Двигатель ЗМЗ 409 выпускал Заволжский моторный завод для транспортных средств, производимых на Ульяновском автомобильном заводе. Так, автомобили УАЗ получили модернизированный ЗМЗ 405 с некоторыми изменениями, а именно — клапанная крышка другой формы, улучшенный газораспределительный механизм и новая прокладка металлического типа.
- Технические характеристики двигателя
- Общее описание системы охлаждения
- Детали и схема устройства
- Радиатор и электровентилятор
- Термостат
- Водяной насос
- Отопитель
- Расширительный бачок и пробка
- Патрубки
- Датчик температуры
- Водяная рубашка
- Вывод
- Система охлаждения двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
- Система охлаждения двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
- 💡 Видео
Видео:Идеальная система охлаждения двигателя УАЗ патриот.Скачать
Технические характеристики двигателя
Двигатель ЗМЗ 409, кроме прочих изменений получил ряд доработок, а именно — клапанная крышка другой формы, улучшенный газораспределительный механизм и новая прокладка металлического типа. Также, увеличился объём, что повлекло за собой модернизацию системы охлаждения.
Прежде, чем рассматривать описание и устройство мотора, стоит определиться с техническими характеристиками 409-го:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Инжектор |
Объем | 2,7 литра (2693 см. куб) |
Мощность | 128 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр цилиндра | 95,5 мм |
Расход | 13,2 литра на 100 км |
Экологическая норма | Евро-2, Евро-3, Евро-4 |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Видео:Самая частая причина перегрева двс УАЗ ПатриотСкачать
Общее описание системы охлаждения
Система охлаждения ЗМЗ 409 имеет типичную конструкцию для всех моторов, производимых Заволжским заводом. Так, силовой агрегат построен с закрытой системой охлаждения, в которой имеются следующие элементы:
- Радиатор.
- Водяная рубашка блока и ГБЦ.
- Водяной насос.
- Расширительный бачок.
- Термостат.
- Патрубки.
- Радиатор и вентилятор отопителя.
- Электровентилятор основного радиатора.
- Датчик температуры ОЖ.
Видео:доработка системы охлаждения и отопления змз 409 уаз патриот.Скачать
Детали и схема устройства
Схема устройства охлаждения двигателя ЗМЗ 409 достаточно простая и присущая всем инжекторным версиям. Охлаждающая жидкость циркулирует по кругам — большому и малому. Рассмотрим, детали узла «охлаждайки» более детальнее.
Радиатор и электровентилятор
Радиатор и электровентилятор обеспечивают постоянную температуру мотора в пределах 87-103 градуса Цельсия, чтобы двигатель не перегрелся. На первых моделях двигателя устанавливался трёхрядный охладитель медной конструкции. Но, после неудачных испытаний, конструкторами было принято решение сменить радиатор на трёхрядный алюминиевый.
Электровентилятор включается при помощи блока управления, который регулирует температуру мотора при помощи датчика температуры охлаждающей жидкости. Данные о температурном режиме считываются с рубашки охлаждения и подаются на ЭБУ, который включает и выключает основной вентилятор.
Неисправность вентилятора и радиатора охлаждения ведут к плохой циркуляции и недостаточном охлаждении системы. При этом мотор может перегреваться.
Если в паре с этим ещё и неисправен термостат, то это приведёт к перегреву мотора, что потянет более серьёзные неполадки.
Термостат
Обеспечивает перевод потоков охлаждающей жидкости с малого на большой круг и наоборот. Так, открывается термостат при температурном диапазоне в 60-70 градусов. Это одна из самых важных деталей мотора, поскольку именно она регулирует эффективный и быстрый прогрев движка, а также нормальную работу системы ОЖ.
При прогреве мотора термостат находится в закрытом положении и циркуляция ОЖ обеспечивается по малому кругу без участия радиатора. После открытия термостата жидкость начинает гоняться по большому кругу, что обеспечивает эффективное охлаждение благодаря радиатору.
Неисправность термостата приводит к тому, что двигатель начинает греться, поскольку он находится в закрытом состоянии и зачастую, эта неисправность сопровождается частым включением электровентилятора.
Смена термостата проводится легко, для этого просто необходимо слить ОЖ до уровня ниже детали и открутить корпус. Под корпусом находится изделие. При замене стоит менять и уплотнительную резинку.
Водяной насос
Водяной насос или помпа служит для обеспечения циркуляции ОЖ по всей системе. Неисправность данного элемента приводит к потере жидкости и перегреву силового агрегата. Обычно износ подшипников внутри изделия приводит к заклиниванию, из-за чего из-под водяного насоса начинается течь.
Отопитель
Одним из неотъемлемых элементов системы охлаждения является система отопителя. Она включает в себя входящий и выходящий патрубок, радиатор и электровентилятор. В зимнее время активно эксплуатируется, чем дополнительно охлаждает движок.
Расширительный бачок и пробка
В расширительный бачок вытесняются газы и пары, которые образуются вследствие эксплуатации системы. Там, этот элемент служить также уровнем ОЖ в системе. Через пробку вытесняется воздух, а также горячая «охлаждайка» при перегреве силового агрегата.
Патрубки
Патрубки — промежуточные элементы, через которые циркулирует охлаждающая жидкость, а также соединяются разные элементы системы. Неисправность данных деталей может привести к потере жидкости, что может значительно снизить уровень в движке. Обычно, в зависимости от пробега и местности эксплуатации данные детали рекомендуется менять один раз на 100 000 км пробега.
Датчик температуры
Датчик температуры охлаждения считывает данные о температурном режиме и передаёт их в электронный блок управления, который проводит регулировке температуры. Устанавливается он на термостате.
Читайте также: Киа соул какие моторы
Неисправность элемента может привести к тому, что мотор будет перегреваться, поскольку электровентилятор не будет включаться. Особенно это опасно в летний период. Также, проблемы с датчиком могут послужить ряду других проблем связанных с мотором.
Водяная рубашка
Водяная рубашка охлаждения находится внутри блока цилиндров и головки блока. Она обеспечивает вывод тепла с этих элементов, которые нагреваются в процессе эксплуатации. Так, при помощи водяного насоса и патрубков жидкость двигается в радиатор, где собственно и происходит охлаждение, а затем возвращается для поглощения нового тепла.
Если эксплуатация мотора производится на воде, то зачастую каналы рубашки охлаждения берутся коррозией, что приводит к разрушению стенок. Долгая эксплуатация в таком режиме может привести к попаданию охлаждающей жидкости в цилиндры мотора, что может привести к гидроудару и капитальному ремонту силового агрегата.
Такая ситуация сильно ударит по карману владельца, поэтому рекомендуется проводить эксплуатацию движка на тосоле или антифризе, которые менее пагубно влияют на элементы силового агрегата.
Видео:система охлаждения уаз Патриот! ещё один экспериментСкачать
Вывод
Система охлаждения двигателя ЗМЗ 409 — типичная для всех силовых агрегатов Заволжского моторного завода. Мотор стал преемником 405-го и 406-го моторов, а поэтому система ОЖ у них одинаковая. Неисправности элементов системы могут привести к перегреву, что в свою очередь станет причиной деформации и прогиба головки блока цилиндров. Это может послужить капитальному ремонту всего силового агрегата.
Видео:змз 409 изменение малого круга охлаждающей жидкостиСкачать
Система охлаждения двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
Система охлаждения двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
Система охлаждения.
Система охлаждения (рис.1) – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Система охлаждения двигателя состоит из рубашек охлаждения блока цилиндров 8 и головки цилиндров 1, водяного насоса 7, термостата 2 и сливного краника или пробки 10.
Вентилятор системы охлаждения и шкив привода вентилятора установлены на опоре вентилятора 6, объединенной с передней крышкой головки цилиндров.
Другие записи по двигателям:
Система охлаждения двигателя.
– – – штриховыми линиями показаны детали, устанавливаемые на автомобиле.
1 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 2 – термостат; 3 – штуцер отвода жидкости к расширительному бачку; 4 – вентилятор (устанавливается на автомобиле); 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления; 6 – опора вентилятора; 7 – водяной насос; 8 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 9 – трубка забора охлаждающей жидкости; 10 – сливная пробка на блоке цилиндров; 11 – патрубок отопителя.
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным водяным насосом, приводимым от коленчатого вала. Насос подает жидкость в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда жидкость поступает в рубашку головки цилиндров и в термостат. Термостат автоматически регулирует подачу охлаждающей жидкости в радиатор в зависимости от её температуры.
Через штуцер 3 из корпуса термостата в расширительный бачок отводится воздух при заполнении системы и возникающий в системе охлаждения пар. Слив охлаждающей жидкости из двигателя осуществляется через пробку 10, расположенную на левой стороне блока цилиндров.
Оптимальный температурный режим охлаждающей жидкости с точки зрения минимума износов и расхода топлива лежит в пределах плюс 80…100 °С. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически.
Контроль температурного режима двигателя осуществляется по указателю температуры и сигнализатору перегрева (контрольная лампа), находящихся в составе комбинации приборов автомобиля.
Указатель температуры охлаждающей жидкости управляется сигналом, формируемым блоком управления на основании информации от датчика температуры 5, размещенного в корпусе термостата.
Водяной насос (рис.2) – центробежного типа, установлен на крышке цепи.
Подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров.
Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением 4, которое запрессовывается в корпус водяного насоса 5 и напрессовывается на валик подшипника 10.
Проникающая через уплотнение охлаждающая жидкость не попадает в подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость 7, закрытую заглушкой 9. Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двигателя постепенно испаряется через отверстия 3 и 8.
Наличие постоянной течи из контрольного отверстия 8 дренажной полости говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости ремонта или замены водяного насоса.
Подшипник 10 удерживается от перемещения в корпусе водяного насоса фиксатором 2, который завернут до упора и закернен. Подшипник с двумя защитными уплотнениями заполнен смазкой на предприятии-изготовителе, в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется.
На валик подшипника напрессованы стальная штампованная крыльчатка 6 и ступица 1, к которой крепится тремя болтами изготовленный из пресс-материала дозирующегося стекловолокнита шкив привода насоса.
Читайте также: Мотор редуктор для скребковых конвейеров
Водяной насос.
1 – ступица шкива; 2 – фиксатор подшипника; 3 – пароотводящее отверстие; 4 – уплотнение; 5 – корпус водяного насоса; 6 – крыльчатка; 7 – дренажная полость; 8 – контрольное отверстие; 9 – заглушка; 10 – подшипник.
Привод водяного насоса на двигателях без компрессора кондиционера производится поликлиновым ремнем 6PK 1275 от шкива коленчатого вала совместно с приводом генератора (рис.3). Передаточное число привода – 1,15.
Вид спереди двигателей с насосом ГУР.
1 – шкив вентилятора; 2 – шкив генератора; 3 – ремень привода генератора и водяного насоса;
4 – автоматический механизм натяжения ремня; 5 – шкив водяного насоса; 6 – шкив насоса
ГУР; 7 – ремень привода вентилятора и насоса ГУР; 8 – шкив коленчатого вала.
Натяжение ремня и демпфирование возникающих в приводе колебаний обеспечивается автоматическим механизмом натяжения 4. В процессе эксплуатации автоматический механизм натяжения не требует обслуживания и регулировки.
Привод вентилятора и насоса ГУР на двигателях без компрессора кондиционера производится от коленчатого вала дополнительным поликлиновым ремнем 7. Натяжение ремня осуществляется изменением положения насоса ГУР.
Привод водяного насоса на двигателях с компрессором кондиционера производится от коленчатого вала совместно с приводом вентилятора, насоса ГУР, генератора и компрессора кондиционера одним ремнём 6 (рис.4). Натяжение ремня осуществляется автоматическим механизмом натяжения 4. Компрессор кондиционера и генератор устанавливаются на чугунный кронштейн агрегатов, закреплённый на двигателе.
Вид спереди двигателей с компрессором кондиционера и насосом ГУР.
1 – шкив генератора; 2 – шкив компрессора кондиционера; 3 – направляющие ролики; 4 – авто-
матический механизм натяжения ремня; 5 – шкив вентилятора; 6 – ремень; 7 – шкив насоса
ГУР; 8 – шкив водяного насоса; 9 – шкив-демпфер коленчатого вала.
Термостат (рис.5) – с твердым наполнителем, двухклапанный, с автоматическим дренажным клапаном. Термостат расположен в алюминиевом корпусе, установленном на выходном отверстии рубашки охлаждения головки цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом, радиатором и расширительным бачком.
Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости по большому кругу через радиатор.
Схема работы термостата.
А – термостат закрыт; Б – термостат открыт; I – в водяной насос и далее в водяную рубашку блока цилиндров двигателя; II – из водяной рубашки головки цилиндров двигателя; III – в радиатор; 1 – крышка термостата; 2 – основной клапан; 3 – дренажный клапан; 4 – перепускной клапан; 5 – перепускной патрубок.
На холодном двигателе основной клапан 2 термостата закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через открытый перепускной клапан 4 термостата в водяной насос по малому кругу, минуя радиатор.
При прогреве двигателя и подъеме температуры охлаждающей жидкости до плюс 82±2 °С основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной – закрываться. При этом часть охлаждающей жидкости начинает циркулировать по большому кругу через радиатор охлаждения.
При температуре плюс 97±2 °С основной клапан открыт полностью на величину не мене 8,5 мм, перепускной клапан при этом закрыт и вся охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор по большому кругу.
Во фланце термостата выполнено отверстие с автоматическим дренажным клапаном 3. Отверстие служит для выхода воздуха при заправке системы охлаждения. При работе двигателя водяной насос создает давление жидкости, под действием которого шарик клапана поднимается и закрывает отверстие, препятствуя утечке жидкости в радиатор.
Герметичность соединения крышки термостата с корпусом обеспечивается резиновой прокладкой П-образного профиля, устанавливаемой на опорный фланец термостата.
Термостат в корпус должен быть установлен таким образом, чтобы выступ на стойке термостата зашел в паз корпуса, что обеспечивает наименьшее сопротивление потоку охлаждающей жидкости.
- Запрещается эксплуатация двигателя без термостата, что приведет в летнее время к перегреву двигателя, зимой – к долгому прогреву и работе двигателя на пониженном температурном режиме. Поддержание термостатом рабочего температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.
Опора вентилятора (рис.6) – объединена с передней крышкой головки цилиндров. В передней крышке 1 головки цилиндров, отлитой из алюминиевого сплава, установлен на анаэробном герметике комбинированный специальный подшипник 2 с двухсторонним уплотнением, на валик которого напрессована ступица 3 крепления шкива вентилятора. Подшипник заполнен смазкой на заводе изготовителе и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Со стороны головки цилиндров подшипник закрыт крышкой 4, установленной на анаэробном герметике.
Передний конец ступицы имеет левую резьбу для установки вязкостной муфты с вентилятором.
Конструкция передней крышки головки цилиндров с опорой вентилятора неразборная, при выходе из строя подшипника следует заменить узел в сборе.
Читайте также: Вертолет мотор flying model style
Опора вентилятора.
1 – передняя крышка головки цилиндров; 2 – подшипник опоры вентилятора; 3 – ступица шкива вентилятора; 4 – крышка.
Водяной насос.
Для проведения ремонта водяного насоса предприятием-изготовителем двигателя выпускается комплект 406.1307002-10, состоящий из подшипника, крыльчатки и уплотнения.
Разборка насоса производится в следующем порядке:
- с помощью съемника снять крыльчатку (рис.7);
- с помощью специального приспособления снять ступицу шкива насоса (рис.8);
- вывернуть фиксатор подшипника;
- выпрессовать из корпуса подшипник (рис.9). Выпрессовку подшипника производить на прессе или с помощью медной оправки. Для более легкой выпрессовки рекомендуется нагреть водяной насос до температуры плюс 80 °С;
- выпрессовать уплотнение из корпуса (рис.10).
Сборка насоса производится в следующем порядке:
- с помощью оправки запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо под фиксатор на обойме подшипника совпало с отверстием в корпусе насоса (рис.11);
- с помощью оправки запрессовать уплотнение на вал подшипника и в корпус насоса, не допуская перекоса (рис.12). Для запрессовки уплотнения использовать оправку (рис.13), с помощью которой обеспечивается необходимое сжатие пружины уплотнения;
- завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило его самоотворачивание;
- напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав размер (106,0 ±0,2) мм (рис.14);
- напрессовать крыльчатку на валик подшипника, выдержав размер между торцом крыльчатки и торцом корпуса насоса не более 14,2 мм (рис.15). Не допускается прикладывать усилие запрессовки к обратным сторонам лопастей во избежание их деформации;
- провернуть крыльчатку вместе с валиком. Задевание крыльчатки за корпус не допускается.
Перед сборкой очистить и промыть детали насоса, удалить отложения с крыльчатки, корпуса и крышки. Проверить величину осевого перемещения наружной обоймы подшипника относительно валика, которая не должна превышать 0,13 мм при нагрузке 5 кгс.
- При запрессовке необходимо исключить возможность передачи усилия запрессовки через тела качения подшипника на корпус водяного насоса во избежание повреждения и поломки подшипника.
- На наружной поверхности и заплечиках металлической втулки уплотнения нанесен герметик, который обеспечивает герметичность посадки уплотнения в корпусе водяного насоса. Перед запрессовкой уплотнения оценить и не нарушать целостность покрытия герметика.
- На двигатель водяной насос устанавливать с новой прокладкой.
Снятие крыльчатки водяного насоса.
Снятие ступицы водяного насоса.
Выпрессовка подшипника с валиком водяного насоса.
Выпрессовка уплотнения водяного насос.
Запрессовка подшипника с валиком.
Запрессовка уплотнения водяного насоса.
Оправка для запрессовки уплотнения.
Напрессовка ступицы шкива водяного насоса.
Напрессовка крыльчатки водяного насоса.
Проверить работу термостата можно без снятия его с двигателя. После запуска холодного двигателя шланг подвода жидкости в радиатор не должен нагреваться. Постепенный рост температуры шлангов радиатора, бачков радиатора при прогреве двигателя указывает на негерметичность клапана термостата или его заклинивание в открытом положении. Интенсивный нагрев шланга подвода охлаждающей жидкости в радиатор должен происходить при открытии основного клапана – при подъеме температуры охлаждающей жидкости выше плюс 82±2 °С.
После снятия с двигателя очистить термостат, дренажное отверстие во фланце и седло основного клапана. Между основным клапаном и его седлом не должно быть загрязнений, рисок и заусенцев, приводящих к негерметичности основного клапана.
Герметичность посадки основного клапана термостата проверить по прохождению щупа 0,1 мм между основным клапаном и седлом у холодного термостата. При прохождении щупа по всей окружности клапана термостат браковать.
Проверить термостат на температуру начала открытия и полный ход клапана.
Установить термостат в воду с температурой плюс 76 °С и выдержать не менее 3 минут, после чего проверить зазор между клапаном и седлом щупом 0,1 мм. Прохождение щупа по всей окружности клапана говорит о слишком раннем открытии термостата и необходимости его замены.
Установить термостат в воду с температурой плюс 87 °С и выдержать не менее 3 минут, после чего еще раз проверить зазор щупом 0,1 мм между клапаном и седлом. Щуп должен проходить по всей окружности. Непрохождение щупа говорит о слишком позднем открытии клапана термостата и необходимости его замены.
Установить термостат в воду или глицерин с температурой плюс 99 °С и выдержать до остановки хода основного клапана, но не менее 1,5 минут, после чего проверить ход клапана штангенциркулем или шаблоном 6,8 мм. Если шаблон не проходит в зазор между клапаном и седлом, то термостат подлежит замене.
При проведении испытаний жидкость должна непрерывно перемешиваться для получения одинаковой температуры во всем ее объеме.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
💡 Видео
Новинка УАЗ! Новая помпа ЗМЗ-409 с изменённой системой охлаждения на автомобилях УАЗ Патриот с АКПП.Скачать
Переделка системы охлаждения УАЗ патриот по дизельной схемеСкачать
УАЗ Патриот система охлаждения и отопления АКПП и МКППСкачать
УАЗ Хантер замена трубки охлаждения 409 двигательСкачать
отопление уаз патриот часть 1Скачать
УАЗ Патриот сразу с тремя причинами перегрева двсСкачать
доработка системы охлаждения двс змз 409 Хантер ,чтобы не кипел двс и чтобы печка грела хорошоСкачать
УАЗ ПАТРИОТ заводские доработки системы охлаждения , говорю то что знаюСкачать
Система охлаждения Уаз "Буханка" , подключение и модернизация. Один из вариантов.Скачать
Замена металлического обводного патрубка ЗМЗ 409 УАЗ Патриот.Скачать
Плохо греет печка. УАЗ Патриот 2012Скачать
рассуждения по системе охлаждения масла Змз 409 патриотСкачать
УАЗ ПАТРИОТ 2015. Правильное расположение дренажных патрубков системы охлаждения.Скачать
УАЗ патриот на автомате,как греется и какой запас до перегрева.Скачать
Ремонт системы охлаждения УАЗ Патриот хорошие запчастиСкачать