Тахометр — самый главный прибор на катере водномоторника. Тахометру выделяется центральное место на приборной панели катера.
Тахометр просто необходим для контроля оборотов двигателя при подборе винта — мотор должен развивать максимальные обороты рекомендованные производителем путем подбора винта. Для обеспечения скорости, ресурса и экономичности.
Тахометр — представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя, напрямую зависящих от частоты вращения коленвала. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее.
Тахометр для катера может быть двух видов – цифровой и аналоговый
В век повальной цифровизации это не смогло не отразиться и на тахометрах для катеров — появилось много дешевых цифровых моделей тахометров. Но тем не менее, как правило в качестве тахометра на катере используется стрелочный прибор — глаз человека быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, нежели ее цифровое значение, тем более, что высокая точность во время движения катера не нужна.
Автомобильный тахометр на катер
Автомобильный тахометр — считает импульсы в цепи системы зажигания — четырехтактный четырехцилиндровый мотор за один оборот коленвала дает 2 импульса для образования искры на свечах.
Тахометр подвесного двигателя — считает электрические импульсы от катушек магдино (магнето). Количество импульсов за один оборот коленвала будет соответствовать количеству катушек — четыре, шесть, восемь.
Поэтому установить автомобильный тахометр на катер без напильника (паяльника) не получится.
Аналоговый тахометр на катере
Работа аналогового тахометра осуществляется по электронному принципу — сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.
Стрелочный тахометр — счетчик импульсов от системы зажигания подвесного двигателя от магнето, одинаково работает как на четырехтактных моторах, так и на двухтактных. Количество импульсов определяется количеством обмоток магнето (магдино).
Видео:⚡ 💡 Электричество в лодке от подвесного мотораСкачать
Шкала тахометра лодочного мотора как правило имеет максимальное значение 6000 об/мин. Для большинства лодочных моторов максимальные рекомендованные обороты 5500 об/мин., исключение составляет Suzuki DF140, где максимальные обороты — 6200об/мин (может еще какие нибудь, я не знаю. ).
Так что 6000 об/мин. на шкале тахометра для катера — вполне достаточно, а за счет более крупной цены деления можно более точно считывать показания прибора.
Установка и подключение тахометра
Устанавливая тахометр на панель приборов надо выбрать место, где он будет хорошо виден, желательно чтобы не перекрывался штурвалом. Стандартный диаметр отверстия под тахометр — 87мм.
Не пугайтесь при покупке тахометра, если стрелка прибора не лежит на отметке 0, она упадет после того, как вы его подключите.
Установка на катер и подключение тахометра очень просты — сможет выполнить любой пионер, не говоря уже о водкомоторнике, особенно при наличии фирменного кабеля ценой 20-30$ — останется только соединить разъем.
При отсутствии «фирменного» кабеля для подключения тахометра на катере (состоящего из нескольких кусков разноцветных проводов обмотанных черной изолентой) его можно изготовить самостоятельно и при этом сэкономить 95% от стоимости — этого с избытком хватит на пиво и воблу. Достаточно купить в любом электрическом магазине клеммы и по 1 метру многожильного провода в разноцветной изоляции. Места пайки провода с клеммой необходимо закрыть термоусадочным кембриком.
Читайте также: Мотор бедини для чего он
Не крутить винт калибровочный ADJUST! (винт калибровки тахометра в пределах +/- 3%.) Калибровку необходимо производить при наличии заведомо исправного мастер тахометра на средних оборотах двигателя.
Количество импульсов для правильной работы тахометра
Видео:Tohatsu MFS9,9-20 ставим генератор и другая полезная информация!Скачать
Выбор положения селектора «RANGE SELECTOR» на тахометре зависит от количества катушек на магнето лодочного мотора. Это связано с тем, что магнето подвесных двигателей различаются количеством полюсов, поэтому выдают разное количество импульсов за один оборот коленвала.
Чтобы самостоятельно определить количество создаваемых импульсов на один оборот коленвала, нужно разделить количество полюсов на два, но можно воспользоваться таблицей представленной ниже:
Производитель/Модель | Кол-во полюсов генератора | Положение переключателя тахометра |
---|---|---|
EVINRUDR/JOHNSONR/OMC SEADRIVER/: | ||
Менее 70 л.с. (2-тактные , 2 цилиндровые) | 10 | 5P |
FORCE (MARINE): | ||
50 л.с. (до начала 1987, модели A, B) | 8 | 4P |
Все остальные модели | 12 | 6P |
HONDA | ||
35/40/45/50 л.с. с генератором | 6 | 3P |
Прочие модели HONDA с генератором | 4 | 2P |
MERCURY/MARINER: | ||
2-х тактные модели: | ||
6-25 л.с. (производства США) | 8 | 4P |
30/40 л.с., серийный номер USA 0G53314 и дальше | 12 | 6P |
35/40 л.с., серийный номер USA #582399, Бельгийский серийный номер #9298955 и выше | 8 | 4P |
Все прочие 2-х тактные модели | 12 | 6P |
4-х тактные модели: | ||
8/9.9 л.с. | 6 | 3P |
Все прочие 4-х тактные модели | 12 | 6P |
SUZUKI: | ||
2-х тактные модели: | ||
менее 55 л.с., (за исключением указанных ниже), 60/65 л.с. до 1985 вкл. Cabrea 50-60 л.с. | 4 | 2P |
25/30 л.с. (с 1993 года); 55/65 л.с. (с 1985 года) | 6 | 3P |
75 л.с. и выше (с 1985 и новее); Cabrea 75 л.с. и выше | 12 | 6P |
Все 4-х тактные модели Suzuki | 12 | 6P |
TOHATSU/NISSAN: | ||
Все 2-х цилиндровые модели с генератором | 4 | 2P |
Все 3-х цилиндровые модели | 6 | 3P |
Все 4-х цилиндровые модели | 12 | 6P |
YAMAHA: | ||
2-х тактные модели: | ||
9.9/15 л.с. | 4 | 2P |
25-70 л.с. | 6 | 3P |
90-250 л.с. | 12 | 6P |
4-х тактные модели: | ||
F/T 9.9 л.с., F 15 л.с. | 6 | 3P |
F/T 25 — 225 л.с. | 12 | 6P |
SELVA: | ||
2-х тактные 9,9-100 л.с., 4-х тактные 8-15 л.с. | 6 | 3Р |
4-х тактные 25-115 л.с. | 12 | 6Р |
Дополнительно список моторов и количество катушек магнето можно посмотреть здесь — Таблица RANGE SELECTOR
Принцип работы тахометра
Тахометр предназначен для определения текущих оборотов двигателя по количеству импульсов, поступающих с генератора (катушки освещения) двигателя.
Генераторы подвесных моторов разных производителей отличаются количеством полюсов и, соответственно, количеством импульсов, выдаваемых за один оборот двигателя. Для согласования работы генератора и тахометра необходимо знать, какое количество полюсов имеет генератор вашего подвесного двигателя.
Для того, чтобы узнать, какое количество полюсов имеет ваш тахометр, взгляните на его заднюю панель. Как правило, там находится переключатель, позволяющий установить 4-6-8-12 полюсной режим работы тахометра.
Для справки в таблице приведены некоторые двигатели с количеством полюсов генератора:
Положение переключателя тахометра
EVINRUDR/JOHNSONR/OMC SEADRIVER/:
Менее 70 л.с. (2-тактные , 2 цилиндровые)
Видео:Тохатсу 9.9 генератор и зарядка аккумулятораСкачать
FORCE (MARINE):
50 л.с. (до начала 1987, модели A, B)
35/40/45/50 л.с. с генератором
Читайте также: Ямаха центр в хабаровске лодочный мотор
Прочие модели HONDA с генератором
MERCURY/MARINER:
2-х тактные модели:
30/40 л.с., серийный номер USA 0G53314 и дальше
35/40 л.с., серийный номер USA #582399, Бельгийский серийный номер #9298955 и выше
Все прочие 2-х тактные модели
4-х тактные модели:
Видео:Расчетные и фактические показатели ЭДС в генераторе на постоянных магнитахСкачать
Все прочие 4-х тактные модели
2-х тактные модели:
менее 55 л.с., (за исключением указанных ниже), 60/65 л.с. до 1985 вкл. Cabrea 50-60 л.с.
25/30 л.с. (с 1993 года); 55/65 л.с. (с 1985 года)
75 л.с. и выше (с 1985 и новее); Cabrea 75 л.с. и выше
Все 4-х тактные модели Suzuki
TOHATSU/NISSAN:
Все 2-х цилиндровые модели с генератором
Все 3-х цилиндровые модели
Все 4-х цилиндровые модели
2-х тактные модели:
Видео:Комплект для электричества в лодке! Для моторов Mercury , Tohatsu – 2019г 6 частьСкачать
4-х тактные модели:
2-х тактные 9,9-100 л.с., 4-х тактные 8-15 л.с.
Если Вы не знаете какое количество полюсов имеет Ваш двигатель, то можно попытаться определить их опытным путем:
- Поставьте тахометр в режим «4 полюса».
- Заведите мотор и посмотрите на показания тахометра. Если тахометр показывает значительно больше 1000 об/мин при холостых оборотах двигателя, то переключатель количества полюсов установлен неправильно.
- Остановите двигатель.
- Переключите тахометр в следующий режим.
- Заведите двигатель и снова проверьте показания тахометра.
Значение оборотов снизятся, и если тахометр показывает ок. 1000 об/мин на «холостом» режиме работы двигателя, значит режим выбран правильно. Если тахометр показывает обороты значительно выше 1000 об/мин, то необходимо выбрать следующий режим тахометра и повторить вышеуказанную процедуру.
ПОМНИТЕ! Холостые обороты подвесного мотора, при нейтральном положении рычага переключения передач, могут находиться в пределах от 500 до 1300 об/мин. Все зависит от конкретной модели мотора. Диапозон холостых оборотов в нейтральном положении рычага обычно приведены в технической документации производителя.
ВНИМАНИЕ! Если генератор Вашего двигателя имеет 6 полюсов, а Вы установите на тахометре режим 12 полюсов, то тахометр будет число оборотов в 2 раза ниже действительных.
Подключение тахометра
Как уже упоминалось, для подключения тахометра необходимо, чтобы Ваш двигатель имел генератор (катушку освещения). Для стабильной работы аналоговых тахометров предпочтительно, чтобы угол наклона панели был в пределах 45-90 град. Стандартный диаметр отверстия под установку тахометра составляет 87 мм или 117 мм (в зависимости от модели). Если приборная панель слишком толстая и не позволяет установить монтажную скобу (см. рис), концы скобы можно обрезать. Не затягивайте слишком сильно гайки крепления монтажной скобы, иначе Вы рискуете повредить корпус тахометра.
Для подключения тахометра необходим источник постоянного тока напряжением 12 вольт. Это может быть генератор Вашего подвесного мотора или аккумуляторная батарея. Сигнал о частоте вращения подвесного двигателя снимается или непосредственно с генератора, или с пульта дистанционного управления.
Расцветки проводов, по которым подается сигнал о частоте вращения двигателя, также представлены на рисунке.
Видео:Универсальный аналоговый тахометр с аварийной сигнализациейСкачать
ЗАМЕЧАНИЕ: При отсутствии блока ДУ, тахометр можно подключить по приведенной ниже схеме. Предлагаемая схема работоспособна при обязательном использоваиии аккумулятора с ёмкостью, рекомендованной производителем мотора.
📹 Видео
Асинхронные и Синхронные двигатели и генераторы. Мощный #энерголикбез ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙСкачать
Электричество в лодке - Tohatsu MFS9.9-20Скачать
Винт 9-го шага убьет ваш мотор! Что такое перекрут?Скачать
Tohatsu 9.8 ставим катушку генератора и зарядку с защитойСкачать
Как подключить тахометр с Алиэкспресс к лодочному мотору YAMAHA 40.Скачать
Настройка тахометра KUSСкачать
Сколько стоит первое ТО лодочного мотора Hidea 9.9Скачать
Установка генераторной катушки SUZUKI DT15AСкачать
Электричество в лодку - это просто. Зарядка аккумулятора от лодочного мотора.Скачать
Установка катушки генератора и регулятора напряжения с аликспресс на лодочный мотор Сузуки9.9Скачать
Асинхронный мотор в генератор на магнитах - нюансы и детали / ЭДС / Залипания / Расчет энергииСкачать
Автогенератор на магниты без перемотки статораСкачать
Подключаем тахометр Kus к плм Honda и не только!Скачать
⚙️🔩🔧Установка генератора на лодочный мотор YAMAHA 4.Скачать