Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Шпоночное соединение — один из видов соединений вала со втулкой с использованием дополнительного конструктивного элемента (шпонки), предназначенной для предотвращения их взаимного поворота. Чаще всего шпонка используется для передачи крутящего момента в соединениях вращающегося вала с зубчатым колесом или со шкивом, но возможны и другие решения, например, защита от поворота кронштейна тяжелой стойки при его продольном перемещении относительно неподвижной колонки (направляющее шпоночное соединение).

По форме шпонки разделяются на призматические, сегментные, клиновые и тангенциальные. В стандартах предусмотрены разные исполнения шпонок: например, призматических шпонок с двумя закругленными торцами, с одним закругленным торцом, с незакругленными торцами, сегментные полной формы и со срезанным краем сегмента.

Наиболее часто применяются призматические шпонки. Они дают возможность получать как подвижные, так и неподвижные соединения. Длины шпонок Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединениявыбирают из ряда: 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 25, 28, 32, 40, 45, 50, 56, 63 и далее до 500 мм с полем допуска Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения. Для длины Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединенияглухого шпоночного паза установлено поле допуска Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения.

Значения предельных отклонений глубин пазов на валу Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединенияи во втулке Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединенияв зависимости от высоты шпонки Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединенияприведены в табл. 3.25, 3.26.

По высоте шпонки в сопряжении предусмотрено образование зазора по номиналу, для чего сумма глубин пазов превышает высоту шпонки.

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Для образования неподвижных соединений можно использовать сегментные и клиновые шпонки. Форма и размеры сечений шпонок и пазов стандартизованы и выбираются в зависимости от диаметра вала, а вид шпоночного соединения определяется условиями работы соединения.

В отличие от соединений вал-втулка с натягом, которые обеспечивают взаимную неподвижность деталей без дополнительных конструктивных элементов, шпоночные соединения -разъемные. Они позволяют осуществлять разборку и повторную сборку конструкции с обеспечением того же эффекта, что и при первичной сборке (рис. 3.107).

На рисунке видно, что шпоночное соединение предполагает создание трех посадок: вал-втулка (центрирующее сопряжение), шпонка-паз вала и шпонка-паз втулки. В шпоночном соединении возможно и еще одно сопряжение — по длине шпонки, если призматическую шпонку с закругленными торцами закладывают в глухой (закрытый с двух сторон) паз на валу.

Точность центрирования деталей в шпоночном соединении обеспечивается посадкой втулки на вал. Это обычное гладкое

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

цилиндрическое сопряжение, которое можно назначить с очень малыми зазорами или натягами.

Видео:Детали машин. Лекция 5.4. Шлицевые и шпоночные соединенияСкачать

Детали машин. Лекция 5.4.  Шлицевые и шпоночные соединения

Читайте также: Допуски определение вала отверстия

Однако правильное назначение посадки для этого соединения существенно влияет на условия работы шпоночного сопряжения. Для повышения точности центрирования предпочтительно применение переходных посадок или даже посадок с небольшим натягом.

По высоте призматических и сегментных шпонок сопряжения практически отсутствуют, поскольку специально предусмотрен зазор по номиналу (суммарная глубина пазов втулки и вала больше высоты шпонки). В клиновых шпоночных соединениях зазор по высоте обычно выбирают продольным перемещением шпонки, но при этом зазор в центрирующем сопряжении (если он есть) также выбирают в одну сторону, что приводит к относительному смещению осей вала и отверстия.

Рекомендуемые поля допусков для соединений вал-втулка приведены в табл. 3.27.

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединенияСоединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Шпоночные соединения могут быть подвижными или неподвижными в осевом направлении. Вдоль вала с направляющей шпонкой обычно перемещается зубчатое колесо, блок зубчатых колес, полумуфта или другая деталь (здесь направляющей является вал со шпонкой). В подвижных соединениях часто используют направляющие шпонки с креплением к валу винтами. Шпонки могут быть также закреплены на втулке и служить для передачи крутящего момента или для предотврахцения поворота втулки в процессе ее перемещения вдоль неподвижного вала. Так, шпонка, закрепленная на кронштейне тяжелой стойки для установки измерительных головок типа микрокаторов, предназначена для предотвращения поворота кронштейна при его продольном перемещении по колонке стойки. В этом случае направляющей является колонка — вал со шпоночным пазом.

Работоспособность шпоночных соединений определяется в основном точностью посадок по ширине шпонки b. Остальные размеры задаются так, чтобы максимально облегчить процесс сборки при сохранении необходимой надежности соединения. Допуски других элементов в шпоночных соединениях приведены в табл. 3.28.

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединенияСоединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

По сопрягаемому размеру (ширина шпонки и пазов вала и втулки) для призматических шпонок предусмотрено три варианта соединения: свободное, нормальное и плотное (табл. 3.29).

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Наибольшее распространение в общем машиностроении имеет нормальное соединение; свободное соединение применяют главным образом для направляющих шпонок, иногда при наличии объемной термообработки; плотное соединение — в случае реверсивного или старт-стопного режима вращения вала.

Для обеспечения собираемости шпоночного соединения к шпоночным пазам вала и втулки предъявляются определенные требования точности расположения. Устанавливаются допуски параллельности шпоночного паза относительно оси соответствующей ступени детали и его симметричности. Допуск параллельности определяется по классу относительной геометрической точности А и составляет около 60% от допуска на ширину шпоночного паза, а допуск симметричности, заданный в диаметральном выражении, составляет примерно четыре допуска ширины шпоночного паза:

Читайте также: Какое масло можно заливать в компрессор от холодильника

Видео:Шпоночные соединения Классификация и виды шпонок Достоинства и недостатки шпоночных соединенийСкачать

Шпоночные соединения Классификация и виды шпонок Достоинства и недостатки шпоночных соединений

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Расчетные значения округляются до стандартных по ГОСТ 24643-81.

Шероховатость поверхностей шпоночного паза выбирается в зависимости от полей допусков размеров шпоночного соединения

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Условные обозначения на чертежах

Условное обозначение призматических шпонок включает следующие элементы:

  • обозначение исполнения (исполнение 1 не указывают);
  • размеры сечения Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединенияи длины шпонки Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения;
  • обозначение стандарта.

Пример условного обозначения призматической шпонки исполнения 2 с размерами

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Шпонка 2 — 4 х 4 х 12 ГОСТ 23360-78.

Пример условного обозначения призматической направляющей шпонка исполнения 3 с размерами

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Видео:5.1 Шпоночные и шлицевые соединенияСкачать

5.1 Шпоночные и шлицевые соединения

Шпонка 3 — 12 х 8 х 100 ГОСТ 8790-79.

Сегментные шпонки обычно применяют для передачи небольших крутящих моментов. Размеры сегментных шпонок и шпоночных пазов (ГОСТ 24071-80) выбирают в зависимости от диаметра вала.

Виды полей допусков ширины пазов для сегментных шпоночных соединений зависят от характера шпоночного соединения (табл. 3.30).

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Для термообработанных деталей допускаются предельные отклонения ширины паза вала по Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения, ширины паза втулки Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения(соединение свободного типа).

Стандарт устанавливает следующие поля допусков размеров шпонок:

  • ширины Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения;
  • высоты Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения;
  • диаметра Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения.

Условное обозначение сегментных шпонок включает следующие элементы:

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

  • слово «Шпонка»;
  • обозначения исполнения (исполнение 1 не указывают);
  • размеры сечения
  • обозначение стандарта.

Пример условного обозначения сегментной шпонки исполнения 2 с размерами

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Шпонка 2 — 4 х 6,5 ГОСТ 24701-80.

Видео:Шпоночное и шлицеовое соединенияСкачать

Шпоночное и шлицеовое соединения

Клиновые шпонки применяют в неподвижных шпоночных соединениях, когда требования к соосности соединяемых деталей невысоки. Размеры клиновых шпонок и шпоночных пазов нормированы ГОСТ 24068-80. Длину паза на валу для клиновой шпонки исполнения 1 выполняют равной Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения, для остальных исполнений длина паза равна длине Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединениязакладной шпонки.

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Предельные отклонения размеров для клиновых шпонок такие, как и для призматических (ГОСТ 23360-78).

По ширине шпонки Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединениястандарт устанавливает соединения по ширине паза вала и втулки с использованием полей допуска Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения. Длина паза вала Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения— с полем Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения. Предельные отклонения глубины пазов Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединенияя Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединениясоответствуют отклонениям для призматических шпонок.

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Предельные отклонения угла наклона верхней грани шпонки и паза по ГОСТ 8908-81.

Пример условного обозначения клиновой шпонки исполнения 2 с номинальными размерами

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Шпонка 2 — 8 х 7 х 25 ГОСТ 24068-80.

Методы и средства контроля элементов деталей шпоночного соединения

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Для контроля используются два метода: дифференциальный (поэлементный) и комплексный. Для реализации первого метода применяют универсальные средства измерения. Выбор того или иного средства измерения определяется возможностью его использования с учетом конкретной конфигурации детали и обеспечения необходимой точности измерения. Метод целесообразно применять на стадии отладки технологического процесса. Он имеет высокую информативность, однако требует больших затрат времени и определенной квалификации персонала. Комплексный контроль стандартизованных шпоночных пазов применяется при контроле годности готовых деталей и осуществляется калибрами (рис. 3.108). Ширину пазов вала и втулки проверяют пластинами, имеющими проходную и непроходную стороны (рис. 3.108, а). Размер от образующей цилиндрической поверхности втулки до дна паза контролируют пробкой со ступенчатым выступом (рис. 3.108, б).

Читайте также: Сколько стоит компрессор для кондиционера для форд фокус

Видео:ДМ.Л.14 Соединения Шпоночные шлицевые (25.4.2020)Скачать

ДМ.Л.14 Соединения Шпоночные шлицевые (25.4.2020)

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Для осуществления непосредственного контроля отклонения от симметричности отклонения шпоночного паза могут быть использованы калибры двух вариантов исполнения (рис. 3.109).

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

При контроле детали по варианту I калибр вставляют в шпоночный паз. Вал со шпоночным пазом считается годным, если выступ специального шпоночного калибра-призмы входит в шпоночный паз и отсутствует зазор между валом и измерительными поверхностями калибра-призмы.

При контроле детали по варианту II калибр вставляют в шпоночный паз и деталь считается годной, если калибр проходит.

Для комплексного контроля размеров и отклонений расположения шпоночного паза может быть использован шпоночный калибр-пробка (рис. 3.110).

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

При контроле детали шпоночный калибр-пробку вставляют в отверстие, и если калибр проходит в деталь, считается, что первое условие годности детали соблюдено.

Измерения могут выполняться также с использованием специального накладного средства измерения (рис. 3.111), состоящего из двух измерительных головок, закрепленных неподвижно в установочном модуле, жестко связанном с контрольной оправкой цилиндрической или призматической формы. Данное средство измерения предварительно настраивают на нуль по образцовой детали, имеющей ту же конфигурацию и номинальные размеры, что и контролируемая деталь. При настройке и при выполнении измерений средство измерения базируют таким образом, чтобы контрольная оправка плотно входила в паз детали (образцовой или контролируемой). При измерении отклонений расположения средство измерения перемещают в направлении оси контролируемой детали вдоль паза и фиксируют максимальную разность показаний измерительных головок на длине паза.

За результат измерения принимается половина зафиксированной максимальной разности показаний измерительных головок.

Соединение зубчатых колес с валами шпоночные соединения

Эта лекция взята со страницы лекций по нормированию точности:

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала

    Видео:Восстановление шлицов или как спасти любое шлицевое соединение.Скачать

    Восстановление шлицов или как спасти любое шлицевое соединение.


    📸 Видео

    Шпоночное или шлицевое. Какое соединение применять на мотобуксировщиках?Скачать

    Шпоночное или шлицевое. Какое соединение применять на мотобуксировщиках?

    Шпоночные и шлицевые соединенияСкачать

    Шпоночные и шлицевые соединения

    Модуль шестерни и параметры зубчатого колесаСкачать

    Модуль шестерни и параметры зубчатого колеса

    3. Конструирование, выбор размеров шпонкиСкачать

    3. Конструирование, выбор размеров шпонки

    Шлицевые соединения. Что это такое?Скачать

    Шлицевые соединения. Что это такое?

    Шпоночное соединениеСкачать

    Шпоночное соединение

    Шлицы внутренние. Как мы их делаем.Скачать

    Шлицы внутренние. Как мы их делаем.

    Валы и механические передачи 3D. Построение вала шлицевого.Скачать

    Валы и механические передачи 3D. Построение вала шлицевого.

    Лекция 3 Шпоночные и шлицевые соединенияСкачать

    Лекция 3  Шпоночные и шлицевые соединения

    Валы и механические передачи 2D. Построение вала-шестерниСкачать

    Валы и механические передачи 2D. Построение вала-шестерни

    ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯСкачать

    ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

    Валы и механические передачи 3D. Построение конической прямозубой передачиСкачать

    Валы и механические передачи 3D. Построение конической прямозубой передачи

    Как добиться ОТЛИЧНОГО КАЧЕСТВА шлицев и зубчатых колес?Скачать

    Как добиться ОТЛИЧНОГО КАЧЕСТВА шлицев и зубчатых колес?

    Долбление шпоночного паза на долбежном станкеСкачать

    Долбление шпоночного паза на долбежном станке
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток