Сломал винт лодочного мотора

Есть мнение, что гребной винт — это расходный материал. Ну, наподобие как картридж в принтере, отработал свое — и на выброс.

Однако люди, которые считают деньги, картриджи перезаправляют, а винты ремонтируют.

Об этом и поговорим сегодня на страницах «Русской Лодки». Вернее о том, как используя подручный инструмент и материалы, выправить поврежденный винт.

Речь пойдет о технике работы с поврежденными винтами, лопасти которых погнулись, помялись, но сохранили целостность в том смысле, что нет отрывов и больших сколов. В противном случае для ремонта Вам понадобится как минимум аргоновый сварщик.

Сломал винт лодочного мотора

Поэтому есть смысл самому браться за рихтовку только при незначительных повреждениях гребного винта. В противном случае рекомендую трезво оценивать соотношение объема повреждений пропеллера и Ваших возможностей и слесарных навыков.

Видео:⚙️🔩🔧Не едет лодочный мотор. Провернут винт?Скачать

⚙️🔩🔧Не едет лодочный мотор. Провернут винт?

Ремонтный винт

На руках у меня оказался видавший виды недавно «покоцанный» винт. Выкидывать жалко. Тратить деньги на ремонт у какого-нибудь дяди по объявлению в «Авито» тоже жалко.

Значит будем править самостоятельно.

Винт Yamaha 17 шага на 15 шлицов будет нашим подопытным кроликом.

Сломал винт лодочного мотора

Как видите на снимке внешне вроде бы ничего страшного. Но это только на первый взгляд

Пропеллер этот чиркнул о небольшой донный камушек. Повреждения хоть и незначительны, но использовать данный винт нельзя: он рано или поздно разболтает гребной вал, после чего шестерни редуктора пойдут вразнос.

Повреждения

Лопасти для удобства обозначим номерами.

Лопасть № 1 излишне вогнута вовнутрь в верхней трети.

Сломал винт лодочного мотора

Край лопасти № 2 замят, что называется, «пожёван».

Сломал винт лодочного мотора

Лопасть № 3 не получила повреждений и полностью сохранна.

Видео:⚙️🔩🔧Удар винтом. Возможные последствия для редуктора лодочного мотора.Скачать

⚙️🔩🔧Удар винтом. Возможные последствия для редуктора лодочного мотора.

Правка (рихтовка) винта

Одна нормальная лопасть на нашем винте есть, поэтому будем править лопасти по её образцу. А это значит, что нужен слепок лопасти № 3.

Для этого нам понадобятся

Материалы и инструмент

  1. Кусок ДСП, который будет служить станиной для всего приспособления.
  2. Кусок трубы на который будем надевать ступицу винта. Трубка должна с минимальными зазорами плотно прилегать к шлицевому профилю винта, в тоже время позволяя винту вращаться вокруг неё.
  3. Перьевое или корончатое сверло для выполнения монтажного отверстия в ДСП для трубки.
  4. Материал для изготовления оттиска (слепка) лопасти.
  5. Киянка.
  6. Наковальня или что-то способное выступить в её роли.

Всё нужное я нашел в дебрях гаража. Наковальней хорошо послужил «блин» от разборной двухпудовой гири.

В качестве материала для слепка я использовал гипсовую штукатурку «Волма». Лучше конечно чистый гипс без замедлителей. Но его под рукой не оказалось, да я и не торопился — пускай сохнет эта «Волма» сколько ей надо.

Изготовление слепка

По центру плиты ДСП сверлим строго перпендикулярно её поверхности отверстие для трубки и устанавливаем её.

Сломал винт лодочного мотора

Ставим винт и проверяем ровность посадки

Сломал винт лодочного мотора

Сломал винт лодочного мотора

Наша задача подбить густой раствор гипса под неповрежденную лопасть. Чтобы он не растекался нужна какая-то форма. Для этого я располовинил пятилитровую бутыль квадратного профиля для воды и зафиксировал ее шурупами к плите.

Сломал винт лодочного мотора

Далее устанавливаем винт на трубку как можно плотнее к плите и набиваем гипсовый раствор для будущего слепка в нашу форму под лопасть. Оставляем всё сохнуть.

Надо сказать что эта гипсовая штукатурка сохла дня 3-4, а до абсолютного схватывания всего «камня» и того дольше. Конечно с чистым гипсом всё должно быть гораздо быстрее.

В конце-концов всё схватилось, и можно обрезать лишние части формы. Должно получиться нечто вроде этого.

Сломал винт лодочного мотора

Сломал винт лодочного мотора

Слепок лопасти гребного винта

Естественно, лопасть № 3 идеально садится в слепок. Теперь наша задача — отрихтовать остальные лопасти так, чтобы они также хорошо накладывались на этот слепок или хотя бы с минимальными зазорами. При этом, разумеется, при проверке рихтуемой лопасти винт должен быть надет на трубку.

Рихтовал я киянкой что на фото: лопасть кладется на кувалду и терпеливо, не спеша, отстукивается. Между сериями целительных ударов контролируем ход правки по слепку — сразу видно какую интенсивность удара и в каком месте применять.

Как видите на фото киянка с фторпластовым бойком на металлической ручке. Боёк тяжелый и жесткий. Как мне кажется для правки больших силуминовых и стальных винтов такая киянка предпочтительнее, нежели резиновая или деревянная.

Может так же не лишне было бы иметь для рихтовки небольшую киянку со свинцовым бойком. Но я решил не тратить время на ее изготовление, и в общем хватило той, что изображена выше.

Некоторые советуют править лопасть, плавно сжимая её погнутость в слесарных тисках между двумя деревянными брусками. Это немного экономит время, но тут сила воздействия большая, — сразу на большой площади и при этом в разных точках деформированного материала неодинаковая — лопасть может сломаться.

Читайте также: Сколько стоит масло для лодочного мотора ямаха

Нагрев

Греть перед рихтовкой лопасть из алюминивевого сплава имеет смысл.

Благодаря нагреву понижается хрупкость и упругость подобных сплавов, а пластичность повышается.

Советуют греть до такой температуры, чтобы при нажатии на лопасть тонкой деревянной лучинкой последняя обугливалась в месте соприкосновения.

Если винт грели, то после окончания рихтовки эксплуатировать его нужно не ранее чем через 24 часа.

Нагрев стали облегчит рихтовку, но ухудшит свойства материала. Так что стальные винты наверное нагревать нет особого смысла.

Отмечу, что нагревать винт до температуры «обугленной палочки» я не стал. Не такие уж серьезные деформации лопастей были, а демпферную втулку испортить шанс при таком нагревании есть. Но, тем не менее, в целях большей наукоёмкости, грел ))

Видео:простой способ выровнять винт лодочного мотора в домашних условиях до рабочего состоянияСкачать

простой способ выровнять винт лодочного мотора в домашних условиях до рабочего состояния

Результаты

На каждом фото: слева — было, справа — стало.

Сломал винт лодочного мотора

Сломал винт лодочного мотора

После правки винт нормально показал себя на испытаниях. Эксплуатировать можно, но в силу общего износа эффективнее будет винт по-новее. А этот замечательно подходит на роль «запаски», которая обязательно должна быть на борту у всех, кто дорожит своим мотором.

Видео:Втулки и гребные винты для лодочных моторовСкачать

Втулки и гребные винты для лодочных моторов

Лодочный мотор с гнутым валом или битым винтом. «Ещё походит»

На написание данной статьи натолкнул один правильный комментарий.

Автор: Декабрист Февральский

При проведении ТО, многие судоводители не обращают внимание на проверку вала на биение. А зря. Даже «на глаз» провести такую процедуру не помешает. Если без разбора узла и бесхитростно, я делаю так:

Ставлю крестовую отвёртку в рассверленное углубление на внешнем срезе вала. Примерно выравниваю инструмент с осью вала и держу. Далее, вращаю винт свободной рукой. Даже при таком весьма условном соблюдении точности, биение, если оно есть, вы обнаружите с лёгкостью.

В случае изогнутости этой детали следует принять меры. Но об этом чуть позже.

Так же, некоторые владельцы моторов не придают значения осмотру гребного винта. На нём могут быть сколы, трещины, следы ударов. Всё это нарушает его рабочие качества, а в некоторых случаях — приводит к выходу из строя всего узла трансмиссии. Так же, к плохим последствиям может привести неправильная обработка пострадавшего винта. Она приводит к разбалансировке и дальнейшему износу всех деталей.

К слову, некоторые водномоторники даже затачивают лопасти, чего тоже делать не следует.

Теперь о биении в целом. Не важно, чем оно вызвано, результат будет одинаков. Появится вибрация, упадёт скорость и грести мотор станет хуже. Начнут страдать другие узлы и компоненты трансмиссии. На гребном валу стоит два или три подшипника (зависит от марки мотора и конструкции). Есть разные варианты:
С двумя шариковыми подшипниками, с 1 шариковым и 1 коническим, с 2 шариковыми и 1 игольчатым.

Все они, без исключения, будут стардать. Первым — как в случае с Tohatsu 30 или же с сопоставимой Yamaha, например, где 3 подшипника — первым попадёт под раздачу игольчатый. Стоит он в обойме подшипников первым от винта. И сепаратор его иногда пластиковый.
Так же, начнёт жевать сальники и очень высока вероятность попадания воды в редуктор. По мере увеличения люфта на подшипниках, начнут подвергаться износу и разрушению шестерни. При длительной эксплуатации при в условиях может наблюдаться выкрашивание.

Допустим, у вас был удар по камню, коряге, дну на реке. Винт пострадал, или погнулся вал. При варианте «сталинграда», лучше прекратить попытки дойти своим ходом. но если всё терпимо, то за непродолжительный период перехода до домашней пристани ничего страшного не случится, пару-тройку часов мотор вполне выдержит без последствий. Но если пострадал винт, то, конечно же, лучше его заменить, при условии наличия его в запасе.

Уже в гараже/сухом доке, следует устранить все последствия удара. Вал, если надумаете отдать на выпрямление, ни в коем случае нельзя сильно греть. И не надейтесь на быстрое его исправление. Процедура может длиться от нескольких дней до пары недель. И то, найти того кто согласиться на такое, весьма сложно.
В случае обещаний мастером быстрого решения вопроса, за день или даже «прям тут, прям ща» , следует держаться подальше от такого умельца. Кто знает сам процесс и технологию выравнивая калёного металла понимает, о чём я говорю. В общем, проще будет (пусть и не дешевле) , купить б/у вал, что тоже трудно, или купить новый.

С винтами тоже надо быть осмотрительным. Затачивать его не надо по кромкам. Это в последствии скорее приведет к кавитации, чем к улучшенным гребным свойствам. Попробуйте махнуть в воду с размаха какой-нибудь острой металлической полосой типа сабли. Куда она в воде пойдёт, в какую сторону и по какой траектории — момент непредсказуемый. Так же ваши заточенные лопасти будут рваться невесть куда, но из-за жёсткости конструкции это компенсируется кавитацией.

Если на винте нет крупных повреждений, достаточно убрать напильником заусенцы, подровнять кромки лопастей и слегка закруглить их по сечению. При наличии же крупных сколов разбалансировка вам обеспечена.

Можно, конечно, отнести винт аргонщику. Однако, наваренный алюминий будет пористым, а не монолитным как сам винт. Это следует учитывать и быть готовым, что такую запчасть лучше оставить на «докатку». В случае обнаружения трещины на винте, некоторые так же идут к аргонщику. Ему нет особого резона заморачиваться и он просто положит шов. Поэтому, вам предварительно самому следует найти внутренний конец трещины и маленьким сверлом проделать в ней отверстие, сняв напряжение с металла и предотвратить тем самым дальнейшее её расползание.
(Для аналогии, таким образом поступают ещё со стеклом при его восстановлении).

Читайте также: Аналог мотор сич в россии

После сварочных работ нужно все обработать, чтобы максимально приблизить винт к изначальному состоянию. После всех процедур, лучше всего найти возможность проверить вал и винт на биение.
Если не удастся, то придётся положиться на своё чутьё, опыт и глазомер. Так же, не следует забывать, что после ударов обязательно следует проверить сальники и провести дефектовку всего редуктора. Что касаемо сальников, коль уж заговорили о них — их следует всегда проверять даже после наматывания лески на гребной вал. Бывает так, что она начинает резать сальник и вода поступает в редуктор. Спасибо за прочтение!

Видео:Защита редуктора и винта лодочного мотора. Нужна ли???Скачать

Защита редуктора и винта лодочного мотора. Нужна ли???

Ремонт, восстановление лодочных винтов

#382552 Nik(дядьКоля)

Дата регистрации: 22-Июнь 14

Тема о ремонте вашего лодочного винта. Нужен совет — спросите у наших рыбаков.

Просьба — в этой теме, воздержаться от флуда. Для тех кто хочет «просто поговорить», внизу каждого сообщения есть кнопка «Ответить во флудильне».

Для вопросов по подвесному мотору, есть целый раздел «ПЛМ».

По лодкам — лодочный раздел с кучей тем.

По выбору винта для вашего ПЛМ, тема — «Выбор, замена лодочного винта».

Любой флуд в этой теме — будет удаляться модераторами, без объяснений и предупреждений. Злостные флудеры — рискуют попасть в бан.

Но, несмотря на строгость наших Правил, желаю приятного общения. Нужна будет помощь — обращайтесь.

#1 местный

Дата регистрации: 30-Ноябрь 15

Сломал винт лодочного мотора

  • Отправить ЛС
    • Город: Новоалтайск-белоярск

    подскажите ребята как правильно править винт? если это возможно вообще ? погнул на реке вибрация страшная, на берегу подправил на пеньке, .визуально видно очень криво.суза-9.9

    #2 Mitrich

    Дата регистрации: 24-Июнь 14

    подскажите ребята как правильно править винт? если это возможно вообще ? погнул на реке вибрация страшная, на берегу подправил на пеньке, .визуально видно очень криво.суза-9.9

    лучше взять новый,знаю знакомый отправлял править куда то в Питер.

    Никогда не спорьте с идиотами.Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом!

    #3 Chaynic

    Дата регистрации: 23-Июнь 14

    #4 Nik(дядьКоля)

    Дата регистрации: 22-Июнь 14

    Согласен с Митричем и Сергеем.

    Добавлю — неверно выправленный винт, быстро угробит вал или подшипник(и) на валу — разобьет, как не баллансированный колесный диск.

    #5 stalex

    Дата регистрации: 16-Июль 14

    Сломал винт лодочного мотора

  • Отправить ЛС
    • Город: Барнаул
    • Могу быть полезен: компьютеры

    подскажите ребята как правильно править винт? если это возможно вообще ? погнул на реке вибрация страшная, на берегу подправил на пеньке, .визуально видно очень криво.суза-9.9

    Гнется, как правило одна-две лопасти. Если видишь, что криво-поправь. Выбери наименее поврежденную лопасть, сделай одну не криво, а остальные по ней. И проверь все остальное, вал, колпаки на свечах, коннекторы на баке. Сколько было гнутых и коцанных винтов, никогда на моторах до 15 кобыл особой вибрации не было. Не те веса и размеры.

    Питер, конечно хорошо, но в данной категории не очень бюджетно.

    На последней рыбалке налетел на маленькую деревяшку. Скорость упала на 2-3 км. И х. симя. Дома в гараже на одной лопасти заусениц поправил, на следующей рыбалке посмотрю что получилось.

    Сообщение отредактировал stalex: 03 Октябрь 2016 — 20:06

    Учусь всю жизнь. Надеюсь, что каникулы не скоро.

    #6 stalex

    Дата регистрации: 16-Июль 14

    Сломал винт лодочного мотора

  • Отправить ЛС
    • Город: Барнаул
    • Могу быть полезен: компьютеры

    Согласен с Митричем и Сергеем.

    Добавлю — неверно выправленный винт, быстро угробит вал или подшипник(и) на валу — разобьет, как не баллансированный колесный диск.

    Читайте также: Моторы вольво хс90 2 5 бензин

    А я вот не согласен ни с Энгельсом, ни с Каутским..(Собачье сердце)

    Не, ну с нашими мужиками угробить можно все, но чтобы быстро подшипники, а тем более вал, тута я категорически нисогласный.

    Если на моторе до 15-18 сил на румпеле сильная вибрация, то разницу кривизны лопастей винта можно увидеть даже после 3-4 или даже 5 звездочек. А если не «вооруженным» взглядом,то вообще без вопросов.

    Как в армии:- пусть безобразно, но единообразно.

    Учусь всю жизнь. Надеюсь, что каникулы не скоро.

    #7 TUNEZ

    Дата регистрации: 19-Июль 14

    Сломал винт лодочного мотора

  • Отправить ЛС
    • Город: Малинбяо
    • Могу быть полезен: Всегда занят.

    Во Флуде Рождается Истина.

    #8 stalex

    Дата регистрации: 16-Июль 14

    Сломал винт лодочного мотора

  • Отправить ЛС
    • Город: Барнаул
    • Могу быть полезен: компьютеры

    Узел в данном случае редуктор, остальное детали узла. Чтобы сократился срок службы УЗЛА должна выйти из строя одна из деталей.

    Вал теряет геометрию сразу после удара.

    Потом, гнутый вал разбивает сальники, в редуктор попадает вода, потом кончаются подшипники и т.д. по нарастающей.

    Вал был гнутый, в редукторе была вода.

    Если вал не гнутый, то даже «визуальная правка на пеньке» до более менее одинакового состояния лопастей не должна давать сильной вибрации. Конечно, если глаз не стеклянный и руки выше пояса растут

    Учусь всю жизнь. Надеюсь, что каникулы не скоро.

    #9 stalex

    Дата регистрации: 16-Июль 14

    Сломал винт лодочного мотора

  • Отправить ЛС
    • Город: Барнаул
    • Могу быть полезен: компьютеры

    Зря ты так, одно дело заусенец , другое изменение геометрии винта. Думаю что конечно вал сразу и не разобьёт , но значительно сократит службу данного узла.

    Не, ну можно посидеть, поплакать, заглушить мотор и идти к месту стоянки на веслах, включив аварийную сигнализацию, конечно, и по сотику вызвать почтового курьера для срочной отправки винта в Питер

    А можно, конечно оценив неприятность,принять меры к реставрации и продолжить рыбалку.

    Тут каждый решает сам

    Учусь всю жизнь. Надеюсь, что каникулы не скоро.

    #10 ASV

    Дата регистрации: 29-Июнь 14

    #11 stalex

    Дата регистрации: 16-Июль 14

    Сломал винт лодочного мотора

  • Отправить ЛС
    • Город: Барнаул
    • Могу быть полезен: компьютеры

    А если ситуация еще плачевней — отломившаяся лопасть — есть места где умеют приварить, или однозначно на цветмет?

    В Новосибе неоднократно видел рекламу по восстановлению винтов и редукторов, ценник в рекламе гуманный. Сам не обращался. И не звонил.

    Имхо возможность приварить сильно зависит от материала. Но возникает вопрос, а отломанный кусок-то сохранился?

    Если есть нужда, нужно звонить узнавать технологию, потом решать

    Учусь всю жизнь. Надеюсь, что каникулы не скоро.

    #12 Chaynic

    Дата регистрации: 23-Июнь 14

    «визуальная правка на пеньке» до более менее одинакового состояния лопастей не должна давать сильной вибрации.

    #13 Алексей Евгеньич

    Дата регистрации: 30-Сентябрь 14

    Любая литая деталь после удара будет иметь нарушенную геометрию, а правка и сварка практически невозможна. Что бы исправить дефекты на деталях сложной геометрии, коей винт и является необходима как минимум матрица для данного винта, ну и руки имеющие опыт наработанный не одним изделием. Надо же, не только сделать одинаковую кривую, на всех лопастях, но и угол наклона, относительно оси, да и шаг должен быть соблюден.

    Сразу возникает вопрос, чем отличается фирменный винт, от копии? Наверное, точностью изготовления и приближенностью к идеальной кривой и КПД приближенным к идеальному.

    Однако, вариант с пеньком, в рыболовных условиях просто необходим, для продолжения рыбалки возвращения на базу.

    Делайте в жизни полезное, потом это станет и приятным

    #14 kroHA22

    Дата регистрации: 24-Июнь 14

    Сломал винт лодочного мотора

  • Отправить ЛС
    • Город: Барнаул
    • Могу быть полезен: Риелтор

    Служил я на Амуре на таком вот водомётном катере , а т. к. дно Амура не совсем песчаное, то винты мы били постоянно и чуть ли не раз-два в месяц разбирали водомёт и рихтовали винты, при помощи приспособы, трубы и кувалды. Вибрации никогда не было, а движок там 3Д20 стоял, наш Трансмашевский. Винты так за навигацию убивали об камни,

    что передние кромки лопастей

    Сломал винт лодочного мотора

    снашивались за навигацию на 1-1,5 см и их зимой наваривали точили и снова рихтовали.

    А на этом видео есть как и чем винт рихтуют и на каком винте приходится идти не одну сотню км

    С 21:50 по 22:20 и 45:50 по 47:30 Как то так.

    Сообщение отредактировал kroHA22: 04 Октябрь 2016 — 11:00

    • Свежие записи
      • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
      • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
      • Какие моторы бывают у стиральных машин
      • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
      • Как снять стопорную шайбу с вала


      🔥 Видео

      Поставил гребной винт а гайки нет, Как быть?Скачать

      Поставил гребной винт а гайки нет, Как быть?

      Ремонт винта лодочного мотора своими руками! самый простой способ!Скачать

      Ремонт винта лодочного мотора своими руками! самый простой способ!

      Гребной винт лодочного мотора после шлифовки и полировкиСкачать

      Гребной винт лодочного мотора после шлифовки и полировки

      Подбор гребного винта для лодочного мотораСкачать

      Подбор гребного винта для лодочного мотора

      Сломал винт, погнул вал Сузуки ДФ60Скачать

      Сломал винт, погнул вал Сузуки ДФ60

      Лодочные винты и их заточка.Скачать

      Лодочные винты и их заточка.

      БАЛАНСИРОВКА ВИНТА ЛОДОЧНОГО МОТОРА, ПРОСТОЙ СПОСОБСкачать

      БАЛАНСИРОВКА ВИНТА ЛОДОЧНОГО МОТОРА, ПРОСТОЙ СПОСОБ

      Гребной винт лодочного мотора , изменяем характеристики подбираем лучшее, скорость/экономичностьСкачать

      Гребной винт лодочного мотора , изменяем характеристики подбираем лучшее, скорость/экономичность

      Почему прокручивается винтСкачать

      Почему прокручивается винт

      Миф о винтах Как подобрать гребной винт для лодочного мотора Реальные замеры. Перекрут НедокрутСкачать

      Миф о винтах  Как подобрать гребной винт для лодочного мотора  Реальные замеры.  Перекрут  Недокрут

      Испытание защиты редуктора лодочного мотораСкачать

      Испытание  защиты редуктора лодочного мотора

      Провернуло втулку лодочного винта - востановление винта.Скачать

      Провернуло втулку лодочного винта -  востановление винта.

      Как подобрать гребной винт для лодочного мотораСкачать

      Как подобрать гребной винт для лодочного мотора

      Что же происходит с ГРЕБНЫМ ВИНТОМ после шлифовки и полировки через сезон или два???Скачать

      Что же происходит с ГРЕБНЫМ ВИНТОМ после шлифовки и полировки через сезон или два???

      Ремонт гребного винта (Repair of screw-propeller)Скачать

      Ремонт гребного винта (Repair of screw-propeller)
    Поделиться или сохранить к себе:
    Технарь знаток