Человека всегда манило небо. В покорении воздушной стихии ему помогали аэростаты, планеры, самолеты… Но ни с чем не сравнимое ощущение полета смог дать только дельтаплан.
Освоить его намного проще, чем любой другой летательный аппарат. И ограничений для пилота меньше всего: по возрасту (старше 16 лет) и по весу (70-90 кг). Хотя есть виды дельтапланов, которые выдерживают массу до 115 кг. В дельтапланерном клубе любому смогут подобрать подходящий аппарат.
Исторические факты
- Название «дельтаплан» аппарат получил из-за сходства его крыла с греческой буквой Дельта.
- Разработки предшественника дельтаплана — балансирного планера — принадлежат немецкому ученому Отто Лилиенталю.
- Крыло из ткани на каркасе из металлических труб было создано американцем Френсисом Рогалло и получило название по его имени: «крыло Рогалло». Первоначальной идеей его применения был спуск космических аппаратов. Но в итоге аппарат на основе этого крыла стал использоваться для полетов.
- В Советском Союзе полеты на дельтапланах стали проводиться с 1972 г, а в 1976 г в пос. Славское Львовской области, на горе Тростян состоялся первый всесоюзный слет дельтапланеристов.
- Рекорд по дальности полета (700,6 км) принадлежит австрийцу Манфреду Румеру и зафиксирован 17 июля 2001 г.
- Мировой рекорд на дальность (408 км) среди женщин принадлежит российской спортсменке Александре Серебренниковой.
Как летает дельтаплан
Дельтаплан — это летательный аппарат без двигателя, который состоит из металлического каркаса и крыла из плотной ткани. Но и при отсутствии мотора широкие крылья могут преодолевать большие дистанции. Для того, чтобы взлететь и долго парить в воздухе, нужно понять, какова аэродинамика дельтаплана и как им управлять.
Летательный аппарат удерживается в воздухе за счет подъемной силы, которая возникает в результате его движения. В моторных устройствах источником этой силы выступает двигатель. Но что же движет безмоторным аппаратом? Не что иное, как сила тяжести. А подъемная сила возникает в результате взаимодействия крыла с воздушным потоком.
Из этого следует, что дельтаплан живет скоростью. Если она будет недостаточна, то крыло не сможет преодолеть сопротивление воздуха, и генерируемая им подъемная сила окажется неспособна удерживать устройство вместе с пилотом. Как следствие, произойдет падение.
Для взлета нужно разогнать аппарат до скорости, немного превышающей минимальную полетную. Затем произвести управляющее движение на отрыв от земли.
Развить скорость, необходимую для взлета и дальнейшего движения, можно:
- Разбежаться со склона.
- Прыгнуть с возвышенности.
- Использовать двигатель на земле.
- С поверхности воды посредством водных лыж или катера.
В полете тоже приходится постоянно контролировать скорость, чтобы она не становилась меньше минимальной полетной. В общих словах, это все, хотя нюансов достаточно.
Конструкции современных аппаратов достаточно устойчивы и могут самостоятельно восстанавливать нормальный режим полета. Но при этом всегда происходит потеря высоты, а чем выше, тем безопаснее. Поэтому пилот дельтаплана должен быть очень внимательным и не допускать грубых ошибок, особенно на маленькой высоте.
Управление аппаратом пилот осуществляет за счет перемещения тела относительно точки подвески. Посадка производится на ноги.
Устройство дельтаплана
В конструкцию аппарата входит две основные составляющие: каркас и крыло.
Каркас
Видео:Катастрофа дельталёта после кувырка (стабилизированное и восстановленное видео)Скачать
Каркас дельтаплана состоит из:
- Боковых труб.
- Поперечной и килевой балки.
- Мачты (у безмачтовых дельтапланов отсутствует).
- Трапеции.
- Тросов.
- Лат.
Боковые трубы
Их всего две — соответственно, левая и правая. Они образуют переднюю кромку крыла. Каждая труба состоит из отдельных частей, соединяющихся друг с другом бужами — коротенькими трубочками маленького размера. Левая и правая боковые трубы сходятся на носу аппарата, причем соединение их подвижное.
Для изготовления труб применяется специальный сплав дюраля и титана.
Поперечная балка
Служит для того, чтобы предотвратить складывание боковых труб и соединяется с ними пластинками и болтами. Тоже имеет левую и правую части, которые сходятся в центральном узле. Их соединение может быть подвижным (плавающая поперечная балка) или неподвижным (фиксированная балка).
Килевая балка
Соединяет все детали каркаса. На ней посредством троса фиксируется плавающая поперечная балка, что не позволяет последней сложиться.
Мачта
Монтируется на килевую балку, а уже к ней прикрепляются верхние тросы. Сечение мачты (круглое или в виде капли) уменьшает сопротивление воздуха.
Трапеция
Это треугольная деталь, боковые стороны которой называются стойками, а основание — ручкой управления. Обычно она прямая, но может быть изогнута, как велосипедный руль (спидбар). Стойки производятся из алюминия или пластика.
Троса
Дельтаплан оснащается тросами двух типов: верхними и нижними, которые также подразделяются на продольные и поперечные. Троса необходимы для того, чтобы аппарат обладал необходимой жесткостью: они фиксируют детали конструкции, ограничивают или полностью блокируют их движение.
Так называют тонкие изогнутые трубочки, используемые для формирования профиля крыла. Латы вставляются в специальные карманы на обшивке.
Крыло
Это обшивка, которая надевается на каркас. Другое название — парус. Для изготовления применяют полиэфирную материю, самыми распространенными видами которой являются дакрон или лавсан. Оболочек паруса может быть одна или две, с одинарной или двойной обшивкой соответственно.
Виды дельтапланов
Несмотря на то, что полет на дельтаплане доступен любому желающему, уровень подготовки обязательно должен быть учтен. Ведь есть те, кто уже долго и всерьез занимается данным видом спорта, а есть новички, делающие первые попытки. Поэтому существует несколько видов аппаратов, одни из которых предназначены для начинающих, а другие — для профессионалов.
Видео:Последний полёт на дельталёте.Скачать
Читайте также: Лодки с мотором в шадринске
Учебные
Они обладают маленьким весом, несложной конструкцией, достаточной маневренностью и небольшой скоростью. Управлять ими легко: сложные механизмы отсутствуют, дельтаплан хорошо реагирует на движения пилота.
В связи с небольшой массой самого аппарата к весу пассажира тоже устанавливаются ограничения — не более 70-90 кг.
Учебный спидбар предназначен для начинающих спортсменов, которые прошли курс теории и сделали несколько полетов вместе с тренером.
Тандемные
Предназначены для обучения, а также прогулочных и ознакомительных полетов. Они удобны и не развивают большой скорости. Рассчитаны на двух человек: инструктора и пассажира. Все необходимые действия по управлению аппаратом выполняет специалист или же подсказывает, как правильно набрать высоту и выполнить посадку без приключений. Подобный полет как никакой другой позволяет насладиться пейзажем и чувством высоты.
Полеты на тандемном дельтаплане обязательны перед тем, как приступить к освоению учебного. На этом аппарате ошибки в пилотировании редко приводят к неприятным последствиям.
Переходные
Такой аппарат выступает наиболее востребованным. Но для выполнения полетов на нем необходимы определенные знания и навыки. Он приближен к учебному по своим характеристикам, но скорость значительно больше. Да и вес его не мал, что усложняет управление аппаратом. Как следствие, увеличивается и оснащение.
Переходный дельтаплан способен поднять в воздух значительный вес — только масса пилота может достигать 115 кг. Он позволяет перейти с учебных полетов к профессиональным. Хотя, если не стремиться к спортивным рекордам, а летать лишь ради собственного удовольствия, то вполне можно довольствоваться этим аппаратом на постоянной основе.
Спортивные
Отличаются самой сложной конструкцией среди всех дельтапланов. Их цель — не комфорт полета, а высокая скорость, которая обеспечивается за счет вспомогательных приспособлений на крыльях. Техника управления таким аппаратом весьма сложна и под силу только опытным спортсменам. Для начинающих спортивный дельтаплан может оказаться попросту опасным.
При желании научиться профессиональному одиночному полету понадобится высококвалифицированный инструктор, который поможет разобраться во всех нюансах. Минимальная подготовка к первому самостоятельному полету занимает не менее шести месяцев. Делать первые попытки рекомендуется зимой, поскольку снег при необходимости смягчит неудачную посадку.
Как начать летать самостоятельно, хоть на чем-то, с мотором
Вторая статья для желающих начать летать самостоятельно.
Сегодня мы будем рассматривать варианты сжигания дохлых мамонтов (бензина) для приобретения кинетической энергии.
Парящий полет (первая статья)
Видео:Можно ли пролететь ✈️500км без мотора из Краснодарского края в Ростовскую область и вернуться назад?Скачать
Моторный полет (под катом)
- Самолет
- Мотодельтаплан (дельталет)
- Паратрайк (аэрошют)
- Парамотор (карлсон, мотопараплан)
- Мотопланер
Первый раз за штурвал самолета я сел в 18 лет. До первого самостоятельного вылета налетал 25 часов и совершил около 100 взлетов и посадок. Сейчас мой суммарный налет на всем, что летает — порядка 400 часов. Это жутко мало, чтобы считать себя опытным пилотом, но достаточно, чтобы подсесть на “летную иглу”. Приглашаю и вас стать авиазависимыми.
[pathetic mode on]
У авиаторов есть такая поговорка — погоду надо ждать на аэродроме. Если её несколько переиначить, то можно сказать: Авиацию надо любить — летая.
[/pathetic mode off]
Говорить я буду про летательные аппараты с максимальной взлетной массой до 600 кг, иначе эта тема станет бесконечной. В статье будет использовано сокращение ЛА, которое означает летательный аппарат.
Любой моторный ЛА — это всего лишь планёр с двигателем. Если в воздухе у вас откажет двигатель, то вы превращаетесь в пилота плохого планёра. И ваши шансы на спасение равны вашим навыкам.
В прошлой статье было много вопросов касательно безопасности полетов как таковых.
Сейчас я постараюсь больше внимания уделить рискам полета.
В воздухе еще никто не оставался. Все возвращаются на землю. (с) народная мудрость
Что может случиться в полете (упорядочены по уменьшению вероятности):
- Отказ двигателя
Это может застать вас врасплох, если вы к этому не готовы. Если тренироваться — это не страшно. Нестрашный пример. Разрушители мифов даже проверяли. - Ошибка пилотирования при взлете или посадке
Обычно означает недостаточный уровень подготовки или переоценку своих сил. Регулярные тренировки позволят минимизировать вероятность такого происшествия. - Сложная метеообстановка
Погода не изменяется мгновенно. На 20 минут вперед ее вполне можно предсказать визуально, оценив динамику развития. А наличие мотора позволяет облететь плохую погоду или вернуться назад. - Нарушение ограничений летательного аппарата
Большинство ЛА имеют предельные параметры эксплуатации. Если вы их не знаете или не умеете их соблюдать, то вам еще рано летать без инструктора. - Столкновение с наземными препятствиями
Наиболее часто врезаются в провода, т.к. их не заметно. Мне таких случаев известно довольно много. Многие с летальным исходом. Однако все инструкции запрещают полет над препятствиями ниже 50м. Если вы летите с огибанием рельефа — вы сами создали себе угрозу. Бывают неудачные аэродромы. - Столкновение с другим ЛА
Большинство полетов происходят по правилам “визуальных полетов”. Это значит, что вы обязаны вертеть головой на 360 градусов для предотвращения этого. Столкновение наиболее вероятно в местах скопления ЛА. Не лезьте в толпу. - Потеря ориентировки и, как следствие, посадка вне аэродрома
Наиболее частая проблема у новичков. С воздуха земля выглядит совсем не так, как на карте. Даже имея в руках карту, можно заблудиться. Сейчас GPS спасает от этой проблемы, если он отказывает — проблем может быть много. Я летаю с двумя GPS-приемниками с независимыми источниками питания. - Столкновение с птицей
Да, бывает. Последствия такого столкновения аналогичны столкновению с птицей на автомобиле. Но и вероятность аналогичная. - Ухудшение самочувствия
Если перед полетом вы испытываете проблемы со здоровьем — не летите. Внезапное ухудшение самочувствия — довольно редкая ситуация.
Читайте также: Моторные масла для лодочных моторов ямалюб
Важные особенности моторного полета
- Чем меньше ЛА — тем более он подвержен воздушным потокам (в полете колбасит больше), но и тем больше свободы передвижения.
- Наличие двигателя требует внимания к показателям его работы и соблюдения регламента обслуживания. Забить на странный звук — рискованно. Например перегрев — это очень опасно.
- Наличие двигателя расслабляет. Возникает иллюзия, что в любой момент можно дать газу и улететь от опасности. Обычно это так, но если в этот момент откажет двигатель, можно наломать дров.
- Взлет имеет ряд особенностей:
- Если двигатель расположен в носу (тянущий винт), то создается гироскопический момент, который стремится развернуть самолет в сторону вращения винта. Его нужно компенсировать рулем направления.
- Если двигатель расположен сзади (толкающий винт), то разворачивать вас будет в противоположную сторону. Бывают факапы.
- С повышенной эмоциональностью.
Не справитесь с эмоциями в воздухе — быть беде. - Излишне самоуверенным.
Уровень вашей подготовки оценивают более опытные пилоты. И ваше мнение может с их мнением не совпадать. Нужно уметь смиряться. - Любителям нарушать законы и плыть против течения.
Одно дело нарушать государственные законы, и совсем другое — законы аэродинамики. - Экстремалам
Вся авиация построена на безопасности полетов. Если вы ищите здесь экстрим — вы его легко найдете. Только я с вами рядом летать не хочу. - Ленивым или не желающим учиться
Можно взлететь и приземляться, обладая лишь механическими навыками управления. Отсутствие знаний теории странным образом притягивает проблемы.
Самолет
С этих ЛА начиналась авиация. Самолет братьев Райт как раз относится к этой категории. По сути это воздушный автомобиль. Можно пролететь над домами или набрать километр высоты и смотреть на землю свысока. Полная свобода действий! Полет на маленьком самолете ничуть не похож на полет пассажиром на большом.
Факты:
- Вес пустого самолета от 80кг до 300кг.
- Скорость от 50км/ч до 220км/ч.
- Цена нового от $40 000.
- Взлет с воды, снега или грунта. Взлетная дистанция около 150м. Можно меньше.
- Для посадки обычно хватает 300м. Мастерам хватает и 20м.
- В качестве спасательной системы используется парашют для всего самолета. Реально спасает.
- Расход бензина А-95 около 9л / 100км* (при отсутствии ветра).
На расстояния в рамках запаса топлива перелет на самолете может быть дешевле, чем на авто, т.к. полет происходит по прямой и с аналогичным автомобильному расходом.
* — в авиации не измеряют расход топлива на 100 км. Все меряется в часах работы двигателя при различной мощности. Приведенная цифра является усредненным значением.
Плюсы
Видео:Дельтаплан Славутич УТ, учебный полет в Румянцево.Скачать
Минусы
- Это полноценный самолет, а значит на него требуются документы, (которые нужно регулярно продлевать) и пилотское свидетельство.
- Хотя самолет технически и может летать до 6000м, на практике в СНГ можно летать лишь до 900-1500м. Выше — нужно согласовывать. В разных странах законодательство отличается.
- При полете по маршруту вы обязаны иметь работающую радиосвязь и вести радиообмен с диспетчерами, что требует специфических навыков.
Медицинские требования
В Европе управлять самолетом может даже инвалид, в СНГ же требуется пройти реальную медкомиссию.
Но есть поговорка: медкомиссию не проходит только жадные или мертвые. Так что это не является непреодолимой проблемой. Ситуация потихоньку улучшается, и Европейские нормы приходят в наш мир.
Мотодельтаплан (дельталет)
Это именно та штуковина, на которой имел честь летать Путин.
Если проводить аналогию самолет=автомобиль, то мотодельтаплан=мотоцикл.
Есть и совсем новая тенденция nanoTrike — почти табуретка с мотором
Продолжая аналогию, это воздушный мопед.
Факты:
- Состоит из двух частей: дельтаплана (крыла) и тележки с мотором. Некоторые дельтапланы настолько универсальны, что могут быть использованы и для моторного, и для парящего полета.
- Вместо колес могут быть установлены поплавки для взлета с воды или лыжи для снега.
- Часто используется для авиахимработ.
- Как правило, кабина открыта.
- Вес пустого от 100кг до 300кг.
- Скорость от 50км/ч до 150км/ч
- Бывают 1,2-х и 3-х местные.
- Цена нового от 20 000$ до 100 000$
Плюсы:
- Достаточно универсален и компактен для хранения.
- Это почти полноценный транспорт.
- Более интуитивен в управлении, чем самолет, т.к. близок к велосипеду.
- Чувство полета более яркое, т.к. нет кабины.
- Из него можно прыгнуть с парашютом.
- Есть специальные летные школы, где можно научиться летать по специально разработанным программам.
- Все узлы легко доступны для обслуживания и ремонта.
- Может сам рулить по земле.
Минусы:
nanoTrike в полете
nanoTrike на земле
Парамотор (мотопараплан)
Это реализация идеи Карлсона. Одеть на спину двигатель и, используя параплан, лететь. Отличное хобби выходного дня.
Факты
Плюсы
Минусы
- Обучение происходит, только слушая инструктора на земле. Ошибки за вас никто не исправит.
- Методик подготовки пилотов не существует. Обучают действующие пилоты по своим индивидуальным программам.
- Если двигатель откажет в воздухе — ни аэродинамического качества, ни запаса скорости у вас нет. Посадка перед собой.
- Взлет и посадка с ног. Риск травмы.
- Для комфортного взлета требуется ветер.
- Крыло может схлопнуться в воздухе.
- Нужно обладать достаточной физической силой, чтобы взлетать и приземляться с двигателем за спиной.
- Назвать это транспортом сложно. Скорее развлечение.
Паратрайк (аэрошют)
Видео:Самодельный дельтапланСкачать
Это смесь мотодельтаплана с парапланом. Т.е. взяли очень большой параплан, тележку от мотодельтаплана, переделали ее, соединили с парапланом — и получилось вот такое чудо.
Факты
Плюсы
Минусы
Мотопланер
Мотопланера можно условно поделить:
Двигатели бывают:
Плюсы
Минусы
- Бывают только 1-о и 2-х местные.
- Современные весьма дороги.
- Небольшой моторесурс (сколько всего часов может отработать двигатель).
- Чувство наличия двигателя может загнать планериста в ситуацию, когда только двигатель может его спасти. А если он не запустится — быть проблемам.
В статье не рассмотрен Автожир, т.к. у меня с ним мало опыта.
Выводы
Главное: хотите научиться летать безопасно — начинайте с парящего полета.
- Самолет — это воздушный автомобиль. На нем можно перелететь из пункта А в Б.
- Мотодельтаплан — это мотоцикл или мопед.
- Паратрайк — это фан. Дальние перелеты на нем редкость.
- Парамотор — это возможность почувствовать себя
карлсоном и слетать к малышув небе максимально дешево. - Мотопланер — это полеты на планере без буксировщика и со страховкой.
Количество мифов и стереотипов об авиации крайне велико. Некоторые из них была сделана попытка развеять. И в завершение еще один момент.
Если вы считаете что полёты это удовольствие для богатых, то заблуждаетесь.
Есть варианты даже для тех у кого размеры дохода не позволят летать на коммерческой основе.
Вне зависимости от ситуации с финансами, первое что нужно сделать — ПРИЙТИ НА АЭРОДРОМ. Совершите ознакомительный полёт (естественно, платно). В процессе этого вы не только поймете, насколько вам это интересно, но и обретете первых авиационных знакомых. Оптимальным вариантом будет попробовать не только самолёт, но и планер — это два разных мира и концепции.
Возвращаясь к варианту когда нет денег: можно летать (в т.ч. учиться), если выполнять какие-то работы на аэродроме. Работа это зачастую неквалифицированная (копать что-то или строить), но вы же хотите летать, да? Вакансии и объявления о таком не вывешиваются при входе на аэродром, но о них можно узнать в приватной беседе. Вот для чего вам и понадобятся знакомые на аэродроме.
Еще одной точкой приложения ваших сил, а также способом знакомства с миром авиации является волонтерство по профессии. В качестве, разработчиков, дизайнеров, художников, администраторов ОС, электронщиков and so on.
Аэродромам, авиационным учебным центрам, федерациям авиационных видов спорта, как и прочим «земным» структурам, требуются сайты, графика и прочая IT-помощь. Также в помощи нуждаются коллективы авиареставраторов, среди которых есть команды поднимающие в небо исторические аппараты.
Если желание есть, а кому помочь неясно, обращайтесь к leksey Спиридонову Алексею (leksey@ya.ru) в России и к genius_a Воронину Антону по Украине.
Видео:Трагедия при самообучении на дельталётеСкачать
Расскажите об этом предложении своим друзьям/подругам. Наш опыт показывает, что желающих контрибутить в этой области достаточно, но большинство не имеют точек пересечения с авиационным миром.
Ремарка для тех кто думает, что эта такая попытка привлечь бесплатную рабочую силу: авиация в России и Украине в большинстве случаев, это занятие для подвижников и фанатов, где, как и на заре летания, все держится на энтузиастах. Впрочем, в главной авиационной стране — Америке, многое похоже.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🔥 Видео
Несчастный случай. Падение на параплане. Срыв крыла асимметричныйСкачать
Полет на дельтаплане без подвескиСкачать
Капюшон попал в двигатель. Отказ двигателя на взлёте, разрушение винта. Аварийная посадка паралëтаСкачать
311км на планере без мотора 🏁 полет на скоростьСкачать
Под облаками полёт на дельтаплане #hangglidingСкачать
Изучаю дельтаплан Спорт 20МСкачать
Конструктор МИГ29 создал самый легкий дельтаплан в мире. Взлет на игрушечном моторе.Скачать
разрушение винта в полётеСкачать
Как планеры летают без двигателяСкачать
Уникальный ранцевый дельталетСкачать
ИДИОТ на дельтаплане. Или как научится летать на дельтаплане.Скачать
пилот всё сделал неправильноСкачать
Отказ двигателя на дельталёте. Моторный дельтаплан.Скачать
Момент падения параплана, в котором погиб мужчина из Коми, попал на камеруСкачать