Продление безотказной работы узлов и механизмов неразрывно связано с применением качественных смазывающих материалов. Вместе с традиционными маслами и смазками для уменьшения трения в деталях применяются специальные составы включающие в себя присадки и материалы, способствующие восстановлению поверхностей деталей. Одной из таких востребованных высокотехнологичных композиций выступает молибденовая смазка, основным компонентом которой является дисульфид молибдена.
Видео:Смазка редуктора китайской мотокосы, бензокосы, триммераСкачать
Состав и свойства
Основой наполнения смазки выступает дисульфид молибдена – порошкообразное вещество насыщенного серого цвета с голубым отливом или чисто черного цвета. Использование молибдена для смазки трущихся деталей было открыто еще в Средние века, во всяком случае в работах алхимиков того времени часто вспоминается молибден как вещество «успокаивающее трение». А вот промышленное применение молибден нашел только в первой трети 20 века.
Как и все технические открытия того времени однозначного ответа для чего применяется смазка с молибденом не дал, но зато открыл возможность дальнейшего исследования вещества. В 1935 году Альфред Соннтаг инженер-авиастроитель использовал смазку в установке для моделирования нагрузок, которые воздействуют на планер самолета. Результаты эксперимента были неоднозначными – с одной стороны, оборудование стало работать существенно лучше, уменьшилось трение, из-за чего уменьшилась и общая вибрация. С другой стороны, многие детали начали быстрее изнашиваться, поскольку в консистенции смазки было большое количество абразивов, вследствие чего начала проявляться ощутимая выработка в деталях. Такое положение дел подтолкнуло исследователей искать пути и способы получения материала, содержащего чистый дисульфид молибдена, без абразивных примесей.
К 1940 году был найден способ получения очищенной молибденовой руды от примесей горных пород, повышающих абразивные свойства смазки. С этого момента молибден стал постоянно применяться как самостоятельный вид наполнителя для смазок и присадок моторных масел.
Основными свойствами дисульфида молибдена, используемые в качестве наполнителя смазок выступают:
- Возможность наложения малым равномерным слоем толщиной от 5 до 25 мкм;
- Способностью сохранять свои свойства в неблагоприятных условиях, например, в условиях вакуума и повышенной радиации;
- Повышенная устойчивость к износу;
- Молибден обладает высокой адгезией к металлам и сплавам;
- Обеспечивает заполнение микронеровностей и разрывов поверхностей;
- Материал не склонен к горению, как в обычных условиях, так и в условиях повышенных температур и нагрузок.
- Материал нейтрален к кислотам и щелочам;
- Смазка обладает самым низким коэффициентом трения;
- Смазка с молибденом применяется в температурном коридоре от -200 до +350 градусов Цельсия.
В автомобилях смазка с дисульфидом молибдена применяется для обработки ШРУСов
Видео:Смазка редуктора болгарки. Почему нельзя использовать Литол для смазки редуктора УШМСкачать
Назначение и сфера применения
Уникальные свойства смазки с дисульфидом молибдена нашли свое применение в тех случаях, когда другие виды смазочных материалов применить физически невозможно. Наиболее правильно применение показано при:
- Высоких рабочих температурах;
- Больших давлениях рабочей среды;
- Резких ударных нагрузках;
- Повышенном радиационном поле;
- В вакууме.
В автомобилях она применяется в подшипниках качения, в ступичных узлах, в ШРУСах.
Вместе с тем, молибденовые консистенции не рекомендуется использовать для смазки высокоскоростных соединений и узлов. Вязкость смазки существенно повышает вероятность заносов. Так в высокоскоростных подшипниках, применение смазки противопоказано из-за высокого риска проскальзывания опорных роликов. В то же время в подшипниках поворотных механизмов строительной техники он отлично справляется с заданиями в условиях повышенных нагрузок. Не рекомендуется использовать и в высокоточных механизмах, где лучше для наполнения подойдет литиевая смазка. Хотя молибден отлично заполняет погрешности поверхности металла, для высокоточных подшипников это может завершиться заклиниванием роликов.
Оптимальным вариантом использования молибденовой смазки выступает ступичный узел автомобилей. Сегодня эти узлы смазываются всего один раз на 100 000 км, что фактически равно сроку их эксплуатации. В этом ответственном узле она снижает износ, уменьшает трение и обеспечивает сохранность поверхности металла.
Единственным узким местом применения дисульфида молибдена выступает необходимость установки защитного экрана, обеспечивающего герметичность узла от попадания влаги. Эта ситуация связана с тем, что при попадании в смазку влаги начинается химическая реакция, в ходе которой, смазка разлагается образуя серную кислоту и абразивные нерастворимые частицы окиси минерала. Попадание влаги в ступичный подшипник приведет сначала к выработке металла, а в дальнейшем к полному его разрушению.
Читайте также: Для чего планетарный редуктор в стартере
В других узлах и механизмах смазка используется там , где есть необходимость снизить трение. В автомобилях это могут быть шестерни, шаровые опоры и шарниры, зубчатые рейки и штифтовые соединения. В станках чаще всего используется смазка в механизмах переключения передач, для смазывания рабочих валов, продольных и поперечных подач рабочего инструмента. Даже в таком устройстве как велосипед, используется смазка для втулок и подшипников.
Кроме того молибденовая композиция широко используется в таких случаях:
- Во время ремонта узлов и механизмов для притирки новых деталей;
- Для образования антикоррозийного покрытия;
- Для уменьшения трения;
- Для обеспечения повышения сроков эксплуатации между регламентными ремонтами.
Видео:Самодельная смазка для редуктора болгарки.Скачать
Виды смазок с молибденом
В технике сегодня используется три основных вида смазок, использующих дисульфид молибдена:
Каждый из этих видов применяется как для узконаправленных задач, так и для задач широкого назначения. Как и по назначению они различаются и по форме выпуска – в виде спрея в баллонах, в жидкостном виде и в виде порошка.
Пластичная смазка с дисульфидом молибдена
Видео:Смазка Редуктора Мотокосы. КАК? ЧЕМ? КАК ЧАСТО?Скачать
Пластичные смазки
Используемый в виде пластичных смазок дисульфид молибдена обладает широким спектром применения в технике. Пластичные массы больше эффективны для условий больших нагрузок, в самом широком спектре температур. Применение пластичных консистенций с разным процентом наполнения дисульфида молибдена эффективно для восстановления трущихся поверхностей, сглаживания заусениц и задиров, для снижения коэффициента трения в агрегатах.
Основой для пластичных композиций могут выступать синтетические и минеральные масла и смазки. Для получения вязкой консистенции обычно используется загуститель. Самым известным среди смазок является основа из литиевого основания. Литиевое мыло имеет отличные характеристики, удовлетворяющие высоким требованиям технических условий. Литиевые основания для смазок на сегодняшний день являются наиболее востребованными и распространенными среди веществ, используемых для приготовления смазки.
Присадка с дисульфидом молибдена
Присадки
Присадочные составы используются в моторных маслах для повышения качественных характеристик двигателей внутреннего сгорания. Присадки используются для уменьшения износа между трущимися поверхностями двигателя, они уменьшают износ деталей и одновременно взаимодействуют с серой, входящей в состав многих моторных масел. Получаемое вещество активно оседает на металлические поверхности, образуя надежный минеральный защитный слой. Оксидная пленка с минеральным наполнением образует несмываемый слой на металлической поверхности, создавая дополнительный защитный слой металла.
Покрытия
Покрытия используются в качестве наносимого несмываемого защитного слоя на детали и поверхности. Сегодня используются два основные вида материала – порошок и состав краскоподобной консистенции. Сухой порошок включает в себя очищенный от сторонних примесей дисульфид молибдена разной фракции. Чаще всего используется чистый дисульфид молибдена с чистотой помола вещества в 10-1,25 мкм. Краскоподобный вид молибденового состава представляет собой консистентные материалы дисульфида и различных растворителей и наполнителей.
С точки зрения применения покрытия и смазок имеются существенные различия – покрытия предназначены для нанесения на деталь на весь срок эксплуатации, в то время как смазка может быть со временем заменена на новую. Основная задача покрытия не допустить попадания на защищаемую поверхность абразивов и коррозирующих частиц и веществ.
Покрытие с дисульфидом молибдена
Видео:Самодельная смазка редуктора болгарки: сделать или купить?Скачать
Инструкция по применению
Перед нанесением смазки на детали они очищаются от всех загрязнений и смазочных веществ, применяемых в предыдущих циклах. В зависимости от назначения узла набивка смазкой проводится в подшипниках на ½ или 1/3 для средне скоростных передач и полностью для подшипников медленного движения.
После наполнения подшипники и узлы закрываются и герметизируются. Перед запуском агрегата рекомендуется прокрутка вхолостую, для равномерного распределения смазки.
Использовать рекомендуется смазку в соответствии с требуемым индексом вязкости и плотности. Важно использовать рекомендованный производителем размер фракции дисульфида молибдена.
Хранение смазки производится в закрытой емкости вдали от солнечных лучей и ультрафиолета. Смазка безопасна для человека. Вскрытую емкость со смазкой рекомендовано использовать в течении 2 лет , для присадок срок годности определяется в герметичной упаковке 2 года при вскрытии, допускается хранение в закрытой таре не более 3 месяцев.
Читайте также: Как вытащить кусок полуоси из редуктора уаз
Видео:Смазка редуктора болгарки своими руками: ответы на 2 вопросаСкачать
Никогда не используйте молибденовые смазки в ШРУСах. Производители это запрещают!
Именно так! И сейчас мы это вам докажем! Главная ошибка — это покупать одинаковую смазку во внешние (у колес) и внутренние (у моста или КПП) ШРУСы.
Казалось бы ШРУС он и на Марсе ШРУС, но нет. Существуют разные их типы и соответственно разная конструкция требует разной смазки.
Внутренний ШРУС всегда типа Трипод на фотографии ниже
Внешний ШРУС всегда шариковый, на русском языке именно так и говорят, английские термины их делят на Rzeppa, Double offset (DOJ) и Dise cross groove (VL)
Так вот весь смысл в том, что в игольчатый подшипник в трипод ни в коем случае нельзя закладывать молибденовую смазку!
Причина: молибден это твердое вещество, при попадании его в зону трения его слоистая структура как бы скользит между собой сильно снижая коэффициент трения. Иголки в таком подшипники проскальзывают и со временем теряется идеально цилиндрическая форма иголки, грани стачиваются.
Вы спросите, какие ваши доказательства ?
Приведу цитаты 2-х производителей смазок: Slipkote и PETRONAS
Во внешние ШРУС на шариковых подшипниках скольжения можно смело закладывать смазку с MoS2 (дисульфид молибдена) . Смазка которая закладывается во внешние ШРУС FIAT называется Tutela Star 500. Во внутренних ШРУС типа «Трипод» смазки с дисульфидом/графитом не применяются, так как эти смазки содержат достаточно большое количество ТСМ, что пагубно сказывается на данной конструкции , для а/м FIAT это смазка Tutela Star 325. Во внутринние ШРУС производители рекомендуют закладывать полимочевинные или сульфонаткальциевые смазки.
Дополнение: смотрите руководство по эксплуатации, таблица применяемых смазочных материалов, дословно написано «ШРУС со стороны колеса», это как раз и есть внешний ШРУС. Что касается смазок для ШРУС от SELENIA и HUSKEY:
1. Для 6-ти шариковых шарниров типов Rzeppa, Double offset (DOJ) и Dise cross groove (VL) смазки с дисульфидом молибдена (MoS2) серии TUTELA Star 500 или Slipkote Premium Moly CV Joint Grease.
2. Для шарниров типов «трипод» на игольчатых подшипниках скольжения Tripod fixed centre и Tripod end motion полимочевинные смазки TUTELA Star 325 или Slipkote Polyurea CV Joint Grease без содержания дисульфида молибдена (MoS2) и/или графита.
Замену смазки необходимо производить, по меньшей мере, каждые 50 000 миль (
80 500 км) или около того. При использовании полностью синтетической смазки, например Tutela Star 325 или Slipkote Polyurea CV Joint Grease вы можете увеличить смазочный интервал, но не до бесконечности. Данная смазка применяется в конструкции ШРУС типа «Трипод». Для ШРУС на 6-шариковых подшипниках применяются смазки с дисульфидом молибдена, например Tutela Star 500 или Slipkote Premium Moly CV Joint Grease, но тажке могут применяться и полимочевиные смазки, например Tutela Star 325 или Slipkote Polyurea CV Joint Grease. Смазку в ШРУС нужно полностью заменять, а не добавлять в сработавшуюся смазку новую!
А ниже указания от Слипкот
1). Смазки с загустителем на полимочевине могут применяться в любом типе ШРУС, если они обеспечивают удовлетворительные другие эксплуатационные параметры.
2). Смазки на литиевом мыле и на смешанном литий-кальциевом мыле могут применяться только там, где рабочая температура не превышает 120 °С.
3). Смазки на комплексных мылах могут применяться только там, где рабочая температура не превышает 150 °С, и они обеспечивают удовлетворительные другие эксплуатационные параметры.
4). Смазки, содержащие дисульфид молибдена, могут применяться в ШРУС “Rzeppa”, “Double offset (DOJ)” и “Disc cross grove (VL)”, но недопустимо закладывать их в типы ШРУС “Tripod fixed centre” и “Tripod end motion”, и любые шарниры с игольчатыми подшипниками качения.
5). Внутренние ШРУС вырабатывают чрезвычайно высокие температуры, в отличие от внешних ШРУС, поэтому в них должны применяться подходящие высокотемпературные смазки.
Видео:Уровень смазки в редукторе мотокосы или триммера. Он есть! Превышение уровня - поломка редуктора.Скачать
Дисульфид молибдена в моторном масле: полезен или вреден
Масло с добавлением дисульфида молибдена (MoS2 ) – предмет споров многих автомобилистов. Некоторые считают, что MoS2 улучшает свойства моторной жидкости и позволяют ей лучше защищать детали от износа. Другие категорически против применения молибденовых присадок.
📹 Видео
Смазка Редуктора Мотокосы. Как? Чем? Как Часто?Скачать
Тест смазок Форум ВМП Авто Рубин Блу МС1000 и какие забивают с заводаСкачать
Что делать если воет задний мост-редуктор? Какое залить масло?Выход есть Ловите!!!#воетмост#редукторСкачать
Как смазать редуктор мотокосы (самый простой способ)Скачать
Смазка для ШРУС с дисульфидом молибдена, Liqui Moly LM 47 Langzeitfett, MoS2 1987, 7574Скачать
Многоцелевая пластичная смазка с дисульфидом молибдена EFELE MG 212Скачать
Случай из жизни. Смазка для триподов и крестовин. Чем надо смазывать, чтобы они служили долго?Скачать
УАЗ Патриот: смазка ступичных без разбораСкачать
Как дорогое масло убивает трансмиссию? Какое масло купить для КПП РК Мост Lada 4x4 НИВА ВАЗ УАЗ 1сСкачать
#25.1 Пластичные (консистентные) смазки. Состав, назначение и применение.Скачать
FS55 Смазка необслуживаемого редуктора мотокосыСкачать
В редукторе снегоуборщика стоит латунная шестерёнка, которая сломается через два года.Скачать
Испытание холодом смазки для редукторов снегоуборщиковСкачать