Ранее мы обсуждали вопрос расходования бензина, сравнивали – сколько бензина вы можете потратить при использовании двухтактника (за один условный сезон), и в какую «копеечку» влетит покупка бензина под «аппетиты» четырёхтактной модели ПЛМ той же мощности. По итогам сравнения стало ясно: использование 4-тактных «подвесов» позволяет немного сэкономить на бензине.
В новой заметке поговорим о расходе масла, техническом обслуживании и ремонте моторов, сравним средние затраты на их содержание в хорошем, работоспособном состоянии.
Но для начала ещё раз перечислим главные особенности 2-тактных и 4-тактных модификаций:
— Технология «старше» и лаконичнее –> проще конструкция и обслуживание,
— Меньше число тактов –> меньше движущихся деталей –> меньше вес ПЛМ, мотор более компактный,
— Резче «подхват» (достижение максимального значения крутящего момента) –> больше скорость на старте,
— Удобнее перевозка (можно размещать на любой стороне без риска поломки),
— При «утоплении» мотора его практически всегда можно вернуть в рабочее состояние.
— За счёт этого эффективнее отработка топлива (меньше выбросов и запаха),
— Чуть сложнее обслуживание,
— Больше тактов –> больше движения деталей под капотом –> больше вес, мотор более «головастый»,
— Экономно расходует топливо,
— Отлично держит малые обороты, в скоростном режиме также стабилен,
— Весит чуть больше, массивнее,
— Стоимость чуть больше, чем у 2-тактных моторов.
Итак, что касается расхода масла: двухтактник работает на топливной смеси, которая готовится, как правило, по соотношению 50:1, т.е. на 50 литров бензина вам понадобится 1 литр масла. Стоимость 1 л литра фирменного масла для «двух тактов» составляет примерно 800-1000 рублей (по состоянию на декабрь 2018 г.).
А вот масло для четырёхтактных моделей стоит дороже (1 л – примерно от 1100 р.), но при этом не потребляется при работе, а требует полной замены после откатки сезона (если не проводить замену, в масло могут попасть вредные частицы, и мотор начнёт терять рабочий тонус). Также необходимо менять масляные фильтры (их стоимость составляет в среднем 500-700 р.). Однозначно определить: кто тратит на масло меньше – владелец 2-тактной модели или хозяин четырёхтактника, затруднительно, нужно учитывать характер использования, количество отрабатываемых за сезон моточасов, стиль езды, специфику отдельных моделей.
Далее. – За что рыбак платит в сервисном центре? За профессиональное выполнение стандартных технических операций по обслуживанию своего «мотокрасавца». Отметим, справедливости ради, что некоторые из этих операций рукастый рыболов может выполнить самостоятельно – многие так и делают. Зато прохождение планового ТО позволяет увеличить срок гарантийного обслуживания на фирменные моторы «Меркури» и «Тохатсу» с 2 до 5 лет – это серьёзный плюс. Есть гарантия – есть уверенность в том, что мотор будет служить «бодрячком», а не покроется мхом в подвале гаража ?
Виды операций, которые выполняют мотористы сервисного центра:
- Пробный запуск – путёвка в жизнь для мотора – в сети «Лодки-Питер» производится бесплатно.
2. Обкатка. Стоимость обкатки – первой настройки параметров работы ПЛМ, в ходе которой тестируются все скоростные режимы и производится приработка движущихся «деталей» – рассчитывается в зависимости от мощности и не зависит от тактности мотора.
В соответствии с прайсом от 28 декабря 2018 года, стоимость обкатки в сети «Лодки-Питер» составляет (приводим для примера):
► Для моторов мощностью до 5 л.с. –> 3900 рублей.
► Для моторов мощностью до 10 л.с. –> 4700 р.
► Для ПЛМ до 20 сил –> 5700 р.
► Для моторов до 40 мотосил –> 7800 р.
Моторы, имеющие штатную возможность форсирования, учитываются по максимально возможной мощности.
Также не зависят от типа ПЛМ следующие работы: общая диагностика без разборки двигателя (до 6 л.с. –> 1200 р., до 25 л.с. –> 1800 р.); установка двигателя на лодку с подключением управления «газ-реверс» (руля) –> 9600 р. для моторов до 40 л.с., 10800 р. –> для б/у моторов; консервация и расконсервация мотора, подготовка к эксплуатации (стоимость рассчитывается по кол-ву цилиндров).
