимать редуктор для замены крыльчатки – попробуйте прочистить контрольку проволочкой. Все же контролька прежде всего для контроля работы системы охлаждения, и отсутствие воды в ней ни как не влияет на работу системы охлаждения.
За счет меньшего диаметра отверстия контролька часто забивается забортным мусором.
Схема устройства охлаждения лодочного мотора
Система охлаждения подвесного лодочного мотора как правило — проточная водяная. Состоит из заборника, насоса и трубопроводов (см схему-рисунок).
В одноцилиндровых моторах охлаждающая вода может подаваться из-за борта напором потока, который отбрасывается гребным винтом и улавливается специальным водозаборным носком, имеющимся на корпусе редуктора.
В моторах большей мощности охлаждающая вода подается насосом, в качестве которого используют преимущественно помпу коловратного типа. Посредством шпонки она устанавливается на вертикальном вале.
Отсутствие охлаждения у лодочного мотора сразу обнаружить удается далеко не всегда.
Первым признаком перегрева двигателя будет постепенное уменьшение числа оборотов. При прекращении подачи воды в систему верхний цилиндр, имеющий более высокую начальную температуру, перегревается быстрее и оказывается более поврежденным.
У моторов, остановленных на этой стадии перегрева двигателя, не обнаруживается ни задиров в цилиндрах, ни заклинивания поршней.
На самом деле все устроено гораздо сложнее и технологичнее, нежели на показанной выше условной схеме. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на схему охлаждения лодочного мотора Mercury F30/F60
Видео:Пропало охлаждение.Причины,устранение. Ремонт на воде. SEA-PRO 9.9. Хмао.Скачать
Ремонт системы охлаждения
Видео:⚠️Про охлаждение для новичковСкачать
Замена крыльчатки
Основным компонентом системы охлаждения лодочного мотора является крыльчатка и её периодически приходится менять по причине обычного износа, неправильного зимнего хранения, некачественного материала, из которого её изготовили или, как иногда бывает с малоизвестными китайскими моторами, которые заводятся в обратную сторону и заворачивают крыльчатку в обратную сторону из-за чего её лопасти ломаются, ну и бывает, что лопается стопор чашки помпы. И сегодня для вас подробный разбор процесса ремонта системы охлаждения лодочных моторов.
Для начала рекомендуем повесить мотор на импровизированный транец или что-то вертикальное, что его заменит. Без этого заниматься разборкой и ремонтом будет неудобно.
На маломощных ПЛМ надо открыть резиновую заглушку на “ноге”, под которой есть болт, фиксирующий тяги переключения передач. Откручивать полностью его не нужно, просто ослабьте на пару оборотов. У моторов мощностью 9,9 л.с. эта тяга находится снаружи и в этом случае винты стяжки нужно откручивать полностью.
У старых моделей лодочных моторов Tohatsu тяга передач соединяется с рычагом под блоком цилиндров, где-то в районе поддона. Фиксируется соединение пластинкой. В этом случае пластинку нужно откинуть с помощью отвертки вверх по оси.
Ослабляем хомут тяги переключения передач (для облегчения процесса можно включить заднюю передачу), откручиваем болты, которыми крепится редуктор. В зависимости от модели мотора, таких болтов может быть два или четыре.
Теперь можно вытащить “сапог” из “ноги”.
Если вы ремонтируете систему охлаждения старого лодочного мотора или (не дай бог) какой то неизвестной китайской мануфактуры, смотрите, чтобы трубка охлаждения не выдернулась вместе с сапогом и не увлекла за собой прорезиненный держатель, который в свою очередь сидит в пазу канавки охлаждения уже в блоке цилиндров. Происходит это по причине смывания смазки в районе контактов с резиновым уплотнение помпы. То место, где трубка контактирует с помпой предварительно рекомендуется обработать силиконовым спреем.
Сапог резко не дергаем, а нежно вытаскиваем, как с ноги любимой женщины.
Читайте также: Лодочные моторы вихрь 30 в абакане
Аккуратно снимаем “сапог”
Если вы все таки выдернули трубку охлаждения вместе с сапогом, то после ремонта самой системы охлаждения вам придется снимать блок цилиндров и вставлять держатель на свое место.
После снятия сапога нам понадобится нечто подобное (см. фото). С помощью такого приспособления нам нужно, чтобы сапог держался на антикавитационной плите и не выскальзывал. Если такой штуки у вас нет, то можно взять толстую фанеру и в ней уже сделать вырез в форме створа сапога.
Держатель “сапога”
Перед собой мы видим помпу (водяной насос), которую держат четыре болта. Откручиваем их и поднимаем её наверх. Патрубок помпы скорее всего будет уже без смазки и чтобы вытащить его воспользуемся отверткой.
Помпа системы охлаждения ПЛМ Откручиваем болты
После снятия водяного насоса уже можно оценить состояние собственно крыльчатки. Вертикальный вал, на котором сидит крыльчатка, всегда вращается по часовой стрелке, т.о. лопасти крыльчатки будут загнуты в другую сторону.
Крыльчатка поднимается наверх по валу, зачастую вместе с корпусом помпы. Не потеряйте стопорную шпонку, которая находится между крыльчаткой и валом.
Поднимаем крышку вместе с крыльчаткой
У нашего мотора крыльчатка еще в хорошем состоянии. Лопасти все на месте, есть потертости, разрывов нет. Но раз разобрали, то меняем её.
Старая и новая крыльчатки
Перед установкой новой крыльчатки вал нужно очистить, стереть с него нагар и нанести смазку тонким слоем. Далее надеваем шпонку, на неё саму крыльчатку, так, чтобы шпонка попала в свой паз.
Некоторые китайское производители часто не заморачиваются с точным подбором крыльчатки под диаметр вала и на заводе её просто забивают на вал молотком. Вам так делать не советуем, воспользуйтесь лучше напильником или наждачкой, сберегете сальники и шестерни.
Новая крыльчатка на своем месте
После установки крыльчатки, надеваем на вал корпус помпы. Внутреннюю часть корпуса лучше предварительно немного смазать, чтобы первые обороты не повредили лопасти. Прокладки конечно лучше все поставить новые. Надевая и надавливая корпус помпы на саму крыльчатку нужно вращать рукой вал по часовой стрелке (делать это нужно на нейтральной передаче), не забывая при этом совместить патрубок системы охлаждения с уплотнение на корпусе. Такое вращение вала необходимо, чтобы лопасти крыльчатки загнулись в нужную сторону и приняли свое рабочее положение.
Если захотите проверить свою работу и работу новой системы охлаждения до установки сапога, то зажмите в шуруповерт или дрель вал, опустите редуктор под воду, чтобы отверстия водозабора были под водой и прокрутите вал (главное ПО часовой стрелке). При вращении вала из уплотнения вертикальной трубки пойдет вода.
После установки корпуса помпы, смазываем смазкой болты и равномерно, постепенно затягиваем их. Чрезмерных усилий применять не нужно, чтобы не сорвать резьбу. Перед установкой сапога на место смазываем шлицы вала и уплотнение вертикальной трубки системы охлаждения вашего лодочного мотора. Вставляя сапог на месте вам понадобиться одновременно совместить трубку охлаждения, шток переключения передач и вал. Приготовьте заранее фонарик, он вам пригодится.
📸 Видео
⚙️🔩🔧Почему пропадает охлаждение при добавлении газа? При глиссировании? На примере HANGKAI 9.9Скачать
⚙️🔩🔧Хитрая неисправность лодочного мотораСкачать
⚙️🔩🔧Почему идет кипяток с контрольки лодочного мотора?Скачать
ЛОДОЧНЫЙ МОТОР-SEA PRO 9.8, БОЛЬШОЙ косяк 2020, ПОКУПАТЬ ЛИ?Скачать
⚙️🔩🔧Причины отсутствия охлаждения лодочного мотораСкачать
ЛОДОЧНЫЙ МОТОР ✅ Sea Pro 5 Купил Б/У 🔴Солёный лодочные мотор..... КИТАЙ!!!!Скачать
Обновление лодочного мотора Sea-Pro T9.8 SСкачать
⚙️🔩🔧Глупая неисправность лодочного мотораСкачать
Сеа-про 9.9 OTH брак в системе охлаждения. Термостат.Скачать
⚙️🔩🔧Лодочный мотор перегревается. Но "контролька" работает!Скачать
Конструктивный косяк системы охлаждения подвесных лодочных моторов HDX 2.6 CBMS контролькаСкачать
⚙️🔩🔧Контроль за работой термостата на лодочном моторе YAMAHA 15FСкачать
Почему не качает #помпа #лодочногомотора, типовые поломки, на что обратить внимание. #OutboardСкачать
⚙️🔩🔧Как заменить крыльчатку и не убить лодочный мотор. Для начинающих водномоторниковСкачать
#SeaPro30, #Заменапомпы, нет охлаждения? дефектовка от профессионала такого не покажут даже мастера.Скачать
Обзор новинки лодочный мотор SEA-PRO T9.9 PRO 18 лошадиных силСкачать
Не делайте консервацию лодочных моторовСкачать