Московский машиностроительный завод «Салют» изначально специализировался на производстве разборных байдарок. Но немного позже, в начале 1960-го года, руководящим составом предприятия было принято решение, производить лодочный мотор Салют облегченного типа. Поршневая часть изделия заимствована у всем известного 1-цилиндрового велосипедного силового агрегата Д5.
- Особенности техники
- Модельный ряд и цены на лодочные моторы Салют
- Салют 3
- Салют 2
- Салют-Э, Салют-ЭС (лодочные моторы)
- Характеристики моторов «Салют-Э» и «Салют-ЭС»
- О моторе «Салют»
- «Салют-М» и «Спутник»
- «Салют-Э» и «Салют-ЭС»
- Моторы «Салют-Э» и «Салют-ЭС»
- Фотографии лодочного мотора «Салют-Э»
- Фотографии лодочного мотора «Салют-ЭС»
- Лодочный мотор «Салют-Э» и «Салют-ЭС» на видео
- Документация
- Информация о моторе
- 📸 Видео
Видео:Мотоблок Агат Салют замена масла в редукторе по щупуСкачать
Особенности техники
Лодочные моторы Салют относятся к классификации двухтактных 1-цилиндровых и 2-цилиндровых силовых агрегатов. Поскольку техника обладает повышенным уровнем производительности и в ней не применялись инновационные технологии, она при работе издает достаточно много шума. Конструкцией серии предусмотрено наличие жидкостной системы охлаждения, при этом забор воды будет происходить через специальный вход, который располагается на передней области дейдвуда.
Получается, что охладительное устройство исключает вероятность перегрева двигателя посредством его охлаждения заборной водой. Данному процессу подлежат все узлы, которые располагаются в части повышенной температуры. Рыболовы категорически не рекомендуют производить попытки включения силового агрегата без поступления охлаждающей жидкости, это приведет к глобальным поломкам, что потребует дорогостоящего ремонта.
Схема расположения магнитов маховика относительно генераторной катушки и катушки управления
Лодочный мотор Салют функционирует на топливной смеси, состоящей из бензина и масла, это является характерным признаком 2-тактных моделей. Техника способна воспроизводить в минуту до 5000 оборотов, что считается достаточно высоким показателем. Также в комплектации имеется встроенный резервуар для топлива. Здесь присутствует двухлопастной винт с заостренной формой. Карбюраторный мотор с петлевой продувной системой потребляет топливо посредством картера через дисковый золотник.
Сам картер состоит из 2-х основных частей, соединенных с помощью шпилечных крепежей. Между данными составляющими располагаются прокладки из паронита. Корпус цилиндров изготовлен из алюминиевого материала, как и поршневой элемент. Устройство зажигания техники состоит из магнето и относится к бесконтактному классу. Имеет маховик и свечи.
Независимо от модели, оборудование обладает общим рядом минусов:
- В первую очередь пользователи отмечают неудачную геометрию винта из-за сильно выраженной стреловидной формы. Данное решение было принято для того, чтобы подводная растительность не наматывалась на основу. Но задачу по назначению лопасти так и не смогли выполнять, при этом существенно снизилось КПД устройства.
- Также было отмечено недостатком расположение водозаборного отверстия, которое регулярно вместе с водой черпает песок, ил и прочий мусор. Проблема особенно актуальна при передвижении по мелководью.
- Топливный бак во всех лодочных моторах Салют имеет маленький объем, из-за чего требуется регулярная дозаправка. Горючего хватит на 2-3 часа работы.
Это основные недостатки, с которыми может столкнуться владелец техники. Но они полностью оправдываются низкой ценой и неприхотливостью агрегата в эксплуатации.
ВИДЕО: Разборка и реанимация двигателя
Модельный ряд и цены на лодочные моторы Салют
Модельный ряд техники состоит из небольшого ассортимента. Но из всех вариантов отдельно следует выделить три версии лодочных моторов Салют:
Салют 3
По внешним параметрам техника практически не имеет различий с предыдущими вариациями. Но здесь были устранены минусы – высокий уровень шумности, передача вибрации и др. Двигатель имеет рабочий объем в 43 см3, при этом номинальная мощность составляет 2,5 л.с.
Здесь также была увеличена тяга на швартовах. Топливный бак вмещает 3 л горючего, этого достаточно будет на 3 часа работы. Вместо прежнего запуска посредством шнура, который располагается в капоте, здесь используется технология из моделей «Ветерок», «Привет». Румпельный элемент откидывается назад, что так необходимо при использовании опции реверса.
Читайте также: Какую жидкость заливается в редуктор
Помимо всего конструкцией предусмотрено встроенное электроосвещение на 10-15 Вт и наличие складного дейдвуда, последнее существенно упрощает процесс транспортировки, переноски и установки модели. Салют 3 перед поступлением на рынок проходит полное ходовое и заводское испытание.
Таким образом специалисты удостоверяются в качестве изделия. Отдельно следует упомянуть, что данная серия относится к экспериментальным лодочным моторам, поэтому выпускалась в ограниченном количестве.
Салют 2
Салют Э2 обладает мощностью в 2 л. с. и, сравнительно с предыдущими версиями, небольшой массой – до 12 кг. Усовершенствованная модель имеет компактные габариты 870х310х570 мм. Благодаря данному параметру технику свободно можно перевозить в легковом автомобиле и устанавливать без помощи напарника. К преимуществам модели относят удобное месторасположение клавиши Stop, которая в данном случае находится на румпеле.
По эксплуатации устройство показывает хорошие технические характеристики. В конструкции присутствует бесконтактная помпа охладительной системы, которая укомплектована пластиковой крыльчаткой. За счет широкой горловины топливного бака у пользователя не возникнет проблем с заправкой техники. Отдельно следует выделить, что лодочный мотор Салют по сравнению с импортными моделями имеет доступную цену – 20000 рублей.
Видео:Мотоблок Агат Салют, щуп для проверки уровня масла в редукторе и коробке передач мотоблокаСкачать
Салют-Э, Салют-ЭС (лодочные моторы)
Видео:Как правильно заливать масло в редуктор лодочного мотораСкачать
Характеристики моторов «Салют-Э» и «Салют-ЭС»
Мощность на коленвалу, л.с. | 2 |
Мощность на гребном валу, л.с. | 1.87 |
Количество тактов | 2 |
Рабочий объём, см 3 | 45 |
Количество цилиндров | 1 |
Максимальное число оборотов в минуту | 5000 |
Диаметр цилиндра, мм | 38 |
Ход поршня, мм | 40 |
Степень сжатия (геометрическая) | 7.8 |
Продувка цилиндра | петлевая |
Управление всасыванием | золотниковое, дисковое |
Направление вращения маховика (если смотреть со стороны магнето) | по часовой стрелке |
Зажигание | от электронного магнето МБ-1 бесконтактного маховичного типа |
Свеча зажигания | А-10Н ГОСТ 2043—74 |
Опережение зажигания | 3,5 мм, не доходя до ВМТ |
Зазор между электродами в свече, мм | 0.5 — 0.6 |
Карбюратор | поплавковый |
Топливо | бензин автомобильный А-72 или А-76 ГОСТ 2084 — 77 и масло М-8В или М-8А ГОСТ 10541—78 в соотношении по объему 25 : 1 |
Подача топлива | самотеком |
Смазка двигателя | топливная смесь |
Смазка редуктора | масло трансмиссионное ТАП-15Б или ТАД-17и ГОСТ 23652-79 |
Удельный расход топлива при максимальной мощности, кг/л.с.ч | не более 0,5 |
Емкость топливного бака, л | 2 |
Система управления | румпель |
Тип запуска | ручной |
Охлаждение | от напора гребного винта, водяное |
Передаточное отношение редуктора | 12:22 |
Диаметр винта, мм | 140 |
Шаг винта, мм | 118 |
Число лопастей винта | 2 |
Рекомендуемая высота транца, мм | 380 |
Габаритные размеры мотора, В/Д/Ш, мм: | 870/570/310 |
Вес, кг | 11.5 |
Страна производитель | СССР/Россия |
Производитель | Московского машиностроительного завода «Салют» |
Видео:НЕ ПОВТОРЯЙТЕ МОИХ ОШИБОК Замена масла в редукторе лодочного мотора Gladiator 9.8Скачать
О моторе «Салют»
В начале 60-х годов Московский машиностроительный завод «Салют», выпускавший разборные лодки и байдарки, взялся за создание и производство легкого, двухсильного мотора. Поршневая группа мотора была заимствована от широко распространённого одноцилиндрового велосипедного двигателя «Д-5». Мотор получил название «Салют», его вес составил 12 кг, вдвое легче чем у «Стрелы», но все же тяжелее зарубежных аналогов.
К достоинствам «Салюта» относят бесконтактный насос охлаждения с пластмассовой крыльчаткой, кнопку «Стоп» расположенную в торце румпеля, хорошую ремонтопригодность.
Как и всем одноцилиндровым моторам, «Салюту» присущ большой уровень вибрации.
Магнето МГ-103, которым комплектовался мотор «Салют», не обеспечивало надежного запуска. В последствии зажигание дважды модернизировалось, так после первой мотор получил название «Салют-М», после второй «Салют-Э».
Поддон двигателя выполнен с огромными отверстиями, через которые волна заливает свечу и карбюратор. Кроме того, из-за такой конструкции поддона мотор получился очень шумным.
Читайте также: Масло тад трансмиссионное для редуктора коландера
Отверстия для забора воды в систему охлаждения расположены в передней части дейдвуда навстречу движению, что приводит к забиванию системы охлаждения песком на мелководье и даже иногда повреждается крыльчатка.
Топлива в встроенном бензобаке хватало только на 1.5
2 часа работы. Горловина бачка первых «Салютов» была очень узкой, и заправить его на ходу, не разлив топливо, было трудно.
Гребной винт имел лопасти с большой стреловидностью, такая форма препятствует наматыванию водорослей на винт, но при этом винт получился с низким КПД. Сторонним производителем в 2000х годах был налажен выпуск трехлопастных винтов для «Салютов» заметно повышающий КПД.
Видео:Замена масла в редукторе лодочного мотора.От А до Я.Скачать
«Салют-М» и «Спутник»
В 1973 году на смену «Салюту» пришли: «Салют-М» и модель мотора со складным дейдвудом — «Спутник».
Базовая модель отличалась от предшественника главным образом измененной системой зажигания, «МГ-103А» уступило место «МС-1». Основой для «МС-1» послужила система зажигания «МН-1», применяемая на моторах «Нептун». В производстве зажигания для обновленных «Салютов» применялись следующие детали от «МН-1» (прерыватель, конденсатор, выносной высоковольтный трансформатор ТЛМ-1). Зажигание «Салютов» стало более надёжным, а запуск — более лёгким. Однако и на зажигание «МС-1» поступали рекламации.
Видео:Какое масло заливать в редуктор лодочного мотора GL4 или GL5Скачать
«Салют-Э» и «Салют-ЭС»
В конце 70-х годов после разработки системы электронного зажигания МБ-1 для бензопил «Урал» и «Дружба», эта система зажигания была применена и на «Салюте». Для внедрения системы зажигания МБ-1 мотору потребовался новый маховик меньшего диаметра и веса, «Салют-Э» стал легче предшественника на 0.5 кг, модель со складным дейдвудом получила название «Салют-ЭС».
Обновленные «Салюты» появились в продаже в 1983 году, они стали действительно лучше заводиться, но конструкция зажигания МБ-1 оказалась не удачной, магниты маховика так расположены, что со временем размагничивают друг друга, что приводит к ухудшению искрообразования. Кроме того, зажигание оказалось ненадежным, причиной отказов был выход из строя бескорпусного тиристора КУ202М. Благо зажигание МБ-1 легко купить, т.к. оно применяется в бензопилах.
Видео:Как поменять масло в редукторе лодочного мотора / Замена масла в редукторе лодочного мотораСкачать
Моторы «Салют-Э» и «Салют-ЭС»
Катера и яхты, №111, 1984 год
С 1983 года Московское машиностроительное ПО «Салют» преступило к серийному выпуску лодочных моторов «Салют-Э» (индекс «Э» означает, что зажигание электронное) и «Салют-ЭС» (вариант «Салюта-Э» со складным дейдвудом). Они заменили ранее выпускавшиеся «Салют-М» и «Спутник». Новые моторы удобнее в эксплуатации: на них можно снимать верхний кожух, не отвертывая пробку бака. Благодаря увеличенному диаметру горловины топливо стало удобно заливать в бак.
Двигатель новых моторов стал долговечнее: теперь обеспечена смазка верхнего коренного подшипника, улучшена подача смазки в нижний шатунный подшипник. Все это позволило уменьшить процент содержания масла в топливной смеси (с 5 до 3%) и сократить его выброс.
Главным конструктивным отличием новых моторов является применение электронного бесконтактного зажигания. Оба они снабжены электронным магнето МБ-1, которое обеспечивает стабильное искрообразование во всем диапазоне оборотов коленвала. Благодаря новому зажиганию у моторов повысились надежность запуска при любых погодных условиях и экономичность (за счет более полного сгорания топлива).
Магнето МБ-1 включает в себя маховик и основание. На основании закреплена генераторная катушка L1 (рис. 1). При вращении маховика, когда магниты с полюсами N—S проходят мимо катушки, в ее обмотках индуцируется ток, который через диод проходит в конденсатор С1 и накапливается в нем.
Когда мимо катушки управления L2 проходит магнит обратной полярности, возникший в ней ток самоиндукции проходит через сопротивление R1, диод V1 и тиристор V4, играющий роль электронного переключателя. Когда по тиристору проходит ток, он открывается; в этот момент заряд тока, накопившийся в конденсаторе С1, устремляется в трансформатор T1, который выдает разряд на свечу.
Читайте также: Масло в редуктор ман командор
Рис. 1. Принципиальная схема электронного магнето МБ-1 L1 — генераторная катушка; L2 — катушка управления; С1 — конденсатор; Т1-трансформатор; R — сопротивление; V1 V2, V3 — диоды; V4 — тиристор; Ку— кнопка «Стоп»; К1 — контактная пара. | Рис. 3. Схема доработки картера для установки переходника магнето |
Рис. 2. Схема расположения магнитов маховика относительно генераторной катушки и катушки управления в момент искрообразования
1 — маховик; 2 — основание; 3 — наконечник магнита маховика; 4 — риска начала искрообразования.
В маховике магнето 1 (рис. 2) закреплены четыре магнита. Три из них имеют полярность N—S, а четвертый — S—N. Проходя мимо катушки L1, первые три магнита заряжают конденсатор, а четвертый дает обратный ток, что служит сигналом на разрядку конденсатора и появление искры на свече.
В электрическую схему (см. рис. 1) включены контактная пара K1 (это соответствует соединению проводов катушки управления и кнопки «Стоп», которая располагается в румпеле) и выключатель Кy — кнопка «Стоп» для экстренной остановки двигателя. На моторах «Салют-Э» и «Салют-ЭС» опережение зажигания определяется положением кзтушек управления L1 и магнита обратной полярности S—N в корпусе маховика.
Углы установки катушки управления (39°50′) и расположение магнита обратной полярности относительно шпонки на коленчатом валу показаны на рис. 2.
Необходимо учитывать, что устанавливаемые на всех предыдущих модификациях моторов «Салют» и «Спутник» маховики использовать с основанием магнето МБ-1 нельзя.
Установка ЭСЗ на моторы «Салют» прежних лет выпуска
Чтобы установить электронное зажигание МБ-1 на предыдущих модификациях мотора, необходимо:
— в верхней части картера (рис. 3) опилить плоскость и выбрать паз шириной 8 мм так, чтобы в нем мог поместиться высоковольтный провод;
Рис. 4. Чертеж переходника
— по рис. 4 изготовить переходник из дюралюминия марок Д16Т или Д1Т;
— переходник закрепить к картеру винтами М5Х14;
— поошни установить на расстоянии 3,5 мм от ВМТ;
— согласно рис. 2 и 4, на боковой поверхности переходника нанести риску, соответствующую 39°50′;
— основание магнето установить так, чтобы риски на переходнике и сердечнике генераторной катушки (она нанесена заводом-изготовителем магнето МБ-1) совместились;
— основание магнето закрепить винтами М4Х14;
— маховик установить на шпонке и закрепить на верхней полуоси коленвала.
Видео:Какое масло заливать в редуктор лодочного мотора ?Скачать
Фотографии лодочного мотора «Салют-Э»
Моторы «Салют-Э» (1991 г.в.)
Моторы «Салют» (1969 г.в.) и «Салют-Э» (1983 г.в.)
Табличка на мотор «Салют» (1969 г.в.)
Табличка на мотор «Салют-Э» (1983 г.в.)
Мотор «Салют-Э» (1994 г.в.)
Мотор «Салют-Э» (2000 г.в.)
Мотор «Салют-Э» (2005 г.в.)
Мотор «Салют-Э» (2008 г.в.)
Видео:Замена масла в редукторе лодочного мотора Sea Pro T9.8 S NEWСкачать
Фотографии лодочного мотора «Салют-ЭС»
Видео:Лодочный мотор "САЛЮТ" — стоит ли покупать? | Обзор советского мотораСкачать
Лодочный мотор «Салют-Э» и «Салют-ЭС» на видео
Подвесной лодочный мотор Салют-ЭС 1987 года выпуска. Пролежал без эксплуатации с 1999 года по 2013 год. Заменены прокладки, свеча зажигания, промыт от ржавчины топливный бак. И вот долгожданный момент — возвращение к жизни.
«Салют-Э» с трехлопастным винтом
Видео:Замена масла в редукторе ПЛМСкачать
Документация
Видео:ЭТО УБЬЕТ ТВОЙ МОТОР! ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ С ЛОДОЧНЫМ МОТОРОМ! СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ВОДНОМОТОРНИКАМ!Скачать
Информация о моторе
Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Ветерок», «Салют»
Пособие по эксплуатации, ремонту и усовершенствованию. — М.: «Издательский дом Рученькиных», 2006. — 272 с, издание четвертое.
Пособие предназначено для владельцев подвесных моторов и может быть использовано работниками ремонтных мастерских.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Механика © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер📸 Видео
ремонт и модернизация лодочного мотора Салют часть 1Скачать
Как за 5 мин сделать насос для замены масла в редукторе лодочного мотора в 15 раз дешевле китайскогоСкачать
Прокладки по 3 РУБЛЯ в редуктор лодочного мотора , выгодная замена оригиналуСкачать
Как обслужить лодочный мотор HDX | Замена масла в редуктореСкачать
лодочный мотор Салют за "копейки".Разборка,дефектовка (Часть 1)Скачать
доработка редуктора глушителя и сцепления на мотор из триммераСкачать
Масло для мотоблока маркировки и отличия. Какое масло лучше?Скачать
Замена масла в редукторе лодочного мотораСкачать