Французскому производителю Peugeot-Citroen в 2005 году потребовался двигатель для сборочного роботизированного конвейера. Совместно с концерном BMW была спроектирована новая EP серия, начинающаяся с атмосферного мотора ЕР6 объемом 1,6 л.
Изначально в двигателе использованы все уникальные разработки, существовавшие на тот момент. Чтобы обеспечить объемы выхода с конвейера 2500 ДВС ежедневно, изготовителем использован индустриальный способ производства. Часть деталей сборочный цех Franciase De Mechanique получает с завода BMW Group в Великобритании, другая — изготавливается в PSA в Дуврине. Благодаря этому, руководство концерна выпускает 2 мотора ежеминутно, каждый день.
Видео:Citroen C4 с пробегом на EP6 - никогда не устареет, всегда лучше корейцев.Скачать
Технические характеристики ЕР6 1,6 л/120 л. с.
Основными отличиями семейства моторов EP стали:
- шатун изготовлен способом двухсторонней ковки;
- балансировка коленвала без противовесов;
- впрессовываемая внутрь блока цилиндров рубашка охлаждения;
- ГБЦ отливается без формы по специальной технологии.
Новая версия EP6 внутри этого семейства потребовалась по ряду причин:
- у конкурентов возникли мощные ДВС с улучшенными характеристиками;
- у производителя PSA возникла необходимость у универсальном силовом приводе для минивэнов и кроссоверов, полноразмерных седанов;
- были учтены потребности водителей спортивного и активного стиля езды, тяжелых эксплуатационных условий РФ и Восточной Европы;
- автомобили получили новейшие АКПП типа EGS6 и AT6;
- экологические стандарты выросли до Евро-5.
Базовая схема двигателя по-прежнему соответствует рядной четверке с распределенным впрыском, верхними распредвалами для 16 клапанов по схеме DOHC. Для корректирования фаз газораспределения был использован механизм VTi – немецкий аналог японских систем VVTi (Тойота) и VTEC (Хонда).
Это позволило увеличить мощность и приемистость уже со средних оборотов. Мало того, для турбо версии мотора EP6DT был разработан новый турбокомпрессор Twin-Scroll, особенностью которого стало отсутствие эффекта турбоямы на низких оборотах.
Самые важные технические характеристики ЕР6 собраны в нижней таблице:
Изготовитель | PSA |
Марка ДВС | EP6 |
Годы производства | 2007 – … |
Объем | 1598 см 3 (1,6 л) |
Мощность | 88 кВт (120 л. с.) |
Момент крутящий | 160 Нм (на 4200 об/мин) |
Вес | 117 кг |
Степень сжатия | 11,1 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | микропроцессорное, индивидуальные катушки с электронным блоком |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | дюралевый |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | чугун, литье |
Материал блока цилиндров | алюминиевый сплав |
Диаметр цилиндра | 77 мм |
Поршни | оригинальные |
Коленвал | стальной кованый |
Ход поршня | 85,8 мм |
Горючее | АИ-95/98 |
Нормативы экологии | Евро-4 |
Расход топлива | трасса – 5,3 л/100 км |
смешанный цикл 6,6 л/100 км
болт сцепления – 19 – 30 Нм
крышка подшипника – 30 Нм + 150° (коренной) и 50 Нм + 130° (шатунный)
Пошаговые действия ТО и ремонта содержит мануал, однако для некоторых работ необходимы специальные приспособления и профессиональный инструмент. Например, не в любом сервисе смогут заменить цепь ГРМ, как раз по причине отсутствия инструмента, что является общей бедой французский авто.
Видео:Двигатель Peugeot / Citroen 1.6 VTi или THP - EP6 "Prince"Скачать
Особенности конструкции
Атмосферный высокоресурсный двигатель EP6 обладает следующими конструктивными особенностями:
- корректировка фаз ГРМ механизмом VTi за счет изменения подъема клапанов в диапазоне 0,2 – 9,5 мм и сдвига фаз по времени;
- интегрированный в блок цилиндров узел рубашки охлаждения;
- механизм ГРМ по схеме DOHC для повышения характеристик;
- снижение веса коленвала, новая технология изготовления шатунов (двусторонняя ковка) и ГБЦ (отливка без формы);
- усовершенствованное навесное оборудование – помпа и маслонасос с регулируемой производительностью снижают расход топлива и увеличивают мощность, обеспечивают качественную и своевременную смазку и циркуляцию ОЖ;
- адаптация под МКПП с 5 ступенями BE4/5N и 4 диапазонный автомат адаптивный Tiptronic System Porsche AL4, 6 ступенчатую МСМ/В и автоматическую 6 диапазонную Aisin AT6 от Порше.
Производитель рекомендует этот движок для сложных эксплуатационных условий, то есть сурового климата, бензина и масла низкого качества РФ. Для французских моторов капитальный ремонт своими руками чаще всего невозможен, поскольку даже в специализированных сервисах не всегда имеются необходимые приспособления и специальные инструменты.
Самостоятельно обслуживается система охлаждения и смазки. Даже имея описание замены цепи ГРМ, самостоятельно выполнить операции очень сложно, так как понадобятся съемники и сложная регулировка распределения фаз.
Видео:Двигатель EP6 так ли страшен вальветроникСкачать
Перечень модификаций ДВС
Помимо базовой атмосферной версии EP6 существует Турбо модификация мотора EP6DT или с характеристиками:
- 1598 см 3 (1,6 л) объема;
- 150 л. с./110 кВт мощности в верхнем диапазоне оборотов 5800 мин -1 ;
- 240 Нм крутящего момента на малых оборотах 1400 мин -1 ;
- степень сжатия 10,5 при давлении наддува 0,8 бар.
Основным отличием стал прямой (непосредственный) впрыск Direct Inject. Он обеспечивает пропорции воздуха и бензина 30/1 вместо 15/1 обычного многоточечного впрыска. Снижаются нагрузки на ШПГ и цилиндры, расход топлива, исключена детонация, чище выхлоп за счет полного сгорания.
Фазовращатель здесь один – только на впускном распредвалу, ширина фазы и высота подъема клапанов не регулируются. Управляется узел гидравликой, за тягу отвечает интегрированная во впускной коллектор дроссельная заслонка.
Для охлаждения компрессора используется специальное навесное оборудование – интеркуллер. Турбокомпрессор Twin-Scroll оснащен двумя улитками, что позволяет снизить эффект турбоямы на малых оборотах. Для компрессора смонтирована собственная система охлаждения, управляемая индивидуальным процессором, поэтому после выключения мотора эта система остается работоспособной в течение 10 минут. Существует второе обозначение турбодвигателя – 1,6 ТРН.
Видео:Все неисправности турбомоторов 1.6 THP EP6 концерна PSA. Что убивает цепь и клапаны?Скачать
Плюсы и минусы
Вышеперечисленные новшества в конструкции ДВС по умолчанию являются преимуществами. Однако, даже соблюдая регламент ТО, используя высококачественную смазку и топливо с высоким октановым числом, как это рекомендовано производителем движков, пользователи выявили в процессе эксплуатации много недостатков:
- цепь ГРМ однорядная, быстро растягивается, менять нужно часто, через 40 – 50 тысяч пробега;
- шестерни распредвалов изнашиваются примерно после 30000 км, так как возвратная пружина внутри них слишком мягкая;
- форсунка расположена по центру, топливный факел не попадает на клапаны, нагар на них образуется гораздо быстрее, чем в вихревых камерах, стук при этом часто путают с выработкой гидрокомпенсаторов;
- после 2011 года постели распредвалов стали полимерными, изнашиваются очень быстро.
Другими словами, добавляя сложные механизмы регулировки фаз газораспределения, производитель, с одной стороны, улучшил характеристики, с другой — снизил надежность системы, увеличил стоимость ремонта и обслуживания.
Несомненными достоинствами мотора являются:
- крепится головка блока цилиндров через металлическую безусадочную прокладку, протечки невозможны;
- произведено увеличение эксплуатационных параметров;
- механическая форсировка добавила крутящий момент в среднем диапазоне;
- снижен расход бензина и масла.
И капремонт, и модернизация силового привода могут выполняться собственными силами, гарантированно добавляя до 50 л. с. мощности.
Видео:Троит и всё тут, решение есть / EP6Скачать
Список моделей авто, в которых устанавливался
И атмосферный мотор EP6 производителя PSA, и его Турбо модификация использовались для комплектации ограниченного количества авто, несмотря на улучшенные характеристики двигателя:
- Peugeot 207 – двухдверный кабриолет, трехдверный хэтчбэк и пятидверный универсал;
- Peugeot 308 – двухдверное купе, трехдверный хетчбэк, четырехдверный седан и пятидверный универсал;
- Peugeot RCZ – компактный спорткар;
- Peugeot 3008 – компактный кроссовер;
- Peugeot 5008 – компактвн;
- Citroen C4 – 3 – 5 дверный хетчбэк и 4 дверный седан;
- Citroen DS3 – трехдверный хетчбэк;
- Mini Cooper – малолитражный универсал.
Автопроизводитель MINI в настоящее время является дочерним подразделением концерна BMW.
Видео:Ремонт автомобиля. Неустойчивая работа двигателя EP6 на Ситроен С4, при холодном пуске.Скачать
Регламент обслуживания EP6 1,6 л/120 л. с.
Поскольку устройство ДВС значительно отличается от предыдущих серий силовых приводов Пежо/Ситроен, двигатель EP6 следует обслуживать по индивидуальному графику ТО:
- заявленный ресурс цепи ГРМ 150000 км, реальный втрое меньше, рекомендуется замена после 50000 пробега;
- моторное масло участвует в работе гидрокомпенсаторов тепловых зазоров клапанов, поэтому нужно использовать смазку высокого качества, менять ее каждые 7,5 тысяч км (Турбо) или 10 тысяч км (атмосферный EP6);
- фильтры необходимо менять ежегодно (воздушный) и через 40000 км (топливный);
- в качестве охлаждающей жидкости здесь используется исключительно антифриз, который теряет свойства после 30000 км пробега;
- вентиляцию картера проверяют каждые 20 тысяч км, прочищают по мере необходимости;
- свечи следует менять ежегодно либо на рубеже 20000 км;
- срок эксплуатации АКБ определяется производителем в зависимости от его конструкции, подзарядка в зиму может его значительно повысить;
- выпускной коллектор может прогореть через 40 – 60 тысяч км в зависимости от стиля вождения.
Все указанные мероприятия, за исключением замены цепи ГРМ доступны для самостоятельного выполнения.
Видео:ПЛЮСЫ И МИНУСЫ CITROEN C4 EP6Скачать
Обзор неисправностей и способы их ремонта
В процессе многолетней эксплуатации мотор EP6 выявил следующие неисправности, характерные исключительно для его конструкции:
Обрыв цепи ГРМ или перескакивание ее звеньев приводит к тому, что поршень гнет клапана мотора. В графике ТО по гарантии завода указан срок замены масла 20000 км. На практике этого явно недостаточно, поэтому следует производить замену минимум вдвое чаще на атмосферном ДВС и через 7,5 тысяч на турбированной версии движка.
Видео:"Сырой" и ненадёжный плод сотрудничества BMW и PSA. Все слабости двигателя EP6.Скачать
Варианты тюнинга мотора
Атмосферный двигатель EP6 может быть форсирован единственным способом:
- демонтаж первого лямбда зонда;
- «обманка» вместо второго кислородного датчика.
Подобный тюнинг считается перепрошивкой, то есть изменением версии ПО бортового компьютера. Добавляет около 15 – 20 л. с., но снижает экологоичность мотора до Евро-2.
Чаще используется тюнинг турбированной модификации EP6DT для получения 320 Нм и 200 л. с., соответственно:
- установка выхлопа THP200 диаметром 63 мм;
- использование катализатора соответствующего диаметра;
- переход на бензин АИ-98;
- перепрошивка ЭБУ.
В дополнение к этому тюнинг может использовать «злую» прошивку Етюнерс, интеркуллер DS3 либо Ibiza Cupra от производителя Seat, силиконовые патрубки и алюминиевые трубы впускного тракта.
Таким образом, мотор EP6 относится к новому семейству силовых приводов PSA. Используется выборочно, имеет турбированную модификацию EP6DT для кроссоверов и минивэнов с автоматической коробкой передач.
🎥 Видео
Установка Гбц Ситроен С4 двигатель EP6.Скачать
Ситроен С4 Полгода скитания по сервисам в поиске неисправности.Скачать
Какое моторное масло лить в двигатели EP6 и N14? Последний выпуск в этом году...Скачать
Citroen C4 c мотором EP6 - ничему нас жизнь не учит...Скачать
Сборка Гбц ЕР6 Ситроен с4Скачать
Двигатель EP6 Пежо и Ситроен. Как нас дурят официалы.Скачать
Citroen C4 EP6 болтается седло, устраняем без замены седла(пробег 170 000км.)Скачать
Замена помпы бмв, пежо, ситроен с мотором EP6Скачать
РЫВКИ ПРИ РАЗГОНЕ EP6 CITROEN C4 120 л.сСкачать
Двигатель EP6 косяки и болячкиСкачать
Замена цепи ГРМ Ситроен C4 EP6 турбо 150 л. с. Меняем цепь 5 раз в неделю на Пежо И СитроенСкачать
Замена цепи ГРМ EP6. Часть 1: Порядок разборки, замена тефлоновых колец на распредвалах.Скачать