После завершения обкатки проводится промывка мотора и его 3. первое техническое обслуживание, в ходе которого проверяется работа карбюратора, всех «внутренностей» и узлов ПЛМ, свечей, проводится правильное смазывание всех подвижных частей двигателя внутреннего сгорания.
Читайте также: Сколько мешать масла в бензин в лодочный мотор
В дальнейшем техобслуживание проводится с периодичностью один раз в год (либо так, как указано в инструкции к вашему мотору).
4. При техническом обслуживании осматриваются и по необходимости меняются свечи. Двухтактные моторы предполагают замену свечей не реже, чем раз в два года. А по факту получается, что их нужно менять раз в год или даже чаще. «Свечки» для 2-тактов стоят на 10-15% меньше (в среднем, есть и исключения), рекомендованный период осмотра – каждые 50 моточасов. Свечи для четырёхтактных двигателей стоят дороже, но работают на более чистом топливе, поэтому на них образуется меньше вредных отложений. Профилактический осмотр проводится каждые 100 часов.
5. Проводится замена масла в картере редуктора мотора. Для четырёхтактных моторов также необходимо выполнить замену масла в «голове» двигателя. Масло стоит денег, работа тоже. Это увеличивает стоимость работы. Да и замена топливных фильтров после откатки сезона увеличивает расходы в среднем на 500-700 рублей.
Мы поговорили об обслуживании моторов. Но иногда возникает необходимость проведения ремонта. Ремонт начинается с составления акта дефектации. Для этого техники осматривают мотор, фиксируя нарушения в работе. Из-за того, что 4-тактные модели более сложны в плане конструкции, составление дефектации для них стоит чуть дороже. Пример: дефектация мотора до 6 л.с. стоит 6200 р., «диагноз» для четырёхтактника – 7200 р. Разница – полторы тысячи.
Отличия при ремонте 2/4: при проведении ремонта 4-тактных модификаций моторист выполняет осмотр и настройку ремня ГРМ – ремня газораспределительного механизма.
В отдельных случаях ремонта 4-тактных ПЛМ также требуется проведение регулировки газораспределительных клапанов: если у вас одноцилиндровый ПЛМ, стоимость составит 1350 рублей, за два цилиндра нужно будет заплатить 2650 р., 4000 р. – за обслуживание газклапанов трёхцилиндрового лодочного мотора. С течением времени вышедшие из строя клапаны нужно менять.
При ремонте 2-тактных ПЛМ эта операция не выполняется, т.к. в цилиндре двухтактника отработанная газо-воздушная смесь просто вытесняется притоком свежего воздуха. Получается, что в этом плане 2-тактник позволяет немножко сэкономить. Но если копнуть глубже, то можно понять, что упрощённая схема забора/выхлопа несколько понижает общее значение КПД двигателя, что приводит к повышенному расходу топлива. Что выходит по итогу: рыбак, владелец 2-тактника экономит на ТО, но тратит больше на топливо. С одной стороны – экономия, с другой – перерасход, это в известной степени уравнивает стоимость содержания мотора двухтактной модификации и расходы владельца четырёхтактного ПЛМ той же мощности.
Подводя итог, можно отметить: разница между стоимостью обслуживания-ремонта «двух» и «четырёх» тактов есть, её величина в среднем составляет 15-20% и более (для более мощных моделей). Эта разница возникает из-за отличий в плане конструкции: двухтактные модели – проще, в них меньше движущихся частей и нет механизма газораспределения, четырёхтактные модели – сложнее, имеют газораспределительную систему, требуют замену масла в «голове» мотора и соответствующих фильтров. Свечи для них в среднем дороже, но работают дольше.
Дополнительные расходы на ТО и ремонт четырёхтактников отчасти компенсируются тем, что они позволяют сэкономить на топливе (в случае длительного периода использования мощного мотора эта экономия может составить «кругленькую» сумму).
- Сколько стоит обкатка лодочного мотора
- Обкатка производится в течении 10 часов по следующей схеме.
- Обкатка лодочного мотора после покупки: инструкция и рекомендации
- Что будет, если не проводить обкатку лодочного мотора?
- Как проводится обкатка лодочного мотора?
- Манипуляции, предшествующие обкатке мотора
- Манипуляции после обкатки мотора
- Как обкатывать лодочные моторы правильно?
- Какое нужно масло для обкатки лодочного мотора
- Этапы обкатки лодочных моторов
- Видео: обкатка лодочного мотора
- 🌟 Видео
Видео:Как правильно обкатать новый лодочный мотор Объясняем по шагамСкачать
Сколько стоит обкатка лодочного мотора
Для 2-х тактного мотора nопливная смесь должна быть подготовлена по инструкции эксплуатации ВАШЕГО мотора, обычно её делают из расчета 1:25 (0,4 литра масла на 10 литров бензина).
В 4-х тактном моторе заливаем масло до необходимого уровня.
Обкатку мотора производят с установленным винтом и обязательно в воде. Запускать двигатель в небольших емкостях с водой не допускается — температура резко возрастает и попадающее туда масло нарушает нормальную работу мотора.
Если у Вас отсутствует опыт обкатки для контроля частоты вращения рекомендуем приобрести тахометр, к тому же тахометры обычно снабжены счетчиком моточасов.
Основная рекомендация — ПОСТОЯННАЯ и ПЛАВНАЯ регулировка оборотов, чтобы детали могли приработаться друг к другу на разных режимах работы.
ВАЖНО! По крайней мере первые 2-3 часа производите обкатку только с одним пилотом в лодке, это уменьшит нагрузку на двигатель и позволит увеличить его ресурс работы. Частая ошибка — после покупки мотора и лодки в первый же выходной всей семьей и со всеми друзьями быстрей на природу, решая при этом, что «Буду потихоньку газ давать и все нормально будет!». Нет — не будет! Мотор сразу работает в запредельном режиме! При этом на малых оборотах ему приходится еще тяжелее. Это даже отдаленно не напоминает обкатку
Читайте также: Коммутатор для лодочного мотора 5лс
Обкатка производится в течении 10 часов по следующей схеме.
1. Первые 10 минут.
Запускаем двигатель, подбираем минимально устойчивую частоту вращения и даем ему поработать без нагрузки (на нейтральной передаче). Время от времени следует менять частоту вращения коленвала двигателя от оборотов холостого хода до высоких (примерно 2000-3000 об/мин)оборотов и обратно.
2. Следующие 50 минут.
Обкатка происходит на ходу (с включенной передачей). Не следует открывать дроссельную заслонку больше чем на половину(примерно 3000 об/мин). Время от времени следует изменять частоту вращения коленвала двигателя. Допускается полностью открыть дроссельную заслонку для выхода судна на глиссирование, затем прикрыть дроссель, чтобы обороты упали до 3000 или меньше.
3. Следующие 2 часа.
Обкатка происходит на ходу (с включенной передачей). Не следует открывать дроссельную заслонку больше чем на 3/4 (примерно 4000 об/мин). Допускается полностью открыть дроссельную заслонку для выхода судна на глиссирование, затем прикрыть дроссель, чтобы обороты упали до 4000 или меньше. Время от времени следует изменять частоту вращения коленвала двигателя.
4. Оставшиеся 7 часов.
Запустить мотор и погонять его с любой частотой вращения, но периоды работы с полностью открытой дроссельной заслонкой не должны превышать 5 минут.
5. После первых 10 часов работы мотора.
Необходимо заменить трансмиссионное масло в «ноге». Повышенное количество масла в топливной смеси в обкаточный период способствует повышенному отложению нагара на электродах свечи зажигания. В связи с этим по завершении обкатки двигателя свечи зажигания необходимо осмотреть, очистить от нагара или, лучше, заменить.
Мотор должен работать в нормальном режиме. Для 2-х тактных моторов топливная смесь должна быть подготовлена из расчета 1:50 (1 литр масла на 50 литров бензина).
Видео:Правильная обкатка двухтактных двигателей! Важные моменты!Скачать
Обкатка лодочного мотора после покупки: инструкция и рекомендации
Видео:Обкатка лодочного мотора. Мифы и ошибки. Не мучайте моторы в бочках!Скачать
Что будет, если не проводить обкатку лодочного мотора?
Любой двигатель вне зависимости от его типа и сложности нуждается в обкатке.
Процедура достаточно простая, но ответственная и обязательная, выполняется на новой технике.
Лодочные моторы нужно обкатывать обязательно, это нужно чтобы детали притерлись друг к другу и лучше функционировали.
Следовательно, отказ от обкатки приведет к быстрому износу деталей и уменьшенному ресурсу двигателя.
К другим проблемам отсутствия обкатки можно отнести:
- быстрый износ цилиндров и поршневой группы;
- возникновение поломок в узлах газораспределительной системы;
- неисправности или износ подшипников, вала двигателя;
- неисправности с системой охлаждения.
Даже многие качественные моторы с хорошей репутацией указывают об обязательной обкатке в инструкции по эксплуатации.
Есть и такие производители, которые уже сделали обкатку на своем оборудовании, но об этом будет указано.
Одни говорят, что новые лодочные моторы можно не обкатывать, но на самом деле лучше придерживаться рекомендаций из инструкции.
И не важно, проводится обкатка двухтактного лодочного мотора или четырехтактного.
Видео:Обкатка лодочного мотора в бочкеСкачать
Как проводится обкатка лодочного мотора?
Обкатка мотора выполняется неспешно и аккуратно, ведь в процессе трущиеся детали сдирают мельчайшую стружку друг с друга, притираясь постепенно друг под друга.
Для этого двигателю нужно работать плавно, без набора высоких оборотов и перегрева.
Пренебрегая правильной процедуре и работая на больших оборотах, трущиеся детали будут попросту срывать стружку частями.
Вследствие этого получается задиры, царапины и трещины, больше всего они образуются на стенках поршней и цилиндров.
Металл повреждается, и трение проводится недостаточно качественным образом.
В другом случае повышение оборотов выше оптимальных при обкатке способствует нагреву деталей, ведь выделяется тепловая энергия и детали существенно расширяются.
Когда поршням расширяться больше некуда, начинают изнашиваться кольца, также они могут западать.
Это влечет уменьшению компрессии и потере масла в течение всего срока эксплуатации.
Видео:⚙️🚤🔧Обкатка нового лодочного мотора и рекомендации после покупкиСкачать
Манипуляции, предшествующие обкатке мотора
Мотор нужно распечатать и пристроить его на лодку, но имеется еще ряд действий, которые предшествуют проверке лодочного мотора.
Залейте масла в редуктор. Если регулятор станет работать без масла, то выйдут из строя шестерни трансмиссии.
Читайте также: Yamaha 425 лодочный мотор
Характерный грохот укажет вам на эту проблему. Тогда, обломки шестерней будут трощить все, что попадается на их пути.
Для того, чтобы правильно залить масло, нужно открутить обе заглушки редуктора, и сверху, и снизу, в вертикально расположенном моторе.
Потом, про помощи большого шприца вводим смесь снизу вверх до той поры, пока масло не покажется с верхнего отверстия.
Не доставая шприц, сначала закрываем верхнюю пробочку, а потом уже нижнюю.
Касательно топливной смеси — ее нужно готовить заранее. Желательно, добавить немного масла в топливо, во время обкатки.
Видео:Обкатка лодочного мотора parsun 9.8 на ВолгеСкачать
Манипуляции после обкатки мотора
Сначала, не выключая мотор, нужно дать ему остыть. Потом перекрываем подачу топлива, и выработаем все что осталось.
Это поможет оставить свечи сухими. Далее сливаем масло с редуктора, открыв оба отверстия одновременно.
Видео:Обкатка нового лодочного мотораСкачать
Как обкатывать лодочные моторы правильно?
К лодочному двигателю обычно прилагается инструкция с характеристиками и технологии обкатке, ее и нужно придерживаться.
Покупателю нужно понять, что эффективность и ресурс работы двигателя будет зависеть от правильно проверенной обкатки.
Причем чем дольше она проводится, тем двигателю лучше.
На новых лодочных моторах обычно наносится специальная смазка для консервации, которая нужна для защиты деталей от коррозии в течение простоя двигателя.
Первым делом нужно удалить эту смазку, делается при помощи обычного бензина.
Далее обкатка отличается в зависимости от типа двигателя:
- Двухтактные — в инструкции указывается определенные пропорции смеси масла и бензина, созданные специально для процесса обкатки. Количество масла выше обычного показателя, разбавляется смесь в пропорции примерно 1 литр масла на 25 литров топлива. После обкатки данная пропорция повышается примерно до 1 к 70.
- Обкатка 4 тактного лодочного мотора — здесь масло и бензин заливаются отдельно, но для лучшего эффекта лучше немного долить масло в бензин. Доливается совсем немного масла, и лучше это делать уже на заведенном двигателе. 4 Т моторы имеют свойство не заводиться со смесью масла.
Видео:ОБКАТКА ЛОДОЧНОГО МОТОРА!Правильный запуск лодочного мотора!Hidea 9.8Скачать
Какое нужно масло для обкатки лодочного мотора
Очень важно подойти к выбору масла для обкатки, ведь оно будет использоваться в увеличенных количествах и требовать лучшие свойства для притирки деталей.
Важно понимать, что масло для 2 Т моторов нельзя использовать для 4 Т моделей, и наоборот.
У них разные свойства и характеристики.
- Для 2 Т моторов — выбирается масло с индексом TC-W3. Учтите, что некоторые моторы с наличием поуровневого сжигания смеси будут требовать другого типа масла, указывается в инструкции.
- Для 4 Т моторов — если мощность не превышает 30 л.с., можно выбирать масло полусинтетика 10W40 или 10W30, моторы мощностью выше 30 л.с. требуют синтетическое масло 5W30 или Также синтетика доступна для двигателей малой мощности.
Видео:Обкатка лодочных моторов нужна ли? можно ли обкатать лодочный мотор в сервисе?Скачать
Этапы обкатки лодочных моторов
- Заводим двигатель и хорошо его прогреваем, ему нужно поработать на холостых около 15 минут. В процессе работы также проверьте систему охлаждения, струя жидкости должна идти ровно и непрерывно.
- Второй этап — работа двигателя на малых и средних оборотах, проводится около 2 часов. Желательно придерживаться максимальных оборотов в 3 500 об/мин. Причем обороты нужно менять, повышая и понижая каждые 15 мин. Обязательно проверяйте наличие работы системы охлаждения.
- На следующем этапе можно увеличить количество оборотов до 4500 об/мин, при этом нужно как повышать, так и понижать обороты. По иному можно выкручивать ручку газа на 2/3. Процедура проводится следующие 2 часа.
- Завершающий этап — ближайшие 3 часа можно изредка давать ручке полный газ, увеличивая и понижая обороты. Можно сбрасывать ручку газа на ¾.
На всех этапах следует проверять уровень и состояние водяного насоса, также придется манипулировать ручкой газа и менять обороты. Не следует держать на одном показателе обороты.
После обкатки желательно проездить еще 3−4 часа с полной ручкой газа, это улучшит притирку деталей и позволит мотору привыкнуть к большой мощности оборотам.
Также производитель указывает рекомендованные обороты, которые лучше не превышать.
После процедуры обкатки крайне рекомендуется провести ТО, можно выполнить как в специальных сервисах, так и самостоятельно при наличии навыков.
Иногда придется удалить образованную стружку вручную. Желательно проверить состояние цилиндров и поршней. Состояние стенок покажет, насколько хорошо удалась обкатка.
Видео:Обкатка лодочного мотора GLADIATOR 9.9 удалась!Скачать
Видео: обкатка лодочного мотора
🌟 Видео
Обкатка лодочного мотора | Советы специалистаСкачать
Как правильно обкатать лодочный мотор и не ушатать его - на примере моторов HideaСкачать
Самая правильная обкатка лодочного мотора в первые три часа.Скачать
Лодочный мотор Hangkai 3,5 - 3,6 л. с. Обзор и инструкция по обкатке.Скачать
Обкатка лодочного мотора. Для чего обкатывать лодочный мотор? Ремонт лодочных моторов.Скачать
ЛОДОЧНЫЙ МОТОР TARPON OTH 9.9S ОБКАТКАСкачать
ПЕРВЫЙ запуск КИТАЙСКОГО мотора GLADIATOR 9.9 / ОБКАТКА И ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ / ГЛАДИАТОР 15 ЛС.Скачать
Первый запуск и обкатка лодочного мотора Sea-Pro T9.8 S NewСкачать
Обкатка двигателя Parsun 9,8 2т....Нюансы и советы...bogomaz05Скачать
Обкатка лодочного мотора Tohatsu 9,9 и РЫБАЛКАСкачать