На автомобили КамАЗ устанавливаются две модели коробок передач:
- на одиночных автомобилях — пятиступенчатая коробка передач 14;
- на автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов, — десятиступенчатая коробка передач КамАЗ 15, состоящая из основной пятиступенчатой КПП и переднего двухступенчатого редуктора-делителя. Делитель имеет высшую и низшую (прямую) передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.
Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
На модернизированных моделях автомобилей повышенной грузоподъемности устанавливаются коробки передач модели 152.
Коробка передач КамАЗ 152 имеет следующие конструктивные отличия от коробки передач модели 15:
- усилены шлицы первичного вала делителя, каретки и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;
- упрощена пневматическая схема управления делителем передач (исключены два воздухопровода, колодка крепления воздухопроводов) за счет применения пластмассовых воздухопроводов от крана управления делителем;
- применены бесшпоночные соединения шестерен и промежуточного вала за счет увеличения натяга;
- исключено: замковое устройство в шлицевом соединении; каретка синхронизатора 4-5 передач; вал вторичный коробки передач (в целях повышения долговечности соединения);
- для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач применено четырехградусное утонение зубьев муфт каретки синхронизатора 4-5 передач (вместо полутороградусного) и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4 передачи, также увеличена высота зубьев муфт;
- установлен подшипник передней опоры вторичного вала большей нагрузочной способности;
- расширен зубчатый венец шестерни 4 передачи для увеличения несущей способности.
Коробка передач КамАЗ 14 (рис. 128) состоит из следующих основных узлов: картера 34 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 1, ведомый 35 и промежуточный 33 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 14 заднего хода; верхней крышки 18 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер 38 сцепления.
Коробка передач КамАЗ 15 (рис. 136) — десятиступенчатая коробка передач состоит из основной пятиступенчатой коробки передач 1 и переднего двухступенчатого редуктора делителя 4 передач. Основная пятиступенчатая коробка передач 15 максимально унифицирована с коробкой передач модели 14, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции которых вызвано применением делителя передач.
- Техническая характеристика КПП КамАЗ
- Техническое обслуживание коробок передач для КАМАЗ
- Схема и устройство коробки передач Камаза
- Устройство и принцип работы
- КПП с делителем
- Технические характеристики
- Схема переключения передач на Камазе
- Начало движения
- Включение скоростей
- Задний ход
- Техника управления в сложных условиях
- Подъем
- Спуск
- Сильная пробуксовка колес
- Переключение при заносе
- Возможные неисправности КПП Камаза и способы их устранения
- Появился шум
- Не включается задняя и первая
- Выключаются (вылетают) передачи
- 📹 Видео
Техническая характеристика КПП КамАЗ
Модель | КПП КамАЗ 14 (142) | КПП КамАЗ 15(152) |
Тип коробки передач | механическая, пятиступенчатая с трехходовым механизмом переключения передач механическая десятиступенчатая, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора — делителя передач, соединенных в одном агрегате | |
Передаточные числа | 1 — 7,82 2 — 4,03 3 — 2,50 4 — 1,53 5 — 1,00 ЗX — 7,38 | 1Н — 7,82 4Н — 1.53 1В — 6,38 4В — 1,25 2Н — 4,03 5Н — 1,00 2В — 3,29 5В — 0,815 3Н — 2,5 3ХН — 7,38 3В — 2,04 3ХВ — 6,02 |
Подшипники валов | шариковые, роликовый сферический, роликовые | |
Подшипники шестерен | роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни четвертой передачи без сепаратора | |
Синхронизаторы | инерционного типа, пальчиковые с латунными конусными кольцами | |
Шестерни | с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода, постоянного зацепления | |
Привод спидометра | двухступенчатый, состоит из червячной пары и сменной пары цилиндрических прямозубых шестерен | |
Система смазывания | комбинированная. Все детали смазываются разбрызгиванием; подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетаюшего устройства | |
Отбор мощности | от основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 1232366; с правой стороны — от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой — от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала | |
Управление коробкой передач | механическое, с дистанционным приводом | механическое с дистанционным приводом для основной коробки и пневмомеханическое преселекторное для делителя |
Читайте также: Шестерня первичного вала калина
Техническое обслуживание коробок передач для КАМАЗ
- проверьте исправность троса крана управления делителем, устраните обнаруженные неисправности;
- проверьте внешним осмотром отсутствие подтекания масла через манжету ведомого вала и уплотнительные прокладки;
- отрегулируйте зазор между упором и ограничителем штока клапана включения делителя передач;
- смажьте опоры передней и промежуточной тяг дистанционного привода управления коробкой передач через технологическую пресс-масленку до выдавливания свежей смазки;
- очистите от грязи сапуны;
- проверьте уровень масла в картере коробки передач. Для регулирования зазора между упором и штоком клапана включения делителя необходимо:
- проверить регулировку привода выключения сцепления и при необходимости отрегулировать (как указано в соответствующем разделе);
- расстопорить и отвернуть гайки упора 2 (см. рис. 140);
- установить упор, обеспечив зазор между упором и штоком 20,5+0,5 мм (не нажимая на педаль сцепления);
- законтрить гайки замковыми шайбами. Для проверки уровня масла в картере коробки передач выверните пробку из маслозаливной горловины, вытрите насухо указатель и вставьте его в заливное отверстие до упора пробки в резьбу, не заворачивая, как указано на рис. 142.
Рис. 142. Положение указателя уровня масла при замере: 1 — указатель уровня масла с пробкой; 2 — картер коробки передач
- закрепите рычаги тяг дистанционного привода управления коробкой передач;
- закрепите фланец ведомого вала коробки передач;
- смените масло в картере коробки передач;
- смажьте трос крана управления делителем.
Для смены масла в коробке передач слейте масло в горячем состоянии через два (для коробки передач 14) или три (для коробки передач модели 15) сливных отверстия, вывернув пробки, расположенные в нижней части картера коробки передач и в нижней части картера делителя передач. Очистите магниты сливных пробок от грязи и металлических частиц. Промойте картеры коробки и делителя моторным маслом. Для этого: залейте масло в коробку передач (8,5 л для коробки передач модели 14 и 12 л для коробки передач 15), прокрутите ее двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 10 мин, слейте моторное масло из коробки передач и делителя, вверните сливные пробки и залейте основную смазку ТСп-15К до верхней метки указателя уровня. Прокрутите коробку передач двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 3. 5 мин. Замерьте уровень масла и при необходимости долейте.
Видео:Первичный вал КПП Камаз.Скачать
Схема и устройство коробки передач Камаза
На грузовом автомобиле производства ПАО «КАМАЗ» устанавливаются разные КПП. Все они отвечают за передачу крутящего момента, изменяют передаточные отношения, позволяют отсоединять двигатель от трансмиссии. Схема переключения передач на Камазе мало чем отличается от систем других машин. Несмотря на это, имеются важные особенности, которые хотелось бы подчеркнуть.
Видео:🤷🏻♂️Как вы убиваете коробку МКП на КАМАЗЕ ( КПП КАМАЗ- 152)Скачать
Устройство и принцип работы
Вот, например, как устроена коробка передач Камаза (модель 154):
- основная коробка на 5 скоростей;
- делитель на 2 ступени или мультипликатор;
- сцепление;
- валы — основной, вторичный, промежуточный;
- синхронизаторы и шестерни;
- картеры и привод
Принцип работы, нацеленный на улучшение работы автомобиля, увеличение скорости передвижения и позволяющий экономить горючее, можно представить себе так. При включении 1-й передачи, механизм сцепления соединяет валы редуктора и МКПП. От двигателя Камаза к трансмиссии поступает начальный момент вращения или КМ (крутящий момент). Как только скорость повышается, зубья синхронизаторов соединяются с ведущим валом ДВС. Вращение передаётся на промежуточный вал коробки, коэффициент уменьшается, а число оборотов повышается.
Традиционная КПП 152 или 14 — пятискоростная, механическая, установлена в целях упрощения конструкции и повышения надёжности изделия.
Но есть и другие варианты:
- 10-ступенчатый или 15 модель;
- 8-ступенчатый с редуктором на четыре передачи и «понижайкой» или 16 модель — используется на КамАЗ-65115;
- 9-скоростная ZF со вспомогательной понижающей ступенью — полноприводные вездеходы КамАЗ-43150, 4310, 4350 Мустанг.
Читайте также: Подвесной подшипник карданного вала ягуар
14-ю модель КПП на последних версиях грузового авто усовершенствовали. Получилась новая коробка Камаза 154, отличающаяся несколькими преимуществами перед классической старой «пятиступкой»:
- усиленные синхронизаторы;
- новое крепление шестерёнок;
- доработанная шлицевая система;
- использование новых конусообразных подшипников в опорах валов;
- отсутствие шлицевого крепления;
- увеличенная высота зубьев.
4 и 5 передачи больше не вылетают, как было на старой КПП. Отметим, что 154 модель или 15 предназначена для работы на двигателях с крутящим моментом 1100 Нм. Это модификации автомобиля Kamaz 55111, 43118 и другие.
КПП с делителем
5-скоростная коробка обычная, предназначена для одиночных машин. 10-ступенчатая — усовершенствованная КПП Камаз с делителем. По сути, это одинаковые коробки, но в случае с 10-скоростной добавляется редуктор. Вместе с коробкой передач он создаёт 10 передних скоростей и 2 задние.
Коробка с делителем считается усовершенствованной моделью, даёт немало плюсов:
- меньшая частота переключения в ходе передвижения;
- увеличение тяги двигателя;
- повышение комфорта управления.
Устройство привода управления делителя выглядит так:
- рычаг или опора;
- уплотнительное кольцо;
- ось;
- вибрационный изолятор.
Видео:Часть 7. Регулировка подшипников первичного и вторичного валов КПП 154 Камаз. Виктор Илюшкин.Скачать
Технические характеристики
Подробно приведены в таблице ниже.
Видео:Вал Первичный КПП на КамазСкачать
Схема переключения передач на Камазе
Принцип работы коробки передач на Камазе с редуктором несложный: повышенный либо пониженный режимы. Такой подход придуман инженерами для уменьшения нагрузки мотора: когда машина под нагрузкой, надо включать режим H. В менее активном режиме задействуется режим B.
В качестве примера приведём схему работы с коробкой делителем на ровном асфальте:
- Сначала включается 1-я передача, затем 2-я и 3-я;
- Задействуется режим H, осуществляется переключение на 4-ю скорость;
- Переход на режим B;
- Вновь переход на H, включение 5-й скорости;
- Возврат на облегчённый режим B.
Что это даёт? Лёгкое трогание с низов, плавное ускорение. При возникновении сложных условий движения или большой загруженности машины, первые 4 передачи рекомендуется включать в утяжелённом режиме H.
Таким образом, схема переключения выглядит так: 1B-2B-3B-4H-4B-5H-5B. А на сложных трассах подойдёт такой порядок: 1H-2H-3-H-4H-4B-5H-5B.
Некоторые модели КПП ЗФ, такие как 9S109, оборудованы дополнительной передачей C. Она нужна для улучшения передвижения по снегу, грязи, льду. Схема на коробках передач Камаз ZF 6520 такая, что при переключении на пятую скорости с четвёртой, самопроизвольно включается облегчённый режим. Напротив, если с 5-й на 4-ю, априори задействуется пониженный режим. За включением режимов можно следить по индикатору на щитке приборов.
Начало движения
Перед тем как трогаться с места на Камазах с такой коробкой, надо разогреть движок до 7 тыс. об/мин. Главная особенность старта на большом грузовике — обеспечить плавность движения с места и эффективный набор дальнейшей скорости.
Включение скоростей
Из-за того, что Камаз — специфический крупный грузовой автомобиль, часто эксплуатируемый в жёстких условиях, переключение положений КПП с одной на другую проходит в несколько этапов. В остальном особенностей нет — надо выжимать муфту и перемещать рычаг.
Вторую передачу можно задействовать лишь после регистрации шкалой на приборке 3 тыс. об/мин. Рычаг скоростей переключается только с выжатой до упора педали сцепления после паузы в 1 секунду. Рычаг делителя находится на картере с левой стороны.
Задний ход
Включается задний ход переключателем, выставленным в нижнее левое положение. Во время движения автомобиля ставить эту передачу воспрещено! Сначала машину надо остановить, а уже потом совершить маневр.
Видео:Разница между вторичными валами КПП Камаз и Урал!Скачать
Техника управления в сложных условиях
Безопасность движения зависит от многих факторов. Это и техническое состояние машины, и качество топлива, и квалификация водителя. Отдельное внимание уделяется внешним условиям, так как они могут резко измениться.
Подъем
Заезд на горку должен сопровождаться включением пониженного режима H. Это даёт возможность легче преодолеть склон и препятствия, ведь трансмиссия начинает работать в полную силу.
- во время подъёма, особенно с грузом, переход с первой на вторую передачу должен проводиться с применением повторного выжима муфты;
- не отпускать педаль газа, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя, предотвратить перебои;
- не допускать снижения оборотов за 2000 в минуту, иначе движок перегреется.
Читайте также: 4g63 замена ремня балансировочного вала
Спуск
Скат с горки должен осуществляться с обязательно заведённым силовым агрегатом. Отключать его ни в коем случае нельзя — это не легковушка! Так можно остановить работу усилителя, который заблокирует рулевое управление грузовика. Чем это грозит, остаётся только гадать.
Если возникнут сложности с тормозами, на Камазе имеется возможность подключения вспомогательной системы. Но в этом случае нельзя использовать муфту и переключать скорости.
Сильная пробуксовка колес
Пробуксовка колёс возможна на различных дорожных покрытиях, но часто такое происходит на льду. Поэтому зимой рекомендуется использовать цепи, увеличивающие коэффициент сцепления с дорогой. Если Камаз забуксовал, опытные водители рекомендуют убрать ногу со сцепления и задействовать дифференциал. На щитке имеется специальный регулятор, позволяющий это сделать. На панели включится индикатор.
В песке и грязи пробуксовка — верный способ застрять надолго. Если воспользоваться лопатой и домкратом, ситуацию можно исправить. Надо просто очистить песок под мостом автомобиля, и как можно сильнее увеличить вращение колёс. Безусловно, шины не должны быть низкопрофильными. Только внедорожные глубокопрофильные или та же цепь, аккуратно надетая на колёса.
Переключение при заносе
При заносе надо держать ногу на муфте, а руль поворачивать в сторону заноса. Этот приём позволит выровнять машину. Также рекомендуется включать дифференциал, а после преодоления заноса его разблокировать.
Видео:СБОРКА КПП КАМАЗ 152. Своими руками в первый раз.Скачать
Возможные неисправности КПП Камаза и способы их устранения
Износ механизмов — самая распространённая неисправность в КПП автомобиля Камаз. Как правило, чаще страдают подшипники и шестерни, так как постоянно находятся под нагрузкой, в движении и трутся. Ремонт в данном случае подразумевает замену этих деталей.
На примере коробки 152 рассмотрим, как ведёт себя проблемная коробка:
- увеличиваются шум и стуки;
- самопроизвольно вылетают передачи;
- механизм сложно включается;
- скорость блокируется в одном положении.
Ремонт всегда подразумевает демонтаж и разборку агрегата с последующим выявлением дефектов. Проблемные и изношенные элементы меняются, параметры регулируются. Масло обязательно обновляется. Затем, после сборки и установки КПП на место, проводится проверочный тест-драйв.
Появился шум
Как правило, при выжиме муфты гул пропадает. Обычно такое происходит при изношенном подшипнике основного вала. Шумит коробка практически на всех передачах, реже — на пятой. Со временем шум усиливается.
Причиной воя может стать не только КПП, но и сцепление. Поэтому после снятия коробки, перед её разборкой, желательно проверить устройство. Надо завести двигатель. Если слышно металлическое бряцанье, это либо пружины диска корзины износились, либо другая неисправность сцепления.
Не включается задняя и первая
Тяжелое включение задней и первой передачи может свидетельствовать о ведении сцепления. Другими словами, изнашивается диск, ухудшается регулировка и функционирование привода. Что касается проблем в самой коробке, то возможен износ синхронизаторов — для передней передачи. Ещё одна причина — отсутствие масла в коробке.
Если трудно переключить передачу, когда машина стоит на месте, а двигатель заглушен, неисправность однозначно в механизме выбора передач КПП. В нём либо поломка, либо нарушена регулировка.
Выключаются (вылетают) передачи
Данная неисправность связана с механизмом переключения скоростей. Возможно, что изношены вкладыши вилок, ослаблены их фиксаторы. Нередко такое происходит при затяжной езде в горку. Машина, как правило, должна быть гружённой, и приходится включать пониженные передачи — первую или вторую. Причина, скорее всего, в изношенных синхронизаторах. Возможно, что венцы поистёрлись на зубцах, поэтому скорости и выбивает.
Своевременно меняйте трансмиссионное масло, периодически следите за работой сцепления, меньше нагружайте автомобиль! Тогда Камаз не будет бояться никаких дорог.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📹 Видео
Гарантийный ремонт кпп Камаз 152 (после нашего ремонта проехала 200 км)Скачать
Сборка КПП 152 Камаз. Часть 5. Виктор Илюшкин. #камаз #кппСкачать
НЕ ПОТЕРЯЙ ДЕНЬГИ при выборе КПП 152 КамАЗ. Обзор на коробку переключения передач. (Ремонт, цена)Скачать
Сборка и установка первичного вала делителя, замена втулок вала вилки. Установка кпп Камаз 5511Скачать
КПП 154 Камаз НЕ ОШИБИСЬ! Коробка для КамАЗ (цена ремонт купить стоимость прайс своими руками)Скачать
Ремзона Наизнанку. Ремонт Камаз. Выбираем КПП 154. первичная дефектовка.Скачать
Вал первичный делителя КПП 154 КамАЗ от компании «ЧелныАвтоКомплект»Скачать
КПП 152Скачать
ОТЛИЧИЕ КПП КАМАЗ 15 ОТ КПП 152. ПОЧЕМУ ВЫЛЕТАЕТ ПОВЫШЕНАЯ И ПОНИЖЕНАЯ ПЕРЕДАЧИ ДЕЛИТЕЛЯ.Скачать
КПП КАМАЗ ПОСЛЕ "РЕМОНТА" ЗА 25 ТЫС С ДЕЛИТЕЛЕМ , ПОЧЕМУ Я ЕЁ НЕ ВЗЯЛ ???Скачать
КПП 154 Коробка передач КАМАЗ 154Скачать
Люфт первичного вала КППСкачать
Как работает МКПП. Вся суть за 6 минутСкачать
Сборка КПП 152 Камаз. Часть 2. Виктор Илюшкин.Скачать