Система запуска лодочного мотора

Проблема облегчения запуска интересует практически всех судоводителей-любителей — вне зависимости от вида двигателя, установленного на судне.

Достаточно напомнить, что при ограниченном сроке службы стоимость аккумуляторов, применяемых для питания электростартеров, неуклонно растет. В то же время для современных высокооборотных автомобильных карбюраторных двигателей, в отличие от старых двигателей, таких, как «М-20» («Победа»), необходимы достаточно высокие пусковые обороты; именно поэтому они плохо запускаются вручную.

Современные автотракторные дизеля, имеющие неразделенные камеры сгорания, при номинальных пусковых оборотах 150—250 об/мин запускаются за 1—3 с, однако высокая степень сжатия и большие потери на трение приводят к тому, что для запуска необходимы стартеры большой мощности (1 кВт на 1 литр объема дизеля).

Устаревшие модели дизелей с форкамерами («Д-50», «4ЧСП 8,5/11») запускаются дольше — за 5—10 с, да к тому же требуют дополнительно большого тока (40—50 А) для питания свечей накаливания.

Видео:Устройство системы зажигания лодочного мотора. Возможные неисправностиСкачать

Устройство системы зажигания лодочного мотора. Возможные неисправности

Ручной запуск дизеля

Для облегчения запуска дизель может быть оборудован декомпрессионным механизмом, маховиком повышенной массы, электрофакельным подогревателем воздуха. Для той же цели используют эфиросодержащую пусковую жидкость «Холод». Комплекс этих мер позволяет осуществить ручной запуск дизеля мощностью 10—20 л. с. усилием одного-двух человек, однако для этого необходимо удобное расположение пусковых рукояток 1.

Для того чтобы хорошо отрегулированный дизель запускался быстро, необходимо исключить появление пузырьков воздуха в насосе высокого давления. С этой целью рекомендуется устанавливать расходный бак выше насоса высокого давления и осуществлять интенсивную вентиляцию моторного отсека, чтобы не допустить нагрева топлива, поступающего к форсункам, выше 40—50°С.

Видео:как работает зажигание на двухтактном лодочном моторе. аналоги ямахаСкачать

как работает зажигание на двухтактном лодочном моторе. аналоги ямаха

Конденсаторная система

Следует иметь в виду, что стартерная емкость аккумулятора, определяемая при разрядке стартерным током (i=3·Q, где Q — номинальная емкость аккумулятора, которая определяется при разрядке аккумулятора током i=0,05·Q), в 4 и более раз меньше, чем его номинальная емкость. В связи с этим будет полезна конденсаторная система запуска.

При помощи транзисторного преобразователя, похожего на преобразователь для питания лампы-вспышки или судовой отмашки, напряжение повышается до 300—500 В и за 20—50 с заряжает мощный электролитический конденсатор емкостью

20 000 мф. При запуске к этому конденсатору непосредственно подсоединяется высоковольтный стартер, который за 1—3 с и заводит двигатель.

Для эксплуатации автомобильного двигателя, оборудованного такой системой, достаточно мотоциклетного аккумулятора, а для дизеля мощностью 200 л. с. — аккумулятора от «Запорожца». Аккумулятор при этой схеме запуска не работает в стартерном режиме, благодаря чему его ресурс возрастает в 2 и более раз; к тому же, становится возможным применение более надежных щелочных аккумуляторов.

Наиболее сложный узел в этой системе — высоковольтный стартер. В принципе возможно создание хотя и довольно громоздкой, но работоспособной системы, состоящей из высоковольтного преобразователя, понижающего трансформатора и выпрямителя или мощного машинного преобразователя, позволяющих использовать штатный низковольтный стартер.

Для запуска форкамерных дизелей конденсаторная система потребует установки конденсатора слишком большой емкости и поэтому вряд ли применима.

Видео:⚙️🔥⚠️Запуск лодочного мотора без водыСкачать

⚙️🔥⚠️Запуск лодочного мотора без воды

Установив пускового двигателя

Более универсальна система запуска при помощи специального пускового двигателя.

Наиболее распространен тракторный пусковой двигатель «ПД-10У». Это двухтактный двигатель водяного охлаждения мощностью 10 л. с. и весом 70 кг, имеющий электростартер и аварийный ручной запуск. Перед запуском при помощи специального рычага шестерня привода вводится в зацепление с зубчатым венцом маховика дизеля. Пусковой двигатель заводится при разомкнутой муфте сцепления, прогревается, а так как система охлаждения пускового двигателя и дизеля общая, при этом частично подогревается и сам дизель. После прогрева включается сцепление; несмотря на резко возрастающую при этом нагрузку, число оборотов пускового двигателя остается постоянным благодаря центробежному регулятору.

После запуска дизеля число его оборотов, а следовательно, и число оборотов шестерни привода, увеличивается в 4—8 раз и вступает в работу обгонная муфта, предохраняющая пусковой двигатель от разноса. Одновременно за счет возросшей центробежной силы грузики шестерни привода расходятся и шестерня с помощью сжатой пружины выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика.

Читайте также: Мини трактор из жигулевского мотора

Помимо «ПД-10У» промышленность выпускает пусковой двигатель воздушного охлаждения «ПД-8» мощностью 8 л. с. для четырехцилиндровых тракторных дизелей типа «Д-37» («Д-144»); конструкция этого двигателя подобна «ПД-10У».

Видео:Китайское зажигание на лодочный мотор.Скачать

Китайское зажигание на лодочный мотор.

Инерционные системы запуска

Запустить любой современный двигатель, в том числе и дизель, можно вручную при помощи инерционного устройства.

Основой такой системы является маховик, который раскручивается вручную через повышающую передачу. После раскрутки маховика до номинальных (весьма высоких) оборотов включается сцепление (как правило, сухое однодисковое), и вращение от маховика через систему понижающих передач и обгонную муфту передается на шестерню привода, устройство которой может быть таким же, как и у пускового двигателя.

Для уменьшения массы маховика его угловую скорость целесообразно повышать так, чтобы окружная скорость приближалась к предельно допустимой исходя из прочности материала. Для обычных марок сталей допустимая окружная скорость .составляет 100—120 м/с.

Теоретически для запуска 70-сильного бензинового двигателя достаточна масса 1 кг, а для запуска дизеля такой же мощности — 5 кг (в обоих случаях D = 200 мм, n = 10 000 об/мин). При понижении числа оборотов маховика придется повышать его диаметр либо массу. Поскольку и то и другое нежелательно, приходится вводить наиболее сложный узел такой схемы — редуктор с передаточным числом 100—50, имеющий высокий КПД. В противном случае при заводке большая часть энергии будет тратиться не на разгон маховика, а на прокручивание редуктора.

Такой привод целесообразно дополнить электромотором либо маломощным стартером (от того же пускача). Отметим, что жесткая механическая связь увеличивает нагрузки на передачу и требует точной регулировки сцепления. Изготовить такой узел можно только в заводских условиях.

Пусковой двигатель, выпускающийся серийно, естественно будет самым доступным вариантом, однако его, как правило, рассчитывают на дизель какой-то определенной марки и приспособить его для запуска дизелей других моделей не удается. Во-первых, модуль зубьев шестерни привода больше, чем модуль шестерни электростартера. Так, дизель «Д-240Л», оборудованный пусковым двигателем, и дизель «Д-240», оборудованный электростартером, комплектуются маховиками с различными зубчатыми венцами. Однако еще большим препятствием является невозможность расположить пусковой двигатель вплотную к блоку дизеля: у дизеля «Д-21», например, мешает насос высокого давления, у дизеля «4ЧСП» — коллектор.

Видео:Устройство и настройка зажигания на мелкомоторахСкачать

Устройство и настройка зажигания на мелкомоторах

Комбинированные схемы

По-видимому, более доступными будут различные комбинированные схемы. Например, для запуска маломощного дизеля это может быть система, состоящая из бензинового двигателя (того же пускача), соединенного с генератором мощностью 3—4 кВт, который питает штатный стартер. Если не удастся достать мощный генератор на 12 В, можно установить генератор на 220 В, понижающий трансформатор и выпрямитель на мощных диодах. Дополнительным достоинством такой схемы является возможность запускать двигатель от сети 220 В, пользоваться стандартным электроинструментом (в походных условиях), а при наличии дополнительной обмотки на 50 В — иметь и маломощную сварочную установку.

Для запуска автомобильного двигателя можно ограничиться установкой двух машин (1—1,2 кВт) стандартных генераторов напряжением 12 В. Можно использовать мощные 24-вольтовые судовые или авиационные генераторы. Однако в этом случае придется либо установить стартер на 24 В (от «КАМАЗа»), либо уменьшить число оборотов генератора, или установить дополнительное подавительное сопротивление.

Можно применить маломощный двигатель, например, от мопеда или на базе подвесного моторчика «Салют», но между двигателем и генератором придется установить дополнительный маховик. Так, для дизеля «Д-21» будет достаточно маховика 6—8 кг (диаметр 300 мм).

Сначала запускается пусковой двигатель, он прогревается и выводится на номинальные обороты (по тахометру или за счет установки регулятора оборотов). Затем включается электростартер, причем основная энергия при запуске потребляется от маховика. Впрочем, раскрутить маховик, соединенный с генератором, можно и вручную — при помощи ускоряющего редуктора, либо при помощи маломощного электродвигателя, питающегося, например, от щелочного аккумулятора. При этом не потребуются ни сцепление, ни сложный понижающий редуктор, однако массу маховика из-за двойных потерь в генераторе и стартере, а также из-за малых оборотов генератора (5000—7000 об/мин) придется заметно увеличить, по сравнению с чисто механическим инерционным пусковым устройством.

Читайте также: Из мотора пылесоса воняет

Видео:⚙️🔩🔧Регулировка угла опережения зажигания на YAMAHA 9.9-15F(G) и на китайских аналогах.Скачать

⚙️🔩🔧Регулировка угла опережения зажигания на YAMAHA 9.9-15F(G) и на китайских аналогах.

Применение гидравлики

Помимо электрической передачи в рассмотренных выше схемах можно применить и гидравлическую. В этом случае бензиновый двигатель соединяется, например, с широко распространенным тракторным шестеренным насосом НШ-10. Максимальная мощность такого насоса — 7,5 кВт, максимальное число оборотов — 3000 об/мин, масса — 2,4В кг (для сравнения: масса судового генератора сопоставимой мощности превышает 100 кг).

Следует иметь в виду, что современные насосы, в отличие от устаревших конструкций, имеют гидроуплотнение шестерен и поэтому нормально работают только при определенном направлении вращения шестерен (НШ-10 — против часовой стрелки, если смотреть со стороны привода).

Гидростартер собирают из гидромотора типа ГМШ-10 или, что хуже, используют такой же насос НШ-10, который соединяют с приводом от штатного электростартера. При этом используются конец вала с винтовыми шлицами, обгонная муфта с шестерней и электромагнит с приводом.

Перед запуском бензинового двигателя напорную магистраль от гидронасоса при помощи распределителя или вентиля соединяют с масляным баком. После запуска и прогрева двигателя сначала включают электромагнит и вводят шестерню гидростартера в зацепление, а затем, закрывая вентиль или переключая распределитель, включают гидростартер. Электромагнит включают через реле стартера, поэтому после запуска дизеля шестерня автоматически выходит из зацепления.

Гидропривод можно применять для схемы с маломощным двигателем и маховиком, однако применять его для схемы с ручной раскруткой маховика (без применения дополнительного сцепления) невозможно в связи с большими потерями при прокручивании гидронасоса. Необходимо также учитывать, что максимальное число оборотов гидродвигателя 3000 об/мин; поэтому для уменьшения массы маховика его целесообразно подключать через повышающую (2:1—3:1) зубчатую или ременную передачу.

Видео:⚙️🔩🔧Устройство системы зажигания YAMAHA 9.9-15F(G). Возможные неисправности и причины.Скачать

⚙️🔩🔧Устройство системы зажигания YAMAHA 9.9-15F(G). Возможные неисправности и причины.

Система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора

Сущность изобретения: в предлагаемой системе электростартерного запуска в качестве источника тока использована батарея импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости с двойным электрическим слоем, зашунтированная стабилитроном и предварительно заряженная от выпрямителя через балластное сопротивление при работающем моторе, запущенном с помощью мускульно-механического приспособления, перед выходом лодки в плавание. 1 ил.

Изобретение относится к системе запуска двигателей внутреннего сгорания, а более точно к системам электростартерного запуска подвесных лодочных моторов.

Известна система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора (прототип), содержащая магнето или магдино с катушкой зажигания, генераторной катушкой и кнопкой «Стоп», а также мускульно-механическое приспособление для запуска мотора, установленные на его валу, источник тока в виде аккумуляторной батареи, выпрямитель для ее подзаряда, подключенный к выходу генераторной катушки, стартер в виде электрической машины постоянного тока, контактор с кнопкой «Пуск».

Известны также разработанные за рубежом и в России конденсаторы с двойным электрическим слоем, получившие название в России импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости (ИКЭ). Они в наибольшей степени отвечают требованиям по удельной мощности, предъявляемым системой электростартерного пуска двигателей внутреннего сгорания, в частности подвесных лодочных моторов.

Недостатком известной системы запуска является невозможность повторных запусков мотора при разряженной батарее, неисправности мускульно-механического приспособления для запуска, затруднениях в приложении мускульной силы в условиях плавания, особенно в чрезвычайных, аварийных и иных ситуациях, когда требуется высокая готовность к запуску «заглохшего» мотора (например, на спасательных и спортивных катерах).

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение надежности повторных запусков мотора в условиях плавания, особенно в аварийных, чрезвычайных и иных ситуациях, когда требуется высокая готовность к запуску мотора.

Читайте также: Части за мотор honda

Поставленная задача выполняется тем, что в системе электростартерного запуска подвесного лодочного мотора, содержащей магнето или магдино с генераторной катушкой, катушкой зажигания и кнопкой «Стоп», а также мускульно-механическое приспособление для запуска мотора, установленные на его валу, источник тока, выпрямитель для его заряда, подключенный к выходным зажимам генераторной катушки, стартер в виде электрической машины постоянного тока, контактор, управляемый кнопкой «Пуск», согласно изобретению, в качестве источника тока использована батарея импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости с двойным электрическим слоем, зашунтированная стабилитроном и предварительно заряженная от выпрямителя через балластное сопротивление при работающем моторе, запущенном с помощью мускульно-механического приспособления перед выходом лодки в плавание.

Отличительными признаками предполагаемого изобретения являются: источником тока служит батарея ИКЭ; батарея ИКЭ зашунтирована стабилитроном и подключена к выходу выпрямителя через балластное сопротивление для стабилизации напряжения на батарее ИКЭ на уровне номинального при возможных колебаниях напряжения на выходе выпрямителя при изменении частоты вращения мотора.

Использование в качестве источника тока батарею ИКЭ позволяет иметь надежный источник запуска мотора, не зависящий от состояния аккумуляторов (или иных химических источников тока), подзаряжаемый при движении лодки и имеющий стабильное напряжение, не зависящее от изменений частоты вращения двигателя, благодаря шунтированию стабилитроном и подключению к выходу выпрямителя через балластное сопротивление.

На чертеже изображена принципиальная схема системы электростартерного запуска подвесного лодочного мотора согласно изобретению.

Система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора содержит магнето или магдино 1 с генераторной катушкой 2 и катушкой питания зажигания 3, соединенной через кнопку «Стоп» 4 с катушкой зажигания 5, мускульно-механическое приспособление 6 для ручного запуска мотора, выпрямитель 7, подключенный к выходу генераторной катушки 2 и через балластное сопротивление 8 к батарее ИКЭ 9, зашунтированной стабилитроном 10, стартер 11, подключенный к выводам батареи ИКЭ 9 через контактор 12, управляемый кнопкой «Пуск» 13.

Предлагаемая система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора работает следующим образом.

Мотор перед выходом в плавание запускается с помощью мускульно-механического приспособления 6 и магдино или магнето 1. После выхода мотора на заданный режим на зажимах выпрямителя 7 устанавливается напряжение, которое через балластное сопротивление 8 заряжает батарею ИКЭ 9 до номинального уровня, поддерживаемого с помощью стабилитрона 10 (обычно 12 В).

В условиях плавания, когда мотор «глохнет» или принудительно останавливается его запуски осуществляются стартером 11, который подключается к батарее ИКЭ 9 с помощью контактора 12, управляемого кнопкой «Пуск» 13.

При работающем моторе батарея ИКЭ 9 вновь заряжается (подзаряжается) от выпрямителя 7 до номинального напряжения, таким образом система подготавливается к следующему запуску после остановки мотора по тем или иным причинам.

Изобретение может быть использовано в системах электростартерного запуска подвесных моторов любых типов на катерах, лодках, шлюпках, яхтах, в т.ч. спасательных, спортивных и др.

Система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора, содержащая магнето или магдино с генераторной катушкой, катушкой зажигания и кнопкой «Стоп», а также мускульно-механическое приспособление для запуска мотора, установленное на его валу, источник тока, выпрямитель для его заряда, подключенный к выходным зажимам генераторной катушки, стартер в виде электрической машины постоянного тока, контактор, управляемый кнопкой «Пуск», отличающаяся тем, что в качестве источника тока использована батарея импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости с двойным электрическим слоем, зашунтированная стабилитроном и предварительно заряженная от выпрямителя через балластное сопротивление при работающем моторе, запущенном с помощью мускульно-механического приспособления перед выходом лодки в плавание.

RH4A — Выдача дубликата патента Российской Федерации на изобретение

Дата выдачи дубликата: 15.12.2006

Наименование лица, которому выдан дубликат:ООО МНПО «ЭКОНД» (RU)

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🔍 Видео

    Не заводится лодочный мотор, что делать ?Скачать

    Не заводится лодочный мотор, что делать ?

    Принцип работы системы зажиганияСкачать

    Принцип работы системы зажигания

    ⚙️🔩🔧Хитрая неисправность лодочного мотораСкачать

    ⚙️🔩🔧Хитрая неисправность лодочного мотора

    ⚡ 💡 Электричество в лодке от подвесного мотораСкачать

    ⚡ 💡 Электричество в лодке от подвесного  мотора

    ⚙️🔩🔧Слабое место китайских лодочных моторовСкачать

    ⚙️🔩🔧Слабое место китайских лодочных моторов

    неисправности в зажигании лодочных моторов аналоги ямаха 99-15Скачать

    неисправности в зажигании лодочных моторов аналоги ямаха 99-15

    ⚙️🔩🔧Почему не запускается лодочный мотор? Одна из причин для начинающих водномоторниковСкачать

    ⚙️🔩🔧Почему не запускается лодочный мотор? Одна из причин для начинающих водномоторников

    ⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникамСкачать

    ⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникам

    6 причин, почему не заводится лодочный мотор. Инструкция для новичков и не только.Скачать

    6 причин, почему не заводится лодочный мотор. Инструкция для новичков и не только.

    Правильно запускаем лодочный мотор в ведре или бочкеСкачать

    Правильно запускаем лодочный мотор в ведре или бочке

    ⚙️🔩🔧HANGKAI 5 и 6: обзор, ремонт, слабые места лодочного мотораСкачать

    ⚙️🔩🔧HANGKAI 5 и 6: обзор, ремонт, слабые места лодочного мотора

    Как правильно заводить лодочный мотор. Советы новичкамСкачать

    Как правильно заводить лодочный мотор. Советы новичкам

    Sea Pro- 15 ремонт зажиганияСкачать

    Sea Pro- 15 ремонт зажигания
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток