След качения протектора шины колеса транспортного средства это

Криминалистическое исследование следов транспортных средств

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией:

    1. следы ходовой части;
    2. следы выступающих частей транспортного средства;
    3. отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

    Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ , что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование .

    Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.

    Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события, т.е. определять:

      • направление и режим движения;
      • место столкновения (наезда);
      • угол и линию столкновения и др.

      Следы ходовой части транспорта

      Виды следов ходовой части транспорта

      Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).

      Различают следующие виды следов ходовой части транспортных средств:

        1. следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки;
        2. следы скольжения возникаютпри полной блокировке колес в процессе торможения.

        В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть:

        Видео:Что Нужно Знать, при Ротации Колёс?Скачать

        Что Нужно Знать, при Ротации Колёс?

        1) поверхностными:

          • следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту; позитивные — от окрашенных выступающих частей, и негативные — от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса);
          • следы отслоения (следы на загрязненной поверхности).

          2) объемными (являются результатом остаточной деформации грунта — песка, глины, рыхлой земли, и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях).

          По следам ходовой части определяют :

          • направленность и режим движения (торможения, остановки) — диагностическая задача ;
          • вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление — идентификационная задача .

          Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

          Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес.

          База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью).

          Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.

          Видео:Нарезка протектора шины. Шиномонтаж. Подольск, Домодедовское шоссе 25 #шиномонтаж #подольскСкачать

          Нарезка протектора шины. Шиномонтаж. Подольск, Домодедовское шоссе 25 #шиномонтаж #подольск

          Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

          Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком.

          Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства.

          Криминалистическое исследование следов ходовой части транспортных средств

          При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора.

          Для решения диагностической задачи (определения направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.) можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

            • рисунок протектора, имеющий элементы типа «елочка», должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
            • при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;
            • на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;
            • капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;
            • при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;
            • при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);
            • камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;
            • на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;
            • ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения.

            Читайте также: Можно ли отремонтировать шину от бензопилы

            О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы «юза» (скольжения), то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

            Видео:Как определить стоит ли брать резину на авто?Скачать

            Как определить стоит ли брать резину на авто?

            Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра.

            Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу , то замеряют и фиксируют:

              1. ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц);
              2. ширину следов гусениц (траков);
              3. конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков);
              4. количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака).
                • шиной какой модели оставлен след;
                • тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;
                • в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы;
                • не образован ли след данной шиной;
                • какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

                Если задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.

                Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2—3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки.

                Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы получаются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными тем, которые были зафиксированы на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок.

                Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.

                Отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы)

                Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда.

                Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

                  • осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;
                  • кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;
                  • обломки частей транспортного средства;
                  • составные части или крепежные детали отдельных узлов.

                  Видео:Все про шины | Сезонное хранение шин | Глубина протектораСкачать

                  Все про шины | Сезонное хранение шин | Глубина протектора

                  Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указанные данные в совокупности с другими используют для его розыска. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то проводят экспертизу для установления целого по части.

                  Частицы лакокрасочного покрытия позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаружения автомобиля проводятся:

                  1. трасологическая экспертиза (установление совпадения кусочков по линиям разделения и определение места, где раньше находилась краска);
                  2. материаловедческая экспертиза (сопоставление химических и физических свойств лакокрасочного покрытия).

                  В качестве обломков частей транспортных средств, обнаруживаемых на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и в зависимости от этого модель (марку) автомобиля. После установления транспортного средства проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте слома) часть, найденную на месте, и часть сохранившуюся на автомобиле.

                  Следы выступающих частей транспортного средства

                  Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются:

                    • при столкновении двух и более автомобилей;
                    • при ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд);
                    • при переезде через тело человека;
                    • при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.).

                    Следы контактного взаимодействия изучаются:

                      1. для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия;
                      2. для реконструкции события дорожно-транспортного или иного происшествия, т.е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

                      Говоря о таких следах, также различают следы:

                      Первые образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

                      Статические поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях — длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью).

                      Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

                      Для выявления и анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т. д.), затем — левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т. д.), правую боковую поверхность, после чего — крышу и, наконец, нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые участвовали в образовании контактных следов; так, при наезде на пешехода это будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при переезде человека — выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера, коробки скоростей, карданный вал и т. п.

                      Видео:КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИЗНОС РЕЗИНЫ АВТОМОБИЛЯСкачать

                      КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИЗНОС РЕЗИНЫ АВТОМОБИЛЯ

                      При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть:

                        • встречные;
                        • попутные;
                        • угловые (движение под углом друг к другу).

                        Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом транспортные средства практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является перекрестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны).

                        В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов — соударение, опрокидывание и т. п.

                        Следы первичного контакта возникают от внедрения одного транспортного средства в другое. Он характеризуется множеством вмятин, смещением металла в определенном направлении. Участки первичного контакта определяют по месту нахождения наибольшей деформации металла.

                        Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов — участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.

                        Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

                        Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина.

                        При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а следовательно, — транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей разрез.

                        Видео:Возьми на заметку ! Как восстановить протектор ! #shortsСкачать

                        Возьми на заметку ! Как восстановить протектор ! #shorts

                        Следы от выступающих частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.

                        Со следов незначительных размеров, которые могут быть использованы для идентификации, получают слепки. Это могут быть следы, оставленные головкой болта, гранью гайки, краевым участком бампера и т. п.

                        Слепки получают с помощью полимерных соединений и иных пластических масс. Отпечатки делают с поверхностных следов одежды потерпевшего, отобразившихся на лакокрасочном покрытии транспортного средства. Для этих целей используют кусочки липкой пленки (например, дактилоскопической).

                        • Свежие записи
                          • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
                          • Скрипят амортизаторы на машине что делать
                          • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
                          • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
                          • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

                          📽️ Видео

                          Вот вам и китайская резинаСкачать

                          Вот вам и китайская резина

                          Китайская шина в морозСкачать

                          Китайская шина в мороз

                          Из старой шины делают новыеСкачать

                          Из старой шины делают новые

                          Зачем вытаскивать камешки из протектора ?Скачать

                          Зачем вытаскивать камешки из протектора ?

                          Старая шина, но ещё высокий протектор. Что делать?Скачать

                          Старая шина, но ещё высокий протектор. Что делать?

                          Восстанавливаю шинуСкачать

                          Восстанавливаю шину

                          Pirelli Formula energy 195.65.16Скачать

                          Pirelli Formula energy 195.65.16

                          Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать

                          Как понять, когда протектор износился и шины пора менять

                          маркировка автомобильных шинСкачать

                          маркировка автомобильных шин

                          #протектор #шиныСкачать

                          #протектор #шины

                          🔥МОНСТР РЕЗИНА!!!!! Нарезка ЯШЗ Я-245. Из говна - конфета🔥Скачать

                          🔥МОНСТР РЕЗИНА!!!!! Нарезка ЯШЗ Я-245. Из говна - конфета🔥

                          Индикатор износа шинСкачать

                          Индикатор износа шин

                          Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких ОбозначенийСкачать

                          Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких Обозначений
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток