Количество составляющих трансмиссии авто весьма велико, и все они выполняют конкретные, часто специфические функции. Одной из таких «специализированных» деталей является вилка скользящая карданного вала, важность и особенности конструкции которой заслуживают отдельной статьи…
Что это и зачем
Элементы рамы автомобиля хоть и делаются из металлического профиля сложной конфигурации, но это все равно не сплошные балки. Причем массивность их хоть и впечатляет, но относительно общей массы все же невелика. Причины такого исполнения кроются в желании снизить общий вес техники и придать раме некоторую пластичность, чтобы повысить ее прочность. В то же время, у способности каркаса «безопасно» деформироваться при изменении воздействующих факторов (при движении по неровным дорогам или бездорожью, прохождении поворотов, а также вследствие загрузки-выгрузки) и возвращаться в первоначальное состояние есть обратная сторона.
Дело в том, что все агрегаты машины так или иначе крепятся к раме, а так как расстояние между ними часто немаленькое, то и их смещения относительно друг друга тоже существенные. Как результат, передавать крутящий момент от двигателя на КПП, от нее на раздаточную коробку или мост, приходится на разное, постоянно изменяющееся расстояние. И если связующе-передающее звено будет стабильно в своей длине, то это может привести к следующим «радостям»:
— заклиниванию и поломке самой передачи;
— деформации и (или) отрыву креплений-соединений самого кардана и в местах его сопряжения с узлами;
— повреждению механизма одного, а то и обоих сопрягаемых агрегатов;
— ослаблению (разрушению) креплений к раме.
Любого из названных последствий хватит, чтобы испортить настроение автовладельцу на долгие дни, и облегчить его кошелек на энное количество денежных знаков. Именно поэтому конструкторами предусмотрен такой «спецучасток», как шлицевое соединение. Суть его гениально проста – имеем пару «втулка-наконечник» с устроенными шлицами и соответствующими им пазами, где одна из частей принадлежит валу, а вторая вилке. И последняя благодаря этому может сдвигаться (скользить) по оси, тем самым, удлиняя или укорачивая вал.
Спросите, зачем здесь шлицы? Так ведь нужно не только компенсировать изменения расстояний, но еще и вращение передавать! А что касается «вилообразной» части, то этого требует конструкция шарнира – в проушины щек вставляются (через подшипники) шипы крестовины. Собственно этот конструктивный блок, куда входит кроме названых деталей неподвижная вилка или вилка-фланец дает возможность реализовать основную задачу – передать вращение между несоосными (под углом) валами.
Местоположение
В классической вариации шлицевое, а значит, и вилка скользящая карданного вала расположены с одной из сторон трубы (тела). Наконечник (или втулка) запрессован в трубу и приварен, а уже на него надет (продет в втулку) хвостовик вилки. Иногда такое соединение подвижное лишь потенциально – используется стопорящий винт, фиксирующий нашу «путешественницу» в определенном положении. То есть, по необходимости можно изменять статичную длину конструкции.
В другой версии скользящая применяется вместо крепежной фланец-вилки. Применяется такой вариант для систем, где сопрягаемый агрегат имеет удлинитель картера и там находится шлицованный хвостовик вторичного вала. Принцип и назначение остаются прежними.
Обслуживание и ремонт
Особенности работы, а также общие требования к передаче ставят перед автовладельцем (механиком) следующие задачи:
- Постоянный контроль состояния уплотнителей, удерживающих смазку внутри соединения
- Регулярное пополнение смазочного материала (можно использовать только рекомендуемые типы смазки) согласно заводской карте
- Контроль сохранности формы и целостности детали (тела, щек, проушин, шлицев) и незамедлительный ремонт либо замена в случае обнаружения неисправностей
- Балансировка кардана после его разборки-сборки
Кстати, часто сама вилка выступает в качестве непосредственного объекта балансировки. Это случается, когда при ремонте неправильно была проведена сборка шлицевого (обычно происходит с теми, кто забывает о пространственных метках), и здесь достаточно разобрать все и снова собрать, но уже правильно. А еще на ее ушках могут быть специальные бобышки, и для устранения дисбаланса с них можно снять (реже добавить) некоторое количество металла.
Следует помнить, что восстановление штатной детали возможно лишь при незначительной деформации щек (выправка на станке), при допустимом износе отверстий под подшипники (установка компенсирующих втулок) и на ранней стадии разрушения шлицев (применяется особый металлополимер). Более серьезные дефекты требуют замены запчасти на новую.
Читайте также: Компенсация погрешностей установки валов жестко компенсирующими муфтами
Купить все необходимые комплектующие вы можете в любое время через интернет-магазин нашей компании ООО «Лидер». Для этого в рабочие часы к вашим услугам наши операторы на телефонной и электронной линиях, а в нерабочие часы подать заявку можно по Е-мейлу и посредством формы заказа.
Техническое и физическое соответствие продукции гарантируется, цены приемлемые, предоставляются отсрочки на оплату. Оптовым заказчикам и постоянным покупателям скидки. Доставка по Москве (области) выполняется нашим транспортным отделом и курьерскими службами, в регионы – официальными перевозчиками.
Видео:НЕ ДОВОДИТЕ КАРДАН ДО ТАКОГО! Замена вилки кардана ScaniaСкачать
Статьи
Видео:Масленка в скользящей вилке карданного валаСкачать
Вилка карданного вала
При всей своей простоте кардан является составным узлом, и в нем используется сразу несколько элементов. Ряд из них своей формой напоминает двузубую вилку, за что и получил соответствующее название – вилка карданного вала. Но так как таких вилок несколько, то для большей конкретики их называют по-разному…
Какие есть вилки кардана
• Фланец-вилка. Этот элемент является частью кардана, при помощи которой он присоединяется к агрегатам – КПП, раздаточной коробке, редукторам мостов. С одной стороны на нем действительно вилка, в проушины которой вставляются шипы крестовины. С другой собственно фланец для крепления, и чтобы избежать путаницы данный элемент чаще называют как раз фланцем
• Подвижная вилка. Она устанавливается на одну сторону вала подвижно, то есть, может смещаться внутри трубы кардана, изменяя тем самым, при необходимости его общую длину. При описании этой вилки обязательно добавляют «скользящая». Стоит отметить, что есть варианты с «обратной» схемой конструкции, при которой цельным шлицевым наконечником оснащается как раз труба, и тогда хвостовик вилки скользит не внутри, а снаружи, так как в таком случае поля втулка со шлицами у него
• Вилка шарнира. Единственная ее задача, это обеспечить соединение кардана и одной из крестовин. Она неподвижно крепится на трубе (приваривается) с противоположной от скользящей стороны, а в обозначениях значится как вилка карданного вала (карданного шарнира).
Что нужно знать о вилке кардана
Как и в любом другом подобном элементе проушины вилки подвержены износу. До определенного момента это терпимо, а потом начинает сказываться на работе крестовины. При незначительном износе возможно восстановление самих проушин, но на поздних стадиях, а тем более при поломке вилку просто придется менять.
Допустимые величины изнашивания, как и степени деформации, определяются автопроизводителем для каждой модификации. Если этот порог не превышен, то предполагаются такие способы восстановления:
— наплавка ушек с последующей шлифовкой;
— установка компенсирующих вкладышей;
Также к ремонтным работам можно отнести балансировку. Иногда наварка пластин на трубу невозможна или нецелесообразна, поэтому уравновешивание выполняется посредством работы с вилками – на их щеках предусмотрено наличие специальных уравновешивающих бобышек. Снимая с них металл (или наоборот наплавливая) добиваются максимального весового соответствия.
Замена такой вилки равнозначна капитальному ремонту кардана – приходится «разваривать» соединение и устанавливать новую вилку с соблюдением всех правил по балансировке. Часто куда рентабельней приобрести кардан в сборе, или как минимум трубу с уже приваленной вилкой.
Почему нельзя ездить с поврежденной вилкой
При деформировании щек нарушается соосность посадочных отверстий, а это означает, что установленная крестовина будет смещена относительно осей вращения, следовательно, получаем дисбаланс. То же самое касается ситуаций с чрезмерным истиранием поверхностей самих отверстий – «болтающиеся» в них подшипники не прибавляют конструктивной или технической правильности.
Обнаружить такие проблемы можно визуально, а также по внешним признакам – стукам, увеличению шумности работы, биению. Если такие проявления игнорировать, то это вызовет ускоренный износ всех других деталей кардана вплоть до капитальной поломки. Поэтому не пренебрегайте регулярными осмотрами трансмиссии, а тем более не откладывайте устранение обнаруженных неисправностей и недостатков.
Правила демонтажа
Разборка шарнирного соединения может потребоваться, как при износе вилки, так и при проблемах с крестовиной или ее подшипниками. Разборка-сборка шарнира может считаться одной из наиболее частых ремонтных операций, и проводить эти работы необходимо, придерживаясь ряда правил и в следующей очередности:
1. Снимаются стопора с болтов, удерживающих наружные крышки подшипников, после чего выворачиваются сами болты (при другой конструкции план не меняется за исключением вариаций без крышек).
Читайте также: Замена крестовины карданного вала гелендваген
2. Дальше вынимаем подшипники с одной стороны каждой вилки. Для этого стоит использовать специальное приспособление, так как применение «ударной техники» может негативно сказаться на соосности отверстий (проще говоря – могут деформироваться щеки) даже если вы будете использовать более мягкие, чем сталь прокладки.
4. Выпрессовываем подшипники с противоположных сторон.
Сборка, естественно, в обратном порядке. Не забывайте, что при монтаже необходимо закладывать в рабочую полость смазку (ее тип и размер единоразовой «порции» прописываются изготовителем). Для замены стоит брать только качественные, сертифицированные запчасти.
Если у вас возникла потребность купить карданный вал, передачу, или какие-нибудь из отдельных их составляющих для отечественных (и ряда импортных) грузовиков, вы всегда можете рассчитывать на помощь со стороны нашего интернет-магазина ООО «Лидер». У нас достаточно широкий ассортимент, чтобы удовлетворить ваши потребности прямо сейчас, а в случае отсутствия какого-нибудь изделия всегда можно оформить на него заказ и в самые сжатые сроки мы вам его предоставим. Качество товаров гарантируется, цены приемлемые, предусмотрены отсрочки и доставка покупок по Москве (области) и в регионы.
Видео:Как восстановить проушину на карданеСкачать
Вилки
Вилка кардана Газ – элемент сочленения двух частей карданного вала, образующий крестовину. Бывают шарнирными, подвижными, а также фланцами. На каждом конце крестовины смонтировано роликовое соединение, на которые надеты вилки. Это позволяет передавать вращение с одного вала на другой. Признаки поломки: вибрация при движении, щелчки на первой передаче.
Видео:Центровка кардана и балансировка | Кардан Ремонт Юра ©Скачать
Где купить?
Лучшие цены в Нижнем Новгороде на вилки карданов для автомобилей Газ предлагает интернет-магазин «Сателлит». Продажа качественных запчастей из каталога от производителя для Волги и других моделей машин. Доставка по России, удобные способы оплаты.
Широкий ассортимент запчастей Газ
Автозапчасти от производителя
Особые условия для оптовых заказчиков
Официальная гарантия — 1 год (на КПП — 3 месяца, на электрообрудование — 6 месяцев)
Гибкая система наличного и безналичного расчета
Все запасные части проходят дополнительное тестирование
Видео:Токарные работы в Центре ремонта агрегатов ЗападАвтоСкачать
AutoXS.ru — Авто Энциклопедия
Важный узел транспортного средства — карданный вал. Что это за деталь? Для чего нужна? Где находился? Читайте в нашей публикации.
Видео:Карданные валы, вилки в одной плоскости или нет? Раздатка ГАЗ 66 на Газель/Соболь, вибрации.Скачать
Что такое карданный вал
Назначение карданного вала – передача крутящего момента. В автомобилях он устанавливается между коробкой передач и редуктором моста. Для заднеприводных моделей монтируется один вал, в полноприводных – два. Такую же конструкцию используют в системе рулевого управления, для подключения внешних блоков к спецтехнике – тракторам, экскаваторам.
В каталогах производителей можно увидеть, какие бывают карданы, особенности их конструкции и принцип работы. Но почти для всех моделей сохраняется общий принцип компоновки. Это делает их универсальными, частично взаимозаменяемыми.
Кардан состоит из одной или нескольких секций полой трубы со следующими компонентами:
- Фланец-вилка. Они соединяют вал с КПП и редуктором.
- Крестовина. Необходима для сопряжения 2-х труб вала при изменении угла (стандартно до 20°) относительно друг друга.
- Раздвижное шлицевое соединение (скользящая вилка). Компенсирует изменение расстояния между КПП и редуктором моста, что происходит во время движения.
- Подвесной подшипник. Крепит конструкцию к кузову автомобиля. Количество равно числу секций кардана.
- Сальники и обойма сальника. Используются для герметичного примыкания узлов.
Конструкция карданной передачи зависит от условий эксплуатации и нагрузки. У легковых автомобилей вал имеет меньше частей, что повышает надежность работы.
Для спецтехники разрабатывают модели для экстремальных условий – большая механическая нагрузка, минимизация влияния загрязнения.
Видео:Ремонт карданного вала Scania. Замена вилки.Скачать
Функция карданной передачи
В машине кардан нужен для передачи крутящего момента от КПП или раздаточной коробки к редукторам моста. Сложность заключается в том, что оси вращения коробки и моста находятся в разных плоскостях. Поэтому кардан установлен не четко в горизонтальной плоскости, а под небольшим углом.
При включении передачи и нажатии газа происходит переход крутящего момента на скользящую вилку. Движение передается на крестообразный шарнир и далее поступает к редуктору заднего моста.
Задача конструкторов – минимизировать потери крутящего момента. Так как работает кардан при движении постоянно и необходимо обеспечить надежность его функционирования, были созданы следующие методы компенсации:
- Составная конструкция из нескольких труб. Обеспечивает надежное соединение КПП и моста, которые расположены в разных плоскостях.
- Минимальный люфт крестовин и вилок нужен для мягкой передачи крутящего момента, что сказывается на плавности хода.
- Компенсация подвижности задней оси с помощью скользящей вилки.
Читайте также: Крестовина карданного вала размеры таблица
В идеале скорость вращения вала коробки передачи должна совпадать с движением ведущей шестерни заднего моста. Однако на практике это зависит от фактического состояния кардана. Необходимо следить за износом шарниров и втулок, опорных подшипников.
Видео:Крестовина болтается в ухе вилки кардана | Кардан Ремонт Юра ©Скачать
Виды карданных валов
Тип карданной передачи зависит от назначения. Компоновка разрабатывается на стадии проектирования. Выбор, зачем нужен карданный вал конкретной конструкции определяется техническими характеристиками автомобиля. В некоторых случаях необходим монтаж многовального механизма с несколькими шарнирами.
Асинхронные
Асинхронная схема применяется во многих автомобилях с задним или полным приводом. Особенность – в процессе движения формируются неравные угловые скорости. Это происходит из-за соединения двух вилок с помощью крестовины под прямым углом. Второстепенный вал 2 раза отстает и 2 раза обгоняет главный.
Для компенсации устанавливают дополнительные карданные шарниры неравных скоростей. Они монтируются на концах вала. При такой схеме допускается изменение угла между трубами до 20°. Недостаток – из-за усложнения нужно частое обслуживание, ремонт.
Синхронные
Решением проблемы асинхронных моделей стали ШРУСы – шарниры равных угловых скоростей. Они имеют различную конструкцию. На автомобилях Pegout и Renault монтируют «Трипод». В нем передача крутящего момента происходит через 3 сферических ролика. Они скользят в пазах вилки ведомого вала.
Особенность синхронных карданов – возможность работать при углах отклонения до 70°. Происходит снижение вибрации, увеличивается безремонтный срок эксплуатации. Недостатки – есть вероятность повреждения пыльников на бездорожье.
Гибкая и жесткая полукарданная передача
Это одна из разновидностей карданного вала, предназначенная для компенсации угловых поворотов, небольшого изменения расстояния между КПП и задним мостом во время движения. Упругое звено изготавливается из резинотканевого материала или резины. Компенсация изменения угла происходит за счет сжатия или растяжения этого элемента.
Жесткий карданный шарнир устанавливается в автомобилях редко. Причина – низкая степень надежности, повышенный шум во время работы. Конструкция применяется для компенсации дефектов монтажа.
Как проверить состояние карданного вала
Первые признаки появления неисправностей в кардане – шум и повышенная вибрация. Вторичные «симптомы» – протечка масла в месте состыковки вала с КПП, во время переключения передачи возникает стук. Для проверки необходима эстакада или смотровая яма. Нужен свободный доступ ко всем элементам, хорошее освещение.
Какие узлы необходимо проверить:
- Крепления. Проверка наличия гроверной шайбы и степени ее затянутости на гайке промежуточной опоры и соединения фланцев. Возможный дефект – появление люфта и вибрации.
- Состояние эластичной муфты. Возможно нарушение целостности, механические повреждения. Они влияют на степень компенсации смещений элементов карданного вала. Проверка – медленное вращение кардана по часовой стрелке и обратно. Должен отсутствовать люфт.
- Появление зазоров между скользящей вилкой и валом. Причина – износ деталей. Для контроля нужно повернуть вал с муфтой. Если происходят «биения», есть люфт, необходима замена скользящей вилки.
- Шарниры. Проверку удобно делать с помощью шлицевой отвертки. Она вставляется в проушины вилок. Признак неисправности – при движении есть люфт.
- Подвесной подшипник. Если во время раскачивания вала наблюдается биение подшипника, это указывает на его замену.
Балансировку кардана рекомендуется делать на стенде. Для этого на вал устанавливают специальные пластины-балансиры. После работы проверяется их состояние. Альтернативный способ – токарная обработка.
Важно: можно попытаться сделать балансировку кардана в домашних условиях. Но это не гарантирует полное устранение дефектов.
Видео:Балансировка кардана правильно Кардан Ремонт Юра ©Скачать
Демонтаж и установка карданного вала
Определить точное время, когда нужно менять кардан, могут только специалисты. Явные признаки неисправности – значительные механические повреждения, дефекты соединений, деформации. Для демонтажа кардана необходимо поставить машину на эстакаду или над смотровой ямой.
Порядок снятия кардана:
- Открутить болты, соединяющие фланцы моста и кардана.
- Вал опустится вниз. Нужно заранее подготовить для него опору.
- Снять крепления резиновой муфты.
- Выдвинуть кардан из КПП.
- Демонтировать крепление подвесного подшипника.
После этого можно заняться ремонтом, обслуживанием кардана. Перед установкой нового необходимо проверить работоспособность всех компонентов. Монтаж выполняется в обратном порядке.
Важно своевременно проводить обслуживание и диагностику карданной передачи. Это поможет минимизировать появление поломок, неисправностей.
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🌟 Видео
разбитое шлицевое на кардане-не приговор!Скачать
Кардан на Газель. Для чего нужна скользящая шлицевая пара в кардане.Скачать
Как правильно ремонтировать карданы | Кардан Ремонт Юра ©Скачать
Сделай это и ты забудешь про кардан! "Лайффаки" от IZHSWAP.Скачать
Ремонт вилки кардана на токарном станкеСкачать
Ремонт вилки кардана на скорую рукуСкачать
Способы укорочения и удлинения карданных валовСкачать
Запчасти для карданных валовСкачать
Исправляем кардан Шеви Нива | Кардан Ремонт Юра ©Скачать
🛠 Восстановление проушин, промышленных валов. Восстановление шлицевой части карданного вала.🔧🔩Скачать
🚐 Ремонт с балансировкой карданного вала Mercedes-Benz Sprinter на СТО в Днепре.Скачать