Далеко не каждый автолюбитель знает о том, что существуют не только классические поршневые двигатели, но и роторные. Это обусловлено крайней редкостью последних. Единственный производитель в мире, серийно занимающийся выпуском автомобилей с роторным двигателем — «Мазда». Давайте более подробно рассмотрим ключевые особенности данного мотора.
В качестве примера возьмем самый популярный роторный двигатель «Мазда RX8» — 13B MSP.
- Общие сведения
- Вкратце о принципе работы РПД и преимуществах
- Недостатки Renesis
- Не для спокойной езды
- Более капризный
- Поиск СТО — целая наука
- Усовершенствование двигателя Renesis
- Чего двигатель боится?
- О расходах на содержание
- Роторный двигатель «Мазда RX8»: отзывы владельцев и экспертов
- Существует ли тюнинг Renesis
- Подведем итоги
- Двигатель Mazda Wankel — Mazda Wankel engine
- Смещение
- Турбо
- 13B-RESI
- 13B-DEI
- 13Б-РЭ
- 13B-REW
- 13G / 20B
- 13B-MSP Renesis
- Продажи
- Будущие ожидания
- 🌟 Видео
Видео:Роторный ДВС. Принцип работы и основы строения. 3D анимацияСкачать
Общие сведения
Мотор 13B MSP имеет общепринятое и известное название Renesis, которое и будет фигурировать в данной статье. Хотелось бы отметить, что он получил звание «Двигатель года» в далеком 2003-м. Не будем слишком углубляться в историю изобретения, скажем лишь то, что придуман принцип работы такого мотора был Феликсом Ванкелем и Вальтером Фройде в 1954 году, хотя первые разработки начались еще в 30-х.
В 1958 году компания NSU выпустила первый в мире автомобиль с роторно-поршневым двигателем (в далнейшем РПД). А спустя несколько лет компания «Мазда» стала изготавливать РПД на собственных мощностях. Поэтому и в настоящее время только данная компания обладает огромным опытом использования роторно-поршневых двигателей в автомобилях.
Видео:МАЗДА RX8 Роторная скорость!Скачать
Вкратце о принципе работы РПД и преимуществах
Конструкция мотора имеет статор, который является аналогом блока цилиндров в классическом ДВС, а также ротор, являющийся, по сути, поршневой. Эксцентриковый вал исполняет обязанности коленвала. Собственно, используется такой механизм, как апекс, который применяется для изоляции камер внутреннего сгорания. Это одна из наиболее тяжелонагруженных деталей в плане перепада температур.
Такой мотор обладает целым рядом преимуществ. Роторный двигатель «Мазда RX8», обзор которого будет выполнен в данной статье, является крайне компактным. Он имеет намного меньше деталей, нежели обычный поршневой. Это, без всякого сомнения, увеличивает его надежность. Отдача в данном случае также гораздо выше. Объема в 1,3 литра вполне достаточно чтобы добиться мощности в 250 лошадиных сил.
Видео:Mazda RX-8: есть ли смысл в роторе?Скачать
Недостатки Renesis
Как вы уже наверняка догадались, широкого распространения моторы подобного типа не получили. И на это есть целый ряд весомых причин. Во-первых, низкий ресурс двигателя. Конструкция выполнена таким образом, что через определенный пробег узел выходит из строя. Конечно, классический поршневой двигатель тоже отрабатывает свое, но это уже совсем другая история.
Сколько проработает РПД, зависит от стиля вождения, но в большинстве случаев пробег останавливается на отметке 100 000 км. Конечно, бывали случаи, когда мотор ходил и 200 000 км, но это уже, скорее, исключение из правил, нежели штатная ситуация. Сам по себе РПД считается расходником, поэтому чаще всего его меняют просто на новый.
Видео:⚫ НОВЫЙ ГЕНИАЛЬНЫЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. как ездить на электро и заливать бензин?Скачать
Не для спокойной езды
Роторный двигатель «Мазда RX8», технические характеристики которого рассмотрены в обзоре, приобретается зачастую для высоких скоростей и ощущения постоянного драйва. Работа на высоких оборотах хоть и наносит меньше вреда, нежели поршневому мотору, но все же существенно снижает ресурс. Обычно отметка падает до 80 000 км, а в некоторых случаях и до 50 000 км. Дальше идет либо капремонт и переборка, либо же установка нового мотора.
Есть и еще один важный нюанс — РПД не терпит перегревов, хотя и склонен к ним. Именно поэтому нужно крайне внимательно следить за исправностью системы охлаждения на автомобиле. Вовремя менять антифриз, термостат и другие расходники. Так как минимальная экономия может вылиться в максимальные затраты.
Видео:Роторный двигатель | Science Garage На РусскомСкачать
Более капризный
Так как работает роторный двигатель «Мазда RX8» зачастую в экстремальных условиях, то его нужно тщательно обслуживать. В частности, это касается регулярности замены масла. Желательно выполнять данную процедуру раз в 5 000 км. Учитывая, что замена масла в данном моторе частичная, проблемой это быть не должно. Затягивать крайне не рекомендуется, так как можно «попасть» на новый двигатель, даже капремонт не поможет.
Как было отмечено немного выше, апекс — один из самых нагруженных элементов системы. Данная пластина является уплотнителем между камерами сгорания. Поэтому она постоянно под нагрузкой от перепада температур и давления. Частично конструкторам удалось решить проблему с её износом, использовав высоколегированную сталь. Тем не менее апекс выходит из строя обычно в первую очередь.
Видео:Роторное зло? Нет — веселье!Скачать
Поиск СТО — целая наука
Даже сегодня далеко не каждый автосервис возьмется за ремонт такого двигателя. В России таких СТО, может, и насобирается десяток, которые располагаются в основном в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург. Ну а что же делать владельцам такого автомобиля в провинции, совершенно непонятно. Это один из ключевых факторов, которые не дают людям покупать машины с подобным мотором.
Но даже если сервис с такими специалистами и найдется, то где же взять запчасти? Их придется заказывать и, скорее всего, ждать нужно будет долго. Конечно, роторный двигатель «Мазда RX8», ресурс которого и так невелик, может уменьшиться благодаря неквалифицированным сотрудникам сервиса. Поэтому куда-нибудь отдавать авто тоже не хочется. Скорее всего, и заявленная сумма на ремонт РПД будет просто удивительной, но это уже зависит от наглости конкретно взятого моториста.
Видео:Подробная разборка роторного двигателя Mazda Renesis (13B-MSP). Как он вообще работает!?Скачать
Усовершенствование двигателя Renesis
Компания «Мазда» после выпуска RX-7 учла некоторые недостатки мотора и попыталась его усовершенствовать. После ряда манипуляций, большая часть которых не разглашалась, разработчик заявил, что, в зависимости от стиля езды, мотор проработает от 300 000 до 450 000 километров. Правда, он забыл добавить, что на этот период приходится также 3-4 капремонта. Именно таковой и является ситуация на сегодняшний день.
Единственная существенная модернизация, которая принесла пользу, это установка двух масляных форсунок. Хотя и тут без недостатков не обошлось. Их конструкция была не самой удачной, поэтому апексы смазывались недостаточно и очень быстро спекались. Этот минус был устранен в рестайлинге. Ну а сейчас нелишним будет рассказать об особенностях эксплуатации данного мотора.
Видео:Роторный ДВС. Плюсы, минусы и перспективы двигателя. 3D анимацияСкачать
Чего двигатель боится?
Мы уже немного разобрались с вами, чем интересен роторный двигатель «Мазда RX8». Принцип работы, преимущества и недостатки также рассмотрели. А сейчас о других важных деталях. РПД крайне боится:
- масляного голодания;
- перегревов;
- плохого топлива;
- длительной езды на высоких оборотах.
Что же касается первых двух пунктов, то тут все предельно ясно. Плохой бензин действительно влияет на работу РПД. Возможна детонация и нестабильная деятельность. Поэтому настоятельно рекомендуется заливать лучшее горючее, которое только можно найти на заправочной станции. Что же касается высоких оборотов, то они вызывают перегрев. Хотя иногда нужно давать газу для удаления нагара и продувки свечей, но это должно быть кратковременно.
Видео:Чем плох роторный мотор?🤔Скачать
О расходах на содержание
А это, пожалуй, самое интересное. Несмотря на относительно невысокую стоимость автомобиля, вложиться в него придется конкретно в любом случае. Первое и самое главное — расход топлива. Тут он достаточно внушительный. По трассе приблизительно 10-12 литров, а по городу от 13 до 20. Но это в случае исправной работы всех систем и узлов. Если имеется хотя бы неисправный лямбда-зонд, расход усредняется и повышается до 20 литров и выше.
Учитывайте еще и то, что автомобиль крайне неохотно потребляет АИ-92, поэтому кормить придется 95-м. Следовательно, и расходы несколько возрастают. Но это еще далеко не все. Масло автомобиль также охотно ест. Расход составляет порядка 500-1000 мл на 1 000 км в зависимости от того, как давить на акселератор. Оригинальная литровая бутылка стоит порядка 1 000 рублей. Но можно найти и качественный заменитель по 500 рублей за литр. Содержать такую «рабочую лошадку» крайне непросто. Автомобиль подходит, скорее, для парадных выездов, нежели ежедневного толкания по пробкам с работы и на работу.
Видео:Как это устроено? Новый Роторный ДВС 19кг! в 5 раз МОЩНЕЕ, ЛЕГЧЕ, МЕНЬШ! Роторный мотор 2024Скачать
Роторный двигатель «Мазда RX8»: отзывы владельцев и экспертов
По мнению большинства специалистов, есть один огромный плюс такого мотора. Заключается он в его небольшом весе. Тот же «Ренесис» имеет массу ненамного больше ста килограммов. Если брать мотор аналогичной мощности, то это все 250-300 кг. В целом же такой силовой агрегат на RX8 позволил существенно улучшить балансировку автомобиля и уменьшить массу.
Еще одно ключевое достоинство, по мнению многих — высокий КПД и отсутствие вибраций как таковых. Это делает езду более комфортной на высоких оборотах, так как мотор работает не слишком шумно, да и имеет достаточно приятный звук. Но специалисты многих СТО отмечают, что это крайне прихотливый мотор и, по сути, непредсказуемый. Он может ходить как больше положенного производителем срока, так и в разы меньше. Это не дает никакой уверенности в завтрашнем дне.
Еще один минус — сокращается ресурс работы при низких температурах. Это, конечно, касается и обычных цилиндро-поршневых двигателей, но РПД тут преуспел. Компанией «Мазда» была разработана специальная система для холодного запуска «Саб-зиро старт», которая отчасти позволила решить эту проблему.
Видео:Роторный двигатель-ВанкеляСкачать
Существует ли тюнинг Renesis
Многие автовладельцы хотели бы несколько доработать роторный двигатель «Мазда RX8». Отзывы же говорят о нецелесообразности тюнинга. Это связано в первую очередь с его высоко стоимостью и сложностью. Влияет также и ресурс РПД, который и так достаточно низкий, а еще больше его уменьшить вряд ли кто-то захочет.
Именно поэтому на данный автомобиль чаще пытаются установить другой мотор, нежели тюнинговать этот. Правда, в большинстве случаев такие попытки ни к чему не приводят. РПД имеет небольшую массу, в данном случае 110 кг. Единственный более или менее вменяемый вариант — установить РПД от RX-7, который считается более живучим. Хотя 90% владельцев катаются на том, что поставили на заводе, то бишь в стоке, и остаются весьма довольны.
Видео:Mazda воскресили Ротор с расходом 1 литр! История, Устройство, Новые разработки 2023!Скачать
Подведем итоги
Было много сказано о том, что такое роторный двигатель «Мазда RX8». Фото РПД вы сможете посмотреть в данной статье и увидеть его ключевые отличия от классического поршневого мотора. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мотор крайне привередлив. Не терпит низких температур, требует регулярного ухода и обслуживания. Также весьма «прожорлив», это касается как масла, так и бензина.
Читайте также: Ziehl abegg мотор колесо
Но есть у него и свои сильные стороны. Дает превосходную динамику, большое количество лошадиных сил с малого объема, приятный звук и непередаваемые ощущения. Такой двигатель подойдет, скорее, ярым фанатам данного автомобиля, нежели людям, считающим свои деньги.
Расходы действительно могут быть большими. Если, к примеру, вы заметили, что РПД плохо заводится на горячую, или компрессия упала ниже 6,5 Атм, то это, скорее всего, приведет к скорой кончине двигателя. С капитальным ремонтом в этом случае лучше не затягивать. В целом же роторный двигатель «Мазда RX8», принцип работы которого был рассмотрен в данной статье, несколько недоработан. Это касается не только данной модели РПД, но и всех двигателей такого типа в целом.
Вряд ли нужно говорить о цене на Renesis. Это удовольствие не из дешевых. Добавить к этому работу на СТО — и выходит в 100 000-130 000 тысяч рублей. Для кого-то эта сумма не такая и большая за новый двигатель, но стоит еще учесть и расходы на автомобиль. Бензин, масло в больших количествах, ТО и т. п. Когда все сложится, сумма увеличится до 300 000 рублей и более. После этого стоит задуматься, а так ли хорош роторный двигатель «Мазда RX8». Характеристики его хоть и впечатляют, но зато очень много и недостатков.
Видео:Как работает роторный двигатель Mazda RX-8Скачать
Двигатель Mazda Wankel — Mazda Wankel engine
Роторные двигатели Ванкеля | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Mazda |
Также называемый | «РЕНЕЗИС» (двигатель RX-8) |
Производство | 1967 – настоящее время |
Макет | |
Конфигурация | Двигатель Ванкеля |
Смещение | 360 куб. См (22 куб. Дюйма) 798 куб. См (48,7 куб. Дюйма) 982 куб. См (59,9 куб. Дюйма ) 1146 куб. См (69,9 куб. Дюйма ) 1308 куб. См (79,8 куб. Дюйма ) 2616 куб. См (159,6 куб. Дюйма) |
Горение | |
Турбокомпрессор | 1982 и выше |
Топливная система | Карбюраторный или впрыскиваемый |
Тип топлива | Бензин |
Масляная система | Мокрый отстойник |
Система охлаждения | Воды |
Выход | |
Выходная мощность | 100–700 л.с. (75–522 кВт) |
Выход крутящего момента | 130–407 Нм (96–300 фунт-футов) |
Габаритные размеры | |
Сухой вес | 347 фунтов |
Двигатели Ванкеля были изобретены в начале 1960-х годов немецким инженером Феликсом Ванкелем . С годами объем двигателя был увеличен, и был добавлен турбонаддув . Роторные двигатели Mazda имеют репутацию относительно небольших и мощных за счет низкой топливной экономичности . Двигатели стали популярными среди производителей комплектных автомобилей , хотродеров и легких самолетов из-за их легкого веса, компактных размеров, возможностей настройки и изначально высокого отношения мощности к массе — как и все двигатели типа Ванкеля. Mazda запустила двигатель в серийное производство с NSU ( Ro80 ) и Citroën ( GS Birotor ) в рамках совместного предприятия Comotor в период с 1967 по 1977 год.
С момента прекращения производства Mazda RX-8 в 2012 году двигатель производился только для одноместных гонок , а в чемпионате Star Mazda Championship до 2017 года соревновались с двигателем Ванкеля; переход серии к использованию поршневого двигателя марки Mazda в 2018 году полностью прекратил производство двигателя, хотя Mazda предложила несколько концепций для будущего двигателя.
Видео:Дело мастера - Роторные двигателиСкачать
Смещение
Двигатели Ванкеля можно классифицировать по их геометрическим размерам с точки зрения радиуса (расстояние от центра ротора до вершины, а также среднего радиуса статора), глубины (толщины ротора) и смещения (ход кривошипа, эксцентриситет, а также 1/4 разницы между основными значениями статора). и второстепенные оси). Эти показатели действуют аналогично измерениям диаметра и хода поршневого двигателя . Смещение = (3 * 3 ^ (1/2) Глубина * Радиус ^ 2 (Смещение / Радиус)) / 1000, умноженное на количество роторов (обратите внимание, что при этом учитывается только одна поверхность каждого ротора как смещение всего ротора, потому что с эксцентриковым валом — коленчатым валом — вращающимся с трехкратной скоростью вращения ротора, создается только один рабочий ход за один оборот , таким образом, только одна поверхность ротора фактически работает на один оборот коленчатого вала, что примерно эквивалентно 2- тактный двигатель с рабочим объемом, аналогичным ОДНОЙ поверхности ротора). Почти все двигатели Ванкеля производства Mazda имеют один радиус ротора, 105 мм (4,1 дюйма), со смещением коленчатого вала 15 мм (0,59 дюйма) . Единственным двигателем, отклонившимся от этой формулы, был редкий двигатель 13A , в котором использовался радиус ротора 120 мм (4,7 дюйма) и смещение коленчатого вала 17,5 мм (0,69 дюйма).
Поскольку двигатели Ванкеля стали обычным явлением в соревнованиях по автоспорту, возникла проблема правильного представления рабочего объема каждого двигателя для целей соревнований. Вместо того, чтобы заставлять большинство участников (управляющих автомобилями с поршневыми двигателями) вдвое уменьшить их заявленный рабочий объем (что, вероятно, приведет к путанице), большинство гоночных организаций просто решили удвоить указанный рабочий объем двигателей Ванкеля.
Ключом к сравнению смещения между 4-тактным двигателем и роторным двигателем является изучение степеней вращения для возникновения термодинамического цикла. Для 4-тактного двигателя, чтобы завершить каждый термодинамический цикл, двигатель должен повернуть 720 ° или два полных оборота коленчатого вала. Роторный двигатель другой. Ротор двигателя вращается на 1/3 скорости коленчатого вала. В двигателях с двумя роторами передний и задний роторы смещены друг относительно друга на 180 °. При каждом повороте двигателя (360 °) цикл сгорания проходит через две стороны (крутящий момент, передаваемый на эксцентриковый вал). При этом для завершения всего термодинамического цикла требуется 1080 ° или три полных оборота коленчатого вала. Очевидно, есть несоответствие. Как мы можем получить относительное число для сравнения с 4-тактным двигателем? Лучше всего изучить 720 ° вращения двухроторного двигателя. Каждые 360 ° вращения две стороны двигателя завершают цикл сгорания. 720 ° будет иметь четыре грани, завершающих свой цикл. 654 куб. См (39,9 куб. Дюймов) на каждую поверхность, умноженную на четыре грани, равны 2,6 л или 160 куб. Дюймов. Это хорошо аргументированное число, и теперь дает то, что можно сравнить с другими двигателями. Кроме того, поскольку в сравнении прошли четыре грани, это похоже на четырехцилиндровый двигатель. Таким образом, 13B хорошо сравнивается с 4-цилиндровым 4-тактным двигателем объемом 2,6 л.
Используя ту же формулу, вычисляя фактическое смещение, в котором 1080 ° — это полный термодинамический цикл роторного двигателя и в общей сложности шесть поверхностей завершают свой цикл, 654 куб. См (39,9 куб. Дюймов) на поверхность, умноженную на шесть граней, равняется 3924 куб. ; 239,5 куб. Дюймов), применительно к роторному двигателю Mazda 13B. «Каждая грань имеет рабочий объем 654 куб. См (39,9 куб. Дюймов), а всего имеется шесть граней. При этом известно, что объем двигателя должен составлять 654 куб. См (39,9 куб. Дюймов), умноженные на шесть, чтобы равняться 3924 куб. 239,5 куб. Дюймов «
Первым прототипом Ванкеля Mazda был 40A , однороторный двигатель, очень похожий на NSU KKM400. Несмотря на то, что никогда не производился серийно, 40A был ценным испытательным стендом для инженеров Mazda и быстро продемонстрировал две серьезные проблемы, связанные с осуществимостью конструкции: «следы дребезга» в корпусе и расход тяжелого масла. Следы дребезжания, прозванные «дьявольскими ногтями», были вызваны вибрацией наконечника уплотнения с собственной частотой. Проблема расхода масла была решена с помощью термостойких резиновых сальников по бокам роторов. Этот ранний двигатель имел радиус ротора 90 мм (3,5 дюйма), вылет 14 мм (0,55 дюйма) и глубину 59 мм (2,3 дюйма).
Самый первый прототип Mazda Cosmo использовал двухроторный двигатель Ванкеля L8A объемом 798 куб . И двигатель, и автомобиль были показаны на Токийском автосалоне 1963 года . Уплотнения вершины из полого чугуна снижают вибрацию за счет изменения их резонансной частоты и, таким образом, устраняют следы вибрации. В нем использовалась смазка с сухим картером . Радиус ротора увеличился с 40A до 98 мм (3,9 дюйма), но глубина упала до 56 мм (2,2 дюйма).
Одно-, трех- и четырехроторные производные L8A также были созданы для экспериментов.
Серия 10A была первым серийным автомобилем Ванкеля Mazda, появившимся в 1965 году. Это была двухроторная конструкция с объемом каждой камеры 491 куб. См (30,0 куб. Дюймов), так что две камеры (по одной на ротор) могли смещать 982 куб. См (59,9 куб. Дюймов); название серии отражает это значение («10» означает 1,0 литр). Эти двигатели отличались основными размерами ротора с глубиной 60 мм (2,4 дюйма).
Корпус ротора был изготовлен из алюминия, отлитого в песчаные формы, с хромированным покрытием, а алюминиевые стороны были покрыты расплавом углеродистой стали для прочности. Для самих роторов использовался чугун, а их эксцентриковые валы были из дорогой хромомолибденовой стали. Добавление алюминиевых / карбоновых уплотнений на верхушке решило проблему следов вибрации.
Первым двигателем 10A был 0810 , который использовался в серии I Cosmo с мая 1965 года по июль 1968 года. Эти автомобили и их революционный двигатель часто называли моделями L10A . Полная мощность составляла 110 л.с. (82 кВт) при 7000 об / мин и 130 Нм (96 lbf⋅ft) при 3500 об / мин, но оба числа, вероятно, были оптимистичными (об / мин коленчатого вала).
10A имел двойные боковые впускные отверстия на ротор, каждое из которых питалось одним из четырех цилиндров карбюратора . Только один порт на ротор использовался при низких нагрузках для дополнительной экономии топлива. Одиночное периферийное выпускное отверстие направляло горячий газ через самые холодные части корпуса, а охлаждающая жидкость двигателя текла в осевом направлении, а не в радиальном направлении, используемом NSU. Для смазки во впускной заправке было смешано немного масла.
Модель 0810 была модифицирована для гоночного Cosmos, использовавшегося на Нюрбургринге . Эти двигатели имели как боковые, так и периферийные впускные каналы, переключаемые дроссельной заслонкой для использования на низких и высоких оборотах (соответственно).
Усовершенствованный двигатель 0813 появился в июле 1968 года в серии II / L10B Cosmo . Его конструкция была очень похожа на модель 0810 .
Читайте также: Все моторы для мотоблоков с вертикальным валом
Полная мощность японской спецификации составляла 100 л.с. (75 кВт) при 7000 об / мин и 133 Нм (98 фунт-сила-фут) при 3500 об / мин. Использование менее дорогих компонентов увеличило вес двигателя со 102 до 122 кг (от 225 до 269 фунтов).
Последним членом семейства 10A стал 0866 1971 года . Этот вариант имел чугунный термический реактор для уменьшения выбросов выхлопных газов и перенастроенные выхлопные отверстия. Новый подход к снижению выбросов отчасти является результатом японского правительства законодательства в области контроля выбросов в 1968 году, с началом реализации в 1975 г. Мазда называют их технология жнёт ( R otary Е ngine NTI Р ollution S ystem). Корпус ротора, отлитый под давлением, теперь был покрыт новым методом: новый процесс нанесения покрытия трансплантата (TCP) — это напыленная сталь, которая затем покрывается хромом. Полная мощность составляла 105 л.с. (78 кВт) при 7000 об / мин и 135 Н · м (100 фунт-сила-фут) при 3500 об / мин.
- 1972–1974 Mazda RX-3 (спецификация для Японии)
Mazda начала разработку на одном роторном двигателе вытесняя 360 куб.сма (22 у.е. в), и была разработана для кого автомобиля использования в Mazda Chantez , но никогда не была помещена в производство. Прототип двигателя выставлен в музее Mazda в Хиросиме , Япония.
Модель 13A была разработана специально для работы с передним приводом . Это была двухроторная конструкция с объемом каждой камеры 655 куб. См (40,0 куб. Дюймов), поэтому две камеры (по одной на ротор) должны были перемещать 1,310 куб. См (80 куб. Дюймов); Продолжая прежнюю практику, название серии отражает это значение («13» означает 1,3 литра). Это была единственная серийная Mazda Wankel с другими размерами ротора: радиус составлял 120 мм (4,7 дюйма), а вылет — 17,5 мм (0,69 дюйма), но глубина оставалась такой же, как у 10A, при 60 мм (2,4 дюйма). Еще одним важным отличием от предыдущих двигателей был встроенный масляный радиатор с водяным охлаждением.
13A использовался только в R130 Luce 1969–1972 годов , где он выдавал 126 л.с. (94 кВт) и 172 Нм (127 фунт-сила-фут). Это был конец линии для этой конструкции двигателя: следующий Luce был заднеприводным, и Mazda больше никогда не делала переднеприводные роторные автомобили.
12А представляет собой «вытянутый» версия 10A: радиус ротора была одинаковой, а глубина была увеличена на 10 мм (0,39 дюйма) до 70 мм (2,8 дюйма). Он продолжал двухроторную конструкцию; с увеличением глубины каждая камера сместилась на 573 куб. см (35,0 куб. дюймов), поэтому две камеры (по одной на ротор) сместили бы 1146 куб. см (69,9 куб. дюймов); название серии продолжает прежнюю практику и отражает это значение («12» означает 1,2 литра). Серия 12A производилась в течение 15 лет, с мая 1970 по 1985 год. В 1974 году 12A стал первым двигателем, построенным за пределами Западной Европы или США, который завершил 24 часа Ле-Мана .
В 1974 году для упрочнения корпуса ротора был использован новый процесс. В процессе вставки листового металла (SIP) использовался лист стали, очень похожий на гильзу цилиндра обычного поршневого двигателя с хромированной поверхностью. Боковое покрытие корпуса также было изменено, чтобы избежать проблем с металлическими брызгами. Новый процесс «REST» позволил создать такой прочный корпус, что от старых углеродных уплотнений можно было отказаться в пользу обычного чугуна.
Ранние двигатели 12A также оснащены тепловым реактором, подобным 0866 10A, а в некоторых используется вставка выхлопного окна для снижения шума выхлопных газов. Версия с обедненным сжиганием была представлена в 1979 (в Японии) и 1980 (в Америке), которая заменила этот «дожигатель» на более традиционный каталитический нейтрализатор . Главной модификацией архитектуры 12A был 6PI, который имел переменные индукционные порты.
- 1970–1972 Mazda R100
- 1970–1974 Mazda RX-2 , 130 л.с. (97 кВт) и 156 Н · м (115 lbf⋅ft)
- 1972–1974 Mazda RX-3 (Япония), 110 л.с. (82 кВт) и 135 Нм (100 lbf⋅ft)
- 1972–1974 Mazda RX-4
- 1972–1980 Mazda Luce
- 1978–1985 Mazda RX-7 , 100 л.с. (75 кВт)
- Гоночный самолет Aero Design DG-1 использовал два двигателя Mazda RX-3 ( 12A ), каждый из которых приводил в движение пропеллер — один спереди, другой сзади.
- Обедненный ожог
- 1979–1985 Mazda RX-7 (Япония)
- 1980–1985 Mazda RX-7 (США)
- 1981–1985 Mazda Luce
- 1981–1985 Mazda Cosmo
Турбо
Конечным двигателем 12A был двигатель с электронным впрыском топлива, используемый в японских моделях серии HB Cosmo , Luce и серии SA RX-7 . В 1982 году купе Cosmo с турбонаддувом 12A было официально признано самым быстрым серийным автомобилем в Японии. Он имел «полупрямой впрыск » сразу в оба ротора. Пассивный датчик детонации использовался для устранения детонации , а более поздние модели имели специально разработанный меньший и более легкий «Impact Turbo», который был настроен с учетом уникальной характеристики выхлопных газов двигателя Ванкеля для увеличения мощности на 5 лошадиных сил. Этот двигатель продолжался до 1989 года в серии HB Cosmo, но к тому моменту он приобрел репутацию сильнодействующего двигателя.
- Исходная мощность составляет 160 л.с. (118 кВт) при 6500 оборотах в минуту и 226 Нм (167 фунт-футов) при 4000 оборотах в минуту.
- Мощность Impact Turbo составляет 165 л.с. (121 кВт) при 6000 об / мин и 231 Н · м (170 lbf⋅ft) при 4000 об / мин.
12B был недолговечным двигателем, который производился для Mazda RX-2 и RX-3. Он имел повышенную надежность по сравнению с предыдущими сериями, и в нем был введен единый распределитель. Это было началом роторных двигателей с одним распределителем: более ранние 12A и 10A были оба с двумя распределителями Wankels. Улучшенный 12В был незаметно представлен в 1974 году.
13B является наиболее широко производится роторный двигатель. Он был основой для всех будущих двигателей Mazda Wankel и производился более 30 лет. 13B не имеет отношения к 13A. Вместо этого это удлиненная версия 12A с роторами толщиной 80 мм (3,1 дюйма). Это была двухроторная конструкция с объемом каждой камеры 654 куб. См (39,9 куб. Дюйма), поэтому две камеры (по одной на ротор) должны были иметь объем 1,3 л (1308 куб. См); название серии отражает это значение («13» означает 1,3 литра), как и у модели 13A того же рабочего объема, но других пропорций.
В Соединенных Штатах 13B был доступен с 1974 по 1978 год, а затем был снят с производства седанов, но продолжал выпускаться в 1984–1985 годах в RX-7 GSL-SE. Затем он использовался с 1985 по 1992 год в RX-7 FC в вариантах без наддува или с турбонаддувом, а затем снова в RX-7 FD с двойным турбонаддувом с 1992 года. Он снова исчез с рынка США в 1995 году, когда были проданы последние модели RX-7 для США. Двигатель постоянно использовался в Японии с Mazda Luce / RX-4 1972 года по RX-7 2002 года.
13B был разработан с учетом как высокой производительности, так и низкого уровня выбросов. Ранние автомобили, использующие этот двигатель, использовали имя AP .
13B-RESI
Настроенный впускной коллектор впервые был использован в двигателе Ванкеля с 13B-RESI . RESI = Супер впрыск роторного двигателя. Так называемый впуск с динамическим эффектом имел двухуровневую впускную коробку, которая создавала эффект, подобный нагнетателю, за счет резонанса Гельмгольца открывающихся и закрывающихся впускных каналов. Двигатель RESI также имел систему впрыска топлива Bosch L-Jetronic . Мощность была значительно улучшена — 135 л.с. (101 кВт) и 180 Нм (133 фунт-сила-фут).
13B-DEI
Как и 12A-SIP, RX-7 второго поколения оснащалась системой переменного впуска. Этот двигатель, получивший название DEI , оснащен системами 6PI и DEI, а также системой электронного впрыска топлива с четырьмя форсунками . Общая мощность составляет до 146 л.с. (109 кВт) при 6500 об / мин и 187 Н · м (138 фунт-сила-фут) при 3500 об / мин.
13B-T был оснащен турбонаддувом в 1986 году. Он имеет более новую систему впрыска топлива с четырьмя форсунками, как у двигателя 6PI, но не имеет одноименной системы переменного впуска этого двигателя и 6PI. Mazda вернулась к конструкции впуска с 4 отверстиями, аналогичной той, что использовалась в модели 13B 74–78 годов. В двигателях 1986–1988 годов турбонагнетатель с двойной спиралью питается от двухступенчатого клапана с механическим приводом, однако на двигателях 1989–1991 годов использовалась улучшенная конструкция с турбонаддувом с разделенным коллектором, приводящим в действие конфигурацию с двумя спиралями. Для двигателей, произведенных между 1986 и 1988 годами, номинальная мощность составляет 185 л.с. (138 кВт) при 6500 об / мин и 248 Н · м (183 фунт-сила-фут) при 3500 об / мин.
13Б-РЭ
13B-RE из серии JC Cosmo был аналогичен двигателю 13B-REW, но имел несколько ключевых отличий, а именно, он был наделен самыми большими боковыми портами среди роторных двигателей более поздних моделей.
По сравнению с последовательными турбинами, установленными на 13B-REW на FD RX-7, эти последовательные турбины получили большую (HT-15) первичную обмотку и меньшую (HT-10) вторичную турбину. Размеры форсунок = 550 куб. См (34 куб. Дюймов) PRI + SEC.
Было продано около 5000 JC Cosmos с опцией 13B-RE, что сделало этот двигатель почти таким же труднодоступным, как и его более редкий старший брат 20B-REW.
13B-REW
Вариант 13B с последовательным турбонаддувом , 13B-REW , прославился своей высокой мощностью и малым весом. Турбины работали последовательно, при этом только первичный привод давал ускорение до 4500 об / мин, а вторичный дополнительно включался впоследствии. Примечательно, что это была первая в мире серийная система с последовательным турбонаддувом. Мощность в конечном итоге достигла и, возможно, превысила неофициальный максимум в Японии в 280 л.с. (206 кВт; 276 л.с.) DIN для последней версии, используемой в Mazda RX-7 8-й серии.
- 1992–1995 Mazda RX-7 , 255 л.с. (190 кВт)
- 1996–1998 Mazda RX-7 , 265 л.с. (198 кВт)
- 1999–2002 Mazda RX-7 , 280 л.с. (209 кВт)
Читайте также: Мотор шпиндель hsk 63
Видео:Роторные двигатели | Как это устроено | Discovery ChannelСкачать
13G / 20B
В гонках Ле-Ман первый трехроторный двигатель, использованный в 757-м, был назван 13G .
Основное различие между 13G и 20B заключается в том, что 13G использует заводской периферийный впускной канал (используемый для гонок), а 20B (серийный автомобиль) использует боковые впускные отверстия.
Он был переименован в 20B после соглашения Mazda об именовании 767 в ноябре 1987 года. В конструкции с тремя роторами, каждая камера смещает 654 куб. См (39,9 куб. Дюймов), три камеры (по одной на ротор) будут смещать 1 962 куб. Таким образом, название новой серии отражает это значение («20» означает 2,0 литра).
Трехроторный 20B-REW использовался только в Eunos Cosmo 1990–1995 годов . Это была первая в мире установка с двойным турбонаддувом, производимая серийно. Он предлагался как в 13B-RE, так и в 20B-REW. Он вытеснил 1962 куб. См (119,7 куб. Дюймов) на набор из трех камер объемом 654 куб. См (39,9 куб. Дюймов) (считая только одну камеру на ротор) и использовал давление наддува 0,7 бар (10 фунтов на кв. Дюйм; 70 кПа) для выработки 300 л.с. (224 кВт). ) и 407 Нм (300 фунт-сила-фут).
Версия 20B, известная как «R20B RENESIS 3 Rotor Engine», была построена компанией Racing Beat в США для концептуального автомобиля Furai, выпущенного 27 декабря 2007 года. Двигатель был настроен для работы на 100% этаноле (E100). топливо, произведенное в партнерстве с ВР. Во время фотосессии Top Gear в 2008 году пожар в моторном отсеке в сочетании с задержкой, чтобы проинформировать пожарных, автомобиль был захвачен, и вся машина была уничтожена. Эта информация не разглашалась до 2013 года.
Первым гоночным четырехроторным двигателем Mazda был двигатель 13J-M, использовавшийся в гонках 767 Le Mans Group C 1988 и 1989 годов (13J-MM с двухступенчатой впускной трубой) . Этот мотор был заменен на 26B.
Самый известный 4-роторный двигатель Mazda, 26B, использовался только в различных спортивных прототипах Mazda, включая 767 и 787B вместо более старого 13J . В 1991 году Mazda 787B с двигателем 26B стала первым японским автомобилем и первым автомобилем с чем-либо, кроме поршневого двигателя, который безоговорочно выиграл гонку «24 часа Ле-Мана» . Двигатель 26B вытеснил 2,6 л (2616 куб. См) на комплект из четырех камер (считая только одну камеру объемом 654 куб. См (39,9 куб. Дюйма) для каждого из четырех роторов) — таким образом, цифра «26» в названии серии означает 2,6 литра — и была разработана. 700 л.с. (522 кВт) при 9000 об / мин. В конструкции двигателя используются периферийные впускные каналы, воздухозаборники с постоянно изменяющейся геометрией и дополнительная (третья) свеча зажигания на ротор.
Видео:Ротор 12 секций 5500л.с! БЕЗУМНЫЙ ТЮНИНГ РОТОРНЫХ MAZDA 2023Скачать
13B-MSP Renesis
Двигатель Renesis — также 13B-MSP (многосторонний порт) — который впервые появился в производстве в 2004 году в Mazda RX-8 , является развитием предыдущей модели 13B. Он был разработан для уменьшения выбросов выхлопных газов и повышения экономии топлива , которые были двумя из наиболее часто встречающихся недостатков роторных двигателей Ванкеля. Он безнаддувный, в отличие от своих последних предшественников из линейки 13B, и поэтому немного менее мощный, чем Mazda RX-7 с двойным турбонаддувом 13B-REW мощностью 255–280 л.с. (190–209 кВт).
В дизайне Renesis есть два основных отличия от своих предшественников. Во-первых, выпускные отверстия не являются периферийными, а расположены сбоку от корпуса, что исключает перекрытие и позволяет изменить дизайн области впускного отверстия. Это давало заметно больше мощности благодаря увеличенной эффективной степени сжатия; однако инженеры Mazda обнаружили, что при замене выпускного отверстия на боковой кожух скопление углерода в выпускном отверстии остановит работу двигателя. Чтобы исправить это, инженеры Mazda добавили проход для водяной рубашки в боковой корпус. Во-вторых, роторы имеют иное уплотнение за счет использования боковых уплотнений новой конструкции, уплотнений вершины малой высоты и добавления второго отрезного кольца. Инженеры Mazda изначально использовали уплотнения вершины, идентичные уплотнениям старой конструкции. Mazda изменила конструкцию верхнего уплотнения, чтобы уменьшить трение и приблизить новый двигатель к его пределам.
Эти и другие инновационные технологии позволяют Renesis достигать на 49% большей мощности, а также снижать расход топлива и выбросы. Что касается характеристик выбросов углеводородов (HC) для RENESIS, использование бокового выхлопного отверстия позволило примерно на 35-50% снизить содержание углеводородов по сравнению с 13B-REW с периферийным выхлопным отверстием. С таким снижением автомобиль RENESIS соответствует требованиям USA LEV-II (LEV). Renesis получил награды International Engine of the Year и Best New Engine в 2003 году, а также получил награду за размер «от 2,5 до 3 литров» (обратите внимание, что двигатель обозначен Mazda как 1,3-литровый) за 2003 и 2004 годы, где он считается двигатель 2,6 л, но только для награждения. Это связано с тем, что двухроторный двигатель Ванкеля с камерами объемом 654 куб. См (39,9 куб. Дюймов) смещает тот же объем за один оборот выходного вала, что и четырехтактный поршневой двигатель объемом 2,6 л. Наконец, он был в списке 10 лучших двигателей Уорда за 2004 и 2005 годы.
Renesis также был адаптирован для использования на двух видах топлива, что позволяет ему работать на бензине или водороде в таких автомобилях, как Mazda Premacy Hydrogen RE Hybrid и Mazda RX-8 Hydrogen RE .
Все роторные двигатели Mazda получили высокую оценку из-за их небольшого веса. Немодифицированный двигатель Renesis 13B-MSP имеет вес 112 кг (247 фунтов), включая все стандартные приспособления (за исключением воздушной коробки, генератора, стартера, крышки и т. Д.), Но без моторных жидкостей (таких как охлаждающая жидкость, масло и т. Д.) .), мощностью 157–175 кВт (211–235 л.с.).
Также известный как Renesis II, впервые появился в концептуальном автомобиле Mazda Taiki на Токийском автосалоне 2007 года, но с тех пор его не видели. Он отличается мощностью до 300 л.с. (224 кВт), увеличенным ходом, уменьшенной шириной корпуса ротора, прямым впрыском и алюминиевыми боковыми кожухами.
Видео:Роторный ВАЗ 415 на 140 л.с.Скачать
Продажи
Mazda была полностью привержена двигателю Ванкеля сразу после того, как разразился энергетический кризис 1970-х годов. Компания практически полностью исключила поршневые двигатели из своей продукции в 1974 году, и это решение едва не привело к краху компании. Переход на трехкомпонентный подход (поршневой бензин, поршневой дизель и Ванкель) в 1980-х годах низводил Ванкеля до использования в спортивных автомобилях (в RX-7 и Cosmo ), что серьезно ограничивало объем производства. Но компания продолжала производство непрерывно с середины 1960-х годов и была единственным производителем автомобилей с двигателями Ванкеля, когда RX-8 был снят с производства в июне 2012 года, когда для JDM (RHD) было выпущено 2000 моделей RX-8 Spirit R. рынок.
Хотя это и не отражено на графике справа, RX-8 был более объемным автомобилем, чем его предшественники. Продажи RX-8 достигли пика в 2004 году и составили 23 690, но продолжали снижаться в течение 2011 года, когда было произведено менее 1000 автомобилей.
16 ноября 2011 года генеральный директор Mazda Такаши Яманучи объявил, что компания по-прежнему привержена производству роторных двигателей, сказав: «Пока я буду сотрудничать с этой компанией . будет предлагаться роторный двигатель или несколько предложений на рынке. расстановка.»
В настоящее время двигатель производится для SCCA Formula Mazda , а его профессиональная Indy Racing League LLC dba INDYCAR санкционировала чемпионат Pro Mazda Championship .
Видео:⚫ НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БЕЗ ШАТУНОВ МОЩНЫЙ И ЭКОНОМИЧНЫЙСкачать
Будущие ожидания
В последний раз Mazda построила серийный уличный автомобиль с роторным двигателем RX-8 в 2012 году, но пришлось отказаться от него в основном из-за низкой топливной экономичности и снижения выбросов. Тем не менее, компания продолжала работать над этой технологией, поскольку это одна из отличительных черт компании. Официальные лица Mazda ранее предполагали, что если они смогут заставить его работать так же хорошо, как и поршневой двигатель, они вернут его, чтобы привести в действие обычный спортивный автомобиль.
16 ноября 2011 года генеральный директор Mazda Такаши Яманучи объявил, что компания по-прежнему привержена производству роторных двигателей, сказав: «Пока я буду сотрудничать с этой компанией . будет предлагаться роторный двигатель или несколько предложений на рынке. расстановка.»
17 ноября 2016 года старший управляющий директор отдела исследований и разработок Mazda Киёси Фудзивара сказал журналистам на автосалоне в Лос-Анджелесе, что компания в настоящее время разрабатывает свой первый электромобиль в 2019 году, и он, вероятно, будет включать роторный двигатель, но детали были до сих пор «большой секрет».
Однако он сказал, что в автомобиле, вероятно, будет использоваться роторный двигатель нового поколения в качестве расширителя запаса хода, аналогичный концепции BMW i3 .
В 2013 году Mazda представила прототип автомобиля Mazda2 RE, в котором использовалась аналогичная электромеханическая система с поворотным расширителем диапазона.
27 октября 2017 года старший исполнительный директор и руководитель отдела исследований и разработок Киёси Фудзивара сообщил журналистам, что они все еще работают над роторным двигателем для спортивного автомобиля, который потенциально будет на некоторых рынках с гибридными трансмиссиями, но оба будут иметь трансмиссии, отличные от первых Mazda. EV, который выйдет в 2019/20. «. в некоторых городах запрещено сжигание, поэтому нам нужна дополнительная часть электрификации, потому что водитель не может использовать этот роторный спортивный автомобиль. В некоторых регионах нам не нужна эта небольшая электрификация, поэтому мы можем использовать чисто роторные двигатели. . «
В 2021 году Mazda объявила, что предстоящий подключаемый гибридный вариант MX-30 будет оснащен новым роторным двигателем, который действует как расширитель диапазона для подзарядки батарей, но не для привода колес.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🌟 Видео
Что такое роторный двигатель и как он помог Мазде победить в Ле-МанеСкачать
Переборка Ротора! Ремонт или Замена Мотора!Скачать