Опыт эксплуатации показывает, что для валов основной причиной выхода из строя является усталостное разрушение и поэтому для валов расчет на сопротивление усталости является одним из основных. Для проведения усталостного расчета необходимо следующее: рабочий чертеж вала, вид нагружения (реверсивное или нереверсивное), силовые факторы (крутящий момент, вид и величина действующих в исследуемом сечении переменных напряжений), материал и термическая обработка вала, виды и расположение концентраторов напряжений, шероховатость поверхностей.
Расчет выполняют в форме проверки коэффициента запаса прочности S, который должен удовлетворять неравенство:
, (7.11)
где Sσ – коэффициент запаса по нормальным напряжениям изгиба; St — коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям кручения; [S] – допустимый коэффициент запаса усталостной прочности, выбирается в пределах 1,5…2,5 для отрасли машиностроения.
Коэффициент запаса по нормальным напряжениям изгиба:
, (7.12)
, (7.13)
где σ-1 и τ-1 – пределы выносливости материала вала, ориентировочно предел выносливости для конструкционных сталей равен:
КσD и КτD – суммарные коэффициенты, учитывающие влияние всех факторов на сопротивление усталости соответственно при изгибе и кручении:
, (7.15)
; (7.16)
Кσ и Кτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений (отношение предела усталости, полученного в результате испытаний гладких образцов, к пределу усталости, полученному на образцах с концентраторами напряжений) соответственно при изгибе и кручении; ε – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения – масштабный фактор (отношение предела усталости образцов и деталей реальных размеров к пределу усталости, полученному при испытаниях стандартных образцов малых диаметров); КF – коэффициент влияния шероховатости поверхности; КV – коэффициент влияния упрочнения, вводимый для валов и осей с поверхностным упрочнением (закалка ТВЧ – цементация, азотирование и т.п.); σa и σm – амплитудные и средние напряжения при изгибе; τa и τm – амплитудные и средние напряжения при кручении; ψσ и ψτ – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений соответственно при изгибе и кручении.
Для оценки выносливости вала в целом необходимо выполнить проверку коэффициента запаса прочности для нескольких характерных участков вала (например, в опасном сечении, в месте установки полумуфты или шкива ременной передачи, в местах нарезания шпоночных пазов и т.п.). Только при выполнении во всех этих сечениях условия (7.11) можно говорить об удовлетворении усталостной прочности всеговала.
Если в сечении имеются два концентратора напряжений, то в расчет принимается наибольший из них. При отсутствии в сечении одного из видов нагружения (изгиба) коэффициент запаса прочности в этом сечении приравнивается к частному коэффициенту запаса прочности по действующим напряжениям (S = Sτ).
Читайте также: Датчик для валов вращения
5.5. Справочные данные
по коэффициентам концентрации напряжений
Галтель (рис. 7.13, а). Кσ и Кτ в зависимости от отношений t/r, r/d и от предела прочности материала приведены в табл. 25.
Поперечное отверстие (рис. 7.13, в). Значения Кσ и Кτ, вычисленные по отношению к сечению нетто в зависимости от d/d0 и σв, приведены в табл. 27.
Рис. 7.13. Концентраторы напряжений:
а) галтель; б) выточка; в) поперечное отверстие.
Шероховатость. Значения коэффициента влияния шероховатости поверхности приведены в табл. 30. С повышением прочности стали растут требования к микрогеометрии поверхности. При грубой обработке поверхности предел выносливости высокопрочных сталей оказывается не выше, чем у обычных сталей.
Поверхностные упрочнения являются мощным средством повышения выносливости валов. При поверхностных упрочнениях повышается прочность наиболее напряженного поверхностного слоя и в нем создаются остаточные напряжения сжатия. Коэффициенты влияния упрочнения приведены в табл. 31.
Эффективные коэффициенты концентрации напряжений
в ступенчатом переходе с галтелью
t/r | r/d | Kσ, при σВ, МПа | Kτ, при σВ, МПа | |||||
0,01 | 1,35 | 1,4 | 1,45 | 1,5 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 |
0,02 | 1,45 | 1,5 | 1,55 | 1,6 | 1,35 | 1,35 | 1,4 | 1,4 |
0,03 | 1,65 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 1,4 | 1,45 | 1,45 | 1,5 |
0,05 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,95 | 1,45 | 1,45 | 1,5 | 1,55 |
0,10 | 1,45 | 1,55 | 1,65 | 1,85 | 1,4 | 1,4 | 1,45 | 1,5 |
0,01 | 1,55 | 1,6 | 1,65 | 1,7 | 1,4 | 1,4 | 1,45 | 1,45 |
0,02 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,15 | 1,55 | 1,6 | 1,65 | 1,7 |
0,03 | 1,8 | 1,95 | 2,05 | 2,25 | 1,55 | 1,6 | 1,65 | 1,7 |
0,05 | 1,75 | 1,9 | 2,0 | 2,2 | 1,55 | 1,6 | 1,65 | 1,75 |
0,01 | 1,9 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 1,55 | 1,6 | 1,65 | 1,75 |
0,02 | 1,95 | 2,1 | 2,2 | 2,4 | 1,6 | 1,7 | 1,75 | 1,85 |
0,03 | 1,95 | 2,1 | 2,25 | 2,45 | 1,65 | 1,7 | 1,75 | 1,9 |
0,01 | 2,1 | 2,25 | 2,35 | 2,5 | 2,2 | 2,3 | 2,4 | 2,6 |
0,02 | 2,15 | 2,3 | 2,45 | 2,65 | 2,1 | 2,15 | 2,25 | 2,4 |
Эффективные коэффициенты концентрации напряжений
Напряженное состояние | σВ, МПа | При отношении r/d | |||||||
0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,05 | 0,10 | 0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,05 | |
Изгиб (Кσ) | При отношении t/r = 0,5 | При отношении t/r =1,0 | |||||||
1,95 | 1,85 | 1,75 | 1,65 | 1,5 | 2,15 | 2,05 | 1,95 | 1,85 | |
2,05 | 1,95 | 1,85 | 1,75 | 1,55 | 2,25 | 2,15 | 2,1 | 1,95 | |
2,15 | 2,05 | 1,95 | 1,9 | 1,6 | 2,4 | 2,3 | 2,2 | 2,1 | |
2,3 | 2,2 | 2,1 | 2,05 | 1,75 | 2,6 | 2,5 | 2,35 | 2,25 | |
При отношении t/r = 2,0 | При отношении t/r = 5,0 | ||||||||
2,35 | 2,25 | 2,15 | — | — | 2,45 | 2,35 | — | — | |
2,5 | 2,4 | 2,3 | — | — | 2,65 | 2,5 | — | — | |
2,65 | 2,5 | 2,4 | — | — | 2,8 | 2,65 | — | — | |
2,85 | 2,7 | 2,6 | — | — | 3,05 | 2,85 | — | — | |
Кручение (Kτ) | 1,7 | 1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,2 | — | — | — | — |
1,9 | 1,75 | 1,65 | 1,5 | 1,25 | — | — | — | — | |
2,1 | 1,95 | 1,8 | 1,65 | 1,3 | — | — | — | — | |
2,4 | 2,2 | 2,05 | 1,8 | 1,4 | — | — | — | — |
Читайте также: Ремонт крестовины рулевого вала ауди
Эффективные коэффициенты концентрации для валов
в месте поперечного отверстия
σВ, МПа | Кσ при d0/d | Кτ при d0/d = =0,05…0,25 | |
0,05…0,10 | 0,15…0,25 | ||
≤ 700 | 2,0 | 1,8 | 1,75 |
2,15 | 1,9 | 1,9 | |
≥ 1000 | 2,3 | 2,1 | 2,0 |
Шпоночная канавка, значения Кσ и Кτ вычисляются по отношению к сечению нетто, приведены в табл. 13. Значения Кσ соответствует одной шпоночной канавке, выполненной торцевой фрезой, и значения Кτ — двум шпоночным канавкам, но данные таблицы можно использовать как для расчета валов с одной, так и с двумя канавками.
Шлицевые валы. Значения Кσ и Кτ приведены в табл. 28. Расчет шлицевых валов следует вести по сечению нетто; расчет на кручение – по внутреннему диаметру, так как выступы принимают весьма малое участие в передаче крутящего момента.
Эффективные коэффициенты концентрации напряжений
для шлицевых, шпоночных и резьбовых участков валов
σВ, МПа | Кσ для шлицев | Кτ для прямобочных шлицев | Кτ для эволь- вентных шлицев | Кσ для валов со шпон-ками | Кτ для валов со шпон-ками | Кσ для резьбы |
1,45 | 2,25 | 1,43 | 1,6 | 1,4 | 1,8 | |
1,55 | 2,36 | 1,46 | 1,75 | 1,5 | 1,95 | |
1,60 | 2,45 | 1,49 | 1,9 | 1,7 | 2,2 | |
1,65 | 2,55 | 1,52 | 2,05 | 1,9 | 2,3 | |
1,70 | 2,65 | 1,55 | 2,2 | 2,0 | 2,45 | |
1,72 | 2,7 | 1,58 | 2,3 | 2,2 | 2,6 |
Значения коэффициента влияния абсолютных размеров поперечного сечения ε приведены в табл. 29.
Значение коэффициента влияния абсолютных размеров ε
в зависимости от диаметра вала
Напряженное состояние | Материал | Значение ε при диаметре вала, мм | |||||||
Изгиб | Сталь углеродистая | 0,95 | 0,92 | 0,88 | 0,85 | 0,81 | 0,76 | 0,70 | 0,61 |
Изгиб, кручение для всех сталей | Высокопрочная легированная сталь | 0,87 | 0,83 | 0,77 | 0,73 | 0,7 | 0,65 | 0,59 | 0,52 |
Значение коэффициента влияния шероховатости
Механическая обработка поверхности | Среднее арифметическое отклонение профиля Ra, мкм | Значение коэффициента KF при σв, МПа | ||
Шлифование | 0,32…0,08 | |||
Обточка | 2,5…0,32 | 1,05 | 1,10 | 1,25 |
Обдирка | 20…5 | 1,2 | 1,25 | 1,5 |
Необработанная поверхность с окалиной и т.д. | — | 1,35 | 1,5 | 2,2 |
Читайте также: Приспособление для снятия муфты компрессора автокондиционера jtc 16095
Значение коэффициента влияния упрочнения KV
при поверхностной обработке
Вид упрочнения | Образец | |
без концентрации напряжений | с концентрацией напряжений * | |
Закалка ТВЧ углеродистых и легированных сталей | 1,2…1,5 | 1,5…2,5 |
Азотирование при глубине слоя 0,1…0,4 мм | 1,1…1,15 | 1,3…2,0 |
Цементация при толщине слоя 0,2…0,6 мм | 1,1…1,5 | 1,2…2,0 |
Обкатка роликами углеродистых и легированных сталей | 1,1…1,25 | 1,3…1,8 |
Обдувка дробью углеродистых и легированных сталей | 1,1…1,2 | 1,1…1,5 |
* Большие значения при большей концентрации напряжений
Дата добавления: 2017-01-16 ; просмотров: 6362 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Видео:КРУЧЕНИЕ ВАЛА. Касательные напряжения. Сопромат.Скачать
49.Расчёт валов на усталостную прочность
Проверку статической прочности производят в целях предупреждения пластических деформаций и разрушений с учетом кратковременных перегрузок (например, пусковых и т. п.). При это& определяют эквивалентное напряжение по формуле
Видео:9.1 Расчет валов приводаСкачать
50.Расчёт вала на статическую прочность и жёсткость
На практике установлено, что для валов основным видом разрушения является усталостное. Статическое разрушение наблюдается значительно реже. Оно происходит под действием случайных кратковременных перегрузок. Поэтому для валов расчет на сопротивление усталости является основным. Расчет на статическую прочность выполняют как проверочный.
При расчете на сопротивление усталости необходимо прежде всего установить характер цикла напряжений. Вследствие вращения вала напряжения изгиба в различных точках его поперечного сечения изменяются по симметричному циклу, даже при постоянной нагрузке (исключение составляют случаи, когда нагрузка вращается вместе с валом).
Напряжения кручения изменяются пропорционально изменению нагрузки. В большинстве случаев трудно установить действительный цикл нагрузки машины в условиях эксплуатации. Тогда расчет выполняют условно по номинальной нагрузке, а циклы напряжений принимают — симметричным для напряжений изгиба (рис. 15.4, а) и отнулевым для напряжений кручения (рис. 15.4, б). Выбор от- нулевого цикла для напряжений кручения обосновывают тем, что большинство машин работает с переменным вращающим момен-
том, а знак момента изменяется только у реверсивных машин. Неточность такого приближенного расчета компенсируют при выборе запасов почности.
Приступая к расчету, предположительно намечают опасные сечения вала, которые подлежат проверке (сечения I — / и II — II; рис. 15.3). При этом учитывают характер эпюр изгибающих и вращающих моментов, ступенчатую форму вала и места концентрации напряжений (см. рис. 15.1). Для опасных сечений определяют запасы сопротивления усталости и сравнивают их с допускаемыми. При совместном действии напряжений кручения и изгиба запас сопротивления усталости определяют по формуле
Отметим, что приведенные выше табличные данные, а таю» эмпирические (корреляционные) формулы, позволяющие опреде лить коэффициенты K 4 / 4 4
🎬 Видео
Э03 02 3 Проверочный расчет на усталостьСкачать
Сопротивление материалов. X-01 (усталостная прочность, ресурс червячного вала).Скачать
Усталость металла и выносливостьСкачать
Сопротивление материалов. Усталостная прочность: основные сведенияСкачать
Определение реакций опор в балке. Сопромат.Скачать
Сопротивление материалов. Лекция 25 (усталостная прочность).Скачать
ОКМ 3 лекция 17,03,2021Скачать
Ременная передача. Урок №3Скачать
Сопротивление материалов. Усталостная прочность: влияющие факторы и расчёт коэффициента запасаСкачать
Понимание напряжений в балкахСкачать
9.4. Расчет валов и осейСкачать
Детали машин. Лекция 4.1. Валы и оси.Скачать
Кручение валаСкачать
Лекция 9. Валы и осиСкачать
SolidWorks Simulation tutorial + Часть 3. Прочность и устойчивость. В чём разница?Скачать
Основы Сопромата. Расчеты на прочность. Общая идеяСкачать
Зависимость электрического сопротивления от температурыСкачать
Прочность и жесткость валов. (Зубчатый редуктор). Часть 3: Расчетные схемы валов.Скачать