Знакомьтесь, электромотор!
15/06/2013
Электродрель, электропила, электрофен, электроплита… Все эти вещи прочно вошли в нашу жизнь и окружают нас повседневно. Так почему же электричество так робко поступает на службу нашему любимому занятию – рыбалке? Давайте пройдемся по основным моментам, связанным с выбором, эксплуатацией и обслуживанием электромоторов, а их накопилось немало. Форма статьи «вопрос–ответ» в данном случае представляется наиболее приемлемой.
В каких случаях оправдано приобретение электромотора?
– Электромотор (ЭМ) применим в абсолютно разных ситуациях: от рыбалки с небольшой ПВХ-лодки длиной менее 3 м где-нибудь на укромном лесном озерце до ловли с восьмиметрового катера на просторах крупного водохранилища в качестве маневрового движителя. Основное достоинство ЭМ – это тихоходность и маневренность. Лодка, снабженная таким двигателем, способна разворачиваться практически на месте из-за того, что румпель можно вращать на 360 градусов, а так же, в отличие от подвесных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), мгновенно переключаться на заднюю передачу (их, кстати, в современных ЭМ минимум две). Кроме того, даже на самом тихом ходу отлаженный «четырехтактник» будет издавать несравнимо больше шума, нежели, практически бесшумный ЭМ. Нужно подойти к рыбе на минимальное расстояние, скажем к кувшинкам – ЭМ придется очень кстати, нужно аккуратно протроллить акваторию, проведя разведку боем на мелководье, где рыба более осторожна – ЭМ снова на высоте. Добавим к этому тот факт, что двигатели внутреннего сгорания запрещены на многих наших водоемах, а уж троллинг с их использованием – так и вовсе почти повсеместно. Становится понятно, что ЭМ не только имеют «право на жизнь», но и оказывается в некоторых ситуациях просто незаменимыми помощниками на рыбалке.
В какой мере электромотор можно использовать в качестве замены ДВС?
Однако, не стоит расценивать ЭМ как аналог-заменитель двигателей внутреннего сгорания. Это не так. Мы же не сравниваем, к примеру, силиконовые приманки с воблерами – и то, и другое может дополнять друг друга, но заменять – нет.
ЭМ мало применим в качестве основного так же при ловле на крупных реках. Рекомендуется начинать рыбалку с движения вверх против течения, чтобы всегда можно было сплавиться к лагерю в случае разряда аккумулятора.
Если это понимать и трезво смотреть на вещи, ваш ЭМ будет доставлять вам только приятные эмоции.
Какая мощность у электромотора (л.с. к/вт)?
Большинство ЭМ, встречающихся у нас на рынке, очень похожи. Линейки фирм-производителей начинаются от самого маломощного и заканчиваются самым «сильным». Отличия между производителями по большей части только в количестве промежуточных моторов между самым большим и маленьким.
Приведем в пример моторы Outland и Minn Kota. Линейка Outland’а начинается с 800-й серии, т.е. с ЭМ, предусматривающих использование на лодках снаряженной массой до 800 кг, обозначаемой ТР28. Далее по возрастающей: 1100 кг – ТР34, 1300 кг – ТР44 и самый мощный ТР54 для лодок массой до 1750 кг. У Minn Kot’ы модельный ряд несколько шире и начинается с Endura 30 С2 для лодок массой до 600 кг и заканчиваются Endura 55 для лодок снаряженной массой до 1200 кг.
Теперь давайте разберемся, какую мощность в привычных нам лошадиных силах развивает самый маломощный в линейке Outland TP 28? Тяга этого мотора (сила в толчке) равна 12,7 кг, что примерно равно значению в 0,38 л.с. самый мощный мотор TP54 развивает тягу в 24,47 кг – т.е около 0,85 л.с. Этого вполне достаточно, чтобы развить крейсерскую скорость в полтора-два раза большую, чем на веслах. Но не стоит без нужды гнаться за самыми мощными ЭМ, ведь чем мощнее мотор, тем больше он потребляет мощности, а это значит – быстрее разряжает аккумулятор. Палка о двух концах. На одном – быстрая езда, но не продолжительная, на другом – более экономичная, но медленная. Здесь необходимо найти компромисс для вашего случая. Для большой лодки, скажем 3,3-3,8 метра, лучше взять модель ТР44 по шкале Outland. Для небольшой лодки длиной 2,6-3 метра рассмотрите вариант ТР28-ТР34.
С какой скоростью можно передвигаться на лодке с применением электромотора на озерах и реках?
Здесь также все зависит от совокупности факторов: размеров и массы лодки, скорости ветра и загруженности. Однако средние цифры вполне можно представить – это 5-10 км/ч при безветренной погоде, что примерно соответствует скорости пешехода в ускоренном темпе. Хотя недавно на ПВХ-лодке длиной 3,8 метра с мотором Outland 1300 ТР44 и аккумулятором 100 Ah удалось развить скорость 12 км/ч, правда, лодка двигалась по ветру. Вышеприведенные цифры справедливы для стоячей воды, при ловле на течении, понятно, нужно делать поправку на него.
Читайте также: Маслосъемные колпачки мерседесе 102 мотор замена
Что из себя представляет электромотор?
Теперь разберемся с конструкцией мотора. Каждая модель имеют разную длину штанги (фото 1), на которой крепится струбцина (для крепления к транцу лодки), винт с электромотором и румпель. Причем чем больше мощность, тем длиннее штанга – самые мощные ЭМ рассчитаны на применение в серьезных катерах, там и может потребоваться длинная штанга. Сама ручка румпеля также регулируется по вылету (фото 2). Струбцина крепит мотор к транцу, и ее конструкция (фото 3) позволяет регулировать глубину погружения мотора, тем самым позволяя использовать ЭМ в самых заросших акваториях. Также как и на ДВС, есть возможность поднятия мотора в верхнее положение, когда винт не касается поверхности воды (фото 4).
Какой нужно использовать аккумулятор?
Сколько стоит аккумулятор и где можно его купить?
Существует два принципиально отличающихся аккумулятора, адаптированных под использование с электромоторами: гелевый, допускающий глубокий разряд и хранение в разряженном состоянии, и свинцово-кислотный тяговый АКБ, который допускает глубокий разряд, но не переносит длительного хранения в состоянии глубокого разряда.
Гелевый вариант весьма дорог – около 350-400 у.е. за 100 ампер-часов, поэтому лучше использовать второй вариант – свинцово-кислотный тяговый. Хотя и он не такой дешевый: средняя цена около 200 у.е. за 100Аh. Купить аккумулятор можно там же, где вы покупали мотор. Фирмы производители могут быть разные, например Sznajder (фото 5).
Второй вариант – это обратиться в специализированный магазин, где торгуют импортными аккумуляторами для автомобилей. Как правило, в линейке серьезных фирм-производителей есть специальные «кемпинговые» аккумуляторы, т.е. те же самые тяговые. Тяговые свинцово-кислотные аккумуляторы предназначены для обеспечения непрерывной работы транспортных средств на электротяге – лодочных электромоторов, электроколясок, электропогрузчиков, штабелеров и даже трамваев и троллейбусов. Принципиальные отличия таких АКБ от стандартных стартовых аккумуляторов состоит в конструкции и количестве свинцовых пластин.
Автомобильный аккумулятор, повторимся, не переносит глубокого разряда. В нем происходит разрушение пластин, после чего он теряет свою емкость и приходит в негодность. «Убить» его можно за одну-две рыбалки с ЭМ. Тяговый же аккумулятор приспособлен к этому и допускает глубокий разряд, которой происходит по завершении многих рыбалок с ЭМ.
Как отличить тяговый аккумулятор от стартового? Тяговые АКБ имеют обычно на своем корпусе специальные обозначения в виде значка лодки, либо, как в случае со Sznajder, наклейку с изображением лодки.
Разряженный АКБ хранить нельзя, поэтому примите за правило сразу после рыбалки ставить аккумулятор на зарядку при силе тока 3,5-7А и напряжении 12V. В качестве зарядного устройства подойдет автомобильное с возможностью настройки силы тока.
Насколько хватает заряда аккумулятора?
Это самый главный вопрос, который интересует всех. На самом деле, все зависит от многих факторов: загруженности лодки и ее размеров, степени изношенности АКБ, мощности ЭМ, волнения воды, наконец.
У нас в эксперименте было два мотора фирмы Outland 1300 ТР44 и две лодки «Мнев и Ко» длиной 3,3 метра и 3,8 метра. Испытания проводились на Вилейском водохранилище, погода, как часто бывает, – ветреная. Восточный ветер 5 м/с. Лодка длиной 3,8 метра проехала 2,3 часа на 5-й передаче, 3,3 метра – без малого 3 часа. Емкость АКБ – 100Аh, аккумулятор новый (2-я рыбалка).
Однако, передвижение на ЭМ в режиме «полный газ» вряд ли оправданно. Глиссера вы все равно не получите, а вот аккумулятор подсядет заметно.
Если касаться обычной рыбалки, например троллинга, то АКБ хватит на 7-10 часов непрерывного движения на 2-3-й передаче для лодки длиной около 3 метров с двумя пассажирами. Если же мотор использовать только для перехода с одного места ловли на другое, и при этом не использовать 5-ю передачу вовсе, а 4-й пользоваться изредка, то полностью заряженного 100-амперного аккумулятора хватит на полноценный день ловли (с утра и до позднего вечера).
Также необходимо упомянуть про индикатор разряда – фото 6. Например, на этом, что на фото, при ярко-зеленом огоньке – 100% зарядка, чем больше тускнеет огонек, тем меньше заряда осталось. При черном свечении – аккумулятор разряжен.
Каков срок службы аккумулятора?
Средний срок службы АКБ около 3-4 лет интенсивного использования (это около 400-500 циклов зарядки и разрядки), при правильной и своевременной зарядке. В конце названного периода емкость постепенно падает – уменьшается время работы мотора от АКБ.
Нужно ли регистрировать электродвигатель и получать права на управление?
Покупая электромотор, не забудьте его зарегистрировать. Наличие мотора вписывается в судовой билет. Права на мотор не нужны, так как его мощность не превышает 5 л.с.
Читайте также: Крыльчатка водяного насоса лодочного мотора ямаха
Каково техническое обслуживание электромотора?
В конце сезона открытой воды не забудьте хорошо просушивать мотор и снять винт. Смазка, как правило, не требуется по всему сроку службы. Если в процессе использования вас что-то беспокоит – можно обратиться на сервис. Рабочий винт должен иметь все лопасти (фото 7), которые предусмотрены конструкцией. Если таковые отсутствуют, то необходима замена, то есть покупка нового.
Лодочный электромотор
Лодочный электромотор
Во я заморочился. В общем сижу и думаю- стоит прикупить такую хреновину или это будут выброшенные деньги- http://www.badger.ru/shop/catalog/boats. /32711.php или вот даже может лучше такую- http://www.badger.ru/shop/catalog/boats. /32710.php.
Идея как бы в чём- первое, это видимо удобно одному с лодкой управляться-маневрировать одной рукой, пока во второй руке спин. второе- можно применять на озёрах, куда бензомотор я даже не повезу. Это в плюсе.
во первых батарейка. Тяжелая и в поле от машины на холостом заряжать несколько несерьёзно, хотя и можно. то есть основной запас хода на 1 — 2 аккумулятора из дома. Аккумы не жалко, автомобильные есно. Мотор 15-30 А берёт, то есть нашего аккума на час хода может и хватит, это 4-5 км. от силы. не впечатляет конечно, кататься на нем не выйдет, только маневрировать. На переход всё равно на вёсла садиться. Батарейка села- бросай фигню в багажник, отплавался на моторе.
во-вторых, эту муть надо на полном серьёзе регистрировать как типо мотор, в судовой вписывать. дешевле утопить. совсем сдурели.
Учитывая заряд батарейки, получается игруха для однодневных выездов, с тасканием аккумулятора на верхние этажи и обратно. Как то не впечатляет. С другой стороны много народу пользуется ими, радуюцца.
Но геморрой то себе купить хоть и недорого не хочется. Да и поехать можно сразу туда, где можно на мерке ходить. Только мысля бывает иногда на красивые любимые озёра съезить, там хорошо. или просто жену по Разливу покатать, и при этом хоть полчаса не грести
Вот кто что думает про эти моторчики, может и пользуется?
Видео:На сколько по времени хватает ЭЛЕКТРОМОТОРА для лодки на рыбалке.Самый популярный вопрос от А до Я.Скачать
Расход топлива лодочных моторов
Естественно, что не каждый рыболов может позволить себе такое удовольствие, как лодка, но каждый об этом мечтает. Причем не потому, что это престижно, а потому, что это практично, поскольку можно ловить рыбу в любой точке водоема, что является большим преимуществом.
Для тех рыболовов, у кого лодка есть, проблем с рыбалкой не возникает, но зато появляются другие проблемы. Главная среди них – это рассчитать, чтобы хватило топлива на весь период рыбалки.
Видео:Электромотор Для Лодки. На Сколько Хватит Аккумулятора.Скачать
От чего зависит расход топлива
Во-первых, расход топлива зависит от модели лодочного мотора, что связано еще и с производителем.
Правильный выбор модели – это гарантия успешной и комфортной рыбалки, а также минимальные затраты на обслуживание и на топливо.
Поэтому можно смело говорить, что расходы на бензин зависят от грамотного выбора мотора.
Видео:ВНИМАНИЕ на сколько хватает заряда тягового аккумулятора для лодочного электромотора все ОТ А ДО Я.Скачать
Факторы, влияющие на выбор лодочного мотора
Мощность двигателя
Здесь очень важно совместить силу мотора с размерами плавсредства. Ни в коем случае нельзя завышать мощность мотора, поскольку лодка получится слишком маневренная и тяжелая в управлении. Если мощности недостаточно, то лодка не будет иметь достаточной скорости, мотор может выйти из строя раньше времени, а расход топлива будет максимальным.
Важно знать! Мощность лодочного мотора рассчитывается по таким упрощенным данным: на 25 кг веса должно быть около 1 лошадиной силы. Для плоскодонок чуть больше – 30 кг веса.
Расход топлива
Естественно, что каждого интересует данный вопрос, при этом существует ряд показателей, которые оказывают существенное влияние на такие характеристики:
- Фирма-производитель.
- Какой двигатель – двухтактный или четырехтактный.
- Карбюраторный или инжекторный.
- Примеры расчетов. Они частично влияют на такой показатель.
Качество, цена и экономичность – это те показатели, которым соответствуют лодочные моторы японских производителей, вроде моделей Yamaha, Suzuki, Honda, Tohatsu и т.д. Mercury – это американский производитель, который практически ничем, не уступает японским. Что касается отечественных производителей, то такие моторы, как Вихрь, Ветерок, Кама, Нептун и другие, еще не отвечают таким требованиям. Они хотя и стоят дешевле, но расход топлива у них существенный, да и система диагностики заметно слабее.
Если за пример взять лодочный мотор Ветерок, то он потребляет 3,2 литра бензина, при мощности 8 л.с. и 5 литров – при мощности 12 л.с.
Поэтому ориентироваться лучше на японские фирмы:
YAMAHA
На рынке лодочных моторов находится с 60-х годов прошлого столетия.
Читайте также: Моторы лодочные suzuki консервация
Это всем известная японская фирма, которая выпускает не только лодочные моторы, но и множество другой продукции, которая также отвечает высоким показателям качества.
Фирма специализируется на производстве мощных моторов для катеров и яхт. Двухтактные модели расходуют от 27 до 40 литров в час, а четырехтактные – в пределах 10-130 л в час. В таблице указан расход горючего в зависимости от мощности моторов, предназначенных для применения на лодках, весом до 500 килограммов.
Мощность | топливо (литров час) |
---|---|
4 лошадиные силы | 1,45 литра |
5 л. с. | 1,80 л |
6 л. с. | 2,40 л |
8 л. с. | 3,20 л |
9,9 л. с. | 3,60 л |
15 л. с. | 5,40 л |
20 л. с. | 6,40 л |
SUZUKI
На протяжении такого же времени, как и YAMAHA, выпускает лодочные моторы.
Двухтактные моторы оснащены двумя баками – для бензина и для масла, причем смешивание осуществляется в автоматическом режиме. В зависимости от мощности, расход бензина находится в пределах от 7,5 до 44 л. в час. Четырехтактные моторы более экономичные и расходуют от 0,6 до 15 литров.
Мощность | топливо (литров час) |
---|---|
2,5 л. с. | 0,95 л |
4 л. с. | 1,50 л |
6 л. с. | 2 л |
9,9 л. с. | 3,80 л |
15 л. с. | 4,90 л |
Mercury
Фирма Mercury производит лодочные моторы, причем не менее экономичные, по сравнению с японскими фирмами. Их двухтактные модели потребляют от 0,8 до 50 л, а четырехтактные и того меньше – от 0,5 до 24 литров.
Мощность | топливо (литров час) |
---|---|
3,5 л. с. | 1,40 |
4 | 1,50 |
6 | 2,0 |
8 | 3,20 |
9,9 | 3,80 |
15 | 5,10 |
HONDA
Также может похвастаться низким потреблением топлива, выпуская моторы, мощностью от 2-х до 225 л.с. При этом двухтактные модели потребляют от 0,64 до 72 литров, а четырехтактные – от 0,5 до 56 литров.
Мощность | топливо (литров час) |
---|---|
2,3 | 0,95 |
5 | 1,80 |
8 | 3,20 |
9,9 | 3,80 |
15 | 4,90 |
20 | 6,40 |
TOHATSU
Разрабатывает и выпускает качественные, но четырехтактные моторы, мощностью от 3,5 до 90 л.с.
Карбюраторные двигатели характеризуются несколько большим уровнем потребления горючего, чем инжекторные, но они несложные в ремонте и в эксплуатации, поскольку инжекторные требуют более точной регулировки расхода горючего. Двухтактные карбюраторные двигатели отличаются большей шумностью в работе, но они значительно дешевле, по сравнению с инжекторными. Четырехтактные инжекторные моторы издают мало шума в работе и отличаются хорошими показателями экономичности, но стоимость их достаточно высокая.
На заметку! Потребление горючего для лодок рассчитывается по несколько иной формуле: если для автомобилей считается количество литров на 100 км, то для лодок – расход литров в час.
Для расчетов можно воспользоваться примитивной формулой:
Двухтактные моторы потребляют более 30 процентов, что выражается в 320 мл на одну лошадиную силу.
Расчет производится следующим образом:
Берется мощность мотора, например, 15 л.с и рассчитывается. Для этого мощность (15 л.с.) умножается на 0,32 л и получается 4,8 л в час.
Четырехтактные потребляют порядка 250 мл.
Поэтому в результате расчетов получается: 15 умножается на 250 мл и равно 3,75 л в час.
Эти показатели приведены для идеальных условий эксплуатации и при работе на максимальной мощности. Естественно, что мало кто эксплуатирует лодку в таких условиях, поэтому реальный расход топлива всегда меньше. Но опять же, все чисто относительно, поскольку имеется ряд факторов, которые не делают условия эксплуатации мотора оптимальными. На расход топлива оказывают влияние:
- Размеры и разновидность лодки (с килем или плоскодонка), ее масса, материал изготовления и т.д.
- Возможность перемещения лодки в глиссерном режиме, когда по воде скользит только часть днища лодки. Такой режим движения наиболее экономичный.
- Время, затрачиваемое на перевод лодки в глиссирующий режим. Чем меньше на это уходит времени, тем лучше экономичность.
- Направление движения, так как эти показатели зависят от того, где движется лодка, в стоячей воде, за течением или против течения. Чем чище вода, тем меньше сопротивление движению.
- Чистота днища лодки, что напрямую связано с сопротивлением движению, а значит и расходом топлива.
- Насколько правильно подобран винт для мотора либо водомет.
- Наличие груза, а также количества пассажиров на борту.
На заметку! Чем больше практики, тем быстрее можно понять, сколько бензина необходимо для лодки.
В любом случае, каждый владелец по-своему усмотрению эксплуатирует лодку, поэтому и расход горючего будет зависеть от интенсивности эксплуатации. Стоит отправиться с лодкой на рыбалку хотя бы раз и уже можно смело говорить о расходе бензина и затратах на его покупку.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔥 Видео
Тест LiFePO4 на дальность хода с лодочным мотором. Испытания в реальных условиях эксплуатации.Скачать
ЭЛЕКТРОМОТОР для ЛОДКИ. Какая СКОРОСТЬ? На сколько ХВАТИТ аккумулятора?Скачать
Самая правильная обкатка лодочного мотора в первые три часа.Скачать
Обкатка лодочного мотора | Советы специалистаСкачать
Электромотор Для Лодки. На Сколько Хватит Аккумулятора. Тест HaiboСкачать
Правильная обкатка двухтактных двигателей! Важные моменты!Скачать
⚠️Для тех, кто только приобрел лодочный мотор. Краткая информация начинающим водномоторникамСкачать
ЧУДО-ВИНТ для лодочного МОТОРА. Выход на ГЛИСС ВДВОЁМ Мотор 5 л.с.Скачать
Про Электро мотор и стартерный аккумуляторСкачать
РАСХОД ТОПЛИВА ЛОДОЧНОГО МОТОРА 9.9 GLADIATORСкачать
Расход топлива лодочных моторов Sea Pro 9.9 Nissan Marine 9.8Скачать
Расход топлива на лодочных моторах 5 и 9.8, что экономичнее?Скачать
Тяговый аккумулятор 3 х летний опыт эксплуатации с лодочным моторомСкачать
⚙️🔩🔧Хитрая неисправность лодочного мотораСкачать
Как правильно глушить лодочный мотор. Советы новичкамСкачать
Определяем запас хода LiFePO4 аккумулятора 105 а•чСкачать
⚙️🔥⚠️Запуск лодочного мотора без водыСкачать