Соосность отверстия с валом

Допуск соосности указывается на деталях, где требования к осевым характеристикам объясняются их функциональными свойствами. Допуск соосности указывается на рабочем поле чертежа в виде двух окружностей расположенных концентрично одно большего диаметра другое меньшего диаметра.

Соосность отверстия с валом

Допуск соосности отверстия относительно отверстия Ø 0.08 мм .

Соосность отверстия с валом

Допуск соосности двух отверстий относительно их общей оси Ø 0.01 мм
(допуск зависимый).

Отклонение от соосности элементов деталей машин, относительно исходных осей, называется допуском соосности. Существует два типа нормирования требований к точности осевых отклонений в зависимости от используемых баз. Первый тип характеризуется отклонением от соосности относительно базовой поверхности, а второй тип отклонением от соосности общей оси.

Видео:Уроки фрезерования или как проверить симметрию и соосностьСкачать

Уроки фрезерования или как проверить симметрию и соосность

Иногда вместо слова «соосность» используется термин «отклонение от концентричности», под которым понимается расстояние смещения профилей в форме окружностей лежащих на контрольной плоскости. Таким образом, когда рассматривается соответствие точности совпадения осей элементов изделия, на длине выбранного участка, то более правильно будет называть, максимальное несовпадение осей как отклонение от соосности.

Если рассматривать положение осей в каком-либо перпендикулярном сечении осей, то следует использовать термин отклонение от концентричности. Допуск концентричности нормируется так же, как и отклонение от допуска соосности в диаметральном или радиусном выражении.

Работоспособность любого механизма в значительной степени зависит от соосности деталей задействованных в рабочей конструкции. При смещении осей деталей вращения, которые превышают значения допуска соосности, нагрузка между рабочими элементами и деталями какого либо механизма распределяется неравномерно и появляется дополнительная нагрузка на опорные части конструкции, а так же происходит снижение коэффициента полезного действия в целом. Недопустимые биения деталей машин также снижают срок службы узлов и механизмов. Критерием работоспособности узлов и соединений является качество изготовляемых деталей согласно указанным допускам и техническим требованиям.

Одним из основных характеристик, определяющих работоспособность изделия, является контроль изготовления посадочных отверстий в блоках корпусов механизмов.

Соосность отверстий, растачиваемых цилиндрических поверхностей, расположенных на расстоянии друг от друга в блоках и агрегатах, проверяют при помощи специальных измерительных приборов характерных для данного вида операций. При измерении таких характеристик как межосевые расстояния и не параллельность осей, используют микрометры, индикаторы, а так же штангенциркули. Соосность отверстий изготавливаемых для установки шарикоподшипников и сальников проверяют специальным технологическим валом после проведения сборочных операций. Если отклонение от соосности превышает 0,05 мм, то данное отверстие повторно проверяют, после чего намечают ряд действий по возможному исправлению брака.

Допуск соосности так же контролируют гладкими или ступенчатыми контрольными оправками, которые вставляются в соответствующие отверстия для проверки отклонений.

Проверка соосности валов.

Видео:Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистовСкачать

Допуски и посадки для чайников и начинающих специалистов

Различают следующие способы проверки соосности валов:

— с помощью скоб, хомута, рейсмуса или стрелок;

— с помощью индикаторов и т.п.

Наиболее простой способ выверки — линейкой по полуму­фтам (рис.31).

Соосность отверстия с валом

Достаточно простым является способ центровки с помощью скобы по полумуфтам (рис.2).

Сборка соединительных муфт начинается с проверки соосности валов. После укладки шпонки и надевания полумуфты измеряют щупом зазор между валом и муфтой, который не должен превышать 0,05 мм. При монтаже пальцевых полумуфт пальцы устанавливают последовательно, проверяя щупом их прилегание к поверхности отверстия в полумуфте. Этот зазор не должен превышать 0,4. 0,6 мм. Полумуфты центрируют с помощью угольника, линейки и поворотных приспособлений. Зазоры проверяют в каждом из четырех положении вала, поворачиваемого от начального положения на 90, 180 и 360° по направлению вращения вала машины (рисунок 2, а). В каждом положении проводят по одному замеру радиального зазора (по окружности полумуфт) и четыре замера осевого зазора (между торцовыми плоскостями полумуфт) в диаметрально противоположных точках.

Видео:ТОЧНО и соосно просверлить вал мотора для гриндера или точила без токаркиСкачать

ТОЧНО и соосно просверлить вал мотора для гриндера или точила без токарки

Допуски на сборку муфт приведены в таблице 4.

Читайте также: Течь сальника рулевого вала

Соосность отверстия с валом

Рисунок 2 — Центрирование валов по полумуфтам:

а — центровочная скоба, б — схема производства замеров; n, n1 — n4 — радиальные зазоры, m, m1 — m4 — осевые зазоры

Таблица 4 — Допуски зазоров соединительных муфт, мм

МуфтаДиаметр муфты, ммНа перекос на 100 мм длиныНа параллельное смещение
Жесткая100 … 300 300 … 5000,08 0,120,1 0,2
Пальцевая100 … 300 300 … 5000,02 0,020,05 0,1
Сцепная100 … 300 300 … 5000,01 0,010,03 0,02

При этом способе линейкой замеряется соосность двух соединяемых валов с полумуфтами. Если оси валов параллельны и сдвинуты только на величину e в вертикальной или горизонтальной плоскости (см. рис. 3а), то следует переместить один из валов так, чтобы линейка плотно прилегала к обеим полумуфтам. Если ось одно­го из валов имеет перекос на угол φ то угол перекоса зависит от расстояний b1 и b2(рис.3б), угол φ может быть рассчитан по формуле:

Чем больше d, тем больше точность замера. Для достижения соосно­сти необходимо повернуть корпус с валом на угол φ так, чтобы b1 = b2 , при вращении вала, что замеряется щупом.

Видео:СТРОГО ПО ЦЕНТРУ !!! БЕЗ СТАНКА И ТОКАРЯ, как просверлить отверстие в болтеСкачать

СТРОГО ПО ЦЕНТРУ !!! БЕЗ СТАНКА И ТОКАРЯ, как просверлить отверстие в болте

Более точную установку валов сопрягаемых узлов или агрегатов можно выполнять с помощью хомута или рей­смуса или стрелок (рис.4.5).

Соосность отверстия с валом

При проверке с помо­щью хомута определяют изменение зазора между винтом и валом при повороте вала. Если установленный зазор не меняется, то сопрягае­мые валысцентрированы. Составив круговую диаграмму по изменению зазоров в положениях хомута, можно по расстоянию до точек крепления узла определить, в каком направлении и на сколько необходимо переместить узел для центровки. Точность центровки за­висит от расстояния между точкой замера и точками крепления узлов и точности замера измерения зазора. Чем больше α, тем с большей точностью можно осуществить центровку. При определении соосности двумя хомутами замеряют зазор между этими хомутами (рис.4.5 б). Вра­щая один из валов, замеряют изменение зазора. Если зазор не меня­ется, то валы сцентрированы; если зазор меняется, то величину перекоса можно также определять по круговой диаграмме.

Выверку и центровку валов удобно проводить с помощью стрелок, закрепленных на валах или полумуфтах. Для этого также используют круговую диаграмму. Валы соосны, если за­зоры a1; a2; a3; a4 и b1; b2; b3; b4 одинаковы в вертикаль­ной и горизонтальной плоскостях.

Наиболее точно выверку валов можно осуществить с помо­щью индикаторов (рис.6). Выверка валов здесь анологична выверке с помощью стрелок, но измерение зазоров ведут с по­мощью индикаторов, что повышает точность выверки.

Соосность отверстия с валом

Наиболее сложно производить измерение агрегатов, валы у которых распо­ложены вертикально, т.е. вертикальных валов (например, вертикального насоса, показанного на рис.38), для центровки таких валов к верхней части валов крепят крестовину 3, к ней четыре стру­ны 6, так, чтобы они располагались попарно во взаимоперпендикуляр­ных плоскостях.

Видео:Разбираем чертеж детали ➤ Технические требования ➤ Допуски и посадки размеровСкачать

Разбираем чертеж детали ➤ Технические требования ➤ Допуски и посадки размеров

Соосность отверстия с валом

Для натяжения струн к их концам подвешены грузы 12. Вертикальность и соосность валов проверяют замером расстояний a1; b1; c1; d1 в верхней части и a2; b2; c2; d2 в нижней части. Величины этих замеров откладывают на круговой диаграмме. Замеры вы­полняют с помощью штихмасса, устанавливаемого между валами и стру­нами.

Отклонения δ по осям x и y могут быть опре­делены по следующим зависимостям:

Абсолютная величина отклонения вала

Валы можно считать выверенными, если относительное отклонение, т.е. отклонение на 1 м длины вала, не превышает 0,02 мм.

Перед сборкой валов и сидящих на них шкивов, шестерен и звездочек с помощью шпоночных соединений проверяют поверхности собираемых деталей и устраняют забоины, заусенцы и задиры. При сборке клинового шпоночного соединения обеспечивают плотное прилегание шпонки ко дну паза вала и зазоры по боковым стенкам. Боковые зазоры между пазом и шпонкой проверяют щупом. Они не должны превышать 0,35 мм при ширине шпонки 12. 18 мм и высоте 5. 11 мм и 0,4 мм при ширине шпонки 20. 28 мм и высоте 8. 16 мм. Посадку призматической шпонки производят легкими ударами медного молотка. Боковые зазоры между шпонкой и пазом не допускаются. Затем насаживают шестерню (шкив, звездочку) и проверяют радиальный зазор между верхней гранью призматической шпонки и основанием паза ступицы насаженной детали. Этот зазор не должен превышать 0,3 мм при диаметре вала от 25 до 90 мм и 0,4 мм при диаметре вала от 90 до 170 мм. Перед сборкой шлицевых соединений тщательно проверяют поверхности и устраняют дефекты, удаляя заусенцы и опиливая острые края. Сопрягаемые поверхности смазывают. Подвижные шлицевые соединения собирают от руки, а жесткие — напрессовыванием детали на вал. После сборки первые проверяют на качку, а вторые — на биение. Наиболее рациональные способы проверки параллельности валов показаны на рисунке 1.


источники:

Видео:Выбираем допуски и посадки ➤ Система вала и отверстияСкачать

Выбираем допуски и посадки ➤ Система вала и отверстия

https://evakuatorinfo.ru/soosnost-otverstiya-s-valom

📹 Видео

Приспособления для проверки соосности отверстийСкачать

Приспособления для проверки соосности отверстий

Минутка рабочего процесса. Как найти соосность двух отверстий.Скачать

Минутка рабочего процесса. Как найти соосность двух отверстий.

Выставить соосность при помощи проволоки? Показываем, как это сделать подручными средствами.Скачать

Выставить соосность при помощи проволоки? Показываем, как это сделать подручными средствами.

ПРОСТОЙ СПОСОБ измерения допусков формы и расположения поверхностей детали в производстве!Скачать

ПРОСТОЙ СПОСОБ измерения допусков формы и расположения поверхностей детали в производстве!

Что такое система отверстия и система вала?Скачать

Что такое система отверстия и система вала?

Как проверить соосность выступа на деталиСкачать

Как проверить соосность выступа на детали

Как выставить соосность вала, и устранить эффект мягкой лапы.Скачать

Как выставить соосность вала, и устранить эффект мягкой лапы.

Читаем и создаем чертежи - Общие допускиСкачать

Читаем и создаем чертежи - Общие допуски

Допуски и посадки. Посадка с зазором. Посадка с натягом. Переходная посадкаСкачать

Допуски и посадки. Посадка с зазором. Посадка с натягом. Переходная посадка

Допуски, посадки ,система отверстия, система вал.Скачать

Допуски, посадки ,система отверстия, система вал.

Допуски формы и расположения поверхностейСкачать

Допуски формы и расположения поверхностей

Зависимый допуск. Просто, как апельсин. Оформление чертежа деталиСкачать

Зависимый допуск. Просто, как апельсин. Оформление чертежа детали

Соосность и перпендикулярность размеров на токарном станке.Скачать

Соосность и перпендикулярность размеров на токарном станке.

Позиционный допуск. Назначение баз, на примере прямоугольной крышки. Лекция 21Скачать

Позиционный допуск. Назначение баз, на примере прямоугольной крышки. Лекция 21
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток