Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Основные сведения. Для передачи вращения и вращающего момента от вала к зубчатому колесу, шкиву, звездочке и другим соосным с валом деталям широко используют соединения типа

Для передачи вращения и вращающего момента от вала к зубчатому колесу, шкиву, звездочке и другим соосным с валом деталям широко используют соединения типа “вал – ступица”.

Различают два основных способа передачи вращающего момента в этих соединениях: жесткий и фрикционный.

При жестком способе вращающий момент передают пос­редством шпонок, шлицев, штифтов, профилей и др.

При фрикционном способе вращающий момент передают за счет сил трения на сопряженных поверхностях вала и ступицы: посадки с гарантированным натягом, клеммовые соединения.

Возможно применение сочетания жесткого и фрикционного способов.

В малосерийном производстве (в малонагруженных узлах) ши­роко применяют шпоночные соединения, в которых шпонка:

· передаёт вращающий момент,

· предотвращает относительный поворот соединяемых деталей.

В крупносерийном и массовом производ­стве (при значительных или циклических нагрузках) более совершенные шлицевые соединения вытесняют шпоночные.

В состав шпоночного соединения входят: вал, шпонка, ступица (зубчатого колеса, шкива, звёздочки и др.). Шпонка – это стальной брус прямоугольного поперечного сечения. Шпонку устанавливают в пазы вала и ступицы. Она служит для передачи вращающего момента от вала к ступице и наоборот.

Достоинства шпоночных соединений:

· сравнительная лёгкость монтажа и демонтажа.

Недостатки шпоночных соединений:

· ослабление вала и ступицы пазами под шпонку,

· значительная концентрация напряжений изгиба и кручения, вызываемая шпоночным пазом на валу,

· необходимость ручной пригонки шпонки по пазу при изготовлении паза концевой фрезой,

· отсутствие осевой фиксации шпонки по пазу вала при выполнении паза дисковой фрезой, отсюда – необходимость дополнительного крепления шпонки по валу, например: винтами.

Видео:Карданная передача, основы. Карданные шарниры не равных и равных угловых скоростей (ШРУСы)Скачать

Карданная передача, основы. Карданные шарниры не равных и равных угловых скоростей (ШРУСы)

В связи с перечисленными недостатками шпоночные соединения не рекомендуют применять для быстроходных динамически нагруженных узлов машин.

Шпоночные соединения можно разделить на ненапряженные и напряженные (табл. 5.1).

Фланцевые соединения для передачи крутящего момента

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Фланцевые соединения для передачи крутящего момента.

Фланцевые соединения применяют преимущественно для соединения валов (рис. 623, а), а также для крепления на валах деталей дискового (вид б) и барабанного (вид е) типа.

Крутящий момент передается призонными болтами или специальными элементами, работающими на срез и смятие, а отчасти силами трения, возникающими на стыковых поверхностях при затяжке стяжных болтов.

Соосность соединяемых деталей достигается центрирующей выточкой m (рис. 623, б) и строгой перпендикулярностью стыковых поверхностей относительно осей соединяемых деталей.

Увеличение диаметра расположения элементов, передающих крутящий момент, уменьшает окружную силу и дает возможность увеличить число элементов.

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Преимуществом фланцевых соединений является практически беззазорная передача крутящего момента, достигаемая посадкой призонных болтов с натягом. Силы трения, возникающие на стыке при затяжке болтов, предупреждают микросмещения сопрягающихся поверхностей, поэтому фланцевые соединения почти не подвержены наклепу, свариванию и фрикционной коррозии, которые часто встречаются в ступичных соединениях.

Читайте также: Диаметр вала двигателя briggs stratton

Крутящий момент, передаваемый фланцевым соединением, определяется сопротивлением болтов срезу и силой трения на стыке:

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

где D — диаметр окружности расположения центров болтов; z1 и d1 — соответственно число и диаметр призонных болтов; z2 и d2 — соответственно число и диаметр стяжных болтов; [τ] и [σ] — соответственно допустимые напряжения среза и растяжения болтов; f — коэффициент трения на стыке соединения (f = 0,10—0,15).

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

представляет долю крутящего момента, передаваемого трением.

Если все болты призонные (z2 = 0) и напряжение среза равно напряжению растяжения в болтах [τ] = [σ], то

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Видео:Шпоночные и шлицевые соединенияСкачать

Шпоночные и шлицевые соединения

При расчете фланцевых соединений силу трения обычно не учитывают, относя ее в запас надежности работы соединения. Предполагая, что все болты являются призонными, находим из уравнения (168) диаметр расположения болтов

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

где z и d — число и диаметр болтов, мм; Мкр — крутящий момент, Н·м.

Максимальное число болтов, которые можно разместить на фланце,

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

где tmin — минимальный шаг болтов, допустимый из условия завертывания гаек (рис. 624, а).

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Для шестигранных гаек при затяжке их торцовым ключом tmin ≈ 2,5d, а ключом с открытым зевом tmin ≈ 3d.

При ограниченных радиальных размерах с целью увеличения числа стяжных болтов фланцы стягивают инертными болтами (рис. 624, б), располагая их головки по разным сторонам фланца в шахматном порядке. При этом расстояние между осями болтов можно сократить до tmin ≈ 1,8d.

В наиболее общем случае затяжки гаек ключами с открытым зевом (tmin ≈ 3d) предельное число болтов

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Подставляя это выражение в формулу (169), получаем минимальный из условия размещения болтов диаметр фланца

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Минимальный диаметр равен диаметру Dв вала плюс двойное расстояние s от поверхности вала до осей болтов. Принимая s = 1,25d, получаем

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Приравнивая выражения (171) и (172), получаем формулу для определения диаметра d болтов, при котором диаметр D фланца получается наименьшим:

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Диаметр вала Dв зависит от условий его нагружения.

На основании формулы (173) составлена номограмма (рис. 625) для определения минимальных размеров фланцевого соединения.

Видео:Детали машин. Лекция 5.4. Шлицевые и шпоночные соединенияСкачать

Детали машин. Лекция 5.4.  Шлицевые и шпоночные соединения

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Пусть Мкр = 10 кН·м, [τ] = 100 МПа и Dв = 100 мм. Восстанавливаем перпендикуляр из точки Мкр = 10 кН·м на оси абсцисс и из точки пересечения с линией [τ] = 100 МПа проводим горизонтальную линию, точка встречи которой с ординатой Dв = 100 мм дает значение d = 14 мм. Соответствующая величина Dmin = 135 мм (тонкие линии). Число болтов согласно формуле (170)

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

При конструировании фланцев не всегда исходят из условия наиболее компактного размещения болтов. В общем случае бывает задан только крутящий момент, требуется определить параметры фланцевого соединения, обеспечивающие передачу момента. Задача не имеет однозначного решения. Диаметр фланца, число и диаметр болтов — независимые переменные; существует большое число сочетаний этих параметров, удовлетворяющих условию прочности.

Читайте также: Подшипник тормозного вала тонар

Расчет ведут по формуле (169). Для облегчения расчета составлена номограмма (рис. 626).

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Пусть Мкр = 10 кН·м, [τ| = 100 МПа. Восстанавливаем перпендикуляр из точки Мкр = 10 кН·м и через точку встречи с линией [τ] = 100 МПа проводим горизонтальную линию через сетку линий в левой верхней части графика. Жирные линии указывают диаметр болтов, тонкие — предельное для данного диаметра болтов число болтов zпp согласно формуле (170).

На рис. 626 показано построение для d = 14 мм. В точке встречи горизонтали с линией d = 14 читаем предельное значение zпр = 10. Проводя вертикаль до пересечения с сеткой линий z (нижняя левая часть диаграммы), находим на оси ординат следующие значения:

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Следует избегать крайних значений ряда. При больших z усложняется конструкция и уменьшается предельный диаметр вала (третья строка таблицы), равный по формуле (172) Dв max = D – 2,5d, при малых — увеличивается наружный диаметр фланца, который для средних условий можно принять равным Dн = D + 2,5d (четвертая строка). В рассматриваемом случае целесообразно принять z = 8.

Толщину фланца на участке расположения болтов определяют из условия жесткости фланца и прочности болтов на смятие. Напряжение смятия

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

где b — толщина фланца (рис. 627).

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Напряжение среза в болтах

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Деля почленно уравнения (174) и (175), получаем

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Видео:6.2 Кинематический расчет приводаСкачать

6.2 Кинематический расчет привода

Полагая [τ] = [σсм] и учтивая сокращение рабочей длины болтов из-за наличия резьбы и канавки m на участке перехода стержня болта в головку, обычно принимают

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Толщину фланца на участке перехода в силовой пояс делают b’ ≈ 0,8b, а на участке перехода в вал b» = (0,15—0,2)Dв.

Типичные формы фланцев малого диаметра показаны на рис. 628, a—г. Фланцы большего диаметра делают коническими (вид д); участок перехода в вал усиливают плавной галтелью m и поясом жесткости n.

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Для увеличения жесткости, особенно при наличии изгибающих сил и моментов, фланцам придают чашечную (вид е), конусную (вид ж) или тюльпановидную (вид з) форму.

Стыковые поверхности фланцев обрабатывают до параметров шероховатости Ra = 032—1,25 мкм с соблюдением перпендикулярности осей в пределах, зависящих от требуемой точности направления (торцовое биение в среднем 0,01—0,03 мм на 100 мм радиуса).

Отверстия под призонные болты обрабатывают совместно или по кондуктору с последующим совместным развертыванием под посадки Н7/m6 или Н7/k6. Для обеспечения сборки фланцев в положении, при котором производилась совместная обработка, устанавливают контрольные штифты или одно из отверстий располагают под углом, отличающимся от угла расположения остальных отверстий.

Читайте также: Схема карданного вала для трактора

Призонные болты изготовляют из углеродистых сталей 45, 50 или легированных 40Х и термически обрабатывают на твердость HRC 30—45 (закалка со средним отпуском).

Болты рассчитывают на срез окружной силой и растяжение силой предварительной затяжки. Эквивалентное напряжение в опасном сечении (плоскость среза) по третьей теории прочности

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

где σр и τ — соответственно напряжения растяжения и среза.

Обычно принимают σр = 100 МПа и τ = 50—100 МПа. Эквивалентное напряжение

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Помимо цилиндрических призонных болтов (рис. 629, а, б), применяют конические (вид в). Конические болты не обеспечивают стяжку фланцев, вследствие чего их чередуют с обычными стяжными болтами.

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Крутящий момент передают также с помощью штифтов (виды г, д), располагаемых в промежутках между стяжными болтами. Для уменьшения габаритов элементы, работающие на срез, выполняют в виде втулок, устанавливаемых концентрично со стяжными болтами (виды е—к). Прочное соединение обеспечивает конструкция (к) с коническими болтами, затяжка которых раздает втулки и обеспечивает плотное прилегание их к стенкам отверстий на участке среза.

На виде (л) представлен пример передачи крутящего момента в многофланцевом соединении с помощью призонных болтов, а на виде (м) — комбинированным способом с помощью призонных болтов и втулок.

Видео:9.1 Расчет валов приводаСкачать

9.1 Расчет валов привода

Дли передачи больших крутящих моментов применяют радиальные (чаше всего эвольвентные) шлицы (вид н) или торцовые шлицы треугольного профиля (рис. 630).

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

При расчете на срез основанию шлицев крутящий момент, передаваемый шлицами,

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

где D — средний диаметр шлицевого пояса, мм; l — ширина пояса шлицев, мм; [т] — допускаемое напряжение среза, МПа.

Для призонных плотно расположенных болтов по формуле (171)

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Отношение крутящих моментов при передаче шлицами и болтами

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Для радиальных шлицев (см. рис. 629, н), когда l = b, при обычной толщине фланца b = d

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Для торцовых шлицев при l = 2,5d (рис. 630, а)

Следовательно, несущая способность фланцев с радиальными шлицами примерно в 4 раза, а с торцовыми — в 10 раз больше, чем фланцев с плотно расположенными призонными болтами.

В соединениях, нагруженных не слишком большими силами, протяженность торцовых шлицев обычно сокращают, выполняя их отдельными секторами на участках расположения стягивающих болтов (вид б) или между ними (вид в), или уменьшая высоту шлицевого пояса (виды г, д).

Размеры шлицевых участков определяют из условия

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

где F — суммарная площадь шлицевых участков; Rср — средний радиус их расположения; [τ] — допустимое напряжение среза в шлицах.

Стяжные болты фланцев с торцовыми шлицами нагружены, кроме силы предварительной затяжки, также осевой силой, возникающей при передаче крутящего момента вследствие наклона рабочих граней шлицев, равной

Соединения детали с валом для передачи вращающего момента

Видео:Детали машин. Лекция 4.4. МуфтыСкачать

Детали машин. Лекция 4.4. Муфты

где α — угол при вершине профиля шлицев в среднем сечении.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    📺 Видео

    Шпоночные соединения Классификация и виды шпонок Достоинства и недостатки шпоночных соединенийСкачать

    Шпоночные соединения Классификация и виды шпонок Достоинства и недостатки шпоночных соединений

    Ременная передача. Урок №3Скачать

    Ременная передача. Урок №3

    6.3. Шпонки призматические врезныеСкачать

    6.3.  Шпонки призматические врезные

    ✅Умные 👌узлы для самоделок .mechanical componentsСкачать

    ✅Умные 👌узлы  для самоделок .mechanical components

    Как работает сцепление. Без воды и понятным языкомСкачать

    Как работает сцепление. Без воды и понятным языком

    5.1 Шпоночные и шлицевые соединенияСкачать

    5.1 Шпоночные и шлицевые соединения

    Передача вращающего момента на тепловозе ТЭП70БССкачать

    Передача вращающего момента на тепловозе ТЭП70БС

    Детали машин. Лекция 2.1. Общие сведения о передачахСкачать

    Детали машин. Лекция 2.1. Общие сведения о передачах

    Детали машин. Лекция 5.3. Резьбовые соединенияСкачать

    Детали машин. Лекция 5.3.  Резьбовые соединения

    Как работает МКПП. Вся суть за 6 минутСкачать

    Как работает МКПП. Вся суть за 6 минут

    МуфтыСкачать

    Муфты

    ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯСкачать

    ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

    Детали машинСкачать

    Детали машин

    Лекция «Соединения деталей машин»Скачать

    Лекция «Соединения деталей машин»
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток