Многие обладатели глиссирующих моторных лодок пытаются разогнаться на них как можно быстрее, не взирая ни на какие ограничения. Но у каждой лодки есть свой расчетный предел скорости, превысив который судно будет двигаться по воде неустойчиво и зачастую непредсказуемо. Она будет дельфинировать, постоянно рыскать, раскачиваться, пытаясь сбросить своего ездока за борт, как бы намекая ему, что что-то идет не так. Когда подобное случается, а происходит это как правило, когда лодка идет “на легке”, водитель чаще всего сбрасывает обороты мотора и тем самым снижая скорость, срабатывает инстинкт самосохранения.
Хорошо если на больших скоростях лодка идет прямо и вода спокойная, другое дело, когда необходимо совершить резкий маневр (впереди препятствие), а времени сбросить скорость нет совсем. В таких ситуация, на предельных для себя скоростях, моторная лодка ведет себя совсем непредсказуемо, водитель или пассажиры могут вылететь за борт, лодку может подбросить или резко развернуть, не редки случаи, когда маневрирование на больших скоростях приводит к перевороту судна, утоплению мотора и всего скарба и даже травмам.
Для определения максимальной безопасной скорости лодки (и соответственно максимально допустимой мощности мотора), при которой водитель и пассажиры будут чувствовать себя комфортно и безопасно, производители маломерных судов обязаны проводить испытания своих лодок по методике ISO 11592:2001 на скорость и маневренность под разными по мощности моторами. Результаты таких испытаний дают максимально допустимую для каждой модели лодки мощность мотора, которую категорически не рекомендуется превышать. Это и есть “предел мощности”.
Но часто приходится сталкиваться с не совсем добросовестными производителями лодок, которые такие испытания не проводит или проводит “для галочки”, а для повышения продаж своих маломерных судов завышают максимально допустимую мощность мотора, тем самым ставя под угрозу безопасность людей.
- Как рассчитать максимальную мощность лодочного мотора для лодки
- Какой лодочный мотор выбрать для лодки ПВХ?
- Мощность лодочного мотора
- Тип двигателя
- Количество тактов
- Стоимость мотора
- Производитель моторов
- Мощность отечественных и иностранных лодочных моторов
- Соотношение мощностей лодочных моторов
- Выбор лодочного мотора
- Тип лодочного мотора
- Мощность лодочного мотора
- Корпус лодки и нагрузка
- Расход топлива
- Нужный ли права на управление
- 💡 Видео
Видео:Как подобрать лодочный мотор? Какой мощности? Ответы на вопросы.Скачать
Как рассчитать максимальную мощность лодочного мотора для лодки
Для определения максимально допустимой мощности лодочного мотора для той или иной лодки вам понадобится две вещи: рулетка и калькулятор.
- Для начала измеряем в метрах наибольшую длину лодки (Lнб) от носа до транца, не учитывая выступающие площадки и т.п. Такие данные можно еще получить из паспорта лодки, но он зачастую не всегда под рукой.
- И измеряем ширину транца в метрах по кромкам скуловых брызгоотбойников (Вск).
Предельная мощность мотора N определяется по формуле:
- для маломерных судов с дистанционным управлением:
- для лодок с румпельным управлением:
Это зарубежные формулы, которые были выведены по результатам испытаний не одного десятка различных лодок. Погрешность у них не более 10%. Если формула выдала вам результат в 30 л.с., то на такую лодку можно ставить мотор от 27 до 33 л.с.
Таким образом вы достаточно точно сможете определить какой лодочный мотор вам стоит покупать, чтобы не переборщить с мощностью и не угробить себя и своих близких, ну и не потратить лишних денег за лишние лошадиные силы.
Видео:Высота установки ЛОДОЧНОГО МОТОРА на ТРАНЕЦ. Как увеличить скорость лодки?Скачать
Какой лодочный мотор выбрать для лодки ПВХ?
Вот Вам и надоело постоянно грести, выбиваясь из сил! Решили, что подвесной лодочный мотор будет лучшим дополнением? Я Вас поддержу! И подскажу, как выбрать хороший бензиновый двигатель =)
Важно! Мы почти уверены что у вас мало времени и мы в вас это ценим, поэтому вместо того что бы разбираться в типах и характеристиках моторов, предлагаем вам более простой вариант, мы можем подобрать лодочный мотор который подойдет именно вам, ответить на все интересующие вопросы, для этого нужно лишь написать менеджеру нашего магазина Лодки Деда Мазая.
Выбирая ПЛМ для своей дорогой лодочки, ориентируйтесь на:
- мощность
- количество тактов
- стоимость
- производителя
Видео:Как подобрать мотор к лодке? Подбор лобочного мотора. Выбирайте лодочный мотор правильно!Скачать
Мощность лодочного мотора
Все производители лодок в паспорте изделия или на шильдике указывают максимальную мощность мотора. Она указывается в лошадиных силах (л.с) или киловаттах (кВт). Гребнушки с транцами тянут на максимум 3,5 л.с., а небольшие моторки вытягивают до 5 л.с. Оптимальным вариантом для средних моделей будет 9,9 л.с. В большинстве случаев, такие движки идут раздушенными (а именно Китайские модели) и реальная мощность у них — 15 л.с. Не вешайте двигатель больше, чем положено лодке! Это приведет к тому, что транец вырвет или лодка перевернется.
Чтобы рассчитать необходимую мощность, нужно общую массу судна (включая груз) разделить на 30 кг. В большинстве случаев, для рыбалки или охоты подойдет моторчик 5 л.с. и меньше. Этого хватит, чтобы добраться до места добычи.
А чтобы выйти на глиссер, одному человеку будет достаточно 7-8 л.с., также учитывая общую массу.
Тип двигателя
Рынок предлагает довольно большой выбор не только бензиновых, но и электродвигателей. Как правило, настоящие профи выбирают проверенный ДВС, предпочитая надежность экологичности. Заправлять такой мотор можно бензином АИ-92 или АИ-95. Учитывая цены сегодняшние на топливо, весьма кстати возможность выбора мотора для АИ-92. Такие двигатели могут развить приличную скорость, а из страховки на борту обязательно должна быть хотя бы одна канистра топлива про запас. Кстати, если хорошенько поискать, можно найти модели, которые работают даже на керосине. Это японцы, в основном., развлекаются. Они вообще любят эксперименты.
Преимуществами электромоторов можно назвать их бесшумность и экологичность. Так что если вы устраиваете водные прогулки в природоохранной зоне, стоит задуматься об электроварианте. Правда, такой двигатель нужно от чего-то подзаряжать и в долгое плавание на нем не отправиться, а жаль.
Читайте также: Мотор для отопителя 2123
Количество тактов
Далее определите, с каким мотором будет удобнее всего работать: 2 или 4 такта.
Двухтактный движок имеет свои плюсы:
- простота обслуживания, надежность
- относительно небольшая стоимость
- малый вес
- громкая работа двигателя
- топливная смесь
- перерасход топлива
У четырехтактного тоже есть свои плюсы:
- тихая работа
- меньший расход топлива
- не нуждается в топливной смеси
- высокая цена
- большой вес
- сложен в ремонте
Если есть потребность в долгих сплавах и вес ПЛМ не значителен, то выбирайте четырехтактный. Он сэкономит Вам бензин и не даст надышаться вредными выхлопами.
Если же вес имеет значение, а в средствах ограничены, то двухтактный Ваш выбор.
Видео:Гимс Проверяет двигло 9.9Скачать
Стоимость мотора
После вопроса мощности стоит вопрос цены. Рынок бензиновых моторов очень богат на выбор. Вы можете подобрать себе модель и за 13000 рублей и за 200 000 рублей. Помните, скупой платит дважды! Лучше подкопить или взять кредит на хороший, качественный и мощный продукт, чем потом мучиться с постоянным ремонтом.
На стоимость влияют раскрученность бренда, срок гарантии, количество тактов и мощность. Напомню, что большинство компаний моторы 9,9 л.с. раздушивают уже на заводе. Поэтому, если хочется пятнашку и не хочется регистрировать, возьмите 9,9.
Кстати, электродвигатели выходят на порядок дороже бензиновых.
Видео:Какими лодками можно управлять, не имея прав? Какие лодки не нужно регистрировать?Скачать
Производитель моторов
В ассортименте магазинов всегда есть китайские, корейские и японские виды водно-моторной техники. И, конечно же, все знают, что японцы все делают на ура и вообще такие молодцы. Но японская техника и стоит хорошо. Если средств не хватает на японца, а моторчик очень хочется, то присмотритесь к зарекомендовавшим себя производителям “китайской” сборки. Из них:
• Гольфстрим (Парсун)
• Хайди
• Гладиатор
• Ханкай
• Марлин
Гольфстрим себя зарекомендовал надежностью, Хайди поразит количеством хороших отзывов, а Гладиатор дотошностью сборки. Ханкай — это самые простые в конструкции и бюджетные моторы.
Важно знать!
Чтобы лодку зарегистрировали в ГИМС, не забудьте, что мощность мотора должна соответствовать ее характеристикам. Мощные двигатели разрешено ставить только на лодку с большей грузоподъемность. Чем легче плавсредство, тем менее мощным должен быть его мотор.
Что касается обязательного налога на транспорт, то от него освобождаются владельцы лодок с двигателями менее 10 л.с.Ну а если у вас движок мощнее, налог на него можно легко рассчитать по таблице, которая ежегодно обновляется на сайте ФНС.
Если вы не уверены в своем выборе двигателя, вы всегда можете обратиться к специалистам магазина «Лодки деда Мазая». Здесь вам подробно расскажут обо всех особенностях моделей и помогут подобрать то, что действительно нужно.
Видео:Мощность лодочного мотора. Какой выбрать лодочный мотор? Лодочные моторыСкачать
Мощность отечественных и иностранных лодочных моторов
Как и вечный спор между Востоком и Западом, так и в нашей водномоторной тематике постоянно возникает вопрос какой мотор мощнее, наш отечественный или иностранный. Однозначно на него ответить нельзя. Но мы попробуем в нем разобраться.
Видео:Какие документы должны быть на лодку, не подлежащую гос.регистрации? Разъяснения ГИМС МЧССкачать
Соотношение мощностей лодочных моторов
Давайте попробуем разобраться с мощностью по порядку и разложить все по полочкам.
- До 90-х годов мощность лодочных моторов в разных странах измерялась по разному. К примеру в Японии 30 л.с. означало то, что эта “тридцатка” это мощность на гребном валу. Остальной же мир, включая Россию (СССР) измерял мощность на коленчатом валу. Примерно с середины 90-х годов США, Италия и Англия также стали мерить лошадиные силы на гребном валу как и Япония. Т.о. уже просматривается некоторое несоответствие. Что едино у всех так это “лошадиная сила”, во всем мире она равна 75 кгм/сек. Мощность на гребном валу всегда будет меньше чем на коленвалу из-за потерь в редукторе и помпе охлаждения. КПД редуктора по любому машиностроительному справочнику равно 96%. Величину потерь на водяном охлаждении также можно найти в специализированной литературе. В среднем это примерно еще 4%. Итого на выходе мы имеем 91-92% от первоначальной мощности. Для примера: Отечественный лодочный мотор Привет-22 имеет итоговое КПД 0,935. Примерно такое же КПД будет и у моторов “Салют”, т.к. у них обоих бесконтактный насос. Насосы же с резиновой крыльчаткой, которые устанавливаются на моторы “Нептун”, “Вихрь”, “Ветерок” “забирают” еще чуток больше мощности. На выходе у них в итоге будет примерно 0,92.
Что мы имеем в итоге исходя из вышеизложенного. Отечественные 30 л.с. не равны иностранным 30 л.с. Их 30 дадут больше КПД нежели наши 30 примерно на 7-8%. Правда “Вихри” не так давно тоже перешли на “японскую” систему измерения мощности и их некогда популярный мотор Вихрь-32 превратился в Вихрь 30МА. - Но не только от мощности зависит тяга мотора. Важно учитывать также передаточное отношение редуктора и характеристики гребного винта. Редукция большинства иностранных лодочных моторов больше в сравнении с отечественными, что в итоге выливается в 5-10% выигрыш в тяге. Т.е. иностранный мотор вытащит на глисс лодку на 5-10% тяжелее. Хотя тут не все так однозначно. На больших скоростях ситуация может поменяться кардинально. Правда благодаря хорошей обтекаемости редуктора зарубежных моторов, на больших скоростях они не всегда будут проигрывать отечественным моторам.
- Отечественные моторы зачастую в комплекте имеют не совсем эффективный гребной винт, более тяжелый. И если не позаботиться о замене винта на более легкий, то иностранные моторы выиграют еще 7-8%.
- Вес мотора также важен в оценке выходной мощности и КПД. Иностранные моторы как правило тяжелее наших. Принято считать что каждые 20 кг. веса “отъедают” 1 л.с.
Читайте также: Звук в моторе с 2000 оборотов
Однозначно ни в коем случае нельзя говорить, что наши моторы неэкономичные и медленные. Значительных преимуществ в удельной эффективности иностранные моторы не имеют. Проверялось это не раз на практике. Правда ситуация несколько меняется если вместо двух моторов отечественного производства поставить один более мощные иностранный. К примеру два “Вихрь-30” на каркасной лодке длиной 5,2 метра выдали такую же скорость 46 км/ч что и новый Yamaha 55BEDS. “Вихри расходовали 27 л/ч А76, а Ямаха 24 л/ч АИ93.
Как итог, преимущества отечественных лодочных моторов:
Преимущества иностранных моторов:
- высокая надежность, особенно в соленой морской воде
- выше тяга при больших нагрузках
- легче в обслуживании (Опыт эксплуатации иностранных лодочных моторов)
По материалам журнала “Катера и Яхты” и сайта Mnevka.
Видео:Теперь НУЖНО регистрировать ВСЕ лодки в ГИМС иначе ШТРАФ 15 000 рублей! НОВЫЕ ПРАВИЛА рыболовства?Скачать
Выбор лодочного мотора
Вы купили лодку. Не важно надувную или металлическую. Не будете же вы все время ходить на веслах. У вас в голове уже зреет план по покупке подвесного лодочного мотора. Наш журнал поможет вам ответить на вопрос “Как правильно выбрать подвесной лодочный мотор на мою лодку”.
На рынке сейчас представлено огромное количество лодочных моторов от различных производителей. Для начала вам нужно определиться с условиями эксплуатации лодки и мотора, а затем уже смотреть характеристики лодочных моторов и соотносить их с будущими условиями. Изучите паспорт вашей лодки, а именно размер транца, максимально допустимую мощность мотора и максимально допустимый вес мотора. Это один из главных моментов при выборе подвесного лодочного мотора.
Видео:Как ВЫБРАТЬ МОТОР в Лодку. Советы СпециалистаСкачать
Тип лодочного мотора
Лодочные моторы делятся на два основных типа: бензиновые моторы и электромоторы.
- Бензиновые – самый распространенный тип моторов, устанавливаемых на лодки и катера во всем мире. По сути это обычный двигатель внутреннего сгорания. Конструкция таких моторов предполагает от 1 до 6 цилиндров, как с рядным их расположением так и с V образным. Бывают двухтактными и четырехтактными. Мощность варьируется от 2 до 350 л.с. На крупные суда устанавливаются не один двигатель а два или три. В качестве топлива используется бензин с октановым числом от 92, но рекомендуется 95. Бензиновые моторы, даже маломощные (2,5 л.с.) достаточно дороги. С ростом мощности значительно увеличивается их вес, габариты и стоимость. Мотор мощностью в 250 л.с. стоит как новый автомобиль класса “С”.
- Электромоторы – это современный тип двигателей для лодок, который в качестве топлива использует электричество. Такой тип моторов экологически чистый, создает минимум шума и вибрации, имеет малый вес и габариты. Удобен как в эксплуатации так и в хранении. Но главными их недостатками являются их малая мощность, которая на сегодня не превышает 2 л.с. (здесь мы не рассматриваем стационарные электромоторы на крупногабаритных судах) и не высокая автономность – малый запас хода. Постоянно приходиться думать о запасе энергии в аккумуляторной батареи
Все бензиновые подвесные лодочные моторы делятся еще на два типа: 2-х тактные и 4-х тактные. Каждый из этих типов двигателей обладает как преимуществами так и недостатками. Нельзя сказать какой тип лучше. Все зависит от области применения и условий эксплуатации. Двухтактные обладают большей удельной мощностью в расчете на кг.веса. Они более распространены, т.к. их характеристик вполне хватает для большинства нужд. Чем же тогда хороши четырехтактные моторы если двухтактники так хороши. Четырехтактные более экономичны, создают меньше шума и вибрации, но и вес их конечно больше и у них есть свои особенности хранения и эксплуатации, да и цена все же выше аналогичных двухтактных. Но их экономичность в итоге отобьет ту разницу в цене которую вы переплатили купив четырехтактный лодочный мотор.
Видео:Обзор лодки KittBoats 340 и мотора SeaPro 9.8. Идеальный комплект для рек и небольших озёр.Скачать
Мощность лодочного мотора
Для выбора мощности стоит использовать формулу: 25 кг. веса – 1 л.с. Вес включает в себя как массу самой лодки так и всех пассажиров и их груза. При таком расчете лодочный мотор сможет обеспечить выход лодки на режим глиссирования в течении 8-10 секунд. Но ни в коем случае нельзя устанавливать на лодку мотор, мощность которого превышает максимально допустимую производителем лодки.
- 2 – 6 л.с. – Рекомендуется устанавливать на лодки диной до 3 м. и грузоподъемностью не выше 350 кг. Такие моторы экономичны, имеют малый вес и стоимость их не превышает 70 т.р. (речь идет о японских моторах) и могут обеспечить лодке скорость до 10 км/ч.
- 6 – 15 л.с. – Самая распространенная категория моторов. Устанавливаются на лодки от 3 до 3,5 метров с грузоподъемностью до 550 кг. Как правило вес такого мотора составляет 30-35 кг. и его вполне можно переносить и устанавливать на лодку одному. Скорость, которую сможет обеспечить такой мотор – до 30 км/ч.
- более 20 л.с. – Категория моторов, применяемая на лодках более 3,5 метров в длину и свыше 600 кг. грузоподъемностью. Это уже двухцилиндровые моторы, зачастую с электростартером и дистанционным управлением. Очень часто их можно встретить на моторных катерах и яхтах. Такие моторы имеют очень большой вес, которые один человек уже не осилит и их расход топлива составляет свыше 10 л/час.
Читайте также: Разбираем моторы своими руками
Видео:Выбор правильной высоты крепления подвесного лодочного мотораСкачать
Корпус лодки и нагрузка
При выборе лодочного мотора еще нужно учесть такой момент как глиссирование. Допускает ли ваша лодка глиссирование. Глиссирование – это движение на большой скорости, при котором воды касается только небольшая нижняя часть корпуса лодки. При таком движении вес экипажа и груза компенсируется подъемной силой при глиссировании. Если же идти в обычном режиме, водоизмещающем, то весь вес компенсируется по закону Архимеда. Если ваша лодка не способна идти в режиме глиссирования, то тогда можно ограничиться двигателем от 2 до 10 л.с. в зависимости от лодки и нагрузки. В водоизмещающем режиме дополнительная мощность ничего полезного не даст, а лишь увеличит волнообразование и забрызгивание. В таком режиме через чур мощный мотор притопит корму и даже при небольшом волнении сильно возрастает опасность захлестывания. А вот для глиссирующей лодки слабый мотор может быть проблемой. Он не позволит ей развить нужную скорость и лодка вообще не сможет выйти на глиссирование при большой нагрузке.
Подбор лодочного мотора для глиссирующей лодки производится путем суммирования веса: корпуса лодки, мотора, экипажа и запаса топлива. Разделив полученную сумму на 30, получают искомую минимальную мощность ПЛМ, которая нужна для того, чтобы вывести ее на глиссирование.
Именно от этих показателей будет зависеть максимальная скорость вашей лодки под мотором. Водоизмещающим судам требуется до 3 л.с. мощности мотора на каждую тонну водоизмещения для того, чтобы развить скорость от 9 до 18 км/ч., при установленном соответствующем гребном винте.
Отношение мощности мотора к весу лодки должно превышать 1/20 – для килеватых лодок, 1/35 – для лодок оптимизированных под глисс. Для обычных лодок соотношение должно быть больше 1/25. Однако и ту нельзя перебарщивать. При излишней мощности глиссирующая лодка может потерять устойчивость, что при большой скорости может быть крайне фатальным. Для исключения подобных случаев были разработаны специальные рекомендации, которые ограничивают мощность мотора в зависимости от произведения длины лодки (Л) на максимальную ширину транца (Т). К примеру лодка с длиной 3 метра и транцем 1,18 м должна иметь двигатель не более 3 л.с., длиной 4 метра и транцем 1,4 м двигатель не более 30 л.с., а лодка 4,6 метра длиной и 1,8 транец уже может иметь мотор в 85 л.с. Но кроме этих рекомендаций обязательно надо учитывать и прочностные характеристики материала, из которого изготовлена лодка. Не все материалы могут свободно переносить сильные и частые удары о волны. Обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашей надувной лодки перед покупкой подвесного мотора. Даже если экономичность мотора для вас не важна, у каждого судна есть предел мощности по условиям безопасности. При росте скорости очень сильно возрастают и силы, действующие на корпус лодки. Эти силы могут вызвать опрокидывание лодки и даже ее разрушение.
Табл. Соотношения габаритов лодки и максимально допустимой мощности мотора
Длина лодки (Л) x Ширина транца (Т) | 3,25 | 3,5 | 3,8 | 4,1 | 4,4 | 4,8 | 5,2 | 6,4 | 7,0 | 7,5 | 8,0 |
Рекомендованная мощность ПЛМ (л.с.) | 3 | 5 | 7,5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Видео:После этого видео не будет вопросов, как едет пятерка? Тест 5 л.с. на лодке 380 см.Скачать
Расход топлива
Большинство людей, если их спросить “Какой лодочный мотор лучше – слабый или мощный?” ответят – конечно мощный. Но здесь не все так просто и очевидно. Чем мощнее мотор, тем больше он потребляет топлива. Несмотря на преимущество в скорости, менее мощные лодочный мотор дасть возможность пройти более расстояние чем скоростной его собрат. Также мощные мотор и весит больше. В некоторых случаях гораздо целесообразнее будет установить на лодку два ПЛМ по 10 л.с. нежели один в 25 л.с.Итоговая мощность у них приблизительно будет сопоставима. Правда по цене и весу два мотора проигрывают одному, но зато вы получите возможность эксплуатировать каждый движитель по отдельности, не нагружая их и в случае выхода одного из строя у вас все еще останется тяга.
Видео:Мотор большей мощности, чем указан в паспорте лодки. Можно? А как?Скачать
Нужный ли права на управление
Для этого нам нужно обратиться к содержанию Приказа №498 МЧС РФ. Там вы найдете информацию о том, что для лодочных моторов мощностью выше 8 кВт (10,8 л.с.) требуется государственная аттестация и получение прав на управление. Есил вы не хотите заморачиваться с гос. органами, то выбирайте лодочный мотор до 10 л.с., но также снаряженная масса вашей лодки не должна превышать 200 кг. (Более подробно про все тонкости смотрите ТУТ).
Кроме того мы рекомендуем учитывать следующие характеристики подвесного лодочного мотора при его выборе:
- Зажигание (электронное или обычное). Ранее применялась система зажигания с контактным прерывателем, у которого искра обладает не достаточной силой. Бесконтактная система вырабатывает сильную искру. Это обеспечивает надежный запуск двигателя и он работает устойчивее на низких оборотах.
- Дистанционное управление. Необходимость его спорна. Если лодка глиссирующая и вы собираетесь ходить на достаточно больших скоростях, то дистанционное управление необходима. Сидя в корме рулевой не видит всей обстановки впереди лодки. При выносе рулевого вперед, ближе к носу лодки, его обзор значительно увеличивается, что дает большую безопасность при движении. Так же при использовании дистанционного управления, оправдано приобретение мотора с электростартером.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
💡 Видео
Поедет ли самый слабый электромотор с катером 5,6 м?Скачать
Превышение мощности лодочного мотораСкачать
ЭТО БОЛИД ФОРМУЛЫ-1!!! Лодка XSTREAM 420 и мотор MIKATSU MF40FES-T-EFI.Скачать
⚙️🔩🔧Задушенный в мощности китайский моторСкачать
Как установить подвесной мотор на лодку ПВХ?Скачать
Почему лодка не едет с мотором 5 л.с.? ▶ Простой способ решения. ✔Скачать
ПРАВИЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЛОДОЧНОГО МОТОРА ТЕСТЫСкачать