Автомобильный кондиционер является довольно сложной и дорогостоящей системой. Он обеспечивает охлаждение воздуха в салоне, поэтому его поломка, особенно летом, вызывает у водителей массу неудобств. Ключевым компонентом в системе кондиционирования является компрессор кондиционера. Рассмотрим подробнее его устройство и принцип работы.
- Как работает кондиционер в автомобиле
- Виды, устройство и принцип работы компрессора
- Аксиально-поршневой нагнетатель
- Привод и электромагнитная муфта
- Возможные неисправности и режимы отключения компрессора
- Что влияет на ресурс автокондиционеров: Холодильный круговорот
- Эксперт Герард Магильсен
- Датчик давления
- Компрессор
- Конденсор
- Испаритель
- Расширительный клапан
- Ресивер-осушитель
- Рекомендации по эксплуатации
- 📸 Видео
Видео:Почему ломается компрессор кондиционера? Ремонтировать или купить новый?Скачать
Как работает кондиционер в автомобиле
Компрессор сложно представить в отрыве от всей системы, поэтому вначале кратко рассмотрим принцип работы системы кондиционирования. Устройство автомобильного кондиционера не отличается от устройства холодильных установок или бытовых кондиционеров. Это замкнутая система с магистралями, в которых находится хладагент. Он циркулирует по системе, поглощая и отдавая тепло.
Схема работы автомобильного кондиционера
Компрессор выполняет основную работу: отвечает за циркуляцию хладагента по системе и делит ее на контуры высокого и низкого давления. Сильно разогретый хладагент в газообразном состоянии и под высоким давлением поступает от нагнетателя в конденсер. Затем он превращается в жидкость и проходит через ресивер-осушитель, где из него выходит вода и мелкие загрязнения. Далее, хладагент попадает в расширительный клапан и испаритель, который представляет собой небольшой радиатор. Там происходит дросселирование хладагента, сопровождающееся сбросом давления и понижением температуры. Жидкость вновь переходит в газообразное состояние, охлаждается и конденсируется. Вентилятор гонит охлажденный воздух в салон автомобиля. Далее, уже газообразное вещество с низкой температурой поступает обратно в компрессор. Цикл повторяется вновь. Часть системы с горячим хладагентом относится к зоне высокого давления, а с холодным – к зоне низкого давления.
Видео:Как выбрать компрессор кондиционера БУ (б/у).Скачать
Виды, устройство и принцип работы компрессора
Компрессор представляет собой нагнетатель вытеснительного типа. Он начинает свою работу после включения кнопки кондиционера в салоне автомобиля. Устройство имеет постоянное ременное соединение с двигателем (привод) через электромагнитную муфту, которая позволяет запускать установку, когда это необходимо.
Нагнетатель всасывает охлажденный хладагент в газообразном состоянии из зоны низкого давления. Далее, за счет сжатия повышается давление и температура хладагента. Это главные условия для его расширения и дальнейшего охлаждения в расширительном клапане и испарителе. Для повышения срока службы составных частей компрессора используется специальное масло. Часть его остается в нагнетателе, другая часть растекается по системе. На компрессоре размещен предохранительный клапан, который защищает установку от превышения давления сверх нормы.
Различают следующие виды компрессоров в климатических установках:
- аксиально-поршневые;
- аксиально-поршневые с вращающимся наклонным диском;
- лопастные (роторные);
- спиральные.
Наиболее широкое распространение получили аксиально-поршневые и аксиально-поршневые нагнетатели с наклонным вращающимся диском. Это наиболее простой и надежный вариант устройства.
Аксиально-поршневой нагнетатель
Приводной вал компрессора приводит в движение наклонный диск, который, в свою очередь, образует возвратно-поступательное движение поршней в цилиндрах. Поршни двигаются параллельно валу. Количество поршней может отличаться в зависимости от модели и конструктивного решения. Их может быть от 3 до 10. Таким образом, формируется такт работы. Клапана открываются и закрываются. Происходит всасывание и нагнетания хладагента.
Аксиально-поршневой компрессор
Мощность климатической установки зависит от максимальной частоты вращения компрессора. Часто производительность зависит от скорости двигателя. Диапазон частоты вращения нагнетателя находится от 0 до 6 000 об/мин.
Чтобы убрать зависимость работы компрессора от скорости работы двигателя, используются компрессоры с изменяемым рабочим объемом. Это достигается путем применения вращающегося наклонного диска. Угол наклона диска меняется с помощью пружин, что корректирует производительность всей климатической установки. В компрессорах с постоянным аксиальным диском регулировка происходит в результате отключения и включения электромагнитной муфты.
Читайте также: Маленький воздушный ресивер для компрессора
Привод и электромагнитная муфта
Электромагнитная муфта обеспечивает связь работающего двигателя и компрессора во время включения кондиционера. Муфта состоит из следующих компонентов:
- ременной шкив на подшипнике;
- электромагнитная катушка;
- подпружиненный диск со ступицей.
Устройство электромагнитной муфты
Двигатель посредством ременного соединения приводит в движение шкив. Подпружиненный диск соединен с приводным валом, а электромагнитная катушка с корпусом нагнетателя. Между диском и шкивом имеется небольшой зазор. Когда включается кондиционер, электромагнитная катушка создает магнитное поле. Подпружиненный диск и вращающийся шкив соединяются. Компрессор начинает свою работу. Когда кондиционер выключается, пружины отводят диск от шкива.
Видео:ПОСЛЕ ЭТОГО кондиционер авто не будет отключатьсяСкачать
Возможные неисправности и режимы отключения компрессора
Как уже было сказано, климатическая установка в автомобиле – это сложная и дорогая система. Ее “сердцем” является компрессор. Наиболее частые поломки кондиционера связаны именно с этим элементом. Проблемами могут стать:
- неисправность электромагнитной муфты;
- выход из строя подшипника шкива;
- утечка хладагента;
- перегорание предохранителя.
Подшипник шкива испытывает большие нагрузки и часто выходит из строя. Это обусловлено его постоянной работой. Поломку можно определить по непривычному звуку.
Именно компрессор кондиционера выполняет большую часть механической работы в климатической установке, поэтому он нередко выходит из строя. Этому также способствуют плохие дороги, неисправность других узлов, неправильная работа электрооборудования. Для ремонта потребуются специальные знания и умения. Лучше обратится в сервисный центр.
Также есть некоторые режимы, при которых происходит отключение компрессора, предусмотренное системой:
- очень высокое (выше 3 МПа) или низкое (ниже 0,1 МПа) давление внутри нагнетателя и магистралей (показывают датчики давления, пороговые значения могут отличаться в зависимости от производителя);
- низкая температура воздуха снаружи;
- чрезмерно высокая температура охлаждающей жидкости (выше 105˚C);
- температура испарителя ниже примерно 3˚C;
- открытие дроссельной заслонки более 85%.
Чтобы более точно определить причину неисправности, можно воспользоваться специальным сканером или обратиться за диагностикой в сервисный центр.
Видео:Устройство и принцип работы компрессора кондиционераСкачать
Что влияет на ресурс автокондиционеров: Холодильный круговорот
Лето – время активного использования автомобильного кондиционера (климат-контроля). Причем он востребован не только в жару, но и когда на улице дождь и в салоне начинают запотевать все окна. Как работает эта система и что влияет на ресурс – об этом в нашей сегодняшней рубрике «Автошкола».
Лето – время активного использования автомобильного кондиционера (климат-контроля). Причем он востребован не только в жару, но и когда на улице дождь и в салоне начинают запотевать все окна. Как работает эта система и что влияет на ресурс – об этом в нашей сегодняшней рубрике «Автошкола».
Эксперт
Герард Магильсен
Старший инженер и ведущий тренер DENSO Europe по системам кондиционирования.
Автомобильные кондиционеры и их более сложные модификации с системой автоматического поддержания заданной температуры в салоне независимо от автомобиля имеют схожую конструкцию и практически одинаковый принцип работы. Интересно, что эта система включает в себя не такое уж большое количество узлов, но практически все они могут серьезно влиять на эффективность ее работы и ресурс. Чтобы понять это, проследим за круговоротом рабочего тела системы, которым является так называемый хладагент, и узнаем, что он делает в каждом из узлов кондиционера.
Читайте также: Ремонт компрессора кондиционера автомобиля во владимире
Датчик давления
Датчик давления (реле давления) – устройство, которое защищает компоненты контура системы от повреждения при слишком высоком или слишком низком давлении хладагента.
Место установки
В зависимости от конструкции системы кондиционирования датчик давления может размещаться в радиаторе-конденсоре, в фильтре-осушителе или в магистрали высокого давления.
Обслуживание
Обслуживание дачика давления заключается в замене уплотнительного кольца и чистке контактов соединения. Данная процедура осуществляется при прохождении регламентных технических обслуживаний кондиционера.
Возможные проблемы
Отказать датчик давления может при обрыве электрической цепи и заклинивании поршня компрессора.
Компрессор
Сердце кондиционера – компрессор. Он сжимает хладагент, который в испарителе перешел в газообразное (парообразное) состояние, имеет низкую температуру, находится под низким давлением и «отправляет» его под высокими температурой и давлением в конденсор.
Место установки
Компрессор кондиционера приводится в действие ременным приводом от коленвала двигателя, поэтому располагается в моторном отсеке, являясь навесным оборудованием силового агрегата. Компрессоры с электроприводом (для электромобилей и гибридов) также размещаются в моторном отсеке автомобиля.
Обслуживание
Для нормальной работы компрессора необходимо соблюдать два правила – периодически проверять наличие хладагента в системе (чем старее машина, тем чаще) и не оставлять кондиционер на длительное время без работы. Эту систему необходимо включать не реже одного раза в неделю не менее чем на 15 минут. Это улучшит смазывание уплотнения вала компрессора и повысит его герметичность, благодаря чему уменьшатся утечки хладагента в окружающий воздух.
Возможные проблемы
В процессе эксплуатации возможно заклинивание компрессора. Происходит это вследствие нехватки хладагента в контуре или вследствие использования неправильного (низкокачественного) масла в системе. При замене компрессора необходима замена других компонентов, а также дорогостоящая промывка ряда деталей для удаления из них загрязнений и отложений. В современных системах промыть все компоненты невозможно, поэтому их, например, конденсоры многопоточного типа, меняют на новые вместе с компрессором.
Конденсор
Конденсор – это теплообменник в форме радиатора, в который компрессор подает хладагент под высокими давлением и температурой.
Место установки
Радиатор-конденсор расположен перед радиатором двигателя.
Обслуживание
В наших условиях эксплуатации конденсор периодически нужно чистить, а для снижения загрязняемости перед нижней его частью следует установить защитную сетку с ячейкой 2–3 мм (более мелкоячеистая ухудшит теплообмен).
Возможные проблемы
Из-за характерного размещения конденсора на его ребрах с наружной стороны скапливается грязь. Это ограничивает протекающий через конденсор поток воздуха, который используется для рассеивания тепла и изменения фазового состояния хладагента. В результате давление в системе растет, что ведет к ухудшению эффективности охлаждения и повышенным нагрузкам на компрессор. Все это может стать причиной серьезной поломки компрессора и потребовать дорогостоящего ремонта.
Испаритель
Испаритель представляет собой теплообменник (радиатор) для охлаждения и осушения воздуха. Устанавливается он в контуре низкого давления. Хладагент в виде туманообразной смеси впрыскивается в испаритель, где поддерживается низкое давление. При этом происходит парообразование, т. е. переход из жидкого состояния в газообразное. Согласно законам физики это сопровождается отбором тепла. В данном случае тепло отбирается от стенок трубок радиатора-испарителя, которые обтекает поток охлаждаемого воздуха, поступающего в салон автомобиля.
Место установки
Испаритель, как правило, размещается в салоне под торпедо перед радиатором системы отопления.
Обслуживание
Требуется периодическая чистка наружной поверхности радиатора-испарителя, чтобы избежать появления плесени и болезнетворных бактерий.
Читайте также: Компрессор поданный для аквариума
Возможные проблемы
Чаще при отсутствии воздушного фильтра салона и реже при его наличии на поверхности трубок радиатора испарителя накапливается слой грязи, которая является благоприятной средой для образования плесени и размножения болезнетворных бактерий. В итоге в определенных режимах работы системы вентиляции-кондиционирования салон наполняется неприятным запахом, а самое главное – размножающиеся бактерии могут стать причиной заболеваний пассажиров.
Расширительный клапан
Термостатический расширительный клапан управляет процессом парообразования в испарителе.
Место установки
Расширительный клапан размещается либо в моторном отсеке у перегородки с салоном, либо в салоне внутри торпедо.
Обслуживание
Обслуживание клапана заключается в его мойке при очистке всей системы кондиционирования.
Возможные проблемы
Расширительный клапан может перестать работать или работать неэффективно в случае попадания в него грязного масла, стружки из системы, заклинивания иглы и при неработающем температурном клапане.
Ресивер-осушитель
Ресивер-осушитель или аккумулятор (ресивер-осушитель отделяет влагу, а аккумулятор – хладагент в жидком состоянии) выполняют функции хранения хладагента, его фильтрации и удаления из него влаги.
Место установки
В системах с расширительным клапаном (TXV) ресивер-осушитель установлен на выходе конденсора, а у систем с расширительной трубкой (нерегулируемое расширительное устройство) аккумулятор размещен на выходе испарителя.
Обслуживание
В зависимости от применяемых стандартов на кондиционеры и компоновки конкретной системы эти устройства могут работать в течение всего срока эксплуатации автомобиля либо должны заменяться через установленные промежутки времени. Ресивер-осушитель или аккумулятор требуют замены при каждом выпуске хладагента из системы, а также при любой разгерметизации системы, даже если вы просто меняли одно уплотнительное кольцо. Иначе внутри этих узлов абсорбент при контакте с окружающим воздухом полностью насыщается влагой.
Возможные проблемы
При чрезмерном насыщении ресурс влагопоглотителя заканчивается, что приведет к появлению влаги в системе, которая, в свою очередь, станет причиной выхода из строя компрессора; засорению компонентов, закупориванию расширительного клапана и преждевременной поломке компрессора.
Рекомендации по эксплуатации
Система кондиционирования, как и любая другая система автомобиля, нуждается в ежегодном техническом обслуживании, которое поможет максимально долго поддерживать ее в хорошем состоянии и позволит избежать дорогостоящего ремонта. При надлежащем уходе срок службы системы кондиционирования может сравняться со сроком службы автомобиля. Кроме того, обслуженный кондиционер уменьшает расход топлива, так как система не функционирует с максимальной мощностью длительное время, тише работает, точнее регулирует температуру и не создает неприятных запахов.
Для специализированного сервиса существует минимальный перечень работ при обслуживании систем кондиционирования. Это:
1. Проверка работы и эксплуатационных показателей системы кондиционирования.
2. Определение типа хладагента в системе, так как неправильно выбранный рабочий газ может ухудшить эксплуатационные характеристики и стать причиной поломки, например компрессора.
3. Определение качества хладагента и масла.
4. Проверка и необходимость замены салонного фильтра.
5. Контроль наличия утечек хладагента. Идеального способа обнаружения утечек не существует, поэтому мы рекомендуем сочетать два или три различных метода.
6. Проверка состояния узлов системы на предмет отсутствия любых повреждений – механических, от коррозии, которые могут стать причиной проблем в будущем. Проверка загрязненности поверхности конденсора или радиатора.
7. Проверка правильности работы системы кондиционирования с контролем эксплуатационных характеристик, шумности, потока воздуха, смешивания воздуха при обогреве и охлаждении, наличия неприятного запаха в салоне.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📸 Видео
как проверить любой компрессор кондиционера (на примере компрессора форд фокус 2)Скачать
ПРОВЕРКА КОНДИЦИОНЕРА ЗА 5 МИНУТСкачать
Как правильно установить компрессор кондиционера? В каких случаях нужно промывать систему?Скачать
Компрессор кондиционера в машине работает только на трассеСкачать
Регламентные работы при заклинивании компрессора кондиционераСкачать
Лайфхак/Как избежать замены Компрессора Кондиционера!Скачать
Компрессор кондиционера: как провести проверку. ЕвроАвтоСкачать
Как работает кондиционер в автомобиле?, Не работает кондиционер? основные неисправностиСкачать
Как проверить авто-кондиционер , перед заправкой. Простой но действующий метод.Скачать
Безмуфтовый компрессор кондиционера принцип работы и почему они ломаются.Скачать
Устройство, принцип работы и ремонт автокондиционера по технологии производителя.Скачать
Диагностика электромагнитной муфты компрессора кондиционера. Как самостоятельно проверить муфтуСкачать
Компрессор кондиционера - брать неоригинал или ремонтировать оригинал!?Скачать
Диагностика кондиционера своими силамиСкачать
Причина заклинивания компрессора кондиционера. В 90 случаев именно эта причины убивает компрессор!Скачать
Принцип работы системы кондиционирования DENSOСкачать