Смазывающие материалы должны подбираться таким образом, чтобы они в рассматриваемых условиях работы обеспечивали сохранение жидкой прослойки, не выдавливались, были бы физически и химически стабильными.
Смазки подразделяются на следующие группы:
а) по основному назначению: антифрикционные, защитные и уплотняющие;
б) по основным свойствам: низко-, средне-, тугоплавкие (с температурой каплепадения соответственно до 65, 100 и свыше 100° С); водостойкие (не растворяющиеся в воде); морозостойкие (сохраняющие работоспособность при температуре ниже —30° С); активированные (для особо высоких нагрузок); защитные от коррозии, не растворяющие резину и кислотоупорные.
Для различных деталей арматуры используются следующие смазочные материалы.
1. Для редукторов приводов (подшипники, зубчатые и червячные передачи и др.) применяются индустриальные масла, широко используемые в машиностроении, или автол 6.
2. Для резьбовых пар шпиндель — ходовая гайка смазка должна удовлетворять следующим требованиям: не стекать после нанесения на резьбу, выдерживать большие контактные давления, по возможности не растворяться в атмосферных осадках, быть стойкой при заданной температуре. При нормальной температуре для этой цели подходит также солидол, состоящий в основном из вязкого минерального масла, загущенного кальциевым мылом жирных кислот. Он предназначен для работы при больших нагрузках, небольших скоростях скольжения и температуре до 55° С. При повышенных температурах следует применять более тугоплавкие смазки.
При высоких температурах в состав смазки обычно вводится в качестве компонента чешуйчатый или коллоидный графит, оказывающий хорошее смазывающее действие в трущихся парах, однако в присутствии кислорода и воды графит работает как абразив. Кроме того, на аустенитных сталях и стали 3X13, где много хрома, графит при высокой температуре образует карбиды хрома и создает точечную (язвенную) коррозию. Карандашный мелкозернистый графит с малой зольностью для смазок лучше чешуйчатого, и наилучшим является дисперсный графит, оба они не дают язвенной коррозии.
3. Для узлов трения без воды при температуре до 115° С широко применяется универсальная тугоплавкая смазка УТ-1 по ГОСТ 1957—73 (консталин жировой), а при температуре до 135° С — смазка УТ-2.
4. Для ушютнительных поверхностей чугунных газовых кранов используется специальная кальциевая смазка на касторовом масле, применимая при температуре от —30 до +60° С. Уплотнительные поверхности кранов из цветных сплавов (бронзы и латуни) смазываются смазко» «Карбюр», пригодной для температур от —30 до +50° С.
5. Для уплотнительных поверхностей чугунных и стальных задвижек применяется синтетическая смазка типа 1-13С. Смазка пригодна для температур от —30 до +100° С.
6. При консервации деталей арматуры на время складского хранения наилучшую защиту обеспечивает пушечная смазка УНЗ по ГОСТ 3005—51, она, как правило, используется лишь для ответственных объектов.
Широкое применение имеют антифрикционные смазки ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-221. Смазка ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—59 представляет собой минеральное масло, загущенное литиевым мылом. Она может быть использована при температуре от —60 до +120° С. Смазка химически стабильна, но не рекомендуется для работы в контакте с цветными сплавами. Смазка ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433—60 используется в широком диапазоне температур (от —60 до + 150° С) и представляет собой кремнийорганическую жидкость, загущенную литиевым мылом. Смазка не действует на резину, поэтому она может быть использована также для смазки резиновых манжет. Смазка ЦИАТИМ-221 стойка в парах кислот.
Большие перспективы для использования в арматуростроении имеет смазка, представляющая собой кремнийорганическую жидкость с дисульфидом молибдена — двусернистым молибденом . Дисульфид молибдена стоек в атмосфере азота, водорода, в серной, фосфорной и уксусной кислотах при температуре от —200 до +450° С, в окисляющих средах не стоек, так как окисляется содержащаяся в нем сера. Такая смазка может значительно улучшить работу кранов и резьбовых соединений шпиндель—ходовая гайка, уменьшить силы трения и износ деталей при температуре до +250° С, а для стали Х18Н10Т — до +350° С. Она может также улучшить условия работы уплотняющих поверхностей арматуры.
Читайте также: Устройство понижающего редуктора мтз 82
Некоторые смазочные материалы и область их применения приведены в табл. 1.44.
