Редуктор — это сложное техническое устройство, состоящее из взаимодействующих между собой подвижных деталей.
Редуктор располагается в заднем мосте. Поэтому сначала рассмотрим схема заднего моста в разрезе.
- 1-подшипник дифференциала;
- 2-сапун;
- 3-корпус дифференциала;
- 4-ведомая шестерня главной передачи;
- 5-сателлит;
- 6-полуосевая шестерня;
- 7-болты крепления редуктора к картеру заднего моста;
- 8-подшипники ведущей шестерни;
- 9-манжета фланца ведущей шестерни;
- 10-фланец;
- 11-гайка ведущей шестерни;
- 12-кольцо грязеотражательное;
- 13-распорная втулка;
- 14-регулировочная прокладка (кольцо);
- 15-ведущая шестерня;
- 16-ось сателлитов;
- 17-картер редуктора;
- 18-балка заднего моста.
- В конструкцию редуктора заднего моста входят следующие основные детали:
- Главная передача редуктора заднего моста может двух типов:
- Двойная ГП, в свою очередь, бывает:
- Виды одинарных передач:
- Дифференциал располагается между колесами и работает в паре с главной передачей (ГП). В устройство дифференциала входят:
- Классификация смазочных материалов
- Техническое обслуживание редуктора
- Какие шумы редуктора могут быть:
- Порядок ремонта или замены узла полностью:
- Признаки неполадок редуктора
- Шум при ускорении
- Шум при ускорении и торможении мотором
- Видео: как определить источник шума в заднем мосту
- Стук, хруст при движении
- Шумы при повороте
- Стук в начале движения
- Заклинило редуктор
- Течь масла
- Устройство и принцип работы
- Главная передача
- Дифференциал
- Чем отличается редуктор ВАЗ 2103 от 2106
- Неисправности
- Причины появления неисправностей
- Не забудем о дифференциале
- Снятие и установка редуктора
- Снятие редуктора
- Разборка редуктора
- 📹 Видео
В конструкцию редуктора заднего моста входят следующие основные детали:
- ведущая шестеренка;
- ведомая шестеренка;
- штифт направления;
- сальники;
- барабан;
- подшипники и их крепления;
- стопорная пластина;
- сапун;
- хвостовик.
В состав главной передачи входят 2 шестеренки: ведущая и ведомая. Зацепление у них выполнено гипоидное, из-за чего зубья шестерни имеют хорошее скольжение.
Чтобы было понятно, что такое гипоидная, оно же — гиперболоидное, оно же — спироидное зацепление, приведу виды зацеплений зубчатых передач.
Гипоидное зацепление требует высокой точности при изготовлении, но при эксплуатации оно обеспечивает бесшумность в работе по сравнению с цилиндрическим зацеплением.
От двигателя мощность сначала получает ведущая шестерня, затем — ведомая. Размеры шестеренок влияют на передаточное число и частоту вращения.
Простыми словами, любой редуктор — это устройство, которое уменьшает частоту вращения получаемую от двигателя.
Главная передача редуктора заднего моста может двух типов:
Двойная ГП, в свою очередь, бывает:
Двойная ГП имеет простую конструкцию. Основные детали ГП двойного типа принимают основную нагрузку и имеют большее передаточное отношение.
Что касается ГП разнесенного типа, то она имеет сложную конструкцию, по габаритным размерам меньше и эффективнее в работе. Установка разнесенного ГП позволяет повысить дорожный просвет (клиренс). Существуют также специальные проставки для клиренса, подложив которые под пружины и амортизаторы, автомобиль стает выше.
Виды одинарных передач:
- Цилиндрическая. Это самая простая схема передачи крутящего момента. Шестерни находятся в одной плоскости. Такое зацепление обеспечивает максимальный КПД.
- Гипоидная. Изготовление сложнее, конструкция имеет меньший вес и размеры, КПД — средний.
- Коническая. Шестерни в конической передачи располагаются перпендикулярно друг другу, из-за чего габариты такой такой
- Червячная. Такая передача бесшумная, работает мягко, но вырабатывает самое маленькое значение КПД.
В сложных конструкциях самый распространенный вид передачи — это гипоидная. Шестерни в нем располагаются друг к другу под некоторым углом. Из-за такого расположения контактирующих зубьев шестеренок, такой узел работает плавно, имеет меньший износ.
Дифференциал располагается между колесами и работает в паре с главной передачей (ГП). В устройство дифференциала входят:
Колеса получают движущую вращательную силу от полуосей, которые, в свою очередь, получают вращательную силу от ведомой шестерни.
Дифференциал — это распределитель мощности между полуосями. Он дает возможность вращаться полуосям и колесам с разными угловыми скоростями. Такой принцип работы используется в заднеприводных автомобилях.
Видео:Замена подшипников на редукторе заднего моста ВАЗ 2103.Скачать
Классификация смазочных материалов
Перед тем, как заменить масло в редукторе, необходимо знать принцип смазки. Передачи обычно помещаются внутрь корпуса, называемого картером для увеличения ресурса ГСМ и эффективности смазки, поэтому смазочные материалы для них назвали картерными. Используется картерная смазка для угловых скоростей рабочих поверхностей передач в диапазоне 0,3 – 12,5 м/с. При меньшей скорости масло стекает с шестерни, не поступая на поверхность контакта. При больших оборотах отбрасывается центробежной силой или вспенивается, повышая давление внутри картера.
Смазка в масляной ванне
Общим принципом выбора конкретной смазки для редуктора является соответствие вязкости окружной скорости червяка или шестерни и контактного напряжения пары трения. Учитываются также факторы:
- совместимость продуктов – если залить новую порцию смазки без промывки картера, оставшаяся часть должна смешаться с ней без негативных последствий;
- совместимость с материалами механизма – например, для цветных металлов/сплавов не рекомендуется содержащий щелочь Литол, к которому черные металлы инертны.
Всего существует 4 типа смазок по составу:
- мыльные – щелочные, обычно на основе аниона натрия, алюминия, бария, лития и кальция;
- органические – на основе дисперсии сажи, полимочевины, пигментов или полимеров;
- углеводородные – загустителями служит синтетический и природный воск, озокерит, парафин, церезин, петролатум;
- смешанные – только смеси мыла, например, натрий/кальций, литий/кальций.
Читайте также: Защита редуктора заднего моста рено дастер 2020
Виды передач по способу зацепления
Консистенция продуктов может быть твердой, пластичной или полужидкой, а дисперсной средой служит синтетическое или нефтяное масло. Область применения регламентируется ГОСТ 23258, для редукторов используется только антифрикционная смазка, имеющая собственную классификацию смазок:
- общего назначения – Солидол и Солидол Ж, Графитин и графитная Ж;
- высокотемпературные общего назначения – Литин-2, Консталин и модификация 1-13;
- многоцелевые – Литол 24 (24РК и 24М), Фиол (1, 2, 2М), БНЗ-3, Герметин;
- термостойкие – Р-402, Циатим, Резьбол-Б, ВНИИНП (207 – 246), Униол-2М, Графитол, Силикол, Аэрол, БНЗ-4, Полимол, ПФМС-4С;
- морозостойкие – Зимол, Лита, ГОИ-54, Циатим-203;
- химостойкие – ВИИНП 279, Циатим-205, Криогель;
- редукторные полужидкие – ОЗП-1, СТП-Л, Циатим-208, Редуктол, Трансол, ЛЗ-ПЖЛ-00, СКП-М.
К узкоспециализированным смазкам относятся электрические модификации, отраслевые продукты и притирочные пасты, морские, железнодорожные и авиационные масла.
Существует категория автомобильных смазок, в которую входят ЛЗ-31, №158 (карданы, игольчатые подшипники), ЛЗ-62 (подшипники качения), Фиол-2У (крестовины карданов) и ШРУС-4 .
Для входящих в трансмиссию редукторов создано трансмиссионное масло:
- дисперсная среда – очищенное нефтяное масло;
- присадки противозадирные – молибдена дисульфид, сера, хлор и фосфор;
- вязкость для картера 6 – 20 мм2/сек, открытых передач 50 – 500 мм2/сек.
Для передач с седлообразной поверхностью червяка применяются гипоидные масла, вступающие с материалом зубьев в химическую реакцию.
Видео:Как затянуть гайку хвостовика редуктора. Ваз классика. How to tighten the nut shank reducer.Скачать
Техническое обслуживание редуктора
Редуктор заднего моста работает в повышенных нагрузках. Срок эксплуатации заднего редуктора зависит от периодического прохождения ТО, режима эксплуатации.
Признаком неисправности редуктора заднего моста, при которым следует провести диагностику и, в случае необходимости, сделать ремонт, является появление шума. Шум редуктора — это гул, который легко ощущается во время езды и который закладывает уши движении на дальнее расстояние.
