Специалист магазина Моторка.PRO Максим Остапенко поделится секретами о тонкостях настройки совместной работы лодки и мотора для достижения наилучшего результата.
Приветствую всех водномоторников!
В этой статье хочу поделиться с Вами опытом подбора правильного винта к мотору.
Рассмотрим ситуацию: Вы купили мотор и лодку или купили новую лодку, а мотор остался прежний, или наоборот. Итак, мотор установлен на транец, вы всё сделали правильно: установили нужный угол дифферента, настроили высоту погружения антикавитационной пластины, но… мотор не может вывести лодку в глиссирующий режим!
В чем же дело? Ведь лодка и мотор вроде бы соответствуют друг другу. Например, лодка длиной 3,8 метра и мотор 9.9 (15) л.с., а в глиссирование комплект не выходит!
Первое, на что стоит обратить внимание, это на параметры гребного винта. На моторы с этикеткой 9,9, которые по факту являются 15-сильными двигателями, часто установлен винт 11-го шага. Это значит, что мотору не хватает мощности развить номинальные обороты. В этом случае необходим более тяговый винт, с меньшим шагом — 10 или даже 9 дюймов.
Как правило, это в большинстве случаев решает проблему вывода лодки в глиссирующий режим, однако бывают и более сложные ситуации, когда поставить «грузовой» или «скоростной» винт недостаточно.
Для того, чтобы понять, почему мотор не выводит лодку в глиссирующий режим, нужно выяснить, что необходимо самому мотору (случай, когда мотор явно не подходит к лодке, не рассматриваем), а именно выяснить, в какие обороты развивает мотор. Для этого необходим тахометр.
Очень полезная вещь! Помимо того, что вы будете знать, на каких оборотах работает двигатель, тахометр покажет вам еще и наработку вашего мотора, так как большинство современных тахометров для ПЛМ оснащены счетчиком моточасов.
Итак, вы установили тахометр, правильно выбрали режим работы (для 2-тактных, 4-тактных, одно/двух/трёхцилиндровых моторов) и выбрались на водоем. Тахометр измеряет обороты во всём диапазоне работы двигателя, Вам остаётся только наблюдать за его показаниями. Даёте полный газ и смотрите: если показания в пределах 5000-5500 (для некоторых моделей — до 6000, см. инструкцию) оборотов в минуту, значит, мотор работает в номинальном режиме, менять винт не нужно. Если же обороты меньше или больше номинальных, то следует установить винт нужного шага!
Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1 – нехватка оборотов. Например, тахометр показывает 4500 оборотов в минуту при полностью открытом газе. Это говорит о том, что мотору тяжело вращать установленный винт. Значит, у этого винта слишком большой шаг и за один оборот он захватывает большое количество воды, которое мотору толкнуть очень тяжело. Следовательно, необходимо установить винт с меньшим шагом.
Пример 2 – избыток оборотов. Например, тахометр показывает 6300 оборотов в минуту при полностью открытом газе. Это говорит о том, что мотору слишком легко крутить такой винт. Мощность мотора избыточна для такого винта, он захватывает очень мало воды за один оборот. Значит, нужно установить винт с большим шагом.
Итак, Режим работы выяснен, обороты известны. Какой винт подобрать?
Существует относительное правило: 1 шаг винта – 300 оборотов.
Соответственно, при оборотах, например, 6300 необходим более скоростной винт, чтобы нагрузить мотор должным образом! Если у вас был установлен винт 9-го шага и были такие высокие обороты, то путём элементарных математических вычислений выясняем что необходим винт 12-го шага.
И также наоборот. При очень низких оборотах уменьшаем шаг винта до необходимого.
Видео:Перекрут оборотов лодочного мотора БайкаСкачать
Опять же, эта формула является относительной и в действительности может не подходить, ведь лодки и условия их эксплуатации у всех разные!
Еще один важный момент. Не забывайте, что мотор должен быть правильно установлен на транец! Об этом в следующей статье (Читайте статью «Как правильно установить мотор на транец лодки» в разделе «Полезная информация» сайта Моторка.PRO).
Семь футов под килем и спокойной воды!
- Какое должно быть количество оборотов?
- #1 Зануда
- #2 СанычСан
- #3 Danev
- #4 катерщик
- #5 Зануда
- #6 Danev
- #7 Зануда
- #8 S_smirnov
- #9 kosuk71
- #10 livis
- #11 Лев Николаевич
- #12 Зануда
- #13 Danev
- #14 БАР
- #15 Лев Николаевич
- #16 БАР
- #17 S_smirnov
- #18 Danev
- #19 катерщик
- #20 weeFOX
- #21 S_smirnov
- #22 kosuk71
- #23 Зануда
- #24 kosuk71
- #25 Зануда
- 📺 Видео
Какое должно быть количество оборотов?
#1 Зануда
- Из: Санкт-Петербург
- Судно: Chaparral 205
Купил винт большего шага, т.к. предположительно у меня он был маловат (был 21, купил 23). Пошел на такое еще и потому, что в Питере есть «кулибины», которые могут поменять потом этот шаг, если вдруг он слишком большой.
Спросил у мастера о том, как мне определить, что шаг слишком большой. Он сказал, что надо обороты смотреть. Мой двигатель должен на максималке выдавать 6000 оборотов. Если меньше 5500, то идти к нему доделывать. В инструкции указано, что вроде как 4800 нормально.
Читайте также: Carver лодочные моторы екатеринбурге
Так сколько же в итоге надо.
(если это принципиально, то мотор Вольва Пента 4.3. 190 л.с.)
#2 СанычСан
- Из: Санкт-Петербург
- Судно: Плоскодонка
- Название: «Мечта»
С таким мотором и к «кулибину».
#3 Danev
- Из: С.-Петербург
- Судно: Полуглиссер
- Название: Мальстрём
#4 катерщик
- Из: Ростов на Дону
- Судно: катер
Сообщение отредактировал катерщик: 13 апреля 2017 — 19:44
#5 Зануда
- Из: Санкт-Петербург
- Судно: Chaparral 205
С таким мотором и к «кулибину».
Может вы не так меня поняли. Под «кулибин» подразумевался известный спец, который делает винты всему северо-западу!
А откуда взялась цифра 6000, если в инструкции 4800?
http://www.klm-servi. -penta-gasoline
Вот и я спрашиваю откуда 6000 ?
Видео:Раздушка, скорость, обороты, мощность лодочного мотора. Мулинетка.Скачать
Но про 6000 сказал уважаемый мастер. Потому и не понимаю где правда. Какая цифра в итоге должна быть?
Возможно 6000 было названо потому, что этот мастер для гонщиков готовит винты и это возможно гоночные нормы
#6 Danev
- Из: С.-Петербург
- Судно: Полуглиссер
- Название: Мальстрём
Мастер о подвесниках говорил.
#7 Зануда
- Из: Санкт-Петербург
- Судно: Chaparral 205
Мастер о подвесниках говорил.
Так какая цифра должна быть? 4800 в идеале.
#8 S_smirnov
Лодочный моторист — экранопланостроитель
- Из: Балахна
- Судно: Казанка, СВП
Так какая цифра должна быть? 4800 в идеале.
#9 kosuk71
- Из: Даут
- Судно: прогулочное
- Название: Гидрограф
Купил винт большего шага, т.к. предположительно у меня он был маловат (был 21, купил 23). Пошел на такое еще и потому, что в Питере есть «кулибины», которые могут поменять потом этот шаг, если вдруг он слишком большой.
Для таких дел желательно делать контрольные замеры .Загрузка катера -обороты-скорость.И пробовать с различной загрузкой и тогда вырисуется более полная картина. И колонки не любят обороты свыше 5000.
#10 livis
- Из: г.Кременчуг
- Судно: крейсерская яхта
- Название: Галатея
Может не совсем в тему но есть такой вопрос. Если наложить внешнею характеристику двигателя (ВХД)на оптимальную винтовую (ВХ) то они пересекутся в районе мах. оборотов двс., Но на яхтах, наверно, в 99% используются средние обороты двс при которых не реализованная мощность составляет около 50% (см разбег ВХД и ВХ) так может есть смысл делать для этих судов и этих условий эксплуатации более тяжелый винт по Д и Ш который был бы более эффективен на средних (крейсерских) оборотах и позволял бы на них использовать до 70-80% мощности двс при этих оборотах. Пусть даже он не позволял бы раскрутить двс до мах. а где то до 75-80% мах. оборотов. К глисирующим это не относится, только к парусно моторным. Ваше мнение?
#11 Лев Николаевич
- Из: Кондопога
- Судно: Парусно-моторное.
- Название: Госпожа Разлука
Может не совсем в тему но есть такой вопрос. Если наложить внешнею характеристику двигателя (ВХД)на оптимальную винтовую (ВХ) то они пересекутся в районе мах. оборотов двс., Но на яхтах, наверно, в 99% используются средние обороты двс при которых не реализованная мощность составляет около 50% (см разбег ВХД и ВХ) так может есть смысл делать для этих судов и этих условий эксплуатации более тяжелый винт по Д и Ш который был бы более эффективен на средних (крейсерских) оборотах и позволял бы на них использовать до 70-80% мощности двс при этих оборотах. Пусть даже он не позволял бы раскрутить двс до мах. а где то до 75-80% мах. оборотов. К глисирующим это не относится, только к парусно моторным. Ваше мнение?
Возможно не всё так просто.
Видео:Почему лодочный мотор не развивает обороты?Скачать
Хотя идея понятна и самостоятельный (упрощённый) расчёт винта для парусной яхты видимо так и происходит.
Неплохая ссылка (навскидку) для определения терминов и комплекса взаимодействий «участников движения».
#12 Зануда
- Из: Санкт-Петербург
- Судно: Chaparral 205
Читайте также: Лодочный мотор ветерок в разрезе
Для таких дел желательно делать контрольные замеры .Загрузка катера -обороты-скорость.И пробовать с различной загрузкой и тогда вырисуется более полная картина. И колонки не любят обороты свыше 5000.
Я правильно понимаю, что если БЕЗ загрузки у меня на максимальных оборотах будет показывать 5000, то надо радоваться жизни и ничего с винтом не делать.
#13 Danev
- Из: С.-Петербург
- Судно: Полуглиссер
- Название: Мальстрём
Может не совсем в тему но есть такой вопрос. Если наложить внешнею характеристику двигателя (ВХД)на оптимальную винтовую (ВХ) то они пересекутся в районе мах. оборотов двс., Но на яхтах, наверно, в 99% используются средние обороты двс при которых не реализованная мощность составляет около 50% (см разбег ВХД и ВХ) так может есть смысл делать для этих судов и этих условий эксплуатации более тяжелый винт по Д и Ш который был бы более эффективен на средних (крейсерских) оборотах и позволял бы на них использовать до 70-80% мощности двс при этих оборотах. Пусть даже он не позволял бы раскрутить двс до мах. а где то до 75-80% мах. оборотов. К глисирующим это не относится, только к парусно моторным. Ваше мнение?
#14 БАР
- Из: СПб
- Судно: СТ-31э
- Название: Авось
Возможно не всё так просто. Параграф № 7
Но и не очень сложно.
Если речь идет о яхтах, особенно не длиннокилевых, а современных плавниковых, то у них суммарный учет коэффициента засасывания и спутного потока не превысит 5-7%. Поскольку расчет в любительских условиях обычно выполняется с большей погрешностью, то на это можно закрыть глаза.
Если наложить внешнею характеристику двигателя (ВХД)на оптимальную винтовую (ВХ) то они пересекутся в районе мах. оборотов двс., Но на яхтах, наверно, в 99% используются средние обороты двс при которых не реализованная мощность составляет около 50% (см разбег ВХД и ВХ) так может есть смысл делать для этих судов и этих условий эксплуатации более тяжелый винт по Д и Ш который был бы более эффективен на средних (крейсерских) оборотах и позволял бы на них использовать до 70-80% мощности двс при этих оборотах.
Да, имеет смысл. Надо просто использовать винт с другой ВХ.
Собственно винт и рассчитывается, чтобы на заданных оборотах при заданной скорости выдавал требуемую тягу. А на каких оборотах — это выбор проектировщика.
#15 Лев Николаевич
- Из: Кондопога
- Судно: Парусно-моторное.
- Название: Госпожа Разлука
Но и не очень сложно.
Самым эффективным (не дешёвым) решением являются винты с регулируемым (разными способами) шагом.
Избавляют от «головной боли » и финансов.
#16 БАР
Видео:ИЗМЕРЯЙ ОБОРОТЫ ВАЛА,ТЕЛЕФОНОМ# ЛАЙФХАК,КАК ИЗМЕРИТЬ ОБОРОТЫ ДВИГАТЕЛЯ# ВЕРСИЯ 2Скачать
- Из: СПб
- Судно: СТ-31э
- Название: Авось
Самым эффективным (не дешёвым) решением являются винты с регулируемым (разными способами) шагом.
Нет, не так. Любой универсальный девайс хуже специализированного.
Имеется ввиду, что винт рассчитанный на заданный режим, будет в этом режиме эффективнее ВРШ.
Но последний позволяет подстроится под разные скорости.
#17 S_smirnov
Лодочный моторист — экранопланостроитель
- Из: Балахна
- Судно: Казанка, СВП
Вообще-то любой винт при любых оборотах использует всю выдаваемую двигателем мощность. Но у водоизмещателя можно оптимизировать его под экономическую скорость, копеечку к эффективности добавит.
#18 Danev
- Из: С.-Петербург
- Судно: Полуглиссер
- Название: Мальстрём
За это придётся купить двигатель чуть большей мощности, потратив копеечку. И потом его возить более тяжелый, оставив на берегу часть груза, который мог-бы быть полезной нагрузкой.
А если двигатель взять без избытка мощности, то в критической ситуации её может тупо не хватить чтобы выгрести против волны и ветра.
#19 катерщик
- Из: Ростов на Дону
- Судно: катер
Может не совсем в тему но есть такой вопрос. Если наложить внешнею характеристику двигателя (ВХД)на оптимальную винтовую (ВХ) то они пересекутся в районе мах. оборотов двс., Но на яхтах, наверно, в 99% используются средние обороты двс при которых не реализованная мощность составляет около 50% (см разбег ВХД и ВХ) так может есть смысл делать для этих судов и этих условий эксплуатации более тяжелый винт по Д и Ш который был бы более эффективен на средних (крейсерских) оборотах и позволял бы на них использовать до 70-80% мощности двс при этих оборотах. Пусть даже он не позволял бы раскрутить двс до мах. а где то до 75-80% мах. оборотов. К глисирующим это не относится, только к парусно моторным. Ваше мнение?
Сообщение отредактировал катерщик: 16 апреля 2017 — 10:50
Читайте также: Обкатка лодочного мотора ниссан марин
#20 weeFOX
- Из: Петрозаводск
- Судно: траулерная яхта
- Название: Малая лиса
Может не совсем в тему но есть такой вопрос. Если наложить внешнею характеристику двигателя (ВХД)на оптимальную винтовую (ВХ) то они пересекутся в районе мах. оборотов двс., Но на яхтах, наверно, в 99% используются средние обороты двс при которых не реализованная мощность составляет около 50% (см разбег ВХД и ВХ) так может есть смысл делать для этих судов и этих условий эксплуатации более тяжелый винт по Д и Ш который был бы более эффективен на средних (крейсерских) оборотах и позволял бы на них использовать до 70-80% мощности двс при этих оборотах. Пусть даже он не позволял бы раскрутить двс до мах. а где то до 75-80% мах. оборотов. К глисирующим это не относится, только к парусно моторным. Ваше мнение?
Это правильная мысль, но при ее практической реализации надо понимать, что утяжеляя винт Вы фактически делаете не возможным раскрутку двигателя выше определенных оборотов или ограничиваете двигатель какой то меньшей мощностью.
Если Вы готовы забыть, что двигатель у Вас не скажем 100 лс, а всего 50 л.с — то это правильный путь.
Плюсы возрастет комфортность эксплуатации, увеличивается ресурс двигателя.
Минусы: если Вам потребуется вспомнить, что у Вас все таки 100 л.с., чтобы идти против сильного ветра и волны, то это уже не удастся.
#21 S_smirnov
Лодочный моторист — экранопланостроитель
Видео:Лодочный мотор -ДВА ВАРИАНТА- Регулировка настройка карбюратора на воде своими руками все простоСкачать
- Из: Балахна
- Судно: Казанка, СВП
Ну вот, множество нюансов. И не все в одни ворота. Большой недогруженный двигатель дольше проработает и будет продан дороже. А критическую волну и ветер можно ни разу не попасть. В общем каждый сам себе постановщик задачи.
На то есть здравый смысл, годами проверенные принципы проектирования судовых движительных установок, которые нашли отражения в стандартах и Правилах.
Достаточно тупо взять инструкцию на мотор, стандарт по которому этот мотор изготовлен. И сделать как там написано.
Плюсы возрастет комфортность эксплуатации, увеличивается ресурс двигателя.
На практике скорее уменьшится. До такой величины, что Вы об этом узнаете.
#22 kosuk71
- Из: Даут
- Судно: прогулочное
- Название: Гидрограф
Я правильно понимаю, что если БЕЗ загрузки у меня на максимальных оборотах будет показывать 5000, то надо радоваться жизни и ничего с винтом не делать.
Сделайте полную нагрузку на катере и тогда увидите сколько крутит ваш мотор.И тогда картина станет ясней .И тогда уже определитесь в какую сторону вам идти.
#23 Зануда
- Из: Санкт-Петербург
- Судно: Chaparral 205
Сделайте полную нагрузку на катере и тогда увидите сколько крутит ваш мотор.И тогда картина станет ясней .И тогда уже определитесь в какую сторону вам идти.
А какой смысл? У меня по документам можно 10 человек перевозить. На практике же 2-3-4 будет, а то и один гонять буду. Зачем мне смотреть как катер в нагруженном состоянии себя ведёт?
Да и на «полную нагрузку» у меня старый винт остался, с меньшим шагом.
#24 kosuk71
- Из: Даут
- Судно: прогулочное
- Название: Гидрограф
А какой смысл? У меня по документам можно 10 человек перевозить. На практике же 2-3-4 будет, а то и один гонять буду. Зачем мне смотреть как катер в нагруженном состоянии себя ведёт?
Да и на «полную нагрузку» у меня старый винт остался, с меньшим шагом.
Ну так тогда и надо подбирать винт под нагрузку 2-3-4 человека.
#25 Зануда
- Из: Санкт-Петербург
- Судно: Chaparral 205
Ну так тогда и надо подбирать винт под нагрузку 2-3-4 человека.
Переходим теперь на третий круг. Допустим у меня уже в катере находится оптимальная нагрузка. Как узнать, что винт подходящий. Сколько должно быть на тахометре при максимальном газу?
Видео:⚙️🔩🔧Глупая неисправность лодочного мотораСкачать
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📺 Видео
⚙️🔩🔧Хитрая неисправность лодочного мотораСкачать
Винт 9-го шага убьет ваш мотор! Что такое перекрут?Скачать
Как снять ограничитель оборотов на лодочном моторе гибриде чампионе ( champion g225 vk) по уму.Скачать
Какой винт поставить? Скоростной или грузовой? Ремонт лодочных моторов.Скачать
⚙️🔩🔧Настройка карбюратора. Некоторые моменты и особенности.Скачать
Лодочный мотор Raffer 3,6 обзор и регулировка оборотов с помощью тахометраСкачать
#Лодочный мотор #Mikatsu5неисправенкоммутатор, ненабирает оборотыСкачать
⚙️🔩🔧Пропала мощность на лодочном моторе. Одна из причин.Скачать
Мотор Toyama.Что делать если у вас перекрут лодочного мотора?🤔Скачать
Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?Скачать
⚠️Про охлаждение для новичковСкачать
Ханкай 9.9 не развивает обороты одна из причинСкачать
⚙️🔩🔧Задушенный в мощности китайский моторСкачать
Лодочный мотор Сия Про Ямаха 9.9 дёргает на больших оборотах часть1Скачать