Сопротивление усталости для вала

Расчет вала на сопротивление усталости (выносливость)

Опыт эксплуатации показывает, что для валов основной причиной выхода из строя является усталостное разрушение и поэтому для валов расчет на сопротивление усталости является одним из основных. Для проведения усталостного расчета необходимо следующее: рабочий чертеж вала, вид нагружения (реверсивное или нереверсивное), силовые факторы (крутящий момент, вид и величина действующих в исследуемом сечении переменных напряжений), материал и термическая обработка вала, виды и расположение концентраторов напряжений, шероховатость поверхностей.

Расчет выполняют в форме проверки коэффициента запаса прочности S, который должен удовлетворять неравенство:

Сопротивление усталости для вала

, (7.11)

где Sσ – коэффициент запаса по нормальным напряжениям изгиба; St — коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям кручения; [S] – допустимый коэффициент запаса усталостной прочности, выбирается в пределах 1,5…2,5 для отрасли машиностроения.

Коэффициент запаса по нормальным напряжениям изгиба:

Сопротивление усталости для вала, (7.12)
Сопротивление усталости для вала, (7.13)

где σ-1 и τ-1 – пределы выносливости материала вала, ориентировочно предел выносливости для конструкционных сталей равен:

КσD и КτD – суммарные коэффициенты, учитывающие влияние всех факторов на сопротивление усталости соответственно при изгибе и кручении:

Сопротивление усталости для вала, (7.15)
Сопротивление усталости для вала; (7.16)

Кσ и Кτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений (отношение предела усталости, полученного в результате испытаний гладких образцов, к пределу усталости, полученному на образцах с концентраторами напряжений) соответственно при изгибе и кручении; ε – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения – масштабный фактор (отношение предела усталости образцов и деталей реальных размеров к пределу усталости, полученному при испытаниях стандартных образцов малых диаметров); КF – коэффициент влияния шероховатости поверхности; КV – коэффициент влияния упрочнения, вводимый для валов и осей с поверхностным упрочнением (закалка ТВЧ – цементация, азотирование и т.п.); σa и σm – амплитудные и средние напряжения при изгибе; τa и τm – амплитудные и средние напряжения при кручении; ψσ и ψτ – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений соответственно при изгибе и кручении.

Для оценки выносливости вала в целом необходимо выполнить проверку коэффициента запаса прочности для нескольких характерных участков вала (например, в опасном сечении, в месте установки полумуфты или шкива ременной передачи, в местах нарезания шпоночных пазов и т.п.). Только при выполнении во всех этих сечениях условия (7.11) можно говорить об удовлетворении усталостной прочности всеговала.

Если в сечении имеются два концентратора напряжений, то в расчет принимается наибольший из них. При отсутствии в сечении одного из видов нагружения (изгиба) коэффициент запаса прочности в этом сечении приравнивается к частному коэффициенту запаса прочности по действующим напряжениям (S = Sτ).

Читайте также: Датчик для валов вращения

5.5. Справочные данные
по коэффициентам концентрации напряжений

Галтель (рис. 7.13, а). Кσ и Кτ в зависимости от отношений t/r, r/d и от предела прочности материала приведены в табл. 25.

Поперечное отверстие (рис. 7.13, в). Значения Кσ и Кτ, вычисленные по отношению к сечению нетто в зависимости от d/d0 и σв, приведены в табл. 27.

Сопротивление усталости для вала

Рис. 7.13. Концентраторы напряжений:
а) галтель; б) выточка; в) поперечное отверстие.

Шероховатость. Значения коэффициента влияния шероховатости поверхности приведены в табл. 30. С повышением прочности стали растут требования к микрогеометрии поверхности. При грубой обработке поверхности предел выносливости высокопрочных сталей оказывается не выше, чем у обычных сталей.

Поверхностные упрочнения являются мощным средством повышения выносливости валов. При поверхностных упрочнениях повышается прочность наиболее напряженного поверхностного слоя и в нем создаются остаточные напряжения сжатия. Коэффициенты влияния упрочнения приведены в табл. 31.

Эффективные коэффициенты концентрации напряжений

в ступенчатом переходе с галтелью

t/rr/dKσ, при σВ, МПаKτ, при σВ, МПа
0,011,351,41,451,51,31,31,31,3
0,021,451,51,551,61,351,351,41,4
0,031,651,71,81,91,41,451,451,5
0,051,61,71,81,951,451,451,51,55
0,101,451,551,651,851,41,41,451,5
0,011,551,61,651,71,41,41,451,45
0,021,81,92,02,151,551,61,651,7
0,031,81,952,052,251,551,61,651,7
0,051,751,92,02,21,551,61,651,75
0,011,92,02,12,21,551,61,651,75
0,021,952,12,22,41,61,71,751,85
0,031,952,12,252,451,651,71,751,9
0,012,12,252,352,52,22,32,42,6
0,022,152,32,452,652,12,152,252,4

Эффективные коэффициенты концентрации напряжений

Напряженное состояниеσВ, МПаПри отношении r/d
0,010,020,030,050,100,010,020,030,05
Изгиб (Кσ)При отношении t/r = 0,5При отношении t/r =1,0
1,951,851,751,651,52,152,051,951,85
2,051,951,851,751,552,252,152,11,95
2,152,051,951,91,62,42,32,22,1
2,32,22,12,051,752,62,52,352,25
При отношении t/r = 2,0При отношении t/r = 5,0
2,352,252,152,452,35
2,52,42,32,652,5
2,652,52,42,82,65
2,852,72,63,052,85
Кручение (Kτ)1,71,61,51,41,2
1,91,751,651,51,25
2,11,951,81,651,3
2,42,22,051,81,4

Читайте также: Ремонт крестовины рулевого вала ауди

Эффективные коэффициенты концентрации для валов

в месте поперечного отверстия

σВ, МПаКσ при d0/dКτ при d0/d = =0,05…0,25
0,05…0,100,15…0,25
≤ 7002,01,81,75
2,151,91,9
≥ 10002,32,12,0

Шпоночная канавка, значения Кσ и Кτ вычисляются по отношению к сечению нетто, приведены в табл. 13. Значения Кσ соответствует одной шпоночной канавке, выполненной торцевой фрезой, и значения Кτ — двум шпоночным канавкам, но данные таблицы можно использовать как для расчета валов с одной, так и с двумя канавками.

Шлицевые валы. Значения Кσ и Кτ приведены в табл. 28. Расчет шлицевых валов следует вести по сечению нетто; расчет на кручение – по внутреннему диаметру, так как выступы принимают весьма малое участие в передаче крутящего момента.

Эффективные коэффициенты концентрации напряжений

для шлицевых, шпоночных и резьбовых участков валов

σВ, МПаКσ для шлицевКτ для прямобочных шлицевКτ для эволь- вентных шлицевКσ для валов со шпон-камиКτ для валов со шпон-камиКσ для резьбы
1,452,251,431,61,41,8
1,552,361,461,751,51,95
1,602,451,491,91,72,2
1,652,551,522,051,92,3
1,702,651,552,22,02,45
1,722,71,582,32,22,6

Значения коэффициента влияния абсолютных размеров поперечного сечения ε приведены в табл. 29.

Значение коэффициента влияния абсолютных размеров ε

в зависимости от диаметра вала

Напря­женное состояниеМатериалЗначение ε при диаметре вала, мм
ИзгибСталь углеродистая0,950,920,880,850,810,760,700,61
Изгиб, кручение для всех сталейВысокопрочная легированная сталь0,870,830,770,730,70,650,590,52

Значение коэффициента влияния шероховатости

Механическая обработка поверхностиСреднее арифметическое отклонение профиля Ra, мкмЗначение коэффициента KF при σв, МПа
Шлифование0,32…0,08
Обточка2,5…0,321,051,101,25
Обдирка20…51,21,251,5
Необработанная поверхность с окалиной и т.д.1,351,52,2

Читайте также: Приспособление для снятия муфты компрессора автокондиционера jtc 16095

Значение коэффициента влияния упрочнения KV

при поверхностной обработке

Вид упрочненияОбразец
без концентрации напряженийс концентрацией напряжений *
Закалка ТВЧ углеродистых и легированных сталей1,2…1,51,5…2,5
Азотирование при глубине слоя 0,1…0,4 мм1,1…1,151,3…2,0
Цементация при толщине слоя 0,2…0,6 мм1,1…1,51,2…2,0
Обкатка роликами углеродистых и легированных сталей1,1…1,251,3…1,8
Обдувка дробью углеродистых и легированных сталей1,1…1,21,1…1,5

* Большие значения при большей концентрации напряжений

Дата добавления: 2017-01-16 ; просмотров: 6362 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Видео:КРУЧЕНИЕ ВАЛА. Касательные напряжения. Сопромат.Скачать

КРУЧЕНИЕ ВАЛА. Касательные напряжения. Сопромат.

49.Расчёт валов на усталостную прочность

Проверку статической прочности производят в целях предуп­реждения пластических деформаций и разрушений с учетом крат­ковременных перегрузок (например, пусковых и т. п.). При это& определяют эквивалентное напряжение по формуле

Сопротивление усталости для вала

Сопротивление усталости для вала

Видео:9.1 Расчет валов приводаСкачать

9.1 Расчет валов привода

50.Расчёт вала на статическую прочность и жёсткость

На практике установлено, что для ва­лов основным видом разрушения является усталостное. Статиче­ское разрушение наблюдается значительно реже. Оно происхо­дит под действием случайных кратковременных перегрузок. Поэ­тому для валов расчет на сопротивление усталости является основ­ным. Расчет на статическую прочность выполняют как провероч­ный.

При расчете на сопротивление усталости необходимо прежде всего установить характер цикла напряжений. Вследствие вращения вала напряжения изгиба в различных точках его поперечного сече­ния изменяются по симметричному циклу, даже при постоянной нагрузке (исключение составляют случаи, когда нагрузка вращается вместе с валом).

Напряжения кручения изменяются пропорционально изменению нагрузки. В большинстве случаев трудно установить действитель­ный цикл нагрузки машины в условиях эксплуатации. Тогда расчет выполняют условно по номинальной нагрузке, а циклы напряжений принимают — симметричным для напряжений изгиба (рис. 15.4, а) и отнулевым для напряжений кручения (рис. 15.4, б). Выбор от- нулевого цикла для напряжений кручения обосновывают тем, что большинство машин работает с переменным вращающим момен-

том, а знак момента из­меняется только у ревер­сивных машин. Неточ­ность такого приближенного расчета компенси­руют при выборе запасов почности.

Приступая к расчету, предположительно намечают опасные се­чения вала, которые подлежат проверке (сечения I — / и IIII; рис. 15.3). При этом учитывают характер эпюр изгибающих и вра­щающих моментов, ступенчатую форму вала и места концентрации напряжений (см. рис. 15.1). Для опасных сечений определяют запасы сопротивления усталости и сравнивают их с допускаемыми. При совместном действии напряжений кручения и изгиба запас сопроти­вления усталости определяют по формуле

Сопротивление усталости для вала

Сопротивление усталости для вала

Сопротивление усталости для вала

Сопротивление усталости для вала

Сопротивление усталости для вала

Отметим, что приведенные выше табличные данные, а таю» эмпирические (корреляционные) формулы, позволяющие опреде лить коэффициенты K 4 / 4 4


🎬 Видео

Э03 02 3 Проверочный расчет на усталостьСкачать

Э03 02 3 Проверочный расчет на усталость

Сопротивление материалов. X-01 (усталостная прочность, ресурс червячного вала).Скачать

Сопротивление материалов. X-01 (усталостная прочность, ресурс червячного вала).

Усталость металла и выносливостьСкачать

Усталость металла и выносливость

Сопротивление материалов. Усталостная прочность: основные сведенияСкачать

Сопротивление материалов. Усталостная прочность: основные сведения

Определение реакций опор в балке. Сопромат.Скачать

Определение реакций опор в балке. Сопромат.

Сопротивление материалов. Лекция 25 (усталостная прочность).Скачать

Сопротивление материалов. Лекция 25 (усталостная прочность).

ОКМ 3 лекция 17,03,2021Скачать

ОКМ 3 лекция 17,03,2021

Ременная передача. Урок №3Скачать

Ременная передача. Урок №3

Сопротивление материалов. Усталостная прочность: влияющие факторы и расчёт коэффициента запасаСкачать

Сопротивление материалов. Усталостная прочность: влияющие факторы и расчёт коэффициента запаса

Понимание напряжений в балкахСкачать

Понимание напряжений в балках

9.4. Расчет валов и осейСкачать

9.4.  Расчет валов и осей

Детали машин. Лекция 4.1. Валы и оси.Скачать

Детали машин. Лекция 4.1. Валы и оси.

Кручение валаСкачать

Кручение вала

Лекция 9. Валы и осиСкачать

Лекция 9. Валы и оси

SolidWorks Simulation tutorial + Часть 3. Прочность и устойчивость. В чём разница?Скачать

SolidWorks Simulation  tutorial +      Часть 3.  Прочность и устойчивость.  В чём разница?

Основы Сопромата. Расчеты на прочность. Общая идеяСкачать

Основы Сопромата. Расчеты на прочность. Общая идея

Зависимость электрического сопротивления от температурыСкачать

Зависимость электрического сопротивления от температуры

Прочность и жесткость валов. (Зубчатый редуктор). Часть 3: Расчетные схемы валов.Скачать

Прочность и жесткость валов. (Зубчатый редуктор). Часть 3: Расчетные схемы валов.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток