В предыдущей статье мы поговорили о проблемах в шине передачи данных CAN, возникших в результате износа аккумуляторной батареи и просадки питающего напряжения при запуске ниже порога работоспособности шины. Сегодня продолжим разговор о CAN-шине, но немного в другом ключе: прежде всего вспомним принцип ее работы, а затем рассмотрим один из случаев топологии шины и разберем осциллограмму дефекта.
Эта шина используется чаще всего как средство обмена данными в системах, для которых критично быстродействие и время принятия решения. Таковыми являются, например, система управления движением, объединяющая между собой блоки управления двигателем, автоматической трансмиссией, антиблокировочной системой тормозов, усилителем руля и т.п.
Конструктивно шина представляет собой неэкранированную витую пару. Провода шины называются CAN High и CAN Low.
Шина может находиться в двух состояниях:
- Рецессивное состояние, или логическая единица. Оба провода в этой ситуации имеют практически одинаковый потенциал: и на проводе CAN High, и на проводе CAN Low присутствует около 2 , 5 В. В рецессивном состоянии шина может находиться сколь угодно долго, хотя в реальности этого не происходит, ведь рецессивное состояние – это всего лишь пауза между сеансами передачи информации.
- Доминантное состояние, или логический ноль. В него шина переходит тогда, когда один из входящих в сеть блоков управления начинает передачу данных. Потенциалы на проводах шины меняются следующим образом: на проводе CAN High потенциал повышается на один вольт, на проводе CAN Low наоборот, становится на один вольт ниже.
Рассмотрим форму сигнала шины, чтобы обосновать ее помехоустойчивость:
На рисунке показаны доминантный и рецессивный уровни шины, а также воздействие на шину электромагнитной помехи. Особенностью обработки сигналов шины является то, что в расчет берется не сам уровень сигнала, а разница уровней между проводами CAN High и CAN Low. При рецессивном уровне эта разница близка к нулю, при доминантном уровне она максимальна.
В витой паре провода располагаются очень близко друг к другу. Если возникает внешняя электромагнитная помеха X, то она является синфазной и наводит одинаковый всплеск напряжения в обоих проводах шины. В итоге на обоих проводах появляется наведенный помехой импульс, но разница потенциалов между проводами при этом не меняется. Это позволяет эффективно подавлять внешние помехи, что является большим преимуществом CAN-шины.
На самом деле витая пара – давно известный способ борьбы с помехами. В медицине, например, в кардиостимуляторах, где требуется высочайшая помехоустойчивость, она применяется очень широко.
Сигнал шины поступает в блок управления на дифференциальный усилитель и обрабатывается. Иллюстрация поясняет процесс обработки:
Видео:CAN шина👏 Как это работаетСкачать
Большинство автопроизводителей придерживаются скорости передачи 500 кБд, соответственно, продолжительность одного бита при этом составит 2 мкс.
Поговорим о топологии CAN-шины. Физически у шины нет начала и нет конца, шина – это просто единая сеть. Чаще всего встречаются два типа топологии: линейная топология и топология «пассивная звезда», а также их сочетания.
На современных автомобилях шина CAN очень разветвленная. Чтобы не перегружать линию большим количеством передаваемых данных, шина может состоять из нескольких ветвей, объединенных межсетевым шлюзом, иначе называемым Gateway. В итоге сеть представляет собой несколько ответвлений, в том числе и на диагностический разъем, использующих разную скорость и протоколы обмена.
Читайте также: Шины фалкен в россии
Поэтому топология шины – вопрос для диагноста очень актуальный и, к сожалению, довольно сложный. Из тех электрических схем, которыми располагает диагност, не всегда можно понять топологию. Но в документации некоторых автопроизводителей приводится полная и подробная информация, в этом случае задача сильно упрощается.
Не зная тонкостей организации шины, найти в ней неисправность бывает достаточно сложно. Например, при наличии окисления контактов в разъеме пропадает связь с целым рядом блоков управления. Наличие под рукой топологии шины позволяет легко находить подобные проблемы, а отсутствие приводит к большой потере времени.
Ну что ж, мы немного освежили в памяти теорию шины, теперь самое время перейти к практике.
Перед нами автомобиль Infinitit Q 50 , оснащенный весьма редким турбированным мотором VR 30 DDT объемом 3 . 0 л и мощностью 400 лошадиных сил. Но проблема заключается не в этом замечательном агрегате, а как раз в CAN-шине: подключив диагностический сканер, не удается установить связь с доброй половиной блоков управления.
Нам повезло – Nissan относится к тому узкому кругу производителей, которые дают диагностам качественную и полноценную информацию. В том числе есть в документации и подробная топология бортовой шины обмена данными. Открываем, смотрим:
Видео:Как определить скорость CAN шины. Диагностика Mitsibushi ASX SRS на столе.Скачать
Следует сказать, что приведенная блок-схема достаточно общая. В документации имеется гораздо более подробная электрическая схема со всеми проводами и номерами контактов в блоках, но сейчас она нам пока что ни к чему, нам важно понять общую топологию.
Итак, первое, что нужно увидеть, это то, что вся сеть разделена на три большие ветви, обведенные пунктиром:
- CAN communication circuit 1 (Коммуникационная цепь CAN 1 );
- CAN communication circuit 2 (Коммуникационная цепь CAN 2 );
- Chassis communication circuit (Коммуникационная цепь шасси).
Первые две цепи связаны между собой посредством CAN gateway (найдите его на иллюстрации). Цепь шасси связана с цепью CAN 2 через блок управления шасси, который также играет роль своеобразного Gateway.
А теперь вновь обратимся к сканеру и посмотрим, какие из блоков управления не выходят на связь. Дилерский сканер предоставляет нам очень удобную функцию: на экран выводятся блоки каждой из цепей по отдельности, а цветом отображается возможность (зеленый) либо невозможность (красный) установить с ними связь. Вот блоки цепи CAN 1 :
А это – блоки цепи CAN 2 . Как видно, связи с ними попросту нет:
Также нет связи с блоками цепи шасси, но это и понятно: эта цепь, согласно блок-схеме, подключена к цепи CAN 2 .
Ну что ж, задача почти решена, осталось лишь локализовать неисправность. А для этого воспользуемся мотортестером и снимем осциллограмму на проводах шины сначала в CAN 1 , а затем в CAN 2 и сравним их.
Сделать это очень несложно, ведь обе шины выведены прямо на диагностический разъем. Согласно более подробной схеме, о которой упоминалось выше, на контакты диагностической колодки 6 и 14 выведены провода CAN 1 , а на контакты 12 и 13 – провода CAN 2 .
Читайте также: Can шина в автомобиле ниссан кашкай
Видео:MCP2515, контроллер CAN шины с интерфейсом SPIСкачать
Снимаем осциллограмму в цепи CAN 1 . Она имеет прямо-таки академический вид:
Давайте обмерим ее с помощью линеек.
- На проводе CAN High в рецессивном состоянии потенциал составил 2 , 26 В, на проводе CAN Low – 2 , 25 В.
- На проводе CAN High в доминантном состоянии потенциал составил 3 , 58 В, на проводе CAN Low – 1 , 41 В.
- Ширина импульса, соответствующего одной единице передаваемой информации, составляет 2 мкс (обведено красным прямоугольником).
Просто идеальное соответствие теории и практики. Конечно, полосы пропускания нашего прибора явно недостаточно для корректного отображения сигнала, слишком уж широк его спектр. Однако, если закрыть на это глаза, то вполне можно оценить качество сигнала и сделать необходимые выводы.
А теперь делаем ту же операцию на контактах диагностической колодки 12 и 13 , чтобы получить осциллограмму сигнала CAN 2 . Вот она:
Для наглядности масштаб осциллограмм на обеих иллюстрациях один и тот же.
То, что вы видите на этой осциллограмме, называется «мусор». Часто диагносты так и говорят: блок мусорит в шину. Вот только как найти блок, который это делает? Методика здесь очень проста и сводится она к поочередному отключению блоков и повторному наблюдению за сигналом шины.
Где именно находится тот или иной блок на автомобиле, в документации, как правило, показано. Например, на этом «финике» блоки расположены так:
Но в нашем случае все проще. Кстати, маленький лайфхак, возьмите на заметку. В автомобилях Nissan и Infiniti чаще всего причиной наличия мусора в CAN-шине является блок ABS. Сняв разъем с блока, сразу получаем нормальный обмен и связь сканера со всеми блоками ветви CAN 2 :
Видео:Экспресс диагностика CAN шины на автомобиле. №21Скачать
Обратите внимание на то, что связь в цепи CAN 2 есть со всеми блоками, кроме блока ABS, ведь он отключен.
Завершая разговор, хотелось бы обратить ваше внимание еще на один важный нюанс. Частота следования импульсов по CAN-шине составляет 500 кГц. Поэтому при получении осциллограммы необходимо задействовать максимально возможную частоту дискретизации мотортестера, на какую только он способен.
Если частоту дискретизации вы зададите низкую, то импульсы на осциллограмме будут сильно искажены. В качестве примера посмотрите, как выглядит осциллограмма сигнала CAN-шины при специально сниженной частоте дискретизации прибора:
Красным прямоугольником обведено время, в которое укладывается одно деление сетки. Оно составляет 0 , 2 мс. А на осциллограмме, которую мы рассматривали ранее, это время было равно 5 мкс, поэтому отображение импульсов было более правильным. Имейте это ввиду и не допускайте ошибок!
Устройство проверки спидометра CAN+G
Устройство проверки спидометра CAN+G
Предназначено для автомобилей оборудованных цифровой шиной данных CAN или использующих датчик скорости. Назначение: Устройство предназначено для проверки работы электронных спидометров автомобилей, а так же связанных систем автомобиля контролирующих скорость и пробег.
Принцип работы заключается в эмуляции движения автомобиля используя штатные процедуры работы автомобиля. Тем самым устройство обеспечивает полное прохождение сигнала скорости по всем узлам автомобиля.
Видео:Кан шина Камаз. Не показывают указателиСкачать
Основные особенности: Поддержка: CAN и датчиков скорости в одном устройстве. Программируемая скорость. Имитация движения для работы с тахографом. Все настройки устройства с помощью переключателей. Как это работает? В режиме “датчик скорости” устройство выполняет роль датчика скорости автомобиля и полностью его заменяет. Датчик скорости выдает скорость в виде импульсного сигнала. Чем чаще импульсы, тем выше скорость. Пробег автомобиля вычисляется подсчетом количества импульсов, которые суммируются с текущим основным пробегом.
Читайте также: Шины cordiant snow cross шип 175 65r14
В режиме “CAN” устройство как правило выполняет роль модуля ABS и подключается к цифровой шине данных CAN. На большинстве автомобилей эта цифровая шина данных является ещё и диагностической и выведена в диагностический разъём автомобиля. Подавая сигнал скорости цифровую сеть автомобиля, в точности так же как модуль ABS, устройство заставляет автомобиль полностью ощущать себя в движении.
Переключатель “A” предназначен для выбора, как будет работать устройство, с датчиком скорости или по CAN. Переключатель “B” предназначен для коммутации выходных сигналов устройства на контакты разъёма ОБД2.
Это позволяет легко направить CAN или импульсный сигнал на нужные контакты разъёма по желанию. Настройка. Новое устройство перед использованием обязательно нужно настроить для работы с автомобилем.
Выберите с помощью переключателя A режим работы “CAN” или “ДАТЧИК СКОРОСТИ”.
Настройка устройства в режиме CAN 1 и CAN 2 на нужную марку автомобиля: Находим в Таблице режимов нужную марку и модель автомобиля. Номер пункта таблицы соответствует номеру этой марки. Для того, чтобы установить нужный номер марки авто необходимо проделать следующее: 1. нажать кнопку устройства и удерживая её подключить устройство к диагностическому разъему автомобиля (кнопку не отпускаем). 2. индикатор загорится на 2 сек и, погаснет, с этого момента необходимо отсчитывать количество последующих вспышек индикатора, которое соответствует номеру устанавливаемой марки авто. Когда индикатор включится нужное количество раз, необходимо отпустить кнопку устройства. 3. индикатор погаснет, устройство перезагрузится, затем быстрыми морганиями отобразит номер установленной марки автомобиля.. Если нужный режим установлен правильно, включаем зажигание и контролируем скорость и увеличение пробега по одометру. Если нет повторяем процедуру. Для некоторых автомобилей необходимо подобрать оптимальный подрежим, обеспечивающий максимальную скорость намотки. Переключение подрежима осуществляется кратковременным нажатием на кнопку устройства, (только когда зажигание включено и индикатор устройства горит постоянно). В каждом режиме может быть до от 4 до 16 подрежимов, переключающихся по кольцу. Последний выбранная марка автомобиля и подрежим запоминается.
При подключении устройства к диагностическому разъёму индикатор загорится на 2 секунды, показывая, что питание присутствует и устройство работает. Затем индикатор гаснет на 2 секунды, и начинает быстро с интервалом 0,5 сек, отображать номер марки автомобиля. После этого включаем зажигание. Примечание, новое устройство поставляется с установленной маркой автомобиля 1. Если параметры шины данных автомобиля и выбранной марки авто совпадают, индикатор устройства будет гореть постоянно, и показания одометра начнут увеличиваться. В этом состоянии можно с помощью кнопки, переключать подрежимы работы устройства. Работа устройства контролируется по индикатору основного или суточного пробега. В Рено Fluense и Latitude только по основному пробегу.
Видео:Приборка Приора на CAN-шине. Не работает стрелка.Скачать
Не используйте устройство в режиме CAN на движущемся автомобиле!
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎦 Видео
поиск нерабочей can шины, часть дваСкачать
Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работыСкачать
CAN шина на осциллографе FINIRSI ADS1013DСкачать
Крутилка (CAN моталка) спидометра 2020 г Подходит на все авто 12/24вСкачать
Проверка исправности CAN шиныСкачать
Подробно про CAN шинуСкачать
Простая проверка CAN шины. Сканер не видит автомобиль через OBD2. Как правильно выбрать изоленту.Скачать
Трансиверы CAN шины TJA1050, MCP2551 как альтернатива RS485Скачать
установил ЩИТОК приборов ПРИОРА 2 с КАН ШИНОЙ на ПРИОРУ 1 БЕЗ КАН ШИНЫ! салон мечты!Скачать
СЕКРЕТНАЯ КРУТИЛКА В БАРДАЧКЕ "ЛАДА ГРАНТА". ЧТО ЭТО? ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?Скачать
Кан шина Камаз. Давление, температура, тахометр. Где они?Скачать
CAN Подмотка спидометра Chevrolet Cobalt в разъем OBDII www.odovrn.ru (473) 280-06-80Скачать
STM32 CAN шина. Часть 1. Настройка и странности HALСкачать
Сканер не подключается: поиск неисправности CAN шины (видео 57)Скачать