Современная армия нуждается не только в танках, самолетах, но и специальной технике типа МТЛБУ. Технические характеристики универсального вездехода рассмотрим далее. Машина служит для поддержки пехоты, самодвижущихся артиллерийских установок, личного и специального состава. Указанная техника относится к легким бронированным гусеничным агрегатам, которые используются до сих пор, хотя разработка производилась еще в 60-х годах прошлого столетия.
- История создания
- Технические характеристики МТЛБУ
- Интересные факты
- Оснащение
- Модификации
- Другие машины на основе МТЛБУ
- Подробнее о двигателе
- Особенности
- МТЛБ — гусеничный многоцелевой тягач
- Гусеничный вездеход-тягач
- Технические характеристики
- Двигатель
- Габаритные размеры
- Подвижность
- Управление
- Модификации
- Эксплуатация
- Вывод
- Видео
- Видео
Видео:МТЛБ – еще не БМП, но уже и не тракторСкачать
История создания
Вездеход МТЛБУ, технические характеристики которого вполне конкурируют со всеми аналогами того времени, стал основой для десятков гусеничных модификаций различного направления. Несмотря на то что некоторые скептики говорят о слабой защищенности машины, она свою функцию выполнила безупречно во многих горячих точках, а также на заданиях гражданского направления.
Дело в том, что многоцелевой тягач легкий бронированный универсальный создавался, прежде всего, не для непосредственного участия в боевых операциях, а в качестве транспортировочной техники. Эта машина не ориентирована на атакующие действия, имеющийся на большинстве моделей пулемет предназначен исключительно для самообороны.
Популярность МТЛБУ, фото которого приведено ниже, обусловлена надежностью, высоким эксплуатационным параметром и ремонтопригодностью. Гусеничная подвеска обеспечивает отличную проходимость, а небольшой вес и высокая удельная мощность добавляют маневренности. Рассматриваемый тягач находится на вооружении в нескольких десятках стран мира. За время серийного выпуска изготовлено более 9,5 тысячи единиц.
Видео:Лучший военный вездеход - МТЛБ!Скачать
Технические характеристики МТЛБУ
Ниже приведены параметры и габаритные размеры указанного транспортно средства:
- длина/ширина/высота — 6,45/2,86/1,86 м;
- тоннажность с прицепом/без него — 2000/2500 кг;
- скоростной порог — 62 км/ч;
- расход топлива на 100 км — 100-120 литров;
- колея — 2,5 м;
- база колесная — 3,7 м;
- клиренс — 40-41 см.
Видео:Разгон МТ-ЛБ до 60-65 км | Разгон до сотниСкачать
Интересные факты
Руководство советских вооруженных сил в шестидесятых годах прошлого столетия приняло решение о замене морально устаревших тягачей типа АТ-П на усовершенствованный аналог. Проект разрабатывался путем преобразования имеющейся техники к современным армейским требованиям (в целях экономии финансовых средств). Технические характеристики МТЛБУ на тот момент подходили больше всего. Основные механизмы и детали остались практически без изменений, не считая монтажа бронированного корпуса.
Над созданием специального транспортного средства работали конструкторы Харьковского тракторного завода. Через два года после начала разработок (1964 год) машина поступила на серийный конвейер. Корпусная часть тягача сварена из стальных плит небольшой толщины, которая защищает надежно только от стрелкового оружия. Этот момент компенсируется малым весом броневика (9,7 т). Гусеницы МТЛБУ имеют низкое удельное давление на почву, обеспечивают высокий показатель проходимости, также транспорт обладает хорошим параметром плавучести, что делает его незаменимым при работе на различных и смешанных ландшафтах.
Видео:Двигатель МТ-ЛБ 240 л.сСкачать
Оснащение
Блок трансмиссии вездехода расположен в переднем отсеке, состоит из поворотного механизма и коробки переключения передач. За этим отделением находится пункт управления, который отделен бронированной перегородкой. Узел оснащается местами для командира боевой машины и механика-водителя. Качественную обзорность гарантируют лобовые стекла с защитными чехлами-крышками. Во фронтальной части корпуса предусмотрена башенка для монтажа пулемета (калибр 7,62 мм), обслуживаемого командиром экипажа.
Читайте также: Мотор диски шины в кирове
Вездеход МТЛБУ также оборудован моторным отделом в средней части остова. Тут находится силовой агрегат и основной фрикцион. В корме техники расположен транспортно-грузовой отсек, служащий для перевозки и высадки десанта либо грузов. В качестве выходных и входных ворот используются кормовые люки и двери, обозначенные непосредственно в крыше корпуса.
Двигатель МТЛБУ представляет собой дизельный мотор типа ЯМЗ-238В, мощностью 240 лошадиных сил. Восемь цилиндров дают возможность развить скорость на шоссе до 62 км/ч. Опорные катки вездехода позволяют облегчить перемещения по водной поверхности, благодаря специальной воздушной камере. Удельное давление траков на грунт — 0,45 кг/см 2 . Подвеска вездехода – независимая торсионная. Машина способна плавать посредством перемотки гусеничных траков.
Видео:Как управлять | Положения рычагов управления МТ-ЛБСкачать
Модификации
Благодаря своим уникальным характеристикам МТЛБУ выпускался в разнообразнейших вариациях. Самые популярные среди них:
- Версия МТЛБУ-В отличается улучшенной проходимостью, оснащена широкими гусеницами, обеспечивает минимальное давление на грунт, по сравнению с базовыми вариантами.
- Модели «Алтай» и ВН приспособлены под нужды народного хозяйства.
- Серия ВМ оснащена пулеметом НСВТ калибром 12,7 мм.
- ВМ1К — имеет усовершенствованные дизели ЯМЗ-238-БЛ, адаптированные для работы в высокогорных условиях.
- М-1А7 — версия вездехода с башней от БТР-80. Машина оборудуется пулеметными установками ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм), автоматическим гранатометом.
- Инженеры комбината «Муромтепловоз» на базе рассматриваемого вездехода создали специальный пожарный трактор.
- Модификация от специалистов Курганского машиностроительного завода — МТЛБУ-М2. Машина оснащается модернизированным мотором узлом трансмиссии.
- Тягач МТЛБУ-Р6 изготовлен в Харькове, имеет обновленный дизельный мотор, башенку с пушкой калибром 30 миллиметров, пулемет (7,62 мм), блок подачи дымовой завесы «Туча», а также улучшенную систему защищенности обслуживающего персонала.
Видео:Обзор МТЛБ "Базовая" (ИЗГТ)Скачать
Другие машины на основе МТЛБУ
Технические параметры машины позволили разработать еще несколько продуктивных и надежных транспортных средств. В эту категорию входят:
- Серия МТЛБ-Р7. Украинская модель выполнена с возможностью установки боевой системы «Штурм». Он включает в себя не только пулемет калибром 7,62, но и пару ПТРК, дымовые боеприпасы, 30-миллиметровую зенитку, автоматический гранатомет.
- Польский вариант под наименованием MT-LB дополняется пулеметной установкой ДШКМ (12,7 мм).
- Самоходный миномет, выпускаемый совместно казахскими инженерами и израильскими сотрудниками фирмы «Солтам». Его рабочее название — «Айбат».
- Азербайджанские конструкторы на базе указанного вездехода создали машину MTLB-AM, которая оснащалась стандартным пулеметом и пусковым арсеналом на 57 миллиметров (серия С-5), плюс гранатомет автоматического действия.
- Техника для помощи по реанимации другой техники МТП-ЛБ, оснащаемая грузовой платформой, вместо оружейной башенки.
- Вездеход с удлиненным шасси, с размещением самоходной артиллерийской установки типа «Гвоздика».
- Версия «Дева» (2-С24) — минометный комплекс.
- Транспорт химической разведки на базе указанного тягача, известный как РХМ «Кашалот».
- Самоходный миномет калибром 120 миллиметров «Тунджа».
Читайте также: Паспорт лодочного мотора микатсу
Видео:Армейский МТ-ЛБ /Гусеничный многоцелевой тягач. دبابة روسية في الثلج #mtlb #мтлбСкачать
Подробнее о двигателе
Характеристики МТЛБУ в направлении тяговой установки требуют отдельной оценки. Мотор вездехода отличается следующими параметрами:
- тип двигателя — ЯМЗ-238В;
- оснащение предпусковым приспособлением;
- впрыск горючего — непосредственная подача в цилиндры;
- запуск — с водительского места;
- показатель мощности — 240 лошадиных сил;
- категория топлива — солярка;
- основные параметры — восемь цилиндров, четыре такта, V-образное размещение цилиндров;
- тягач имеет предпусковой механизм, а запуск двигателя осуществляется с места шофера.
Видео:Угнать за 60 секунд (МТЛБ). Мастер-класс от Днепр-1Скачать
Особенности
На основе рассматриваемого вездехода в разные времена создавались также минные заградители, автомобили радиационной разведки, медицинские перевозчики, комплекты РЭБ, штабная техника. Этот список дополняют боевые машины пехоты (БМП) с мощной защитой и вооружением, противотанковые и зенитные самоходные тягачи. Хороший обзор давал возможность механику-водителю уверенно управлять транспортным средством в любое время суток. Пара основных фар и дополнительный световой элемент для ночного времени суток обеспечивал заявленную скорость и маневренность, а также гарантировал передвижение по воде со скоростью не менее 6 км/ч.
Видео:Угнать за 60 секунд | как завести МТЛБСкачать
МТЛБ — гусеничный многоцелевой тягач
МТЛБ – это гусеничный многоцелевой тягач – уникальный в своем роде. Предназначение – перевозка людей и груза на различные дистанции. У МТЛБ технические характеристики такие, что позволяют беспрепятственно проходить на неустойчивых нетвердых грунтах в труднопроходимых местностях.
Видео:Заводим новый мотор для МТЛБУ.Скачать
Гусеничный вездеход-тягач
В 1964 году с конвейера в Харькове сошел первый легкий бронированный многоцелевой тягач. МТЛБ (в народе «Мотолыга»), по понятным причинам, не имел толстой брони и имел отличное от БМП или БТР техническое описание.
Он применялся исключительно для перевозки пассажиров, артиллерийских орудий, при устранении последствий чрезвычайных ситуаций или как санитарная машина. Сейчас он используется геологами, разведкой, охотниками и рыболовами в труднопроходимых местностях, при обустройстве дорог или транспортировки прицепов.
Видео:Сколько весит двигатель легкового автомобиля!?Скачать
Технические характеристики
Кузов вездехода вмещал в себя 11 мотострелков. В кабине находилось до трех человек. Бригада размещалась во фронтовой части шумоизолированного кузова. Попасть в машину можно через 2 дверей и 2 люка. Тягач отапливался, а в условиях северных широт имел дополнительную печку.
Благодаря широкому обзору, и водитель, и механик уверенно управляли им днем и ночью. Техника также оснащена двумя фарами и фарой-искателем для улучшенного ночного виденья. Характеристики МТЛБ позволили ему развивать скорость до 6 км/час в воде. В стандартный набор (военной комплектации) входил пулемет с ручным поворотом на вращающейся башне калибром 7,62 мм и защита против ОМП.
Двигатель
Тягач имеет предпусковой механизм, а запуск двигателя осуществляется с места шофера. Система впрыска топлива – непосредственно в цилиндры.
ГАЗ 33081: Садко, Егерь, Вепрь, технические характеристики, цена и фото.
Технические характеристики ГАЗ 53 описаны в этой статье.
Читайте также: Проблемы моторов киа спортаж
Габаритные размеры
Эксплуатационный вес гусеничного вездехода 9700 кг, а вес буксируемого прицепа – 6500 кг.
Обозначенная тоннажность при транспортировании прицепов – 2 т, а предельная – 2,5 т, при транспортировании груза без прицепа.
Подвижность
За счет подвижных ленточных гусениц, вездеход легко покоряет болота и мягкий зыбучий грунт. Чтоб увереннее проходить через такие места, ширина гусениц увеличена. Тогда у него повышается проходимость, и уменьшается нагрузка на грунт.
Управление
Практически все функции бронетранспортера легко доступны водителю. Помимо описанного выше пуска мотора, он может также включить систему отопления и иные функции, важные для комфортного пребывания внутри.
Купить МТЛБ можно как новый – с разными улучшениями и модификациями, так и снятый с консервации.
Видео:Почему Советский двигатель ЯМЗ-238 считался лучшим в СССР?Скачать
Модификации
За прошедшие годы советские, российские, украинские и польские конструкторы изобрели достаточное количество модификаций.
- МТЛБВ или снегоболотоход – используется в основном в северных регионах. Расстояние между гусеницами шире, чем у базовой модели, для меньшего давления на землю.
- МТЛБВ – для народного использования.
- МТ-ЛБВМ – с установленным зенитным пулеметом с калибром 12,7 мм.
- МТ-ЛБВМ1К – для работ на большой высоте над уровнем моря. Мощность мотора 310 л.с.
Тягач МТЛБу прочный, надежный и универсальный.
Предельное количество человек, которое он может вместить – 18.
Видео:Установка двигателя в МТЛБ.Скачать
Эксплуатация
Тягач — вездеход активно использовался во времена войны в Афганистане, в разных других вооруженных конфликтах в странах бывшего СССР и ближнего зарубежья.
Срок службы техники зависит от правильной эксплуатации и своевременного ремонта.
В техническом описании и в инструкции по эксплуатации МТЛБ написано, что нужно производить ежедневную проверку всех узлов и механизмов, проверять отдельные его части до и после преодоления водных преград.
- контрольный осмотр – перед выездом и на всех остановках;
- ежедневное ТО – после окончания работ;
- ТО 1 – после 800 — 1000 км пробега;
- ТО 2 – после 2400 — 3000 км;
- сезонное ТО – подготовка к летнему и зимнему сезону.
Самодельный гусеничный вездеход — описание, план изготовления, инструменты и видео.
Технические характеристики самосвала ЗИЛ-130 тут.
Видео:МТЛБ с кабиной и кунгом (базовый вариант) в Свердловскую область / ГИРТЕКСкачать
Вывод
Так что такое МТЛБ. Это помощник в поле деятельности человека. Машина, которая верой и правдой служила многие годы и до сих пор находится на вооружении у многих стран.
Видео:ямз 238.мтлб.уроды.Скачать
Видео
В видео показана работа техники.
🔥 Видео
ДВС ЯМЗ МТЛБСкачать
Почему это происходит с российскими танками в УкраинеСкачать
#пжд30 на #мтлбСкачать
Установка двигателя на МТЛБСкачать
МТЛБ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ХРАНЕНИЯСкачать