Перегрев двигателя ведет к падению его мощности из-за ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью, которая, нагреваясь при прохождении по горячим перепускным каналам, увеличивает свой объем до того, как она попадает в цилиндр.
Сильный нагрев поршня резко повышает трение благодаря уменьшению зазора между поршнем и стенками цилиндра, от чего поршень может заклиниться в цилиндре и вызвать поломку кривошипно-шатунного механизма. При перегреве двигателя ухудшается смазка трущихся деталей, так как масло утрачивает смазочные свойства и образует нагар на поршне и стенках цилиндра.
Наконец при перегреве двигателя нарушается нормальное протекание рабочего процесса из-за появления детонации и самовоспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо не допускать его перегрева и охлаждать детали, соприкасающиеся с горячими газами. Охлаждение двигателей бывает воздушное и водяное. При воздушном охлаждении цилиндры и головки цилиндров обдуваются потоком воздуха; для более интенсивного охлаждения их поверхность увеличивают охлаждающими ребрами. Воздушное охлаждение широко применяется для мотоциклетных двигателей и редко для подвесных лодочных моторов, которые почти все имеют водяное охлаждение.
Рис. 68. Охлаждение цилиндров двигателя подвесного лодочного мотора с подачей воды при помощи струи, отбрасываемой гребным винтом
Как уже говорилось, цилиндр и его головка снабжаются водяной рубашкой, в которую подается охлаждающая вода. Подача воды производится или при помощи помпы, установленной на вертикальном валике передачи к гребному винту,
Видео:⚙️🔩🔧Причины отсутствия охлаждения лодочного мотораСкачать
или скоростным напором струи, отбрасываемой вращающимся гребным винтом.
Температура выходящей из рубашки воды должна быть порядка 50-55° С, иначе двигатель будет переохлаждаться, что отрицательно скажется на его работе. Переохлажденный двигатель теряет мощность и быстрее изнашивается из-за смывания неиспаренным топливом смазки со стенок цилиндра.
Подача воды для охлаждения путем использования скоростного напора струи, отбрасываемой вращающимся гребным винтом, применяется у многих подвесных моторов. По этому способу устроено охлаждение в моторах JIM-1, ЛМР-6, ЗИФ-5, «Стрела» и т. д. Вода, отбрасываемая с большой скоростью гребным винтом (рис. 68), поступает в водоприемный козырек 1 ; поднимается по трубке 2 в рубашку цилиндра, а из нее через глушитель вытекает наружу.
Такая система подачи воды для охлаждения двигателя отличается исключительной простотой устройства и надежностью в работе, но неприменима для моторов, имеющих холостой ход и реверс. У подобных двигателей подача воды для охлаждения производится центробежной или коловратной помпой, крыльчатка которой устанавливается на вертикальном валике передачи к гребному винту. По такому принципу, например, устроено охлаждение двигателя «Москва» (рис. 69).
У двигателя мотора «Москва» имеются две коловратные помпы, из которых одна подает воду для охлаждения двигателя, а другая служит для откачки воды из корпуса лодки.
Блок двигателя снабжен рубашкой, а в головке цилиндрового блока имеются полости, по которым циркулирует вода, подаваемая помпой В, которая засасывает заборную воду по трубке 3. Для контроля работы системы охлаждения в головке блока имеется отверстие А, через которое во время работы мотора вытекает вода.
Помпа Б служит для откачки воды из корпуса лодки, для чего имеется водоотливный шланг 1, заборник 2, снабженный сетчатым фильтром.
Видео:⚠️Про охлаждение для новичковСкачать
Рис. 69. Схема охлаждения и откачки трюмной воды из корпуса мотосудна у подвесного лодочного мотора «Москва»
Шланг надевается на штуцер помпы, а заборник кладется в воду на дно лодки. Во избежание выхода из строя откачивающей помпы, когда ею не пользуются, шланг должен быть отсоединен, а штуцер закрыт прикрепленной около него поворотной резиновой крышкой, так как помпа работает на всех режимах двигателя.
Чтобы крыльчатка откачивающей помпы не сгорела, когда она не откачивает воду, в ее полость через отверстие в перегородке между помпами поступает вода от нагнетающей крыльчатки.
Резиновые крыльчатки помп могут повредиться от песка и грязи, попадающих в помпы вместе с водой. Поэтому очень важно, чтобы вода, забираемая помпами из водоема и лодки, не была слишком загрязнена песком и илом.
Необходимо внимательно следить за работой системы охлаждения; прекращение подачи воды приводит к перегреву двигателя и его порче. Следует периодически чистить и промывать трубки, по которым подается охлаждающая вода.
Система охлаждения лодочного мотора
Система охлаждения стационарного лодочного мотора бывает одно- и двухконтурная. Внутренний контур включает в себя полости двигателя, водяную помпу, термостат и холодильник (теплообменник). После пуска холодного двигателя, несмотря на то, что помпа работает, охлаждающая жидкость двигается медленно, т. к. путь ей ограничил термостат. По мере нагревания жидкости, нагревается термостат и приоткрывает проходное сечение. Чем выше температура, тем больше проходное сечение. Это сделано для сокращения времени прогрева двигателя и поддержания заданной температуры его при работе.
Видео:Самоделка для чистки системы охлаждения лодочного мотора. Самый эффективный способ!Скачать
После того, как жидкость прошла из блока цилиндров через полости всасывающего и выхлопного коллектора, она поступает в теплообменник, где, проходя по мелким трубочкам, охлаждается и идет на следующий круг. Аналогично охлаждается масляный теплообменник (холодильник). Второй, наружный контур, охлаждения состоит из водозаборника забортной воды, наружного контура тех же холодильников, водяного насоса и регулятора подачи объема воды. Забортная вода поступает в холодильники и омывает трубочки с горячей водой, охлаждает их. Затем вытекает за борт или в выхлопную трубу, где гасит скорость выхлопных газов, глушит звук и охлаждает выхлопную трубу. Регулятор подачи воды (вентиль или термостат) ограничивает поток холодной воды, обеспечивая необходимую температуру.
Читайте также: Мотор для электровелосипеда алиэкспресс
При одноконтурной системе охлаждения забортная вода поступает в полости блока цилиндров, выхлопной и всасывающий коллекторы, а также теплообменник охлаждения масла. Подача забортной воды, в зависимости от ее температуры, регулируется либо термостатом, либо вентилем.
Изначально в качестве судовых двигателей применялись автомобильные. Условия работы автомобильного и судового двигателя резко отличаются. Автомобильный двигатель охлаждается, в том числе встречным потоком воздуха, тогда как судовой двигатель находится в закрытом отсеке и для него требуется особая система охлаждения. Для этого впускной и выпускной коллекторы делаются с водяным охлаждением, ставится теплообменник для охлаждения масла и воды. На отечественных моторах частота вращения дросселировалась до 70-80 % от номинальной. Автомобильный двигатель не работает постоянно на максимальных оборотах, в отличие от судового, и ограничение оборотов продлевает его ресурс. Такое переоборудование называется конверсия.
Система охлаждения подвесных лодочных моторов (далее — ПЛМ) состоит из водоприемника, помпы и трубки, подающей воду в блок цилиндров снизу, чтобы при заполнении весь воздух выходил без остатка. Помпа центробежно-коловратного типа. Вода подается вверх за счет центробежной силы и изменения объема между лопастями крыльчатки. Корпус помпы относительно трансмиссионного вала, вращающего крыльчатку, расположен эксцентрично. Когда крыльчатка проходит сектор меньшего расстояния от трансмиссионного вала до корпуса, лопасти сгибаются и объем между ними уменьшается. Это создает дополнительное давление воды.
Охлаждение бывает водяное, воздушное и воздушное с орошением. Процессом управляет опять же термостат. При запуске холодного двигателя скорость течения во внутреннем контуре регулируется термостатом. Этот же термостат на некоторых моделях блокирует включение реверса. По мере нагревания воды, термостат увеличивает количество доступа забортной воды к двигателю и разблокирует включение реверса. Потоки забортной воды распределяются в головку блока цилиндров, блок цилиндров и далее в дейдвуд. В блоке и головке блока вода поддерживает необходимую температуру, а в дейдвуде охлаждает стенки дейдвуда и гасит скорость выхлопных газов, понижая шумность у двигателей, у которых нет настроенной выхлопной трубы.
Обычно в блоке цилиндров делается небольшое (2-2,5 мм) контрольное отверстие, через которое вытекает вода, сигнализируя, что система охлаждения работает исправно. О месте расположения контрольного отверстия надо прочитать в инструкции по эксплуатации на данный мотор.
Видео:⚙️🔩🔧Контролька охлаждения работает, но мотор перегреваетсяСкачать
Следует обратить внимание, что ПЛМ охлаждается забортной водой, поэтому после эксплуатации в морской воде его следует промыть пресной водой. Для этого существуют специальные приспособления или штуцеры для подключения шланга с пресной водой. Морская вода интенсивно разъедает внутренние полости мотора.
Важная деталь в системе охлаждения — термостат. Он состоит из корпуса, сильфона, клапана и пружины. Сильфон — это круглая «гармошка» из тонкой листовой латуни, герметично запаянная. В холодном состоянии сильфон сжат пружиной, а клапан прилегает к седлу, перекрывая отверстие. При нагреве воздух в сильфоне расширяется, преодолевает усилие пружины и клапан открывает проходное отверстие. Проверить исправность термостата можно, опустив его в сосуд с горячей водой. Он тут же должен реагировать, расширяться. Если реакции нет, а вытекают пузырьки воздуха — значит нужно заменить, он неисправен.
При воздушной системе охлаждения блок цилиндров и картер двигателя имеют оребрение по типу мотоциклетного. На маховике располагаются лопасти, маховик, работая как вентилятор, гонит воздух на двигатель. Если такого охлаждения не хватает, делают орошение двигателя. Водоподающая трубка загнута таким образом, что гребной винт при работе загоняет в нее воду и она, поднятая вверх, разбрызгивается на ребра двигателя.
Система охлаждения лодочного мотора
Подвесной лодочный мотор, как и любой двигатель внутреннего сгорания, которые при своей работе достаточно сильно нагревается, требует постоянного охлаждения. В качестве охладителя в лодочных моторах используется вода. Система достаточно простая и незатейливая.
Охлаждение лодочного мотора – это система, состоящая из заборника воды, насоса и трубопровода. Механизм работы выглядит следующим образом: в редукторе в области гребного винта установлен насос (помпа) который засасывает забортную воду, по трубопроводу подает ее к крышке картера, где она по водоканалам попадает в рубашку цилиндров и в область глушителя и в конце выводится наружу. Как раз выходящая вода из мотора показывает то, что система охлаждения работает исправно. Вода должна выходить аккуратной тонкой струйкой.
Видео:Конструктивный косяк системы охлаждения подвесных лодочных моторов HDX 2.6 CBMS контролькаСкачать
На современных моторах в систему добавлен еще и термостат, который следит за оптимальной температурой двигателя, что увеличивает его моторесурс.
Единственное, что изнашивается в системе охлаждения – это помпа. Современные моторы иностранного производства оснащаются помпой, у которой корпус пластиковый с внутренней вставкой из нержавеющей стали, крыльчатка также сделана из пластика (мягкого) или резины. Такая конструкция практически не требует обслуживания и работает чуть ли не десятилетиями, единственное, если вы эксплуатируете мотор в соленой морской воде, то обязательно каждый раз промывайте его, чтобы соли не оседали в системе.
Крыльчатка системы охлаждения
Даже при ходе по мелководью с приподнятым мотором, забор воды в систему охлаждения все равно происходит. Но, если вы сели на мель, не пытайтесь сойти с нее своим ходом, а особенно задним ходом. Это может привести к попаданию песка в систему, где он в итоге осядет и не даст охлаждать мотор должным образом. И никогда не запускайте мотор без воды, даже если он тестируется на стенде. Погрузите “ногу” мотора как минимум в емкость с водой. Если оставить мотор “без воды”, то сначала заклинит крыльчатку помпы, а потом и сам мотор от перегрева.
💥 Видео
⚙️🔩🔧Почему пропадает охлаждение при добавлении газа? При глиссировании? На примере HANGKAI 9.9Скачать
⚙️🔩🔧YAMAHA 3. Установка визуального контроля за охлаждением лодочного мотора.Скачать
Промывка лодочного мотора. Как опреснить мотор?Скачать
Нужно ли промывать систему охлаждения лодочного мотора после рекСкачать
⚙️🔩🔧Не повторяйте чужих ошибок. На примере лодочного мотора TOHATSU 5Скачать
⚙️🔩🔧Как заменить крыльчатку и не убить лодочный мотор. Для начинающих водномоторниковСкачать
Почему нет охлаждения у SUZUKI 9.9-15? Редкая проблема и решениеСкачать
⚙️🔩🔧Забитая рубашка охлаждения лодочного мотораСкачать
⚙️🔥⚠️Запуск лодочного мотора без водыСкачать
Приспособление уши для промывки опреснения лодочного мотораСкачать
Как заменить крыльчатку? Ремонт лодочных моторов.Скачать
Четырёх тактный лодочный мотор с воздушным охлаждением !Скачать
промывка системы охлаждения лодочного мотора 1Скачать
Тонкости системы охлаждения.Скачать
⚙️🔩🔧Нет охлаждения и нестандартная причинаСкачать