Обычно, при появлении шума редуктора, всегда приходится делать капитальный ремонт или менять полностью.
В зависимости на какой передаче едет автомобиль и на какой скорость, шум может быть разным.
Какие шумы редуктора могут быть:
- непрерывающийся шум в задней части машины;
- шум во время разгона авто;
- шум при поворотах;
- шум во время торможения.
Порядок ремонта или замены узла полностью:
- Приготовить стандартный набор ключей.
- Слить масло из редуктора, открутив сливную пробку.
- Снять колеса.
- Снять тормозные барабаны.
- Снять колодки.
- Открутить крепления полуосей торцевым ключом.
- Демонтировать полуоси.
- Разобрать и снять карданный вал. Это делаем в таком порядке:
- Поставить метки на фланце кардана и фланце редуктора для избежания дисбаланса после сборки.
- Открутить болты, которые крепят вал.
- Во время сборке использовать новые гайки для избежания возможной поломки в дороге (обрыв карданного вала).
- Открутить крепления редуктора к заднему мосту торцевым ключом.
- Устанавливаем новый редуктор или ремонтируем.
- После сборки заливаем новое масло для редуктора.
Видео:Ремонт и регулировка редуктора заднего моста ВАЗ, Нива.Скачать
Признаки неполадок редуктора
Задний редуктор относится к надёжным механизмам классических «Жигулей» и поломки с ним случаются нечасто. Однако, как и у любого другого агрегата, у него могут быть свои неисправности, которые определяются по характерным признакам. На них стоит остановиться более подробно.
Шум при ускорении
Если во время разгона наблюдается посторонний звук из места установки редуктора, то к его возникновению могут привести:
- выработка или неверная регулировка подшипников дифференциала. Потребуется демонтаж, разборка и диагностика деталей с последующей регулировкой;
- неправильное зацепление зубьев шестерён главной пары. Устраняется правильной регулировкой;
- недостаток смазки в редукторе. Нехватка масла в картере восстанавливается, после чего проверяется, нет ли подтекания в местах установки уплотнительных элементов.
Шум при ускорении и торможении мотором
При проявлении шума как во время разгона, так и при торможении силовым агрегатом, причин может быть не так уж много:
- выработка либо поломка подшипников конической шестерни главной пары. Устраняется путём замены вышедших из строя элементов;
- неправильная регулировка зазора между коничкой и планетаркой. Механизм нуждается в диагностике и замене повреждённых деталей, а также в установке требуемого зазора между зубьями шестерён.
Читайте также: Защита редуктора renault captur
Видео: как определить источник шума в заднем мосту
Стук, хруст при движении
Если редуктор начал издавать нехарактерные для его нормальной работы звуки, то точно диагностировать поломку можно будет только после разборки узла. Наиболее вероятными причинами появления хруста либо стука могут быть:
- поломка зуба на шестернях главной пары;
- большой износ главной пары;
- неполадки либо неправильная регулировка подшипников конической шестерни.
Шумы при повороте
Шумы в редукторе также возможны при повороте автомобиля. Основными причинами такого явления могут быть:
- тугое вращение сателлитов либо появление на их поверхности задиров. Устраняется заменой повреждённых деталей либо обработкой шероховатостей наждачной бумагой. Если дефект удалить не получается, вышедшие из строя детали подлежат замене;
- заедание полуосевых шестерён. Если шестерни имеют едва заметные повреждения, производят их зачистку наждачной бумагой. Элементы со следами большого износа заменяют новыми;
- неверно выставлен зазор между шестернями дифференциала. Необходимо установить правильный зазор между шестернями;
- неисправность полуосевых подшипников. Шарикоподшипники нужно заменить на новые.
Стук в начале движения
Появлению стука в заднем редукторе ВАЗ 2106 в начале движения могут сопутствовать:
- большой зазор между шлицами вала конической шестерни и фланца. Необходимо осмотреть состояние обеих деталей. При обнаружении значительной выработки на шлицах, элементы подвергают замене;
- увеличенный зазор между зубьями шестерён главной пары. Проблема «лечится» регулировкой зазора;
- большая выработка посадочного места под ось сателлитов в коробке дифференциала. Коробка нуждается в замене;
- ослаб крепёж реактивных тяг задней балки. Необходимо осмотреть и подтянуть крепление.
Заклинило редуктор
Иногда РЗМ может заклинить, т. е. крутящий момент на ведущие колёса передаваться не будет. Причины, которые могут привести к такой неисправности, сводятся к следующему:
- отсутствие смазки в механизме, которая могла вытечь по причине негерметичности узла;
- поломка сателлитов;
- повреждение подшипника на конической шестерне главной пары.
Отсутствие смазки в редукторе приводит к повышенной выработке и заклиниванию механизма
Подтекание масла можно определить не прибегая к разборке редуктора, но выявить остальные неисправности без этой процедуры не удастся. Если после разборки на шестернях будут обнаружены задиры, поломанные зубья либо видимые повреждения подшипника, то детали нуждаются замене.
Течь масла
Утечка смазки из редуктора «шестёрки» возможна по двум причинам:
- выход из строя сальника хвостовика;
- повреждение прокладки между редуктором и чулком заднего моста.
Чтобы точно определить, откуда подтекает масло, необходимо вытереть смазку ветошью и через некоторое время осмотреть редуктор: место утечки будет заметно. После этого можно будет предпринимать дальнейшие действия — снимать полностью редуктор для замены прокладки либо демонтировать только кардан и фланец для замены манжетного уплотнения.
О появлении течи масла свидетельствует мокрый редуктор в нижней части
Видео:Ремонт редуктора заднего моста ВАЗ. Распорная втулка. О качестве запчастей...Скачать
Устройство и принцип работы
Главная передача
Главная передача может быть одинарной или двойной. Одинарная передает крутящий момент на колеса автомобиля с помощью одной зубчатой пары, а двойная – с помощью двух. Одинарная передача, в свою очередь, может быть:
У главной передачи цилиндрического типа шестерни располагаются в одной плоскости, у конической – перпендикулярно друг другу. Преимущества и недостатки основных модификаций одинарных главных передач перечислены в следующей таблице.
Модификации одинарных главных передач:
Модификация | КПД | Уровень шума | Габариты |
Цилиндрическая | Максимальный | Максимальный | Крупные |
Коническая | Высокий | Высокий | Средние |
Гипоидная | Средний | Средний | Средние |
Червячная | Низкий | Низкий | Компактные |
Двойная главная передача может быть центральной или разнесенной. Центральная имеет более простую конструкцию, большое передаточное число и большую нагрузку на все элементы системы. Разнесенная отличается более сложной конструкцией, она более эффективна в работе и компактна.
Дифференциал
Межколесный дифференциал распределяет крутящий момент между различными полуосями. Если машина скользит или пробуксовывает, дифференциал помогает ей справиться с данной проблемой, позволяя колесам вращаться с разной скоростью.
В чашке (3) расположены шестерни сателлитов (4) и полусоей (5). Чашка соединена с ведомой шестерней (2). Шестерня, в свою очередь, принимает крутящий момент от ведущей шестерни главной передачи (1). Чашка с помощью сателлитов передает вращение полуосям, приводящим в движение ведущие колеса автомобиля. Работа сателлитов обеспечивает разные угловые скорости. Величина крутящего момента неизменна.
Читайте также: Коническая пара редуктора заднего моста
Подобное устройство реализовано в большинстве заднеприводных машин, таких как «ВАЗ-2106», «ВАЗ-2107», «Газель». Оно доказало свою надежность во время работы в самых сложных условиях.
Видео:Почему начал гудеть редуктор заднего моста. Как самому определить причину и что надо делатьСкачать
Чем отличается редуктор ВАЗ 2103 от 2106
Основное отличие заключается в разном передаточном числе редуктора:
Передаточное число показывает, сколько раз провернется колесо относительно количества оборотов кардана. Чем отличается редуктор ВАЗ 2103 от 2106, можно наглядно увидеть по количеству зубьев на шестернях. У «шестерки» на ведущей шестерне 11 зубьев, а на ведомой — 43 зуба, а у «тройки» 10 и 41 соответственно. Чтобы в этом убедиться, необязательно разбирать редуктор, достаточно посмотреть на его маркировку.
Многие автомобилисты считают, что редуктор с более высоким передаточным числом считается тяговым, а с низким — скоростным, и пробуют заменить один тип редуктора на другой, подстраивая автомобиль под нужные параметры. Но для полноценной модернизации автомобиля недостаточно только знать, чем отличается редуктор ВАЗ 2103 от 2106.
Видео:Сколько стоит ремонт редуктора заднего моста ВАЗ?Скачать
Неисправности
Причины появления неисправностей
Редуктор заднего моста – сложный механизм, состоящий из большого числа элементов. Неисправность любого из них может привести к выходу из строя всей системы.
- Перегруз системы. Одной из самых распространенных причин выхода из строя редуктора заднего моста является частое превышение положенной нагрузки на автомобиль. Например, при буксировке тяжелых транспортных средств или других грузов. Во время буксировки нагрузка на все элементы системы существенно увеличивается.
- Люфт в крестовинах. Многие автомобилисты отмечают, что через 5-6 лет эксплуатации авто в крестовинах появляется люфт. Это происходит из-за повышенной детонации двигателя, не отрегулированного зажигания и возникающих в связи с этим толчков и ударов. Поэтому в ходе ремонта проводят диагностику всех элементов ходовой части и не ограничиваются заменой передаточного механизма.
- Отсутствие смазки. Если в редукторе заднего моста нет масла, то его может заклинить, из-за перегрева. Могут лопнуть стальные части или сломаться зубья на шестеренках. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо держать уровень смазки под контролем.
- Выработка подшипников, расположенных в «чулках». Эта неисправность появляется после долгих лет эксплуатации автомобиля. Она может спровоцировать искривление валов и разрушение зубчатых передач. В результате редуктор заднего моста будет не пригоден для ремонта.
Видео:ТОП-5 ошибок при ремонте редуктора заднего моста (2101-07, Нива) и нюансыСкачать
Не забудем о дифференциале
Устройство и конструкцию редуктора нельзя понять в полной мере, обойдя вниманием такой элемент, как межколесный дифференциал. Как уже упоминалось, его назначение – распределение полученного момента между полуосями. Фактически подобное устройство – это планетарный редуктор, через который распределяется момент между колесами в составе моста.
Такая конструкция характерна практически для большинства авто, в том числе ВАЗ моделей 2106, 2107. Однако надо сделать оговорку – обычных машин. Для вездеходов, внедорожников или кроссоверов могут использоваться другие типы дифференциалов. Дело в том, что обычный дифференциал, такой как на автомобилях ВАЗ моделей 2106, 2107, в процессе работы способен направить весь поступающий момент туда, где меньше нагрузка. Следствием этого будет вращение только одного колеса, а второе будет оставаться неподвижным.
Чтобы избежать подобного явления используются дифференциалы специальной конструкции:
- самоблокирующие;
- с ручной блокировкой;
- вискозные муфты и т.д.
Видео:Регулировка редуктора заднего моста.ЧастьII. Авторская методика Жданкина Н.В.Скачать
Снятие и установка редуктора
Снятие редуктора
Чтобы снять редуктор, выполните следующие действия:
- слейте из балки моста масло;
- приподнимите заднюю часть автомобиля, установите ее на подставки;
- демонтируйте колеса;
- отверните гайки, прикрепляющие щит тормоза к балке;
- выдвиньте полуоси из коробки дифференциала;
- отсоедините от редуктора карданный вал;
- подставьте под картер редуктора подставку;
- выверните болты крепления редуктора к балке заднего моста;
- выньте редуктор из балки.
Разборка редуктора
Редуктор закрепите на стенде. Снимите стопорные пластины, удалите болты и крышки подшипников коробки дифференциала, а также регулировочные гайки и наружные кольца роликовых подшипников. Прежде, чем снять крышки, пометьте их, чтобы позже установить на прежние места. Извлеките из картера редуктора коробку дифференциала с внутренними кольцами подшипников и ведомой шестерней.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
📹 Видео
Что гудит,редуктор или полуось, как определить?Скачать
Люфт хвостовика - причина? Газель.Скачать
Ремонт заднего редуктора ниваСкачать
ЛЮФТ В РЕДУКТОРЕ ЗАДНЕГО МОСТА.Скачать
Часть 3. Регулируем подшипники ведущего вала заднего редуктора Камаз. Виктор Илюшкин.Скачать
Ремзона Наизнанку. Какие подшипники устанавливаются на редукторах КАМАЗСкачать
Chevrolet Captiva замена подшипников заднего редуктора #89377970063 #carservis063 #автозапчастиСкачать
Toyota RAV 4 замена подшипников в заднем редукторе.Скачать
#24 - Замена подшипников в муфте редуктора заднего мостаСкачать
Разобрали задний редуктор БМВ X3 F25 - гудел из-за разбитого подшипникаСкачать
Подшипники редуктора НивыСкачать
замена распорной втулки,сальника класика ниваСкачать