Исследования смазочных материалов последних лет выявили положительную роль некоторых вводимых в смазку металлических порошков, которые, осаждаясь на поверхностях трения, предохраняют их от износа и задирания и снижают силу трения в паре. Такие смазки получили название плакирующие. Так, присутствие свинца, олова и серебра в смазке снижает силу трения. Введение порошков меди и цинка увеличивает силу трения. Однако в обоих случаях задиры не появляются вплоть до контактных давлений, при которых происходит пластическая деформация стали, и температур, при которых начинает плавиться плакирующий металл. Применение таких смазок открывает широкие перспективы повышения допускаемых контактных давлений в парах шпиндель—ходовая гайка, зазор в которых, однако, не должен быть меньше 100 мкм (наибольший размер гранул порошка). Порошки вводятся в количестве 10% от веса смазки (10% порошка, 90% смазки) и перемешиваются механически.
1.44. Некоторые смазочные материалы и область их применения
Масло индустриальное; автол б
Консталин жировой УТ-1 и УТ-2
Консталин синтетический УТс-1 и УТс-2
Солидол жировой УС-1; УС-2; УС-3 и его заменитель — солидол синтетический УСс-1, УСс-2, УСс-3
Фторированная смазка 5-ОКФ; 10-ОКФ
Смазка для газовых кранов . «
Подшипники, механические передачи и др.
Узлы трения без контакта с водой
Заменитель жирового консталина
Узлы трения при контакте с водой
Узлы трения, работающие при повышенной влажности (смазка химически стабильна)
Узлы трения, работающие в контакте с агрессивными средами (смазка химически стабильна, водоупорна, не разрушает резину)
Узлы трения, работающие при повышенной температуре
Узлы трения, работающие в контакте с агрессивными средами
Герметизация арматуры на магистральных газопроводах
Видео:Как залить смазку в редуктор культиватора | Смазка для редуктора культиватора DDEСкачать
Смазки, применяемые в арматуростроении
Арматурный завод » Делимся опытом » Смазки, применяемые в арматуростроении
Значение смазки для подшипников общеизвестно, однако и для таких тихоходных пар, какими являются шпиндель — ходовая гайка, значение смазки велико. Так, результатами исследований установлено, что гайка из латуни ЛС59-1, работающая в паре со шпинделем из стали Ст.5 и выдерживающая при работе под большой нагрузкой со смазкой несколько тысяч ходов без заметных следов износа, при отсутствии смазки изнашивалась быстро.
Подбор смазывающих материалов должен производиться таким образом, чтобы они в планируемых условиях эксплуатации обеспечивали смазывание трущихся поверхностей, не выдавливались и были физически и химически стойкими.
Важнейшей характеристикой смазок является их вязкость (кинематическая вязкость в сст или относительная — в градусах Энглера °Е). При замене одного вида смазывающего материала другим прежде всего подбираются смазки, близкие по вязкости, а затем проверяются другие свойства заменителя. Консистентные смазки характеризуются пенеграцией, оцениваемой в градусах по глубине погружения конуса за 5 сек. Чем мягче смазка, тем больше число пенеграции. Для оценки свойств смазки важными являются также температура каплепадения и температура вспышки. В соответствии с назначением смазки классифицируются на антифрикционные, защитные и уплотняющие. По основным свойствам смазки подразделяются на низкоплавкие — с температурой каплепадения до 65° С; среднеплавкие — с температурой каплепадения до 100° С; тугоплавкие — с температурой каплепадения свыше 100° С; водостойкие — не растворяющиеся в воде; морозостойкие — не теряющие эксплуатационные свойства при температуре ниже —30° С; активированные — для особо высоких нагрузок; защитные от коррозии, не растворяющие резину и кислотоупорные.
Смазочные материалы используются в узлах трения трубопроводной арматуры для смазки подшипников, зубчатых и червячных передач редукторов приводов, резьбовых пар «шпиндель —ходовая гайка», сальников регулирующих клапанов, а также для смазки уплотняющих поверхностей кранов и задвижек и пропитки сальниковых набивок. Чаще всего применяются антифрикционные смазки ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-221.
Смазка ЦИАТИМ-201, изготавливаемая по ГОСТ 6267, состоит из минерального масла, в которое для загущения добавлено литиевое мыло. Ее температура применения составляет от —60 до +120° С. Эта смазка способна противостоять окисляющему воздействию воздуха и химическому воздействию среды (химически стабильна), но не рекомендуется для контакта с деталями из цветных металлов и сплавов и для работы при высоких нагрузках.
Читайте также: Редуктор понижения давления 1 дюйм
Смазка ЦИАТИМ-221, изготавливаемая по ГОСТ 9433, используется в более широком диапазоне температур от —60 до +150° С и представляет собой кремнийорганическую жидкость, в которую для загущения также добавлено литиевое мыло. Смазка нейтрально действует на резину, поэтому она может быть использована и для смазки резиновых манжет. Смазка ЦИАТИМ-221 является стойкой в парах кислот.
Смазка редукторов может производиться машинным маслом марки Л или марки С по ГОСТ 1707, которое широко используется в машиностроении, или автолом 6. Для смазывания резьбовых пар «шпиндель — ходовая гайка» должны применяться смазки, которые не стекают после их нанесения на резьбу, выдерживают большие удельные давления, не смываются атмосферными осадками и являются физически стойкими при температуре применения. При температуре от —20 до +65° С для этого применяется солидол, состоящий в основном из вязкого минерального масла, в которое для загущения добавлено кальциевое мыло жирных кислот. Он предназначен для работы при удельных нагрузках, не превышающих 30 МПа, и скоростях скольжения, не превышающих 0,3 м/с. При повышенных температурах для этих целей применяются более тугоплавкие смазки.
Для стойкости смазки при повышенных температурах в ее состав добавляют чешуйчатый или коллоидный графит, которые оказывают хорошее смазывающее действие в трущихся парах. Однако при отсутствии кислорода и воды графит начинает действовать как абразив. Кроме того, при применении такой смазки на сталях, содержащих относительно высокий процент хрома, графит при высокой температуре образует карбиды хрома, из-за которого возникает точечная (язвенная) коррозия. Поэтому для приготовления смазок предпочтительнее использовать карандашный мелкозернистый графит с малой зольностью или дисперсный графит, так как они не провоцируют возникновение язвенной коррозии. Методика приготовления графитовой смазки приведена в СТ ЦКБА 075-2009.
Для узлов трения также широко применяется консталины жировые по ГОСТ 1957: марка УТ при температуре до 120° С, а марка УТ-2 при температуре до 135° С. Ограничением в применении является присутствие влаги, так как консталины жировые легко смываются с деталей.
Для сальников с целью создания минимального трения между штоком и набивкой применяется консистентная смазка различного состава (в зависимости от температуры рабочей среды. Состав пропитки сальниковых набивок обуславливается ее назначением и условиями работы. Реже для пропитки применяются масло цилиндровое и смазка МГС, а также смазка бензиноупорная марки БУ. Для работы арматуры в агрессивных средах применяются фторированные смазки.
Все чаще в арматуре используется смазка, состоящая из кремнийорганической жидкости с добавлением дисульфита молибдена — двусернистого молибдена — MoS2. Такая смазка уменьшает силы трения и износ при работе кранов и резьбовых соединений «шпиндель — ходовая гайка», чем значительно увеличивает продолжительность эксплуатации изделий при температуре до +250° С, а в изделиях из стали Х18Н10Т — при температуре до +350° С. Достоинство такой смазки также в том, что дисульфит молибдена стоек в среде, содержащей азот, водород, в серной, фосфорной и уксусной кислотах при температуре от —200 до +450° С. В средах, содержащих сильные окислители, смазка с дисульфитом молибдена не стойка, так как окисляется содержащаяся в нем сера. Для консервации деталей трубопроводной арматуры на время складского хранения ответственных объектов применяется пушечная смазка УНЗ по ГОСТ 3005. Для складского хранения обычной арматуры используется смазка универсальная низкоплавкая УН по ГОСТ 782 — технический вазелин.
В условиях тропического климата создаются особо сложные условия эксплуатации арматуры, так как она при этом подвергается интенсивному воздействию лучистой энергии солнца и соляных туманов. Интенсивно происходит и плеснеобразование. Для этих условий смазка должна подбираться особенно тщательно и иметь свойства, обеспечивающие нормальную работу арматуры. Общие сведения о применяемых в трубопроводной арматуре смазках приведены в стандарте СТ ЦКБА 059-2008 «Арматура трубопроводная. Антифрикционные смазки. Область применения, нормы расхода и методы нанесения».
Читайте также: Регулировка редуктора гбо инжектор
Видео:Смазка для редуктора болгарки / Густая смазка в редукторе болгарки / Смазка редуктора УШМСкачать
Задвижки запорной арматуры: основные проблемы при эксплуатации и пути их решения
Смотрите также
Задвижка – это элемент запорной арматуры, у которого запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно к оси потока рабочей среды.
Основные преимущества задвижек заключаются в простоте их конструкции, небольшом гидравлическом сопротивлении рабочей среде при полностью открытом проходе, возможности применения для потоков большой вязкости, при высоких температурах и давлении среды. Эти свойства делают их особенно ценными для применения в магистральных трубопроводах, которые должны обеспечивать постоянное высокоскоростное движение среды без значительных потерь на сопротивление.
К элементам типовой задвижки относятся маховик (1), ходовой винт (2), прижимная втулка (3), корпус (5), элементы которого соединены с помощью резьбовых элементов (4) через прокладку (6). При вращении маховика (1) ходовой винт (2) через шток сообщает возвратно-поступательное движение запорному элементу (7), который открывает или перекрывает канал рабочей среде. Закрытие задвижки происходит при полном непосредственном контакте с корпусом. Уплотнение (8) повышает герметичность задвижки. Распространенными видами конструкционных материалов для изготовления уплотнений является резина или пластмассы.
Для надежной работы задвижек в течение длительного времени приходится решать ряд задач, связанных условиями эксплуатации и обслуживания трубопроводной арматуры:
- Коррозия деталей
- Большие усилия на привод запорного элемента
- Потеря герметичности из-за старения и износа уплотнительных элементов, поверхности седла
- Трудности при демонтаже деталей
Предотвратить возникновение проблем позволяют различные смазочные материалы, свойства и характеристики которых должны соответствовать рабочим средам и условиям их эксплуатации. Некоторые элементы запорной арматуры могут изготавливаться из пластмассы или эластомеров, поэтому при подборе смазок для задвижек необходимо учитывать их совместимость с этими материалами.
Применение смазок, не отвечающих режимам эксплуатации или несовместимых с материалами задвижек, не только не приносит положительных результатов, но и зачастую приводит к преждевременному износу, коррозии или разрушению деталей.
Дисперсии, пасты , смазки, покрытия торговых марок EFELE и MODENGY разработаны специально для применения в узлах запорной арматуры, в том числе в задвижках, работающих под воздействием влаги и химически агрессивных сред в экстремальных условиях низких и высоких температур.
В последнее время наблюдается повышенный интерес к применению в узлах трубопроводной арматуры антифрикционных покрытий.
Популярным образцом материалов этого типа является антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1001 от российской компании «Моденжи».
В качестве твердых смазочных компонентов в нем иcпользуется дисульфид молибдена и графит, в качестве связующего вещества – неорганические соединения.
Покрытие используется для ходовых винтов. Оно образует на поверхности сухую смазочную пленку, которая максимально снижает трение и износ, предотвращает налипание пыли, заедания и быстрый износ.
При обработке покрытием ходовой винт легко страгивается даже после длительного простоя и движется плавно, без рывков.
В нижеприведенной таблице даны рекомендации по применению в других узлах трения задвижек материалов EFELE.
Узел трения или технологическая операция | Смазочный материал и его функция |
Резьбовые соединения (болты, шпильки) | Термостойкая медная паста EFELE MP-413 образует эффективную разделительную и защитную пленку, обладающую высокими несущими и противозадирными свойствами |
Уплотнительные элементы из эластомеров | Пластичная смазка EFELE SG-393 имеет пищевой допуск Н1, может применяться в газо- и водоснабжении |
Демонтаж заржавевших деталей | Дисперсия EFELE UNI-M Spray облегчает демонтаж заржавевших и прикипевших резьбовых соединений |
Защита от коррозии | Универсальная паста EFELE MP-491 с пищевым допуском надежно защищает от фреттинг-коррозии |
Обеспечивая эффективную долговременную защиту узлов и элементов задвижек, материалы MODENGY и EFELE способствуют увеличению ресурса запорной арматуры и снижению затрат на обслуживание трубопроводов.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎦 Видео
Смазка для болгарок, перфораторов и редукторов бензокосСкачать
Варианты смазок для редукторных моторов электровелосипедов. Кареточных и моторколесСкачать
Смазка редуктора болгарки. Почему нельзя использовать Литол для смазки редуктора УШМСкачать
Идеальная смазка редуктора болгарки #лайфхак #болгарка #смазка #инструмент #ремонтинструментаСкачать
Самодельная смазка редуктора болгарки: сделать или купить?Скачать
Техническое обслуживание и ремонт запорной арматурыСкачать
Только Так! Замена смазки в редукторе болгарки (УШМ)Скачать
0906000 ТЭУ. Учебная практика. Сборка и разборка задвижкиСкачать
Червячный редуктор - Анимация сборки и работыСкачать
#25.1 Пластичные (консистентные) смазки. Состав, назначение и применение.Скачать
Смазка для редуктора болгарки # Grinder greaseСкачать
СДЕЛАЙ ЭТО! и Твоя Болгарка Будет Вечной 5 советов в работе с УШМСкачать
Самодельная смазка для редуктора болгарки.Скачать
Ревизия редуктора болгарки - Прошло 9 месяцев после ремонтаСкачать
Смазка редуктора болгарки своими руками: ответы на 2 вопросаСкачать
Это Верх Идиотизма!!!! Не Стоит Так Делать с Своей БолгаркойСкачать
4) Чем смазать редуктор мясорубки?Скачать
Замена смазки в редукторе болгарки. Mannol 8094. Champion ep 0Скачать