Советские моторы с воздушным охлаждением

Воздушное охлаждение двигателя— устройство, подразумевающее поддержание нормального температурного режима силового агрегата за счет его обдува потоком воздуха, а не применением антифриза. Первые «воздушники» созданы на стартеXXвека, но получили популярность только после 2-й мировой.

Последние десятилетия из-за ряда недостатков почти все производители перешли на жидкостную систему. При этом в продаже еще можно найти грузовики, имеющие двигатель с воздушным охлаждением: Татра 815, Урал-375, Газ 3309 и другие. Ниже подробнее остановимся на этой теме.

Видео:Серьезные причины почему решили отказаться от двигателей с воздушным охлаждением!Скачать

Серьезные причины почему решили отказаться от двигателей с воздушным охлаждением!

Как происходит воздушное охлаждение

В отличие от классического водяного воздушная система охлаждения двигателя подразумевает отвод тепла от мотора под действием естественного или принудительно сформированного потока. Последний образуется, благодаря вентиляторам, которые могут работать в автономном режиме или запускаться от маховика.
Как результат, воздух является основным элементом для охлаждения радиатора, ГБЦ и самих цилиндров. Конструктивно система стоит из следующих элементов:

  • Вентилятор. Чаще всего запускается через шкив коленвала.
  • Ребристая поверхность ГБЦ.
  • Защитная сеть — установлена на вентиляторе во избежание попадания в устройство сторонних элементов.
  • Корпус, дефлекторы и устройства для контроля.

Воздух идет на специальные ребра, после чего через узлы-дефлекторы направляется на разные элементы силового агрегата.

Ключевым элементом является вентилятор, имеющий мощные лопасти и ротор с восьмью лопатками. Такая конструктивная особенность способствует усилению воздушного потока и повышению качества охлаждения.

Главной особенностью системы является температура «воздушника», которая находится на уровне 130-140 градусов Цельсия. Для сравнения в стандартных системах этот параметр находится в пределах 90-100 градусов.

Видео:Принцип действия поршневого авиационного двигателяСкачать

Принцип действия поршневого авиационного двигателя

Технические характеристики грузовиков с двигателем воздушного охлаждения

Несмотря на небольшую распространенность воздушных систем, они еще применяются на многих видах транспорта, к примеру, грузовиках, сельскохозяйственной технике и другой технике. Ниже рассмотрим несколько моделей грузовиков, которые сохранили такое устройство силового агрегата.

Татра 815 евро

Советские моторы с воздушным охлаждением

Самосвал Татра 815 — продукт одноименной чешской компании. Производится с 1983-го и предназначен для решения задач в сложных условиях. При этом отдельно выпускаются и дорожные версии грузового автомобиля. В основе самосвала лежит хребтовая рама, изготовленная из толстой трубы с трансмиссией внутри. Высокая жесткость конструкции позволяет машине перемещаться и проводить разгрузку даже на участках с большим уклоном.

На авто стоит дизельный двигатель с воздушным охлаждением, который в зависимости от модели может иметь объем в 12.7, 15.8 и 19 литров. Соответственно, меняется и мощность в диапазоне от 235 до 360 лошадиных сил.

Функция снижения температуры силового агрегата возлагается на вентилятор спереди кабины. Благодаря дефлектору особой формы, воздух распределяется на масляные радиаторы и цилиндры. К особенностям мотора стоит отнести наличие сухого картера, пару электрических стартеров и разборный коленвал, что упрощает возможность ремонта.

На машинах Татра 815 ставились разные кабины с учетом функционального назначения грузового автомобиля. Наиболее популярные варианты — 3-местная, сдвоенная 4-дверная на пять пассажиров и водителя, а также сдвоенная с четырьмя дверьми. За время выпуска появилось много модификаций грузовика, в том числе бортовые грузовые машины, самосвалы, тягачи, экскаваторы, транспорт для пожарных и т. д.

Читайте также: Лодочный мотор 1950 года

Технические характеристикиЗначения
Колесная формула6х6
Двигательдизель ТЗА-929-13, воздушное охлаждение
Мощность, л. с.285
Максимальная скорость, км/ч90
Расход горючего, л/100 км45
Габариты (ДхШхВ), м6,98х2,5х3,13
Клиренс, см41
Вес, т28,5
Грузоподъемность, т16,8

Магирус-Дойтц 232 Д 19

Автомобиль Magírus-Deutz 232 D 19— строительный грузовик, который выпускался в период с 1974 по 1976 года. Главным назначением техники является эксплуатация в сложных условиях. Их часто применяли в Тюменском регионе, в Сибири, на Дальнем Востоке. В отличие от советских конкурентов, немецкий транспорт имел улучшенные технические характеристики, большую комфортабельность и легкость управления.

Все грузовики комплектовались одинаковыми кабинами, дизайном и моторным отсеком. В зависимости от типа мотора менялась только длина капота. Сама кабина в передней части крепилась с помощью пары кронштейнов и резиновых подложек, а в задней части —на резиновой подушке, установленной под 90 градусов к лонжеронам.

К особенностям стоит отнести:

  • Две печки от Webasto, работающие в автономном режиме на дизельном моторе с отдельной емкостью на 2-2,5 л горючего. Этого объема хватало на 2-8 ч обогрева.
  • Гидроусилитель рулевого управления, принимающий на себя почти 80% усилия, необходимого для поворота колес.
  • Коробка передач с шестью ступенями и планетарным редуктором.
  • Три тормозные системы: рабочая, стояночная и дополнительная.
  • Зависимая подвеска на рессорах в виде полуэллипса.

Главной особенностью стал двигатель Дойц с воздушным охлаждением. Именно на его базе были созданы остальные моторы. Разработчики сумели снизить расход горючего, уменьшить нагрузку на цилиндры и другие элементы мотора.

Технические характеристикиЗначения
Колесная формула6х6, 6х4
Двигательдизель F 12L 413, воздушное охлаждение
Мощность, л. с.320 или 380
Максимальная скорость, км/ч77
Расход горючего, л/100 км30
Габариты (ДхШхВ), м7,1х2,49х3,1
Клиренс, см32
Вес, т19
Грузоподъемность, тот 10,1 до 11,5

Газ 3309

Крупнотоннажный грузовой автомобиль Газ 3309 выпускается с 1994 года и предназначен для поездок по обычным твердым дорогам. Производился до 1997 года, после чего изготовление было свернута из-за остановки производства дизелей с воздушным охлаждением. Машина имеет множество модификаций — 33090, 33091, 33092, 33094и другие.

На машине установлен 4 тактный двигатель с воздушным охлаждением модели 5441. Он работает на дизельном топливе, имеет четыре цилиндра и открытую систему вентиляции. Установлен рядный ТНВД с механическим регулятором, а также поршневой топливный насос. Мотор работает в паре с МКПП на пять ступеней с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой скоростях.

Ходовая Газ 3309 построена на 4-х продольных рессорах, изготовленных в форме полуэллипса. Для смягчения хода установлены амортизаторы телескопического типа, работающие на гидравлическом принципе. Тормозная систем состоит из рабочей, запасной и стояночной. Основные механизмы — барабанные, колодочные.

Кабина изготовлена из прочного металла и рассчитана на два места. Для водителя и пассажира предусмотрены раздельные кресла. Имеется масляный отопитель, работающий в паре с двумя радиаторами, входящими в систему смазки.

Технические характеристикиЗначения
Колесная формула6х6, 8х4
Двигательдизель 54413, воздушное охлаждение
Мощность, л. с.116
Максимальная скорость, км/ч95
Расход горючего, л/100 км20
Габариты (ДхШхВ), м6,4х2,7х2,35
Клиренс, см26,5
Вес, т3,53
Грузоподъемность, т4,5

Урал-375

Представляет собой 3-осный грузовой автомобиль, выпускаемый Уральским автомобильным заводом с 1961 года. Первоначально предназначался для нужд армии и геологической разведке, но впоследствии появились модификации для других целей. Машина оснащается бензиновым двигателем воздушного охлаждения на 180 «лошадей» и объемом 7.0 л.

Силовой агрегат работает в паре с 5-ступенчатой КПП. Первые машины имели крышку, но с 1964-го все грузовики были оборудованы цельнометаллической кабиной. Всего было изготовлено свыше 110 тысяч таких машин разных модификаций. Такая связка хорошо зарекомендовала себя в эксплуатации, что стало одной из причин популярности транспорта.

Тормозная система состоит из пневмогидравлического привода. На каждом колесе предусмотрены колодки. Имеется ручной тормоз с дополнительными колодками барабанного типа. В качестве подвески установлены продольные рессоры в виде полуэллипса. Спереди они фиксировались к рамной части, а сзади оставались свободными. Дополнительно предусматривались амортизаторы двойного действия.

Технические характеристикиЗначения
Колесная формула6х6
Двигательдизель F8L413, воздушное охлаждение
Мощность, л. с.180
Максимальная скорость, км/ч75
Расход горючего, л/100 км35
Габариты (ДхШхВ), м7,36х2,674х2,98
Клиренс, см40
Вес, т7,1
Грузоподъемность, т5

Видео:4 причины, почему отказались от двигателей с воздушным охлаждениемСкачать

4 причины, почему отказались от двигателей с воздушным охлаждением

Преимущества и недостатки

Воздушное охлаждение двигателя имеет свои плюсы и минусы. Первые привлекают внимание конструкторов, а вторые, наоборот, заставляют их переключиться на применение стандартной системы с антифризом.
Преимущества:

  • Повышенная надежность.
  • Сравнительно небольшая масса.
  • Простая конструкция, которая упрощает ремонт.
  • Небольшой вес.
  • Легкость пуска даже в холодную погоду.
  • Доступная цена.
  • Экономия на покупке охлаждающей жидкости и воды.
  • Хорошие характеристики запуска.
  • Более высокая температура двигателя воздушного охлаждения.
  • Повышенный шум, создаваемый постоянно функционирующим вентилятором.
  • Большие габариты.
  • Высокий нагрев некоторых участков силового агрегата.
  • Чрезмерная чувствительность к горючему.
  • Необходимость постоянного контроля состояния двигателя.

Видео:Советские технологии за которые РЕАЛЬНО НЕ СТЫДНО (двигатель УД 15 мотоблок)Скачать

Советские технологии за которые РЕАЛЬНО НЕ СТЫДНО (двигатель УД 15 мотоблок)

Слухи и стереотипы

Советские моторы с воздушным охлаждением

За время выпуска моторов с воздушным охлаждением появилось много ошибочных представлений о такой системе. По этой причине многие не воспринимают такой способ поддержания температуры двигателя и считают его ненадежным. Рассмотрим основные мифы:

  • Сильный нагрев. Рабочая температура мотора с воздушным охлаждением больше, но это даже плюс. Из-за небольшой разницы в температурном режиме снаружи и внутри металл меньше подвержен негативным воздействиям и имеет больший ресурс. Кроме того, такие двигатели быстрее набирает нужную температуру.
  • Увеличенные габариты. Это также заблуждение, ведь при идентичных параметрах поршня и его хода «воздушник» будет иметь даже меньшие размеры. Минус в том, что много пространства занимают дефлекторы и вентиляторы, которые требуют дополнительное место в подкапотном пространстве.
  • Низкая надежность. Такое утверждение также спорно, ведь в 20% случаев поломки мотора причиной является именно водяная система охлаждения, к примеру, повреждение термостат, насоса и т. д. В «воздушниках» меньше дополнительных элементов, кроме вентилятора, поэтому и вероятность поломки ниже. Здесь наиболее распространенной поломкой является повреждение ременной передачи.
  • Высокий уровень шума. Это реальная проблема, ведь вентилятора всегда работает, и справиться с такой шумностью не представляется возможным. Единственное, что могут производители — четко подогнать детали для снижения уровня звука.
  • Быстрый износ. Старые моторы с воздушным охлаждением действительно ломались быстрее. Причиной была неравномерность обдува, загрязнение смазки и т. д. В результате некоторые детали служили меньше, но в более современных двигателях эта проблема устранена.
  • Малая мощность. Суть в том, что при повышении нагрузки растет и температура силового агрегата. Прогревается также и воздух, применяемый для приготовления горючего. Как результат, отдача мотора падает. Но при увеличении оборотов разница в мощности нивелируется.

Видео:Что было необычного в моторе Татры, который удивлял Советских шофёровСкачать

Что было необычного в моторе Татры, который удивлял Советских шофёров

Перспективы развития воздушного охлаждения

С учетом сказанного выше возникает много дискуссий по поводу перспектив «воздушников». На данном этапе производителей останавливают недостатки системы, о которых упоминалось выше. Но многие из них можно устранить путем улучшения шумоизоляции или внесения изменений в конструкцию.

Но есть и другие проблемы. Так, при создании таких моторов цилиндры нужно разносить на большее расстояние, из-за чего увеличиваются размеры коленчатого вала. Вот почему при создании таких силовых агрегатов используют схемы «звезды» или «W», позволяющие укоротить коленвал.

Кроме того, при воздушном охлаждении трудно сделать цилиндры большого диаметра из-за проблем с отводом тепла. В результате многие производители были вынуждены перейти на водяную систему, чтобы увеличить мощность силовых агрегатов.

Нельзя забывать еще одно слабое место, влияющее на перспективы развития этого направления — требования к моторным маслам. Для подавляющего количества смазок температура не должна быть больше 100 градусов. В воздушных системах этот параметр достигает 140 градусов Цельсия, что негативно влияет на параметры масла.

Кроме того, существует ряд других причин, которые негативно влияют на перспективы этого направления:

  • трудность проектирования;
  • проблемы с созданием модификаций и усовершенствованием мотора;
  • сложности с решением проблем отопления и шумоизоляции;
  • проблемы сборки мотора.

Видео:Почему Советский двигатель ЯМЗ-238 считался лучшим в СССР?Скачать

Почему Советский двигатель ЯМЗ-238 считался лучшим в СССР?

Заключение

Рассмотренные выше проблемы пока препятствуют созданию и внедрению обновленных агрегатов с воздушным охлаждением. Но это не значит, что «воздушники» вообще не применяются. Такая система характерна для некоторых видов транспорта, в том числе грузовиков. Для глобального внедрения таких моторов нужен какой-то прорыв и показательный пример крупного производителя.

Видео:Почему перегревается двухтактный двигатель воздушного охлаждения. Ответы на вопросы.Скачать

Почему перегревается двухтактный двигатель воздушного охлаждения. Ответы на вопросы.

Грузовик с двигателем воздушного охлаждения Tatra 815


🔍 Видео

История советских и российских лодочных моторовСкачать

История советских и российских лодочных моторов

За что водители в СССР не любили "Запорожец" ЗАЗ-968?Скачать

За что водители в СССР не любили "Запорожец" ЗАЗ-968?

ТОП—7. Лучшие лодочные моторы [от 2 до 10 л.с]. Рейтинг 2023 года!Скачать

ТОП—7. Лучшие лодочные моторы [от 2 до 10 л.с]. Рейтинг 2023 года!

Легенда СССР - двигатель F2A c однолопастным винтом - для скоростных самолётовСкачать

Легенда СССР - двигатель F2A c однолопастным винтом - для скоростных самолётов

Обзор ГАЗ 3309 с двигателем 5441 воздушного охлажденияСкачать

Обзор ГАЗ 3309 с двигателем 5441 воздушного охлаждения

ВОЗДУШНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ для АВТОСкачать

ВОЗДУШНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ для АВТО

Почему на ГАЗ-66 не ставили дизельные двигатели?Скачать

Почему на ГАЗ-66 не ставили дизельные двигатели?

Четырёх тактный лодочный мотор с воздушным охлаждением !Скачать

Четырёх тактный лодочный мотор с воздушным охлаждением !

МУЗЕЙ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ. "ЗВЕЗДА". Раритет ЛММ-6 1940 - 2008гв. Сделано в СССР . Обзор и запуск.Скачать

МУЗЕЙ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ. "ЗВЕЗДА". Раритет ЛММ-6 1940 - 2008гв. Сделано в СССР  . Обзор и запуск.

Лодочный мотор "САЛЮТ" — стоит ли покупать? | Обзор советского мотораСкачать

Лодочный мотор "САЛЮТ" — стоит ли покупать? | Обзор советского мотора

Помпа для откачки воды. Советская мотопомпа. Двс с воздушным охлаждением.Скачать

Помпа для откачки воды. Советская мотопомпа. Двс с воздушным охлаждением.

Новые двигатели на тяжелые мотоциклы урал / днепр. Жидкостного, воздушного охлажденияСкачать

Новые двигатели на тяжелые мотоциклы урал / днепр. Жидкостного, воздушного охлаждения

⚙️🔩🔧Старые лодочные моторы [часть 7]. YAMAHA 5BSСкачать

⚙️🔩🔧Старые лодочные моторы [часть 7]. YAMAHA 5BS
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток