Система раздельной смазки лодочного мотора

Клин? Не дождетесь! Отечественные системы раздельной смазки.

текст Иван Ксенофонтов,
кандидат технических наук
рисунки Олег Воеводов

По большому счету, многим «до фонаря», какой мотор стоит в его мотоцикле — двух- или четырехтактный, лишь бы движок заводился с пол-оборота и не страдал непомерным аппетитом. Чашу весов в пользу четырехтактников обычно «перевешивает» такая мелочь, как возможность заливать в бак чистый бензин и не возиться с приготовлением «масляного коктейля». В мире уже давно широко распространены так называемые системы раздельной смазки двухтактников. О них и пойдет речь.

Нет пророка в своем отечестве

Минуло без малого сорок лет с тех пор, как системы раздельной смазки двухтактных моторов получили широкое распространение. Они позволяли снизить в несколько раз расход масла и вредные выбросы в атмосферу. «Изюминка» системы — маслоподающий насос. Японцы запатентовали свой насос плунжерного типа, и большинство фирм производят его нынче по лицензии. В СССР в 70-х годах в Московском автомеханическом институте (МАМИ) совместно с «Ижмашем» велись собственные разработки узла. Их итог — система «Иж-МАМИ» с червячным (винтовым) насосом. Такая система устанавливалась на первых «Иж-ПС», а позже — на изготовленных небольшими партиями «Иж-П5». В 1975 году на ЗиДе (г. Ковров) инженеру-конструктору Станиславу Соломонову удалось улучшить японский аналог и даже получить на него авторские свидетельства (№ 514969 и 909239). К сожалению, на этом внедрение раздельной смазки в стране закончилось, хотя за рубежом сегодня такими системами оснащены практически все двухтактники, за исключением спортивных. Даже в Белоруссии на «Мински» ставят «наши» насосы РС-2, изготовленные в Саранске!

Критерии маслоподачи: меньше дыма, больше «дури»

Появившаяся в 1964 году на 125-кубовом мотоцикле «Ямаха YA-6» система раздельной смазки была своеобразной революцией в мире двухтактников. (Оговоримся, что еще в «дремучие» 20-е годы существовали системы смазки двухтактников. Но они были примитивны и распространения не получили). В новых системах подаваемое в мотор масло точно дозируется в зависимости от двух параметров: оборотов коленвала и нагрузки. Критерии подачи масла можно в двух словах сформулировать так: при максимальной нагрузке на двигатель масла должно быть много — чтобы он не «словил клина», а на холостом ходу поменьше, чтобы мотор не дымил. Если перевести это на сухой язык цифр, то получится, что пропорция масло/бензин должна меняться от 1:25 (при полной нагрузке и максимальных оборотах) до примерно 1:120 (на холостом ходу). Масло подается под небольшим давлением во впускной патрубок, здесь оно смешивается с топливо-воздушной смесью. Так что, строго говоря, подобную подачу масла правильнее называть не системой раздельной смазки, а системой с дозированной подачей масла на впуск. Разница есть, но все уже привыкли к терминологии — ладно уж, не станем обострять.

Куда маслу течь?

Обеспечивают подачу масла в разных случаях две принципиально разные схемы маслона-сосов: червячные и плунжерные. Рассмотрим принцип их работы.

Рис. 1. Схема раздельной системы смазки «Иж-МАМИ»:
1 — дозатор; 2 — распределительная муфта; 3 — маслоподающая форсунка; 4 — червячный насос; 5 — сигнальная лампа.
Примечание. На мотоциклах «Иж-П5» дозатор 1 и насос 4 погружены в масляную ванну.

В червячном насосе 4 (рис. 1) вал с винтовой канавкой вращается внутри корпуса и гонит масло по канавке. Вал насоса напрямую соединен с коленвалом, и поэтому чем выше обороты мотора, тем интенсивнее подача масла. Однако нужна еще и корректировка по нагрузке, например, от ручки «газа». Поскольку изменять производительность червячного насоса сложно, применяют специальный регулятор-дозатор. В системе «Иж-МАМИ» эту задачу решили просто и красиво: сделали дозатор в виде своеобразного гидравлического потенциометра. Дело в том, что длина канала для жидкости играет такую же роль, как сопротивление для электрического тока. В дозаторе 1 масло подводится от червячного насоса в среднюю часть штока, а затем оно растекается по винтовой канавке в противоположные стороны. С одной стороны, оно подбирается к маслоподающей форсунке 3, а с другой — стекает в маслобак. Таким образом, перемещая точку подвода масла относительно концов канала (посредством воздействия тросиком от ручки «газа»), можно влиять на распределение масла — в мотор или «на слив» (невольно вспоминается выложенный многометровыми буквами некогда существовавший лозунг на дамбе одной кавказской реки: «Течет вода Кубань-реки куда велят большевики»).

Читайте также: Мотор подвесной лодочный в ярославле

Японцев перехитрили

Рис. 3. Плунжерный насос РС-2: 1 — сектор насоса, управляемый ручкой «газа»; 2 — регулировочная гайка; 3 — торцевой кулачок изменения подачи; 4 — обратный клапан; 5 — выпускное отверстие; 6 — шток изменения подачи; 7 — вращающийся плунжер; 8 — торцевой кулачок, обеспечивающий поступательное движение плунжера; 9 — приводной вал; 10 — впускное отверстие.

Совсем иначе работает плунжерный маспонасос РС-2. В нем плунжер перемещается возвратно-поступательно, и в то же время вращается. Однако он вращается гораздо медленнее, чем коленвал. Дело в том, что количество масла, нужное двигателю за один оборот коленвала, даже при полной нагрузке крайне мизерно (менее 1 куб. мм), и требовалась бы буквально ювелирная точность Левши для изготовления деталей насоса (и без того диаметр плунжера — 4 мм, а его максимальный ход — около 2 мм). Поэтому в конструкцию вводят понижающий червячный редуктор (передаточное отношение 33:1). На конце плунжера профрезерована канавка шириной 1,6 мм, которая поочередно сообщается то с впускным, то с выпускным отверстиями корпуса. В выпускном отверстии установлен обратный клапан 4 (рис. 3), он препятствует утечке масла через зазор в плунжерной паре при неработающем двигателе. При открытии ручки «газа» один тросик поднимает дроссельную заслонку, а другой поворачивает сектор 1 масло-насоса. В секторе с одной стороны размещен торцевой кулачок 3, который, воздействуя на шток 6, увеличивает активный ход плунжера. Подача масла также растет за счет большего числа перемещений плунжера — из-за «раскрутки» мотора.

Видео:Смазка двухтактного двигателяСкачать

Смазка двухтактного двигателя

Подвесной двигатель, покупка: 12 советов от «Море лодок»

Любой выбор мы делаем сами. Да, он зависит от обстоятельств, знания, возможностей.
Но на что бы мы ни опирались, совершая этот выбор, — жить с результатами потом нам.

При покупке автомобиля вы знаете что он, как правило, поставляется с двигателем, в результате чего вы смотрите на цвет лакокрасочного покрытия и отделку салона больше, чем на мотор. Но в водномоторном мире, вы не можете позволить себе такую роскошь выбора. Тут выбор не только между производителями, но и между весами, впрыском топлива и даже метода выработки электроэнергии. И это не говоря уже, где двигатель может быть установлен. Первая установка или в качестве замены. Основной или вспомогательный. Теперь подумайте, как вы выбираете подвесной двигатель?

Вы говорите, двух или четырехтактный. Тоже мне ассортимент!

В прошлом, тенденция при выборе подвесника, была довольно простой, это выбор между двумя и четырьмя тактами. С одной стороны, вы имели легкую простоту двух тактов, с другой стороны, у вас были более чистые, более изощренные четырехтактные двигатели. Но необходимость, в мире, соблюдения экологических стандартов выбор подвесных моторов сильно увеличился. Четырехтактные теперь доступны от 2 до 350 л. с., а также двухтактники с прямым впрыском, но не таких больших мощностей. Там также постоянно расширяющийся ассортимент экологически чистых электрических моторов.

Читайте также: Шум мотора ваз 2107

С тем разнообразием вариантов, которые сейчас представлены на рынке, трудно понять, с чего начать? Особенно если вы выбираете и покупаете мотор в первый раз.

Видео:Снегоход Стелс с раздельной системой смазки 2ТСкачать

Снегоход Стелс с раздельной системой смазки 2Т

Старый добрый двухтактник

Эти моторы сейчас выпускают все производители. За исключением «Honda» (в ее линейке 2-тактников нет). У «Suzuki» два такта представлены мощность от 9,9 до 40 л. с. Самая большая линейка у «Yamaha» от 2 до 200 л. с. У «Tohatsu» до 90 л. с. И конечно «Mercury», с большим модельным рядом.

Двухтактные моторы с раздельной системой смазки

Это «Yamaha» от 20 до 250 л. с., а также «Mercury» и «Tohatsu». Литера «О» «Oil Injection System» в обозначении мотора. Раздельная система смазки, осуществляет контроль загруженности двигателя. При каждом конкретном режиме работы подается оптимальное количество масла. Эта опция избавляет от необходимости (на воде особенно неудобно) предварительно готовить смесь из бензина и масла.

Двухтактные — прямой впрыск

Эти двухтактные моторы с прямым впрыском (DI) «Direct Injection», используют сложные системы управления двигателем, т. е. бензин или дизельное топливо, подается через форсунку прямо в камеру сгорания. А это мощность, производительность, экономичность. Большая часть этого достигается за счет улучшения способа, с помощью которых топливо вводится в цилиндры. А в системах, к примеру, с технологиями «TLDI» и «OptiMax» бензин в камеру сгорания подается вместе с воздухом. В первую очередь это мощные «Mercury (OptiMax)» с линейкой от 90 до 250 л. с. «Tohatsu (TLDI)» с линейкой от 40 до 115 л. с. и «Evinrude (E-Tec)».

Коммерческий двухтактник

Это подвесные лодочные моторы для коммерческого использования специально разработаны, чтобы служить рабочими лошадками тому, кто зарабатывает этим на жизнь. Это «Yamaha» серии «Enduro» с линейкой 8, 40 и 115 л. с. И «Mercury (Sea Pro)» с линейкой от 15 до 60 л. с. Каждый подвесной мотор разработан таким образом, чтобы отвечать требованиям коммерческого использования. Плюс универсальность, пресная и соленая вода.

Короче говоря, то производители современных двухтактных лодочных моторов, предлагают множество как традиционных, так и специальных моделей.

Видео:⚙️🔩🔧Автомикс: преимущества, недостатки и как отключить систему автоматической подачи маслаСкачать

⚙️🔩🔧Автомикс: преимущества, недостатки и как отключить систему автоматической подачи масла

Четырехтактные

Для большинства рыбаков, туристов, яхтсменов, четырехтактные лодочные подвесные моторы остаются выбором номер один. Крупнейшие производители на современном рынке являются «Yamaha», «Suzuki», «Mercury» и «Honda». Большинство из них используют систему впрыска топлива, разработанную из сложной автомобильной промышленности, с одной форсункой на цилиндре. С помощью современных четырехтактных моторов, вы получаете в значительной степени все преимущества производительности, плюс экономное потребление топлива, минимальное выделение вредных веществ (выбросы в окружающую среду минимизируются), малошумность (мотор создаёт относительно мало шумов при работе, его использование на рыбалке либо охоте просто незаменимо). А также длительный срок эксплуатации и, конечно, стабильность при работе на низком ходу и холостом. Постоянное уменьшение размера и веса также означает более широкий диапазон выходных мощностей. Система раздельной смазки лодочного мотора Система раздельной смазки лодочного мотора Система раздельной смазки лодочного мотораКроме того, на другом конце шкалы, есть действительно мощные двигатели «Suzuki F» 300 л. с., чудовищная «Yamaha F350», и конечно моторы «Mercury Verado», единственные с наддувом на рынке на сегодняшний день. А верхняя величина впечатляет — 400 л. с.! Все это означает, что владельцы гораздо более крупных лодок могут рассмотреть подвесной, как реальный вариант.

Видео:Водостойкая смазка для лодочного мотора NLGI EP2Скачать

Водостойкая смазка для лодочного мотора NLGI EP2

Как насчет водометов и электродвигателей?

Водомётные моторы разрабатываются на основе двухтактных и четырёхтактных двигателей, специально для движения по мелководью и перекатам, благодаря чему, лодку можно подводить прямо к берегу. Водомет работает практически так же, как и винтовой, и имеет сходство с двигателем реактивным, за разницей, что из сопла вырывается вода. Они есть в линейке «Mercury», «Tohatsu», «Yamaha», «Suzuki», правда с маленьким модельным рядом.

Читайте также: Моторы для питбайков 140

Еще более новая технология, а именно — электрические подвесники. Они хорошо подходят для небольших катеров и внутреннего рыболовства, а так же дешевые эксплуатационные расходы. Батареи, вероятно, нуждаются в замене каждые три года или около того, но это компенсируется тем, что вам не нужно покупать какое-либо топливо.

Видео:Водостойкая смазка Sumitachi для лодочных моторовСкачать

Водостойкая смазка Sumitachi для лодочных моторов

Выберите правильный подвесной двигатель: 12 ключевых соображений от «Море лодок»

2-тактный — ПЛМ такого типа более компактны, просты в обслуживании и перевозке, менее прихотливы к качеству топлива и имеют малый вес, что позволяет быстро демонтировать их с лодки. Низкая цена.

4-тактный — двигатель имеет более высокий ресурс работоспособности и надёжности, меньше загрязняет окружающую среду, тише работает по сравнению с двухтактным двигателем. Более высокая цена.

Бренд, производитель. НАШ — не НАШ.

Сегодня на рынке представлено огромное количество производителей ПЛМ, и поэтому, сделать выбор в пользу конкретной модели, зачастую очень сложно. Существует несколько стран производителей — это Япония, США, Китай, Россия. Споры про то, что «Suzuki» — надежнее, «Yamaha» — тише, «Honda» — технологичнее, имеют место быть, но это скорее дело вкуса. Главное, чтобы ПЛМ выполнял функциональные задачи, и конечно вам нравился.

Подсказка: Какой же из брендов взять?
Ответ: «Тот, чей сервис ближе всего к вам и наиболее доступен по цене».

Для рыбаков и охотников, которые перемещаются на небольшие расстояния и обычно на надувных лодках, достаточно мотора и 5 л. с. А если лодка большая, и мотор более мощный? То тут стоит задуматься о его весе. Берегите спину.

Так как хищение моторов сейчас слишком распространено.

Допускает ли ваша лодка глиссирование?

Если ваша лодка не способна идти в режиме глиссирования, то тогда и мощный мотор не нужен. Можно ограничиться двигателем малой мощности, в зависимости от лодки и нагрузки. В водоизмещающем режиме дополнительная мощность ничего полезного не дает.

Дистанционное управление, нужно ли?

Необходимость его бесспорна, если ваш катер глиссирующий, и вы собираетесь ходить на большие расстояния, при достаточно больших скоростях. На корме, управляя лодкой, капитан не видит всей обстановки впереди. При переносе рулевого управления вперед, его обзор значительно увеличивается, что дает большую безопасность при движении. И электрозапуск на двигателе, большой плюс.

Возьмите рекомендацию от производителя вашего корабля.

Кто как не они, дадут лучший совет о хороших вариантах.

Договоритесь с продавцами, они могут помочь.

Если вы не можете позволить себе новый двигатель, подумайте о б/у вариантах.

К этому нужно относиться очень серьёзно. Не торопитесь, всё тщательно проверьте. Иногда ПЛМ продают потому, что срочно нужны деньги.

Если вы поклонник водных видов спорта, рассмотрите варианты мощных двигателей.

Тут формула проста, за скорость надо платить.

Рыбалка и туризм на мелких реках.

Если большую часть вашей рыбалки или туризма вы проводите рядом с домом и на мелких реках или озерах, то изучите рынок электромоторов.

Важно также рассмотреть, не только цену мотора, но и эксплуатационные расходы.

Видео:Система смазки двигателей Honda Mini 4Скачать

Система смазки двигателей Honda Mini 4

Резюме

Мы живем в такое время, когда лодочные моторы, в наш век высоких технологий, выпускаются все больше, технологичней и мощней. Это правда, что цена нового подвесного двигателя часто превышает стоимость лодки, на которой он установлен. Однако, если скорость не так и важна, то есть очень много способов, чтобы ваша лодка шла только вперед, к уровню горизонта.

Система раздельной смазки лодочного мотора

Искренне ваш,
коллектив «Море лодок»

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    💥 Видео

    Как не надо разбавлять бензин с маслом для 2т двигателя.Скачать

    Как не надо разбавлять бензин с маслом для 2т двигателя.

    Лучшие Масла и смазки для 2х тактного лодочного мотора YAMAHA 9.9 !!!Скачать

    Лучшие Масла и смазки для 2х тактного лодочного мотора YAMAHA 9.9 !!!

    Система смазки автомобильного двигателя.Скачать

    Система смазки автомобильного двигателя.

    Ответ Игорю Гусару #2 по поводу смазки на гребных валахСкачать

    Ответ Игорю Гусару #2 по поводу смазки на гребных валах

    Важно! Проверяйте смазку в ноге лодочного мотораСкачать

    Важно! Проверяйте смазку в ноге лодочного мотора

    Смазка лодочного мотораСкачать

    Смазка лодочного мотора

    Как работает двухтактный двигатель скутера | АнимацияСкачать

    Как работает двухтактный двигатель скутера | Анимация

    Если не будет фирменного масла ? Что заливать в 2Т мотор ?Скачать

    Если не будет фирменного масла ? Что заливать в 2Т мотор ?

    Обзор лодочного мотора YAMAHA 40 VEOS и смазка вала гребного винтаСкачать

    Обзор лодочного мотора YAMAHA 40 VEOS и смазка вала гребного винта

    Hidea F9.9 первый пуск, синяя смазкаСкачать

    Hidea F9.9 первый пуск, синяя смазка

    #2 ДВУХТАКТНЫЕ МАСЛА 2T. Для мото-техники, садовой техники и лодочных моторов. Специфика подбора.Скачать

    #2 ДВУХТАКТНЫЕ МАСЛА 2T. Для мото-техники, садовой техники и лодочных моторов. Специфика подбора.

    Шприцевание лодочного мотора на примере Sea-Pro T9.8 S NewСкачать

    Шприцевание лодочного мотора на примере Sea-Pro T9.8 S New

    Сколько масла добавлять в бензин для лодочного мотора?Скачать

    Сколько масла добавлять в бензин для лодочного мотора?

    Лодочные Моторы 4 такта.от 2.5 до 9.9 л.с.Уровень Масла!Скачать

    Лодочные Моторы 4 такта.от 2.5 до 9.9 л.с.Уровень Масла!
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток