Соединения рулевого вала с рулевым механизмом

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода

Рулевой механизм

Изменение направления движения автомобиля осуществляют поворотом передних колес при помощи рулевого управления (рис.65), которое включает в себя рулевой механизм и рулевой привод. Вращение рулевого колеса через рулевой механизм передается на рычаги и тяги рулевого привода, при помощи которых и поворачиваются управляемые колеса.

В кабине автомобиля установлена рулевая колонка с рулевым колесом. Рулевая колонка в верхней части закреплена к панели приборов автомобиля хомутом, а в нижней части — к картеру рулевого механизма втулками.

Рулевой механизм увеличивает усилие, передаваемое от рулевого колеса к сошке, облегчая этим поворот управляемых колес.

Передаточное число рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 —20, ГАЗ-53А —20,5 и КамАЗ — 20,0.

Соединения рулевого вала с рулевым механизмом

Рис.65.Рулевое управление:

а) рулевой механизм и б) рулевой привод

1-поворотная цапфа, 2-верхний поворотный рычаг, 3-продольная рулевая тяга, 4-рулевая сошка, 5-крышка, 6-картер, 7-червяк, 8-рулевая колонка, 9-рулевое колесо, 10-рулевой вал, 11-ролик, 12-вал рулевой сошки, 13-поперечная рулевая тяга.

В автомобилях ЗИЛ-130 и КамАЗ рулевое управление имеет гидроусилитель, предназначенный для уменьшения усилия, затрачиваемого водителем для поворота колес и смягчения толчков от неровностей дороги, передаваемых на рулевое колесо. Гидроусилитель объединен в один агрегат с рулевыммеханизмом(рис.66).

Рулевой механизм состоит из картера, винта с гайкой на циркулирующих шариках, рейки, изготовленной вместе с поршнем, гидроусилителя и зубчатого сектора, выполненного как одно целое с валом рулевой сошки. В автомобиле КамАЗ в системе гидроусилителя имеется радиатор для охлаждения масла.

Гайка рулевого механизма жестко закреплена внутри поршня-рейки.

Зубчатая рейка и зубчатый сектор имеют зубья, толщина которых переменна по их длине. Это позволяет регулировать зазор в зацеплении рейка-сектор регулировочным винтом, ввернутым в боковую крышку картера. Для уменьшения трения между винтом и гайкой в их резьбе циркулируют шарики.

На поршне-рейке имеются упругие разрезные чугунные кольца, обеспечивающие плотную его посадку в картере-цилиндре рулевого механизма.

Вращение рулевого вала преобразуется в поступательное движение поршня-рейки в результате перемещения гайки по винту. Зубья поршня рейки поворачивают сектор, а вместе с ним и вал с сошкой.

Перед картером рулевого механизма установлен клапан управления, Насос гидроусилителя лопастного типа двойного действия (имеет две камеры) с бачком и фильтром закреплен на двигателе и приводится в действиеклиновидным ремнем от шкива коленчатого вала (ЗИЛ-130) или с помощью шестерен (КамАЗ). Нормальный прогиб приводных ремней под действием усилия 40 Н должен составлять 8. 14 мм. Насос соединен с клапаномуправления двумя шлангами: шлангом высокого давления, по которому подводится масло от насоса, и шлангом низкого давления (слива), по которому масло возвращается к насосу. Во время движения автомобиля по прямой

Соединения рулевого вала с рулевым механизмомРис.66.Схема гидравлического усилителя рулевого управления (автомобиля ЗИЛ-130): а) — нейтральное положение, б) – при повороте направо; 1 — лопастный насос, 2 — перепускной клапан, 3 — предохранительный клапан, 4 — зо­лотник, 5 — вал рулевого механизма, 6 — клапан управления, 7 — винт рулевого механизма, 8 — поршень-рейка, 9 — вал рулевой сошки,10 — зубчатый сектор, 11 — цилиндр усилителя, 12 —бачок для жидкости

золотник находится в среднем положении и масло из насоса перекачивается в бачок (рис.66,а). При повороте вправо золотник, перемещаясь, открывает доступ масла вполость А (рис.66, б).

Читайте также: Какие карданные валы лучше для нивы шевроле

В результате давления масла на поршень-рейку уменьшается усилие, которое затрачивается на поворот рулевого колеса. При повороте рулевого колеса влево золотник — перемещается и открывает доступ масла в полость Б, в результате чего облегчается поворот колеса влево.

Карданная передача рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 позволяет уменьшить деформации колебания кабины относительно рамы автомобиля, а также уменьшить размеры системы рулевого управления. Вилки карданов соединены в верхней части с рулевым валом, а в нижней части — с ведущим валом рулевого механизма. В отверстиях вилки на бронзовых втулках установлены крестовины.

На автомобиле КамАЗ к картеру рулевого управления прикреплен корпус угловой передачи, состоящей из пары конических шестерен. Ведущая коническая шестерня установлена в корпусе на шариковом и игольчатом подшипниках, а ведомая — на двух шариковых.

На рис.65показана схема рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А. К основным частям его относятся: рулевое колесо, рулевой вал, рулевая колонка, картер рулевого механизма с боковой и нижней крышками, глобоидальный червяк, вал рулевой сошки с трехгребневым роликом и подшипниками, а также и регулировочный винт вала рулевой сошки.

В картере рулевого механизма находятся червяк и вал рулевой сошки с роликом. Картер рулевого механизма установлен на раме автомобиля и закреплен к ней болтами.

Глобоидальный червяк рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А установлен в картере рулевого механизма на двух конических роликовых подшипниках, которые не имеют внутренней обоймы. Внутреннюю обойму подшипника заменяет беговая дорожка, выполненная на червяке, по которой и происходит качение роликов подшипников, а наружные обоймы установлены в корпусе картера рулевого механизма. В рулевом механизме указанного автомобиля предусмотрена регулировка подшипников, для чего между нижней крышкой и картером рулевого механизма находится несколько тонких прокладок, которые по мере износа вынимают.

Соединение рулевого вала с червяком осуществляется запрессовкой его на нижний шлицованный конец.

Рулевое колесо установлено на мелких конических шлицах верхнего конца рулевого вала и закреплено гайкой. В верхней части рулевой колонки имеется подшипник для центрирования рулевого вала.

Трехгребневый ролик рулевого механизма автомобиля ГАЗ-53А, находящийся в зацеплении с глобоидальным червяком, расположен на оси и двух игольчатых подшипниках в головке вала рулевой сошки, который, в свою очередь, установлен в отверстии картера на бронзовой втулке. Цилиндрический шип вала вставлен в роликовый подшипник.

На рис.65 показан также регулировочный винт с вырезом, в который входит головка шипа. Этот винт ввернут в боковую крышку картера и сверху закрыт колпачковой гайкой со стопорной шайбой. Винтом регулируют зацепление глобоидального червяка и трехгребневого ролика.

Рулевой привод

Для поворота управляемых колес при изменении направления движения, автомобиля усилие от рулевого механизма необходимо передать к управляемым колесам. Для этой цели служит рулевой привод (рис. 65,б), состоящий из рулевой сошки, рулевых тяг (продольной и поперечной), верхнего рычага поворотной цапфы и двух поворотных рычагов (левого и правого).

Рулевая сошка на выступающей части вала должна быть закреплена так, чтобы исключалось проворачивание ее, для чего на валу и в проушине рулевой сошки выполнены мелкие шлицы.

Читайте также: Крестовина карданного вала уаз какая лучше

Для правильной установки рулевой сошки на валу имеются метки или несколько пар шлицев, выполненных вместе. Закреплена рулевая сошка гайкой, навернутой на конец вала. В нижнем конце рулевой сошки, имеющем конусное отверстие, при помощи гайки закреплен палец с шаровой головкой.

Рулевые тяги выполнены из труб и имеют наконечники, в которые через боковые отверстия с прорезью входят шаровые пальцы сошки и рычагов поворотных цапф. Шаровые пальцы в наконечниках тяг закреплены сухарями (рис.67,а), которые сжимаются пружиной и закреплены пробкой, ввернутой в торцевое отверстие тяги. Ввертывая и вывертывая пробку, регулируют натяжение пружины.

Наконечники поперечной тяги навернуты на левую или правую резьбу и закреплены от произвольного отворачивания стяжными болтами. Такое устройство дает возможность изменять длину тяг, а следовательно, и изменять схождение колес. По своей конструкции наконечники тяг автомобиля ЗИЛ-130 отличаются от конструкции наконечника тяг автомобиля ГАЗ-53А, где сухари наконечников тяг охватывают полусферическую головку пальцев рычагов поворотных цапф (см. рис. 67, б). Пружины, установленные в наконечниках, устраняют зазоры по мере выработки деталей сочленения.

Соединения рулевого вала с рулевым механизмом

Рис. 67. Шарнирные соединения рулевых тяг:

а) — продольной, б), в) — поперечных; 1 — вкладыши, 2, 11 — пружины, 3 — пробка, 4 — ограничитель пружины, 5 — шаровой палец, 6 — сальник, 7 — масленки, 8 — наконечник поперечной тяги, 9 — стяж­ные болты, 10 — эксцентриковые вкладыши, 12 — установочная шпилька

Сочленения поперечных рулевых тяг имеют самоподжимное устройство, а в автомобилях ГАЗ-53А и КамАЗ такое же устройство сочленений имеют и продольные тяги.

Для установки рычагов в поворотных цапфах имеются отверстия с канавкой для шпонки. Шаровые пальцы устанавливают в конусные отверстия в рычагах. Рычаги и шаровые пальцы закреплены гайками. Для надежности соединений деталей рулевого привода пробки наконечников продольной рулевой тяги (автомобиль ЗИЛ-130) и гайки крепления поворотных рычагов и шаровых пальцев зашплинтованы.

Все шарнирные соединения рулевого привода для уменьшения износа деталей смазываются через масленки и имеют защитные приспособления от попадания грязи и вытекания смазки.

При проверке уровня масла в гидроусилителе передние колеса автомобиля устанавливают в положение, соответствующее движению по прямой и масло доливают при работающем на холостом ходу двигателе до метки «Уровень масла» на боковой стенке бачка насоса.

При снятии крышки бачка ее следует очистить и промыть бензином.

Для смазки шарнирных сочленений рулевого привода автомобиля ГАЗ-53А применяют смазку ЯНЗ-2, для автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ —смазку УСс, либо пресс-солидол УС-1 или С. Смазывают их в соответствии с графиком смазки.

Видео:Устройство для ремонта шлицевого соединения рулевого карданаСкачать

Устройство для ремонта шлицевого соединения рулевого кардана

Устройство, виды и принцип работы рулевого механизма

Основой рулевого управления любого автомобиля является рулевой механизм. Он предназначен для преобразования вращательных движений рулевого колеса в возвратно-поступательные движения рулевого привода. Другими словами, данное устройство превращает повороты руля в нужные перемещения тяг и поворот управляемых колес. Основным параметром механизма является передаточное число. А само устройство, по сути, представляет собой редуктор, т.е. механическую передачу.

Видео:Простой способ РЕМОНТА РУЛЕВОГО ВАЛАСкачать

Простой способ РЕМОНТА РУЛЕВОГО ВАЛА

Функции механизма

Основными функциями устройства являются:

  • преобразование усилия от руля (рулевого колеса);
  • передача полученного усилия на рулевой привод.

Видео:Как устроена рулевая рейка / система ГУРСкачать

Как устроена рулевая рейка / система ГУР

Типы рулевых механизмов

Устройство рулевого механизма различается в зависимости от способа преобразования крутящего момента. По этому параметру выделяют червячный и реечный виды механизмов. Существует еще винтовой тип, принцип работы которого схож с червячной передачей, но он имеет больший КПД и реализует большее усилие.

Читайте также: Подшипник первичного вала кпп газель бизнес

Червячный рулевой механизм: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки

Этот рулевой механизм является одним из «устаревших» устройств. Им оснащены практически все модели отечественной «классики». Механизм применяется на автомобилях с повышенной проходимостью с зависимой подвеской управляемых колес, а также в легких грузовых автомобилях и автобусах.

Соединения рулевого вала с рулевым механизмом

Схема червячного редуктора

Конструктивно устройство состоит из следующих элементов:

  • рулевой вал;
  • передача «червяк-ролик»;
  • картер;
  • рулевая сошка.

Пара «червяк-ролик» находится в постоянном зацеплении. Глобоидальный червяк представляет собой нижнюю часть рулевого вала, а ролик закреплен на валу сошки. При вращении руля ролик перемещается по зубьям червяка, благодаря чему вал рулевой сошки также поворачивается. Результатом такого взаимодействия является передача поступательных движений на привод и колеса.

Рулевой механизм червячного типа имеет следующие преимущества:

  • возможность поворота колес на больший угол;
  • гашение ударов от дорожных неровностей;
  • передача больших усилий;
  • обеспечение лучшей маневренности машины.

Изготовление конструкции достаточно сложное и дорогое – в этом главный ее минус. Рулевое управление с таким механизмом состоит из множества соединений, периодическая регулировка которых просто необходима. В противном случае придется заменять поврежденные элементы.

Реечный рулевой механизм: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки

Рулевой механизм реечного типа считается более современным и удобным. В отличие от предыдущего узла, это устройство применимо на транспортных средствах с независимой подвеской управляемых колес.

В реечный рулевой механизм входят следующие элементы:

  • корпус механизма;
  • передача «шестерня-рейка».

Шестерня устанавливается на рулевом валу и находится в постоянном зацеплении с рейкой. В процессе вращения рулевого колеса рейка перемещается в горизонтальной плоскости. В результате соединенные с ней тяги рулевого привода также перемещаются и приводят в движение управляемые колеса.

Механизм «шестерня-рейка» отличается простотой конструкции и высоким КПД. К ее преимуществам также можно отнести:

  • меньшее количество шарниров и тяг;
  • компактность и невысокая цена;
  • надежность и простота конструкции.

С другой стороны, редуктор этого типа чувствителен к ударам от неровностей дороги – любой толчок от колес передастся на руль.

Винтовой редуктор

Особенностью этого механизма является соединение с помощью шариков винта и гайки. За счет чего наблюдается меньшее трение и износ элементов. Механизм состоит из следующих элементов:

  • вал рулевого колеса с винтом
  • гайка, перемещаемая по винту
  • зубчатая рейка, нарезанная на гайке
  • зубчатый сектор, с которым соединена рейка
  • рулевая сошка

Винтовой рулевой механизм применяется в автобусах, тяжелых грузовых автомобилях и в некоторых легковых автомобилях представительского класса.

Видео:как устранить стук рулевого вала за 3 секунды Део МатизСкачать

как устранить стук рулевого вала за 3 секунды Део Матиз

Регулировка устройства

Регулировка рулевого механизма применяется для компенсации зазоров в механизмах «червяк-ролик» и «шестерня-рейка». В процессе эксплуатации в данных механизмах может появиться люфт, который может привести к быстрому износу элементов. Регулировать рулевой механизм необходимо только в соответствии с рекомендациями производителя и на специализированных СТО. Избыточное “зажатие” механизма может привести к его заклиниванию при повороте руля в крайние положения, что чревато потерей управления автомобилем с соответствующими последствиями.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности


    🔥 Видео

    Стуки в рулевой Карданчик рулевого валаСкачать

    Стуки в рулевой Карданчик рулевого вала

    Рулевой механизм типа "червяк-ролик"Скачать

    Рулевой механизм типа "червяк-ролик"

    Рулевой карданчик,Замена нижней крестовиныСкачать

    Рулевой карданчик,Замена нижней крестовины

    Как устроены рулевое управление и усилитель руля?Скачать

    Как устроены рулевое управление и усилитель руля?

    Комплекты SteerFlex Рулевой трос + рулевой редукторСкачать

    Комплекты SteerFlex Рулевой трос + рулевой редуктор

    Решение проблемы со стуком в рулевойСкачать

    Решение проблемы со стуком в рулевой

    Как избавиться от стука в руле абсолютно бесплатно за 5 минут.Скачать

    Как избавиться от стука в руле абсолютно бесплатно за 5  минут.

    Рулевой карданчик. Замена крестовины.Скачать

    Рулевой карданчик. Замена крестовины.

    Работа распределителя гидравлической рулевой рейкиСкачать

    Работа распределителя гидравлической рулевой рейки

    Рулевой механизм грузового автомобиля.Скачать

    Рулевой механизм грузового автомобиля.

    Разборка червячного рулевого ВАЗ классика HDСкачать

    Разборка червячного рулевого ВАЗ классика HD

    LADA VESTA устраняем дребезг и вибрацию в рулевом механизме за 3 минуты. (Лада Веста Х-Рей X-Rey)Скачать

    LADA VESTA устраняем дребезг и вибрацию в рулевом механизме за 3 минуты. (Лада Веста Х-Рей X-Rey)

    Замена муфты рулевого вала ВАЗ 2113 2114 2115Скачать

    Замена муфты рулевого вала ВАЗ 2113 2114 2115

    карданчик рулевого вала калина 1,вышел из строяСкачать

    карданчик рулевого вала калина 1,вышел из строя

    Центровка рулевого редуктора и рулевого вала! Чтоб легко крутился руль сделай это! ВАЗ 2106Скачать

    Центровка рулевого редуктора и рулевого вала! Чтоб легко крутился руль сделай это! ВАЗ 2106

    Ремонт рулевого кардана .Это с экономит ваш бютжетСкачать

    Ремонт рулевого кардана .Это с экономит ваш бютжет
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток