Спидометр манометрический для лодочного мотора

Спидометр на катер или моторную лодку — принцип работы и типы датчиков

Спидометр манометрический для лодочного мотора

Если в автомобиле спидометр связан напрямую с трансмиссией, на катере такой способ не прокатывает, т.к. тут нет возможности напрямую считывать обороты колеса установив датчик в коробку или ступицу и переводить их в мили или километры.

На катере есть винт, но для определения скорости на воде он непригоден.

В этой статье расказано о спидометрах для катеров и моторных лодок.

Сам спидометр – это устройство для отображения информации скорости в числовом виде. Существуют спидометры аналоговые и цифровые. Аналоговый данные отображает стрелкой, цифровой — цифрами.
Точность показаний спидометра от этого не зависит, т.к. спидометр только отображает ту информацию, которая поступает от датчика.

Видео:Манометрические спидометры KUSСкачать

Манометрические спидометры KUS

Типы датчиков спидометров для катеров

Датчики используются для определения скорости катера. Способы получения информации о скорости у них различаются, соответственно различается конструктив и точность.

1. Датчик с крыльчаткой

Самый редкий вид датчика спидометра, используемого на катерах и моторных лодках – датчик с крыльчаткой. Чем выше скорость лодки, тем быстрее вращается крыльчатка. В крыльчатке установлен магнит, который при вращении крыльчатки проходит около геркона. Спидометр считывает импульсы и переводит в скорость.

Датчик показывает скорость движения относительно воды. Если ваш катер идет против течения, то отображаемая скорость будет выше реальной, а если по нему – ниже.

Такие датчики спидометров как правило работают на малых скоростях, поэтому используются на яхтах.

В 90х годах у меня был эхолот NAVMAN 440, у которого соннар был с таким датчиком для снятия скорости. После выхода на глиссирование прибор показывал полную ерунду.

Спидометр манометрический для лодочного мотора

2. Датчик с манометром — трубка Пито

Спидометр манометрический для лодочного мотора

Определение скорости происходит с помощью трубки Пито (Pitot Tube Type), с внутренним диаметром 1-2мм, направленной отверстием навстречу движению катера, которая регистрирует давление набегающей воды. Чем выше скорость — тем больше создается давление.

Спидометр на основе трубки Пито в принципе — простой манометр. Работает за счет изменения давления воздуха в шланге спидометра: вода давит через Пито в шланг и сжимает воздух. Увеличивается давление воздуха со скоростью лодки, в результате чего датчик, (манометр) показывает более высокую скорость.

Ориентировочно скорость водкомоторки, катера или моторной лодки можно определить по формуле:

Где Р — показания манометра, кгс/см 2

Датчики Пито наиболее распространены, т.к. они гораздо надежнее моделей с крыльчаткой (из-за отсутствия движущихся частей), а многие подвесные моторы уже имеют встроенный датчик такого типа — это маленькая дырочка спереди в подводной части редуктора, выше гребного вала.

Трубка Пито на редукторе лодочного мотора:

Расплачиваться за дешевизну, простоту и надежность приходится не самой высокой точностью измерений.

Но это не является серьезным недостатком, т.к. для большинства владельцев моторных лодок или катеров спидометр нужен для подбора винта для достижения максимальной скорости, а не для определения точной скорости.

Читайте также: Мотор для sanicubic sfa

Принцип установки спидометра Пито

Спидометр манометрический для лодочного мотора

Проверить работу спидометра на основе трубки Пито можно при наличии компрессора. Если подать в трубку давление воздуха, то отклонение стрелки спидометра будет следующим:

Давление
(PSI)
Давление
(Кг/см 2 )
Скорость
(MPH/Км)
50,3520/32
110,7730/48
191,3440/64
302,1150/80

Спидометр манометрический для лодочного мотора

Учитывая то, что в шланге спидометра на основе трубки Пито получается достаточно большое давление на скорости (если Ваш катер сможет разогнаться) — шланг должен быть затянут хомутами.

В шланге не должно быть воды!
Шланг не должен иметь перегибов или резких изгибов, которые могут перекрыть поток воздуха.

Недостатки спидометров на основе Пито (Pitot Tube Type)

Датчик должен быть установлен исключительно перпендикулярно набегающему потоку воды.

Трубка при зацепе веток/досок откидывается вверх, может забиваться, может цеплять мусор — в этих случаях показаний скорости катера не будет.

На редукторе дырочка тоже постоянно забивается. Один раз автомаляры зашпаклевали при покраске редуктора.

Показания неточны, хотя для целей подбора винта для достижения максимальной скорости вполне сгодится.

3. GPS спидометр

Спидометр манометрический для лодочного мотора

GPS спидометр обеспечивают точные показания скорости относительно земли. GPS спидометр может быть подключен к существующей NMEA сети. Идеально подходит для замеров особенно как при медленной скорости водкомоторного катера и при высокой скорости, где традиционные датчики скорости, такие как трубки Пито и колесный работают плохо.

Дополнительным преимуществом является то, что нечему ржаветь в воде или ломаться, т.к. ет движущихся и вращающихся деталей.

Самый точный датчик для спидометра из рассмотренных. Единственный недостаток – необходимо электропитание и более высокая цена.

Какой выбрать спидометр для катера или моторной лодки?

Спидометр манометрический для лодочного мотора

Да в принципе любой, руководствуясь здравым смыслом. А учитывая то, что практически на каждом водкомотоном катере и даже простой моторной лодке есть GPS навигатор — проще скорость плавсредства контролировать по нему, нежели заморачиваться с дополнительными кабелями и шлангами.

Видео:Спидометр для моторной лодки и катера | GPS и трубка ПитоСкачать

Спидометр для моторной лодки и катера | GPS и трубка Пито

Спидометр для моторной лодки

Спидометр на моторной лодке еще не достаточно распространенная вещь и его полезность пока не до конца оценена водномоторниками. Если тахометр на лодочный мотор старается поставить себе каждый опытный лодочник, т.к. он помогает контролировать работу мотора и подбирать оптимальный гребной винт в зависимости от загрузки судна. То спидометр – это всё еще редкость, а он поможет не только контролировать скорость моторной лодки, но и определить оптимальную центровку лодки и лучший угол наклона лодочного мотора на транце. А сочетание спидометра с тахометром позволит выбрать оптимальный режим движения по воде с точки зрения экономии топлива.

Изготовить спидометр для лодки очень просто. Он состоит из датчика (труба для замера давления набегающего потока воды) и манометра на 1,0-1,5 кгс/кв.см. И оба этих девайса просто соединяются резиновой трубкой.

Читайте также: Ram крепление для motorguide xi5 xi3 мотора

Предлагаем вашему вниманию два варианта спидометров от Карасева В.С. и Беляцкого Ю.В. Характерной особенностью этих спидометров является то, что датчик давления у них ставиться не на корпус лодки, а на подвесной лодочный мотор. Таким образом снижается гидродинамическое сопротивление, минимизируется вероятность засорения датчика, Спидометр можно ставить не только на каркасные моторные лодки, но и на надувные и не нужно сверлить лишние отверстия в корпусе/транце ниже кильватер линии.

Видео:GPS спидометр одометр тахометр для моторной лодкиСкачать

GPS спидометр одометр тахометр для моторной лодки

Спидометр для лодочного мотора “Вихрь”

После трёх лет эксплуатации мотора “Вихрь-М” со спидометром на лодке “Крым” стало очевидно, что такой прибор на лодочном моторе поможет повысить безопасность передвижения по воде и обеспечит лучшую экономичность работы двигателя. Показания спидометра помогают, при фиксированных оборотах увеличить скорость лодки на 15-20% путем оптимального расположения пассажиров и груза на борту. Кроме того, грамотное расположение груза повышает устойчивость судна при движении.

Если использовать спидометр в паре с тахометром, то можно увидеть, что с ростом числа оборотов двигателя скорость лодки увеличивается совсем не линейно. Зачастую эксплуатация мотора на больших оборотах вообще не имеет смысла. К примеру: в определённой ситуации было замечено, что увеличение оборотов мотора Вихрь-М с 3500 до 4500 на лодке Крым привело к увеличению скорости лишь на 2 км/ч, при этом расход топлива вырос значительно. Я думаю все согласятся, что это бессмысленная трата бензина.

Установка датчика скорости именно на подвесной лодочный мотор повышает надежность его (спидометра) работы, т.к. минимизируется повреждение датчика при наезде лодки на различные препятствия. Конструкция датчика скорости очень простая и он легко устанавливается на “Вихрь”.

Вместо переднего винта крепления корпуса редуктора (2) к дейдвуду (1) устанавливается полый стальной винт-трубка (6), сообщающий канал в ребре корпуса редуктора с отводящей стальной трубкой (8). Для установки винта-трубки (6) в резьбовую втулку (7) в дейдвуде необходимо сделать над втулкой (7) отверстие диаметром 10 мм.

Часть переднего ребра корпуса редуктора выше антикавитационной плиты спиливается таким образом, чтобы винт-трубка (6), закрепленный в снятом корпусе редуктора двумя гайками (выше и ниже фланца) мог использоваться как направляющий кондуктор для сверления вертикального канала удлиненным сверлом диаметром 3 мм. В конце горизонтального канала такого же диаметра вворачивается латунный заборник (3). Для обеспечения плотности между винтом-трубкой (6) и вертикальным каналом верхняя часть канала рассверливается до диаметра 4 мм. на глубину 10—15 мм. под установку тонкостенной стальной гильзы (4) наружным диаметром 3,5 мм. длиной 25 мм. На гильзу снаружи надевается уплотнительное кольцо из резины (5). При сборке корпуса редуктора с дейдвудом винт-трубка (6) плотно обжимает кольцо вокруг гильзы (4). Для установки трубки (8) в поддоне сверлится отверстие диаметром 10 мм. по центру оси дейдвуда, которое соединяется продольным сквозным пазом такой же ширины с существующим большим отверстием в передней части поддона. Трубка (8), ввинченная до упора в винт-трубку (6) через проделанное в поддоне отверстие, отгибается до 90° над пропиленным в поддоне пазом и соединяется шлангом с установленным в поддоне штуцером. Пропиленный в поддоне паз позволяет при разборке мотора (например, для смены поршневых колец или крыльчатки помпы) не разбирать систему передачи давления воды от заборника к показывающему прибору. В качестве показывающего прибора используется манометр на давление 1 кгс/кв.см.

Читайте также: Лодочный мотор кидает масло

Для перевода показаний манометра в показания скорости лодки можно воспользоваться таблицей:

Таблица перевода скоростного гидродинамического напора (кгс/кв.см.) в скорость (км/ч) по целым значениям

v=50,4√Pдин
P дин, кгс/кв.см.0,050,10,20,30,40,50,60,70,80,91,0
v, км/ч11,315,922,527,631,935,639,041,245,147,850,4

Видео:ТАХОМЕТР - НАСТРОЙКА и УСТАНОВКА. Для лодочного мотора, мотоблока, бензопилы, лодки, гибрида ветерокСкачать

ТАХОМЕТР - НАСТРОЙКА и УСТАНОВКА. Для лодочного мотора, мотоблока, бензопилы, лодки, гибрида ветерок

Спидометр для лодочного мотора “Нептун-23”

Промышленный спидометр для лодки ТС мне не понравился. У него слишком высокий предел шкалы скорости – 67 км/ч с манометром 1,8 кгс/кв.см. Далеко не каждая моторная лодка сможет достичь скорость даже в 50 км/ч. Так что для себя я выбрал манометр до 1,0 кгс/кв.см., что как раз соответствует скорости чуть более 50 км/ч.

Датчик давления ставиться непосредственно на лодочный мотор, в данном случае это “Нептун 23”. Благодаря своеобразной конструкции дейдува датчик на этот мотор совсем не сложно.

Сам датчик представляет собой латунную или медную трубку, которую изгибают так, чтобы она была направлена навстречу потоку воды. Крепят её на дейдуве мотора, в данном случае это Нептут-23. Для этого в брызгоотражающих пластинах сверлят два соосных отверстия по 5 мм. Трубку датчика крепят фиксатором, которая состоит из основания (1) и планки (3). Фиксатор исключает угловое и осевое смещение трубки-датчика относительно дейдува. Трубку подсоединяют к манометру с помощью резиновой трубки. Манометр устанавливают на панель приборов лодки.

Калибровку шкалы скоростей рекомендуется проводить на стоячей воде, замеряя прохождение одного и того же участка с разной скоростью. Но можно и воспользоваться таблицей перевода гидронапора в скорость. Таблица конечно же менее точный вариант, т.к. не учитывает множество внешних параметров, таких как влияние на скорость корпуса лодки, течение, температура воды и т.п.

Таблица перевода скорости (км/ч) в гидродинамический напор (кгс/кв.см) по целым значениям скорости

Pдин=v 2 /2540
v, км/ч10203035404550
Pдин, кгс/кв.см.0,040,160,350,480,630,790,98

В плюс такому монтажу датчика именно на подвесной лодочный мотор можно записать то, что за всё время его эксплуатации трубка-датчик ни разу не засорилась, хотя езда через водоросли и по мутной воде происходит не один раз за сезон.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    📽️ Видео

    Приборы для лодочных моторовСкачать

    Приборы для лодочных моторов

    Подключение тахометра KUS к лодочному моторуСкачать

    Подключение тахометра KUS к лодочному мотору

    Установка спидометра и тахометра KUSСкачать

    Установка спидометра и тахометра KUS

    Спидометры GPS для катера или лодкиСкачать

    Спидометры GPS для катера или лодки

    механический лифт-вынос лодочного мотора, скорость выше, датчик не затеняет и другие плюсыСкачать

    механический лифт-вынос лодочного мотора, скорость выше, датчик не затеняет и другие плюсы

    Приборы в лодкуСкачать

    Приборы в лодку

    Универсальный аналоговый тахометр с аварийной сигнализациейСкачать

    Универсальный аналоговый тахометр с аварийной сигнализацией

    Как подключить приборы в лодку или катер?Скачать

    Как подключить приборы в лодку или катер?

    Настройка тахометра KUSСкачать

    Настройка тахометра KUS

    Обзор тахометра для лодочного мотора за 1600р в сравнении с дешевым за 400р!Скачать

    Обзор тахометра для лодочного мотора за 1600р в сравнении с дешевым за 400р!

    Тахометр с датчиком температуры для лодочного мотора и не толькоСкачать

    Тахометр с датчиком температуры для лодочного мотора и не только

    Как подключить тахометр с Алиэкспресс к лодочному мотору YAMAHA 40.Скачать

    Как подключить тахометр с Алиэкспресс к лодочному мотору YAMAHA 40.

    GPS спидометр. Обзор. купить https://alii.pub/6lf3o2Скачать

    GPS спидометр. Обзор. купить https://alii.pub/6lf3o2

    🚤 | 🐕 GPS Спидометр в лодкуСкачать

    🚤 | 🐕 GPS Спидометр в лодку

    Тахометр для лодочного мотора Suzuki df 2.5Скачать

    Тахометр для лодочного мотора  Suzuki df 2.5

    оборудование Orionboat#GPS спидометр для моторной лодки и все основные приборы в одном корпусе!!!Скачать

    оборудование Orionboat#GPS спидометр для моторной лодки и все основные приборы в одном корпусе!!!
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток