В начале 60-х годов Московский машиностроительный завод «Салют», выпускавший разборные лодки и байдарки, взялся за создание и производство легкого, двухсильного мотора. Поршневая группа мотора была заимствована от широко распространённого одноцилиндрового велосипедного двигателя «Д-5». Мотор получил название «Салют», его вес составил 12 кг, вдвое легче чем у «Стрелы», но все же тяжелее зарубежных аналогов.
К достоинствам «Салюта» относят бесконтактный насос охлаждения с пластмассовой крыльчаткой, кнопку «Стоп» расположенную в торце румпеля, хорошую ремонтопригодность.
Как и всем одноцилиндровым моторам, «Салюту» присущ большой уровень вибрации.
Магнето МГ-103, которым комплектовался мотор «Салют», не обеспечивало надежного запуска. В последствии зажигание дважды модернизировалось, так после первой мотор получил название «Салют-М», после второй «Салют-Э».
Поддон двигателя выполнен с огромными отверстиями, через которые волна заливает свечу и карбюратор. Кроме того, из-за такой конструкции поддона мотор получился очень шумным.
Отверстия для забора воды в систему охлаждения расположены в передней части дейдвуда навстречу движению, что приводит к забиванию системы охлаждения песком на мелководье и даже иногда повреждается крыльчатка.
Топлива в встроенном бензобаке хватало только на 1.5-2 часа работы. Горловина бачка первых «Салютов» была очень узкой, и заправить его на ходу, не разлив топливо, было трудно.
Гребной винт имел лопасти с большой стреловидностью, такая форма препятствует наматыванию водорослей на винт, но при этом винт получился с низким КПД. Сторонним производителем в 2000х годах был налажен выпуск трехлопастных винтов для «Салютов» заметно повышающий КПД.
- О моторах «Салют-М» и «Спутник»
- Фотографии лодочного мотора «Салют-М»
- Фотографии лодочного мотора «Спутник»
- Лодочный мотор «Салют-М» и «Спутник» на видео
- Документация
- Информация о моторе
- Из опыта эксплуатации моторов «Салют» и «Спутник»
- Складной лодочный мотор спутник
- ПЛМ Салют ; Спутник
- ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- Re: ПЛМ Салют ; Спутник
- 📸 Видео
Видео:Теперь НУЖНО регистрировать ВСЕ лодки в ГИМС иначе ШТРАФ 15 000 рублей! НОВЫЕ ПРАВИЛА рыболовства?Скачать
О моторах «Салют-М» и «Спутник»
В 1973 году на смену «Салюту» пришли: «Салют-М» и модель мотора со складным дейдвудом — «Спутник».
Базовая модель отличалась от предшественника главным образом измененной системой зажигания, «МГ-103А» уступило место «МС-1». Основой для «МС-1» послужила система зажигания «МН-1», применяемая на моторах «Нептун». В производстве зажигания для обновленных «Салютов» применялись следующие детали от «МН-1» (прерыватель, конденсатор, выносной высоковольтный трансформатор ТЛМ-1). Зажигание «Салютов» стало более надёжным, а запуск — более лёгким. Однако и на зажигание «МС-1» поступали рекламации.
Некоторые подробности о конструкции моторов и их производстве можно получить из статьи-репортажа с ММЗ «Салют» опубликованной в журнале «Катера и яхты»: «От «Салюта» до «Спутника».
Дальнейшим развитием моторов «Салют-М» и «Спутник» стали пришедшие им на смену модели «Салют-Э» и «Салют-ЭС».
Видео:Лодочный мотор Спутник 1977 года. Первый запуск после хранения.Скачать
Фотографии лодочного мотора «Салют-М»
Видео:Лодочный мотор Спутник. Сделан в СССР. Восстановление и обзор.Скачать
Фотографии лодочного мотора «Спутник»
Видео:Лодочный мотор "САЛЮТ" — стоит ли покупать? | Обзор советского мотораСкачать
Лодочный мотор «Салют-М» и «Спутник» на видео
Мотор «Салют-М»
Мотор «Спутник» на килеватой ПВХ лодке 3,2 метра
Мотор «Спутник» на лодке «Мечта»
Видео:Завожу лодочный мотор `` Спутник`` 1977 года выпускаСкачать
Документация
Технические данные мотора «Спутник», комплект поставки
Видео:Салют-М (Спутник). Купил как донора, получилось как всегда... Будет жить! Часть 1.Скачать
Информация о моторе
Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Ветерок», «Салют»
Пособие по эксплуатации, ремонту и усовершенствованию. — М.: «Издательский дом Рученькиных», 2006. — 272 с, издание четвертое.
Пособие предназначено для владельцев подвесных моторов и может быть использовано работниками ремонтных мастерских.
Видео:Подвесной лодочный мотор Спутник (Салют) 2л\с, лодка 3.2 мСкачать
Из опыта эксплуатации моторов «Салют» и «Спутник»
Мое знакомство с подвесными моторами, выпускаемыми Московским машиностроительным ПО «Салют», началось в 1978 г., когда я приобрел 2-сильный «Салют». За несколько лет эксплуатации этого мотора, а также мотора «Спутник», владельцем которого является мой брат, я хорошо познакомился с конструкцией этих моторов и смог внести ряд усовершенствований, улучшивших их качества.
При подготовке к запуску далеко не просто заполнить камеру карбюратора топливной смесью. Трубка, соединяющая топливный краник с карбюратором, располагается не с уклоном в сторону карбюратора, а с подъемом. Вследствие этого в топливопроводе образуется воздушная пробка (она хорошо заметна при прозрачном шланге). Для устранения этого недостатка необходимо поднять топливный кран. Для этого в топливном баке надо подрезать штуцер до высоты 5 мм. Кроме того, необходимо укоротить топливный кран, оставив квадратную часть на длине 17 мм, и укоротить на 5 мм ниппель на корпусе игольчатого клапана. На штуцере бака и на корпусе крана придется нарезать новую резьбу М10Х1 мм. Когда кран будет окончательно завинчиваться в бак. его резьбу полезно смазать клеем БФ-2.
Читайте также: Ремонт лодочных моторов тохатсу м40с
Двигатель мотора «Салют», вероятно, единственный, в котором поршневые кольца не стопорятся в канавках поршня. А это приводит к тому, что замки колец, попадая в окна цилиндра, преждевременно изнашиваются. Замки колец могут расположиться на одной линии, что способствует прорыву газов. И то и другое приводит к уменьшению компрессии, а следовательно, и к потере мощности и ухудшению запуска двигателя. Чтобы устранить этот недостаток, я поставил стопора из миллиметровой проволоки, просверлив для них отверстия в канавках поршня.
В одном из замков кольца круглым надфилем делается углубление, куда и входит выступающий конец стопора. Сверлить отверстия в поршне надо осторожно, чтобы не получилось сквозное отверстие. Рекомендую для этой операции уложить в канавку для кольца прямоугольный брусочек размерами около 1,7X1,7X20 мм с заранее просверленным отверстием ∅1 мм. через которое сверлить отверстие под штифт. Брусочек должен плотно входить в канавку поршня. Перед установкой стопоров советую их смазать клеем БФ-2.
В период запуска двигателя выхлопные газы должны преодолеть столб воды, находящийся в дейдвуде, что затрудняет запуск. Для облегчения запуска рекомендуется полость дейдвудной трубы сообщить с наружным пространством, просверлив по два отверстия ∅7 мм. При работе мотора отверстия закрываются крышкой, фиксируемой надетой на винт МЗХ75 спиральной пружиной. Перед запуском двигателя крышку надо повернуть на 90°, при этом отработавшие газы свободно выходят в атмосферу. Крышку необходимо изогнуть по форме дейдвуда, чтобы она плотно прилегала к поверхности. Спиральная пружинка делается из стальной проволоки ∅0,35—0,4 мм или подбирается из готовых.
В моторах «Салют» с маховичным магнето МГ-103 не обеспечивалась достаточная величина высокого напряжения на свечах зажигания.
Поэтому мне в своем моторе систему зажигания пришлось переделать, после чего сразу была получена устойчивая искра длиной 8 и больше мм.
С заводской катушки трансформатора я снял обе обмотки и на тот же сердечник намотал новую (и только одну) низковольтную обмотку из 250-260 витков провода ПЭЛ 0,8—0,9 мм.
Начало обмотки припаивается к массе сердечника, а конец присоединяется к винту подвижной части прерывателя. Сюда же подсоединяется и один конец первичной обмотки высоковольтного трансформатора, в качестве которого я использовал самую удобную и недорогую (4 руб.) мотоциклетную индукционную катушку Б-51 на 12 В. Катушка закрепляется своим хомутом сбоку двигателя, а нижний кожух мотора снимается совсем. В результате внесенных несложных усовершенствований мой мотор «Салют» за 7 лет его эксплуатации ни разу не отказывал, а запуск двигателя происходит обычно с первого или второго рывка.
Видео:🚤 ЛОДОЧНЫЙ МОТОР САЛЮТ ( СПУТНИК )🚤Скачать
Складной лодочный мотор спутник
Видео:Лодочный мотор Тояма 9,8. Распаковка.Скачать
ПЛМ Салют ; Спутник
ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#1 Знакомый » 01 май 2014, 13:25
Имею в пользовании ПЛМ Спутник 2 л\с , это тот же Салют , только со складной ногой .
Когда то давно , он был основным моим маршевым двигателем , сейчас использую его как » докатку » , и при дальних походах по небольшим речкам , для прохождения меляков . Вес в 11 кг располагает возить его с собой как запаску , для основного ПЛМ .
Негатива вылито на этот моторчик немерено , но если иметь элементарные знания по мототехнике и руки из правильного места , то вполне себе нормальный моторчик для своего времени .
Как и все совкомоторы он «любит руки «.
Меня лично , этот ПЛМ , не подвёл ни разу , хотя был период в его жизни , когда он использовался несчадно , каждодневно и на износ .
Само собой , не обошлось без модернизаций сего чуда , советской постройки .
Салют имеет прозвище — маслобойка , это от очень лёгкого винта , мотор работает всегда на повышенных , запредельных оборотах . Посему и орёт как оголтелый .
Я сгородил ему самодельный винт , с теми же углами атаки , только трёхлопостной и стальной .
Тяга резко увеличилась . Там где лодка останавливалась против течения , теперь уверенно пёрла с любым весом внутри .
Обороты движка так же резко упали , моторчик приятно зашептал , визги , звоны пропали .
Как ни удивительно , вибраций ни каких нет , хотя винт стальной и не балансированный .
Немогу найти фотку приспособы , для изменения угла атаки лопастей , потом сюда добавлю .
Основная болячка Салюта , это очень капризный запуск при похолодании и в холодной воде .
Эту болячку удалось победить вот таким способом ( причём было испытано ещё на двух моторах , всё работает ).
Читайте также: Как сделать то лодочного мотора самому тохатсу
То есть был установлен кранчик , от какойто грузовой машины , напротив выхлопа в плотную к мотору . Это сняло ( при открытом кране ) черезмерное сопротивление выхлопу .
Вот так заводится прогретый мотор в обычном режиме ( выхлоп в воду )
А так заводится в любую погоду , прогретый или холодный мотор , с открытым краном .
Знакомый Заслуженный Рыбак Статус: Автор темы Откуда: Россия Возраст: 53 Награды: 2 Пользователь №: 243 Сообщения: 899/ 6 Стаж: 8 лет 7 месяцев 25 дней Последний визит: 23 июл 2018, 00:27 Благодарил (а): 426 раз. Поблагодарили: 1418 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Андрей
Заслуженная репутация: 108
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#2 KORNEI58 » 13 июн 2014, 20:29
KORNEI58 Видел рыбу Статус: Откуда: Срелний Урал Национальный флаг:
Возраст: 63 Пользователь №: 3563 Сообщения: 19/ 2 Стаж: 7 лет 7 месяцев 10 дней Последний визит: 20 фев 2017, 18:53 Благодарил (а): 7 раз. Поблагодарили: 23 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Валерий
Заслуженная репутация: 0
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#3 Знакомый » 13 июн 2014, 21:10
Пробовал 9л\с, 2 цилиндра завести , шуруповёрт чуть даже дыманул , но так и не смог провернуть коленвал . Компрессия мотора была 6 очков .
Знакомый Заслуженный Рыбак Статус: Автор темы Откуда: Россия Возраст: 53 Награды: 2 Пользователь №: 243 Сообщения: 899/ 6 Стаж: 8 лет 7 месяцев 25 дней Последний визит: 23 июл 2018, 00:27 Благодарил (а): 426 раз. Поблагодарили: 1418 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Андрей
Заслуженная репутация: 108
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#4 KORNEI58 » 16 июн 2014, 16:45
KORNEI58 Видел рыбу Статус: Откуда: Срелний Урал Национальный флаг:
Возраст: 63 Пользователь №: 3563 Сообщения: 19/ 2 Стаж: 7 лет 7 месяцев 10 дней Последний визит: 20 фев 2017, 18:53 Благодарил (а): 7 раз. Поблагодарили: 23 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Валерий
Заслуженная репутация: 0
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#5 Михаил 22 RUS » 21 июн 2014, 13:00
Михаил 22 RUS Видел рыбу Статус: Откуда: Алтайский край, г.Барнаул Национальный флаг:
Возраст: 56 Пользователь №: 675 Сообщения: 21/ 6 Стаж: 8 лет 4 месяца 6 дней Последний визит: 11 июл 2016, 05:47 Благодарил (а): 2 раз. Поблагодарили: 2 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Михаил
Заслуженная репутация: 0
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#6 Знакомый » 21 июн 2014, 21:36
Знакомый Заслуженный Рыбак Статус: Автор темы Откуда: Россия Возраст: 53 Награды: 2 Пользователь №: 243 Сообщения: 899/ 6 Стаж: 8 лет 7 месяцев 25 дней Последний визит: 23 июл 2018, 00:27 Благодарил (а): 426 раз. Поблагодарили: 1418 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Андрей
Заслуженная репутация: 108
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#7 Знакомый » 22 июн 2014, 21:02
Знакомый Заслуженный Рыбак Статус: Автор темы Откуда: Россия Возраст: 53 Награды: 2 Пользователь №: 243 Сообщения: 899/ 6 Стаж: 8 лет 7 месяцев 25 дней Последний визит: 23 июл 2018, 00:27 Благодарил (а): 426 раз. Поблагодарили: 1418 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Андрей
Заслуженная репутация: 108
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#8 Михаил 22 RUS » 25 июн 2014, 06:22
Михаил 22 RUS Видел рыбу Статус: Откуда: Алтайский край, г.Барнаул Национальный флаг:
Возраст: 56 Пользователь №: 675 Сообщения: 21/ 6 Стаж: 8 лет 4 месяца 6 дней Последний визит: 11 июл 2016, 05:47 Благодарил (а): 2 раз. Поблагодарили: 2 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Михаил
Заслуженная репутация: 0
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#9 Михаил 22 RUS » 09 авг 2014, 10:50
Всем заглядывающим сюда и ТС привет. Имею в наличии вот такой девайс, по моему мнению он один в один с уже показанным. Краткая история его такова. Достался он мне по случаю, в собранном виде. Запускаться не хотел, по этому я отдал его своему знакомому, для реанимации, по той причине, что ПЛМ «стрела» он мне починил в лёт, на моих глазах, полностью раскидав его и собрав, заменив то , что нужно. Ждать пока запустится этот движёк, мне было не кода. По этому я поехал по делам. В результате осмотра двигателя и попробовав его запустить, друг сказал, что он завёлся один рас и больше не подаёт признаков жизни. С какой целью он его располовинил я не знаю. По этому прошу помощи, советов и т.д.
Добавлено спустя 4 минуты 2 секунды:
ещё немного фоток
Михаил 22 RUS Видел рыбу Статус: Откуда: Алтайский край, г.Барнаул Национальный флаг:
Возраст: 56 Пользователь №: 675 Сообщения: 21/ 6 Стаж: 8 лет 4 месяца 6 дней Последний визит: 11 июл 2016, 05:47 Благодарил (а): 2 раз. Поблагодарили: 2 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Михаил
Читайте также: Масла для подвесных лодочных моторов хонда
Заслуженная репутация: 0
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#10 zinger.in » 09 авг 2014, 11:42
Михаил 22 RUS писал(а): Всем заглядывающим сюда и ТС привет. Имею в наличии вот такой девайс, по моему мнению он один в один с уже показанным. Краткая история его такова. Достался он мне по случаю, в собранном виде. Запускаться не хотел, по этому я отдал его своему знакомому, для реанимации, по той причине, что ПЛМ «стрела» он мне починил в лёт, на моих глазах, полностью раскидав его и собрав, заменив то , что нужно. Ждать пока запустится этот движёк, мне было не кода. По этому я поехал по делам. В результате осмотра двигателя и попробовав его запустить, друг сказал, что он завёлся один рас и больше не подаёт признаков жизни. С какой целью он его располовинил я не знаю. По этому прошу помощи, советов и т.д.
Добавлено спустя 4 минуты 2 секунды:
ещё немного фоток
Он больше на какуйнить древнюю Стрелу или Чайку похож.
Добавлено спустя 18 минут 11 секунд:
Нашол. этот мотор называется ЛМ-1
Основные данные мотора:
Диаметр цилиндра. 62 мм
Ход поршня. 57
Литраж 172. см3
Степень сжатия. 5,0
Мощность при 3600 об/мин. 4,0 л.с.
Мощность при 3000 об/мин. 3,2
Расход горючего. 400—500л.с/ч
Емкость бензобака. 2,2 л.
Передача на винт. 13:19
Диаметр винта. 200 мм
Шаг винта. 200
Тяга на швартовых. 40—45 кг
Вес мотора. 23 кг
Расстояние от верхней кромки транца
до центра винта. 568 мм
zinger.in Заслуженный рыбак Статус: Откуда: Люберцы Национальный флаг:
Возраст: 55 Награды: 7 Пользователь №: 56 Сообщения: 5297/ 1 Стаж: 8 лет 10 месяцев 1 день Последний визит: 04 авг 2021, 10:07 Благодарил (а): 18597 раз. Поблагодарили: 11410 раз. Группа: Супермодераторы моё имя: Игорь
Заслуженная репутация: 133
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#11 Знакомый » 09 авг 2014, 22:23
По точнее бы услышать в чём проблема ?
Если в зажигании , то на глаз маховик — копия Салютовский , это значит , что на этот мотор подойдёт зажигание МБ-1 (электронное ) от бензопилы Дружба , от мотоблока Крот (в сборе с маховиком конечно же ).
Что конкретно не фурычит ?
Добавлено спустя 5 минут 15 секунд:
Хотя судя по внешнему виду , моторчик перебрать бы по хорошему надо . Сто пудов сальникам коленвала хана , а это приговор для двух тактника , из за этого точно не заведётся или чхнёт пару раз в лучшем случае , когда мозоли от шморгалки вскроются .
Знакомый Заслуженный Рыбак Статус: Автор темы Откуда: Россия Возраст: 53 Награды: 2 Пользователь №: 243 Сообщения: 899/ 6 Стаж: 8 лет 7 месяцев 25 дней Последний визит: 23 июл 2018, 00:27 Благодарил (а): 426 раз. Поблагодарили: 1418 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Андрей
Заслуженная репутация: 108
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#12 Михаил 22 RUS » 10 авг 2014, 11:34
Михаил 22 RUS Видел рыбу Статус: Откуда: Алтайский край, г.Барнаул Национальный флаг:
Возраст: 56 Пользователь №: 675 Сообщения: 21/ 6 Стаж: 8 лет 4 месяца 6 дней Последний визит: 11 июл 2016, 05:47 Благодарил (а): 2 раз. Поблагодарили: 2 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Михаил
Заслуженная репутация: 0
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#13 Михаил 22 RUS » 10 авг 2014, 14:50
Михаил 22 RUS Видел рыбу Статус: Откуда: Алтайский край, г.Барнаул Национальный флаг:
Возраст: 56 Пользователь №: 675 Сообщения: 21/ 6 Стаж: 8 лет 4 месяца 6 дней Последний визит: 11 июл 2016, 05:47 Благодарил (а): 2 раз. Поблагодарили: 2 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Михаил
Заслуженная репутация: 0
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#14 Знакомый » 10 авг 2014, 22:37
Знакомый Заслуженный Рыбак Статус: Автор темы Откуда: Россия Возраст: 53 Награды: 2 Пользователь №: 243 Сообщения: 899/ 6 Стаж: 8 лет 7 месяцев 25 дней Последний визит: 23 июл 2018, 00:27 Благодарил (а): 426 раз. Поблагодарили: 1418 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Андрей
Заслуженная репутация: 108
Re: ПЛМ Салют ; Спутник
Сообщение номер:#15 Михаил 22 RUS » 13 авг 2014, 09:28
Михаил 22 RUS Видел рыбу Статус: Откуда: Алтайский край, г.Барнаул Национальный флаг:
Возраст: 56 Пользователь №: 675 Сообщения: 21/ 6 Стаж: 8 лет 4 месяца 6 дней Последний визит: 11 июл 2016, 05:47 Благодарил (а): 2 раз. Поблагодарили: 2 раз. Группа: Зарегистрированные пользователи моё имя: Михаил
Заслуженная репутация: 0
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📸 Видео
Лодка "мечта " с мотором "спутник "Скачать
Этот мотор называют "Смерть рыбака", а у меня он заводится с пол пинка.Скачать
Какой лодочный мотор выбрать в 2024? Лучший лодочный мотор 9.8Скачать
Японская Ямаха против советского СалютаСкачать
Лодочный мотор Салют-Э доработан и облекченСкачать
"Ремонтный" Спутник-Салют,альтернативная сборка,отчет.Скачать
Правильно нагружаем прицепСкачать
Какой лодочный мотор выбрать от 2 до 18 л.с для лодки ПВХСкачать
Лодочный мотор САЛЮТ (сборка с подробностями).Скачать
ЛИШЕНИЕ ПРАВ ЗА МОТОР на прицепе! Мужики, будьте аккуратнее...Скачать
Плм "Спутник" ("Салют") .Когда ремонт ДОРОЖЕ самого мотора!!.Модернизация по-"Гейзеровски"Скачать