Неправильный выбор винта повышает риск поломки двигателя лодки. Когда мотор не способен развить заявленную в сопроводительной документации скорость на высоких оборотах, он практически тонет в топливе. Становится высока вероятность деформации подшипников, поршней и других расходников. Все это чревато разрывом в глушителе, заеданием поршня и выводом мотора из строя.
В обратной ситуации, когда обороты вала превышают допустимые, лепестковые клапаны разрушаются, при трении деталей образуется стружка, все элементы быстрее изнашиваются.
Но всего этого можно избежать, если подойти ответственно к выбору винта для лодки. Конечно, при покупке придется опираться на мнение производителя и данные из каталога, но оптимальный вариант подбирается экспериментальным путем. Винты различаются между собой по следующим параметрам: на каждые 2,54 см (1 дюйм) приходится 150-200 оборотов в минуту. Бывает так, что вы установили новый винт, но он замедляет ход. Решением проблемы станет установка устройства с шагом поменьше, чтобы увеличить скорость.
- Расчет винтового шага
- Параметры винта
- Величина шага.
- Геометрия лопасти
- Алюминий или сталь?
- Число лопастей винта.
- Выбор оптимальной модели.
- Ремонт винта лодочного мотора
- Винты с 11 и 12 шагом на мотор 9.9лс. Какая разница в скорости?
- Тест 4-х метровой лодки с моторов 9.9 л.с и разными винтами.
- Подбор винта — Что важно знать?
- Винты Solas (Солас)
- Особенности винтов
- Разновидности винтов
- Скоростной винт для мотора гладиатор
- 📸 Видео
Видео:Тесты винтов для мотора Tohatsu 9 8 и китайских аналогов, подбираем винтСкачать
Расчет винтового шага
Что бы рассчитать шаг винта, необходимо знать несколько параметров:
- Посмотрите в документах на мотор предельное число оборотов для режима «полный газ». Стандартно это число не больше 5500 об/мин.
- Теперь разгоните лодку до предельного значения на «полном газу».
- Если показатели тахометра меньше, чем те, что прописаны в паспорте, зафиксируйте их как предельное число оборотов.
показатель | значение (об/мин) |
обороты двигателя по паспорту | 5100 — 5300 |
максимальный показатель | 5300 |
результаты опытного заезда | 4300 |
несоответствие | 100 |
Исходя из данных, что на 1 дюйм приходится примерно 200 оборотов в минуту, можно подсчитать, на сколько дюймов нужно уменьшить шаг:
1000 : 200 = 5.
Таким образом, уменьшение шага на 5 дюймов должно решить проблемы со скоростью.
Практика показывает, что обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Для каждой задачи необходима своя модель. Поэтому настоятельно рекомендуется брать с собой в путешествие запасной винт в полном комплекте.
На начальном этапе новоиспеченный владелец судна полностью полагается на винт, установленный производителем. И только с опытом приходит понимание, что, изменяя параметры веса и мощности, можно добиться оптимальной скорости хода при экономном расходе топлива. Поэтому рано или поздно перед владельцем встает дилемма: как выбрать винт, чтобы улучшить характеристики и не обновлять мотор полностью.
Видео:Скоростной и грузовой винт для моторов 8 и 9.8Скачать
Параметры винта
Сегодня винты различаются по нескольким характеристикам. Самый очевидный элемент — количество лопастей. Обычно их бывает от двух до четырех.
Вторая величина — диаметр. Он легко поддается вычислению. Когда у винта четное количество лопастей, нужно найти расстояние между двумя самыми удаленными от оси точками, расположенными на противоположных плоскостях.
Если у винта три лопасти, то следует замерить расстояние от центра втулки до кончика любой лопасти и умножить это число на два.
Видео:Какой винт поставить? Скоростной или грузовой? Ремонт лодочных моторов.Скачать
Величина шага.
Это число обозначает, на какое расстояние переместится винт вперед, пройдя полный виток. Как правило, винты сопровождают маркировкой. К примеру, «10х15», что значит, что диаметр изделия составляет 10 дюймов, а его шаг равен 15 дюймам.
Центральная ось называется «втулка». При помощи втулки винт отцентровывается по отношению к валу. Существуют модели моторов с выхлопными газами. Винт, рассчитанный на эти модели, имеет обойму, удерживающую лопасти.
Лопасти отвечают за создание тяги, выталкивая воду. Таким образом лодка движется вперед.
Видео:Новый винт 8.5x7.5 на мотор Gladiator 9.8Скачать
Геометрия лопасти
По форме лопасти отличаются большим разнообразием. Перечислим варианты, которые больше всего полюбились опытным владельцам судов.
«Круглое ухо» или эллиптические — самый популярный тип. Сочетание тяги и скорости здесь подобрано оптимально.
Если лопасть отходит прямо от втулки или даже перпендикулярно к ней, то такой гребной винт имеет нулевой гребок. Такая модель приподнимает нос над водой, который никак не хочет подниматься при глиссировании. Если плоскость лопасти наклонена от хвостовой кромки винта, то это, так называемый, сильный гребок. Высота подъема носа прямо пропорционально зависит от градуса наклона лопасти.
Серповидные или полусерповидные лопасти имеют прямую выходную кромку. Эта особенность позволяет при небольших оборотах сильно увеличить скорость.
Косые винты закручены в сторону вращения. Это оптимальный вариант для рыбалки на заросшем пруду, потому что водоросли не наматываются на винт.
Видео:Для ТЕХ,кто ВЫБИРАЕТ лодочный МОТОР. Гладиатор 9.9 и 9.9ПРО или Yamaha15 и Tohatsu18. В чем разница?Скачать
Алюминий или сталь?
Алюминиевые изделия — самый экономичный вариант. Винт отлично подойдет тем, кому не важна высокая скорость, а предпочтительнее плавный ход на глиссере. Алюминий, который используется для лопастей не подвержен коррозии, но при механическом повреждении может выгнуться. Поэтому лопасти делают более толстыми по сравнению со стальными аналогами, что влияет на скорость судна.
Нержавеющая сталь в несколько раз прочнее алюминия, поэтому винты изготавливают меньшей толщины без потери прочности. Но если гоночный винт с несъемной втулкой ударится о неровность дна или подводную скалу, инцидент скорее всего приведет к разрыву редуктора. Поэтому все чаще выпускают модели с пластиковой втулкой, которая в случае механического повреждения провернется либо слетит с резьбы.
Читайте также: Мотор для электрического триммера huter
Видео:Миф о винтах Как подобрать гребной винт для лодочного мотора Реальные замеры. Перекрут НедокрутСкачать
Число лопастей винта.
Возрастание количества и размера лопастей также увеличивает силу, которая толкает лодку вперед. Но также возрастает и сила сопротивления воды. Поэтому изначально обходились наименьшим числом лопастей — двумя.
С приходом новых технологий, материалов изготовления и возможностей создавать многоступенчатое дно лодки, стало допустимым использовать до четырех лопастей.
Четырехлопастной винт наделен рядом достоинств: в силу того, что лопасти противопоставлены друг другу, то винт функционирует более ровно, сокращает время разгона, снижает скорость, при которой лодка переходит на глиссирование и позволяет лучше контролировать расход горючего. При этом, скорее всего, максимальная скорость будет снижена.
Оптимальный вариант для собственного пользования — три лопасти. Такой винт будет служить долго, при этом вы сэкономите значительную сумму при покупке.
Видео:Как подобрать гребной винт? Шаг винта, грузовой или скоростной винт.Скачать
Выбор оптимальной модели.
При выборе винта необходимо точно знать, для какой задачи вы его будете использовать. Модель, которая быстро и эффективно выведет лодку на глиссирование, не сможет создать максимальную тягу.
И снова — параметр, который имеет наибольшее значение — количество оборотов мотора. Если ваш мотор набирает максимальные обороты согласно паспортным данным, значит винт подобран идеально. Если фактические показатели тахометра далеки до паспортных значений, необходимо заменить винт, регулируя шаг и диаметр последнего.
Видео:Tohatsu 9.8 vs Гладиатор 9.8 сравнение двух моторовСкачать
Ремонт винта лодочного мотора
Алюминиевые модели нельзя ремонтировать, даже если это простое срезание зазубрин. Дело в том, что для того, чтобы починить что-то, необходимо сперва нагреть материал, но при этом меняется его взаимосвязь молекул и все характеристики.
Винты из нержавейки и композита, наоборот, поддаются ремонту. Разработаны также модели со съемными лопастями, которые легко можно заменить на новые.
Гребной винт — один из ключевых элементов в работе вашей моторной лодки. На нем нельзя экономить деньги, а покупать стоит модель, подходящую под характеристики мотора, и заточенную на выполнение определенных задач.
Видео:Самый скоростной винт Ямаха 9.9 -15 2 и 4 тактаСкачать
Винты с 11 и 12 шагом на мотор 9.9лс. Какая разница в скорости?
Видео:Винт 9-го шага убьет ваш мотор! Что такое перекрут?Скачать
Тест 4-х метровой лодки с моторов 9.9 л.с и разными винтами.
Из этой статьи и приложенного видео Вы увидите наш эксперимент, в котором лодка Ривьера 4000 НДНД под мотором Apahce 9.9 участвовала в заездах с разными винтами.
Чаше всего моторы 9.9 л.с. покупаются для лодок длиной 320-370, и мы думаем что этот тест драйв будет так же интересен тем, кто планирует купить большую лодку и использовать ее с аналогичным мотором. Т.е. получить комплект, который не нужно будет регистрировать, но в то же время получить много места и возможно скорость.
По месту все понятно, лодка 400 см позволить с комфортом разместится большой компании. А что касаемо скорости? Способен ли мотор 9.9 обеспечить нормальные ходовые качества?
Подбор винта — Что важно знать?
Далеко в теорию и гидродинамику ударяться не будем. Для начала давайте по основному и базовому показателю — Шагу винта. Если совсем просто, то шаг винта это расстояние, которое винт пройдет за один оборот. И чем оно больше, тем в теории скорость будет быстрее.
Но как говорится больше дела, меньше слов. Давайте уже посмотрим наш тест драйв, посмотрим на сколько по скорости отличаются винты с 11 и 12 шагом.
А еще Вы увидите простой «Лайвхак», который дает прирост скорости сразу на 3 км/ч. Но это только для фанатов скорости!
Все, запускайте видео и приятного просмотра!
Читайте также: Диагностика для лодочных моторов suzuki
Так же смотрите другие наши материалы!
Видео:Лодочный мотор Гладиатор 9,9 обзор .Скачать
Винты Solas (Солас)
Особенным спросом во всем мире пользуются винты Солас для лодочного мотора. Популярность объясняется прочностью, долговечностью и высоким эксплуатационным характеристикам. На базе компании имеется научно-исследовательская лаборатория, позволяющая постоянно модернизировать производство продукции и повышать качество винтов благодаря производственным мощностям.
Видео:Про Gladiator 9,9 и винтыСкачать
Особенности винтов
Исключительная надежность, которой отличаются лодочные винты Solas, позволяет использовать их для известных брендов:
В интернет-магазине «Прокатись» представлен обширный каталог винтов Solas. Возможно выбрать как стандартное оборудование, так и винты оригинальной разработки.
Видео:Как увеличить СКОРОСТЬ или МОЩНОСТЬ ЛОДКИ? Подбираем ВИНТ для ЛОДОЧНОГО МОТОРА.Скачать
Разновидности винтов
Среди всего многообразия можно выделить винты Solas для лодочных моторов, особенно востребованные любителями лодочного спорта и рыбалки.
Популярными считаются модели:
- Универсальный Amita 3 – производится из высокопрочного алюминиевого сплава, совместим с большинством моторов;
- Экономичный Rubex L3 – в основе стальной нержавеющий материал, оценивается потребителями за высокий КПД;
- Скоростной HR Titan 3 – предназначен для быстроходных судов, отличается высокой отдачей;
- Производительный Rubex 3 – изготовлен из алюминия, имеет сменную втулку;
- «Выносливый» New Saturn 3 – винт, специально разработанный из прочных материалов для эксплуатации в условии значительных нагрузок.
В нашем интернет-магазине вы можете недорого купить винт, подходящий к различным маркам моторов. У нас представлена только оригинальная продукция. Страница товарной позиции снабжена наглядной фотографией, указанием стоимости и подробным описанием характеристик и спецификаций.
Если вам необходимо получить экспертное мнение, достаточно связаться с нашими менеджерами по телефону. Специалисты сориентируют по ценам, ответят на вопросы и помогут подобрать и заказать оборудование, соответствующее именно вашим параметрам.
Мы работаем с жителями, живущими в Москве, в России и странах СНГ. Максимально быстрая обработка заказов позволяет гарантировать оперативную доставку в различные регионы страны. Вся продукция снабжена сертификатами качества и соответствия. При необходимости мы помогаем оформить кредит и предлагаем различные варианты оплаты.
Заказывая у нас винты Solas, вы можете быть уверены в долговечном и надежном приобретении.
Видео:Как подобрать гребной винт для лодочного мотораСкачать
Скоростной винт для мотора гладиатор
Поставлю скоростной винт – лодка поедет быстрее.
Поставлю грузовой – и моя 3-х метровая «ласточка» под мотором 3,5 л.с. легко будет выводить на глиссирование 4-х человек.
К сожалению, это очень распространенные заблуждения. Давайте попробуем разобраться, как правильно подобрать винт, и в каких случаях от этого будет толк, а в каких нет.
Сначала тезисы — утверждения, что должно быть.
Правильно подобранный винт должен дать мотору возможность работать в оптимальном режиме:
в рабочем диапазоне оборотов
выдавать максимальный крутящий момент и, соответственно, мощность.
Очень важный момент! Шаг винта подбирается под конкретный комплект лодка+мотор и очень сильно зависит от габаритов, конструкции, веса и непосредственно загрузки лодки. На разных лодках один и тот же мотор дает разные динамические показатели. Поэтому сказать заранее о необходимом шаге винта невозможно!
Правильно подобрать шаг винта можно только зная обороты мотора, на слух определить их очень сложно, а для новичка невозможно, следовательно, нужен тахометр. И, только измерив обороты, можно говорить, что нужен винт с большим (меньшим) шагом.
Обычно винт подбирается исходя из средней, наиболее часто используемой загрузки лодки, каждый раз менять винт будут далеко не все, поэтому выбирается винт, оптимальный для этого режима, и в случае большей или меньшей загрузки нужно просто контролировать нагрузку на мотор за счет оборотов.
Если обороты мотора превышают максимально допустимые «перекрут», значит установлен винт с маленьким шагом или слишком «легкий» винт. Если мотор не может развить максимально возможные обороты «недокрут», значит установлен винт со слишком большим шагом «тяжелый» винт.
Работа мотора в условиях «перекрута», также как и при «недокруте», когда мотор не может развить нужных оборотов чрезвычайно вредна для мотора и значительно сокращает его ресурс. Поэтому попытки «выжать» из мотора мощность и скорость, которые он не может выдать, за счет смены шага винта ведут к поломкам мотора.
Эксперименты с винтами на слабосильных моторах до 8-10 л.с. крайне неэффективны и дают минимальный положительный эффект или не дают его вовсе! Поскольку на многие слабосильные моторы идет возможность установки только винта с одним диаметром и шагом, то пытаются найти нестандартные винты, которые могут привести к серьезным дисбалансам в работе двигателя.
Читайте также: Моторы для систем вентиляции
Здесь совет один, хотите, чтобы лодка ехала быстрее – лучше менять не винт, а мотор, на более мощный.
Теперь немного теории.
Это расстояние в дюймах, пройденное винтом за один оборот. Или наклон лопастей. Фактически пройденное винтом расстояние меньше теоретического за счет «проскальзывания».
Увеличение шага на 1 — снизит количество оборотов мотора на 200 — 250 об/мин, добавит на мотор дополнительную нагрузку. И наоборот.
Режимы работы двигателя
Превышение максимально допустимых оборотов вызывает огромные нагрузки на все узлы лодочного мотора, нарушается внутренняя работа смазочного механизма, целостность масляной смазывающей пленки, покрывающая детали, возникают задиры поршней и цилиндров, разрушение всех деталей двигателя вследствие возросших вибраций и биений, это называется работа мотора «вразнос». (По одной из этих же причин запрещается обкатка лодочного мотора в бочке – двигатель работает без нагрузки, следовательно, легко может превысить максимальные обороты).
Если мотор постоянно не может развить свои рекомендуемые максимальные обороты он так же быстро может выйти из строя, как и при «перекруте». Здесь также возникают чрезмерные нагрузки на все узлы, возникает перегрев, существует мнение, что это способствует выходу из строя элементов электронного зажигания. Возникает эта ситуация, если слабосильный мотор вешают на большую для него лодку и при этом сильно загруженную, или используют «тяжелый» винт с большим шагом.
Кавитация — процесс, возникающий при увеличении разницы давления на разных сторонах лопастей. На одной стороне лопасти создается сильное разряжение, при котором происходит закипание воды. При встрече этой области на границе лопасти с областью высокого давления, происходят микровзрывы, сила которых довольно высока. Происходит выкрашивание кромок лопастей, которое так же называют кавитационной эрозией. При этом кромки лопастей с механическими повреждениями еще больше разрушаются.
Крейсерская скорость движения – скорость лодки при которой достигается наименьший расход топлива, при небольшом уменьшении скорости относительно максимальной.
Четырехлопастные винты. Для уменьшения времени выхода лодки в режим глиссирования можно применить не трех-, а четырехлопастные винты. При этом, на крейсерском режиме движения максимальная скорость может уменьшиться из-за возросшего сопротивления и меньшего КПД относительно трехлопастного. Работа винта станет более плавной и менее шумной. К тому же при использовании четырех лопастей, гораздо позже наступает явление кавитации.
Стальные винты — самые хорошие винты, особенно, для соленой воды. За счет прочности стали толщину лопастей можно существенно уменьшить, по сравнению с алюминием.
При одинаковых параметрах, стальной винт обладает большим КПД и можно ставить винт на шаг больше. Мотор будет развивать такие же обороты, скорость возрастет, а кавитация не будет наносить винту из стали такой же ущерб, как на алюминиевом. У стальных винтов есть существенный недостаток — они значительно дороже, а еще найти такой винт на мотор до 10 л.с. задача не из легких.
При ударе о подводное препятствие алюминиевый винт оказывается более разрушительным для редуктора. Жесткий алюминий при ударе всю энергию передает редуктору, а стальной — часть ее тратит на свою деформацию. Больший вес стального гребного винта не скажется отрицательно на работе мотора, редуктор рассчитан на гораздо большие нагрузки.
Стальные винты гораздо долговечней, при критическом износе вы увидите маленькие трещины, что даст Вам возможность вовремя поменять винт. Алюминий, накопив усталость и внутренние повреждения, может разваливается сразу.
За состоянием своего гребного винта надо тщательно следить. Сколы и погнутости вносят серьезный дисбаланс при вращении на высоких оборотах, вызывают разрушительные процессы в редукторе, кавитацию на лопастях и серьезно снижают КПД мотора.
При дальних переходах, желательно иметь запасной винт, особенно если он алюминиевый.
Толщина лопастей винта у разных производителей разная. Более толстые лопасти, возможно, имеют больший ресурс работы, но худшие гидродинамические показатели.
Демпфер — впрессованная резиновая втулка предохраняет детали редуктора от резкого пуска при включении передачи, и не служит для защиты редуктора от удара о подводное препятствие. В некоторых случаях при ударе она помогает, но, чаще всего, сработать просто не успевает. На слабосильных лодочных моторах гребной винт прочней деталей редуктора. При ударе вал гнется, зубья шестерен выкрашиваются. На мощных моторах редуктора гнут и ломают более слабые гребные винты. Поэтому нужно очень внимательно следить за глубиной, вовремя поднимать мотор (или переводить в режим мелководья).
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📸 Видео
Нужен ли обратный клапан на GLADIATOR 9.8Скачать
Шаг винта, подбор гребного винта от 9-го до 12 шагаСкачать
Сравнение трёх лопастного и четырёхлопастного винта на моторе Hidea 9.9 (аналог 2t Yamaha 9.9)Скачать
Поговорим о винтах, какой винт выбрать для лодочного мотора ?Скачать
Лодочный мотор Gladiator 9.8 ВНИМАНИЕ!!! смотреть перед началом эксплуатации!!!Скачать
Гладиатор 9.9 ПРО + Хантер 380 ПРО| Идеальное сочетаниеСкачать