Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Расточку отверстий в полумуфтах необходимо про­изводить в соответствии с указаниями ОСТ 1022 (по системе вала):

Диаметр вала в мм6080100120140160180
Предельные отклонения в мк0-200-200-230-230-270-27
Диаметр отверстия в мм:
при тугой посадке максимальный60,0080,00100,00120,00140,00160,00180,00
при тугой посадке минимальный59,9779,9799,96119,96139,96159,96179,96
при напряженной посадке максимальный60,0080,00100,00120,00140,01160,01180,01
при напряженной посадке минимальный59,9779,9799,97119,97139,97159,97179,97

Перед посадкой полумуфты (рис. 1, а) необходимо проверить сборочные места на валу и в отверстии. Ко­нусность и овальность допускаются не более 0,05 мм. Необходимо проверить диаметр парных полумуфт, от­верстий для пальцев, соосность расположения этих от­верстий, равномерность их расположения по окружно­сти. Микрометром проверить диаметр вала, размеры шпонки и гнезда для нее. По указанным размерам со­ставить эскиз и изготовить из проволоки диаметром 6 мм два микрометрических нутромера (штихмаса) так, чтобы обеспечивалась расточка полумуфты для ту­гой или напряженной посадки.

Перед посадкой полумуфту нагревают в горячей воде до температуры 80° и легкими постукиваниями надвигают на вал. Если диаметр отверстия больше диа­метра вала, то разрешается запрессовать втулку, а за­тем расточить ее по размеру вала. Толщина стенки должна быть не менее 8—10 мм. Втулку посадить в по­лумуфту глухой посадкой. Боковые грани шпонки долж­ны плотно входить в гнездо. В радиальном направлении шпонка должна иметь зазор 0,1—0,4 мм.

Соединение полумуфт с валом

Рис. 1. Посадка полумуфт на валы:

а – полумуфта для соединения вала дымососов с валом электродвигателя,

б – подгонка и установка соединительных пальцев,

2 – кожаные или резиновые кольца,

Соединительные пальцы должны входить металли­ческой частью в отверстие ведущей полумуфты плотно от руки. Кожаные или резиновые кольца не должны иметь свободного враще­ния вокруг болта (рис. 1, б) в отверстие полумуфты они должны входить с зазором с = 1,5 — 2 мм. После уста­новки каждого пальца проверяют смещение од­ной полумуфты относи­тельно другой, провора­чивая от руки ведущую полумуфту при неподвиж­ной ведомой. Если после установки пальца смеще­ние не обнаруживается, значит палец не имеет зазора и требуется про­точить кожаное или ре­зиновое кольцо. Все гай­ки на пальцах должны быть зашплинтованы.

Муфты

Муфты

Конструкция, расчет и свойства муфт для соединения валов описаны в работах. Некоторые муфты стандартизованы. В работах приведены конструкции муфт с таблицами их размеров.

Соединение полумуфт с валом

Для приближенного расчета вращающего момента , нагружающего муфту в приводе, используют зависимость

Соединение полумуфт с валом

где Соединение полумуфт с валом— номинальный длительно действующий момент; Соединение полумуфт с валом— динамическая составляющая момента; Соединение полумуфт с валом— коэффициент режима работы.

При спокойной работе и небольших разгоняемых при пуске массах (приводы конвейеров, испытательных установок) Соединение полумуфт с валом= 1,1… 1,4. При неравномерной работе с толчками и средних разгоняемых массах (поршневые компрессоры, мельницы, металлорежущие станки) Соединение полумуфт с валом= 1,5… 2,0. При ударной нагрузке и больших разгоняемых массах (молоты, прокатные станы) Соединение полумуфт с валом= 2,5… 3,0.

Установка полумуфт на валах

Полумуфты устанавливают на цилиндрические или конические концы валов. При постоянном направлении вращения и умеренно нагруженных валах Соединение полумуфт с валомполумуфты сажают на гладкие цилиндрические концы валов по переходным посадкам типа Соединение полумуфт с валом. При реверсивной работе, а также при сильно нагруженных валах Соединение полумуфт с валомприменяют посадку Соединение полумуфт с валом. Для передачи вращающего момента используют шпоночное соединение.

При установке полумуфт на цилиндрические шлицевые концы валов и нереверсивной работе применяют посадки по центрирующим поверхностям: для прямобочных шлицев — Соединение полумуфт с валом; для эвольвентных шлицев — Соединение полумуфт с валом.

Соединение полумуфт с валом

Установка полумуфт на цилиндрические концы валов с натягом и последующее снятие их вызывают затруднения, которые не возникают при конических концах. Затяжкой полумуфт на конические концы можно создать значительный натяг в соединении и обеспечить точное радиальное и угловое положение полумуфты относительно вала. Поэтому при больших нагрузках, работе с толчками, ударами и при реверсивной работе предпочтительно полумуфты устанавливать на конические концы валов, несмотря на несколько большую сложность их изготовления.

Посадку полумуфты на конический конец вала выполняют с обязательным приложением осевой силы, например, с помощью болта 1 через торцовую шайбу 2 (рис.5.1, а). Стопорная шайба 3 фиксирует болт относительно шайбы, а цилиндрический штифт 4 фиксирует шайбу относительно вала. При торцовом креплении полумуфты с помощью диска 2 (см. табл. 5.1) болт 1 стопорят относительно вала непосредственно шайбой 3, отогнутый конец которой заходит в гнездо на торце вала. Очень надежно закрепление полумуфты двумя болтами, которые затем стопорят проволокой 1 или планкой 2 (рис. 5.1, б). Надежно также крепление полумуфты гайкой 1 (рис. 5.1, в, г). Гайку после затяжки стопорят шайбой 3.

Соединение полумуфт с валом

Для достижения точного базирования при относительно коротком отверстии (lCT/d

Для этой же цели вместо компенсаторного кольца 2 полумуфту фиксируют изогнутым пружинным кольцом 1 (рис. 5.2, д).

На рис. 5.2, е полумуфту на валу фиксируют два полукольца 1, поставленные в канавку вала. От выпадания полукольца удерживает плоское пружинное кольцо 2. На рис. 5.2, ж фиксирующие полукольца 1 и 2 крепят винтами к торцу полумуфты.

Полумуфту, посаженную на шлицевый конец вала, кроме способов, описанных выше, можно фиксировать шлицевым кольцом 1 (рис. 5.2, з). Кольцо 1 доводят до канавки вала, поворачивают на 1/2 углового шага зубьев и крепят одним-двумя винтами 2 к торцу полумуф-

При завинчивании конической пробки 1 (рис. 5.2, и) деформируют шлицевый конец вала, увеличивая его диаметр, и надежно фиксируют полумуфту от осевых смещений.

В способах по рис. 2, е, ж, з возможный зазор между торцами полумуфты и кольца 1, вызванный погрешностями размеров 1, b и s, устраняют тем, что толщину s кольца подбирают или подшлифовывают торцы кольца по результатам измерений при сборке.

Смещения валов

Вследствие погрешностей изготовления деталей и погрешностей сборки валы, соединяемые муфтой, как правило, имеют смещения: радиальное Соединение полумуфт с валом, угловое (перекос) Соединение полумуфт с валоми осевое Соединение полумуфт с валом.

На этапе проектирования числовые значения смещений находят из рассмотрения соответствующих размерных цепей, определяющих относительное расположение узлов, например, электродвигателя 1 и редуктора 2, установленных на общей плите (раме) 3 (рис. 5.3, а).

Соединение полумуфт с валом

На схеме обозначены: Соединение полумуфт с валом— размеры, определяющие радиальное Соединение полумуфт с валоми угловое Соединение полумуфт с валомсмещения валов в вертикальной плоскости; Соединение полумуфт с валом-размеры, определяющие осевое смещение между торцами полумуфт (или валов).

Предельные отклонения размеров Соединение полумуфт с валоми Соединение полумуфт с валомустановлены ГОСТ Р 50891-96 и ГОСТ 8592-79 при номинальном значении Соединение полумуфт с валомдо 250 мм — (-0,5) мм; свыше 250 до 630 мм — (-1,0) мм.

Предельные отклонения угловых размеров установлены следующими: Соединение полумуфт с валомпо ГОСТ Р 50891-96 — 0,1/100 мм/мм, Соединение полумуфт с валомпо ГОСТ 8592-79 для электродвигателей нормальной точности — 0,15/100 мм/мм.

Соосность валов в вертикальной плоскости определяют погрешности размеров Соединение полумуфт с валома также Соединение полумуфт с валом.

Соосность валов в горизонтальной плоскости определяют погрешности расстояний от осей валов до линий расположения крепежных отверстий в лапах двигателя и корпуса редуктора.

Соединение полумуфт с валом

Радиальные смещения в вертикальной плоскости при необходимости уменьшают применением компенсаторных подкладок 4 (рис. 5.3, б). Под каждую лапу электродвигателя ставят по одной подкладке толщиной 8 мм, которые фрезеруют или шлифуют до требуемого размера, или набор из двух-трех прокладок, выбранных из ряда толщин (мм): 0,1; 0,2; 0,4; 0,8.

Соединение полумуфт с валом

Фирма выпускает специальные калиброванные пластины из коррозионно-стойкой стали девяти различных толщин: 0,05; 0,10; 0,20; 0,25; 0,40; 0,50; 0,70; 1,0; 2,0 мм.

Соединение полумуфт с валом

Радиальные смещения в горизонтальной плоскости уменьшают выверкой положения узлов на базовых плоскостях. В этом случае возможное радиальное смещение осей зависит от квалификации сборщиков.

Параллельность осей валов в вертикальной плоскости нельзя достичь применением подкладок одинаковой толщины. Поэтому при повышенной точности сборки под лапы электродвигателя ставят подкладки разной толщины или при одинаковой толщине шлифуют с уклоном, а при высокой точности сборки — шабрят.

Параллельность осей валов в горизонтальной плоскости достигают выверкой — перемещением и поворотом узлов на базовых плоскостях.

Осевое смещение уменьшают выверкой осевого положения узлов.

В табл. 5.1 приведены максимально возможные числовые значения параметров точности, полученные в результате вероятностного суммирования предельных отклонений при различной точности сборки.

Для удобства контроля перекос Соединение полумуфт с валомосей валов в технических требованиях на монтаж задают линейным смещением Соединение полумуфт с валом1 на длине 1 (например, при Соединение полумуфт с валом1 — 0,6 мм на длине 1 = 100 мм пишут Соединение полумуфт с валом= 0,6/100 мм/мм). В литературе и в стандартах допустимые угловые смещения валов для разных типов муфт задают в угловых минутах (или градусах). Перевод производят по соотношению (при 1-100 мм):

Соединение полумуфт с валом1, мм = Соединение полумуфт с валом, мин/34,5.

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Например, для допустимого углового смещения 4=15′ линейное смещение 1 на длине 1 = 100 мм равно:

Соединение полумуфт с валом

При работе приводов действующие нагрузки деформируют корпуса узлов (редукторов, электродвигателей и др.), а также плиты (рамы). Особенно значительны деформации кручения высоких рам. Эти деформации приводят к дополнительному, главным образом радиальному, смещению валов и, как следствие, к дополнительному нагруже-нию элементов муфт, консольных участков валов. С учетом деформаций радиальное смещение валов может в 1,1…1,6 раза превышать значения, приводимые в табл. 5.1: большие значения при монтаже узлов на высоких рамах, меньшие — на низких рамах и литых плитах.

Выверка точности относительного положения узлов — трудоемкая операция, которую выполняют квалифицированные сборщики. Чтобы не повторять ее при последующих демонтаже и монтаже, положение каждого узла на плите (раме) желательно зафиксировать двумя контрольными коническими штифтами, установленными в специально предусмотренные для этого места (рис. 5.4, а). При отсутствии таких мест фрезеруют наклонные площадки и конические штифты ставят под углом (рис. 5.4, б).

Соединение полумуфт с валом

Штифты, которые ставят в глухие отверстия или без доступа для их выколачивания, должны иметь резьбу (наружную или внутреннюю) для удаления при демонтаже привода. Для фиксации узла применяют также четыре горизонтально расположенных цилиндрических штифта, поставленных в стык базовых плоскостей (рис. 5.4, в). В этом случае оси каждой пары штифтов располагают в плане под углом 90е друг другу.

Компенсирующие муфты

Из компенсирующих в машиностроении наиболее часто применяют зубчатые и цепные муфты.

Расчет компенсирующих муфт проводят по формулам, приведенным в учебниках и специальной литературе.

Зубчатые муфты (рис. 5.5) широко применяют для соединения валов, особенно в тяжелом машиностроении, где передают большие моменты и затруднена точная установка узлов. Компенсирующую способность муфты обеспечивают созданием зазоров между сопряженными зубьями и приданием бочкообразной формы зубьям зубчатых венцов втулок.

Зубчатые сопряжения муфт работают в масляной ванне. В муфтах предусмотрены отверстия для слива и залива в них масла, уплотнения для герметизации.

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Смещение Соединение полумуфт с валоми отклонение Соединение полумуфт с валомот параллельности осей валов вызывают поворот обоймы относительно втулок. Допускаемая комбинация радиальных Соединение полумуфт с валоми угловых Соединение полумуфт с валомсмещений осей втулок для муфт с различным номинальным вращающим моментом приведена на рис. 5.6.

Зубчатые муфты выбирают по ГОСТ Р 50895-96. Муфты должны обеспечивать 90%-ный ресурс не менее 17 ООО ч.

Видео:Муфты для соединения валов (МУВП)Скачать

Муфты для соединения валов (МУВП)

Цепные муфты. В цепных муфтах в качестве соединительного элемента применяют цепи роликовые однорядные (рис. 5.7), двухрядные, а также зубчатые.

Достоинство муфт: при монтаже и демонтаже не требуется осевого смещения узлов. Цепные муфты стандартизованы — ГОСТ 20742-93.

Для удержания смазочного материала муфту закрывают кожухом 1, разъемным в осевой плоскости. Чтобы предотвратить утечку масла, в кожух встраивают уплотнения. Кожух обычно выполняют литым из легких сплавов. При сборке между плоскостями разъема ставят уплотняющую прокладку. Так как вследствие отклонений от соосности валов звездочки-полумуфты имеют радиальные и угловые смещения, кожух надевают на ступицы звездочек с некоторым зазором. Чтобы кожух вращался вместе со звездочками, его фиксируют на ступице установочным винтом или штифтом, который одновременно удерживает кожух от смещения в осевом направлении.

Так как в шарнирах самой цепи и в сопряжении ее со звездочками имеются зазоры, цепные муфты не применяют в реверсивных приводах, а также в приводах с большими динамическими нагрузками.

Соединение полумуфт с валом

За счет выборки зазоров цепные муфты допускают перекос валов до 1°, а также радиальные смещения , зависящие от передаваемого момента:

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Так как допускаемые смещения малы (сравните со значениями в табл. 5.1), то для достижения требуемой соосности валов, соединяемых цепными муфтами, должны быть применены компенсирующие подкладки.

Соединение полумуфт с валом

Силу, с которой муфта воздействует на вал, можно принимать в долях от — окружной силы на делительном диаметре звездочки:

Соединение полумуфт с валом

Упругие муфты

Упругие муфты состоят из двух полумуфт, соединенных упругими элементами, которые выполняют из стали или резины

Муфты с металлическими упругими элементами

Для металлических упругих элементов применяют углеродистые пружинные стали марок 60, 65, 70 и 85 и легированные стали марок 40X13, 50ХГА, 60С2, 50ХГФА, 60С2ХФА и др.

В машиностроении наиболее часто для витых цилиндрических пружин растяжения — сжатия используют стальную углеродистую холоднокатаную проволоку круглого сечения диаметром от 0,2 до 8 мм по ГОСТ 9389-75.

Читайте также: Замена гребного вала сузуки 30

Для изготовления плоских пружин (пластин) используют стальную пружинную холоднокатаную термообработанную ленту групп прочности 1, 2П, ЗП с механическими свойствами по ГОСТ 21996-76. В соответствии со стандартом лента имеет ширину от 3 до 100 мм, толщину от 0,05 до 1,2 мм. Ее изготовляют из стали марок У7А, 65Г, 60С2А, 70С2ХА, 13Х.

Допускаемые напряжения в зависимости от вида упругого элемента и марки материала можно принимать по табл. 5.2.

Соединение полумуфт с валом

Для муфт с металлическими упругими элементами радиальное смещение Соединение полумуфт с валомявляется основным видом отклонений, вызывающим тем большую радиальную силу Соединение полумуфт с валом, чем больше Соединение полумуфт с валом. Величина этой силы зависит также от конструкции муфты. Сила, действующая на наиболее нагруженный упругий элемент, в Соединение полумуфт с валомраз больше, чем при соосных валах.

В практических расчетах дополнительное нагружение упругих элементов, вызванное радиальным смещением валов, удобнее учитывать при определении расчетного вращающего момента:

Соединение полумуфт с валом

где = 1,1…1,3 — для муфт с пружинами сжатия и муфт со стальными стержнями; = 1,2… 1,6 — для муфт с пакетами плоских пружин.

Муфта с цилиндрическими пружинами сжатия. На рис. 5.8 дана конструкция муфты «Карделис» (Германия) с цилиндрическими витыми пружинами сжатия -1. Пружины посажены на несущие сегменты 2, имеющие возможность качательного движения на пальцах 3. Посадка в сопряжении пальца с сегментом H9/d9 . Сегменты изготовляют из износостойких пластмасс при централизованном производстве или из чугуна при мелкосерийном и единичном производстве. Пружины ставят с предварительным сжатием. При передаче момента осадка половины пружин увеличивается, остальных — уменьшается. Пальцы закрепляют коническими хвостовиками попеременно в ведущей и ведомой полумуфтах. Поверхность контакта сегмента с пальцем смазывают графитовым смазочным материалом.

Муфта допускает сборку соединяемых узлов без их осевого перемещения. При этом пальцы устанавливают через соответствующие отверстия второй половины муфты.

При перегрузке пружины сжимаются до соприкосновения витков и муфта становится практически жесткой.

При конструировании муфт принимают (размеры в мм, рис. 5.8):

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

где Соединение полумуфт с валом— расчетный вращающий момент, H • м [см. (5.1), (5.2)]; Соединение полумуфт с валом-наружный диаметр пружины; 1 — длина пружины после предварительного сжатия; Соединение полумуфт с валом— длина пружины в ненагруженном состоянии; Соединение полумуфт с валом— предварительная деформация пружины, равная половине общей деформации под нагрузкой; а — зазор между цилиндрическими направляющими двух соседних сегментов; Соединение полумуфт с валом— предельная деформация пружины Соединение полумуфт с валом.

Пружины сжатия рассчитывают по силе Соединение полумуфт с валом, действующей на одну пружину, и необходимой деформации сжатия Соединение полумуфт с валом(мм):

Соединение полумуфт с валом

где Соединение полумуфт с валом— число ведущих пальцев на одной полумуфте; Соединение полумуфт с валом— общее число пружин; Соединение полумуфт с валом— коэффициент, зависящий от Соединение полумуфт с валом— угол относительного поворота полумуфт при передаче момента ( Соединение полумуфт с валомСоединение полумуфт с валом

Индекс пружины Соединение полумуфт с валомзадают. Обычно Соединение полумуфт с валом= 4… 5. Допускаемые напряжения Соединение полумуфт с валомдля расчета пружин на прочность при полном сжатии витков принимают по табл. 20.2, а допустимые рабочие напряжения Соединение полумуфт с валомназначают

Соединение полумуфт с валом

Полученный расчетом диаметр проволоки округляют в ближайшую сторону до стандартного. (

Определяют другие параметры пружины (модуль сдвига Соединение полумуфт с валом= 8- 104МПа): число витков пружины Соединение полумуфт с валом); полное число витков

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

длина пружины, сжатой до соприкосновения витков Соединение полумуфт с валомСоединение полумуфт с валом

длина пружины в ненагруженном состоянии

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

На рис. 5.9 представлены зависимости между силой Соединение полумуфт с валоми допускаемым смещением Соединение полумуфт с валомвалов для муфт с различными значениями расчетных моментов. По приведенным графикам для каждой муфты можно определить силу Соединение полумуфт с валомпри конкретном значении радиального смещения Соединение полумуфт с валомили по задаваемой величине силы Соединение полумуфт с валомнайти допускаемое радиальное смещение Соединение полумуфт с валомвалов и выбрать метод сборки (см. табл. 5.1).

Соединение полумуфт с валом

Муфта со стальными стержнями. На рис. 5.10 представлена муфта, в которой упругими элементами являются аксиально расположенные цилиндрические стержни. Стержни устанавливают в отверстия полумуфт по посадке , которая допускает определенную подвижность стержней. Монтаж и демонтаж муфты можно выполнять без осевого смещения соединяемых узлов.

При передаче муфтой вращающего момента в местах контакта стержней с отверстиями возникают высокие напряжения смятия. Поэтому стержни изготовляют из рессорно-пружинных сталей, полумуфты — из углеродистых конструкционных сталей. Вследствие деформирования упругих элементов под нагрузкой, а также из-за отклонений от соосности валов стержни перемещаются в отверстиях полумуфт. Для уменьшения изнашивания муфту заполняют при сборке пластичным смазочным материалом, для удерживания которого применяют уплотнение, например в виде резиновой гофры 1 с браслетными пружинами 2.

При необходимости стержни могут быть установлены в отверстиях, расположенных на окружностях разных диаметров (в два ряда). В зависимости от формы отверстий для стержней муфты могут быть переменной (исполнение I) или постоянной (исполнение II) жесткости.

В муфте исполнения I длина свободного участка стержня, а вместе с ней и крутильная жесткость, изменяется с изменением передаваемого момента. В муфте исполнения II длина свободного участка постоянна.

При проектировании муфты принимают (размеры в мм, рис.
5.10):

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

где — расчетный вращающий момент, Н м [см. (5.1), (5.2)]. Далее определяют (см. [5]):

Соединение полумуфт с валом

— диаметр стержней (мм)

Соединение полумуфт с валом

где Соединение полумуфт с валом— допускаемое напряжение изгиба материала стержня (табл. 5.2), МПа; Соединение полумуфт с валом— модуль упругости стали, МПа; Соединение полумуфт с валом= 0,26… 0,27; Соединение полумуфт с валомгде Соединение полумуфт с валоми Соединение полумуфт с валом— расстояния от средней плоскости муфты до точки начала контакта стержня с полумуфтой при передаче и отсутствии нагрузки соответственно (рис. 5.10). Для муфт постоянной жесткости Соединение полумуфт с валом= 1,0, для муфт переменной жесткости Соединение полумуфт с валом= = 0,6…0,7. Угол относительного поворота полумуфт — до Соединение полумуфт с валом= 0,035 рад; число стержней

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

— радиус кривизны (мм) гнезда в осевом сечении (для муфт переменной жесткости)

Соединение полумуфт с валом

Муфты постоянной жесткости (исполнение II на рис. 5.10) характеризует меньшая жесткость при одинаковой с исполнением I величине Соединение полумуфт с валом; они допускают примерно в три раза большие радиальные смещения валов при одинаковой силе Соединение полумуфт с валом.

На рис. 5.11 приведены зависимости между силой Соединение полумуфт с валом, действующей со стороны муфты на валы, и допускаемым радиальным смещением Соединение полумуфт с валомвалов для муфт с различными расчетными моментами. Если требуется ограничить силу Соединение полумуфт с валом, то по графикам находят допускаемое радиальное смещение валов и назначают способ сборки (по табл. 5.1).

Видео:Лепестковые муфтыСкачать

Лепестковые муфты

Муфта с пакетами плоских пружин. На рис. 5.12 показана муфта с пакетами пластинчатых пружин, расположенных параллельно оси вала. Пакеты пружин 1 вставлены в хвостовики 2 и 3 и удерживаются в них штифтами 4. Плоские пружины, собранные с хвостовиками, образуют кассеты. Кассета одним концом связана с полумуфтой 5 плоским пружинным кольцом 6, а другим свободно вставлена в отверстие полумуфты 7.

При отклонениях от соосности соединяемых валов и деформировании пружин под нагрузкой свободные концы кассет могут перемещаться по отверстиям полумуфты. Для уменьшения изнашивания в отверстия запрессованы втулки 8 из антифрикционного материала. При сборке поверхности отверстий и хвостовиков натирают графитовым смазочным материалом.

Соединение полумуфт с валом

Дополнительная нагрузка на упругие элементы, возникающая при отклонениях от соосности соединяемых валов, распределяется неравномерно между отдельными пакетами пластин. Большая нагрузка приходится на элементы, расположенные в плоскости, перпендикулярной радиальному смещению осей валов. Поэтому коэффициент для муфт с пакетами пластинчатых пружин отличается большими значениями, чем для муфт с пружинами сжатия или со стальными стержнями.

Необходимую жесткость при кручении достигают изменением количества пакетов, толщины пружин и подбором их материала. При исполнении I (рис. 12) паза хвостовика муфта имеет линейную зависимость изменения жесткости при кручении. Для получения нелинейной характеристики пазу придают криволинейный профиль (исполнение II).

Муфта допускает монтаж и демонтаж без осевого смещения узлов.

При проектировании муфты принимают (размеры в мм, рис. 5.12)

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

где — расчетный вращающий момент, Н • м [см. (5.1), (5.2)]. Толщина одной пружины

Соединение полумуфт с валом

число плоских пружин в пакете

Соединение полумуфт с валом

где Соединение полумуфт с валом— допускаемое напряжение материала пружины на изгиб (табл. 5.2), МПа; Соединение полумуфт с валом— расчетная длина пружины, мм; Соединение полумуфт с валом-модуль упругости стали, МПа; Соединение полумуфт с валом— угол относительного поворота полумуфт — до

Соединение полумуфт с валом

0,052 рад; = 8… 12 — число пакетов пружин; b — ширина пружины, мм.

Толщина одного пакета пружин Соединение полумуфт с валомно не более Соединение полумуфт с валом. Для изготовления плоских пружин используют стальную пружинную холоднокатаную термообработанную ленту по ГОСТ 21996-76.

Для закрепления пакета пружин в полумуфтах принимают:

Соединение полумуфт с валом

Радиус кривизны паза хвостовика (для муфт переменной жесткости)

Соединение полумуфт с валом

На рис. 5.13 представлены зависимости силы Соединение полумуфт с валом, действующей со стороны муфты на валы, от радиального смещения Соединение полумуфт с валомдля муфт с различными расчетными моментами. По графикам для допускаемого смещения Соединение полумуфт с валомопределяют силу Соединение полумуфт с валоми назначают способ сборки по табл. 5.1

Соединение полумуфт с валом

Муфты с резиновыми упругими элементами

Упругие свойства резины характеризуют модулями упругости Соединение полумуфт с валомпервого и Соединение полумуфт с валомвторого рода, между которыми в силу постоянства объема резины при деформировании существует зависимость Соединение полумуфт с валом.

Прочность технической резины существенно зависит от ее состава, поэтому допускаемые напряжения, приведенные в табл. 5.3, являются приближенными. Меньшие значения величин в каждом интервале принимают для резин с меньшими значениями модуля упругости Е. Прочность привулканизации резины к металлу близка (при хорошем ее качестве) к прочности самой резины.

Напряжения в упругих элементах муфты, вызываемые радиальным и угловым смещениями валов, являются циклическими. Нагрузку на упругие элементы, вызванную отклонениями от соосности валов, и особенности напряженного состояния, зависящего от конструкции муфты, учитывают понижением допускаемых напряжений по сравнению с указанными в табл. 5.3. Рекомендуемые значения для каждого типа муфт оговорены особо. Муфты упругие втулочно-пальцевые (МУВП) (рис. 5.14) получили широкое распространение вследствие относительной простоты конструкции и удобству замены упругих элементов. Однако их характеризует невысокая компенсирующая способность, а при соединении несоосных валов — достаточно

Соединение полумуфт с валом

большое силовое воздействие на валы и опоры, при этом резиновые втулки быстро разрушаются. Муфты МУВП стандартизованы -ГОСТ 21424-93.

Соединение полумуфт с валом

Размеры муфты по заданному моменту подбирают по справочникам и атласу. Если необходимо уменьшить размеры муфты по сравнению с размерами по стандарту, проектируют специальную муфту, в которой размещают большее число упругих элементов.

При этом пальцы и кольца оставляют стандартными, размещая их так, чтобы было выполнено условие

Соединение полумуфт с валом

где Соединение полумуфт с валом— число пальцев; Соединение полумуфт с валом— диаметр отверстия под упругий элемент; Соединение полумуфт с валом— диаметр окружности расположения пальцев (см. [5]), мм. Наружный диаметр муфты:

Соединение полумуфт с валом

Упругие элементы такой специальной муфты проверяют на смятие в предположении равномерного распределения нагрузки между пальцами

Соединение полумуфт с валом

где Соединение полумуфт с валом— вращающий момент, Н . м (20.1); Соединение полумуфт с валом— диаметр пальца, мм; Соединение полумуфт с валом— длина упругого элемента, мм; Соединение полумуфт с валом= 2 МПа — допускаемые напряжения.

Пальцы муфты изготовляют из стали 45 и рассчитывают на изгиб:

Соединение полумуфт с валом

Допускаемые напряжения изгиба Соединение полумуфт с валомгде Соединение полумуфт с валом-предел текучести материала пальцев, МПа. Зазор между полумуфтами Соединение полумуфт с валом= 3… 5 мм.

Так как муфты данного типа обладают большой радиальной и угловой жесткостью, их применение целесообразно при установке соединяемых узлов на плитах (рамах) большой жесткости. Кроме того, сборку узлов необходимо производить с повышенной точностью и с применением подкладок.

Предельные смещения валов следует принимать: радиальные Соединение полумуфт с валом= 0,10… 0,15 мм; угловые Соединение полумуфт с валом= 0,6/100 мм/мм; осевые Соединение полумуфт с валом— 3 мм.

Так как возможные угловые смещения валов даже при обычной точности монтажа незначительны, то нагрузку от угловых смещений на элементы муфты, валы и их опоры можно не учитывать.

Приближенно принимая характеристику радиальной жесткости муфты линейной, радиальную силу Соединение полумуфт с валом, вызванную смещением Соединение полумуфт с валом, можно определить по соотношению Соединение полумуфт с валомСоединение полумуфт с валом, где Соединение полумуфт с валом— радиальная жесткость муфты:

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Радиальная жесткость Соединение полумуфт с валомспециальной муфты пропорциональна табличному значению Соединение полумуфт с валоми отношению чисел пальцев Соединение полумуфт с валоми Соединение полумуфт с валомспециальной и стандартной муфт:

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Муфты упругие с резиновой звездочкой. Компенсирующие способности муфты (рис.5.15) невелики. При соединении несоосных валов муфта оказывает на них значительное силовое воздействие, хотя и меньшее, чем муфта МУВП. Она требует точного монтажа узлов. Размеры муфты по расчетному моменту подбирают по справочникам.

Эти муфты обладают большой радиальной, угловой и осевой жесткостью. Поэтому их применение так же, как и муфт МУВП, возможно при установке узлов на плитах (рамах) большой жесткости. Сборку узлов необходимо выполнять с повышенной точностью, применяя подкладки и контролируя положение узлов.

Предельные смещения валов следует принимать: радиальные Соединение полумуфт с валом= 0,10…0,15 мм; угловые Соединение полумуфт с валом= 0,8/100 мм/мм.

Ввиду малых возможных угловых смещений валов даже при обычной точности монтажа нагрузку от угловых смещений в расчете не учитывают.

Приближенно принимая характеристику радиальной жесткости Соединение полумуфт с валоммуфты линейной, радиальную силу Соединение полумуфт с валом, вызванную смещением Соединение полумуфт с валом, можно определить по соотношению Соединение полумуфт с валом. Значения Соединение полумуфт с валомдля муфт по ГОСТ Р 50894-99

Соединение полумуфт с валом

90%-й ресурс муфт при непрерывной работе с постоянной нагрузкой, равной номинальному вращающему моменту, с частотой вращения, равной 70 % от значения предельной частоты вращения -не менее 2,5 лет.

Муфты с резиновыми брусками, расположенными радиально. Муфту с упругими элементами в форме брусков б, расположенных радиально, отличает простота конструкции упругого элемента.

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Применяют муфту в двух исполнениях. В первом исполнении (рис. 5.16) при замене упругих элементов кольцо 4, несущее торцовые кулачки 5, перемещают в осевом направлении с помощью двух отжимных винтов 7. Это исключает необходимость осевого смещения соединяемых муфтой узлов при замене упругих элементов. Кольцо 4 закрепляют на полумуфте 1 винтами 3, обеспечивая двумя болтами 2, поставленными без зазора, точное центрирование соединяемых деталей и передачу вращающего момента. Во втором исполнении (рис. 5.17) торцовые кулачки выполнены как одно целое с полумуфтой. Для замены упругих элементов у такой муфты необходимо осевое смещение узлов. Второе исполнение применяют для муфт малых диаметров обычно менее 100 мм.

Читайте также: Компрессор кондиционера санден r134a джетта 6 перестал холодить

Соединение полумуфт с валом

Упругие элементы выполняют двух вариантов: первый (Гипроуг-лемаш) показан на рис. 16, второй (фирма «Ойпекс», Германия) — на рис. 5.17. На рис. 5.17 полумуфты выполнены облегченной конструкции, применяемой и для первого исполнения муфты.

Ориентировочные значения основных размеров (мм) элементов муфты:

Соединение полумуфт с валом

Видео:Видео обзор промышленных муфт. Соединительная муфта для валовСкачать

Видео обзор промышленных муфт. Соединительная муфта для валов

Соединение полумуфт с валом

где — вращающий момент, Н • м.

Условный расчет на прочность упругих элементов проводят на сдвиг и изгиб:

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Число упругих элементов принимают = 6, 8 или 10.

Соединение полумуфт с валом

Упругие элементы выполняют из резины (модуль упругости 5МПа), армированной кордом, или из вулколана. Допускаемые напряжения принимают:

Соединение полумуфт с валом

Муфта допускает радиальное смещение Соединение полумуфт с валомвалов в пределах зазора а = 1,0.. 1,5 мм между кулачком и полумуфтой, осевое смещение ш в пределах зазора Соединение полумуфт с валом= 4…5 мм между полумуфтами. Допустимое угловое смещение Соединение полумуфт с валомсоставляет 1°30′.

Соединение полумуфт с валом

Радиальную силу Соединение полумуфт с валом, действующую со стороны муфты на валы при их смещении на величину Соединение полумуфт с валом, можно найти по графику (рис. 5.18), построенному для марок резины с модулем упругости Соединение полумуфт с валом= 5 МПа. При использовании резины с модулем упругости Соединение полумуфт с валомдля определения радиальной силы Соединение полумуфт с валомсилу Соединение полумуфт с валом, снятую с графика, пересчитывают: Соединение полумуфт с валом. Нагрузку на валы от угловых смещений ввиду ее малости в расчет можно не принимать.

Муфты упругие с конусной шайбой. Муфты с конусной резиновой шайбой фирмы «Швингметалл» (Германия) (рис. 5.19) отличает простота конструкции. Они требуют точного осевого расположения узлов вследствие большой осевой жесткости муфты.

Применяют муфты двух исполнений: первое (рис. 5.19, а) — для средних и больших моментов и второе (рис. 5.19, б) — для малых моментов, обычно при Соединение полумуфт с валомСоединение полумуфт с валом

Допускаемые касательные напряжения принимают

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Число винтов предварительно принимают:

Соединение полумуфт с валом

Далее определяют требуемую силу затяжки и диаметр винта Соединение полумуфт с валом.
Радиальная сила Соединение полумуфт с валоми изгибающий момент Соединение полумуфт с валомдействующие на валы, в зависимости от величины смещений Соединение полумуфт с валоми Соединение полумуфт с валоммогут быть приближенно определены по графикам (рис. 5.20), построенным для резины с модулями

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Муфта допускает радиальное смещение Соединение полумуфт с валомвалов до 0,8…4 мм (меньшие значения для малых муфт), угловое смещение Соединение полумуфт с валомдо 1…2° (большие значения для малых муфт).

Муфты упругие с торообразной оболочкой. Муфты с торообраз-ной упругой оболочкой обладают большой крутильной, радиальной и угловой податливостью. В соответствии с ГОСТ Р 50892-96 муфты изготовляют с оболочкой выпуклого профиля и с оболочкой вогнутого профиля.

Муфты с оболочкой выпуклого профиля применяют в двух исполнениях: с разрезной (рис. 5.21) и неразрезной по ГОСТ 20884-93 оболочкой (рис. 5.22).

Муфта по рис. 5.21 состоит из резинового упругого элемента 1 и полумуфт 2, к которым винтами 3 притягивают прижимные кольца 4. Муфта по рис. 5.22 состоит из упругого элемента 1 и полумуфт 2, к которым винтами 3 через центрирующие кольца 4 притягивают прижимные полукольца 5. При сборке муфты полукольца 5 соединяют с кольцом 4 винтами 6, расположенными между винтами 3.

Полумуфты устанавливают как на цилиндрические, так и на конические концы валов. 90%-ный ресурс муфт при непрерывной работе не менее 2,5 лет.

Соединение полумуфт с валом

Вращающий момент с полумуфт на оболочку передают силами трения, созданными при затяжке винтов 3. При передаче момента в оболочке действуют касательные напряжения крутильного сдвига .

Ориентировочные значения основных размеров (мм) элементов муфты:

Соединение полумуфт с валом

Оболочки диаметром Соединение полумуфт с валомСоединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

При > 300 мм для повышения нагрузочной способности и срока службы оболочки армируют нитями корда. Для них

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

После предварительных расчетов проверяют прочность оболочки в кольцевом сечении диаметром .

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Число винтов предварительно принимают:

Соединение полумуфт с валом

Далее определяют требуемую силу затяжки и диаметр винта 3. Затяжку винтов контролируют.

Соединение полумуфт с валом

При отклонении валов от соосности муфта нагружает валы: осевой силой Соединение полумуфт с валом— при компенсации осевого смещения валов, радиальной силой и изгибающим моментом — при компенсации радиального и углового смещений. От действия центробежных сил и деформирования оболочки при передаче муфтой вращающего момента возникает осевая сила Соединение полумуфт с валом.

Допустимые для муфт значения смещений каждого вида (при условии, что смещения других видов близки к нулю): осевое Соединение полумуфт с валом= 1 …4,5 мм; радиальное Соединение полумуфт с валом= 1…4 мм, угловое Соединение полумуфт с валомдо 1 00′ (ГОСТ 20884-93, Соединение полумуфт с валом= 100…400 мм; меньшие значения для муфт малого диаметра).

Соединение полумуфт с валом

Даже при предельно допустимых для муфты смещениях радиальная сила и изгибающий момент невелики, поэтому при расчете валов и их опор этими нагрузками можно пренебречь. Силы, действующие на валы, могут быть определены по графикам рис. 5.23. При построении графика Соединение полумуфт с валоммодуль упругости для резин принят Соединение полумуфт с валом= 5 МПа. Для резин с другим значением Соединение полумуфт с валомсилу Соединение полумуфт с валом, снятую с графика, пересчитывают, принимая прямую пропорциональность между Соединение полумуфт с валоми Соединение полумуфт с валом.

Сцепные муфты

В машиностроении чаще всего применяют кулачковые, зубчатые и фрикционные сцепные муфты.

Кулачковые муфты. Принципиальная конструктивная схема кулачковой муфты показана на рис. 5.24. Муфту этого типа применяют в тех случаях, когда при небольших габаритных размерах требуется передавать относительно большие вращающие моменты, а включение производят сравнительно редко (во время свободного хода после выключения двигателя).

Одна полумуфта (на рисунке это зубчатое колесо с кулачками) свободно установлена на валу. Другая полумуфта соединена с валом шпонкой или шлицами, ее можно перемещать вдоль вала. Перемещение производят с помощью рычагов, вилок, переводных камней и других деталей механизма управления муфтой.

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Основным элементом кулачковых сцепных муфт являются кулачки различных профилей. Для трапецеидального профиля (рис. 5.25) угол обычно принимают в пределах 3…5°. Число кулачков от 3 до 15. Размеры кулачков определяют из расчета по критериям износостойкости и прочности на изгиб. Размеры других конструктивных элементов муфты (рис. 5.24):

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

где берут в зависимости от ширины В кольцевого паза. Размер В выполняют с полем допуска HI 1.

Соединение полумуфт с валом

При конструировании кулачковых муфт предусматривают перепад С поверхностей для выхода фрезы. Полумуфты изготовляют из сталей марок 20Х, 12ХНЗА и других с цементацией и закалкой кулачков и посадочной поверхности до твердости 54…60 HRC.

Зубчатые муфты. Зубчатые сцепные муфты широко применяют в коробках передач автомобилей, тракторов, станков и других машин при необходимости получить малые габариты. Одна из полумуфт имеет наружные, а другая — внут ренние зубья. Модуль и число зубьев одинаковые. Муфты конструируют по схемам, представленным на рис. 5.26. Включение производят введением в зацепление полумуфт за время свободного хода после выключения двигателя или на ходу с применением синхронизаторов.

Применяют зубчатые муфты с электромагнитным дистанционным управлением (рис. 5.27), подбирая размеры по передаваемому моменту. Полумуфты изготовляют из стали марки 40Х с закалкой ТВЧ до твердости 48…54 HRC.

Фрикционные муфты. В машиностроении широко используют различные по конструктивному исполнению фрикционные муфты. Рассмотрим только наиболее распространенные многодисковые муфты, в которых диски имеют простейшую форму, а сила включения обычно невелика.

На рис. 5.28 показана принципиальная схема многодисковой фрикционной муфты. При передаче вращающего момента шлицы испытывают значительные напряжения смятия, особенно шлицы вала, где окружные силы намного больше сил, действующих на шлицы наружных дисков. При конструировании фрикционных муфт шлицы обязательно проверяют расчетом на смятие.

Толщину стальных дисков для муфт, работающих в масле, принимают 1,5…2,5 мм, а для муфт, работающих всухую, с учетом толщины фрикционных накладок — 2,5…5 мм.

Соединение полумуфт с валом

Видео:Шарнирное соединение вала за 5 минут.Скачать

Шарнирное соединение вала за 5 минут.

Во включенном состоянии диски сжаты силой . С помощью нажимных механизмов осевую силу передают на диски обычно в трех точках, расположенных по окружности через 120°. Чтобы давление сжатия равномернее распределить по всей поверхности дисков, крайние диски, которые чаще всего соединены с валом, делают большей толщины (6… 10 мм).

В многодисковых муфтах общее число дисков ограничивают, так как давление на последующие диски постепенно уменьшается вследствие трения в шлицевом соединении. Число наружных дисков должно быть не более: стальных с фрикционным покрытием, работающих в масле, — 11; стальных с фрикционными накладками, работающих всухую, — 4. Следует предусматривать при выключенной муфте зазоры: между металлическими дисками — 0,2…0,5 мм; между дисками с накладками — 0,5…1,0 мм. Для надежного расцепления внутренние диски иногда делают неплоскими (синусные диски).

Чтобы уменьшить разность окружных скоростей по ширине поверхности дисков и создать условия для более равномерного изнашивания, обычно принимают (см. рис. 28) отношение

Соединение полумуфт с валом

Большое влияние на надежность фрикционной муфты оказывают нажимные механизмы. На рис. 29, а, б приведены широко распространенные схемы нажимных рычажно-кулачковых механизмов. Выигрыш в силе здесь получают, как обычно, выбором плеч рычагов и угла конуса нажимной втулки. При включенном положении концы рычагов находятся на цилиндрических поверхностях втулок. В этом случае сила сжатия дисков на опоры вала не передается. Нажимной механизм получается самотормозящимся. Однако при работе машины в результате неизбежных вибраций нажимная втулка может сместиться (по рисунку вправо), что вызовет выключение муфты. Для предупреждения этого рычаги, управляющие нажимными втулками, должны быть зафиксированы в конечных положениях.

Соединение полумуфт с валом

Иногда на цилиндрической поверхности нажимных втулок делают порожек С (рис. 5.29, а), за который заходят концы рычагов 1. При переходе порожка С происходит перегрузка дисков и деталей нажимного механизма. Поэтому первоначально определяют допустимую величину перегрузки, а затем, исходя из нее, — высоту порожка С.

Требуемой податливости нажимных механизмов достигают выбором сечений рычагов. Силу сжатия дисков регулируют гайкой 2, которую затем стопорят контргайкой 3.

Описанные выше муфты относят к муфтам с механическим управлением, которое обычно применяют при передаче небольших и средних по величине вращающих моментов и когда не требуется дистанционного управления муфтой. При передаче больших моментов фрикционные муфты должны иметь пневматическое или гидравлическое управление.

Очень широко применяют многодисковые фрикционные муфты с электромагнитным управлением, особенно в коробках скоростей станков. Дистанционное уп равление и точное срабатывание этих муфт позволяют легко автоматизировать управление скоростями резания и подачи станков.

На рис. 30 показана конструкция такой муфты. Описание муфт, подбор по передаваемому моменту и методы расчета см. в [9, 13, 15].

Соединение полумуфт с валом

Муфты свободного хода, или обгонные муфты, передают вращающий момент только в одном направлении. Наибольшее распространение в машиностроении получили роликовые муфты (рис. 5.31). Внутреннюю деталь такой муфты называют звездочкой, а внешнюю -обоймой. Как та, так и другая могут быть ведущей частью муфты. Для правильной работы муфты важно, чтобы обойма была концентрична звездочке. Для этого обойму с установленной на ней деталью базируют по валу или по другим деталям на том же валу. На рис. 5.32, а, б приведены возможные схемы базирования обойм в случае применения муфт по ОСТ 27-60-721-84. Муфта на рисунке изображена в виде контура, а деталь, связанная с обоймой, условно показана в виде зубчатого колеса (вместо зубчатого колеса может быть любая деталь). При проектировании специальных муфт можно встроить подшипники качения в обойму и звездочку (рис. 5.32, в).

Соединение полумуфт с валом

Предохранительные муфты

В качестве предохранительных муфт в машиностроении применяют: муфты с разрушающимся элементом, кулачковые, шариковые (разновидность кулачковых) и фрикционные. Последние три типа муфт стандартизованы (ГОСТ 15620-93, Р 50893-96 и 15622-96). Предохранительные муфты независимо от типа могут работать только при строгой соосности валов.

Поскольку все звенья кинематической цепи испытывают перегрузку различной степени, предохранительные муфты следует располагать как можно ближе к месту возникновения перегрузки.

Муфты с разрушающимся элементом. Муфты этого типа отличает компактность и высокая точность срабатывания. Их применяют в тех случаях, когда по роду работы машины перегрузки могут возникнуть лишь случайно. Конструктивные схемы муфт приведены на рис. 5.33.

Соединение полумуфт с валом

В качестве разрушающегося элемента обычно используют штифты, выполняемые из стали (45, У8А) или из хрупких материалов (серый чугун, бронза, силумин и др.). Применяют муфты с одним и с несколькими срезающимися штифтами. В момент срабатывания (при перегрузке) штифт разрушается и предохранительная муфта разъединяет кинематическую цепь.

Штифты размещают в закаленных до высокой твердости (50… 60 HRC) втулках, изготовляемых обычно из стали марки 40Х.

После разрушения штифта на плоскости среза остаются заусенцы, мешающие удалению остатков штифта из втулки. Поэтому штифты выполняют иногда с канавкой по месту среза (рис. 5.34, а, б).

Штифты с канавкой удобны также тем, что позволяют опытным путем определить диаметр шейки для заданного вращающего момента. Канавки должны быть небольшой ширины (2…3 мм), чтобы штифты при срабатывании муфты разрушались вследствие среза, а не изгиба. Иногда применяют длинные штифты с несколькими канавками; после срабатывания муфты штифты передвигают в новую позицию.

Заусенцы на торцах срезанных штифтов могут производить задиры на торцовых поверхностях полумуфт. Для предотвращения этого между фланцами полумуфт в зоне расположения штифтов предусматривают зазор С = 2…4 мм (рис. 5.33, а, б и 5.34, в, г).

Читайте также: Посадки шпонки в паз вала

Соединение полумуфт с валом

В станкостроении для удобства эксплуатации муфты в гнезде ставят комплект втулок вместе со штифтом. В этом случае сопряжение втулок с полумуфтами Соединение полумуфт с валомили Соединение полумуфт с валом, штифта с втулками Соединение полумуфт с валомили Соединение полумуфт с валом(рис. 5.34, в). Перед установкой нового штифта или комплекта втулок полумуфты поворачивают до совмещения рисок.

Соединение полумуфт с валом

После срабатывания одна полумуфта вращается относительно другой. Поэтому одну из полумуфт устанавливают по посадке , предусматривая по торцам минимальный зазор 0,05…0,10 мм (см. рис. 5.33, а, б).

Для обеспечения чистого среза штифтов торцы втулок в собранной муфте должны соприкасаться друг с другом. Но подвижная полумуфта имеет осевую игру на величину зазора. Поэтому после срабатывания муфты торцы втулок могут задевать друг за друга. Чтобы этого не происходило, между торцами втулок следует предусматривать зазор на 0,05…0,10 мм больший, чем между торцами полумуфт.

В муфтах с несколькими срезными штифтами рабочие торцы втулок должны быть расположены в одной плоскости. Этого достигают совместным шлифованием их после постановки в полумуфту.

Зазор между торцами втулок (рис. 5.34, г) можно также регулировать подбором и постановкой под фланцы втулок компенсаторных колец К.

В некоторых зарубежных конструкциях штифты располагают во втулках, которые завинчивают в диски полумуфт (рис. 5.35). Чтобы можно было затянуть втулки до упора и создать минимальный зазор между их торцами, под фланцы втулок ставят компенсаторные кольца К.

Вследствие погрешностей изготовления, а также посадочных зазоров в сопряжениях общая нагрузка распределена между штифтами неравномерно. Поэтому муфты с одним штифтом срабатывают точнее.

При проектировании муфты предусматривают возможность замены срезанных штифтов. Для этого фланцы полумуфт выполняют по рис. 5.36:

Соединение полумуфт с валом

срезанные штифты удаляют, повернув полумуфты относительно друг друга (показано штриховой линией). В круглых фланцах полумуфт делают одно-два отверстия большого диаметра (см. рис. 5.33, а) по окружности расположения штифтов; для удаления срезанных штифтов полумуфты поворачивают друг относительно друга до совмещения их с этими отверстиями.

Соединение полумуфт с валом

В муфтах со срезающимися штифтами полумуфты располагают на валу рядом (см. рис. 5.33, а). Для уменьшения осевых размеров применяют конструктивное решение, представленное на рис. 5.33, б.

Кулачковые муфты. Кулачковые предохранительные муфты широко применяют при небольших скоростях и моментах. При перегрузке кулачковые муфты много кратно расцепляются и снова включаются, подавая своего рода звуковой сигнал о перегрузке. Однако эти повторные включения муфты происходят с ударами, что вызывает перегрузки деталей механизма.

Соединение полумуфт с валом

Кулачковые предохранительные муфты по конструкции аналогичны сцепным кулачковым. Отличие в том, что подвижная в осевом направлении полумуфта поджата пружиной к неподвижной, а рабочие грани кулачков имеют большой угол наклона ( = 30 — 60°). Работа кулачковых муфт сопровождается изнашиванием кулачков, поэтому последние должны иметь высокую твердость (> 56 HRC).

Соединение полумуфт с валом

На рис.5.37, а, б показаны конструктивные схемы двух кулачковых муфт в момент их срабатывания (кулачки вышли из зацепления). Для повышения точности срабатывания муфты высоту кулачков следует делать по возможности небольшой и применять пружины малой жесткости. Необходимо предусмотреть также регулирование силы нажатия пружины, замыкающей кулачковую предохранительную муфту. В муфтах (рис. 5.37, а, б) регулирование осуществляют гайкой, которую затем стопорят контргайкой.

Обычно пружины кулачковых предохранительных муфт имеют большую длину. При Соединение полумуфт с валомгде Соединение полумуфт с валом— высота пружины в свободном состоянии, a Соединение полумуфт с валом— ее средний диаметр, пружина устойчива. При отношении Соединение полумуфт с валомможет быть поперечный изгиб пружины. Для предупреждения этого пружину следует устанавливать на направляющие поверхности, обычно на поверхность подвижной части муфты (рис. 5.37, а).

Регулировочные гайки должны воздействовать на пружину через втулки, соединенные шпонкой или шлицами с валом, иначе они будут не только сжимать пружину, но и закручивать ее силами трения.

Осевая сила, действующая в муфте, не должна нагружать опоры вала. Для этого кулачковую предохранительную муфту конструируют так, чтобы силу пружины воспринимали гайки или другие детали, связанные с валом.

Соединение полумуфт с валом

Желательно, чтобы отношение диаметра расположения кулачков к диаметру шлицев, по которым перемещают подвижную часть муфты, было близко к единице или меньше ее. Тогда муфта работает надежно и менее чувствительна к колебаниям коэффициентов трения на кулачках и на шлицах. На рис. 5.37, б приведена схема муфты, у которой

Соединение полумуфт с валом

Шариковые предохранительные муфты по принципу действия аналогичны кулачковым.

Соединение полумуфт с валом

Фрикционные предохранительные муфты применяют при частых кратковременных перегрузках, главным образом ударного действия. По конструкции они аналогичны сцепным фрикционным муфтам. Отличие в том, что вместо механизмов управления в предохранительные фрикционные муфты встраивают пружины.

Наибольшее распространение получили многодисковые фрикционные предохранительные муфты. Их конструируют по схемам рис. 5.38.

На рис. 5.38, а фрикционные диски сжимает одна центральная пружина сжатия, на рис. 5.38, б — несколько расположенных по окружности пружин, на рис. 5.38, в — тарельчатые пружины. Если тарельчатые пружины расположить так, как показано на рис. 5.38, г, то жесткость комплекта пружин будет меньше, что повысит точность срабатывания муфты. Получают распространение тарельчатые пружины с очень малой жесткостью на некотором участке их характеристики. Такую пружину ставят одну.

Основные размеры фрикционных предохранительных муфт в зависимости от передаваемого момента принимают но ГОСТ 15622-96.

Соединение полумуфт с валом

В рассмотренных выше предохранительных муфтах при срабатывании происходит скольжение по поверхности , которая должна быть смазана. Подвод смазочного материала к этой поверхности обычно затруднен. Кроме того, скольжение поверхностей происходит сравнительно редко (только при срабатывании муфты). Для таких условий вращающуюся деталь муфты лучше устанавливать на самосмазывающиеся подшипники скольжения, изготовленные из пористого материала (металлокерамика с включениями бронзы), пропитанного фторопластом.

Комбинированные муфты

Нередко от муфты требуется определенный комплекс свойств, например, ограничение передаваемой нагрузки при несоосно расположенных валах. В этом случае предохранительную муфту объединяют с компенсирующей и называют комбинированной. В дальнейшем для простоты компенсирующими будем называть как собственно компенсирующие, так и упругокомпенсирующие муфты.

Соединение полумуфт с валом

Сущность комбинирования компенсирующих муфт с предохранительными заключается в следующем. Выбирают наиболее подходящие для данного случая компенсирующую (рис. 5.39, а) и предохранительную (рис. 5.39, б) муфты; на рисунках-схемах обозначены: 1, 2 — полумуфты, 3 — плавающий или упругий элемент компенсирующей муфты; 4 и 5 — полумуфты предохранительной муфты, соответственно свободно сидящая на валу и соединенная с валом шпонкой или шлицами, 6 — предохранительный элемент.

Порядок комбинирования (рис. 5.39, в):

  • полумуфты 1 и 5 устанавливают на соединяемые валы без изменения конструкции;
  • полумуфты 2 и 4 объединяют в одно целое и свободно устанавливают на конец вала, общего с полумуфтой 5. При этом стараются предельно уменьшить размер
  • объединенные в одно целое полумуфты 2, 4 связывают плавающим (или упругим) элементом 3 с полумуфтой 1, а предохранительным элементом 6 — с полумуфтой 5.

Соединение полумуфт с валом

Очень важно, чтобы консоль вала (расстояние на рис. 5.39, в) была минимальна. Для ее уменьшения полумуфты 2 и 4 следует по возможности располагать на полумуфте 5 (рис. 5.39, г).

Соединение полумуфт с валом

Видео:Демонтаж полумуфты с нагревомСкачать

Демонтаж полумуфты с нагревом

На рис. 5.40 показана комбинированная муфта в двух исполнениях. В исполнении по рис. 5.40, б осевые размеры муфты меньше, чем в исполнении по рис. 5.40, а.

На рис. 5.41 изображены комбинированные муфты, в которых упругая муфта с металлическими стержнями объединена с предохранительной кулачковой (рис. 5.41, а) и фрикционной (рис. 5.41, б).

Соединение полумуфт с валом

Во всех комбинированных муфтах так же, как и в предохранительных, вращающуюся часть лучше устанавливать на самосмазывающиеся подшипники скольжения.

Пусковые муфты

Для пуска приводов с большими инерционными массами (грузоподъемные машины, приводы конвейеров, прессов, центрифуг и др.) электродвигатели должны обладать большими пусковыми моментами. При жестком соединении звеньев кинематической цепи разгон масс происходит быстро, в течение долей секунды (обычно до 0,5 с). Это приводит к большим инерционным нагрузкам деталей привода. В таких приводах следует применять пусковые муфты. Основой таких муфт могут быть автоматические самоуправляемые центробежные муфты различных конструктивных исполнений. Пусковые муфты позволяют электродвигателю легко разогнаться и по достижении им определенной частоты вращения начать плавный разгон рабочего органа. Одновременно пусковые муфты являются и предохранительными.

Соединение полумуфт с валом

На рис. 5.42 и 5.43 приведены центробежные муфты с колодками и со стальными шариками. Ведомая часть муфты может быть расположена на подшипниках качения сверхлегкой серии диаметров (рис. 5.42) или на подшипниках скольжения (рис. 5.43). Центробежные муфты устанавливают на вал двигателя. При наличии ременной передачи между двигателем и рабочим органом наружную ведомую часть муфты конструируют в виде шкива.

Если оси валов электродвигателя и рабочего органа номинально соосны, то для компенсации отклонений от соосности валов движение от двигателя к рабочему органу необходимо осуществлять от центробежной к компенсирующей муфте, которую конструктивно объединяют с центробежной.

На рис. 5.44 приведены конструктивные схемы комбинации центробежных муфт по рис.5. 5.42 и 5.43 с компенсирующими упругими муфтами: втулочно-пальцевой (рис. 5.44, а), с пакетами плоских аксиально расположенных пружин (рис. 5.44, б), с торообразной оболочкой (рис. 5.44, в) и со стальными стержнями (рис. 5.44, г).

Во всех этих примерах наружную ведомую часть центробежных муфт видоизменяют, придавая ей конструктивные признаки соответствующих компенсирующих муфт. Помимо приведенных могут быть использованы для комбинации и другие конструкции центробежных и компенсирующих муфт.

Передаваемый муфтой момент рассчитывают по формуле

Соединение полумуфт с валом

где Соединение полумуфт с валом— масса одного груза (колодки) или масса стальных шариков в одной полости, кг; Соединение полумуфт с валом— расстояние центра масс груза от оси вращения, м; Соединение полумуфт с валом— частота вращения, Соединение полумуфт с валом— коэффициент трения:

Соединение полумуфт с валом= 0,4 для пары сталь (чугун) — порошковая металлическая обкладка или закаленная сталь — металлокерамика, Соединение полумуфт с валом= 0,2 — для стальных шариков; Соединение полумуфт с валом— диаметр муфты, м (рис. 5.42 и 5.43); Соединение полумуфт с валом— число грузов (колодок) или число полостей для шариков.

После подбора электродвигателя выполняют расчет и конструирование центробежной и компенсирующей муфт. При конструировании центробежной муфты принимают (см. рис. 5.42 и 5.43):

Соединение полумуфт с валом

где Соединение полумуфт с валоми Соединение полумуфт с валом— диаметр и длина конца вала электродвигателя. Окончательно размер В определяют при выполнении расчета муфты.

Для плавного пуска рабочего органа вращающий момент Соединение полумуфт с валомцентробежной муфты должен превышать номинальный момент Соединение полумуфт с валомэлектродвигателя.

Соединение полумуфт с валом

При редких пусках (1…4 раза в рабочую смену) время разгона масс рабочего органа не имеет существенного значения. И тогда центробежную муфту рассчитывают по моменту

При частых пусках бывает важно ограничить время разгона рабочего органа. Тогда центробежную муфту рассчитывают по моменту Соединение полумуфт с валомпри заданном времени пуска Соединение полумуфт с валомпри выполнении условия Соединение полумуфт с валомСоединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

Время разгона масс рабочего органа (с):

Соединение полумуфт с валом

Отсюда требуемый момент муфты (Н • м)

Соединение полумуфт с валом

где Соединение полумуфт с валом— момент инерции разгоняемых масс, приведенный к валу муфты, Соединение полумуфт с валом— момент сил сопротивления, приведенный к валу муфты. Здесь Соединение полумуфт с валом— момент сопротивления на выходном валу рабочего органа, Н • м; Соединение полумуфт с валоми Соединение полумуфт с валом— общее передаточное число и общий КПД привода от электродвигателя до выходного вала.

Пример. Подобрать центробежную муфту с колодками по следующим данным: мощность электродвигателя Соединение полумуфт с валом= 3 кВт; частота вращения ротора Соединение полумуфт с валом; размеры конца вала электродвигателя:

Соединение полумуфт с валом

пуск рабочего органа производят один раз в смену.

Решение. Номинальный момент электродвигателя

Соединение полумуфт с валом

Требуемый момент центробежной муфты

Соединение полумуфт с валом

Примем по приведенным выше соотношениям некоторые размеры колодочной муфты:

Соединение полумуфт с валом

Вращающий момент центробежной муфты

Соединение полумуфт с валом

Отсюда находим произведение Соединение полумуфт с валомдля пары сталь — порошковая металлическая обкладка Соединение полумуфт с валоми четырех грузов-колодок ( Соединение полумуфт с валом= 4):

Соединение полумуфт с валом

Здесь Соединение полумуфт с валом— масса в кг; Соединение полумуфт с валоми Соединение полумуфт с валом— в м.

Масса одного стального груза

Соединение полумуфт с валом

где Соединение полумуфт с валом= 7 800 Соединение полумуфт с валом— плотность стали.

Подбором параметров Соединение полумуфт с валоми Соединение полумуфт с валомобеспечивают необходимые инерционные характеристики центробежной муфты.

Примем в первом приближении = 120 мм (ранее определено = 112… 192 мм). Тогда

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

что меньше требуемой величины 0.0045 … 0,0052 кг-

Соединение полумуфт с валом

Выполним второе приближение — примем = 140 мм. Тогда

Соединение полумуфт с валом

Соединение полумуфт с валом

что находится в требуемом интервале: 0,0045…0,0052 кг- .

Определим момент, передаваемый муфтой,

Соединение полумуфт с валом

что находится в требуемом интервале (36… 42 Н- м).

Соединение полумуфт с валом

По моменту = 39,2 Н • м рассчитывают детали центробежной и компенсирующей муфт.

Расчет момента центробежной муфты со стальными шариками производят аналогично. При определении массы шариков, расположенных в одной полости муфты, объем полости умножают на коэффициент заполнения , учитывающий пустоты между шариками. Обычно принимают = 0,5…0,7.

Размеры центробежных муфт можно подбирать.

Эта теория взята со страницы лекций по предмету «прикладная механика»:

Возможно эти страницы вам будут полезны:

Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом Соединение полумуфт с валом

Образовательный сайт для студентов и школьников

Видео:Жесткие соединительные муфты для зажима валовСкачать

Жесткие соединительные муфты для зажима валов

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🔍 Видео

    Основы центровки валовСкачать

    Основы центровки валов

    ЭЛАСТИЧНАЯ МУФТА ДЛЯ ГИДРОНАСОСА СВОИМИ РУКАМИ/ КАК СДЕЛАТЬ ЭЛАСТИЧНУЮ МУФТУ СВОИМИ РУКАМИСкачать

    ЭЛАСТИЧНАЯ МУФТА ДЛЯ ГИДРОНАСОСА СВОИМИ РУКАМИ/ КАК СДЕЛАТЬ ЭЛАСТИЧНУЮ МУФТУ СВОИМИ РУКАМИ

    Соединение электродвигателя и насосаСкачать

    Соединение электродвигателя и насоса

    Монтаж полумуфты с нагревомСкачать

    Монтаж полумуфты с нагревом

    Монтаж муфты насоса Corken FD-150Скачать

    Монтаж муфты насоса Corken FD-150

    Соединение двух валов в приспособленииСкачать

    Соединение двух валов в приспособлении

    13.1 Муфты Часть 1Скачать

    13.1  Муфты  Часть 1

    Муфта упругая втулочно-пальцевая МУВПСкачать

    Муфта упругая втулочно-пальцевая МУВП

    Детали машин. Лекция 4.4. МуфтыСкачать

    Детали машин. Лекция 4.4. Муфты

    Лекция 12. МуфтыСкачать

    Лекция 12.  Муфты

    Люфт в муфтовом соединении Центровка валовСкачать

    Люфт в муфтовом соединении  Центровка валов

    Ремонт насосов Биение валов и муфт Центровка валовСкачать

    Ремонт насосов  Биение валов и муфт  Центровка валов

    Как правильно установить эластичную муфтуСкачать

    Как правильно установить эластичную муфту

    МуфтыСкачать

    Муфты
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток