Видео:Заморозки смазок при -47С Якутск декабрь 2021Скачать
Обзор современных консистентных смазок для низких температур
Прежде всего хотелось-бы напомнить, что любая консистентная (густая) смазка состоит из трех основных компонентов:
1. Основа — минеральное или синтетическое масло, разновидностями которого являются ПАО (ПолиАльфаОлефины) и силиконовые масла.
2. Загуститель, в качестве которого чаше всего используются литиевое или кальциевое мыло, а также литиевый, бариевый или алюминиевый комплексы. Бентонитовый загуститель, обеспечивающий хорошую термостабильность, при низких температурах и для высоких оборотов малопригоден.
3. Присадки — антиокислительные, термостабилизирующие, противоизносные и EP- (Extra pressure — повышенное давление). В качестве антиизносных и EP-присадок чаще всего используют твердые частицы дисульфида молибдена, графита или тефлоновые волокна.
Определенное значение имеет также вязкость смазки, определяемая, для современных импортных смазок, по шкале NLGI с наиболее распостраненными значениями 00, 0, 1, 2, 3. В общем случае 00 — это смазка полужидкая, NLGI 2 примерно соответствует консистенции литола, а NLGI 3 — достаточно твердые смазки, ближе к парафину.
Необходимо также помнить, что смазки на основе силиконовых масел меньше густеют при низких температурах, однако при температурах положительных их несущая способность несколько ниже чем у классических смазок с EP-компонентами. Поэтому применять силиконовые смазки в тяжелонагруженных узлах и подшипниках при любых температурах необходимо с осторожностью.
Еще одним серьезным ограничением является использование в Системах централизованной смазки материалов, содержащих твердые остатки. Твердые частицы в разы сокращают срок службы прецизионных плунжеров насосных элементов. При невозможности отказаться от смазок содержащих дисульфид молибдена или графит необходимо учитывать повышенный износ насосных элементов и планировать их более частую замену.
Для смазки подшипников и оборудования наиболее недорогим и очевидным решением является использование простых смазок на минеральной основе с литиевым загустителем. Все они имеют нижний порог рабочей температуры от -25 до -35°C и являются смазками общего назначения, начиная с Литол-24, по цене от 60 рублей за килограмм. Несколько улучшенных аналогов для информации:
Retinax EP2 , Alvania EP2 Grease (SHELL), Energrease EP2 (British Petroleum Co.), Mobilgrease EP и Mobilux EP2 (Mobil Oil Corp.), Molyslip GPG и улучшенная смазка с литиевым комлексом и дисульфидом молибдена Molyslip MLС, имеющая рабочий дипазон от -30°C до 200°C.
Характеристики некоторых Российских и импортных низкотемпературных смазок имеющих рабочую температуру от -50°C и ниже представлены в таблице. Цены по состоянию на 15 Августа 2018 г. даны справочно по данным дилеров, исходя из курса 1 Евро=77 руб.
Температура | Основа | Загуститель | Вязкость | Цена, руб/кг | курс 1 EUR=77 руб. | |
ЦИАТИМ-203 | -50 °C до +100°С | Минеральная | Литиевое мыло | 190.00 | зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей | |
ЦИАТИМ-205 | -60 °C до +50°С | Минеральная | Церезин (Органический) | 430.00 | Резьбовые и контактные соединения и уплотнения, работающие в агрессивных средах. Высокие водостойкость и защитные свойства. | |
ВНИИНП-280 | -60 °C до +150°С | перфторполиэфир | Неорганический | 26 500.00 | Подшипники качения, резьбовые соединения, шпиндели, подвижные резиновые уплотнения, в т.ч. работающие в агрессивных средах | |
Лита | -50 °C до :+100°С | Минеральная | Литиевое мыло | 320.00 | Узлы трения машин и механизмов, эксплуатируемых под открытым небом. Высокая водостойкость, хорошие консервационные свойства, низкая механическая стабильность | |
Зимол | -50 °C до +130°С | Минеральная | Литиевое мыло | NLGI: 3 | 340.00 | узлы трения любых типов транспортных средств и инженерной техники, эксплуатируемых в районах с особо холодным климатом. Всесезонная |
МС Спорт (ВМП Авто) | -50 °C до +230°С | Силиконовое масло | Неорганический + тефлон | NLGI: 2 | 2500.00 | Легконагруженные узлы и подшипники |
ТОМФЛОН СКМ 70 | -70°C до +130°С | Полиэтилсилоксан | Тефлон | NLGI: 2 | 4400.00 | Легконагруженные узлы и подшипники |
ТОМФЛОН СК 250 | -60°C до +250°С | Силиконовое масло | Тефлон | NLGI: 2 | 4550.00 | Легконагруженные узлы и подшипники |
ADDINOL Arctic Grease XP 2 | -50 °C до +140 °C. | Минеральная | Кальциевое мыло | NLGI: 2. | 920.00 | Подшипники качения и скольжения, функционирующих при низких температурах. |
ADDINOL Longlife Grease HS 2 | -60 °C до +140 °C. | Синтетическая (ПАО) | Литиевый комплекс | NLGI: 2. | 2 150.00 | Высоконагруженные подшипники качения и скольжения, функционирующие при низких температурах. |
Molykote 33 medium | -73°C до +180 °C | Силиконовое масло | Литиевое мыло | NLGI: 2. | 11 000.00 | Умеренно быстрые обороты, легкие нагрузки |
Molykote 33 light | -73°C до +180 °C | Силиконовое масло | Литиевое мыло | NLGI: 1 | 11 000.00 | Умеренно быстрые обороты, легкие нагрузки |
Jet Lube 33 | -76°C до +204 °C. | Силиконовое масло | Литиевое мыло | NLGI: 2. | 4 940.00 | Подшипники и оборудование, функционирующие при очень низких температурах. |
Mobil Mobilith SHC 460 | -40°С до 170°С. | Синтетическая(ПАО) | Литиевый комплекс | NLGI: 1.5 | 1 800.00 | Подшипники и оборудование, низко и среднеоборотные, тяжелонагруженные |
CASTROL Optitemp TT1 (EP2) | -60°С до 120°С. | Синтетическая | Комплексный | NLGI: 1 | 5 100.00 | Подшипники и оборудование, функционирующие при очень низких температурах. |
Shell Gadus S5 V100 | -50°С до +150°С. | Синтетическое | Литиевый комплекс | NLGI: 2 | 2 050.00 | Подшипники качения, средне и высокооборотные |
KLUBER ISOFLEX® NBU 15 | -40°С до 130°С. | Синтетическая | Бариевый комплекс | 21 500.00 | Высокооборотные подшипники. Скоростной фактор 1.000.000!! | |
Klubersynth LG 44-32 | -60 °C до +130 °C. | Синтетическая | Литиевый комплекс | NLGI: 2. | 16 700.00 | Подшипники и оборудование, функционирующие при очень низких температурах. |
Loctite 8104 | -50 °C до +200 °C. | Силиконовое масло | Неорганический | NLGI: 2/3 | 7 000.00 | Пищевое оборудование, пластики, низкооборотные подшипники. |
Perma-Tec SF08 | -50 °C до +150°С | Синтетическая(ПАО) | Литиевое мыло | NLGI: 2 | 9 140.00 | Подшипники и оборудование, функционирующие при очень низких температурах. |
Molyslip Arvina XT2 | -50 °C до +180°С | Синтетическая(ПАО) | Литиевый комплекс | NLGI: 2 | 3 985.00 | Подшипники и оборудование, функционирующие при экстремальных температурах. |
Как видно из представленной таблицы, в настоящее время существует достаточно широкий выбор низкотемпературных смазок для любого оборудования и техники, на любой вкус и кошелек. Касательно наиболее низких возможных рабочих температур, представляется что это смазки на силиконовой основе. Так в некоторых спецификациях на Molykote 33 попадается температура до -106°С, а производитель похожей смазки Jet Lube 33 ограничил нижний диапазон как -76°С, так как не смог найти испытательную камеру с более низкой температурой.
Мы надеемся, что наш небольшой технико-экономический обзор поможет специалистам, эксплуатирующим сложную технику и оборудование в условиях сильных морозов, правильно подобрать смазочные материалы и тем самым увеличить срок ее службы либо снизить расходы на эксплуатацию. Необходимо только помнить, что последнее слово на гарантийной технике всегда должно оставаться за рекомендациями инструкций ее компании производителя.
Представленный обзор не претендует на полноту охвата всех сущестующих низкотемпературных смазок. Мы всегда готовы дополнить или откорректировать эту статью, если вы аргументированно посчитаете представленную информацию неполной или неверной.
Вадим Костыгов, Директор по развитию ООО «Нордтех».
Видео:Смазка для крестовин НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЙ ТЕСТ | ВМПАВТОСкачать
Низкотемпературные смазки: состав, свойства, преимущества
Смотрите также
Многие предприятия предполагают безостановочную работу оборудования круглый год. Настоящим испытанием для агрегатов, эксплуатирующихся на открытом воздухе, становятся холодные сезоны. Температура ниже -40 °С характерна также для оборудования, задействованного во многих технологических процессах (промышленных холодильных установок, камер шоковой заморозки и др.).
В условиях больших минусовых температур узлы оборудования могут защитить только специальные низкотемпературные смазки со стабильным уровнем вязкости.
Стандартные смазочные материалы на морозе загустевают и перестают поступать в зоны трения. Маловязкие масла вытекают и не обеспечивают никакой противоизносной защиты.
Низкотемпературная смазка способна выполнять свои функции при температуре до -50 °С. Некоторые материалы выдерживают до -80 °С.
Видео:ЗАМЁРЗНЕТ в -40 ??? БОЛЬШОЙ ТЕСТ СМАЗОКСкачать
Состав низкотемпературных смазок
Низкотемпературные смазки изготавливают из маловязких нефтяных или синтетических (в том числе силиконовых) масел, загущенных небольшим количеством литиевых, кальциевых или других мыл, церезином и т. п.
Некоторые производители для большей эффективности полностью или частично исключают из состава минеральные масла и масла гидрокрекинга. Чтобы смазка не застывала при отрицательных температурах, в ней не используются смолистые компоненты, теряющие пластичность на морозе.
В состав низкотемпературных смазочных материалов не должны также входить «тяжелые» компоненты типа молибдена и графита, так как при отрицательных температурах металлические детали становятся более хрупкими и подверженными неестественным деформациям. Твердые смазочные вещества в таких условиях могут стать причиной появления задиров, царапин и других механических повреждений.
Низкотемпературные смазки отличаются малым содержанием парафиновых углеводородов.
Видео:смазки и низкие температурыСкачать
Основные характеристики
Основной характеристикой низкотемпературной смазки, определяющей ее эффективность, является вязкость.
Европейские стандарты выделяют несколько групп смазочных материалов по данному показателю. Самые распространенные из них:
- NLGI 00: жидкие смазки (альтернатива маслам), работающие при температурах до -20 °С (критический порог, при достижении которого материал теряет свои свойства)
- NLGI 1: очень мягкие смазки, применяемые в легконагруженных узлах при низких температурах
- NLGI 2: мягкие смазки со средней вязкостью, рабочие температуры которых достигают -50 °С
- NLGI 3: полутвердые смазки с консистенцией парафина; благодаря специальным присадкам выдерживают экстремально низкие температуры
Таким образом, к разряду морозостойких могут относиться только смазки с вязкостью NLGI 2 (возможно, 1,5) и NLGI 3.
Как и любые другие пластичные смазки, низкотемпературные должны обладать высокими противоизносными, противозадирными и консервационными свойствами, отличной механической, коллоидной и антиокислительной стабильностью, термо- и водостойкостью.
Границы диапазона рабочих температур любой смазки определяются вязкостью входящего в ее состав базового масла и, как правило, не зависят от типа загустителя.
Видео:Тест литиевых смазок в естественной средеСкачать
Области применения
Низкотемпературные смазки используются в суровых климатических или производственных условиях.
Нижняя граница рабочих температур в каждом конкретном случае определяется не только свойствами смазки, но и типом узла трения, а также мощностью механизма.
Так, морозостойкая смазка, эффективная для обслуживания шасси строительной техники, может показывать не такие высокие результаты в маломощных высокоскоростных устройствах. В то же время смазки, не являющиеся морозостойкими, демонстрируют хорошие рабочие свойства в мощных механизмах при температурах до -50 °С.
Низкотемпературные смазки применяются, как правило, в следующих узлах трения:
- Подшипниках качения и скольжения (станков, камер шоковой заморозки, тривижнов)
- Автомобильных механизмах
- Деталях высокоточных приборов
- Направляющих качения и скольжения
- Гибких валах
- Пневмоприводах и тросах управления
- Открытых и закрытых зубчатых передачах
- Узлах спортивного оборудования
Видео:Выбираем смазки для снегахода.Скачать
Какую смазку выбрать?
В мире выпускается огромный ассортимент пластичных низкотемпературных смазок. Большое внимание производители уделяют их качеству, тем более что сегодня им доступно самое современное оборудование и технологии.
Лидером по производству низкотемпературных смазок до недавнего времени считались Соединенные Штаты Америки. Именно там по заказу одного из департаментов была создана первая морозостойкая смазка для применения на Аляске и в Арктике.
Советские низкотемпературные смазки разрабатывались в специальных НИИ. Среди них известные и применяемые по сей день ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-203, Лита, ГОИ-54п, Зимол.
В настоящее время крупные российские компании продолжают осваивать производство составов этого класса, модернизируя и оптимизируя их свойства. От аналогичных материалов известных мировых брендов российские смазки выгодно отличаются по цене, при этом ни в чем не уступают им по техническим свойствам.
Одни из последних отечественных разработок в области морозостойких материалов – низкотемпературные смазки EFELE SG-311 и EFELE SG-321 .
EFELE SG-311 выдерживает до -60 °С, совместима с пластмассами и эластомерами, способна работать при высоких скоростях и в точных приборах.
Для экстремально высоких нагрузок и повышенной влажности предназначена смазка EFELE SG-321. Она обладает отличной водостойкостью, хорошими антикоррозионными и противоизносными свойствами.
Обе смазки имеют длительный срок службы даже при сильных морозах, так как разработаны с учетом особенностей эксплуатации низкотемпературного оборудования и российских климатических условий.
Видео:Смазки для автомобилейСкачать
Альтернатива пластичным смазкам
Несмотря на существенные достижения в области разработки и производства высокоэффективных пластичных смазок, в некоторых случаях их использование оказывается неоптимальным. Пластичные смазки с точки зрения применимости при отрицательных температурах имеют определенный физический предел, обусловленный наличием масла в составе. Любое масло густеет при охлаждении – этот эффект в разной степени проявляется для различных масел, но присутствует всегда.
Все чаще предприятия-изготовители арматуры и приводов переходят на технологию твердой смазки, реализуемую с помощью антифрикционных покрытий. Эта технология позволяет обеспечить работоспособность пары трения до -210 °С.
В линейке компании «Моденжи» есть составы, способные эффективно работать при экстремально низких температурах.
- MODENGY 1001. Предел рабочих температур: -180 °С
- MODENGY 1002. Предел рабочих температур: -210 °С
- MODENGY Для деталей ДВС. Предел рабочих температур: -70 °С
- MODENGY PTFE-A20. Предел рабочих температур: -50 °С
Все вышеуказанные материалы MODENGY имеют аэрозольную фасовку, что позволяет быстро и удобно нанести их даже на труднодоступные участки без применения специального оборудования.
Присоединяйтесь
© 2004 – 2021 ООО «АТФ». Все авторские права защищены. ООО «АТФ» является зарегистрированной торговой маркой.
🎬 Видео
Синяя 158 смазка для подшипников. ПРИМЕНЕНИЕ► КарландияСкачать
Смазка, которая "убивает" рыболовные катушки.Скачать
ВЫ ДАЖЕ НЕ ЗНАЕТЕ ЧТО ЕСТЬ ТАКОЕ СРЕДСТВОСкачать
8. Тест. Какая сульфонатно-кальциевая смазка СДАСТСЯ последней? Mobil, Total, SKF?Скачать
Большинство использует НЕПРАВИЛЬНУЮ смазку! Как продлить жизнь подшипнику? Правильной смазкой!Скачать
Лучшие АВТО Смазки! Сравнение и назначениеСкачать
#25.1 Пластичные (консистентные) смазки. Состав, назначение и применение.Скачать
Стресс тест при -50, для смазки NORD от ВМПАВТОСкачать
Смазка закрытых подшипников NSK. Почему не надо самому закладывать смазку.Скачать
Медная смазка. Применяем смазку против ржавчины, в итоге получаем ещё больше ржавчины? Ваше мнение.Скачать
Алюминиевая смазка / НОВИНКА 2022 / сравнение разделительных смазок / часть #1Скачать
Тест на водостойкость пластичных смазок Графит, Литол, Зеленка, Gadus, Mobil, Blue, RubinСкачать
Штатная смазка в китайских подшипникахСкачать