В прошлом вазовская, а ныне челнинско-серпуховская микролитражка выпускается более 12 лет — с 1989 года. Самая большая модернизация за это время — увеличение рабочего объема двигателя на сотню «кубиков», с 650 до 750 смз. Было это в 1996-м. Сменился и индекс, с 1111 на 11113, но автомобиль намного резвее не стал. У большинства владельцев педаль акселератора на «Оке» по-прежнему ассоциируется с двухпозиционной кнопкой «вкл./выкл.» — либо газ нажат до пола и машина разгоняется, либо отпущен — тогда она катится или стоит. Промежуточные положения как будто не нужны. Да и вообще, автомобиль примелькался, если не сказать приелся — необходимость модернизации назрела. Тем более, что новая «Ока-2» появится не раньше 2005 года (см. ЗР, 2002, № 2). И вот.
С фирмой «Астра-Кар» из Набережных Челнов и некоторыми ее изделиями читатели уже знакомы (см. ЗР, 2000, № 9). Но если длиннобазная «Ока» и «Ока„-пикап еще ждут своего часа, то ВАЗ-11301 — микролитражка с четырехцилиндровым двигателем МеМЗ — уже освоена в мелкосерийном производстве. Ее нам и выпала честь пилотировать.
Первые секунды в салоне супер-«Оки» — первые впечатления. Непривычный звук из-под капота, необычная схема переключения передач: первая и третья на себя, вторая и четвертая от себя. Впрочем, все это мелочи, к которым быстро привыкаешь. Главное — впереди.
Стартуем на снегу (так уж случилось). Несмотря на 49-сильный мотор, троганье не очень комфортное — сцепление слабовато. Зато дальше это уже совсем другой автомобиль. На первых двух-трех передачах машина чутко следит за вашей правой ногой, живо реагируя даже на небольшое добавление газа. Да и на четвертой тягу нужно дозировать, а не просто включать или выключать. На рыхлом, но неглубоком снегу «Астро» (так нарекли машину) норовит сорваться в пробуксовку аж на третьей передаче — серийная «Ока» здесь и разгоняться-то откажется. Выехав на асфальт, понимаешь, что автомобиль приобрел другой характер (стал довольно проворный) и теперь управляется не только рулем, но и газом.
Сидя в «Оке», стремительность воспринимаешь особенно эмоционально. Обгон на таком автомобиле — уже не поступок, а неотъемлемый элемент движения.
На шоссе максимальная скорость возросла со 130 до 150 км/ч, хотя субъективные впечатления — вот-вот самолет обгонишь. Но, разогнавшись, нужно вовремя остановиться — с этим чуть хуже. Тормоза на машине остались прежними. В требования ГОСТа они, конечно, укладываются, но в потоке с другими шустрыми машинами ехать (а главное — тормозить) стало неуютно. Тем более, биение тормозов у «Оки» — фирменная болезнь. Зато еще от одной хронической хвори, кажется, удалось избавиться. Любимые всеми «оководами» двухвыводные катушки теперь отказывать не будут — их нет: здесь обычная бобина и старина распределитель.
Колеса на нашей машине оказались родными, «оковскими», но это скорее обходной вариант. Должны стоять 13-дюймовые — такие можно купить и для обычной «Оки». Других видимых изменений, кажется, нет. Разве что панель с «шестой» комбинацией приборов, но такая встречается и на обычной «Оке».
Как мы уже сказали, под капотом «Астро» разместился «гарный двигун» — четырехцилиндровый МеМЗ-2451. Почти такой же, как у «Таврии», только с другой головкой цилиндров — под «80-й» бензин. В таком дефорсированном варианте мотор отдает 36 кВт/49 л. с. Правда, эти данные получены без резонатора и глушителя — на машине может получиться чуть меньше.
Видео:ИНЖЕКТОРНЫЙ двигатель от ОКИ в инвалидку на ЯНВАРЕ 7.2Скачать
Коробка передач тоже не совсем «таврическая» — четырехступенчатая. Отличается от известной пятиступенчатой примерно тем же, чем классические коробки ВАЗов с четырьмя и пятью ступенями: покороче, без хвостовиков и дополнительных шестеренок на них. Но даже в усеченном варианте агрегат оказался длинноват: понадобилось на 9 мм подрезать брызговик. Впрочем, и в мировой практике подобное встречается.
Для передачи возросшего момента пришлось воспользоваться другими шарнирами равных угловых скоростей. Внутренние «гранаты» — от «Таврии», наружные — фирмы GKN. В перспективе инженеры рассчитывают получать от известной фирмы приводы в сборе.
Читайте также: Лодочные моторы меркури ресурс
Очевидно, что на машине используется другая приемная труба и система зажигания. Перекочевала в багажник запаска. Правда, для нее пришлось в заднем коробе прорезать нишу на 4 см. Радиатор, аккумулятор, расширительный бачок и прочие подкапотные мелочи остались на месте.
Итак, в семействе маленьких скромных машинок появились «особи», способные изменить мнение об «Оке», как тихоходной «божьей коровке». Пожалуй, «зубило» за пояс не заткнем, но огрызнуться можем.
Производят «Астро» пока в небольших количествах — около 50 штук в месяц. Есть, говорят, у нее шансы попасть на конвейер, но вряд ли это произойдет скоро. Цена? Если обычная «Ока» стоит чуть меньше 70 тыс. руб., «Астро» обещают продавать немного дешевле 80.
Та самая инвалидка: мифы и факты о СМЗ-С3Д
В конце прошлого века характерное тарахтенье этого необычного транспортного средства можно было услышать в самых отдалённых уголках огромной страны. «Инвалидка» — именно такое прозвище буквально приклеилось к мотоколяске производства Cерпуховского Мотозавода. Крохотная машинка очень нравилась мальчишкам примерно десятилетнего возраста, ведь она по физическим габаритам казалась им практически идеальным детским автомобилем. Однако СМЗ-С3Д, несмотря на скромные размеры и непритязательную внешность, выполнял куда более важную задачу, являясь транспортным средством для передвижения людей с ограниченными возможностями.
Видео:Бешеная инвалидка, инвалидка с мотором от спорт байка.Скачать
В озможно, по этой причине рядовые автомобилисты были не очень осведомлены о технических тонкостях этой «машины», да и прочие нюансы для многих жителей СССР остались «за кадром». Именно поэтому здоровые граждане нередко заблуждались по поводу устройства, реальных недостатков и особенностей эксплуатации «инвалидки». Сегодня мы будем вспоминать факты и развенчивать мифы, связанные с СМЗ-С3Д.
Немного истории
С 1952 по 1958 годы в Серпухове выпускали трёхколёсный автомобиль-мотоколяску С-1Л, получившую в конце производства обозначение С3Л. Затем на смену трёхколесному микроавтомобилю пришла модель С3А — та самая знаменитая «моргуновка» с открытым кузовом и брезентовым верхом, которая отличалась от предшественницы наличием четырёх колёс.
Тем не менее, по целому ряду параметров С3А не соответствовала требованиям, которые предъявлялись к подобным автомобилям — в первую очередь, из-за отсутствия жесткой крыши. Именно поэтому в начале шестидесятых в Серпухове занялись проектированием автомобиля нового поколения, причем на ранних этапах к работам подключились специалисты из НАМИ, ЗИЛ и МЗМА. Однако концептуальный прототип «Спутник» с индексом СМЗ-НАМИ-086 так и не был запущен в серию, а в Серпухове по-прежнему выпускали четырехколесную «моргуновку».
Лишь в конце шестидесятых годов отдел главного конструктора СМЗ начал работать над новым поколением мотоколяски, которое в 1970 году встало на конвейер под индексом СМЗ-С3Д.
В СССР многие модели автомобилей появлялись эволюционным путём – к примеру, вазовская «шестёрка» выросла из ВАЗ-2103, а «сороковой» Москвич был создан на базе АЗЛК М-412.
Однако третье поколение серпуховской мотоколяски существенно отличалось от прежних «микробов». Во-первых, толчком к созданию СМЗ-С3Д послужил новый мотоциклетный силовой агрегат ИЖ-П2 Ижевского машиностроительного завода, вокруг которого и начали «строить» новую модель. Во-вторых, машина наконец-то получила закрытый кузов, который вдобавок был цельнометаллическим, хотя на ранних этапах в качестве материала для его изготовления рассматривался и стеклопластик. Наконец, вместо пружин в задней подвеске, как и в передней, применили торсионы с продольными рычагами.
Видео:Инвалидка с мотором от ОКИСкачать
Именно поэтому СМЗ-С3Д следует считать самостоятельной конструкцией, которую с предшественницей объединяет разве что концепция – двухместная четырёхколёсная мотоколяска.
Большинство автомобилистов советской эпохи воспринимало «инвалидку» как убогое и отсталое технически изделие. Безусловно, одноцилиндровый двухтактный мотор, крайне упрощенный, но функциональный дизайн кузова с плоскими стёклами, накладные петли дверей и практически отсутствующий интерьер не позволяли относиться к мотоколяске как к современному и совершенному продукту советского автопрома. Однако по целому ряду конструктивных решений СМЗ-С3Д был весьма прогрессивным транспортным средством.
Читайте также: Сборка мотора змз 405
Поперечное расположение двигателя, независимая подвеска всех колёс, реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления – это всё про «инвалидку»!
Кроме того, мотоколяска получила гидравлический привод тормозов на всех колёсах, 12-вольтовое электрооборудование и «автомобильную» оптику.
Советские водители недолюбливали «инвалидки» на дороге, ведь мотоколяска с неторопливым инвалидом за рулём замедляла даже редкий по нынешним меркам поток автомобилей.
Динамические показатели СМЗ-С3Д оказались невыдающимися, поскольку дефорсированный до 12 л.с. мотор ИЖ-П2 для 500-килограммового микроавтомобиля оказался откровенно слаб. Именно поэтому осенью 1971 года – то есть, уже через полтора года после начала производства новой модели – на мотоколяски начали устанавливать более мощную версию двигателя с индексом ИЖ-П3. Но и 14 «лошадок» не решали проблему – даже исправная «инвалидка» была громкой, но при этом крайне тихоходной. С водителем и пассажиром на борту и 10 килограммами «груза» она была способна разогнаться всего до 55 км/ч – и вдобавок делала это крайне неторопливо. Конечно, в советские времена иной подвыпивший владелец серпуховской машины мог прихвастнуть, что набирал по спидометру и все 70 километров, но…
Увы, варианты установки более мощного двигателя (например, от ИЖ-ПС) производителем не рассматривались.
СМЗ-С3Д в конце восьмидесятых годов стоил 1 100 рублей. Мотоколяски распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий, причем предусматривался и вариант частичной и даже полной оплаты. Бесплатно её выдавали инвалидам первой группы – в первую очередь, ветеранам Великой Отечественной войны, пенсионерам, а также тем, кто получил инвалидность на производстве либо во время службы в Вооруженных Силах. Инвалиды третьей группы могли приобрести её примерно за 20% от стоимости (220 руб.), но для этого необходимо было прождать в очереди около 5-7 лет.
Видео:инвалидка с двигателем от спорт байка ч. 2 ( полная версия )Скачать
Выдавали мотоколяску в пользование на пять лет с одним бесплатным капитальным ремонтом через два с половиной года после начала эксплуатации. Затем инвалид должен был сдать мотоколяску в органы Собеса, и после этого он мог претендовать на получение нового экземпляра. На практике отдельные инвалиды «откатывали» по 2-3 машины! Нередко бесплатно полученную машину не эксплуатировали вовсе или ездили на ней всего пару раз в год, не испытывая в «инвалидке» особой необходимости, потому что во времена дефицита от подобных «подарков» со стороны государства люди с ограниченными возможностями в СССР не отказывались никогда.
Если до травмы или заболевания ног водитель управлял автомобилем, но состояние здоровья уже не позволяло ему по-прежнему ездить на обычной машине, в его правах вычеркивали все категории и ставили отметку «мотоколяска». Инвалиды, не имевшие ранее водительского удостоверения, заканчивали специальные курсы для управления мотоколяской, причем они получали удостоверение отдельной категории (не А, как для мотоциклов, и не Б, как для легковых машин), которая допускала управление исключительно «инвалидкой». На практике же сотрудники ГАИ практически не останавливали такой транспорт для проверки документов.
Серпуховская мотоколяска объединяла в себе парадоксальные качества – будучи социальным явлением, она, тем не менее, выступала полноценным личным транспортом. Конечно, с поправкой на то, что её выдавал Собес.
СМЗ-С3Д была оснащена мотоциклетным мотором. Как известно, он не имел жидкостной системы охлаждения, поэтому привычная по обычным автомобилям «печка» в мотоколяске отсутствовала. Однако, как и на Запорожцах, имевших моторы с воздушным охлаждением, для езды в холодное время года конструкторы предусмотрели автономный бензиновый отопитель. Он был довольно капризен, но позволял создать в салоне «инвалидки» приемлемую температуру воздуха – по крайней мере, плюсовую.
Читайте также: Вес мотора для лодки ямаха
Вдобавок отсутствие традиционной системы охлаждения было не недостатком, а преимуществом машины, ведь владельцы мотоколясок были избавлены от мучительной ежедневной процедуры по заливке и сливу воды. Ведь в семидесятые годы на привычном для нас антифризе ездили редкие счастливчики, владевшие Жигулями, а вся остальная советская техника использовала в качестве охлаждающей жидкости обычную воду, которая зимой, как известно, замерзала.
Кроме того, «планетовский» двигатель легко заводился даже в мороз, поэтому потенциально «инвалидка» подходила для эксплуатации в зимнее время даже лучше, чем Москвичи и Волги. Но… на практике в морозную пору внутри диафрагменного бензонасоса оседал конденсат, который тут же замерзал, после чего двигатель глох прямо на ходу и отказывался заводиться. Именно поэтому большинство инвалидов (особенно пожилого возраста) в морозный период предпочитало не пользоваться собственным транспортом.
Видео:Ока с двигателем от Yamaha YZF-R1Скачать
Как на и остальных советских заводах, в семидесятые годы в Серпухове наращивали темпы производства, улучшали количественные показатели и перевыполняли план. Именно поэтому завод вскоре вышел на новый для себя уровень, выпуская ежегодно свыше 10 000 мотоколясок, а в пиковые периоды (середина семидесятых) в год производили свыше 20 000 «инвалидок»! Всего же за 27 лет производства, с 1970 по 1997 годы, было выпущено около 230 тысяч СМЗ-С3Д и СМЗ-С3Е (модификация для управления одной рукой и одной ногой).
Ни до, ни после на территории СНГ в подобных количествах не производилось ни одного автомобиля для людей с ограниченными возможностями. А благодаря крохотной и забавной машинке из Серпухова сотни тысяч советских и российских инвалидов обретали одну из важнейших свобод – возможность передвижения.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
В моей семье этот автомобиль прослужил 10 лет. С3Д выдали бесплатно одноногому деду, причём уже в 90-е. Но ездил на инвалидке в основном отец. По окончании пятилетнего срока службы, инвалидку списали и отец ещё 5 лет на ней ездил, после чего продал куда-то в деревню за 2000 рублей, машина была абсолютно исправна и без единой ржавчинки. Отец в ней души не чаял, хотя и не утруждался тщательным уходом. Никогда не брал с собой никах документов, 2,5 года проездил вообще без тормозов, тормозил двигателем. «Секвентальная» КПП барахлила уже с завода, постоянно вылетала вторая передача. Звон цепи заглушал всё, машину было слышно за несколько километров. Но хуже всего был дым с салоне, хоть топор вешай. Тем не менее, от машины буквально отворачивались гайцы, расход был как у мотоцикла. Возили на ней всё, и мешки с картошкой (2 в салон, 3 в багажник, 5 на крышу), и прицеп с гранитом на могилу дедушки (это как раз когда не работали тормоза). Стоковый двигатель, честно говоря, не давал разогнаться и до 50, видимо для этого нужна ну очень горизонтальная поверхность. Мы его сами заменили на 17-сильный, стали разгоняться до 60. Это первый автомобиль, в котором я сам попробовал проехать за рулём. Очень тугое ручное сцепление. Зимой не ездили никогда, и не потому что печка была с завода неисправная и мы её сразу сняли. Как говорил отец, «её летом-то не заведёшь. » Чаще всего машину заводили впрыснув шприцем бензин прямо в цилиндр. В общем, классный аппарат!
У деда в деревне был М-72, а у соседа СЗД. И дед жутко завидовал соседу! — не мерзнешь, не мокнешь.
А ведь каких-то 20+ лет назад в каждом дворе были припаркованы. )
Видео:Инвалидка с двигателем лифан 15 л.Скачать
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎬 Видео
ИНВАЛИДКА 160 кмч по трассеСкачать
ИНВАЛИДКА НА ПЕРЕДНЕМ ПРИВОДЕСкачать
инвалидка с мотором от спортбайкаСкачать
ВАЗ 2101 с двигателем от kawasaki zzr1100ccСкачать
Инвалидка с двигателем от юпитера:Первый запускСкачать
тест-драйв СеАЗ 1111"ОКА" с китайским моторомСкачать
ИНВАЛИДКА с двигателем от МОТОЦИКЛА ИЖ 🔥🔥🔥Скачать
Инвалидка СМЗ С-3Д. Надо завести, датчик холла ВАЗ 09, катушка от Оки, дв. ИЖ-Ю водянка.Скачать
Мотор инвалидкаСкачать
Ока BS-R vs S500 4matik (388hp)Скачать
Поспорил на тачку. Гонка Инвалидки против BMW.Скачать
СМЗ С-3Д. Мотоколяска.#1Скачать
ИнвалидкаСкачать
😲 Автомобили с Двигателями от Мотоцикла 👍!Скачать